Компанейцева Г. А. Система экономической безопасности: уровни и механизмы оценки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 832–836. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46342.htm.
Аннотация. Статья определяет и характеризует основные уровни экономической безопасности, а также описывает взаимосвязь этих уровней. Автором предложена система оценки уровня экономической безопасности предприятия, основанная на стоимостных характеристиках бизнеса.
Полный текст статьи
Исторически национальная безопасность страны обеспечивалась за счет протекционистских мер и закрытости экономики, но на современном этапе развития мировых экономических отношений, глобализации и интеграции подобного рода ограничение не представляется возможным.
Долгосрочная стратегия развития Российской Федерации содержит базовые принципы обеспечения государственных интересов. В контексте данного направления вопросы о формировании эффективной системы экономической безопасности государства и всех ее компонентов имеют особую важность для всей национальной безопасности страны.
Экономическая безопасность компании
Необходимость разработки Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на перспективу до 2020 года вызвана кризисными явлениями 90-х годов, а также мировым финансовым кризисом 2008 года, оказавшими влияние на социально – экономическое развитие страны.
Согласно утвержденной стратегии понятие национальной безопасности трактуется, как защищенность взаимосвязанных понятий личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, что позволяет обеспечить конституционных и гражданские права и свободы, суверенитет, целостность и развитие страны [1].
Что касается термина экономической безопасности, существует различные подходы к его определению, но все ученых сходятся во мнении, что существует тесная связь между экономической и национальной безопасностью страны. Если говорить о соотношении понятий, то экономическая безопасность представляется как часть национальной безопасности государства.
Отсутствие единого подхода к определению данного общественного явления создает трудности применения инструментов и механизмов для эффективного функционирования системы [5]
Одним из первых среди отечественных ученых понятие «экономическая безопасность» ввел Л.И.Абалкин. В дальнейшем развитие и проведение многосторонних исследований было осуществлено в институте экономики РАН.
Анализ существующих трактовок определения экономической безопасности государства выделил несколько групп [6]:
— понимание экономической безопасности как совокупности условий, способных защищать безопасность страны от различного рода угроз, что позволяет обеспечить развитие экономики (Л. Абалкин, В. Медведев);
— экономическая безопасность как состояние экономики, защищающее стратегические интересы (В. Сенчагов, А. Пороховский, А. Татаркин);
— обеспечение экономической безопасности за счет самого развития экономики, данный подход ориентирует на повышение уровня конкурентоспособности (А. Архипов, Б. Михайлов и др.).
Экономическая безопасность
Объектом экономической безопасности помимо государства может выступать экономическая система, регионы, общество, хозяйствующие субъекты и личность.
Сложность понятия экономической безопасности позволяет определять его через системный подход с выделением элементов этой системы. В данной статье анализ ориентируется на взаимосвязь таких элементов как государство, регион, предприятие и личность. Общая модель взаимосвязи уровней экономической безопасности представлена на рисунке 1.
Множество угроз экономической безопасности заложено именно на региональном уровне, объясняется это прямой взаимосвязью региона как иерархически составной части государства.
Сущность экономической безопасности региона в способности его экономики поддерживать уровень жизни относительно общепринятых стандартов, улучшать уровень качества жизни населения, противостоять влиянию угроз, обеспечивать социально – экономическую стабильность региона.
Рисунок 1 –Взаимосвязь различных уровней системы экономической безопасности
Угрозы безопасности на региональном уровне представлены как внешние и внутренние. Внутренние угрозы связаны с изношенностью основных производственных фондов, рентабельностью региональных промышленных компаний, недостаточностью бюджетной поддержки. Внешние включают в себя зависимость региональной экономики от иностранного капитала и импорта, сокращение регионального производства, региональный сепаратизм.
На основании этого выделяют такие аспекты экономической безопасности региона как производственный, финансовый, социально – демографический, информационный и другие комплексные виды безопасности.
Нижний уровень представлен двумя составляющими, требующими дальнейшего рассмотрения, личность и хозяйствующий субъект.
Базовой единицей экономической безопасности выделяют личность. В современном мире интеллектуальным способностям отводится ключевая роль в экономике стран, так как именно от них зависит развитие технологий, что приносит как развитие производства, так и повышение нормы прибавочной стоимости. Соответственно, прослеживается прямая зависимость между развитием личности и развитием предприятия, равно как и развитием страны [3].
