Что такое бутылочное горлышко в бизнесе

Но в этой статье мы рассмотрим несколько другой аспект. В любой системе есть такие факторы, которые ограничивают её развитие, то есть убивают весь потенциал.

Известный физик и предприниматель Эльяху Голдратт в 1980-ых годах разработал некую теорию ограничений, в Штатах её называют TOS. Зная эту теорию, мы можем найти слабые места у своего бизнеса и, устранив их, сильно вырасти в экономическом плане. Об этой теории мы и расскажем в этой статье и приведём некоторые примеры!

Оформив подписку «Премиум», вы узнаете ещё множество лайфхаков о том, как приумножить результаты в бизнесе. Подписка на первые 14 дней абсолютно бесплатна!

Что такое TOS

Основная суть теории ограничений:

Теория ограничений — это распространённая методика, разработанная популярным экономистом Эльяху Голдраттом. Так как Эльяху был сыном журналиста, он очень известен как автор в сфере деловой научно-популярной литературы. Его бестселлеры «Цель» и «Цель 2.0» подробно раскрывают тему теории ограничений. Рекомендуем к прочтению!

Бутылочное горлышко. Bottleneck. Узкое место. Ограничение производительности системы.

О самой теории. Допустим, вы качаете воду по трубам. Система труб состоит из 10 труб разного диаметра — одни участки очень широкие, другие очень узкие. Теория гласит о том, что не важно насколько в этой системе широкие участки, так как вода будет течь как из самого тонкого участка. То есть пропускную способность системы труб (как и любой системы) определяет её самое узкое место.

Это и есть основная суть теории.

Нужно увеличить диаметр тонких труб, чтобы пропускная способность увеличилась. Если мы увеличим диаметр широких труб — это будет без толку, так как струя станет толще только в случае увеличения радиуса тонких труб

Теория Ограничений

Что такое «бутылочные горлышки»:

В разговоре «бутылочные горлышки» называют боттлнеком. Боттлнек — это и есть то место «узких труб», а в более широком понятии «узкие места системы». Это такие места в системе, которые ограничивают конечный результат работы. Задачей любого руководителя является искать эти боттлнеки и расширять их.

Запомните! Когда вы нашли в системе узкое место — не бойтесь вкладывать большое количество ресурсов на расширение этого места. Эти средства окупятся очень быстро!

Примеры применения теории ограничений и поиска боттлнека:

Пример №1. Пироговая.

В своё время бабушка научила Елену печь клёвые пироги по старому семейному рецепту. И Елена, недолго думая, будучи предприимчивым человеком открыла свою пироговую в спальном районе. И дело пошло! У неё покупают порядка 10 пирогов в день, а она хочет продавать 20.

Чтобы увеличить продажи, наша бизнесвумен принимает решение улучшить качество пирога, используя более качественную муку и импортные продукты для начинки. Тут-то и находится боттлнек.

Рядовой покупатель не отличит отечественное мясо от импортного и тесто из муки первого сорта от теста из муки второго сорта.

Читайте также:  Перечислите формы бизнес коммуникаций

ЮРИЙ САМЛОВ — Бутылочное горлышко — узкое место моей компании

А вот если Елена решит открыть небольшую точку у метро или на вокзале — её пироги могут продавать не по 20 желаемых в день, а по 30 и 50!

Пироговая у метро

Пример №2. Разработка логотипов.

Максим — самозанятый. Он занимается разработкой логотипов. Цена одного логотипа — 3000 рублей, а он хочет повысить стоимость логотипа до 5000 рублей, но по его мнению уровень его навыков не позволяет ему повысить стоимость.

Макс принимает волевое решение: купить курсы за 50 000 рублей. Курсы он успешно прошёл, но новые навыки не изменили существенно качество его работы. Да, теперь его совесть чиста, и он смело может поставить цену в 5000 рублей, но количество его клиентов сократилось, да и в общем дела пошли на спад.

Его заказчики не видят особой разницы в логотипе за 3000 рублей и за 5000 рублей. Не обладая определёнными знаниями в этой сфере, трудно понять за что переплата в 2000 рублей.

Как же ему тогда повысить прайс? Проблема Максима — неумение продавать. Ту же сумму которую он вложил в курсы по улучшению своего навыка, ему следовало вложить в обучение по направлению продажника — это курсы тайм-менеджмента и искусства переговоров, например.

Разработка логотипов

На нашем сайте есть большое количество историй о неудачах бизнесменов. Оформив подписку, вы сможете посмотреть на их ошибки и что-то вынести для себя. Первые 14 дней — бесплатно!

Вывод:

В любой системе есть моменты, которые ограничивают её развитие. Нужно уметь находить эти самые «бутылочные горлышки» и расширять их. Искать боттлнеки можно по-разному, самым простым способом является наблюдение за процессами в организации:

Теория «бутылочного горлышка»

Рост доходов далеко не всегда напрямую связан с качеством товара или услуги. Продукт может быть высочайшего качества, но вечно занятый телефон уничтожит все. Это то узкое место, которое не дает расти.

Представьте: водопровод составлен из нескольких видов труб, все они разного диаметра. Насколько хорошо он может работать? Будет ли его пропускная способность равна усредненному диаметру труб? Книга Элияху Голдратта «Цель» говорит, что пропускная способность такой системы труб будет стремиться к пропускной способности самого узкого места.

То есть можно не искать трубы пошире, если на одном участке труба шириной 2 см, весь водопровод будет работать именно с такой пропускной способностью. Этот принцип работает и в бизнесе, пишет Habr.com.

Принципы Голдратта объединены в «Теорию ограничений», и она применима почти к любой системе. Например, когда люди идут в поход, совершенно неважно, с какой скоростью могут идти самые выносливые. Все равно группа будет двигаться со скоростью самого медленного ее члена. Голдратт называет такое ограничение «узким местом» системы или «бутылочным горлышком». Но ускорить колонну можно.

