Для создания многофункциональных зон (МФЗ) на сети дорог, находящихся в доверительном управлении Госкомпании «Автодор», в этом году планируется провести не менее 40 конкурентных процедур на право строительства и долгосрочной эксплуатации различных объектов дорожного сервиса.
Это даст возможность автомобилистам, остановившись на МФЗ на федеральных автомобильных дорогах М-4 «Дон», М-11 «Нева», ЦКАД в Московской области и М-12 в Московской, Тверской, Новгородской, Владимирской, Нижегородской и Ростовской областях, Республиках Чувашия и Татарстан, а также в Краснодарском крае, не только заправить автомобиль, проверить его техническое состояние, но и комфортно перекусить и отдохнуть в гостинице.
В 2022 году Государственная компания «Автодор» провела масштабную подготовительную работу по развитию дорожного сервиса, в том числе объявлено 30 конкурентных процедур на право строительства и долгосрочной эксплуатации объектов дорожного сервиса в составе МФЗ на М-12, а также на М-11 «Нева», ЦКАД в Московской области. Такой темп проведения торгов в отношении объектов сервиса для Государственной компании «Автодор» является беспрецедентным.
Трасса М12 с высоты птичьего полета. Облет стройки за 5 минут
На первом этапе развития МФЗ торги проводились в отношении автозаправочных станций (АЗС) самого популярного вида топлива (бензин, дизель). По мере появления инвестиционного спроса торги будут проводиться и на остальные лоты: газозаправочная инфраструктура (КПГ/СПГ), магазины, пункты питания, отели, станции технического обслуживания и другие.
В 2022 году объявлены торги в отношении 21 лота АЗС жидкомоторного топлива, 7 лотов газозаправочной инфраструктуры (КПГ/СПГ), а также 1-го единого сервисного здания (ЕСЗ), объединяющего в себе как минимум магазин повседневного спроса, различные концепции питания и обязательно имеющего расширенную социальную инфраструктуру.
В планах на этот год — выдержать заданный высокий темп проведения торгов и завершить строительство ранее расторгованных АЗС жидкомоторного топлива.
Источник: russianhighways.ru
Строительство дорожной развязки (строительство дороги)
Представляем Вашему вниманию проект «Строительство дорожной развязки (строительство дороги)».
Бизнес-план разработан на основе фактических данных действующего предприятия.
В создании проекта принимали участие сотрудники высокой квалификации, с опытом работы в отрасли.
Бизнес-план соответствует международным и российским стандартам (UNIDO, TACIS, ЕБРР, МЭРТ РФ, Минфин, Минстрой, Минсельхоз) и достойно представит Ваш проект в российских и международных банках, а также государственных структурах всех уровней.
В случае необходимости, специалисты нашей компании в сжатые сроки внесут корректировки в финансовые расчеты и описательную часть проекта, с тем, чтобы обеспечить полное соответствие бизнес-плана Вашим параметрам.
Вот как делают лучшие дороги в мире …
Проект предоставляется в формате рабочих файлов, в которые можно самостоятельно или силами квалифицированных сотрудников вносить изменения: финансовой модели (на базе Excel) и файла Word (Powerpoint).
Основные параметры проекта:
Количественные показатели: плотность движения в сутки: легковой транспорт (до 3,5 тонн) – 40 тыс.; грузовой транспорт (свыше 3,5 тонн) – 15 тыс.
- в долларах 39 537 199
- в евро 32 342 677
- в рублях 1 232 546 000
- Количество страниц – 40
- Количество графиков – 20
- Количество таблиц – 16
1 РЕЗЮМЕ И ДОПУЩЕНИЯ
1.1 Финансовый результат проекта
Финансовые показатели и окупаемость проекта являются результатом определенного соот-ношения доходной и расходной части проекта. Информация о принятых для выполнения расчетов в бизнес-плане допущениях представлена в сжатом виде в рамках настоящего раздела и более подробно расшифрована в соответствующих разделах бизнес-плана.
Срок окупаемости проекта с учетом принятых допущений достигает 7,5 лет (дисконтирован-ный срок – до 10 лет).
Размер чистой прибыли за 10 лет эксплуатации составит около 1 млрд. рублей (сверх воз-врата вложенных инвестиций).
Доходная часть проекта формируется путем умножения стоимости проезда на количество автомобилей.