Что касается оставшегося элемента описанной взаимосвязанной модели элементов экономической безопасности – безопасности на уровне предприятия, можно сделать вывод, что в литературе также встречается множество определений этого понятия, сформулированы принципы обеспечения, но единого мнения ученые не достигли.
Определения экономической безопасности предприятия можно условно разделить на две группы. Первая группа – определение с точки зрения защиты от угроз, существующих постоянно, а вторая группа – определенное состояние экономической системы, не предусматривающее ссылок на угрозы [4].
К первой группе относят О.А. Грунина и С.О. Грунина, понимающих экономическую безопасность предприятия как состояние, характеризующее наиболее эффективное использование ресурсов для защиты от угроз, а также С.Л. Маловедова дающего несколько другое определение, связанное именно с защищенностью с помощью системы мер.
Ко второй группе относятся А.П. Судоплатов и С.В. Лекарев, определяющие экономическую безопасность как состояние отношений и ресурсов предприятия, способствующих стабильному развитию[4].
Множество определений понятия, влечет за собой и множество методик обеспечения экономической безопасность предприятий. Необходимость формирования полной концепции обеспечения безопасности вызвана рядом факторов: размытие понятия и как следствие анализ сторонних показателей, в некоторых случая оценка проводится экспертным путем, что является залогом субъективности, показатель экономической безопасности выявляется с неточностью, ну и, наконец, практическая реализация результатов является затруднительной, что снижает эффективность методик[8].
К основным факторам экономической безопасность хозяйствующих субъектов можно отнести экзогенные факторы, которые как раз и демонстрируют взаимосвязь предприятия и безопасности регионы и страны в целом, и эндогенные факторы, проявляющие взаимосвязь предприятия и индивида, а также зависящие от самого предприятия.
Учитывая влияние различных факторов, заслуживает внимания ресурсно-функциональный подход к определению экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Оценка осуществляется на основе оценки состояния использования корпоративных ресурсов (факторов бизнеса) по специальным критериям. Наиболее эффективное использование достигается при предотвращении влияния угроз на экономическую безопасность [9].
Разработка методических подходов предусматривает анализ большого количества факторов, оказывающих влияния на защищенность интересов предприятия и постоянного мониторинга небольшого числа основных параметров, отражающих изменения в краткосрочном периоде. Связь элементов представлена на рисунке 2.
Соответственно первый уровень представлен анализом данных управленческого и финансового учета, второй уровень выражен показателями эффективности использования и защищенности активов и ресурсов, третий уровень отражает рискованность финансово – хозяйственной деятельности и платежеспособности, и завершающий, четвертый уровень – обобщающий показатель, а именно стоимость предприятия и ее динамика [2].
Рисунок 2 – Система оценки уровня экономической безопасности предприятия
Предложенная система оценки позволяет определить этапы и формирует комплекс мероприятий для мониторинга экономической безопасности предприятия.
Эффективность функционирования бизнеса, которую следует определять как рост его рыночной стоимости, позволяет формировать базу национальной безопасности в виде финансовых ресурсов (налоги), социальной напряженности (создание рабочих мест) и т.д. В свою очередь, инвестиционный климат страны и региона, характеризующих соответствующие уровни безопасности, формирует благоприятную среду для функционирования субъектов хозяйствования. Личность же, как базовая единица, принимает непосредственное участие в деятельности предприятий, играя немаловажную в его деятельности, влияя на рыночную стоимость.
Таким образом, стоимость бизнеса, влияющая на экономическую безопасность хозяйствующего субъекта, находится во взаимозависимости с экономической безопасностью региона и государства, что напрямую влияет на национальную безопасность.
Список литературы
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Текст]. – Указ Президента Российской Федерации № 683 от 31.12.2015 г. // Консультант Плюс
2. Абуова А.Н. Экономическая безопасность предприятия в условиях рыночной экономики: автореф. дис. … канд. эконом. наук. Алматы, 2010
3. Алабичева М.А. Экономическая безопасность личности как структурная составляющая экономической безопасности государств /М.А.Алабичева// Социально-экономические явления и процессы. 2014. №11 С.9-14.