Читайте также:  Организация переговоров как бизнес идея

Чтобы колонна пошла быстрее, нужно «расширить узкое место» — в примере с походом вытащить из рюкзака «черепахи» все тяжелые предметы, тогда он сможет ускориться. Это одна из главных мыслей книги — только вложения в узкое место дадут кратный рост продуктивности. Как это помогает зарабатывать больше?

Ловушка профессионала

Фотограф, который всегда делал портреты по 3000 рублей, прошел курсы, купил новое оборудование и поднял цену до 4000 рублей. Но не начал зарабатывать намного больше: некоторые клиенты отвалились, некоторым потенциально новым клиентам стоимость в 4000 руб. не по карману. В чем же дело? Он повысил свой профессиональный уровень, a это значит, что может просить за работу больше.

Это и есть ловушка профессионала. Многие люди вкладывают большую часть сил и средств в то, чтобы стать лучше: ходят на курсы, покупают новое оборудование, изучают технологии и методы.
Вначале это действительно дает плоды, но со временем (если говорить о фотографии) техника начинает стоить уже сотни тысяч рублей и становится недоступной, нужно решать, как зарабатывать больше имея то, что уже есть.

И тут дело уже не в том, насколько хороши вспышка и фотоаппарат. Специалист должен быть приятным, вежливо общаться с людьми, шутить и помогать человеку раскрыться для фотосъемки. Именно это может принести рост дохода. То есть, выбирая в очередной раз курсы, нужно выбрать не мастер-класс у гуру фотографии, a несколько семинаров по продажам, где учат общаться с самыми разными людьми.

Почему большинство профессионалов попадает в подобную ловушку? Когда ты потратил годы на парихмахерское искусство, и теперь можешь отличить суперсовременную стрижку от просто современной, то начинаешь стричь исключительно суперсовременно. И профессиональное сообщество не дремлет — все 10 гуру по стрижкам следят за твоей работой. И пускай клиенты этого не ценят, зато коллеги по цеху поставят «лайк». Все профессионалы рано или поздно начинают так хорошо разбираться в своей работе, что их прогресс могут оценить только такие же профессионалы.

Теория ограничений не говорит о том, что нужно перестать делать качественно. Важно искать узкое место системы — тогда в понятие «качество» попадет и пунктуальность, и сроки, и умение общаться.

Теория ограничений в бизнесе

Бизнес — всегда система. Нужно следить не только за тем, насколько качественные услуги он предлагает. Важно то, насколько быстро клиент может дозвониться в компанию, насколько легко и быстро находится нужная информация на сайте, вежливо ли отвечает на вопросы секретарь. Любая мелочь может быть тем самым «узким горлышком», которое стопорит продажи и привлечение новых клиентов.

Читайте также:  Топ телефония для бизнеса

Люди не могут дозвониться? Заведите дополнительный мобильный номер. Жалуются, что долго искали цены на сайте? Переделайте его, доверив грамотному специалисту. И так далее.

Это может увеличить месячную выручку почти наполовину, расширение узкого места влияет на работу всей системы.

Теория ограничений помогает расставить приоритеты и добиться результатов точечными усилиями. Поиск «бутылочного горлышка» часто намного результативнее сотен тысяч рублей, вложенных в рекламу и продвижение.

Источник: kroosp.ru

Бутылочное горлышко (bottleneck)

Важно уметь видеть бутылочные горлышки в процессах и придумывать решения, которые их убирают.

Что такое Бутылочное горлышко (bottleneck)?

Определение bottleneck звучит как место в производственной системе, в котором возникает перегрузка, потому что поток материалов поступает слишком быстро, но не может быть так же быстро переработан. Часто это станция с меньшей мощностью, чем предыдущий узел. Термин произошел из аналогии с узким горлышком бутылки, которое замедляет путь жидкости наружу.

В разработке — это метрика или другое ограничение, которое мешает росту и развитию продукта.

Существует два типа узких мест

  1. Краткосрочные узкие места — вызваны временными проблемами. Хороший пример — больничный или отпуск ключевых сотрудников. Никто в команде не может полноценно заменить их, и работа останавливается. На производстве это может быть поломка одного из группы станков, когда его нагрузка распределяется между рабочим оборудованием.
  2. Долгосрочные узкие места — действуют постоянно. Например, постоянная задержка месячных отчетов в компании из-за того, что один человек должен обработать огромное количество информации, которая поступит к нему лавиной в самом конце месяца.

История

Теория ограничений (ТОС – Theory of Constrains) https://bizzapps.ru/b/toc/ появилась еще в начале 1980-х гг. благодаря работам Элии Голдратта. Его первая книга «Цель» стала мировым бестселлером и вошла в перечень лучших изданий по менеджменту всех времен. Не меньший интерес вызвали последующие работы гуру – «Цель 2. Дело не в везении», «Критическая цепь», «Синдром стога сена», «Что такое Теория Ограничений Систем», «Необходимо, но не достаточно».

Успех в «бутылочном горлышке»

ТОС основывается на единственной цели компании – зарабатывании денег. Команда рассматривается как система ресурсов, связанных между собой процессами, в которых они участвуют. Все ресурсы работают на достижение цели, что является единственным критерием успеха или неудачи.

Таким образом, любая организация рассматривается как одна или несколько последовательных и параллельных цепей. Очевидным становится факт, что возможности организации будут равны возможностям одного или нескольких слабых звеньев («бутылочных горлышек»), которых согласно ТОС не должно быть много. При этом под ограничением понимается все, что мешает системе на пути к достижению цели.

Источник: bizzapps.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин