Иск инвестора из Татарстана вернули на новое рассмотрение
Арбитражный суд Уральского округа вернул на новое рассмотрение в суд первой инстанции иск ООО «Топливная компания „Ирбис-РБ“» о признании права собственности на построенное в рамках реализации крупного инвестпроекта на трассе Уфа—Оренбург под Уфой здание многотопливного автозаправочного комплекса. В октябре и декабре 2022 года первая и апелляционная инстанции отказались удовлетворить иск компании, ссылаясь на отсутствие разрешения на строительство и ввода объекта в эксплуатацию, но кассация указала на необходимость проведения экспертизы. Администрация Уфимского района, которая выступает в судебном процессе в качестве ответчика, не возражает против удовлетворения иска.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ
Арбитражный суд Башкирии повторно рассмотрит иск ООО «Топливная компания „Ирбис-РБ“», которое построило на трассе Уфа—Оренбург рядом с поселком Зубово первый многотопливный автозаправочный комплекс площадью 192,7 кв. м.
«Ирбис моторз» начинает серийное производство квадрациклов
Компания, подав иск к администрации Уфимского района, просила признать право собственности на здание АЗС.
Как ранее сообщал „Ъ“, соглашение о реализации инвестпроекта компания заключила с министерством торговли и услуг Башкирии в феврале 2021 года. Проект попал в перечень приоритетных, благодаря чему участок площадью 5 тыс. кв. м инвестор получил в аренду без торгов до апреля 2024 года.
В январе 2022 года АЗС было построено, но ввести его в эксплуатацию не удалось. Администрация Уфимского района отказалась подписывать соответствующее разрешение, так как «Ирбис-РБ» не получал разрешение на строительство объекта. Это вынудило компанию попытаться запустить АЗС в судебном порядке.
Представители истца указывали в суде, что ими предпринимались попытки получить разрешение на строительство еще до начала работ, однако администрация Уфимского района сначала потребовала согласовать проектную документацию с ФКУ «Приуралье» Росавтодора, а затем вновь отказала, поскольку на участке уже велись строительные работы при отсутствии разрешительной документации.
ООО «Топливная компания „Ирбис-РБ“», по данным «СПАРК-Интерфакс», зарегистрировано в селе Авдон Уфимского района в октябре 2020 года. Основной собственник — татарстанский предприниматель Ринат Гаптельхаков, совладелец топливной компании «ТранзитСити», развивающей сеть придорожных комплексов АЗС под брендом Irbis. В 2021 году убыток «Ирбис-РБ» составил 3,3 млн руб.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций указали, что истец не принял меры по легализации самовольной постройки и не представил доказательств соответствия объекта требованиям безопасности, так как он носит статус повышенной опасности. Суды также указали на отсутствие историко-культурной экспертизы и неисполнение технических требований и условий при строительстве объекта. Кроме того, по мнению судов, у инвестора, как арендатора земельного участка, нет оснований требовать признания за собой права собственности на самовольную постройку.
СНЕЖНЫЙ БАРС ИРБИС — ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
В кассационной жалобе «Ирбис-РБ» ссылался на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению компании, ею были соблюдены все условия для признания права собственности на объект, а «признаки недобросовестного поведения отсутствуют». Инвестор также считает, что выводы судов в части требований к эксплуатации заправочной станции как опасного производственного объекта не имеют правового значения для признания права собственности на объект, а проведение историко-культурной экспертизы земельного участка не требовалось.
Направляя иск на новое рассмотрение, кассационная инстанция пришла к выводу, что судам следовало назначить строительную экспертизу, поскольку «установление соответствия спорной постройки градостроительным и строительным нормам и правилам, отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан требует специальных познаний». Суд также отметил, что администрация не возражает против удовлетворения иска, а значит, решение предыдущих инстанций «порождает правовую неопределенность в судьбе спорного объекта».
Представитель «Ирбис-РБ» Андрей Нечаев от комментариев отказался.
В администрации Уфимского района „Ъ“ сообщили, что согласны с решением суда и оспаривать его не планируют.
