Этика бизнеса – это раздел деловой этики, который базируется на открытости, честности, верности слову, а также способности эффективно функционировать на рынке при соответствии существующему законодательству.
Общие сведения об этике бизнеса
Существуют две базовые точки зрения на соотношение этических и общечеловеческих принципов этики бизнеса:
- релятивистская этика;
- универсальная этика бизнеса.
Согласно релятивистской этике, каждая референтная группа имеет особые этические нормы. Универсальная этика бизнеса основывается на базовых этических нормах, а именно быть честным, держать слово, не вредить и т. д. Существует мнение, что теоретически более правильной является вторая точку зрения.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Необходимо отметить, что система этических правил и норм современного бизнеса не возникла в готовом виде и складывалась в течение весьма длительного периода.
Первичные основы этики бизнеса и профессиональной этики были заложены в период античности. Но особенную остроту проблемы этики бизнеса приобретают в современном мире, поскольку сильно изменился рынок, и конкуренция между бизнес-партнерами обострилась.
В связи с этим многие современные учебные заведения включают в свои учебные планы изучение основ экономической этики.
Экономическая этика
Экономическая этика является важнейшим разделом бизнеса, в связи с чем достаточно важно верно определить данный феномен.
Экономическая этика — это система правил и нормативных элементов поведения сотрудника бизнес-сферы, которые предъявляются ему обществом с целью анализа соответствия его стиля работы и характера общения с участниками бизнеса эталону. Это – адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека.
«Этика бизнеса в России »
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Этика бизнеса включает в себя деловой этикет, формируемый под влиянием традиций и определенных исторических условий в конкретном государстве. Она также составляет этику ведения переговоров и составления документации, адекватного применения конкуренции.
Определение 2
Деловой этикет – это нормы, регламентирующие стиль работ, манеру общения между фирмами и т. д.
Деловой этикет входит в азы предпринимательства, поэтому человек, который не освоил их будет применять в своей работе так называемые «дурные инстинкты», а именно «лукавство», «обман».
Серьезный предприниматель, скорее, понесет убыток, нежели нарушит деловой этикет, нормы предпринимательской этики.
Этика бизнеса не возникла спонтанно и ее формирование шло длительно и сложно. Среди условий для формирования этики бизнеса можно выделить:
- политическую и экономическую свободу;
- стабильность законодательства и адекватную пропаганду права.
Первый национальный этический кодекс в области бизнеса был разработан Торговой палатой США. Некоторые его основы применяются и в нашей стране.
Основными принципами ведения современного российского бизнеса можно назвать: справедливость и доверие, оказание услуг на основе взаимной выгоды. Но при этом можно сказать, что это в некотором роде характеризует этику бизнеса как примитивную область знаний.
Постулаты этики бизнеса в России
Основными постулатами этики бизнеса в России можно назвать:
- убеждение в полезности собственного труда;
- вера в то, что окружающие люди хотят работать и умеют это делать;
- расценивание бизнеса, как привлекательного творчества.
Такие основные принципы этики делового человека и специалиста в области бизнеса можно конкретизировать применительно к конкретным сферам деятельности. Становление этических норм бизнеса в России имеет собственные особенности, что можно объяснить специфическим историческим путем, который прошло государство.
Этика бизнеса часто связывается с управленческой этикой, поскольку бизнесмен часто принимает на себя функции руководителя.
Определение 3
Управленческая этика – это совокупность правил и форм делового общения, способствующая установлению между руководителем и подчиненными атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения.
Результаты любой бизнес – деятельности в условиях современного рынка предопределяются качеством работы бизнесмена с тем «человеческим материалом», который имеется у него в наличии.
Поэтому этика современного бизнеса неразрывно связывается с психологией предпринимательской деятельности. Психология бизнеса становится фундаментом для того, чтобы выстроить деловой успех.
Определение 4
Психология бизнеса – это сфера науки, которая занимается психологическими проблемами и специфическими особенностями управления.