Стоимость проезда
Тариф на проезд рассчитан на основе действующих реализованных проектов платных дорог в России, например:
- стоимость проезда по федеральной платной дороге (обход села ХХХХ в ХХХХ области) в ХХХХ году составила — 1,14 руб./км для легковых автомобилей и 4,3 руб./км для грузовых;
- расчетный тариф на головном участке трассы ХХХХ-ХХХХ (15-58 км) определен в раз-мере 3,6 руб./км.
- легковой транспорт (до 3,5 тонн) – 11,3 рубля;
- грузовой транспорт (свыше 3,5 тонн) – 42,5 рублей.
Необходимо отметить, что при установлении тарифа на проезд наиболее целесообразно опираться не на расчетные/действующие ставки федеральных трасс, а на рыночные возможности (готовность автолюбителей пользоваться проездом по определенной ставке) и коммерческие аналоги.
Например, стоимость проезда по понтонно-мостовой переправе через реку ХХХ в г. ХХХХ для легкового транспорта составляет от 32 до 38 рублей (в одну сторону).
Готовность автолюбителей оплачивать проезд по определенному тарифу необходимо уточнить в ходе соответствующего маркетингового исследования.
Плотность движения
Плотность движения по трассе ХХХХ-ХХХХ на выезде из ХХХХ составляет более 150 тыс. автомобилей в сутки.
Для целей расчета в бизнес-плане количество машин, ежедневно двигающихся через развязку, учтено на уровне:
- легковой транспорт (до 3,5 тонн) – 40 тыс. машин в сутки;
- грузовой транспорт (свыше 3,5 тонн) – 15 тыс. машин в сутки.
Для уточнения расчетов необходимо произвести опрос автолюбителей и оценить, какая часть потока может распределиться на платную развязку.
Инвестиции в строительство развязки
В рассматриваемом варианте бизнес-плана, инвестиции (единовременные затраты) в строительство развязки рассчитаны на уровне 1,3 млрд. рублей (эстакада — 300 м., подходы – 2000 м.).
Инвестиции в строительство развязки определены на основе аналогичных проектов в Рос-сии с поправкой на европейский уровень, что позволит нивелировать фактор завышения сметной стоимости строительства при выполнении работ по государственному заказу.
В то же время, поскольку проект коммерческий, в смете необходимо учесть стоимость согласований и сопутствующих расходов, что является предметом индивидуальных догово-ренностей в каждом случае.
Кроме этого, на сметную стоимость будут влиять:
- особенности рабочего проекта;
- возможности экономии при использовании новых материалов и/или технологий строительства.
С целью поддержания работы развязки необходимо нести следующие расходы:
Средний уровень текущих расходов составляет около 18 млн. ежемесячно, при этом большая часть суммы (до 70%) – уплата налогов (поскольку расходная часть проекта минимальная).
- уровень расходов на поддержание развязки в рабочем состоянии (зависит от особен-ностей проекта, примененных материалов и т.п.);
- возможности автоматизации сбора доходов;
- условия по кредиту;
- налоговая схема.
1.3 Мероприятия по повышению достоверности расчетов
- произвести замеры плотности транспортного потока на исследуемом участке;
- произвести замеры структуры потока (соотношение легковых и грузовых автомобилей);
- произвести опрос автолюбителей с целью выяснить допустимую стоимость проезда через развязку;
- разработать проект строительства с учетом баланса между размером инвестиций и расходами на текущую эксплуатацию;
- разработать схему оптимизации налогоообложения.
