Выполняются по графику, с периодичностью проверок Роспотребнадзора, раз в три года (кроме медицинских предприятий). Так же если в Роспотребнадзор пришло уведомление, о том, что организация начала заниматься новым видом деятельности, которое требует комиссии.
С планом инспекций можно ознакомиться на официальном сайте.
Представители надзора обязаны предупредить ИП или руководство организации о проверки, минимум за 3 суток. Это определено, тем, что при отсутствии на рабочем месте руководителя предприятия, начальника, или старшего сотрудника, комиссия проводиться, не может.
Плановые проверки обязательно проводятся для всех новых ИП и фирм.
Комиссии делятся на несколько видов: выездные и документальные (камеральные).
Для того чтобы узнать будут ли проводиться в вашей организации плановые проверки Роспотребнадзора в 2017 году, можно пройдя по ссылке — график проверок Роспотребнадзора на 2017 год.
Внеплановые проверки Роспотребнадзора
С 2015 года Роспотребнадзор имеет право осуществлять внеплановые проверки без предупреждения!
Мораторий на проверки бизнеса 2022: какие предприниматели могут спать спокойно
Внеплановые проверки Роспотребнадзора без предупреждения разрешены c 2015 года после внесения поправок федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Выездная проверка без предупреждения может прийти в любое предприятие общепита, к производителям продовольственных товаров или к организациям, торгующими продовольственными товарами.
Причины внеплановой проверки Роспотребнадзора:
- низкое качество продаваемой продукции, плохое оказание услуг
- внеплановая проверка из-за жалобы покупателя (потребителя)
Кто имеет право на подачу таких жалоб:
- обычные покупатели-потребители
- сотрудники органов самоуправления, следующие гражданской инициативе
- органы государственной власти
Внеплановая выездная проверка имеет цель подтвердить или опровергнуть информацию о нарушении, о котором указывается в жалобе. О таких проверках владельцев предприятий тоже предупреждают заранее, не позднее, чем за сутки. Бывают исключения, когда необходимы срочные меры, например, если есть причины подозревать серьёзные формы отравлений или опасные инфекции.
Роспотребнадзор контролирует санитарно-эпидемиологическую обстановку:
- в местах общепита (все кафе, рестораны, столовые)
- на любых производственных организациях, которые относятся к продовольственным товарам и не только (условия работы, состояние помещений, также жилых)
- при выполнении строительных схем, в процессе строительства
Функции и полномочия Роспотребнадзора
Полномочия Роспотребнадзора при проведении проверки включают:
- проверку всех документов предприятий любой формы собственности, трудовых договоров, медкнижек, заключений пожарной службы и санитарных органов
- ведения журналов учёта требуемых санитарных мероприятий, лицензий на товары и услуги, сертификатов, работу ККМ на предприятиях торговли
- выдача указаний по исправлению найденных нарушений, проверка исполнения предписаний
- составление протоколов, назначение штрафов
- контроль выполнения закона о защите прав потребителя
- выдача СЭЗ при положительном прохождении комиссии
- проверка санитарно-гигиенического состояния объектов
- аттестация сотрудников, занимающихся производством, реализацией и др. еды и питьевой воды
- учёт, статистика, координация работы отделов
- отслеживание состояния воздуха, почв, утилизация мусора
- проверка наличия и своевременного осуществления, санитарных мер.
Роспотребнадзор имеет право изучать санитарную документацию фирм, проводить визуальный осмотр, прочие обследования и проверки.
В Махачкале проверяют предпринимателей на предмет постановки на налоговый учёт
Чем грозит проверка Роспотребнадзора — санкции за нарушения
Служба надзора, при выявлении несоответствий требованиям закона может применять следующие меры:
- оформление предписания для исправления выявленных нарушений
- обложение штрафом за выявленные нарушения, находящиеся в компетенции СЭС
- временное приостановление деятельности предпринимателя на срок, нужный для исправления нарушений
- подача заявления в суд (при угрозе или свершившегося факта массового заболевания по вине организации)
Осуществление действия, вызвавшего распространение инфекции, караются штрафами (от 100 до 200 МРОТ), а также возможным заключением в тюрьму (от 2 до 5 лет в зависимости от масштаба эпидемии).
