Значимость малого и среднего бизнеса в экономике трудно переоценить. В данной статье рассмотрена основная стратегическая задача Российской Федерации, направленная на развитие малого и среднего бизнеса, изучены статистические данные по России. Статья посвящена описанию барьеров, стоящих на пути развития малого и среднего бизнеса.
Кроме того, в статье даны наиболее эффективные предложения по решению данных проблем. В заключении описывается возможная траектория развития малого и среднего предпринимательства в России.The importance of small and medium business in the economy can hardly be overestimated. This article describes the strategic objective of Russia in the development of small and medium business , studied statistics in Russia.
The article is devoted to the description of the obstacles that stand in the way of development of small and medium businesses. In addition, the article provides the most effective solution to these problems. In conclusion describes the possible trajectory of development of small and medium-sized businesses in Russia.
Жириновский о развитии малого бизнеса в России
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова О.А.
Малый и средний бизнес России в условиях экономической турбулентности
Современные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса
Сравнительный анализ особенностей ведения малого и среднего предпринимательства в России и странах Евросоюза
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НЕСТАБИЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ БАРЬЕРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ»
Кузнецова О.А. студент 3 курса факультет «Экономический» Волгоградский институт бизнеса Россия, г. Волгоград СОВРЕМЕННЫЕ БАРЬЕРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ MODERN BARRIERS TO THE DEVELOPMENT OF SMALL AND
MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA Аннотация: Значимость малого и среднего бизнеса в экономике трудно переоценить. В данной статье рассмотрена основная стратегическая задача Российской Федерации, направленная на развитие малого и среднего бизнеса, изучены статистические данные по России. Статья посвящена описанию барьеров, стоящих на пути развития малого и среднего бизнеса. Кроме того, в статье даны наиболее эффективные предложения по решению данных проблем. В заключении описывается возможная траектория развития малого и среднего предпринимательства в России.
Abstract: The importance of small and medium business in the economy can hardly be overestimated. This article describes the strategic objective of Russia in the development of small and medium business, studied statistics in Russia. The article is devoted to the description of the obstacles that stand in the way of development of small and medium businesses. In addition, the article provides the most effective solution to these problems. In conclusion describes the possible trajectory of development of small and medium-sized businesses in Russia.
Что мешает России? Главная причина нашей бедности. США и их методы
Ключевые слова: экономика; малый и средний бизнес; преграды; предприниматель; налоги; государственная поддержка.
Keywords: Economics; small and medium business; barriers; entrepreneur; taxes; government support
Актуальность выбранной темы определяется большой значимостью малого и среднего бизнеса в рыночной среде. Малый и средний бизнес направлен на решение проблем, связанных с занятостью населения, он способствует повышению эффективности производства, стимулирует процесс развития конкуренции, способствует внедрениям инноваций, которые потом служат всему обществу, а также является источником постоянных отчислений в бюджет (налогов).
Высокие налоги, разорительные для малого и среднего бизнеса, вынуждают предпринимателей уходить «в тень» или прекращать бизнес. В особенности это касается налогов, относящихся к заработной плате (социальные взносы + подоходный налог). Повышение налогов заставило многих предпринимателей вернуться к выплатам зарплат «в конвертах». Для развития малого и среднего предпринимательства необходимо снижать налоговую нагрузку, в частности, снизить налоги, в особенности относящиеся к заработной плате, для всех предприятий, не повышать существующий
уровень налогообложения недвижимого имущества, относящегося к промышленной, складской, офисной недвижимости, необходимой для ведения предпринимательской деятельности.
Наиболее проблемными аспектами развития деловой среды в России являются высокая стоимость заимствования и ограниченный доступ к финансовым ресурсам. Молодым предпринимателям требуется финансовая поддержка на этапе становления бизнеса, более опытным бизнесменам необходимы средства на расширение бизнеса — закупку новых товаров или оснащение производства.
Отсутствуют доступные (под 3-5%) кредиты малому и среднему бизнесу, несмотря на декларации правительства о наличии соответствующих программ. Получить кредит довольно сложно. Половина представителей МСБ называют основной трудностью жесткие требования к финансовым параметрам предприятий, отказов от банков по кредитованию МСБ по причине отсутствия ликвидного залога, 19,4% — непрозрачность бизнеса и собственника. Для преодоления вышесказанной проблемы следует:
— развивать систему государственного кредитования малого и среднего бизнеса, упростить процедуру получения таких кредитов;
— обеспечить информирование предпринимателей о возможности получения льготных кредитов и государственных гарантий;
— предоставлять при получении таких государственных кредитов льготы для предприятий, имеющих хорошую кредитную историю.