РЕЗЮМЕ И ДОПУЩЕНИЯ
1.1. Финансовый результат проекта
1.2. Допущения
Доходы проекта
Расходы проекта
1.3. Мероприятия по повышению достоверности расчетов
2 ИНВЕСТИЦИОННЫЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
2.1 Объем и структура инвестиций
2.2 Календарный план строительства объекта
3 ИНТЕНСИВНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТА И ДОХОДЫ ПРОЕКТА
3.1 Интенсивность движения по развязке
Факторы, учтенные в расчетах
Алгоритм расчета интенсивности движения
Выход на планируемую интенсивность проезда
Сезонность
3.2 Объемы транспортного потока
3.3 Структура транспортного потока
3.4 Тарифная политика
Существующие тарифы
Рост тарифов
3.5 Структура и объемы доходов
4 ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ В ПЕРИОД ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
4.1 Текущие расходы
4.2 Заработная плата
4.3 Амортизация
4.4 Проценты по кредитам
4.5 Налоги
Налоги предприятия как налогового субъекта
Налоги, удерживаемые предприятием, как налоговым агентом
5 АНАЛИЗ ДОХОДОВ И ЗАТРАТ
5.1 Анализ структуры затрат проекта (распределение выручки)
5.2 Анализ точки безубыточности
Допущения при анализе безубыточности
Безубыточность операционной деятельности
Анализ безубыточности в целом по проекту
5.3 Анализ бюджетной эффективности проекта
6 ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
6.1 Условия привлечения инвестиционных ресурсов
Потребность в финансовых ресурсах и структура финансирования
Условия привлечения заемных средств
Условия погашения заемных средств
Погашение процентов по кредиту
6.2 Показатели плана движения денежных средств
Инвестиционная деятельность
Операционная деятельность
Финансовая деятельность
6.3 Показатели плана прибыли и убытков
6.4 Финансовые показатели проекта
7 АНАЛИЗ РИСКОВ ПРОЕКТА
7.1 Факторы, влияющие на деятельность компании
7.2 Количественный анализ рисков (анализ чувствительности)
8 ОПИСАНИЕ РАСЧЕТА
8.1 Допущения
Общие допущения
Допущения при анализе безубыточности
8.2 Параметры проекта
8.3 Расчет критериев эффективности проекта
9 ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ И РИСУНКОВ
9.1 Перечень таблиц
9.2 Перечень рисунков
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПЛАН ПРОДАЖ И ПРЯМЫЕ ЗАТРАТЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
1 ПЕРЕЧЕНЬ РИСУНКОВ И ТАБЛИЦ
1.1 Перечень таблиц
Таблица 1. Инвестиционный бюджет
Таблица 2. Календарный и финансовый план
Таблица 3. Анализ темпов роста интенсивности движения и расчет будущей потребности (понтон)
Таблица 4. Структура деятельности по направлениям
Таблица 5. Тарифы на проезд по эстакаде
Таблица 6. Структура доходов по направлениям деятельности за период проекта
Таблица 7. План движения транспорта и поступления выручки по годам
Таблица 8. Постоянные затраты
Таблица 9. Штатное расписание с окладами
Таблица 10. Налоги
Таблица 11. Анализ структуры затрат (по отношению к выручке)
Таблица 12. Распределение налоговых выплат по уровням бюджета
Таблица 13. График получения и погашения кредита
Таблица 14. Финансовые и инвестиционные показатели проекта
Таблица 15. Влияние изменения отдельных параметров на показатели эффективности проекта
Таблица 16. Анализ чувствительности проекта
1.2 Перечень рисунков
Рисунок 1. Структура инвестиционных затрат
Рисунок 2. График финансирования инвестиционных затрат, тыс. рублей
Рисунок 3. График финансирования инвестиционных затрат, тыс. рублей
Рисунок 4. Выход на планируемую интенсивность проезда
Рисунок 5. Сезонность движения транспорта по существующей дороге
Рисунок 6. Рост транспортных потоков, автомашин
Рисунок 7. Структура деятельности по видам готовой продукции
Рисунок 8. Динамика выручки, тыс. рублей
Рисунок 9. Структура выручки
Рисунок 10. Структура постоянных затрат (к общему объему постоянных затрат)
Рисунок 11. Структура налоговых выплат (за период проекта)
Рисунок 12. Структура распределения выручки от реализации на затраты и прибыль
Рисунок 13. Точка безубыточности без учета налоговой составляющей, тыс. рублей
Рисунок 14. Точка безубыточности с учетом налоговой составляющей, тыс. рублей
Рисунок 15. Точка безубыточности проекта в целом, тыс. рублей
Рисунок 16. Структура налоговых поступлений бюджетов всех уровней (за период проекта)
Рисунок 17. Денежные потоки по привлечению и выплате кредитных средств, тыс. рублей
Рисунок 18. Выплата начисленных в текущем месяце процентов, тыс. рублей
Рисунок 19. Денежные потоки по проекту, тыс. рублей
Рисунок 20. Окупаемость проекта, тыс. рублей
Запрос на приобретение бизнес-плана «Строительство дорожной развязки (строительство дороги)»
Источник: www.bis-plans.ru
Как инвестору заработать на строительстве дорог
За один только 2021 год Минстрой РФ отчитался о ремонте и строительстве 23 тыс. км дорог. В ближайшие три года планы не менее амбициозные — отремонтировать 77 тыс. км и построить 8,5 тыс. км трасс регионального и федерального значения. Есть ли здесь потенциал для частных инвесторов?