При обнаружении несоответствия санитарным нормам, штраф не столь велик – 5-10 МРОТ (минимальный размер оплаты труда), либо временная остановка деятельности на 3 месяца для исправления нарушений. Если выявленные нарушения относятся к помещениям, эксплуатационных норм, найденных при проведении проверки Роспотребнадзора, тогда штрафы по проверке составят – 10-20 МРОТ.
При грубых нарушениях, когда штраф – недостаточная мера, виновному грозит по решению суда сесть в тюрьму.
Средняя величина штрафов – 20-200 тысяч рублей. Часто требуется предоставление объяснительной в органы Роспотребнадзора, с предоставлением необходимых документов. Оформляется протокол о привлечении к административной ответственности.
Размер штрафа определяется в том числе тем, кто виновен – должностные лица учреждения, сама фирма, рядовые работники. Размер штрафа для юридического лица будет больше, чем штраф с физического лица (ИП или, к примеру, продавца).
Для того чтобы Ваше предприятие не пострадало от санкций, осуществляйте санитарные требования, и запомните – от штрафов лучше избавляться незамедлительно, а нарушения и несоответствия – срочно исправлять.
Распространённые нарушения организаций при проверке Роспотребнадзора:
Проверка Роспотребнадзором салона красоты, парикмахерских
- отклонение площадей помещений
- отсутствие ультрафиолетовых бактерицидных облучателей (для дезинфекции воздуха)
- нехватка учёта работы облучателей
- не соблюдение правил обработки инструментов
- маникюр и педикюр проводятся в одном и том же кабинете
- отсутствие помещения для хранения волос, отходов, предназначенного места для стирки белья
- не придерживаются правила хранения люминесцентных лампочек
- отсутствие ножной ванны в кабинете для педикюра
- отсутствие установленного тройного комплекта инструментов
- отсутствие педикулицидных лекарственных средств
- низкое качество санитарного состояния помещений
- на ёмкости с дезинфицирующими средствами отсутствует маркировка о предназначении
- работники не прошли медосмотры
- отсутствие вывески на входе в парикмахерскую или салон красоты
Проверка медицинских учреждений Роспотребнадзором. Распространённые нарушения:
- в договорах на проведение платных услуг (например, стоматологии) не указаны гарантийные сроки, сроки оказания услуг и прочая нужная информация
- недостаток информации о квалификации медперсонала, на стенде информации в клинике
- несоблюдение норм противоэпидемиологического режима, обработки оборудования, стерилизации расходного материала (стоматология)
- отсутствие дезинфекции инвентаря, неправильный подбор концентрации дезинфицирующих средств
- не имеется независимая система вытяжки в санузле
- личная гигиена персонала – не имеется условий для соблюдения
- неполный комплект ВИЧ-аптечки
- не проводиться дезинфекция одноразовых инструментов, перед вывозом и уничтожением
- отсутствие маркировки на ёмкостях для дезинфекции поверхностей
- размеры и отделка в помещениях не подходит к нормам больницы или поликлиники
- отсутствие, или неправильное оформление ценников на сопутствующую продукцию в продаже
- персонал не проходят должный инструктаж перед работой с источниками ионизирующего излучения
- отсутствие индивидуальной дозиметрической проверки сотрудников, карточки учёта доз не заполняются
Аптечные учреждения. Распространённые нарушения при проверке аптек Роспотребнадзором
- нарушения правил СанПин касательно микроклимата (режим температуры и влажности)
- неправильно организован процесс стирки белья и спецодежды
- отсутствие прохождения предварительных и регулярных медосмотров работников вовремя
- нарушаются условия хранения лекарственных изделий и их сроки реализации
- термолабильные препараты хранятся при недопустимой температуре
- клиент не получает достаточные сведения о препаратах, например, как: состав, показания, цена, побочные действия
Проверка Роспотребнадзором организации общественного питания. Распространённые нарушения
К организациям общепита и торговли продуктами питания, Роспотребнадзор проявляет наибольшее внимание. И это вполне понятно – то, что мы едим, должно быть обязательно проверено и безопасно для здоровья людей.
