Бизнес — это любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды. По мере развития предпринимательской деятельности бизнес укрепляется, принимая различные виды и формы, но всегда основу бизнеса составляет малое предприятие. В нашей стране для определения малого предприятия используются отраслевая принадлежность и число занятых1.
Малые предприятия гибки и маневренны; они сравнительно легко приспосабливаются к конъюнктуре рынка и изменениям в производстве, оперативно реагируют на запросы потребителей, быстро осваивая новые технологии, новые виды продукции и услуг; расположены близко к потребителю. Развитие «малой экономики» способствует формированию конкурентной среды; широкое распространение «малых» предприятий делает экономику наиболее восприимчивой к внедрению достижений научно-технического прогресса. Кроме того, на малых предприятиях достигается более рациональное использование трудовых ресурсов, и «малая экономика» обеспечивает в определенной степени решение проблемы занятости, особенно в небольших и средних городах.
Малый бизнес, часто возникающий на короткое время для удовлетворения сиюминутных потребностей и изготовления комплектующих изделий, очень многообразен, и его следует квалифицировать по следующим признакам.
- 1. Малые предприятия могут быть основаны на частной, кооперативной, муниципальной, смешанной и других формах собственности. Создаваться они могут в форме хозяйственных товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, производственных кооперативов, муниципальных унитарных предприятий.
- 2. По способу образованиямелкие предприятия делятся на создаваемые заново и образующиеся путем выделения какого-либо подразделения из действующего предприятия. Важным моментом является возможность образования мелкой фирмы па основе смешанных форм собственности при наличии нескольких учредителей.
- 3. По уровню доходов и степени коммерческого успехамелкие фирмы можно разделить па три группы. Первую группу составляют предприятия, не имеющие наемных работников и живущие за счет собственного труда. Вторая группа представлена владельцами небольших предприятий, которые, как правило, имеют наемную рабочую силу. Их относительная хозяйственная устойчивость объясняется тем, что многие из них функционируют как подсобные и вспомогательные специализированные предприятия, работающие по субконтрактам с крупными предприятиями. Третья группа представлена собственниками небольших прибыльных предприятий (10—15% от общего числа), среди которых доминируют владельцы фирм и контор, специализирующихся на оказании профессиональных услуг.
Работа в мелких фирмах по своему характеру может быть как основной деятельностью, так и неосновной, когда наемные работники (врачи, юристы, экономисты, инженеры) образуют собственное дело и занимаются им часть рабочего дня (недели, месяца) или сезонно.
Взаимодействие малого бизнеса с крупным капиталом
По способу взаимодействия с крупным капиталом среди мелких фирм различают независимые фирмы, которые могут долго просуществовать, успешно конкурируя на рынке и оставаясь при этом мелкими, и фирмы, вступающие в симбиоз с крупной корпорацией. Существует несколько форм взаимодействия мелких фирм с крупным бизнесом. Среди них можно выделить такие формы, как:
- а) субподрядная система,в которой мелкая фирма специализируется па выпуске отдельных деталей, узлов и другой мелкосерийной продукции, поставляемой какой-либо корпорации. Мелкие фирмы прочно привязаны к головным компаниям производственной, коммерческой и финансовой зависимостью; вне их шансы организовать производство и выжить в конкурентной борьбе весьма сомнительны. В США в машиностроении и металлообработке более 50% компаний малого бизнеса связаны в своей деятельности с субподрядом. В Японии субподрядная система получила еще большее распространение;
- б) система франчайзинга(от англ. franchising, franchise —привилегия). Это смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой более крупная фирма, имеющая твердые позиции на рынке, заключает договор с более мелкой и предоставляет ей оборудование, материалы, технологии и бренд с тем условием, чтобы дочерняя фирма осуществляла свой бизнес только в той форме и на тех условиях, которые ей предпишет «родительская». Эта форма представлена системой дилеров, продавцов продукции крупных компаний. Владельцы фирм, действующих в рамках системы франчайзинга, имеют льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товара и приобретении оборудования, получении кредита и т.п. На эту систему в США (2010) приходилось 909 253 предприятия, которые произвели товаров и услуг на сумму 880 900 млн долл., или 4,4% в частном секторе производства в Соединенных Штатах. Годовой объем производства франчайзинговых предприятий — 2,31 трлн долл.! Это 11,4% от годового объема производства частного сектора Соединенных Штатов.
Франчайзинговые предприятия в США обеспечивают более 11 млн рабочих мест, или 8,1% от национальной рабочей силы частного сектора. Франчайзинговые предприятия в сфере питания выплатили годовой заработной платы в размере 278600 млн долл., или 5,3% от всей стоимости заработной платы в сфере частного бизнеса Соединенных Штатов. Франчайзинговые предприятия выплачивают 660 900 мл и долл. ежегодной заработной платы, или 12,5% от стоимости всех частных заработных плат в США. В то же время эти данные свидетельствуют и об усилении зависимости мелких фирм от крупного капитала.
