Любой предприниматель, как вы знаете, организуя свое дело в той или иной сфере экономики, руководствуется прежде всего следующим правилом: доходы должны превышать расходы, т. е. он должен возместить все затраты на производство своего товара или услуги и получить прибыль.
Предположим, дела нашего предпринимателя идут хорошо: потребителям нравится его товар, спрос на него все время растет, ему надо бы расширить свое производство. Например, он хотел бы увеличить объем выпускаемой продукции, нанять более квалифицированных работников или купить современное оборудование. Но где взять деньги?
Другой вариант. Дела предпринимателя идут плохо: расходы превышают доходы, а рабочим надо выдать зарплату, с поставщиками — расплатиться за сырье. И здесь та же проблема — откуда взять деньги?
Денежные средства предприятия называются финансами, а их пополнение — финансированием. Как видно из предложенных выше ситуаций, оба предпринимателя, независимо от состояния своего бизнеса, вынуждены искать дополнительные источники финансирования. Каковы же могут быть эти источники?
Источники финансирования делятся на внутренние и внешние.
Внутренними источниками могут служить прибыль фирмы и амортизационные отчисления.
Их использование носит название «самофинансирование», т. е. финансирование за счет собственных средств. Самофинансирование присуще в основном мелким предприятиям, которым, как мы увидим далее, трудно достать деньги из других источников. Прибыль у этих предприятий небольшая, поэтому с ее помощью расширить производство удается крайне редко. Остается еще один источник самофинансирования — амортизационные отчисления. Рассмотрим возможности их использования на условном примере.
Предположим, что предприниматель купил станок за 150 000 р., срок службы которого равен 5 годам. Значит, амортизационные отчисления составят 30 000 р. в год (150 000: 5). Амортизационные отчисления входят в цену товара, поэтому если предприятие производит в год 300 изделий, то в цену каждого изделия войдет 100 р. (30 000 : 300). Через 5 лет предприниматель накопит 150 000 р. и должен будет купить новый станок. Но поскольку технический прогресс не стоит на месте, через 5 лет аналогичный станок нового поколения может стоить дороже и денег придется добавить.
Правда, существует еще один вариант — так называемый метод ускоренной амортизации. При этом методе можно списать стоимость оборудования быстрее, например за 2,5 года, но тогда амортизационные отчисления составят 60 000 р. в год (150 000:2,5), и если будет выпущено столько же товара в год, то в цену войдет уже 200 р. (60 000: 300). Но у малого предприятия много конкурентов, и если оно поднимет цену на 200 р., то потребители предпочтут покупать товар у его конкурентов по прежней цене, а наш предприниматель рискует вообще не продать свой товар или продать с убытком для себя.
Таким образом, самофинансирование поможет успешному малому предприятию сохранить свой бизнес, но если предприниматель захочет расширить свое производство, то будет вынужден прибегнуть к внешним источникам финансирования.
Крупный же бизнес с успехом использует ускоренную амортизацию, потому что покупает высокопроизводительное оборудование, наращивает производство и далее высокие амортизационные отчисления распределяет на возросшее количество продукции, что не приводит к росту цены. При этом сохраняется конкурентоспособность на рынке.
Да и прибыль у крупной фирмы достаточно велика. Как правило, крупные корпорации имеют юридическую форму акционерного общества, а значит, владельцы акций должны получать часть прибыли — дивиденды. Поэтому прибыль делится на две части — распределяемая, из которой выплачиваются дивиденды, и не распределяемая, которая направляется на различные нужды предприятия, в том числе и на расширение производства. Таким образом, крупные фирмы могут успешно использовать свои внутренние источники финансирования.
Теперь обратимся к внешним источникам финансирования бизнеса. Внешними источниками являются банковские кредиты, средства различных финансовых учреждений (страховых и инвестиционных компаний, пенсионных фондов и др.), государственные и региональные фонды поддержки малого предпринимательства.
Итак, фирмы могут воспользоваться финансовыми услугами банка, равно как и других финансово-кредитных учреждений, с основными функциями и производимыми операциями которых вы познакомитесь в следующих параграфах. Здесь мы остановимся лишь на банковских кредитах.
