В данной работе представлен анализ коренной 4 М причины или диаграмма «рыбьей кости». Он представляет собой деление на 4 М — Man, Machines, Materials, Methods. В работе уделено внимание правильному порядку выполнения анализа, списку некоторых ключевых вопросов для начала «мозгового штурма» и поиску причин.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ И УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА, ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ ДИАГРАММА, 4 М, ИШИКАВА, АНАЛИЗ КОРЕННОЙ ПРИЧИНЫ
Текст научной работы
Диаграмма Ишикавы — является одним из семи основных инструментов измерения, оценивания, контроля и улучшения качества производственных процессов, входящих в «семь инструментов контроля качества», данный инструмент используемый для анализа Феномена/Эффекта (Последствия) путем составления перечня возможных факторов (причин, подпричин) вызывающих Феномен/Эффект (последствие) и последовательно распределяя их по категориям. Данное представляет собой причинно-следственные взаимодействия.
Диаграмма 4 М (Рыбий скелет, Ишикавы, FishBone) — один из вариантов причинно-следственных диаграмм
Что такое «система в бизнесе»
Наиболее широко используемая техника 4 М была разработана Ишикавой — диаграмма Рыбий Скелет. Такое деление было предложено для стратификации большого количество факторов, которые использовались рабочими группами. Для классификации причин проблем Ишикава предложил, как наиболее общий метод, деление на 4 М:
- Man — Человек,
- Machines — Машина,
- Materials — Материалы,
- Methods — Методы.
- Mother Nature — Окружающая среда,
- Measurement — Измерения.
Правильное выполнение 4 M анализа проводится в несколько этапов:
- подготовить/ нарисовать диаграмму «Рыбий Скелет»,
- написать, нарисовать (при необходимости) Эффект (Последствия), Феномен для анализа в «голове» диаграммы.
- провести «Мозговой Штурм» (Brainstorming) для определения перечня всех возможных причин Феномена/Эффекта
- соотнести возможные причины с соответствующей «костью» категорий М «Рыбьего скелета».
- сфокусируйтесь на причинах, которые выбраны в соответствие с ранжированием или в соответствие с мероприятиями для верификации.
- каждую выбранную причину проанализируйте в соответствие с инструментом 5 Почему.
Список некоторых ключевых вопросов для начала «Мозгового Штурма» и поиска коренных причин:
- Соблюдаются ли сотрудниками инструкции?
- Работают ли сотрудники эффективно?
- Заботятся ли они о возможных проблемах?
- Есть ли у них сильное чувство ответственности?
- Имеют ли они соответствующую квалификацию и навыки?
- Являются ли они опытными?
- Правильно ли они назначены для работы на этих местах?
- Хотят ли они улучшить ситуацию?
- Хорошие ли взаимоотношения в коллективе?
- Сотрудники имеют соответствующее здоровье (физические способности)?
- Какие есть требования по материалу?
- Является ли количество материала правильным?
- Является ли качество (класс) материала соответствующим?
- Является ли брэнд материала соответствующим?
- Материал не загрязнен? Без примесей?
- Материал сложен в правильном количестве?
- Не загрязняется ли материал перед/при использовании?
- Правильно ли хранится материал перед/при использовании?
- Правильно ли распределены материалы на месте использования?
- Качество материалов является удовлетворительным?
- Удобно ли их расположение на месте использования?
- Защищены ли материалы от повреждения на месте использования/транспортировки/хранения?
- Являются ли стандарты работы/ инструкции удовлетворительными?
- Они актуальны/обновлены?
- Методы работы безопасны?
- Способны ли методы работы обеспечить соответствующее качество?
- Являются ли методы эффективными?
- Последовательность работ удобна/ способно обеспечить качество?
- Переход продукта удовлетворительный?
- Температура и влажность подходящие?
- Вентиляция и освещение соответствующие?
- Взаимодействия между предыдущим и последующими процессами достаточны?
- Оборудование соответствует требованиям продукта/процесса?
- Оборудование обеспечивает Возможности процесса (Cpk)?
- Оборудование правильно смазывается?
- Оборудование правильно инспектируется?
- Оборудование без поломок и в хорошем состояние/ без остановок?
- Оборудование способно обеспечить необходимую точность?
- Оборудование без несвойственных шумов и др. показателей/шумов?
После проведения «Мозгового штурма» по всем потенциальным причинам и внесения их в «Рыбий скелет», мы должны определить влияние каждой потенциальной причины.
Что такое «БИЗНЕС-СИСТЕМА»? | Просто о бизнес-системе
Существуют 2 варианта:
- Ранжирование. В рамках этой задачи мы можем довериться мнениям экспертов команды. Они проставят оценки — вес каждой потенциальной причины;
- Верификация. Проведение мероприятий для проверки каждой потенциальной причины, является ли она реальной причиной или нет.
Пример «Рыбьего Скелета» представлен на рисунке 1.
