Списки аффилированных лиц общества — это специальные перечни, где перечислены граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, и организации, способные влиять на деятельность организации. Закон требует предоставлять такие документы по запросу, публиковать на официальных сайтах или в других открытых источниках, хранить вместе с другими юридически важными бумагами.
Скачать образец информации об аффилированных лицах (бланк, рекомендуемый Центральным банком РФ) |
Скачать образец заполнения списка аффилированных лиц непубличного АО |
Скачать образец заполнения списка аффилированных лиц ООО в 2023 году |
Скачать список аффилированных лиц для муниципального унитарного предприятия |
Скачать образец списка аффилированных лиц для публикации изменений сведений |
Что это за список, кому и зачем он нужен
АО (и публичные, и не публичные), ООО и унитарные предприятия обязаны формировать перечни взаимосвязанных граждан и организаций. Это предусмотрено законами, регулирующими деятельность такого рода компаний. Сведения обязательно публикуют на просторах интернета, включают в пояснительную записку при сдаче отчетности, предоставляют иным участникам по требованию.
Аффилированность сайтов: что это такое и как с ней бороться | SEMANTICA
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как учитывать и раскрывать информацию об аффилированных лицах. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Помимо этого, подобными реестрами иногда интересуются:
- проверяющие, когда проверяют законность заключенных сделок, в том числе после проведения государственных закупок;
- суды, если споры между организациями и гражданами не удалось решить в досудебном порядке, и дела переходят в судебные инстанции;
- общественные организации, когда анализируют деятельность компаний.
Все опубликованные на официальных сайтах унитарных предприятий и коммерческих компаний примеры аффилированных лиц в ООО предоставляют неограниченному кругу пользователей бесплатно.
Кого включают в перечень
Аффилированные (их еще называют взаимозависимые, связанные) — значит те, которые смогут повлиять на принимаемые решения. Дополнительные критерии для признания граждан и организаций таковыми прописаны в ст. 4 закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 о конкуренции и ограничении монополий на товарных рынках. В перечень включено несколько критериев.
Как правильно составлять перечень
Центральный банк в приложении 4 к положению от 02.03.2020 № 714-П о раскрытии информации предоставил рекомендуемый образец заполнения списка аффилированных лиц АО в 2023 году, который ООО и унитарные предприятия муниципального или федерального уровня смогут адаптировать под себя. Организация вправе использовать и другой шаблон. Единственное требование — при его разработке убедитесь, что все обязательные поля имеются и заполняются по установленным правилам.
Как налоговая поймёт о дроблении бизнеса и что за это будет?
Покажем на примере образца справки об аффилированных лицах для ООО порядок заполнения реестра.
На титульном листе указывают полное наименование общества, регистрационные данные, отчетную дату. В конце — должность уполномоченного сотрудника, его Ф.И.О. и подпись, дату подготовки сведений.
Далее идет блок в табличной форме с перечислением тех компаний и граждан, которые относятся, по закону, к взаимозависимым. В нем указывают:
- наименования организаций, Ф.И.О. граждан;
- ОГРН или ИНН;
- основание, по которому включили организацию или гражданина в перечень;
- дату возникновения оснований;
- долю участия в капитале (при наличии сведений).
Если в отчетном периоде никаких изменений не произошло, то больше никакие данные не указывают.
Если изменения в перечне имелись, например, кто-то продал акции или вышел из состава общества, об этом пишут в следующем разделе. Посмотрите на представленный ниже образец реестра аффилированных лиц для МУП, где зафиксированы изменения в перечне.
Обращаем внимание, что все сведения перед обнародованием обязательно перепроверяют. За отказ от публикации требуемой информации в свободном доступе, ее искажение или предоставление в неполном виде для некоторых компаний предусмотрен штраф до 1 млн рублей.
Источник: goscontract.info
Аффилированные субъекты юридического и физического лица
Аффилированные лица – это участники гражданского оборота, которые состоят между собой в связи юридического или фактического характера, что дает возможность одному из них влиять на решения другого.
Что это такое аффилированное лицо и аффилированость компаний
Не только российские, но и зарубежные законодатели прикладывают все меры для борьбы с монополизмом, который способен привести к перекосам в экономике. С открытым монополизмом бороться легко, но бизнесмены, со своей стороны, принимают усилия чтобы в обход закона захватить власть над теми или иным рынками. Создаются дочерние компании, передают часть предприятия родственникам, выделяя их в отдельные организации. Поэтому в принятом в РФ еще в 1991 году законе о монополиях дано определение, что такое аффилированные лица, это понятие распространяется на организации различных форм собственности
Определение простыми словами
С точки зрения закона N948-1 от 22 марта 1991 года аффилилрованными признаются те организации и частные лица, которые могут оказывать влияние на принятие решений субъектами хозяйственной деятельности. Но данное толкование достаточно широко, оно требует толкования.
Рабочие, которые выходят на забастовку, заставляют руководство принять управленческое решение – поднять заработную плату. Однако признаков аффилированности здесь нет и быть не может, хотя формально такая деятельность попадает под формулировку.
А вот супруга директора, открывшая свой бизнес, и уговорившая мужа заключить контракт между предприятиями, под действие закона попадает. И такие действия могут быть признаны незаконными, если совместная доля рынка в регионе превысит определенный процент. Чтобы такого не происходило, Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) использует 948 закон. В нем даны понятие и признаки аффилированного лица для организаций и индивидуальных предпринимателей.