Банковский кредит — денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты определенного процента.
Кредиты бывают двух видов — краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные кредиты выдаются на срок не более одного года, а долгосрочные — более одного года.
Ни один банк не выдаст кредит просто так: он хочет знать, на какие цели нужны эти средства и что предприятие может предложить в качестве гарантии возврата ссуды. Ведь банк рискует деньгами своих вкладчиков, поэтому дол ясен быть уверен в возврате кредитов.
Рассмотрим пример с краткосрочным кредитом. Предприниматель продал товар оптовому торговцу, но получил за него не наличные деньги, а вексель — обязательство оплатить определенную сумму в определенный срок, предположим, через 3 месяца. Но нашему предпринимателю деньги нужны раньше, для покрытия других расходов. Тогда он идет в банк за краткосрочной ссудой на срок от 30 до 60 дней под залог векселя.
Краткосрочные ссуды автоматически погашаются за счет средств от реализации товаров и даже могут предоставляться малым предприятиям без обеспечения гарантий (например, если фирма — постоянный и надежный клиент банка).
Долгосрочный кредит выдается на более длительный срок и используется в основном на цели модернизации или расширения производства. Этот кредит выдается крупным предприятиям, которые могут предоставить банку более солидные гарантии возврата ссуды. В качестве гарантии может выступать имущество данного предприятия (земля, здания и сооружения, машины и оборудование), а также возможны гарантии успешных партнеров по бизнесу или государственных учреждений.
Долгосрочные ссуды погашаются из будущих доходов предприятия.
Таким образом, у крупных предприятий гораздо больше возможностей для финансирования бизнеса как из внутренних, так и из внешних источников.
А как же быть успешному предпринимателю, дела которого идут хорошо и который хочет расширить свое производство? Банки отказывают ему в долгосрочном кредите, потому что у него нет залога и нет достаточно солидных гарантий. У родственников и друзей он уже занял деньги, но их не хватает.
У него остается один путь — найти партнеров, чтобы преобразовать свое индивидуальное предприятие в товарищество. Партнеры вносят свой пай деньгами, и теперь совместными усилиями они расширяют производство. Но рынок снова поглощает товары предпринимателя, который вместе с партнерами должен изыскать новые средства для дальнейшего расширения производства.
Еще один шаг — преобразовать товарищество в закрытое акционерное общество. Партнеры выпустили акции, распространили их среди известных им людей, готовых рискнуть своим капиталом в обмен на определенную долю участия в этом предприятии. Полученные таким путем деньги не надо отдавать, однако, как вы помните, акционеры теперь имеют право на часть дохода фирмы в виде дивидендов на свои акции.
В заключение необходимо отметить, что во всех развитых странах государство оказывает поддержку малому бизнесу, не только предоставляя налоговые льготы, но и помогая получить средства для финансирования. Например, используя средства различных фондов поддержки малого предпринимательства. Есть такие фонды и в России. Они не только предоставляют кредиты под льготные проценты, но и дают гарантии для получения таких кредитов у частных коммерческих банков.
Источник: tepka.ru
От чего зависит успех в бизнесе и как его не потерять
Занятие бизнесом никогда не было легким. 95% открывшихся компаний закрываются в течение нескольких лет с убытками, оставляя владельцев ни с чем, так как многие из них просто не знают от чего зависит успех в бизнесе. Они допускают простейшие ошибки, которых можно легко избежать.
В современности стартует огромное множество проектов. Особенности конкуренции стали таковы, что даже опытные бизнесмены имеют за плечами как минимум несколько затухших идей. Однако они все равно смогли продвинуться вперед.
Статьи по теме
От чего зависит успех в бизнесе: основы
Главная платформа для подъема бизнеса вверх и превращения его из маленькой фирмы в корпорацию создается в голове основателя. Именно так. Ведь необходимо умелое планирование, тщательно выверенные действия, а главное — креативность и способность решать задачи необычно.