- Четкое и точное определение проблемы может облегчить быстрое и верное определение коренных причин и поможет избежать ненужную работу;
- Правильное использование 5W1H и 5G перед началом «Мозгового Штурма» обеспечит одинаковое понимание обсуждаемой темы всеми участниками;
- Обратите внимание, чтобы не перепутать эффект (последствия) с проблемой (СИМПТОМ-БОЛЕЗНЬ);
- Проверьте правдоподобность потенциальных причин и исключите причины не имеющие отношения к рассматриваемой теме;
- Лидер команды должен быть координатором при проведение «мозгового штурма»;
- Доказательство потенциальных коренных причин должно быть выполнено непосредственно на рабочем месте согласно 5G концепции по принципу исключения. Это значит, что не нужно доказывать, что данная причина является коренной, а наоборот, что она не является ей.
- Выявление причин — это командная работа.
Концепция WCM (Производство Мирового Класса)
- Лёвина О.Н.
Входной контроль изделий электронной компонентной базы, приобретаемой для производства оборонной продукции
- Михеева Ю.С.
- Кулина О.С.
Исследование и сравнение полусумматора и сумматора
- Корзин В.В.
- Фокша Е.С.
Инновационные технологии снижения интенсивности коррозии арматуры железобетонных конструкций
- Халиков Р.М.
- Шарипов Р.А.
Оценка погрешности измерений при определении реологических констант аномально вязких жидкостей
- Каныгин В.А.
Цитировать
Сухих, И.А. 4 М — анализ коренной причины или диаграмма «рыбьей кости» / И.А. Сухих, В.С. Хлуденев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2018. — № 85. — С. 42-46. — URL: https://novainfo.ru/article/15240 (дата обращения: 03.06.2023).
Поделиться
Настоящий ресурс содержит материалы 16+
Источник: novainfo.ru
Метод 4М: Фокус на 100-балльные дефекты
На производстве сборки и сдачи автомобилей появились плакаты с надписью «Фокус на 100-балльные дефекты». Ярко-красная мишень со стрелой не могла не привлечь внимание, и за разъяснениями мы обратились к директору по качеству ООО «УАЗ» Андрею Львовичу Солдатову.
Благодарим Пресс-центр ПАО «Ульяновский автомобильный завод» за предоставление данного материала.
Андрей Львович рассказал, что такое 100-балльные дефекты, что делается, чтобы не допускать их возникновения, а также о дополнительных мерах, внедряемых в систему качества УАЗ.
– На нашем предприятии есть система оценки дефектов. В соответствии с ней мы подразделяем дефекты на критические, особо значимые, значительные, малозначительные. К 100-балльным дефектам относятся критические – те дефекты, которые оказывают влияние на возможность эксплуатации автомобиля и могут привести в ближайшее время к его поломке; дефекты, напрямую связанные с безопасностью, с законодательными требованиями. Как пример можно привести течь рулевого механизма, трансмиссии, двигателя, или ненадежное крепление сидений или ремней безопасности, – отвечает директор по качеству ООО «УАЗ» Андрей Солдатов.
100-балльные дефекты не позволяют эксплуатировать автомобиль, поэтому важно не допускать их возникновения. В любом случае 100-балльные дефекты не должны покидать завод, а должны быть обнаружены и устранены до передачи автомобиля покупателю. На УАЗ в системе качества за последние два года было проработано и устранено большое количество проблем, значительно повышено качество автомобиля. В начале 2019 года на заводе был внедрен полный анализ контроля над появлением дефектов.
– Итак, что мы делаем для улучшения, – поясняет Андрей Львович. – Плакат, он нужен только лишь для того, чтобы привлечь внимание. Почему мишень? Это очень удачная иллюстрация – цель № 1. Наша задача сосредоточить внимание людей-операторов к проблеме. В начале этого года были внедрены дополнительные меры по контролю над возникновением дефектов.
На сегодняшний день мы стараемся вовлечь всех бригадиров в этот процесс. Для этого на производствах был внедрен лист 4М, который помогает бригадиру и инженеру по качеству провести эффективное расследование причины отклонения и задокументировать его результаты в листе В+.
Анализ 4М (он же — Диаграмма Исикавы ) – универсальный метод для исследования проблемы. В контрольном списке 4 группы: man (сотрудник, человек); machine (оборудование); material (материалы); method (методы работы). Суть 4М-анализа – оценить, проконтролировать и улучшить качество до начала процесса.
Возможные причины снижения качества выпускаемой продукции, согласно методу 4М
Согласно контрольному списку бригадир может определить качество выполненной операции на рабочем месте: выполнение стандартов, качественное сырье, исправное оборудование. На качество влияет множество факторов, и, благодаря такому методу работы, докопаться до настоящей причины возникновения дефекта становится более реальным.
– Бригадиры лучше всех знают производственный процесс и знают людей в своей бригаде, поэтому им легче анализировать ситуацию на рабочем месте. Сейчас совместно со службой развития производственной системы разрабатывается обучающий курс для всех работников в виде коротких тренингов. Обучение будет проходить без отрыва от рабочего процесса.
