Профессиональный праздник бизнеса ежегодно отмечается 26 мая. В этом году он прошел в форме «Фестиваля Бизнеса», где предприниматели получил возможность обменяться опытом, найти партнеров, задать наболевшие вопросы представителям власти и институтам поддержки предпринимательства. О том что нужно бизнесу для развития рассказал гендиректор ООО «Прайм Бондс» Дмитрий Виншу. Судя по реакции участников фестиваля, он выразил точку зрения большинства предпринимателей. Вишну провел небольшое исследование по открытым источникам и оценил насколько доступна и понятна информация для бизнеса о тех мерах поддержки, которые предлагают региональные и муниципальные власти, какими мерами поддержки предприниматели на самом деле могут воспользоваться.
— Все меры я разделил на финансовые и имущественные. По финансам. В бюджете города запланировано оказание поддержки предпринимателям в размере 4 млн руб на всех. Однако эта поддержка доступна только для тех, кто существует не менее одного года. Региональный бюджет в этом отношении более пластичен.
Необходимо серьезно пересмотреть взаимоотношения бизнеса и власти — эксперты
Сумму областной поддержки мне не удалось выяснить, но я могу точно сказать, что это десятки миллионов рублей. Регион готов их направлять на субсидирование части затрат на покупку оборудования, по договорам лизинга, деятельности в сфере бытового обслуживания. Есть в региональных программах и гранты для начинающих предпринимателей, — перечислил Виншу.
Мэрия также предлагает имущественные меры поддержки. Это муниципальная аренда, когда город сдает предпринимателям принадлежащие ему площади по льготной ставке в рамках конкурса.
— Я посмотрел и выяснил, что основные объекты аренды мэрии — это подвальные помещения в жилых домах. Что в них может делать малый бизнес, который, в моем понимании, в основном представляет торговлю и производство? Наверное можно открыть в подвале магазин, но конкурировать с сетями расположенными на первых этажах домов он определенно не сможет.
Производство в подвале жилого дома из-за шумности этого процесса тоже разместить нельзя. Склад? Погрузка и разгрузка товара на склад руками — тяжелая процедура, — сказал предприниматель.
Проанализировав реальную доступность мер господдержки Дмитрий Виншу сформулировал ряд факторов которые, по его мнению, могли бы стимулировать предпринимательскую активность. Часть из них требует регулирования на федеральном уровне.
— Региональный бюджет готов субсидировать ряд затрат бизнеса, но ставит условие — сумма не должна превышать уплаченных за предыдущий год налогов. Однако не все предприятия выходят на солидные суммы налоговых платежей на старте. Было бы целесообразно для выдачи субсидий учитывать суммы налоговых выплат за три года, — предлагает Виншу.
Он также считает, что предпринимателей нужно активнее информировать о мероприятиях и формах господдержки. Для этого власти нужно использовать не только собственные специализированные сайты, но и те источники информации которые читает и смотрит бизнес. Иначе шансы на то, что эту информацию кто-то увидит, минимальны.
Вебинар Юлии Дмитриевой «Взаимодействие бизнеса и власти»
— Важный фактор — упрощение процедуры открытия юридического лица. Сегодня это сделать не просто. Налоговая служба начала требовать подтверждение юридического адреса вновь открываемой организации — только письма теперь не достаточно, требуется договор аренды.
В итоге вновь создаваемая организация заходит в тупик: как предоставить договор аренды организации которая, если ее еще не существует? Закрытие юридического лица также вызывает сложности. Допустим предприниматель начал деятельность, поработал месяц, год, три и понял, что это не его. Ему нужно закрыть юрлицо. Сейчас есть две возможности — банкротство и ликвидация.
Ликвидация длится полгода, а банкротство подразумевает определенные административные последствия для учредителя и директора этого юрлица, они довольно серьезные, — перечисляет предприниматель.