Признаки аффиляции компании
Для предприятий признаки могут присутствовать как у других организаций, так и у частных лиц:
- Член совета директоров. Если один и тот же человек управляет несколькими юрлицами, налицо их объединение в той или иной мере. Выявить такой сговор возможно, если в совете директоров или наблюдательных советах заседают одни и те же люди.
- Члены одной группы лиц. Под данную формулировку попадают супруги, родные братья или сестры, дети и родители. Вероятно, доверия двоюродным родственникам, бабушкам и внукам не оказывается, поэтому если записать бизнес на бабушку, можно монополизировать. Вот такие сложности получаются, когда закон продуман не до конца.
- Владельцы более чем 15 бизнеса. Это могут быть не только частные лица, но и аффилированные организации, это ограничение тоже не очень помогает бороться с монополизмом.
- Управляющие материнской организацией. То есть если субъект не входит в совет директоров компании, но входит в руководящий состав финансово – промышленной группы.
Как бы ни старался законодатель, все эти ограничения обходятся с невероятной легкостью, до 40% крупных российских компанией работают через подставные оффшоры
Закон Кипра или Маршалловых островов позволяет не раскрывать конечных бенефициаров, чем и пользуются гиганты. Они нанимают местных адвокатов, которые с легкостью скрывают истинное происхождение капиталов.
Чуть сложнее приходится небольшим индивидуальным предпринимателям, которые захватили узкую рыночную нишу. Они на своей шкуре прочувствовали, что такое аффилированность ИП, и как она прописывается в ст.4 «Закона о конкуренции». Сюда относятся физические лица, которые принадлежат к той же группе лиц (родственники) и компании, в которых предприниматель владеет долей более 20%.
Актуальность вопроса
Проблема монополизации рынка стоит очень остро, через разъяснение того, что такое аффилированные компании это не решить. Поэтому закон 1991 года практически перестал работать.
В 2006 году был принят новый, который был назван «О защите конкуренции». В нем кроме более широких трактовок вводились такие понятия, как группа лиц, коллективное доминирование, картельный сговор, согласованные действия. Они помогли исправить ситуацию, но изменился подход.
Если ранее государственные органы пытались изучить владельцев предприятия, сейчас более глубокому изучению подвергается рыночная ситуация.
Чтобы закон 1991 года заработал, пришлось бы наложить полный запрет на оффшорные схемы управления, что в действующей экономической ситуации приведет к огромным бюджетным потерям.
По новому подходу стало не столь важно, что значит аффилированные лица и кто это такие. Теперь гораздо более важным стало доминирование на рынке, даже если при этом оно происходит на основании сговора бывших конкурентов.
Доля рынка и зависимость от количества производителей
Федеральное антимонопольное агентство приступает к расследованию, если выясняется, что на рынке трем компаниям принадлежит более 50%, или 5 компаниям – более 70%. Причем изучается не совет директоров и его родственные связи, а ценовая политика.
Если одинаковый по потребительным свойствам товар, продается по одинаковой цене, которая отличается от рыночной, появляется повод насторожиться. Это говорит о явных признаках картельного сговора. И не важно, это завышенная или заниженная цена, так как монополисты действуют по одной схеме.
На первом этап происходит выдавливание конкурентов. Федеральные сети на локальном рынке выдавливают конкурентов, сговорившись о демпинге. За счет прибыли, получаемой с других локальных рынков, демпинговать они могут длительное время, до нескольких месяцев.
На втором этапе, когда значительная часть конкурентов разорилась, приходит время компенсировать потери. Торговая наценка резко поднимается, и конечный потребитель вынужден покупать товары по высоким ценам, дешевой продукции купить невозможно.
Признаки группового доминирования на рынке
В 2006 году были прописаны признаки, по которым выявляется доминирование групп производителей. Кроме рыночной доли, к ним относятся:
- сохранение рыночных долей на длительном временном интервале, минимальное значение – 1 год.
- появление трудностей для конкурирующих организаций с выводом своей продукции. Это могут быть эксклюзивные договоры с поставщиками или продавцами, перекрытие доступа к сырью или необходимым для производства услугам.
- невозможность замены товара аналогичным. Например, нельзя заменить хлеб макаронами, а бензин – соляркой. Если же меняется стоимость товара, который с легкостью меняется на аналогичный, сговор невозможен. Резкое повышение стоимости макаронных «витушек» приводит к росту спроса на макаронные «рожки». Потребитель не страдает от такой замены. Но есть все макароны в регионе дорожают – то признак сговора налицо.
Однако подозрение в сговоре появится только в том случае, если у него не было объективных причин. Рост стоимости макарон у всех производителей вполне может быть объяснен подорожанием муки твердых сортов, что обусловлено плохим урожаем. Здесь все законно.
Как происходит захват рынка
Кроме игр с ценами и установки препятствий конкурентам, монополисты могут использовать еще несколько незаконных способов получения дополнительного дохода. Сюда относится создание искусственного дефицита, в чем замечаются и естественные монополисты. Так, в 2009 году за подобные шалости на 4,7 млрд. руб. была оштрафована «Газпромнефть».
Кроме того, случается:
- необоснованная ценовая дифференциация для различных категорий покупателей;
- отказ от продажи, без обоснования причины;
- навязывание невыгодных контрактных условий;
- прекращение производства при условии отсутствия объективных причин и наличии спроса;
- дискриминация отдельных категорий партнеров.
Все это приводит к тому, что картель, одно или несколько субъектов предпринимательской деятельности получают необоснованно высокую прибыль за счет конечного потребителя.
Даже если в ситуации и не просматривается аффилированность компаний, такие действия нарушают закон, чего не было в акте 1991 года.
Источник: vashbiznesplan.ru