В целом, можно понять от чего в бизнесе зависит успех:
- Планирование. Необходимо проанализировать, какие именно действия способны принести прибыль, и сосредоточиться только на нем. Не стоит браться сразу за несколько дел, это отвлекает и снижает эффективность.
- Правильный отбор предложений. Следует подобрать оптимальные критерии, по которым будут оцениваться предложения от потенциальных партнеров. Время — ценнейший ресурс, им нужно распоряжаться правильно.
- Делегирование задач. При первой возможности стоит снять с себя хотя бы несколько задач. Это поможет избежать выгорания, а также позволит построить новые планы развития, уделить больше времени анализу.
Согласно Харви Маккею, в бизнесе есть три главных слагаемых успеха: упорство, определение цели и сосредоточение усилий.
Необходимо найти область, в которой человек будет наиболее эффективен, где его знания позволят обнаружить нечто новое, востребованное обществом. В этом случае начатый бизнес будет не только пользоваться спросом, но и сможет быстро вырасти в нечто большее.
При этом не менее важную роль играют деловые отношения, а точнее отношение к ним у руководителя. Зачастую начинающие свой бизнес не вполне понимают, каким образом нужно подходить к поиску партнеров.
Для этого существует несколько условий:
- быть честным и надежным;
- соблюдать деловую репутацию;
- понимать особенности профессиональных полномочий и следование нормам субординации;
- создание системы деловых ценностей и приобщение к ней сотрудников.
Партнер должен обладать навыками или инвестициями, но при наличии которых все же бизнес себе на текущий момент позволить не может.
Ошибки начинающих предпринимателей
Важно понимать, что основа любого бизнеса — идея и уникальность получаемого продукта. Если это отсутствует, дело практически всегда обречено на провал. Но в этой переменной есть еще одно условие — заинтересованность покупателей. Условно, важны не столько преимущества товара, сколько то, ради чего платит покупатель. Те, кто приобретают лекарства в первую очередь платят за здоровье, покупатели лосьонов для загара желают прекрасный загар и так далее.
Неготовность к запуску проекта — главная ошибка, перечеркивающая все в зарождающемся бизнесе от чего зависит успех и стабильность. Перед стартом важно просчитать рентабельность и перспективность продукта. Он должен быть востребованным даже через 5-10 лет. Помимо этого, понадобится высчитать объем инвестиций.
Среди прочих ошибок:
- Неправильный выбор целевой аудитории и непонимание собственного продукта.
- Отсутствие инвесторов и финансовой подушки, неумение привлекать средства.
- Отсутствие делегированных задач, неправильный контроль над выполнением задач и непонимание бизнес-процессов.
- Слишком быстрый старт проекта (когда ничего не готово), либо слишком медленный, когда ниша занята конкурентами.
- Отсутствие системы развития, мотивации и контроля сотрудников.
Помимо этого, начинающие предприниматели нередко ошибаются в главном — успехе. Это весьма растяжимое понятие. Для кого-то 10 000 чистого дохода уже хорошо, тогда как для другого даже 200 000 будет провалом.
Семь факторов успеха для бизнеса вывел Брайан Трейси в книге «Как управляют лучше». Именно их следует придерживаться при планировании. Это:
- Повышение производительности, оптимизация производства не в ущерб товару.
- Поддержание удовлетворенности клиента. Для этого необходимо давать аудитории возможность оценить качество от 1 до 10. Примерно 85% людей, поставивших оценку 9 и выше, вновь обратятся за услугами.
- Анализировать метрики дохода.
- Поддерживать высокие стандарты качества.
- Вводить инновации, поощрять сотрудников за усовершенствования рабочих процессов.
- Заниматься развитием компании, улучшать продуктивность труда, реорганизовывать работу и переводить сотрудников туда, где они будут приносить максимальную пользу.
- Помогать работникам развиваться, повышать их квалификацию.
Нужно помнить, что 20% усилий дадут 80% результата. Посредством анализа необходимо выбрать те действия, что принесут делу максимум пользы.
От чего зависит успех в бизнесе по мнению эксперта — видео
Источник: mind-control.ru