Управленческая этика в современных условиях претерпевает существенные изменения и метаморфозы. В настоящее время в тень ушли такие ценности, как иерархия, послушание, власть, карьера, централизация.
Таким образом, этика бизнеса создает творческое поле для развития внутреннего начала предпринимателя и помогает ему повысить степень собственной компетентности в профессиональной области.
Руководитель может оказывать весьма сильное воздействие на подчиненных, только если они убеждены в обширности и ценности его знаний, компетентности, что очень важно в современных условиях развития бизнес – сферы. Деловой этикет входит в азы предпринимательства, поэтому человек, который не освоил их будет применять в своей работе так называемые «дурные инстинкты», а именно «лукавство», «обман». Серьезный предприниматель, скорее, понесет убыток, нежели нарушит деловой этикет, нормы предпринимательской этики.
Источник: spravochnick.ru
Этика бизнеса в России в мире
Этика бизнеса (предпринимательства) занимает основное место в этике деловых отношений.
Существует две основные точки зрения на соотношение общечеловеческих этических принципов и этики бизнеса: 1) правила обычной морали к бизнесу не относятся или относятся в меньшей степени. Эта точка зрения соответствует концепции так называемого этического релятивизма, согласно которой для каждой референтной группы (т.е. группы людей, на мнение которых о своем поведении ориентируется данный субъект) характерны свои особые этические нормы; 2) этика бизнеса основана на всеобщих универсальных этических нормах (быть честным, не причинять вреда, держать слово и т.п.), которые конкретизируются с учетом специфической социальной роли бизнеса в обществе. Теоретически более правильной считается вторая точка зрения.
Важной особенностью является соотношение религиозной этики и этики бизнеса. Многие западные предприниматели считают, что их бизнес может рассматриваться как конкретизация принципов христианского учения и христианских заповедей. Однако бурное развитие стран Юго-Восточной Азии ясно показало, что, хотя в основе жизни людей на Востоке лежат совсем иные религиозные учения, моральные ценности рыночной экономики в целом оказываются общими для всех капиталистических стран, независимо от вероисповедания предпринимателей. Общепризнанными (хотя и не общепринятыми) этическими нормами во всем мире считаются соблюдение права неприкосновенности частной собственности; уважение к закону; верность данному слову; культ честной конкуренции; участие в благотворительных акциях; предоставление кредита, основанного на доверии; щепетильность и забота о своей собственной репутации и репутации фирмы и т.п.
Этические нормы бизнеса в России имеет свои особенности. Это связано со сложившимся своеобразным отношением к закону и к роли государства. Этический парадокс российского бизнеса состоит в том, что этичность или неэтичность тех или иных поступков часто не определяется ни законом, ни личным выбором, а диктуется прежде всего необходимостью выживания предпринимателя в условиях неопределенности, несовершенства и несоблюдения законов, безразличия, а зачастую и притеснения со стороны государства. Система партнерства бизнеса и государства в современной России жизнеспособна лишь в виде сращивания крупных структур бизнеса с коррумпированным чиновничеством в виде олигархии. Трудно говорить об этичности поведения государства в условиях невыплаты заработанных денег работникам финансируемых непосредственно из бюджета организаций и предприятий, неоплаты государственных заказов и других нарушений действующих законов, правил, обещаний.
Разрешить этический парадокс российского предпринимательства возможно лишь в том случае, если государство выполнит свои функции и создаст цивилизованные условия для бизнеса, для его устойчивости в России.
Одно из направлений, вызывающее значительное сопротивление в российской бизнес практике и принятых в зарубежных компаниях информирование о нарушениях. «При разработке системы исполнения этического кодекса менеджеры и консультанты сталкиваются с существенным напряжением, возникающим в результате неоднозначной, противоречивой оценки необходимости информирования/доносительства об этических нарушениях. С одной стороны, нужно найти какое-то объяснение необходимости информирования, с другой — у сотрудников существует убеждение в безнравственности самого факта доносительства, независимо от того, по каким основаниям и в какой ситуации оно было совершено»[2. c. 26].