Юрист фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Владислав Гейц считает вывод суда кассации верным. «В данном случае суды отказали в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку в отсутствие доказательств существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил. Кроме того, администрация не возражала против удовлетворения исковых требований и подтвердила, что истцом были приняты необходимые меры по оформлению разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию»,— отметил он.
Карина Мамаева, Уфа
- Коммерсантъ (Казань) №73 от 26.04.2023
Источник: www.kommersant.ru
Владелец IRBIS: АЗС нужны равные условия, иначе частные сети ждет плохой исход
Руководители челнинских АЗС направили обращение бизнес-омбудсмену Татарстана Фариду Абдулганиеву. Они заявили о нерыночном формировании розничной цены на топливо и негативных последствиях для частного бизнеса. Обращение поддержали «Наиком», «ТрансНефтеПродукт», «Башкирский бензин», «ВаРус», IRBIS, индивидуальные предприниматели.
Как сообщил Chelny-biz.ru представитель омбудсмена в Набережных Челнах Андрей Балта, обращение поступило в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей.
– Вопрос принят к рассмотрению. Надеемся, что он будет поднят на уровне президента, – прокомментировал он.
Бизнес тем временем говорит, что частные АЗС сегодня находятся на грани.
– Розничная цена на топливо (кроме газа) на АЗС регулируется. Ее искусственно сдерживают, чтобы обеспечить невысокий рост, на уровне инфляции. При этом оптовая цена с января этого года поднялась на 26%, а розничная – на 2,5%, – рассказал генеральный директор ООО «Топливная компания «ТранзитСити» (сеть АЗС IRBIS) Ирек Валиев. – Мы с января работаем в ноль и даже в минус. Возьмем 92-й бензин.
Закупочная цена – 42,86 рубля. Плюс 40 копеек – эквайринг, два рубля – на эксплуатационные затраты (зарплата, электроэнергия, уборка территории), рубль – система лояльности. Таким образом, себестоимость бензина на АЗС без какой-либо наценки на прибыль – 46,26 рубля.
На сегодня цена у вертикально интегрированных компаний (как «Лукойл», «Татнефть», «ТАИФ») держится на уровне 43,6-43,65 рубля. Нам приходилось продавать топливо дороже – с крупными сетями разница была два рубля, при этом у нас не оставалось заработка. Сейчас мы продаем дороже на 40 копеек, поскольку нам удалось ранее закупить достаточно большой объем топлива.
У других частных сетей, говорит Валиев, ситуация сложнее. Поскольку у них нет запасов, цена уже достигла 46 рублей.
– Сеть IRBIS присутствует в шести регионах России, и цена везде, кроме Татарстана, существенно выше, чем у таких компаний, как «Лукойл», «Газпром нефть». А здесь она самая низкая и ситуация самая сложная, – продолжает предприниматель. – Если есть регулирование розничной цены, и созданы нерыночные условия, то надо регулировать и оптовую цену или находить какие-то другие механизмы, чтобы обеспечить хоть какую-то доходность и равные условия на рынке. Иначе частные сети ждет плохой исход. Мы обращаемся во все инстанции, чтобы как-то повлиять на это.
Компания, отметим, уже получила ответ от Министерства промышленности РТ, которое утверждает, что регулирования розничных цен в республике нет – они формируются, исходя из спроса и предложения на внутреннем рынке.
– Это не так. В республике есть Управление рационального использования топливно-энергетических ресурсов. Этот орган анализирует рынок нефтепродуктов и дает рекомендации на установку розничной цены. По ним крупные компании устанавливают цену.
Фото: business-gazeta.ru
Источник: nabchelni.bezformata.com
Перетасовки в Irbis: как Игорь Талдыкин вернул «первородство» Ринату Гаптельхакову
Зачем основатель крупнейшего в Татарстане независимого топливного трейдера снова вышел из тени?
Как выяснил «БИЗНЕС Online», в структуре владения независимой сети АЗС Irbis прошли рокировки: контрольный пакет спустя 9 лет вернулся в руки Рината Гаптельхакова. При этом сразу 1 млрд рублей длинных займов «переехал» в портфель коротких кредитов при общей долговой нагрузке 3,5 млрд рублей. Не значит ли это, что компанию просят увеличить гарантии по внушительным займам или вообще готовят к продаже? Сами заправщики от комментариев отказываются.