Еще одна немаловажная проблема в работе малых и средних предприятий заключается в невысоком уровне спроса на их продукцию. Есть и такие барьеры, как нечестная конкуренция, злоупотребление полномочиями крупных компаний и монополий, коррупция.
Государство должно проводить антимонопольную политику в интересах расширения конкурентной среды. Малый и средний бизнес более заинтересован в открытой и справедливой конкуренции. Засилье крупных торговых сетей — еще одна преграда для развития малых и средних предприятий. Засилье торговых сетей ведёт к разорению малого и среднего бизнеса.
При этом конкурентное преимущество крупными торговыми сетями достигается, как правило, за счёт снижения качества продаваемых товаров. Оперативный контроль за качеством затруднён в связи с тем, что эти полномочия забраны у местных властей и переданы органам Роспотребнадзора, действующим не оперативно. Необходимо:
— усилить контроль за качеством товаров, продаваемых крупными торговыми сетями;
— вернуть муниципальной власти полномочия по контролю за работой торговли.
Кроме того, производство многих товаров (как промышленных, так и продовольственных) в России организовывать невыгодно из-за массового импорта более дешёвой продукции из-за рубежа. Следовательно, нужно принять действенные меры по защите внутреннего рынка (повышение
таможенных платежей, лицензирование, усиление прочих мер импортного контроля) для обеспечения развития отечественного производства и сельского хозяйства. Сложная и запутанная процедура согласования разрешений на строительство также является барьером для развития малых и средних предприятий. Время, затрачиваемое на согласования, превышает время строительства как такового. Предложения:
— радикально упростить процедуру согласования;
— максимум функций по согласованию передать органам муниципальной власти;
— начать с упрощения согласований строительства небольших объектов для малого и среднего бизнеса;
— создать межведомственную рабочую группу на федеральном уровне с обязательным участием предпринимателей строительной отрасли.
Энергетическую инфраструктура также можно назвать слабой стороной бизнес-климата. Для многих компаний возможности новых подключений к электросетям являются недоступными, в абсолютном большинстве случаев тарифы на электроэнергию кажутся просто грабительскими. Постоянный рост цен на электроэнергию, сложная и запутанная система получения технических условий на подключение к электросетям. Эти барьеры можно преодолеть с помощью таких мер, как:
— снизить тарифы на электроэнергию и на подключение к электросетям;
— обеспечить прозрачность и доступность информации о наличии свободных мощностей и возможных точках подключения;
— выработать и законодательно закрепить прозрачный и понятный юридический механизм, который гарантировал бы частным инвесторам получение энергетических мощностей в обмен на соответствующие инвестиции в строительство энергосетей и подстанций.
Другим барьером малого и среднего бизнеса являются административные барьеры. Однако исследование выяснило, что в основном это касается новых предприятий.
Рассмотрев вышеперечисленные барьеры развития малых и средних предприятий, следует отметить, что главная роль в их предотвращении принадлежит государству: должны действовать льготы, всевозможные стажировки и субсидии, должна присутствовать возможность обучения.
Однако нужно подчеркнуть, что решение проблем предпринимательства не может быть «игрой в одни ворота». Да, конечно, государство должно перестроить систему образования под нужды реальной экономики, но и бизнес должен четко сформулировать свои требования к качеству знаний специалистов и количеству выпускников, которые будут трудоустроены. Власть обязана прислушаться к предпринимателям и снизить страховые взносы, но и предприниматели, в свою очередь, должны повысить зарплаты работникам и платить ее «в белую». То же самое и с доступностью финансовых услуг: пока бизнес не захочет выбраться из тени и открыть свои реальные доходы — банки вряд ли станут охотнее его кредитовать. И все
усилия государства здесь окажутся бессмысленными. Разумеется, поддержки не бывает много, малый бизнес, словно малое дитя, нуждается в помощи и наставлениях. Именно благодаря активной помощи малый и средний бизнес смог бы привнести определенный вклад в отечественную экономику.