Основные нарушения, выявляемые в заведениях общепита:
- площади предприятия не соответствуют заявленному ассортименту
- не совершаются требования к работе и обслуживанию вентиляционных систем
- поток технологического процесса нарушен (готовая продукция «пересекается» с сырой и полуфабрикатами, чистая посуда вместе с грязной)
- на предприятии работают люди, не проходившие медосмотр
- нет маркировки на разделочном инвентаре, отсутствие необходимого оборудования и персонала для уборки и клининга
- несоблюдение правил технологии изготовления продуктов (повторная заморозка рыбы, курицы, мяса), нарушение сроков годности полуфабрикатов при хранении, режим обработки продуктов не соответствует стандартам
- нет своевременного бракеража изготовляемых пищевых изделий
- приём и реализации просроченных продуктов, без соответствующих документов (подтверждение безопасности, качества), маркировки; или маркировка на изделиях содержит будущую дату
- работа осуществляется с оборудованием без гигиенических покрытий, удобных для санитарной обработки
- лабораторный и производственный контроль над изделиями не соблюдается должным образом
Проверка магазина Роспотребнадзором. Распространённые нарушения
- санитарно-технические характеристики помещений не подходят требованиям Роспотребнадзора
- отсутствие измерительных приборов для контроля температурного и влажностного режимов хранения изделий на складах
- пищевые изделия хранятся в несоответствующих местах, вне склада
- неорганизованность производственного контроля, не следование программе ППК
- отсутствие протоколов обследований
- объём, кратность исследований не соблюдаются
- хранение и реализация изделий без маркировки, отсутствие русскоязычной информации, или с маркировкой, не соответствующей нормам законодательства РФ
- неправильное оформление ценников, отсутствие на них полной информации
Кроме этих организаций, существенно подвержены проверкам Роспотребнадзора частные детские сады и школы, автомойки, АЗС, независимо от организационной формы предприятия — ООО, ИП и др.
Какие документы оформляются по итогам проверок Роспотребнадзора
Санитарно-эпидемиологическое заключение. Необходимо, как норматив соответствия продукции всем необходимым санитарным нормам. Многие заказчики продукции соглашаются работать только с теми организациями, товары которых имеют сан-эпидемиологическое заключение. Экспертиза проводиться по заявлению поставщика либо производителя продукции.
Акт проверки Роспотребнадзора. Алгоритм проверок Роспотребнадзора подразумевает оформление документа, в котором зафиксированы итоги комиссии СЭС. Один экземпляр акта остаётся у органов надзора, второй выдаётся предприятию или ИП, у которого проходила проверка. О наличии и передаче акта предприятию выдаётся расписка, пишется запись в журнале контроля инспекций.
Если найдены несоответствия и нарушения, они отмечаются в протоколе, заверяемом работниками Роспотребнадзора и ответственным за нарушения и несоответствия, представителем проверяемой компании.
Что не вправе делать Роспотребнадзор
Согласно регламенту, проводящим проверку не полагается:
- выходить при комиссии обязательных к исполнению требований, за пределы своей компетенции
- проводить выездную комиссию, если нет руководителя организации, его заместителя или уполномоченного лица на рабочем месте (кроме ситуаций, когда необходимость проверки обусловлена прямой опасностью жизни, здоровью населения, вредом окружающей среде и различными чрезвычайными ситуациями).
- требовать не относящуюся к делу информацию, какие-либо документы, а тем более изымать такие документы
- проводить исследование и брать пробы продукции, пробы из окружающей среды, не протоколируя свои действия, или превышать установленное количество необходимых проб
- информация по итогам проверки является государственной тайной и охраняется законом — распространять её запрещено
- выходить за рамки сроков при проведении комиссии
Любая проверка обязана, проводиться в строгом следовании регламенту проверок.
Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора
Лучший способ – это постоянное соблюдение и поддерживание санитарных норм и правил в компании, контроль надлежащих документов. Тогда Вам не надо переживать, как устранить недочёты.
Если всё же есть расхождения, или Вы хотите быть стопроцентно уверенными в положительном прохождении проверки, можно обратиться в специализированную организацию.
Первая Фумигационная Компания поможет на всех этапах подготовки к проверке Роспотребнадзора и сбора необходимых документов, проведении санитарных мер, консультировании персонала в связи с проверкой.
Как вести себя при проверке Роспотребнадзора
И вот, Вы подготовились к проверке, и настало время комиссии. Внимательно ознакомьтесь с разрешительными документами на проведение проверки – какие-либо нарушения или отсутствие сведений дают Вам право не принять инспекцию. Ознакомьтесь с регламентом заранее.
Запомните, порядок проведения проверки СЭС предписывает, что представлять организацию может только руководитель или лицо, получившее доверенность. Если, например, комиссия проводиться в магазине, а там находится только продавец, который не является уполномоченным от руководства принимать инспекцию Роспотребнадзора, это основание подходит для отказа чиновникам. Вы можете заранее зафиксировать в должностной инструкции работника, что он не имеет права представлять организацию на проверках.
Если пришла инспекция, а сотрудник не должен ее встречать, ему следует незамедлительно представить комиссии необходимые документы, оповестить своё руководство и предложить подождать приезда директора или уполномоченного лица. Работнику нельзя подписывать какие-либо документы. Если по-другому никак, необходимо как следует изучить их, возможные обвинения и негативные обстоятельства не признавать. Можно использовать общие фразы «с замечаниями, возражениями, которые будут предоставлены позже».
Не нервничайте, общайтесь с проверкой в спокойной деловой форме, будьте открыты, но не сообщайте избыточных сведений, которые могут нечаянно натолкнуть органов надзора на размышления. Это относится и к руководству, и сотрудникам, которых следует проинструктировать заранее, как необходимо вести себя при проверке Роспотребнадзора. Запомните, общая цель визита комиссии – убедиться в санитарном благополучии предприятия, а не найти повод для санкций. Но будьте готовы к тому, что комиссия подойдёт к делу ответственно.
Доказывать свои права также необходимо в спокойной и уверенной форме – уверенность Вам придаст знание своих прав, не стоит конфликтовать. Помните, что решение о штрафах должно быть аргументировано и запротоколировано, иначе это не что иное, как взяточничество, которое является преступлением.
Важно: на предприятии обязательно должен быть журнал учёта проверок установленного образца, в который заносится подробная информация о мероприятии, информация об участниках, результаты осмотра фирмы. Это будет полезно для Вашей организации, прежде всего – например, если понадобится свидетельство того, что инспекция уже приходила.
Документы для Роспотребнадзора в 2017 году
Первая Фумигационная Компания предоставит Вам необходимый перечень документов для СЭС при любом виде деятельности, а также общий список документов.
Это учредительные документы компании, документы, связанные с функционированием здания, помещениями, договора (на вывоз мусора и др.) и журналы учёта санитарных процедур, бактериологических обследований. В зависимости от специфики деятельности компании и требований СЭС к виду деятельности, дополняется основной список.
Что необходимо для СЭС:
- полный и правильно оформленный пакет санитарных документов компании
- поддержание надлежащего санитарного состояния на предприятии, условия труда
- регулярность проведения необходимых санитарных мероприятий, обследований
Первая Фумигационная Компания окажет Вам высококвалифицированную помощь при подготовке к инспекции Роспотребнадзора на любом этапе деятельности
У предпринимателя из Южноуральска нашли партию свинины с антибиотиком
В Южноуральске у индивидуального предпринимателя специалисты Россельхознадзора по Челябинской области взяли пробы мясной продукции. В лаборатории изучили образцы замороженной свиной лопатки.