4. Безверхая Е.Н., Губа И.И., Ковалева К.А. Экономическая безопасность предприятия: сущность и факторы /Е.Н. Безверхая, И.И. Губа, К.А. Вовалева// Научный журнал КубГАУ — Scientific Journal of KubSAU.
2015. №108 С.220-231.
5. Глустенков И.В. Формирование эффективной системы экономической безопасности регионов России : дис. . канд. экон. наук : 08.00.05 / Игорь Валентинович Глустенков; Инст-т проблем рынка РАН. – М., 2016. – 158 с.
6. Климонова А.Н. Основные подходы к исследованию понятий «Экономическая безопасность» и «Экономическая безопасность государства»/А.Н. Климова // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №8 С.54-60.
7. Самойлова Л.К. Структурные элементы системы обеспечения экономической безопасности государства /Л.К. Самойлова// Известия ОГАУ. 2014. №1 С.211-214.
8. Хиревич Э.Ю. Определение оптимальной методики оценки экономической безопасности предприятия/Э.Ю. Хиревич// Инновационная наука. 2016. №2-2 (14) С.123-127.
9. Экономическая безопасность: на уровне государства, региона, предприятия/Е.В. Каранина. – Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2016. – 389 с.
Источник: e-koncept.ru
8.3. Обеспечение экономической безопасности государства и бизнеса
Государственное регулирование экономических процессов в условиях кризиса требует создания системы экономической безопасности. Для успешного решения задач по обеспечению безопасности государства и бизнеса необходимо иметь четкое теоретическое представление о сущности экономической безопасности. Только на основе общей теории экономической безопасности можно выстроить алгоритм действий государства и хозяйствующих субъектов, обеспечивающий последним принятие таких мер и подходов, которые предотвратили бы критические ситуации и возможность потерять экономическую независимость страны. В научной литературе, к сожалению, нет единого понимания сущности экономической безопасности. В Толковом словаре В.И. Даля безопасность определяется как положение, при котором опасность не угрожает кому-нибудь или чему-нибудь. Однако такое толкование данного понятия является слишком общим. В Законе РФ «О безопасности» содержится конкретизация этого термина в контексте социально-экономического положения общества. В нем безопасность трактуется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Еще более направленным является взгляд на безопасность с точки зрения состояния и тенденции развития защищенности жизненно важных интересов социума и его структур от внутренних и внешних угроз и опасных воздействий. Если рассмотреть безопасность с позиции микроэкономики, то под этим термином следует понимать такое состояние субъекта, при котором вероятность нежелательного изменения каких-нибудь его качеств, параметров принадлежащего ему имущества и затрагивающей его внешней среды должна быть невелика (меньше определенного предела). Анализ генезиса понятия «безопасность» позволяет дать ему следующее определение: «Безопасность — это такое состояние экономической системы, при котором ей не угрожает опасность, сохраняется ее независимость, надежность, целостность, есть защищенность от опасности или существующих угроз». Разумеется, безопасность предприятия, региона, государства — это не постоянное явление, а результат целенаправленных воздействий по предотвращению опасностей и угроз, а в случае их возникновения — восстановления равновесного состояния экономической системы. Стратегия обеспечения экономической безопасности строится на основе официального принятия в стране нормативных актов, основными из которых являются Конституция РФ, Закон РФ «О безопасности», Концепция национальной безопасности РФ, введенная Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 и Государственная стратегия экономической безопасности РФ (основные положения), одобренная Указом Президента РФ от 29 января 1996 г. № 608. Государственная стратегия экономической безопасности включает: 1) перечень и общую характеристику всей совокупности как внутренних, так и внешних угроз экономической безопасности страны; 2) национальные интересы в области экономики, а также критерии и показатели состояния национального хозяйства, отвечающие требованиям экономической безопасности; 3) меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности. Экономическая безопасность выступает гарантией устойчивого, стабильного развития страны и ее независимости. Именно так понимает экономическую безопасность известный российский ученый академик Л. И. Абалкин: «Это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию». По мнению автора, безопасность как экономическая категория представляет собой соотношение системы удовлетворения социально-экономических потребностей с совокупными затратами труда и ресурсов. Только при этом она может гарантировать такое состояние национального хозяйства, которое позволяет удовлетворить всю совокупность реальных, действительных экономических потребностей общества, обеспечить его экономическую независимость, стабильное