Организация: ГБОУ школа 1793
Населенный пункт: г. Москва
На сегодняшний день перед педагогами иностранного языка стоят непростые задачи: во-первых, сформировать иноязычные компетенции у обучающихся, во-вторых, внести вклад в их личностное и профессиональное развитие. В отечественной педагогике существует подход, который способен реализовать данные задачи. Автором теории, о которой пойдет речь, является А. А. Вербицкий.
Проведя аналогию с процессом освоения родного языка, он установил, что ключевым фактором овладения навыками устной и письменной речи является контекст. В свою очередь, контекст представляет собой совокупность тех условий, в которых происходит естественное формирование речевых навыков письменного и устного взаимодействия в определенной языковой среде. Данная теория получила название «Контекстное обучение». Поскольку процесс овладения иноязычной речью имеет значительное сходство с освоением родного языка, создание психолого-педагогических условий, аутентичных стране изучаемого языка, позволяют педагогам усилить качество обучения [2]. Данная закономерность проявляется также и в предпрофессиональном обучении, которое предполагает фокусирование образовательного процесса под определенную направленность или профиль класса, например, «предпринимательский» класс.
Как открыть школу английского языка? Бизнес с нуля.
Согласно современным положениям ФГОС ООО у учащихся необходимо формировать универсальные учебные действия, которые позволят им достичь не только максимальных образовательных результатов, но и совершенствовать свои профессиональные компетенции в будущем. Именно поэтому педагогу иностранного языка важно создавать профессионально ориентированный контекст использования иностранного языка в практических ситуациях, словом – кейсах. Погружение в среду позволит учащимся сформировать представление о том, в каких ситуациях возможно использовать ту или иную лексическую единицу, как построить монологическое высказывание или организовать конструктивный диалог с партнером по общению. Данный подход решает не только педагогические задачи, но и психологические, например задачи профессионального самоопределения школьников.
Благодаря контексту, который выступает отражением в сознании человека тех аспектов, которые помогают ему оценить условия поведения и осуществления деятельности в зависимости от ситуации, учащийся осознает возможности иноязычных компетенций как устной, так и письменной речи на практике [3].
А. А. Вербицкий выделяет два вида контекстов: внутренний и внешний. При работе с учащимися педагогу важно понимать, что внутренний контекст складывается из тех особенностей личности, знаний, опыта и ценностей, которыми располагает обучающийся на момент начала обучения. Для того чтобы развить необходимые значимые качества у учащегося для дальнейшего профессионального обучения педагогу необходимо определить «портрет» специалиста. В качестве инструментов для формирования необходимых качеств важно использовать деловые игры на уроках иностранного языка, в которых учащиеся проявят свой внутренний контекст и обогатят его в процессе группового взаимодействия [1, 3].
Как заработать на обучении? Школа английского языка. Бизнес-план.
Внешний контекст образуется из совокупности тех характеристик, которые проявляются в общественной жизни: национальная, культурная, историческая, геополитическая и другие составляющие специфики страны изучаемого языка. Для того чтобы помочь учащимся лучше осознать принципы использования лингвистических единиц, важно также в ходе применения вышеуказанных методов активного обучения демонстрировать и особенности межкультурной коммуникации. Это значимо для учащихся предпринимательского класса потому, что их будущая профессиональная деятельность, как правило, осуществляется не только на уровне одного государства, но и на международном уровне [3].
Основной принцип использования контекста на уроках иностранного языка в предпринимательском классе заключается в создании тех условий, которые будут наполнены контекстом предметного и социального характера. Благодаря контексту учащиеся узнают, как организуется межличностное взаимодействие в условиях предпринимательской деятельности, какие формы письменной и устной речи являются наиболее конструктивными и эффективными в решении рабочих вопросов.
Эти контексты включают в себя следующее. Предметный и социальный контекст содержатся в следующих подвидах контекстов. Выделяются лингвистический, национально-культурный и внутренний контексты. Лингвистический контекст включает в себя те лингвистические единицы, которые обычно употребляются с конкретным понятием.
Национально-культурный контекст вбирает в себя менталитет представителей определенной культуры, их традиции, нормы и ценности, отражающие колорит определенной национальности. Внутренний контекст учащегося – это личностные особенности, сформированные в ходе освоения культурного опыта нации.
Моделирование данных контекстов несет смыслообразующую функцию. Оно позволяет сформировать не только теоретические знания, но и практические умения и навыки, которые позволят учащимся пользоваться сформированными в ходе обучения иноязычными компетенциями.
Содержание обучения учащихся базируется на проблемных ситуациях, требующих решения как типовых профессиональных, так и социальных задач. В данном случае цель педагога заключается не в том, научить учащихся правильно решать проблемы бизнес-сферы, а расширить представления о межкультурной коммуникации – интеллектуальном, духовном и социальном взаимодействии представителей разных культур. Благодаря общей деятельности преподавателя и учащихся по освоению культурно-исторического опыта страны изучаемого иностранного языка учащиеся получат представление о реальном применении иноязычных компетенций в решении будущих профессиональных задач [4].