В самой системе франчайзинга можно выделить три типа фирм:
- 1) фирмы, работающие только по системе контрактов, — они обязаны продавать всю свою продукцию головной компании;
- 2) фирмы, в которых крупный поставщик определяет многочисленные стороны их производственной и коммерческой деятельности;
- 3) предприятия-операторы, создаваемые на условиях аренды, — деятельность этих компаний полностью регламентирована.
Таким образом, крупный и малый бизнес находятся в тесной, но неравноправной взаимосвязи. Малый бизнес может действовать главным образом в тех сферах экономики, где это выгодно монополистам.
Фирмы-генерики
Наряду с рассмотренными ранее формами взаимодействия крупного и малого бизнеса существует особая группа мелких фирм, занимающихся копированием продуктов компаний в различных отраслях производства, — так называемые генерики. Первоначально это явление возникло в фармацевтике, затем распространилось на электронику и ряд других отраслей. Характерной особенностью фирм-генериков является дешевизна их продукта. Например, в Германии копии известных препаратов оказались вдвое дешевле оригиналов. Основную роль в этом играют два фактора:
- 1) копируя продукцию крупных компаний, малые фирмы не несут расходы на НИОКР;
- 2) крупные фирмы искусственно завышают цены, а малые обычно довольствуются сравнительно низкой нормой прибыли.
Предлагая равный по действию и назначению продукт гораздо дешевле, мелкие компании вытесняют крупные фирмы со значительной части рынка. Деятельность фирм-генериков выступает серьезным произвола в монополистическом ценообразовании.
Малый венчурный бизнес
Особое место в малом бизнесе занимает так называемый венчурный бизнес, представленный фирмами, занимающимися коммерческим освоением нововведений. Ряд причин, в том числе переход на новые технологии, развитие сферы услуг, новая волна научно-технических нововведений, наличие «избытка капитала», стимулировали создание «рисковых» инновационных, «стартовых» внедренческих компаний, которых объединяет одно — стремление извлечь максимум прибыли от коммерческого освоения нововведения любого вида (открытие, изобретение) и модификации уже освоенного товара. Венчурный капитал готов прийти в любую сферу приложения, но лишь тогда, когда есть шанс получить сверхвысокую прибыль. Обычно создание рисковой инновационной компании предполагает наличие трех условий: 1) идеи нововведения; 2) предпринимателя, готового на основе такой идеи организовать новую фирму; 3) капитала. Деятельность начинающих венчурных фирм финансируется из так называемых фондов венчурных капиталов, в которых участвуют венчурные корпорации.
Источник: studme.org
Характерные черты современного бизнеса
Будучи мощным инструментом экономической интеграции страны в мировую экономику, а следовательно — инструментом глобализации как таковой, международный бизнес в современных условиях определяется следующими характерными чертами:
1. Доступность и всеобщность. Хотя международный бизнес и регулируется соответствующими законодательствами стран, он все больше и больше превращается в своего рода неотъемлемую возможность практически для любой фирмы почти каждой страны, принципиально изменяя стратегические и тактические перспективы фирм и открывая перед ними невиданные ранее потенциальные поля деловой активности. В то же время здесь есть, конечно, и свои ограничения.
2. Ступенчатость развития. Речь идет о том, что вхождение фирмы в международный бизнес, по существу и как правило, начинается с простейших форм (см. выше) обычной зарубежной торговли и по мере развития достигает высшей формы — мультинациональной корпорации. Суть этой особенности не сводится к естественному требованию накопления опыта и наращивания потенциала — и само вхождение в международный бизнес, и дальнейшие достижения в нем будут заставлять фирму преодолевать своего рода пороги: если на начальном этапе это как минимум — порог, например, качественного уровня товаров фирмы и рациональности ее издержек, позволяющий более или менее нормально продавать товары за границей, то по мере ее развития это и вопросы грамотного развития дистрибьюции, эффективного использования международных рынков капиталов и рабочей силы, грамотной работы с международными транспортными сетями и т. д.
На все это можно возразить следующее: в конце концов, в той или иной мере ступенчатость наблюдалась и до эпохи глобализации. Что нового сегодня? Ответ очевиден: иная, принципиально новая технологическая основа.
3. Технологическая глобализация. Возможности компьютеризации, информатизации и телекоммуникаций принципиально изменили характер международного бизнеса, который в современных условиях приобрел три принципиально новые черты:
• он может эффективно осуществляться “не выходя из офиса”
• он может осуществляться в режиме реального времени;
• он может с помощью телекоммуникаций охватывать все интересующие бизнес рынки товаров, капиталов, рабочей силы, информации и т. д.