Очень важно обратить внимание руководства и работников на проблему 100-бальных дефектов. Если весь коллектив будет решать эти вопросы оперативно, то мы сможем достичь поставленных целей, – подводя итоги, отметил Андрей Солдатов. – Система контроля состоит из постоянно меняющихся (в разумных пределах) инструментов и механизмов. Этот процесс не должен и не может стоять на месте.
Источник: up-pro.ru
Мнемонический прием 4м . 6м
Специалисты по управлению качеством продукции очень часто используют в своей работе английский язык. Поэтому в зарубежной литературе при стратификации (расслоении) статистических данных рекомендуется использовать мнемонический прием 4М . 6М, позволяющий легко запомнить типовые причины (факторы), по которым может быть произведена группировка (стратификация, расслоение) статистических данных. Этот мнемонический прием основан на том, что в английском языке были подобраны слова, начинающиеся на букву М и определяющие основные группы причин (факторов), по которым наиболее часто производят стратификацию статистических данных.
Ниже приведены эти английские слова, определяющие основные причины (факторы) стратификации данных [1, 9, 10, 39—41].
Manpower (персонал) — расслоение по исполнителям (по их квалификации, стажу работы, полу и т. п.).
Machine (машина) — стратификация по машинам, станкам, оборудованию (по новому и старому оборудованию, марке, конструкции, выпускающей фирме и т. п.).
Material (материал) — группировка по виду материала, сырья, комплектующих (по месту добычи или производства, фирме-изготовителю, партии сырья, сорту материала и т. п.).
Method (метод, технология) — расслоение по способу производства (по температурному режиму, технологическому приему, номеру цеха, бригады, участка, смене, рабочим и т. п.).
Measurement (измерение) — по методу измерения, типу измерительных средств, классу точности прибора и т. п.
Media (окружающая среда) — по температуре, влажности воздуха в цехе, магнитным и электрическим полям, солнечному излучению и т. п.
Наиболее часто производится группировка статистических данных по первым четырем причинам (мнемонический прием 4М). Если к этим четырем причинам (факторам) необходимо добавить пятую или шестую, то получаются, соответственно, мнемонические приемы 5М и 6М.
Примечание. В некоторых зарубежных публикациях, например в [44], этот же мнемонический прием представляют в виде сочетания букв РММММЕ, образованных от английских слов: Personal (персонал, люди); Machine (машина, оборудование, станки); Material (материал, сырье, комплектующие); Method (метод, технология, режим); Measurement (измерение); Environment (окружающая среда).
Применение стратификации статистических данных
При практическом использовании метода стратификации рекомендуется действовать следующим образом [1, 45]:
Выберите данные, представляющие интерес для изучения;
Выберите стратифицирующий фактор и категории (группы), на которые будут разделяться данные;
Произведите группировку данных на основании выбранных категорий;
Оцените результаты группировки по каждой из категорий;
Соответствующим образом представьте полученные результаты;
Проанализируйте необходимость дополнительного изучения данных;
Спланируйте последующую работу для дополнительного подтверждения полученных результатов.
Рассмотрим применение метода стратификации на примере анализа качества изделий в одном из цехов предприятия. Пусть после сбора статистических данных была построена гистограмма, отображающая случайное распределение главного параметра х качества продукции, представленная на рис. 3.5а. Из этого рисунка видно, что распределение близко к равномерному, размах Ru статистических данных для этого цеха занимает почти все поле допуска, индекс пригодности процесса Рр ~ 1,09 (не намного больше единицы).
В процессе стратификации осуществим группировку (расслоение) статистических данных по трем сменам, работающим в цехе. Результаты такой работы представлены на рис. 3.56, в, г.
Видно, что распределение статистических данных в каждой из трех смен близко к нормальному закону распределения, причем размахи R1, R2, R3 (ширина основания гистограмм для каждой смены) относительно невелики, а средние арифметические значения
3 главного параметра качества продукции в каждой смене сильно отличаются друг от друга.
По результатам стратификации статистических данных (см. рис. 3.56, в, г) могут быть сформулированы следующие предложения по улучшению качества продукции цеха. Например, качество продукции может быть повышено за счет проведения только организационно-технических мероприятий без капитальных вложений в новые более точные станки и оборудование, а именно после разработки и внедрения мероприятий, направленных на то, чтобы средние арифметические значения
3 в каждой смене максимально приблизились к значению середины Ц поля допуска.
После выполнения этих мероприятий суммарная гистограмма для цеха в целом примет вид, показанный на рис. 3.5д.
Из рис. 3.5д видно, что при совмещении средних арифметических значений главного параметра качества 1, 2. 3 для каждой смены с серединой Ц поля допуска суммарная гистограмма для цеха в целом имеет значительно меньший размах Ru’ < Ru, что соответствует значению индекса пригодности процесса Рр ~ 2,56.
Расслоение данных позволяет получить представление о скрытых причинах дефектов или выявить неочевидные пути улучшения качества продукции. При расслоении данных следует стремиться к тому, чтобы различие внутри каждой группы (страты, слоя) было как можно меньше, а различие между группами — как можно больше следует стремиться к тому, чтобы различие внутри каждой группы (страты, слоя) было как можно меньше, а различие между группами — как можно больше.
Источник: studfile.net