Он также предложил подумать о введении моратория на начисление налогов и штрафов для малых предприятий, фактически не ведущих деятельность, но не сдающих, в силу каких-то причин, отчетность. В перечень имущественных муниципальных мер поддержки необходимо включать помещения не только в подвалах жилых домов, но также складские, и производственные объекты площадью 50-100 кв метров. Это было бы большим подспорьем для начинающего бизнеса.
Из финансовых инструментов поддержки, по оценке Дмитрия Виншу, наиболее интересными являются псевдолизинг и псевдофакторинг. В качестве псевдолизинговой организации могла бы вступить госструктура, которая выкупала бы на себя оборудование, нужное предпринимателю, а далее передавала его по договорам аренды или выкупа бизнесу.
— Пусть будет небольшая наценка, но это позволит малому бизнесу уйти от большой и сложной работы по получению и согласованию условий банковского кредита для этих целей, — объяснил Виншу. — Псевдофакторинг тоже можно выстроить в виде централизованной структуры. Ее функция — помощь предпринимателям в работе с сетями. Эта структура могла бы заключать с ритейлерами договоры на поставку товаров от мелких производителей и оплачивала бы поставщикам их товары. А ей бы уже платили сети. Это увеличило бы скорость возврата и оборачиваемость денежных средств и сильно облегчило бы жизнь мелким производителям.
По данным врио министра промышленности и торговли Новосибирской области Николая Симонова, в прошлом году по всем формам господдержки в регионе ее получили всего 50 предпринимателей. На 10 мая этого года в области зарегистрировано 150 800 СМиСП.
— Такие результаты погоды не делают. Для того чтобы помочь бОльшему числу предпринимателей государство выбрало стратегию вложения средств в инфраструктуру, — сказал Симонов.
Из общего числа зарегистрированных в регионе предпринимателей, 600 — юридические лица, 80 тыс. — микропредприятия, около 6 тыс. — малые предприятия, 67 — субъекты среднего бизнеса, 64200 — индивидуальные предприниматели (+1.5% за 2017 год). Число занятых в этом секторе, включая наемных сотрудников, составляет почти 305 тыс. человек. Это свыше 34% всего трудоспособного населения занятого в экономике области. Оборот СМиСП за прошлый год — 1,407 млрд рублей или 54% от всего оборота всех предприятий и организаций области. Рост к 16 году — 135%.
Источник: dzen.ru
«Снизить налоги и не мешать работать». Чего бизнес ждет от власти сегодня
Нынешние санкции и ограничения уже почувствовали 74% предпринимателей. Но доля тех, кто готов бросить все и покинуть страну, не так уж велика: 69% останутся в России, несмотря на сложности.
В марте 2022 г. агентство ZG Branding: «Вопрос, какая поддержка нужна бизнесу, мы задаем уже много лет и всегда одним из лидеров был ответ «Просто не мешать работать». Но в текущих условиях лидером стало мнение «Снижение налогов»».
В начале марта санкции коснулись большинства опрошенных (74%).
Больше четверти участников опроса (28%) пересмотрело свои бизнес-цели с фокусом внимания на 1 год, еще 19% сузили рамки бизнес-планирования до 1 месяца.
При этом на вопрос «Задумывались ли вы о релокации вашего бизнеса в другую страну?» 46% опрошенных предпринимателей ответили твердое «Нет», а 23% — «скорее нет». Возможность релокации прежде всего рассматривают представители IT-сферы, бизнес-услуг и частично производства. Всего около 26% опрошенных.
Бизнес ищет для себя новые возможности. И начинает с себя. Большинство опрошенных планируют оптимизировать расходы и пересмотреть свои бизнес-стратегии.
Это уже не первый кризис, который прошли опрашиваемые предприниматели. Больше половины из них — 54% — в бизнесе 10-20 лет и более, и уже видели многое. Согласно мировому опыту, наиболее эффективно себя показывает амбивалентная стратегия, которая одновременно направлена на повышение эффективности работы компании/производства и исследования (поиск новых конкурентных преимуществ в сложившихся условиях), — комментирует Владимир Жолобов .