Конечно, и до эпохи глобализации прибыльна это, в конце концов, — финансовая категория) была главной целью международного бизнеса, но существо нового периода заключается в том, что поиск и использование международных конкурентных преимуществ теперь стали жестко опираться на достижения финансового менеджмента, новейшие и многочисленные финансовые инструменты, вырастающие из гигантских возможностей мирового финансового рынка. Накладываясь на уникальные возможности компьютеризации и телекоммуникаций, финансиаризация стала, по существу, мерилом совершенства любого международного бизнеса.
5. Сложное взаимодействие национального и интернационального. Возможно, ни по одному вопросу международного бизнеса не возникало столько споров и практиков, и исследователей, как по вопросу о влиянии на деловую жизнь планеты конвергентных и дивергентных процессов в сфере национальных культур.
С одной стороны, глобализация явно вела и ведет к чисто конвергентным процессам: начиная от джинсов, телевизоров и гамбургеров до формирования некоей мультинациональной деловой культуры, определенные принципы и правила которой разделяются практически большинством серьезных бизнесменов мира. Но, с другой стороны, нарастает национальная и культурная дифференциация, которая в крайних формах национализма и/или религиозной нетерпимости проявляется в тяжелых конфликтных формах; очевидно совершенно естественное стремление народов и этнических общностей сохранить свои культурные и национальные ценности, установки, стереотипы поведения, защитить их от размывающего влияния некоей “усредненной” (в основном, конечно, американской) массовой культуры. Зачастую это стремление принимает формы разного рода ограничений и запретов именно на международную экономическую деятельность в той или иной стране. И наконец, профессионалы в системе международного бизнеса постоянно убеждаются в том, что если обостренные национальные чувства и несут в себе немало проблем для их работы, то одновременно они же дают и интереснейшее поле новых достижений и мощного роста эффективности межстрановых деловых операций, если правильно учитывается и грамотно используется национально-культурный момент.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Характерные черты современного бизнеса
Международный бизнес в современных условиях определяется следующими характерными чертами:
— Доступность и всеобщность:
Любая фирма из любой страны в наше время имеет выход на международный уровень, перед ними открыты перед ними невиданные ранее потенциальные поля деловой активности. В то же время здесь есть, конечно, и свои ограничения.
— Ступенчатость развития:
Речь идет о том, что вхождение фирмы в международный бизнес, по существу и как правило, начинается с простейших форм обычной зарубежной торговли и по мере развития достигает высшей формы — мультинациональной корпорации. Суть этой особенности не сводится к естественному требованию накопления опыта и наращивания потенциала и само вхождение в международный бизнес, и дальнейшие достижения в нем будут заставлять фирму преодолевать своего рода пороги, если на начальном этапе это как минимум порог, например, качественного уровня товаров фирмы и рациональности ее издержек, позволяющий более или менее нормально продавать товары за границей, то в дальнейшем это порог эффективного использования международных рынков, капиталов и рабочей силы.
— Технологическая глобализация.
Возможности компьютеризации, информатизации и телекоммуникаций принципиально изменили характер международного бизнеса, который в современных условиях приобрел три принципиально новые черты:
a) он может эффективно осуществляться, не выходя из офиса;
b) он может осуществляться в режиме реального времени;
c) он может с помощью телекоммуникаций охватывать все интересующие бизнес рынки товаров, капиталов, рабочей силы, информации и т. д.
— Финансиаризация.
Этот термин был введен в оборот Ж.-П. Серван-Шрайбером и очень точно отражает важнейшую черту глобализированного международного бизнеса: выведение на первый план финансовой стороны.
— Сложное взаимодействие национального и интернационального.
С одной стороны, глобализация явно вела и ведет к обобщенности процессов: начиная с джинсов, телевизоров и гамбургеров до формирования мультинациональной деловой культуры, определенные принципы и правила которой разделяются практически большинством серьезных бизнесменов мира. Но, с другой стороны, нарастает национальное и культурное разделение, которое в крайних формах национализма и/или религиозной нетерпимости проявляется в тяжелых конфликтных формах. Очевидно, совершенно естественное стремление народов и этнических общностей сохранить свои культурные и национальные ценности, защитить их от размывающего влияния некоей усредненной массовой культуры. Зачастую это стремление принимает формы разного рода ограничений и запретов именно на международную экономическую деятельность в той или иной стране, но бесспорно главное: эффективная стратегия любой фирмы в эпоху глобализации должна сочетать в себе максимальное использование национального везде, где это можно.
Источник: vuzlit.com