Базовым ограничением внедрения этических норм в российские организации является невозможность их прямого административного регулирования. Область индивидуальных нравственных установок является слишком деликатной для непосредственного вмешательства с помощью директивных рычагов. Поэтому, как правило, кодекс не предусматривает юридической ответственности за его неисполнение.
Тренинги по бизнес-этике пока слабо распространены в российских компаниях. Они имеют очень сложную структуру, подбираются под конкретную страну или регион. Например, тренинги в американских компаниях существенным образом отличаются от тех, которые данная компания проводит в филиалах, расположенных в других странах. Бизнес-этика в США более глубоко укоренена в правовой системе, поэтому большее значение придается соблюдению законов, чем собственно этике и системе корпоративных ценностей. Для США в высшей степени характерна склонность к судебным разбирательствам, и если суждение работника окажется неправильным, компания и работник могут подвергнуться штрафу или наказанию на основании закона, что может обойтись компании в десятки миллионов долларов.
Но, несмотря на хорошую подготовку сценария, эти тренинги зачастую не пользуются среди сотрудников популярностью, воспринимаясь как «промывка мозгов» и «обязаловка».
В Европе общий подход к тренингам более неформальный и гибкий: имеется лишь рамочная структура тренинга, поэтому в большей степени учитываются реакция аудитории и специфика групповой динамики на каждой конкретной сессии. Тренинги по этике ориентированы на конкретные цели и, как правило, проводятся для таких групп «высокого риска», как продавцы, персонал или сотрудники, взаимодействующие с государственными чиновниками и инспекторами. В Европе используются более пространные учебные ситуации, которые могут включать элементы корпоративной социальной ответственности, например управление природоохранной деятельностью. Европейская модель тренинга чаще обращается к открытым (сквозным) вопросам, для которых не существует окончательной установки на ожидание правильных ответов участников [12. p. 6].
Таким образом, этика становится неотъемлемым элементом практики ведения бизнеса. При этом единый «шаблон» морального стандарта отсутствует: у каждого человека есть свое понимание этических норм, а компании «конструируют» концепции собственной этичности, которые необходимо согласовывать как с внешними, так и с внутренними заинтересованными группами.
Ещё одной немаловажной проблемой этического плана, характерной для внутренней жизни Российского бизнеса является воровство, взяточничество и коррупция. Сотрудники, случается, воруют. Решить эту проблему, первым делом, можно через кадровый отбор. Интуиции лидера компании обычно хватает, чтобы отсечь сомнительные кандидатуры.
Второй мерой против воровства является систематический контроль и учет. Хозяева бизнеса воспринимают контрольные функции как одну из основных своих обязанностей.
Во время одного из недавних исследований были обнаружены интересные факты относительно этических аспектов предпринимательства в разных странах. В процессе этого исследования основное внимание было уделено вопросу приемлемости подкупа должностных лиц в процессе ведения бизнеса в зарубежных странах.
По результатам исследования было определено, что в компаниях России, Китая и Южной Кореи взяточничество считается вполне приемлемым. В числе стран, в которых подкуп должностных лиц считается неприемлемым, оказались такие страны, как Австралия, Швеция, Швейцария, Австрия и Канада. Италия, Япония и Соединённые Штаты Америки находятся между этими двумя крайними случаями «Corporate Canada Wary of Using Bribery», Financial Post? May 15, 2002, p. 115..
Кения принадлежит к числу стран, в которых взяточничество это почти образ жизни. Согласно данным одного из исследований, почти две трети случаев взаимодействия физических лиц и компаний с кенийскими государственными чиновниками влекут за собой необходимость уплатить взятку «Bribery Drives Up the Cost of Living in Kenya», Financial Times, January 19-20, 2002, p. 4.. В Китае взяточничество и коррупция достигли такого масштаба, что, по некоторым оценкам, расходы на подкуп должностных лиц составляют от 13 до 16% ВВП страны «Cabcer of Corruption Spreads Throughout the Country», Financial Times, November 1, 2002, p. 6;
«Сhinese Corruption Has Sliced Up to 16% off GDP over Decade, Study Estimates», Wall Street Journal, March 8, 2001, р. 110.. Многие бывшие советские республики также сталкиваются с аналогичными проблемами. (Рисунок 2 Приложения).
Этика в бизнесе затрагивает поведение и решения каждого руководителя и работника компании в отдельности. Этика как понятие неприменима к самим компаниям, однако стиль поведения отдельных сотрудников в процессе принятия решений и урегулирования этических дилемм формирует стиль ведения бизнеса, свойственный данной компании. Проблемы этики ведения бизнеса решаются главным образом в контексте социальной ответственности компании. Если говорить более точно, социальная ответственность это совокупность обязательств, которые берёт на себя организация в плане защиты интересов общества и его дальнейшего совершенствования. Трудности, возникающие перед менеджерами в международном бизнесе, прежде всего связаны с обеспечением равновесия между теоретическим представлением о глобальных аспектах социальной ответственности и реальными местными условиями, которые могут потребовать дифференцированного подхода к решению проблем в тех странах, где компания ведёт свой бизнес.
Источник: studbooks.net
Деловая этика в России
Деловая этика в России представляет собой явление сложное и противоречивое. На нее влияют разные силы, различные этические традиции и системы ценностей, т.к. в российском бизнесе занято множество людей разных национальностей, разного вероисповедания и разных этических воззрений, имеющих разный экономический базис.
Кроме того, в российский бизнес в 90-е годы пришли граждане зарубежных государств, деятельность которых основана на канонах устоявшейся западной этики. Контакты с ними обусловливают весьма своеобразное переплетение восстанавливаемых национальных российских черт с общемировыми, что отчасти облегчает включение российского бизнеса в систему мировых этических норм делового поведения.
Есть, однако, и факторы, препятствующие этому: Во-первых, в России не полностью действует главный фундаментальный принцип современного западного общества: принцип неприкосновенности частной собственности. Частная собственность в России не священна.
Здесь сомкнулись особенности православной культуры, презирающей поклонение материальным ценностям, и социалистическое презрение к частной собственности. Во-вторых, российский бизнес действует в условиях неприятия значительной частью общества преуспевания как такового, богатства в любом виде, даже как результата собственного труда.
В-третьих, в современной России сложилось своеобразное отношение к закону и к роли государства. Этический парадокс российского бизнеса состоит в том, что этичность или неэтичность тех или иных поступков часто не определяется ни законом, ни личным выбором, а диктуется прежде всего необходимостью выживания предпринимателя в условиях неопределенности, несовершенства и несоблюдения законов, безразличия, а зачастую и притеснения со стороны государства.
Система партнерства бизнеса и государства в современной России жизнеспособна лишь в виде сращивания крупных структур бизнеса с коррумпированным чиновничеством в виде олигархии. Трудно говорить об этичности поведения государства в условиях невыплаты заработанных денег работникам финансируемых непосредственно из бюджета организаций и предприятий, неоплаты государственных заказов и других нарушений действующих законов, правил, обещаний.
К сожалению, фигура российского предпринимателя, как в России, так и за рубежом вписывается пока только в образ “нового русского” — беспринципного и неразборчивого в своих средствах дельца, махинатора и жулика. У многих новых российских бизнесменов прослеживаются такие принципы как «Прибыль любой ценой», «Деньги не пахнут», «В коммерции все дозволено», «Hе обманешь — не продашь», вот некоторые мнения российских бизнесменов: Мнение 1. Руководитель торгово-промышленного объединения: Безусловно, в бизнесе есть место для морали.