расширенное развитие, защищенность от внутренних и внешних угроз и влияния непредсказуемых и труднопрогнозируемых факторов. Обеспечение экономической безопасности предполагает анализ и оценку характера реальных и потенциальных внутренних и внешних опасностей и угроз, чрезвычайных (экстремальных) и кризисных ситуаций, а также прочих неблагоприятных факторов. В связи с этим важное значение имеет классификация угроз экономической безопасности (см. рис. 8.3). Рис 8.3. Развернутая классификация угроз экономической безопасности В Государственной стратегии экономической безопасности РФ отмечается, что промышленно развитые страны и крупные иностранные корпорации стремятся использовать ситуацию России и стран СНГ в своих экономических и политических интересах. Для того чтобы противостоять давлению извне и своевременно предотвратить реальные внешние опасности и угрозы, их необходимо выявить. В современных условиях, по мнению автора, наиболее опасными из них являются:
- рост внешнего долга и связанное с ним увеличение расходов бюджета на его погашение, а также усиление попыток использовать долг в качестве давления при принятии важнейших экономических и политических решений;
- усиление завоевания иностранными фирмами внутреннего рынка России и, следовательно, возрастание зависимости страны от импорта многих, в том числе и стратегических, товаров;
- вытеснение российских предприятий из традиционных внешних рынков, особенно военной и машиностроительной продукции;
- скупка иностранными фирмами российских предприятий с целью контроля над ними и создания условий для обеспечения конкурентных преимуществ, как на внешнем, так и на внутреннем рынках;
- неустроенность таможенной границы и недостаточный экспортный и валютный контроль;
- неразвитость инфраструктуры экспортно-импортных операций и др.
В экономической литературе отмечается, что в настоящее время наибольшую проблему представляют не столько внешние, сколько внутренние опасности и угрозы. Среди них в первую очередь следует назвать следующие:
- глубокий спад промышленного и сельскохозяйственного производства за годы рыночных преобразований;
- инвестиционный кризис в сфере материального производства, структурный сдвиг в инвестициях в пользу посреднической и финансовой деятельности;
- деиндустриализация экономики, разрушение научно-технического потенциала, физическая изношенность производственного аппарата страны;
- резкое сокращение внутреннего спроса в связи с обнищанием основной массы населения;
- структурная и отраслевая гипертрофированность российской экономики, усиление ее топливно-сырьевой направленности, резкое сокращение наукоемких производств;
- резкое сокращение поисковых геологоразведочных работ и, следовательно, снижение взаимосвязи добычи полезных ископаемых и открытия их новых месторождений;
- низкая конкурентоспособность отечественной продукции;
- возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, нарушение производственно-технических связей между предприятиями;
- высокий уровень монополизации экономики, особенно естественных монополий;
- кризис денежной и финансово-кредитной системы; сохранение инфляционных процессов;
- несовершенство механизмов формирования экономической политики, лоббизм при принятии экономических решений;
- негативная политика в сфере приватизации, сильно заниженная оценка приватизируемых объектов;
- криминализация экономики, рост коррупции, сращивание чиновничьего аппарата с организованной преступностью, ослабление системы государственного контроля и т.д.
Важнейшим элементом системы экономической безопасности является регулирующая роль государства. Она должна включать прежде всего уточнение экономических интересов и определение приоритетов в хозяйственной деятельности по обеспечению экономической безопасности, проведение экономического мониторинга и разработку мер по выходу из зон пороговых (критических) значений, организацию работы по выявлению, предупреждению, а в случае необходимости предотвращению выявленных опасностей и угроз. Безопасность экономической системы может быть измерена соответствующими количественными и качественными критериями и показателями. В постановлении Правительства РФ «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» определен следующий их перечень:
- способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;
- зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране;
- уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения;
- обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля за их обращением;
- уровень имущественной дифференциации населения и безработицы;
- доступность для населения образования, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг;
- развитие научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки;
- сохранение единого экономического пространства и межрегиональных отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций;
- обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.