Эксперты ведомства обнаружили в мясе антибиотик (бензилпенициллин), что нарушает техрегламент к производству такой продукции. Как выяснилось впоследствии, мясную продукцию производят на частной мясоперерабатывающей компании «Ромкор» в Еманжелинске. Руководство обязали предоставить информацию о том, сколько такой продукции у них осталось (в оборот была выпущена партия весом почти 8,2 тонны), а также самостоятельно выяснить, как в мясе мог оказаться антибиотик. Также предприятие обязали пристальней следить за качеством продукции.
Россельхознадзор отозвал у предприятия декларацию о соответствии продукции стандартам Евразийского экономического союза — данные обновили на сайте федеральной службы Россаккредитации.
Южноуральская служба новостей. Следите за новостями через наши группы «ВКонтакте» и «Одноклассники». Мы есть в Viber и WatshApp: +73517512773
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
- Комментарии
Источник: newsprougo.ru
Роспотребнадзор может прийти к вам
Что проверяют сотрудники Роспотребнадзора? На какие области распространяются полномочия этого контролирующего органа? В какие организации может прийти проверяющий? Как проходит проверка? Что не могут делать проверяющие, а на что имеют право?
Какие нарушения допускают контролеры во время проверок? И, наконец, какие решения могут принять сотрудники Роспотребнадзора по итогам проверки?
Что может Роспотребнадзор?
В настоящее время в сфере потребительского рынка и услуг функционирует новый контролирующий орган – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (Роспотребнадзор) 1 . К нему перешли полномочия ранее существовавшей Госторгинспекции и частично – органов Госсанэпидемнадзора. Таким образом, его полномочия распространяются на сферы торговли, общественного питания, здравоохранения, гигиены и пр.
Причем в территориальных органах Роспотребнадзора созданы управления (отделы) по защите прав потребителей, территориальные отделы эпидемиологического надзора, отделы надзора на транспорте и санитарной охраны территорий, отделы надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания.
Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления создают общественные организации и общества по защите прав потребителей в рамках требований статьи 44 закона «О защите прав потребителей». Например, в Москве существует департамент потребительского рынка и услуг, который может проводить по жалобам потребителей плановые и внеплановые проверки совместно с другими контролирующими органами. Однако, имея законное право на существование, подобные общества выполняют добровольно-вспомогательную функцию и не подменяют контролирующие органы, не имеют права налагать и взимать штрафы за нарушения. При проведении поверок они наделены лишь правами обычного потребителя, поэтому правомочны составить коллегиальный акт о нарушениях в ходе проверки, а впоследствии направить его в государственный контролирующий орган (территориальные органы Роспотребнадзора, Госстандарта, милицию, налоговые органы и др.).
В отличие от многочисленных общественных организаций, Роспотребнадзор, являясь государственным контролирующим органом, наделен довольно широким спектром полномочий, вытекающих из раздела 2 постановления Правительства от 30.06.2004 г. №322. Так, он имеет право осуществлять:
- надзор и контроль над исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;
- защиту прав потребителей в области потребительского рынка;
- контроль над соблюдением правил продажи отдельных, предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- организацию проведения необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности и др.
- проверять документы об образовании;
- санитарно-эпидемиологические заключения, заключения Госпожнадзора;
- проверять наличие и порядок ведения журнала учета мероприятий по контролю, который предусмотрен законодательством РФ 2 ;
- требовать трудовые договоры, медицинские книжки работников;
- давать правовую оценку лицензиям, сертификатам, акцизным маркам на товаре;
- проверять правильность применения контрольно-кассовых машин, осуществлять контрольную закупку товара;
- выдавать предписания об устранении нарушений, ранее обнаруженных;
- составлять протоколы и налагать штрафы по правонарушениям, отнесенным к их компетенции.
Какие нарушения допускают проверяющие?