Применение подхода, разработанного А. А. Вербицким, в практике обучения учащихся иностранному языку в предпринимательском классе должно реализовывать следующие принципы:
– принцип единства обучения и воспитания личности учащегося как будущего профессионала;
– учёт индивидуально-психологических особенностей и кросс культурных (семейных, национальных, религиозных, географических и других) контекстов каждого обучающегося;
– психолого-педагогическое обеспечение личностно-смыслового включения учащегося в учебную деятельность;
– адекватность форм организации учебной деятельности учащихся целям и содержанию образования;
– открытость – использование для достижения целей обучения и воспитания любых педагогических технологий, предложенных в рамках других теорий, подходов и практического опыта педагогов;
– принцип проблемности содержания обучения и процесса его развертывания в общении с учащимися;
– последовательное моделирование в учебной деятельности учащихся целостного содержания, форм и условий деятельности;
– ведущая роль совместной деятельности, диалогического общения и межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса (педагога и учащихся, учащихся между собой);
– педагогически обоснованное сочетание новых и традиционных педагогических технологий [5].
Соблюдение вышеуказанных принципов позволит педагогу построить не только обучение учащихся иностранному языку на базовом уровне, но и профильном, предполагающем углубленное его изучение согласно требованиям ФГОС ООО.
Отметим, что контекстное обучение – это подход, который помогает погрузиться на время обучения в языковую среду, что является немаловажным фактором в овладении иноязычными компетенциями на профильном уровне. То есть учащиеся учат язык не репродуктивно, а наоборот, прочно усваивают материал в деятельности, закрепляют его в решении практических коммуникативных задач, похожих на те, с которыми сталкиваются предприниматели в повседневной реальности. Благодаря решению проблемных задач, требующих творческого подхода учащихся, лингвистические единицы более прочно закрепляются в памяти за счёт эмоциональной включенности в процесс и неординарности заданий.
Тем не менее, важно помнить, что внедрение в практику обучения учащихся предпринимательского класса теории контекстного обучения важно использовать именно лингвистические единицы живой речи, которые максимально отражают современное коммуникативное состояние той сферы, в которой будет осуществляться будущая профессиональная деятельность.
Таким образом, главной составляющей обучения учащихся предпринимательского класса иностранному языку является контекст. Решаемая в ходе обучения коммуникативная задача выступает проблемным способом обучения, который базируется на творческом решении. Благодаря такому подходу учащийся учится моделировать и оформлять собственную мысль с учетом внутреннего и внешнего контекста, которая позволит ему решить поставленную задачу.
- Вербицкий А. А. Деловая игра в компетентностном формате // Вестник Воронежского государственного технического университета, 2013. Том. 9, №. 3-2. С. 140-144.
- Вербицкий А. А. Качество подготовки специалиста в контексте компетентностного подхода // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2009. № 4. С. 3-5.
- Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России, 2006. №. 11. С. 39-46.
- Вербицкий А. А., Арзамасова К. А. О механизме разрешения проблемной ситуации посредством контекстуального моделирования // Вестник Воронежского государственного технического университета, 2012. Том 8, № 10-2. С 68-71.
- Вербицкий А. А., Рыбакина Н. А. О системе, процессе и результате непрерывного образования // Высшее образование в России, 2016. № 6. С. 47-54.
Приложения:
Источник: www.teacherjournal.ru
Особенности преподавания делового английского
С каждым днем растет спрос на изучение английского языка, особенно делового английского. Большинство преподавателей чувствуют себя уверенно, преподавая общий английский. Но легко ли дается преподавание бизнес английского? Какие методы, приемы и особенности характерны для преподавания Business English? Мы уже писали об основных правилах преподавания делового английского . Сегодня рассмотрим еще несколько особенностей работы с данными учениками.
Особенность №1
Нет времени, но очень нужно!
Многие ученики очень занятые люди и их день расписан практически по минутам, поэтому не нужно ожидать от ученика, что он будет готов откликнуться на любое предлагаемое время для проведения занятия. Наоборот, это преподаватель должен максимально подстраиваться под ученика.
Самое удобное для такого ученика время – это либо начало рабочего дня, либо его конец. «Не проблема», — подумаете вы. Но еще и какая проблема: утром голова ученика занята предстоящими переговорами, встречами, отчетами и он на некоторое время «выключается» из урока, поскольку нужно что-то записать или дать помощникам указания.