Состояние экономической безопасности государства можно охарактеризовать системой показателей, наиболее значимыми из которых являются:
- уровень и качество жизни населения;
- динамика валового внутреннего продукта и валового национального продукта;
- темпы роста промышленного производства;
- динамика инвестиций в национальное хозяйство;
- состояние платежного баланса;
- сальдо внешней торговли;
- структура собственности;
- уровень монополизации экономики;
- обеспеченность страны ресурсами;
- количество и удельный вес неплатежеспособных предприятий;
- уровень расходов на НИОКР и др.
Теоретические основы экономической безопасности государства и само понятие «безопасность» зависят от очень многих факторов. Для того чтобы государство не потеряло экономическую независимость, целесообразно разработать программу по его выходу из экономического кризиса, мероприятия, направленные на предотвращение реальных угроз и борьбу с криминальными элементами в экономике. В связи с этим важно понимание сущности экономической безопасности предприятия (предпринимательства). В настоящее время теория экономической безопасности бизнеса практически не разработана. Очень часто к мерам обеспечения экономической безопасности бизнеса относят только противостояние и защиту от разных экономических преступлений (кражи, мошенничество, недобросовестная конкуренция, промышленный шпионаж, информационная безопасность и др.). Однако это неправомерно. В книге «Основы экономической безопасности» под редакцией Е.А. Олейникова дано более емкое и содержательное определение: «Экономическая безопасность предприятия — это состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия в настоящее время и в будущем». Анализ многочисленных внешних опасностей и угроз, направлений и объектов их воздействия, возможных последствий для бизнеса потребовал бы многотомных исследований. Поэтому рассмотрим наиболее значимые для бизнеса опасности в условиях современной России. С переходом к рыночной экономике хозяйственные субъекты ощутили влияние такого явления, как конкуренция. В процессе определения для бизнеса основных опасностей и угроз особую значимость имеет классификация конкуренции на добросовестную и недобросовестную. Добросовестная конкуренция — это стремление к получению максимальной прибыли путем создания лучших товаров и оказания более качественных услуг, снижение издержек производства, внедрение достижений научно-технического прогресса и ноу-хау, рационализации и т.д. Опыт развития предпринимательства убедительно свидетельствует о том, что многие фирмы часто используют недобросовестную конкуренцию. Под недобросовестной конкуренцией понимается ожесточенная антагонистическая борьба, ведущаяся между конкурентами с использованием незаконных, порой противоправных действий, средств и методов с целью достижения конкурентных преимуществ. Практика и мировой опыт показывают, что наиболее распространенными видами недобросовестной конкуренции являются:
- промышленно-экономический шпионаж;
- мошенничество;
- коррупция;
- ложная реклама;
- клевета;
- незаконное использование торговой марки;
- фальсификация и подделка продукции конкурента;
- демпинг с целью подрыва экономической устойчивости конкурента или вытеснения его с рынка;
- обман, грабеж, нанесение материального ущерба;
- использование информационных ценностей или разработок конкурента;
- предотвращение выполнения сделок или контрактов;
- скупка контрольного, или крупного, пакета акций конкурирующей фирмы и др.