Вопрос — какое. Иногда корректируют бизнес в соответствии с моралью, но чаще корректируют мораль и, как следствие, не вступают в противоречие с обществом. Корректировка морали происходит индивидуально, в меру собственной и окружающей испорченности. Чем хорош моральный бизнесмен? Моральный бизнесмен отдает все свои долги, ему же отдают значительно реже. Мнение 2.
Руководитель торгово-промышленного объединения: к совести в бизнесе прислушиваться надо. Но в обычной жизни мораль одна, а в бизнесе — другая. Мнение 3. Директор журнала: Бизнес — это борьба за выживание. Поэтому моральные принципы там действуют только для желающих.
Мораль для бизнеса — это роскошь, которую можно позволить себе только при высокой стабильности и отсутствии необходимости выживать. Изменить эти мнения можно если государство создаст благоприятные экономические, социальные, правовые условия, общую нравственную атмосферу для возрождения здорового бизнеса в России.
Государство должно выполнить свои функции и создать цивилизованные условия для бизнеса, для его устойчивости в России. Тогда станет возможным приход во власть и в бизнес людей, способных изменить себя и адаптироваться к новым условиям, для которых собственное благо вполне легитимно, но которые, ставя во главу угла заботу о благосостоянии своей семьи, добиваются этого через достижение благосостояния страны.
Но формирование профессиональной этики — это задача не только государства, но и самих предпринимателей. Сейчас в России объединения предпринимателей тратят основную энергию на политическое лоббирование, борьбу за сферу своего влияния. Для большинства этих организаций развитие профессиональной этики не стало еще важной проблемой их деятельности.
Но все же отрадно отметить, что первые ростки профессиональной этики на поле российского бизнеса стали пробиваться. Принят целый ряд этических кодексов, среди которых следует упомянуть: “Кодекс чести банкира” (1992), “Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка” (1994), “Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов” (1994), “Кодекс профессиональной этики членов российского общества оценщиков” (1994), “Хартия бизнеса России” (1995).
Летом 1999г. Ассоциация российских банков и Ассоциация российских бирж выступили с совместным обращением к коммерческим банкам с предложением создать национальную валютную ассоциацию, главная миссия которой должна состоять в “дальнейшем развитии высококвалифицированного и высокотехнологичного валютного рынка, основанного на строгом соблюдении законодательства, принципов деловой этики, добросовестной конкуренции”.
Таким образом, объединения предпринимателей должны иметь хорошо разработанные концепции своей профессиональной этики, “кодексы поведения” или специальные “этические статьи”, включенные в их уставы. По крайней мере, все это уже существовало ранее, например, в купеческих гильдиях России и довольно широко распространено сейчас в странах Запада.
Процесс становления деловой этики российского предпринимательства в постсоветской России идет и на уровне отдельных компаний. В 1998г. приняла Кодекс корпоративного управления «Сибнефть», в 2000 — «Ленэнерго», в 2001 «Юкос». Подобные документы готовятся и в ряде других российских компаний (РАО «ЕЭС России», «ЛУКойл», «Норильский никель»).
Проблема чистоты и прозрачности корпоративных отношений стоит настолько остро, что премьер-министр М. Касьянов дал поручение разработать Кодекс корпоративного управления. Кодекс будет представлять собой единый свод добровольно принимаемых стандартов, принципов и норм, регулирующих корпоративные отношения.
Наличие вышеперечисленных документов свидетельствует об острой потребности в выработке общего этического Кодекса российского предпринимательства. Эта потребность была четко сформулирована в обращении Президиума Координационного Совета «Круглого стола бизнеса России», сопровождавшего проект «Хартии российского бизнеса» и звучавшего так: «В российской деловой среде уже созрело понимание того факта, что отечественному бизнесу нужны некие этические рамки, за пределами которых — беззаконие, попрание прав личности и, в конечном счете, крах экономики как системы цивилизованного обмена товарами, услугами, информацией».