1. Бойко И.П. Предпринимательство в современной России // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. — 2014. — Вып. 1. — С. 22-26.
2. Бунин И.М. Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России // Полит. исслед. — 2013. — № 3. — С. 149-154.
3. Демин А.А. Реформа и бизнес в современной России // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. — 2014. — Вып. 3. — С. 42-52.
4. Иванов В.Н. Социальный статус и проблемы российского предпринимательства // Соц.-полит. журн. — 2015. — № 4. — С. 3-16.
5. Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент. — М. : Изд-во Института социологии РАН, 2014. — 220 с.
Кузнецов С.А. старший преподаватель Забудьков В.А. магистрант
«Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова» Россия, г. Воронеж ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Аннотация: в данной статье будут рассмотрены проблемы, влияющие на положительную динамику экономического роста в Российской Федерации. Особое внимание будет уделено итогам уходящего 2016 года, а также сделан прогноз на 2017-2018 годы.
Ключевые слова: экономический рост, прогнозы ВВП, социальное благополучие, государство.
Национальное благосостояние граждан любой страны в первую очередь определяется наличием у национальной экономики ресурсов и факторов их определяющие, с помощью которых можно достичь поставленных целей и задач. Речь идёт о труде, о человеческом капитале. «Экономическое чудо», к которому стремятся граждане любой страны мира, кроется в высоком и устойчивом, достаточно длительном тренде роста. Это в свою очередь обеспечивает рост рабочих мест, повышается конкурентоспособность и мировой престиж страны на международной арене. Но, к сожалению, не всегда удаётся достичь поставленных целей. Экономический рост-это достаточно сложный, многогранный процесс.[1] В свою очередь он подвержен постоянным колебаниям, вызванные внутренними и внешними факторами. К причинам первой группы стоит отнести: человеческий капитал,
Источник: cyberleninka.ru
Экспертное мнение: ТПП РФ: Что мешает активному развитию бизнеса у нас в стране?
Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Вопросы создания комфортного бизнес-климата в России сейчас решаются на самом высоком государственном уровне. Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений о мерах по снижению административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Мы в ТПП РФ исходим из того, что любые административные ограничения должны отвечать интересам развития отечественной экономики и учитывать позицию делового сообщества страны.
Если рассматривать поручения президента с этой точки зрения, то они делают отношения бизнеса и власти более упорядоченными, способствуют созданию комфортного делового климата в стране. Кроме того, у всего перечня президентских поручений большой антикоррупционный потенциал, реализация которого поможет предпринимателям успешно защищать свои интересы.
К сожалению, тенденция использовать контрольные функции для давления на бизнес носит системный характер. Только в прошлом году прокурорами всех уровней было устранено 170 тыс. нарушений прав предпринимателей. А всего в стране действует более 140 самостоятельных видов государственного и муниципального контроля. И от своих функций проверяющие органы отказываться не спешат.
Причем из 1,706 млн проверок, проведенных в прошлом году, практически три четверти (1,276 млн) стали внеплановыми. Такой дисбаланс вызван тем, что часть контрольных мероприятий такого рода может проводиться без предварительного согласования с органами прокуратуры, как это требуется при плановых проверках. Проверяющие часто устраивают глобальную проверку предприятия даже по незначительному поводу, практически парализуя его деятельность.
Вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова:
ТПП РФ совместно с ВЦИОМ провела опрос предпринимателей. По мнению 26 процентов из них, больше всего бизнесу мешают бюрократия, большая отчетность и частые изменения законодательства. Пятая часть респондентов считает, что всему виной высокие налоги. Среди причин, по которым развитие бизнеса затруднено, участники опроса назвали также большие финансовые затраты, административные барьеры, плохое информирование о мерах господдержки бизнеса, высокие процентные ставки и другие проблемы кредитования. Разумеется, не забыли респонденты и о коррупции.
Один показательный пример. Если мы говорим о частых изменениях законодательства, то надо понимать, что у нашего Кодекса об административных правонарушениях показатель устойчивости составляет 14 дней, а у Налогового кодекса – всего 10. Для сравнения, в европейских странах средние цифры – от 400 до 500 дней. В таких условиях прорабатывать серьезные перспективные планы бизнесу очень непросто.