Достаточно новой для российского бизнеса является угроза потери контрольного, или крупного, пакета акций предприятия. В настоящее время известно немало случаев, когда этим видом недобросовестной конкуренции пользуются зарубежные «партнеры», которые из-за недобросовестности многих отечественных чиновников скупают крупные пакеты акций российских предприятий за бесценок. Например, по оценке международного аудита, мощности Братского лесопромышленного комплекса составляют приблизительно 2 млрд долл. США. Самым крупным акционером комплекса стало СП «Ореми ВУД», которое приобрело 14% акций меньше чем за 100 тыс. долл. США. К настоящему времени это предприятие увеличило свой пакет акций до 17%. Американско-швейцарской компанией «КС Фарем Бостон компани» приобретено 17% акций Новолипецкого металлургического комбината за 1 млн долл. США, а стоимость активов этого предприятия международными аудиторами оценивается в более чем 750 млн долл. США. В. Полеванов в работе «Технология великого обмана» сделал вывод о том, что 5 тыс. крупнейших приватизируемых предприятий России с реальной стоимостью не менее 200 млрд долл. США были фактически проданы за бесценок (около 7,2 млрд долл. США) и оказались собственностью иностранных компаний и их подставных структур. В частности, за бесценок проданы 85 предприятий машиностроения, 77 — металлургии, 66 — в нефтегазовой отрасли, 65 — в химической промышленности. По мнению автора, собственники, приобретшие имущественные права за бесценок, должны полностью рассчитаться с государством исходя из реальной стоимости предприятий или их имущественные права должны перейти к государству. В качестве компромисса они могут быть управляющими предприятий, если они нормально функционировали в послеприватизационный период. Для обеспечения экономической безопасности государства необходимо осуществлять следующие мероприятия: 1) предотвращать коррупцию чиновников государственных органов; 2) препятствовать перемещению капиталов из теневой экономики в легальную и наоборот; 3) усилить уголовную ответственность за спекуляцию ценными бумагами, подделку акций, создание «мыльных» акционерных обществ, хищение дивидендов управляющими АО; 4) усилить борьбу с организованной преступностью, улучшить координацию действий против российской и международной преступности в области наркобизнеса и торговли оружием; 5) предотвращать махинации на фондовых биржах, в том числе промышленного шпионажа в интересах иностранных фирм. Для снижения дальнейшего роста экономической преступности необходимо начать работу по наведению элементарного порядка в области приватизации. Взгляд на приватизацию как исключительно приватизационный процесс должен быть преодолен. Мировой опыт свидетельствует, что понятия «приватизация» и «разгосударствление» везде разделены. Приватизация означает, что государство передает частным предпринимателям все имущественные права. Разгосударствление помимо приватизации предусматривает передачу частным предпринимателям только функций управления. В последнем случае собственность остается государственной. Именно неприватизационный вариант разгосударствления в большинстве случаев дает основной экономический эффект в странах с рыночной экономикой. Для борьбы с теневой экономикой необходимо оздоровление системы денежного обращения посредством вытеснения рублем нерублевых компонентов денежного обращения — иностранной валюты, обязательств предприятий по неплатежам. Уроки аргентинского кризиса лишний раз подчеркивают актуальность этой проблемы. Для оздоровления экономической обстановки в стране целесообразно также отказаться от основных фискальных налогов. В первую очередь это касается налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Налог на добавленную стоимость стимулирует расширение теневых операций, что приводит к сокращению примерно в 2 раза базы налога на прибыль. В свою очередь предприятия, не желая платить налог на прибыль, стремятся к сокрытию прибыли, в связи с этим объем собираемого налога значительно меньше планируемого объема. Действие налога на прибыль способствует развитию теневого бизнеса и наносит ущерб всем формам легального предпринимательства, прежде всего, оказывая негативное влияние на схему производства. Его отмена в настоящее время будет способствовать стабилизации производства и сократит движение теневого капитала. Для замещения НДС и налога на прибыль в доходной части государственного бюджета следует увеличить налог на операции с недвижимостью, акцизы и ресурсные платежи. Сегодня их величина занижена и экономически не обоснована. Это приводит к расширению спекулятивных видов деятельности.
Источник: studfile.net
Экономическая безопасность России
Национальная безопасность — это способность государства адекватно реагировать в условиях постоянного дестабилизирующего воздействия военных, экономических, политических, информационных, демографических и психологических факторов, т.е. реализовывать меры, направленные как на ликвидацию угроз и опасностей, так и на защиту интересов отдельного человека и государства в целом.
Экономическая безопасность — основа национальной безопасности страны.
Национальная экономическая безопасность — это защищенность экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый уровень жизни населения.
Закон Российской Федерации «О безопасности» определяет экономическую безопасность России как защиту жизненно важных интересов всех жителей страны, российского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность является главным компонентом системы национальной безопасности. Гарантии экономической безопасности являются необходимым условием для обеспечения стабильного развития национальной экономики.
Угрозы экономической безопасности — такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни.
Угрозы экономической безопасности подразделяются на внутренние и внешние.
К внутренним угрозам экономической безопасности России можно отнести:
- Усиление имущественного расслоения общества. По данным Минэкономразвития РФ, уровень доходов наиболее обеспеченных россиян в 15 раз превышает уровень доходов наименее обеспеченных граждан.