Ряд перечисленных выше прав органов Роспотребнадзора не вызывает сомнений и опирается на прочную нормативно-правовую базу. Однако наличие множества противоречий в законодательных актах, которыми руководствуются проверяющие, приводит к тому, что последние не только превышают свои полномочия, но и действия их могут быть отнесены к незаконным. Подобный вывод подтверждается письмом от 07.03.2006 г. «О разъяснении отдельных положений действующего законодательства» 3 , полученным всеми территориальными подразделениями Роспотребнадзора.
Самый распространенный случай – сотрудники Роспотребнадзора осуществляют контрольные закупки. Действительно, контрольная закупка очень эффективна при выявлении фактов нарушений при продаже товаров или оказании услуг. К Роспотребнадзору перешли полномочия Госторгинспекции, которая имела право проводить контрольную закупку, однако в действующих нормативных актах, касающихся полномочий Роспотребнадзора, весьма неконкретно закрепляются его права на проведение рассматриваемого мероприятия.
В судебной практике имели место единичные случаи, когда суды признавали правомерность контрольной закупки, проводимой данным органом (постановления ФАС Поволжского округа от 29.11.2005 г. № А65-7195/2005-СА1-36; Северо-Кавказского округа от 23.11.2004 г. № Ф08-5546/20004-2118А).
Противоречивые толкования по данному вопросу были полностью исключены письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.03.2006 г. № 0100/2473-06-32. В нем указано, что факт проведения контрольной (проверочной) закупки должностными лицами Роспотребнадзора должен рассматриваться как противоправный акт, свидетельствующий о превышении ими своих полномочий.
Кроме того, действующим административным законодательством «контрольная закупка» также не предусмотрена в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ). Однако не следует забывать, что Роспотребнадзор уполномочен решать вопрос о возбуждении и рассмотрении административного правонарушения по статье 14.7 Кодекса об административных правонарушениях «Обман потребителей».
Чтобы доказать нарушение, организации необходимо зафиксировать факт купли-продажи товара (оказания услуг) конкретному гражданину. Иначе доказать факт купли-продажи и, как следствие, – правонарушение контролеров – не представляется возможным.
Единственное исключение из этого запрета, когда органы Роспотребнадзора могут проводить контрольную закупку, – выявление факта обмана потребителей, которое должно осуществляться при наличии потерпевшего (ст. 25.2 КоАП РФ) и свидетелей по делу (ст. 25.6 КоАП РФ). Возможно, контролеры и будут в дальнейшем использовать при проведении подобного мероприятия «добровольных помощников», «внештатных инспекторов» 4 и т.п. Однако можно с уверенностью утверждать, что выявить и доказать факт обмана потребителей им будет затруднительно, а у предпринимателей и руководителей коммерческих структур появятся дополнительные возможности обжаловать действия проверяющих в суде.
Более того, права проведения контрольной закупки лишены и органы милиции, с которыми должностные лица Роспотребнадзора могут осуществлять совместные мероприятия. Оперативно-розыскные органы (к которым в том числе относятся ОВД) могут провести проверочную закупку при наличии признаков преступления, предусмотренного УК РФ 5 (п. 4 ст. 6 закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). Следует отметить, что к указанным органам Роспотребнадзор не относится.
Анализ контрольных мероприятий, проводимых сотрудниками Роспотребнадзора, показывает, что при осуществлении проверки или после нее предпринимателю или руководителю фирмы они выдают предписание об устранении правонарушений. Таким образом, проверяющие единолично признают сотрудников и фирму виновными в правонарушении. Однако возложить обязанности по устранению нарушений (и их причин), а также признать виновным лицо может исключительно суд. Подобные действия нарушают ключевой принцип демократического государства – принцип презумпции невиновности. Соответственно, выдача предписаний проверяющими Роспотребнадзора на основании положений пункта 3 статьи 9 закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ противоречит Кодексу об административных правонарушениях, который был введен в действие позднее указанного закона и имеет большую юридическую силу.
Довольно часто сотрудники Роспотребнадзора при проведении проверки приостанавливают работу магазинов, кафе. Законодательство не предоставляет им подобного права. Проверка не должна препятствовать производственной деятельности или дезорганизовывать работу торговых точек, работающих круглосуточно.