Дорожное строительство и развитие инфраструктуры сейчас находятся в центре внимания государства. Национальные проекты «Безопасные качественные дороги», «Жилье и городская среда», «Туризм и индустрия гостеприимства» и ряд других подразумевают качественное повышение транспортной связности, развитие междугородней инфраструктуры, а следовательно, и серьезные инвестиции.
По словам вице-премьера Марата Хуснуллина, в одном только 2020 году на строительство автодорог было выделено более 2 трлн рублей, из которых 800 млн составили федеральные бюджетные средства, остальное предоставили регионы. В качестве примера новых масштабных инфраструктурных проектов, которые запланированы к реализации в ближайшие годы, можно привести строительство к 2024 году скоростной платной магистрали «М-12» Москва — Казань. После окончания работ над ЦКАД на новый проект планируется привлечь множество освободившихся подрядчиков, которые смогут задержаться там и после 2024 года, но уже на участке Казань — Екатеринбург. Председатель правления ГК «Автодор» Владислав Петушенко отметил, что для реализации проекта государственная компания намерена привлечь 247 млрд руб. внебюджетных средств. Насколько реалистичными окажутся эти планы, покажет время.
Пространство неопределенностей
Проблемы привлечения средств в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) широко известны и признаны на уровне правительства. Помощник президента РФ Игорь Левитин прямо заявил, что сейчас госкомпания «Автодор» фактически сама финансирует свои стройки. Причин такого положения несколько.
Любое строительство подразумевает большую капиталоемкость, множество различных стадий, долгие сроки реализации и окупаемости. Даже перспектива последующего многолетнего получения гарантированного стабильного дохода от концессии не убеждает инвесторов.
В рамках «Транспортной недели-2020» представители банковской отрасли сформулировали основные недостатки ГЧП в дорожном строительстве. Это высокая вероятность увеличения стоимости проекта и риск срыва сроков сдачи в эксплуатацию, что хорошо видно на примере ЦКАД.
Второй причиной являются существенные огрехи в предварительной оценке трафика на новом участке, что напрямую влияет на сроки возврата инвестиций. Добавим сюда риски ошибок при проектировании, невыполнения обязательств участниками, наступления дефолта и других трудно прогнозируемых факторов.
К сожалению, зачастую совокупность неопределенностей такова, что перевешивает перспективы прибыли как для банков, так и для частных инвесторов. Означает ли это, что на масштабном дорожном строительстве в России, которое продолжает набирать обороты, нельзя заработать? Отнюдь. Много возможностей для прозорливого инвестора скрывается за пределами концессионной схемы.
Строительная компания
2021 год не был простым для компаний, занимающихся дорожным строительством. Резкий рост цен на материалы в совокупности с ограниченными возможностями пересмотра стоимости госконтрактов привел к тому, что под угрозой банкротства оказалась почти половина (94 из 200) только крупнейших участников рынка, не говоря о более мелких.
Правительство обещает поддержать подрядчиков экономическими мерами, кроме тех случаев, когда компании ведут свою хозяйственную деятельность «непродуманно и рискованно». Подобное решение, вне зависимости от критериев «продуманности и безопасности», уже в этом году может заставить многие организации уйти с рынка, освободив место новым, не обремененным непосильным грузом кредитов и готовым участвовать в триллионных государственных проектах ближайших лет в качестве субподрядчиков.
Для компетентного инвестора здесь может открыться множество возможностей разумно распорядиться капиталом. Отдельно можно рассмотреть возможность вложений в облигации строительных компаний. Учитывая вышеописанную ситуацию на рынке и сохраняющуюся потребность эмитентов в средствах, начало 2022 года может оказаться удачным временем для приобретения ценных бумаг этого типа. Покупке, конечно, должен предшествовать тщательный фундаментальный анализ перспектив компании.
Интеллектуальная транспортная инфраструктура
В декабре 2021 года кабмин РФ утвердил стратегию цифровой трансформации транспортной отрасли России до 2030 года. Эта трансформация подразумевает внедрение технологий виртуальной и дополненной реальности, систем искусственного интеллекта, обработки больших данных и многое другое, включая применение блокчейна в логистике.