Описанный выше процесс саморегламентации делового сообщества, осознание потребности в выработке общей этической основы российской деловой культуры отразились в решении Торгово-промышленной палаты РФ начать разработку национальной программы «Российская деловая культура» и подготовить Кодекс предпринимательской этики для обсуждения и последующего принятия деловым сообществом России. Следует также напомнить, что формирование предпринимательской этики в России начинается не с нуля.
В генетическом коде нации сохранились традиции дореволюционного предпринимательства. Газета деловых кругов “Биржевые ведомости” выходила в дореволюционной России под лозунгом “Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли”. Приведем некоторые положения морального кодекса, разработанного российскими предпринимателями в 1912 году. • Уважай власть.
Власть необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти. • Будь честен и правдив. Честность и правдивость — фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах.
Русский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей отчизны. • Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождают ответную любовь и уважение.
В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске. • Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. “Единожды солгавший, кто тебе поверит”.
Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе. • Живи по средствам. Не зарывайся, выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам. • Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель.
Предпринимателю такая цель нужна, как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение “двум господам” противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.
Процессы демократизации и децентрализации по-новому ставят вопрос о единстве системы государственной власти, создании нового механизма координации всех звеньев госаппарата. Старые бюрократические процедуры во многом утратили эффективность. С этим связано усиление интереса к использованию культурных и социальных факторов.
Государству необходимо направлять процесс формирования соответствующей административной культуры, которая позволит обеспечить единство действий путем понимания всеми государственными служащими своих социальных ролей, осознания и принятия ими общих ценностей и норм. Необходимо также выработать и специальный этический кодекс государственного служащего.
В США существует подобный документ “Стандарты этичного поведения государственных служащих”. Эти своеобразные правила поведения чиновников помогают им в сложных ситуациях, связанных с выполнением служебных обязанностей и отношениями с представителями бизнеса.
Более того, в государственных учреждениях США существуют специальные подразделения служебной этики, работники которых помогают сотрудникам решать нестандартные проблемы этического характера. В 1998г. международная организация мирового сотрудничества и развития опубликовала рекомендации по совершенствованию этического поведения государственной службы.
Было бы целесообразным, чтобы госслужащие давали клятву (наподобие “клятвы Гиппократа”). Каждый чиновник должен отдавать себе отчет в том, что, нарушая уголовный кодекс, он будет привлечен к уголовной ответственности, а при игнорировании существующих этических норм — навсегда покинет корпус госслужащих.
Проблема этики остро стоит и применительно к представительным органам власти. К концу 2000г. в думскую комиссию по этике поступило около 400 жалоб на поведение депутатов.
В связи с этим были организованы парламентские слушания «О состояниях и перспективах формирования системы парламентской этики в России», итогом которых стало решение о разработке «Этического кодекса парламентского поведения». Государство наряду с институтами гражданского общества должно взять на себя ответственность за реализацию своего рода “воспитательной” функции, направленной на укоренение здоровых этических норм в среде российского предпринимательства и корпусе госслужащих.
Набор конкретных мер здесь может быть весьма обширен: от финансирования разработки и реализации учебных курсов до учреждения специальных премий для наиболее добросовестных компаний. Не стоит строить иллюзий, что само по себе принятие этических кодексов создаст здоровый деловой климат.
Действительно, многие из этих кодексов так и остаются декларациями и принимаются в определенные моменты: например, перед выходом компании на зарубежные рынки или в процессе привлечения западных инвесторов. И все же стоит согласиться с мнением исполнительного директора Ассоциации менеджеров России А. Дынина: » Пусть даже компании не будут соблюдать в полном объеме свои кодексы. Но уже сам факт их существования будет цивилизовать рынок, формировать менталитет. Это как раз тот самый случай, когда от стократного повторения слова «сахар» должно стать сладко».
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net