Крупнейший независимый топливный трейдер Татарстана ТК «Транзитсити», более известный как сеть АЗС Irbis, сменил собственника Фото: «БИЗНЕС Online»
КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ СНОВА У РИНАТА ГАПТЕЛЬХАКОВА
Крупнейший независимый топливный трейдер Татарстана ТК «Транзитсити», более известный как сеть АЗС Irbis, сменил собственника. 28 августа доля в 70% перешла Ринату Гаптельхакову, сменившему в роли мажоритарного владельца Игоря Талдыкина. Формально именно тот владел компанией, хотя практически все знали имя настоящего хозяина, и даже СМИ этот факт не вуалировали.
Необходим небольшой экскурс в историю. ООО «ТК „Транзитсити“» появилось на свет в ноябре 2001 года, а его первыми учредителями стали Альфия и Валерий Прокопьевы, Эльмира Нурмухаметова, Галина Игнатьева и Сайдаш Зарипов. Но уже в августе 2003-го на сцену в роли ключевых владельцев выходят Гаптельхаков с Талдыкиным: первый — с долей в 75,6%, второй — 8,4%.
Следующие принципиальные изменения произошли в ходе шокового кризиса 2008–2009 годов. В сентябре 2009-го учредители остались вдвоем: доля Гаптельхакова выросла до 90%, Талдыкина — до 10%.
После прохождения острой фазы кризиса, в октябре 2011 года, 91% компании был переоформлен на Ильсафа Гилязетдинова. Об этом человеке мало что известно. В 2006-м он получил статус индивидуального предпринимателя, а в апреле-2010 ИП Гилязетдинов прекратил деятельность по собственному решению.
Кроме того, он числился директором в московском ООО «Промэкс», которое специализировалось на розничной продаже моторного топлива. Однако, согласно базе данных «Контур.Фокус», в сентябре 2016 года «Промэкс» прекратил существование с формулировкой «исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица». Других следов Гилязетдинова в юридическом пространстве мы не обнаружили, что наводит на мысль о подставном учредителе, пусть и не массовом.
В октябре-2014 в круг владельцев «Транзитсити» входит ее сегодняшний гендиректор Ирек Валиев Фото: «БИЗНЕС Online»
В октябре-2014 в круг владельцев «Транзитсити» входит ее сегодняшний гендиректор Ирек Валиев. Сначала на него оформляют 9%, а через пару месяцев, в «черном декабре», запомнившемся россиянам двукратным падением рубля и валютной паникой, — 91,7%. Далее последовали косметические правки, когда 9% передали в руки Ильшата Фатыхова, у Валиева же остался 91%.
В марте-2018 «неразменный» 91-процентный пакет перешел в знакомые руки одного из основателей, Талдыкина. Более никаких трансферов не было вплоть до 28 августа текущего года. В результате последней рокировки у Талдыкина осталось 10%, как в 2009 году. Еще 10% перешло Елене Семеновой, по 5% получили Рафкат Гаптельхаков (судя по отчеству, брат главного владельца) и Ильнар Сотруддинов. К слову, эта троица вместе с Талдыкиным и Ринатом Гаптельхаковым, а иногда с Валиевым — постоянный состав «труппы». В разных вариациях они выступают учредителями целого ряда фирм — от некоего ООО «Приоритет» с нулями в большинстве строк отчетности до «газового» подразделения группы ООО «Транзит-Сервис»
28 августа доля в 70% перешла Ринату Гаптельхакову (на фото), сменившему в роли мажоритарного владельца Игоря Талдыкина Фото: «БИЗНЕС Online»
WHAT IS «ТРАНЗИТСИТИ»: 45 ЗАПРАВОК, БЕНЗИН ОТ СЕЧИНА, ТРЕХКРАТНЫЙ РОСТ ОБОРОТОВ ЗА ПЯТЬ ЛЕТ
Сегодня бизнес ТК включает в себя оптовые поставки топлива от крупнейших российских производителей, таких как «Газпром нефть» и «Роснефть». Именно последняя лидирует в списке поставщиков, в прошлом году фирма Гаптельхакова купила топлива у возглавляемой Игорем Сечиным компании на 6,8 млрд рублей. Для сравнения: на втором месте «Лукойл» с 95 млн рублей.