- Криминализацию экономики и общества. Оценки масштабов российской теневой экономики варьируются обычно в интервале 20-40% ВВП. В текущем году Президент РФ Дмитрий Медведев собственным примером показывает и предлагает всем чиновникам обнародовать налоговые декларации.
- Разрушение научно-технического потенциала страны. По абсолютным затратам на науку Россия сегодня примерно в 5 раз уступает Германии, в 7 раз — Японии и в 17,5 — 100 раз — США.
К наиболее существенным внешним угрозам экономической безопасности России можно отнести:
- Утечка умов за границу. К сожалению, именно Россия является сейчас основным поставщиком высококвалифицированных специалистов за рубеж. И речь в данном случае идет о потере того слоя населения, который смог бы обеспечить России достойное место в мировом сообществе XXI века.
- Бегство капитала за рубеж. Понятие «бегство капитала» означает нелегальный вывоз капитала за границу. Обнародованы данные Банка России: за прошлый, 2008 год из страны утекло почти $130 млрд.
- Нарастание импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам. Сегодня 80% российского рынка лекарств и более 40% продовольственного рынка России приходится на импорт.
В интересах реального социально-экономического подъёма России необходимо пересмотреть правительственный курс и провести реформы в структурной, промышленной, валютной политике и в использовании внешнеэкономических связей.
Концепция национальной экономической безопасности России
Основным составным элементом национальной безопасности является национальная экономическая безопасность, значение которой в современных условиях все более усиливается под влиянием глобализации и интеграции мировой экономики.
Национальная экономическая безопасность — это режим функционирования национальной экономики, который позволяет поддерживать приемлемые условия жизнедеятельности населения — качество, уровень жизни и обеспечение экономическими ресурсами в том объеме, который необходим для обеспечения устойчивых темпов экономического роста.
Национальная экономическая безопасность основана на таких основных принципах, как:
- независимость национальной экономики. По причине все большего вовлечения национальных экономик в мировую этот принцип может быть выполнен только относительно — необходимо достижение состояния относительной независимости национальной экономики. Задача государства заключается в том, чтобы сформировать такой уровень развития национальной экономики, который позволяет ей занять конкурентные и равные позиции в мировом хозяйстве;
- стабильность национальной экономики. Государство должно создать устойчивый рост национальной экономики, исключающий социальные потрясения, усиление роли криминальных структур и создающий режим безопасности для каждого гражданина;
- устойчивые темпы роста национальной экономики. В современных условиях только постоянный и устойчивый рост может обеспечить приемлемый уровень экономической безопасности, включающий совершенствование производства, профессионализма каждого человека.
Экономическая безопасность основана на независимости, стабильности и росте национальной экономики, что является обязательным условием нормального ее функционирования.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации является нормативно-правовым актом, закрепляющим основные положения национальной безопасности, в том числе и экономической. Она утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. №24).
Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему основных положений, направленных на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В этом нормативно-правовом акте определено, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Перед национальной экономической безопасностью ставятся следующие задачи:
- прогнозирование появления внутренних и внешних угроз;
- разработка и реализация необходимых мероприятий по снижению степени влияния внутренних и внешних угроз;
- защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
- разработка и реализация экономической политики, направленной на активизацию экономического роста;
- создание условий научной и технологической независимости;
- обеспечение безопасности человека и гражданина, его прав и свобод;
- повышение эффективности государственного аппарата;
- поддержание баланса межнациональных отношений;
- создание условий соблюдения законодательства;
- формирование взаимовыгодных отношений с другими государствами;
- сдержание военного потенциала страны;
- улучшение экологической обстановки;
- интеграция национальной экономики в мировое хозяйство;
- формирование единого экономического пространства со странами СНГ;
- защита на мировых рынках интересов отечественных производителей;
- формирование режима финансово-кредитной независимости России;
- усиление государственного регулирования иностранных компаний, ведущих хозяйственную деятельность на территории страны;
- формирование эффективного правового поля деятельности хозяйствующих субъектов;
- вывод национальной экономики из кризиса.
Основу национальной безопасности составляют национальные интересы — совокупность взаимосвязанных и уравновешенных между собой интересов государства, общества и индивидуума.
Источник: www.grandars.ru