В России, на сегодняшний день официально зарегистрировано 5 млн 772 тыс 524 юридических лица, которые относятся к числу малого бизнеса. И 95 процентов из них – микробизнес, а это менее 15 занятых человек и годовой оборот не более 800 млн рублей. В европейских странах доля малых предприятий – от 70%, а если брать Италию – то почти все 90%. У нас государство оценивает в 24% — это рост по сравнению с тем, что было и сказать, что малый бизнес уже начал кардинально влиять на экономическую ситуацию в стране, было бы, конечно, опрометчиво. Есть ряд моментов, которые мы должны учитывать: по оценке Всемирного банка, у нас 50% — в тени малого бизнеса и в случае, если государство удалось бы сделать ему благоприятные условия, то мы бы получили минимум 40 миллиардов дополнительного оборота.
Позиция ТПП РФ однозначна для малого и микробизнеса – один отчёт один раз в год в одно окно и в один платёж.
Источник: logistics.ru
Что мешает развитию предпринимательства в России?
В России взлетел новый авиалайнер с российским двигателем. Мы построили огромные атомные ледоколы. Запустили новую тяжёлую ракету в космос. И, вообще, готовимся построить космический буксир с ядерным двигателем. Урожаи у нас рекордные.
И экономика у нас стабильная. Но вот только не растёт она почему-то, несмотря на все достижения.
Поговаривают, что в странах с развитой экономикой, где люди живут богато, её основу составляют малые и средние компании, которые не строят ледоколы и не запускают ракеты, а занимаются более прозаичными делами.
Эти компании и создают основной объём ВВП, о росте которого и мечтает наше правительство, и мы вместе с ним. А если ВВП не растёт, то что-то не так с нашим малым и средним бизнесом?
Почему он не хочет развиваться?
Причин, наверное, много. Но я остановлюсь на одной из главных из них, тормозящей развитие предпринимательства в России.
Начну издалека и простыми словами.
Правительство России развернуло широкомасштабную борьбу с обналичкой денег, с помощью которой предприниматели уходят от уплаты налогов.
В банках внедрена служба финмониторинга, отслеживающая подозрительные на предмет обнала банковские операции предпринимателей. Если подозрительная операция по расчётному счёту обнаруживается, то счёт сразу блокируется со всеми денежными средствами. Блокировка происходит на основании ФЗ-115.
Методика вычисления подобных операций засекречена, банкам запрещено сообщать предпринимателям, по какой причине их счёт заблокирован.
У компании с блокированным счётом банк запрашивает документы, подтверждающие реальность предпринимательской деятельности, такие как: договора, накладные, доверенности и т.п. Список (требуемых для подтверждения деятельности) документов, довольно приличный, так как он сформирован на основе нормативов, в которых описано, где и какой именно бумажкой каждое действие юрлица оформляется.
Я понятия не имею, где это описано, как, впрочем, и львиная доля российских предпринимателей, которые очень часто и не оформляют всех документов по каждому движению, например, доверенности или ттн. Особенно, если идёт взаимодействие с партнёрами, с которыми работаешь не первый день.
Часто вся сделка у малых предпринимателей оформляется в виде переписки в мессенджерах или в почте с уточнениями по телефону. А в конце реально оформляется только один документ: «УПД», или счёт-фактура с товарной накладной (у тех, кто не перешёл на универсальный передаточный документ).
УПД (если без разных нюансов) – это единственный документ, подтверждающий хозяйственную деятельность предпринимателя перед налоговой инспекцией, он попадает в книги покупок и продаж. То есть УПД оформляется всегда и подписывается обеими сторонами сделки.
Но почему-то наличия подписанного УПД абсолютно недостаточно для подтверждения реальности предпринимательской деятельности перед банком. Связи с финмониторингом у предпринимателя нет никакой, нет возможности никого уговорить или хотя бы что-то объяснить.
Предприниматель только подаёт документы в банк и ждёт решения на разблокировку счёта. Документы всегда запрашиваются за несколько месяцев его деятельности. А это десятки и сотни листов ксерокопий (информация для понимания: сколько времени нужно для подготовки ответа банку).
К чему столько текста выше?
К тому, что счета блокируются и по делу и нередко ошибочно. Так как блок выставляет искусственный интеллект, работающий по определённому алгоритму.