Вечером после вышеперечисленных мероприятий ученик обычно выжат как лимон и ожидать особого рвения не нужно. «Но есть же выходные!», – некоторые могут возразить. Все верно, только у ученика тоже выходной и он его хочет провести со своей семьей. Хотя, здесь нужно сделать один комментарий – несмотря на всю загруженность “деловых” учеников, они наиболее мотивированные, поскольку от знания делового английского зависит их продвижение по карьерной лестнице. Именно на это и нужно сделать упор: необходимо объяснить ученику, что успехи в профессиональной деятельности зависят от знания английского языка, соответственно, необходимо обучению уделять, как можно больше времени и это время должно быть максимально стабильным и ничто не должно отвлекать. Только в этом случае не будет особых проблем с расписанием как у преподавателя, так и у ученика, хотя форс-мажоры в виде срочных переговоров и планерок будут возникать .
Особенность №2
Начинать изучать Business English, когда студент достиг уровня Intermediate в общем английском.
В подавляющем большинстве случаев предполагается, что ученик, желающий изучать именно деловой английский, по уровню знания обычного английского находится не ниже Intermediate. Бывают, конечно, исключения, но тогда будет очень сложно. Деловой английский, по сути, это тренинг профессиональных навыков на базе имеющихся знаний о языке. Поэтому, если обращается ученик с уровнем Elementary, порекомендуйте ему сначала повысить уровень владения обычного английского языка, а затем уже переходите к English for specific purposes.
Особенность № 3
Подбор материалов.
Перед началом обучения необходимо узнать у ученика, что конкретно ему необходимо. Если ему нужно научиться писать деловые письма или вести переговоры с потенциальным клиентом, а вы будете его «грузить» особенностями экономтеории, интерес к обучению быстро пропадет. Поэтому этот момент необходимо обсудить до мелочей. В зависимости от цели необходимо подобрать нужный материал (с обзором учебных материалов можно ознакомиться здесь ). Есть также интересные и полезные ресурсы в качестве подкастов , которые ученик может использовать по пути в офис или домой. Вместо бессмысленного стояния в пробках, он может послушать интересный материал и поделиться прослушанным. Больше дополнительных материалов можно найти на сайтах Busines english resources , Paul Emmerson , British council , Learn English today .
Особенность №4
Используйте Case studies.
Деловые люди – это люди практики и им свойственно говорить о конкретных ситуациях, которые имели место быть или возможно произойдут. Имея опыт в решении различного рода проблем, они могут спрогнозировать исход любой сделки, не вдаваясь в глубокие философствования. Поэтому обязательным атрибутом обучения деловому английскому является Case study. Разбор определенных ситуация полезен во многих отношениях – ученик прорабатывает лексику, грамматику (прошедшее время, сослагательное наклонение), идет развитие коммуникативных навыков и одновременно, ученик прорабатывает все возможные варианты, которые ему пригодятся в его профессиональной деятельности. Вы можете прорабатывать ситуации, которые были непосредственно в профессиональной деятельности вашего ученика, либо можете смоделировать возможные ситуация в рамках определенного Case study. Кроме того, можно воспользоваться готовыми темами для Case study, которые предоставлены на сайте Business case studies by company .
Деловой английский – очень интересное направление в преподавательской деятельности, поскольку позволит Вам усовершенствовать свои знания в области экономики и финансов, и заглянуть в сложный, но очень интересный деловой мир.
Источник: skyteach.ru
Блог
Статьи, упражнения по английскому, видеоуроки и мн. другое.
Еще больше статей и много интересного на Яндекс Дзен
Подпишитесь на наш канал Яндекс Дзен
Статьи, видео, тесты и многое другое.
Что такое бизнес английский?
Если вы выбираете курсы английского языка для работы, рассмотрите направление «бизнес английский». В курсе программа построена с целью научить взаимодействовать с партнерскими организациями за рубежом и проводить переговоры на английском языке. Эта программа составлена для людей, у которых уже есть база английского языка, и им необходимо получить знания, требуемые при приёме на работу, а также людям, уже работающим в бизнес сфере.
В группе или индивидуально?
Зависит от того, сколько у вас есть времени на изучение данной программы. Если уже через 2 месяца (или даже меньше) назначена бизнес-встреча с иностранцем, то лучше рассмотреть индивидуальный (возможно интенсивный курс). Наши менеджеры и методист подберут для вас необходимую программу и преподавателя для комфортного обучения.
Групповые занятия нацелены на постепенное усвоение информации. Работая в группе с другими студентами, вы будете вместе моделировать потенциальные коммуникативные задачи, с которыми вам предстоит столкнуться в будущем, что научит вас слажено работать в команде. Так вы будете уверены, что уже освоили программу в достаточном объеме для проведения мероприятий на английском.
В нашей школе есть как индивидуальные занятия по бизнес английскому, так и групповые. Вы можете подобрать подходящий для себя формат и время занятий. Если вас заинтересовала программа бизнес английского в школе в центре города или онлайн, с радостью ждем вас в Glory School!
Источник: gloryschool.ru