В контексте дорожного строительства можно говорить о создании в России интеллектуальной транспортной инфраструктуры. Сейчас ее отдельные элементы можно встретить только в Москве и еще нескольких городах, так что простор для реализации экономических проектов огромный. Кроме того, рынок подобных решений еще не сформировался. В рамках одного лишь прошедшего в феврале 2021 года мероприятия Demo Day, организованного бизнес-акселератором «Транспортные инновации Москвы», свои проекты представили 20 стартапов, посвященных интеллектуальному управлению транспортными потоками, системам нейросетевой видеоаналитики и многому другому. Государство, остро осознающее необходимость подобных инноваций, охотно финансирует такие молодые компании, но в этой сфере, конечно, всегда найдется место и частному инвестору.
Новые методы проектирования
Кстати, одним из стартапов, представленных в рамках Demo Day, оказался стартап Gemicro, который создает «цифровых двойников» для сопровождения жизненного цикла дорожной инфраструктуры. Информационная модель сооружений (BIM, Building Information Model), лежащая в основе технологии «цифровых двойников», является одним из самых перспективных новых методов проектирования любых объектов инфраструктуры, включая дороги. Она позволяет не только возвести объект, но и обеспечивать его эксплуатацию с применением самых современных цифровых средств организации и планирования. В России технологии BIM достаточно дороги и, как правило, внедряются с привлечением крупных консалтинговых компаний, но наличие на этом рынке совсем молодых проектов оставляет для инвестора возможность войти в него относительно скромными деньгами.
ESG-технологии
Долгое время остававшаяся в конце списка приоритетов экологическая повестка в России начинает выходить на передний план. Здесь можно вспомнить и национальный проект «Экология», и все более распространяющееся среди крупных бизнесов стремление соответствовать принципам устойчивого развития.
В итогах работы ПМЭФ-2021 слово «экология» упоминается семь раз, в том числе в контексте экологической ответственности бизнеса. Термин ESG в русском языке принято расшифровывать как «экология, социальная политика и корпоративное управление».
По данным исследования рейтингового агентства «Эксперт РА», проведенного весной 2021 года, треть российских банков из топ-20 уже внедрили в свои процессы кредитования и инвестирования KPI, связанные с оценкой ESG-метрик. По прогнозу, уже в начале 2022 года, то есть сейчас, половина кредитных организаций начнет учитывать при работе с клиентами факторы КСО.
Серьезно зависящая от кредитов дорожная отрасль не останется в стороне от мировых трендов. Будут и другие изменения. «Росавтодор» и «Российский экологический оператор» в декабре 2021 года подписали меморандум об использовании в строительстве дорог вторичного сырья. К 2030 году применение отходов должно достичь 30%.
Изменения постоянно вносятся в «Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения», что окажет влияние на процессы проектирования и возведения новых объектов. Потребность участников дорожно-строительного рынка в повышении своих ESG-показателей уже в ближайший год должна привести к появлению субподрядчиков, своей экспертизой и технологиями помогающих заказчикам достичь нужных показателей устойчивого развития. И вложения в такие компании, обладающие необходимым портфелем решений, могут оказаться весьма дальновидной инвестицией.
Многофункциональные зоны дорожного сервиса
Наконец, закончить хотелось бы такой консервативной, но перспективной отраслью, как строительство и эксплуатация многофункциональных зон дорожного сервиса (МФЗ). Бурный рост российской дорожной сети требует комплексного развития объектов дорожного сервиса. В июне «Автодор» и корпорация ВЭБ.РФ приступили к реализации проекта строительства сети из 54 МФЗ.
Его реализация укладывается в принципы сразу трех национальных проектов — «Безопасные качественные дороги», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а также «Туризм и индустрия гостеприимства». Учитывая, что к 2035 году в России должна быть создана опорная сеть скоростных магистралей общей протяженностью более 7 тыс. километров, объединяющая 28 регионов и 60% населения страны, количество МФЗ, которые необходимо построить, исчисляется сотнями. В этой связи инвестиционно привлекательными окажутся подрядные организации, которые имеют опыт строительства подобных объектов и возможность на регулярной основе участвовать в тендерах «Автодора».
Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды
Источник: www.if24.ru