А вот документы проверяют люди, действующие на основании должностных инструкций, созданных на основе вышеуказанных нормативов, о которых никто не знает. Поэтому у малых предпринимателей нет ни единого шанса разблокировать свой счёт.
Выход из ситуации только один: закрытие заблокированного счёта и открытие счёта в другом банке с переносом остатков средств на новый счёт.
Каковы последствия?
Кроме того, что банк имеет право отнять у предпринимателя 20 % от заблокированной суммы. А там могут быть (и скорее всего будут) не только деньги предпринимателя, а, например, предоплата покупателя. Так что потеря 20 % суммы может просто обнулить собственный капитал компании.
Работа предпринимателя парализуется от 2 недель до 1,5 месяцев: у кого как получится быстро выйти из кризиса.
А это именно кризисная ситуация, которая иногда заставляет предпринимателя осознано или вынужденно отказаться от предпринимательской деятельности.
После блокировки компания попадает в чёрный список банка. Это означает:
«Прощайте, кредиты. В этом банке».
Причём даже как частному лицу.
А есть ещё чёрный список ЦБ. И если компания попала туда, то не один банк вам счёт не откроет. И что вы будете делать с заблокированными деньгами? Это вопрос всех денег! Выводить их предприниматель будет очень долго и хлопотно.
Трудности предпринимателей – это же ерунда. Главное – порядок в стране.
Не важно, что под каток попадают и случайные люди.
«Не разбив яиц, яичницы не получишь».
Зная нашу страну, могу предположить, что у неслучайных людей, скорее всего, как раз проблем-то никаких и не бывает.
И с кем тогда, по факту, финмониторинг борется? Большой вопрос!
Налоговая инспекция тоже наводит порядок, в первую очередь, по уплате НДС. Так как у налоговой инспекции появилась техническая возможность видеть НДС: откуда он взялся, кем он уплачен, а кто – только сделал вид, что выплатил.
Налоговая – в восторге, предприниматели – в ужасе.
Это проблема средних компаний и даже крупных, у кого обороты миллиарды рублей.
Налоговая предъявляет компаниям к доначислению НДС их поставщиков, которые, по мнению налоговой, выглядят как «помойки». И после такой «помойки» идут по цепочке другие конторы, которые по факту никакого НДС и не платили.
Налоговая берёт цепочку движения НДС и по ней определяет выгодоприобретателя, которому и предъявляет весь НДС за всю цепочку. Копаниям доначисляют НДС десятками и сотнями миллионов рублей. Естественно, предприниматели, продолжая работать, думают уже не о развитии бизнеса, а о спасении денег.
Кривить душой и говорить, что бедные предприниматели не имеют никакого отношения к «помойкам», глупо.
Использование «помоек» для уклонений от налогов – это была регулярная практика, на которую налоговая не обращала внимания.
Зато налоговая обращала внимание на размер уплачиваемых налогов с оборота компании. Это называется – налоговая нагрузка на бизнес. И высчитывается она налоговым калькулятором на сайте налоговой инспекции.
Она включала в себя все налоги. И на сайте указан размер налоговой нагрузки, подлежащий уплате. Если компания платила налоги в достаточных объёмах к своему обороту, то она могла рисовать в своих отчётах всё, что хотела.
И это было правилом игры в экономике.
Компании рисовали себе отчёты. Но следили за размером уплачиваемой налоговой нагрузки. При этом у разных компаний, ставка делалась на разные налоги: кто-то больше платил налог на прибыль, кто-то НДС, кто-то налоги на зарплату.
И вот у налоговой появилась чудо-программа. А вместе с ней появились и новые правила игры!
Только правила игры появились сегодня. А предпринимателей за одно место хватают за дела вчерашнего дня!
А вчера сегодняшние вопросы предпринимателям никто не задавал, и поэтому они сегодня к ним оказались не готовы.
Вообще-то, предприниматели считали, что они налоги платят. И к ним вопросов нет. А оказалось есть. И причём на суммы, превышающие их капиталы в десятки раз!
Всё что написано, это всего лишь присказка. Так сказать, небольшой очерк об условиях работы в России.
Но не это является настоящей проблемой предпринимателей.
Это следствие проблемы, о которой я расскажу в следующий раз.
Источник: russkievesti.ru