Татарстанцам «Транзитсити» известна прежде всего брендом Irbis, под которым работает 45 автозаправочных станций, расположенных в Татарстане, Чувашии, Марий Эл, Нижегородской, Владимирской и Пензенской областях. Кроме собственно АЗС, в состав ГК входят многочисленные предприятия сопутствующего обслуживания: сеть автомагазинов, предприятия гостиничного хозяйства, сеть придорожных кафе и др.
Последние пять лет ТК демонстрирует стабильный рост оборотов: 2015 год — 6,3 млрд рублей, 2016-й — 11,9 млрд, 2017-й — 16,4 млрд, 2018-й — 17,7 млрд, 2019-й — еще плюс 15% до 20,2 миллиарда. За пятилетку более чем в 3 раза — практически татарстанская «газель».
Отметим, что максимальный объем госзаказов (246 млн рублей) «Транзитсити» пришелся на 2018 год, и большую часть этой суммы составили поставки топлива казанскому ПАТП-2. Для сравнения: в 2019-м трейдер подписал госконтрактов всего на 11 млн рублей.
Собственный капитал «Транзитсити» по итогам 2019 года оценивался в 361 миллион. Исходя из этого 70-процентный пакет по минимуму можно оценить в 253 млн рублей.
Максимальный объем госзаказов (246 млн рублей) «Транзитсити» пришелся на 2018 год, и большую часть этой суммы составили поставки топлива казанскому ПАТП-2 Фото: kzn.ru
МИЛЛИАРД ТУДА, МИЛЛИАРД СЮДА. КРЕДИТОРЫ ПОПРОСИЛИ ГАРАНТИЙ?
Но вся эта статистика не дает ответа на главный вопрос: что побудило фактического основателя «Транзитсити» вернуть контрольный пакет в свои руки?
Как вариант, на фоне обострения текущего кризиса, который обещает стать затяжным, кредиторы потребовали от должника дополнительных гарантий, в том числе личного участия главного рулевого и ряда ключевых фигур, готовых разделить с ним ответственность. Уточним, что за 2019 год компания снизила объем долгосрочных займов почти на 1 млрд (!) до 2 млрд рублей. Но в то же время объем краткосрочных займов вырос еще сильнее, на 1,2 млрд до 1,47 млрд рублей. Так бывает, в частности, когда «длинные» кредиты переводят в менее рискованные для банка «короткие». В итоге суммарный долг «Транзитсити» подрос на 200 млн почти до 3,5 млрд рублей — весьма ощутимо при капитале в 361 миллион.
Пожалуй, нам следует оценить долговую нагрузку и связанных компаний. В частности, оформлены на самого Рината Гаптельхакова занятое в арендном бизнесе ООО «Рияз» и ЧОП «Центр охранных технологий», которые обходятся без заемных денег, но и объемы бизнеса тут скромные — десятки миллионов рублей. Отдельно стоит обратить внимание на учрежденную в июле 2019-го ТК «Ирбис» (куда, возможно, переведен розничный бизнес), накрутившую 972 млн выручки и получившую 16 млн рублей прибыли, но и она также работает без займов. А вот ее оптовый напарник «Ирбис-Бункер» при 324 млн выручки получил 21 млн рублей убытка и имел на балансе займов на 81 млн рублей.
На этом фоне выделяется ООО «Транзит-Сервис», у которого по итогам прошлого года при выручке 482 млн рублей было 848 млн долгов и собственный капитал ушел на отрицательную территорию, минус 19 млн рублей — уже повод для кредиторов потребовать дополнительных гарантий или погасить часть займов.
В адрес ТК «Транзитсити» за последние 12 месяцев поступил только сравнительно мелкий иск на 135 тыс. от «Лукойла», так что проблем с контрагентами у компании нет Фото: «БИЗНЕС Online»