Оказываются ли транспортные услуги самозанятыми: что говорит закон
Сам этот термин относительно новый, он вошел в обиход после принятия Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (НПД)».
НПД оказался хорош почти всем — низкими налоговыми ставками: 4% — при работе с физлицами, 6% — с организациями, удобной и простой отчетностью.
Дальше начинаются «но». Главное из них то, что пока еще очень далеко до приведения нового налогового режима в четкое и ясное соответствие со всем остальным массивом законодательных и подзаконных актов Российской Федерации.
В чем конкретно это выражается и как проецируется на услуги самозанятых водителей при перевозке грузов или людей — тема крайне запутанная.
Самозанятый или через парк? Как работать в такси
Согласно статьям 4 и 6 422-ФЗ, объект налогообложения — доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). В списке ограничений — найм работников, продажа имущества, транспорта, имущественных прав и паев, продажа подакцизных товаров, доходы свыше 2,4 млн рублей и т. д. Ни услуги такси, ни перевозка грузов самозанятым в качестве запретов формально не значатся.
И это главная загвоздка: казалось бы, самозанятый на своей машине — это и есть реализация услуг и имущественных прав. Но под законодательное определение «перевозчик» он не подходит.
На сегодня ситуация патовая, из анекдота «про квадратное и оранжевое». НПД — это налоговый режим, а перевозка, хоть грузов, хоть людей, — вид деятельности, и полноценные и полноправные перевозчики — только ИП или организации. К единому знаменателю эти вещи пока не приведены. И не понятно, будут ли.
Возможно ли заниматься перевозками, используя режим НПД: как происходит на практике
Все, изложенное выше, — теория. На практике самозанятые в грузоперевозках работают. Чем привлекателен этот налоговый режим, понятно: ни сложного оформления (вся регистрация происходит через интернет-приложение «Мой налог»), ни онлайн-кассы, ставка минимальная, плюс нет обязательных отчислений в Пенсионный фонд. Правда, и стажа для будущей пенсии нет.
На деле получается, что самозанятый водитель грузового автомобиля (своего собственного или взятого в аренду) так или иначе обязан оформить ИП, а уже после этого уведомить ФНС об изменении налогового режима на НПД. ИП при таком развороте никуда не девается. Насколько подобный гибрид правомерен, повторимся: единого мнения нет ни у юристов, ни у налоговиков. А значит, надежности и уверенности тоже нет. Живем сегодняшним днем.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что общего у репетитора, таксиста, кондитера. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как выгоднее работать ? Через парк, самозанятым или парковым самозанятым? / Яндекс.Такси
Работа в режиме НПД: что важно помнить
Если гражданин все-таки решит работать как самозанятый на своем автомобиле, кроме соответствующей регистрации в налоговой, ему необходимо учитывать несколько важных нюансов:
- оформление путевого листа (п. 2 ст. 6 259-ФЗ). Это обязательный документ на руках у водителя. Исключение — перевозки самозанятыми собственных грузов;
- транспортная накладная как подтверждение заключения договора перевозки.
Здесь мы возвращаемся к главной коллизии темы — оформлять транспортные накладные вправе только индивидуальные предприниматели и организации (п. 8 Приказа Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368). То есть правильное оформление услуги перевозки от самозанятого требует получения статуса ИП. А насколько это сочетается с режимом НПД в головах налоговых инспекторов, неясно — идем по кругу.
Если налоговая при проверке усмотрит в оказании услуг признаки трудовых отношений (в любую сторону) — это серьезное нарушение. Причина проста: всякая работа самозанятого — водителя, гида, курьера-доставщика — это работа самому на себя, без работодателей и подчиненных.
Источник: clubtk.ru
Что лучше для такси ип или самозанятый
Бесплатный вебинар «Какой договор выбрать компании для безрискового сотрудничества с внештатниками», 7 сентября 11:00
Самозанятый водитель такси: что изменилось и как заключить договор
Самозанятый водитель такси: что изменилось и как заключить договор
Айсель Меликова
25 августа 2023
С 1 сентября 2023 года вступил в силу закон № 580-ФЗ, который устанавливает новые правила на рынке такси (Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 580-ФЗ). Среди новшеств — возможность самозанятым оказывать услуги таксиста без оформления ИП, напрямую с агрегаторами.
Что изменится в сотрудничестве с водителями и какие риски и преимущества несут в себе нововведения, читайте в статье. Узнайте об условиях, которые нужно проверить у самозанятого водителя, прежде чем заключить с ним договор.
Что изменилось в сотрудничестве с водителями такси
Новый Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 580-ФЗ определяет, в числе прочего, условия для допуска водителей к перевозкам и устанавливает особенности сотрудничества для самозанятых таксистов. Какие требования принципиально новые, а какие дублируют уже действующее законодательство, смотрите в таблице.
Условия для допуска к оказанию услуг в такси
Условие;Было;Стало
Кто вправе быть таксистом;Заниматься перевозкой легковым такси могли юридические лица или ИП.;Добавили самозанятых, при условии заключения договора со службой заказа такси. Какой документ нужен;Право на перевозку легковым такси подтверждало разрешение. Срок действия не менее 5 лет.;Требование о получении разрешения сохранили.
Срок действия для юрлиц и ИП устанавливают власти региона, но не менее 5 лет. Для самозанятого — 5 лет или меньше по его заявлению. Есть ли плата за разрешение;Да.;Бесплатно.
Как получить разрешение;Чтобы получить разрешение, водитель подавал заявление и следующие документы: паспорт, свидетельство о регистрации транспортного средства, копия договора лизинга, аренды машины или нотариальной доверенности на транспортное средство.;Перечень документов для получения разрешения поменяли. Добавили копию договора со службой такси и справку об отсутствии судимости для самозанятых таксистов.
Также обновили форму заявления. Как проверить разрешение;Не фиксировали.;Теперь разрешение подтверждается записями в региональном реестре перевозчиков и региональном реестре легковых такси.
Какие есть требования к транспорту;У транспорта под такси должны были быть: цветографическая схема на кузове — «шашечки», цвет кузова должен был соответствовать региональным требованиям, если они есть, опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше, наличие таксометра, если плату определяли по его показаниям.;Убрали требование об обязательности таксометра. Добавили правило не размещать информацию о маршруте перевозки, начальном и конечном пунктах поездки и ее стоимости на внешних поверхностях легкового такси.
Что должно быть в салоне такси;На передней панели легкового такси справа от водителя размещают: наименование, адрес и телефон перевозчика, номер выданного перевозчику разрешения, срок его действия, наименование органа, выдавшего разрешение, тарифы за пользование легковым такси.;Требования расширили. Теперь дополнительно указывают: регистрационный номер такси, номер записи в региональном реестре перевозчиков, ФИО водителя, абонентский телефонный номер уполномоченного органа.
Теперь можно не указывать адрес перевозчика и наименование органа, выдавшего разрешение. Какие требования к водителю;Два требования к водителям: наличие водительских прав категории «В» не менее трех лет, отсутствие медицинских противопоказаний и ограничений.;Требования сохранили. Добавили требование заключить трудовой договор с перевозчиком. Исключения — водитель-ИП и самозанятый с разрешением.
Кроме того, в «Законе о безопасности дорожного движения» закрепили обязанности самозанятых водителей такси. Эти обязанности самозанятые таксисты не могут переложить на агрегаторы.
Источник: konsol.pro
Трудовые отношения и самозанятость в такси
Состоялось решение по иску г-на Щербинин Я.И. к ООО Яндекс.Такси о признании
трудовых отношений. И так, информация по делу:
Отказано в удовлетворении!