Две трети участников опроса подтвердили: они занимаются любимым делом и получают от него доход.
В опросе участвовало более ста предпринимателей из самых разных отраслей: торговых и производственных компаний, IT-технологий, строительства, общественного питания, образования, бизнес-услуг. И в большинстве ответов они единодушны: бизнесу нужны клиенты.
Источник: www.dk.ru
Что нужно от государства предпринимателям
Две недели назад РБК запустил опрос предпринимателей, чтобы узнать, что больше всего мешает им вести бизнес и каких действий, чтобы исправить ситуацию, они ждут от государства. В голосовании приняли участие более 17 тыс. читателей, а свои предложения и идеи в редакцию прислали свыше 300 представителей малого и среднего бизнеса.
Итоги опроса говорят сами за себя: главные проблемы бизнесменов, по мнению участников опроса, – высокие налоги, неопределенность экономической ситуации и неподъемные ставки по кредитам: каждый из этих пунктов отметили более 9000 человек, или более 50% проголосовавших (см. рисунок). «Кредиты в 40% годовых отработать на производстве нереально. Скоро рухнем мы, а за нами рухнут банки», – предупреждает владелец компании «Амурский осетр» Юрий Морозкин.
Больше стабильности
А вот главная просьба малого бизнеса к власти, которая указана в каждом четвертом письме предпринимателей в редакцию: бизнесу нужны понятные и стабильные правила игры. Государству, которое постоянно меняет требования, никто не верит, пишут предприниматели. «Законы должны быть одинаковы для всех, включая высшую власть, – иначе это не законы. Само понятие законности у нас теряет всякий смысл, так как власть всегда выворачивает закон наизнанку в свою пользу», – подчеркивает он.
«Сейчас весь объем обязанностей предпринимателя разбросан по тысячам постоянно меняющихся нормативных актов, законов, писем, инструкций, и узнать его просто невозможно, чем пользуются чиновники и проверяющие, как фокусники из рукава вытаскивающие одну многостраничную бумажку за другой, – говорит один самарский торговец. – Мелкий предприниматель не в состоянии знать и выполнить все это бюрократическое безумие».
Меньше регулирования
Но и само госрегулирование предпринимательской деятельности стоило бы значительно сократить, уверены представители малого и среднего бизнеса.
«Любой бизнесмен скажет, что работать ему мешает государство, в первую очередь своим желанием все проконтролировать через всевозможные лицензии, сертификации и согласования, – пишет Виктор Крылов из Санкт-Петербурга.
С большими трудностями предприниматели сталкиваются при кадровом учете наемных сотрудников, при осуществлении строительства и получения различных сертификатов и разрешений при производстве чего-либо.
Будет гораздо легче, если также упростить наем и увольнение сотрудников и снизить количество документов кадрового учета.
Олег Ефремов из Ярославля решил построить на собственном участке земли вместо сарая магазин автозапчастей. «Я больше года добивался разрешения на строительство: проблема в том, что на каждую бумажку в департаменте строительства требуют другую бумажку в департаменте архитектуры, а там – в Роспотребнадзоре, и так почти до бесконечности, – делится он. – Каждая бумажка выдается месяц, и вся жизнь проходит в ворохе бумаг».
Ниже налоги на оплату труда
«Необходимо уменьшить начисления на заработную плату хотя бы до 20%, – предлагает Игорь Дюков из Самары. – Малые предприятия в основном работают в сфере обслуживания – торговля, рестораны и кафе, автосервисы и т.п. Подобная специализация подразумевает большое количество персонала, которое практически невозможно уменьшить путем автоматизации. Учитывая, что при благоприятных условиях малый бизнес будет генерировать большое количество рабочих мест, он вполне заслуживает подобной лояльности от государства». В таком случае малый бизнес сможет платить 100% белой зарплаты, а не работать всерую, как делают сейчас многие предприниматели, отмечает Владислав, занимающийся торговлей в Москве.
Источник: bishelp.ru