При проверке качества товара, установления срока годности и соответствия его стандартам контролеры Роспотребнадзора продолжительное время осуществляли процедуру отбора образцов и проб. В соответствии со статьями 8 и 9 закона № 134-ФЗ данное действие оформляется актом.
Однако налицо – правовая коллизия, заключающаяся в том, что Кодексом об административных правонарушениях упоминается о составлении протокола при взятии проб и образцов товаров (ст. 26.5 КоАП РФ). Если сотрудники Роспотребнадзора будут оформлять указанные действия по отбору проб актами, то результаты последующих исследований и экспертиз, проведенных на их основании, будут исключены из числа доказательств о делу об административном правонарушении (ст. 26.2 КоАП РФ), а действия проверяющих могут быть признаны незаконными.
Как проходит проверка?
Имейте в виду, что при проведении проверки сотрудники территориальных органов Роспотребнадзора обязаны иметь служебное удостоверение с фотографией, распоряжение о проведении мероприятия по контролю (см. Приложение 1) проверки предприятия с подписью руководителя, печатью, а также с указанием даты, цели и задачи проверки. Указанные документы должны быть предъявлены предпринимателю, руководителю фирмы (или его заместителю). При отсутствии данных документов вы имеете право отказать контролерам в доступе на территорию предприятия.
Кроме того, проверьте, кто именно указан в распоряжении в качестве проверяющего? Тот же сотрудник, который пришел? Дело в том, что проверку может проводить только то должностное лицо (лица), которое указано в документе. Продолжительность мероприятия не должна превышать одного месяца.
Срок может быть продлен еще на один месяц, но только в исключительных случаях и на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего проверку (ч. 2.3 ст. 7 закона № 134-ФЗ).
Проверочные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. При этом они могут осуществляться комплексно с другими контролирующими органами (Госстандарта, налоговыми службами, органами Госпожнадзора, органами санитарно-эпидемиологического надзора) с целью выявления нарушений, входящих в компетенцию других контролирующих органов.
Если проверка внеплановая (внезапная), то в распоряжении указываются ее причины, к которым можно отнести: обращение граждан, организаций, частных предпринимателей с жалобами о нарушении их прав и законных интересов; сообщения в средствах массовой информации о нарушении прав потребителей или санитарно-эпидемиологических правил; получение информации об аварийных ситуациях, об изменении или о нарушении технологических процессов, выхода из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей и окружающей среде; возникновение угрозы загрязнения окружающей среды и др.
Совместные проверки в сфере потребительского рынка могут осуществляться во взаимодействии со специализированными подразделениями органов милиции (БЭП, УНП). Для проведения совместных мероприятий межведомственным приказом утвержден Регламент взаимодействия 6 . Отметим, что при проведении совместной проверки права органов милиции значительно шире прав органов Роспотребнадзора. Это объясняется тем, что милиция руководствуется не только указанным совместным приказом, но и Законом «О милиции» (п. 25 ст. 11).
Что не могут делать проверяющие?
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц, или работников проверяемых юридических лиц, или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
- требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, не относящихся к предмету проверки;
- требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю (ст. 8 закона № 134-ФЗ).
Все проверочные мероприятия контролирующих органов юридические лица и частные предприниматели обязаны фиксировать в журнале учета мероприятий по контролю, который должен быть прошит, пронумерован и скреплен печатью. В указанном журнале следует произвести запись о проведенном мероприятии, которая должна содержать сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях. Должны быть также указаны фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и проставлена его (их) подпись.
Подчеркнем еще раз: в фиксации проверки в первую очередь заинтересован руководитель организации, например, в случае, когда надо доказать, что проверка на предприятии уже была осуществлена.
По окончании проверки представители Роспотребнадзора составляют акт по результатам мероприятия по контролю (см. Приложение 2) в 2-х экземплярах. Один экземпляр остается у контролирующих лиц, а другой передается проверяемому лицу.
Источник: delo-press.ru