Что такое этика бизнеса какова ее связь с общей этикой каковы источники этики бизнеса

1. Этика бизнеса: основные вопросы и цель
Этика бизнеса является одной из разновидностей профессиональной этики. Одни исследователи и практики считают, что это понятие определяет поведение и практическую деятельность профессионалов бизнеса, для других это совокупность моральных стандартов, о которых многие говорят, но мало кто придерживается. Но есть и те, кто вообще отрицает само существование этики бизнеса.

Этика бизнеса представляет собой изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям деловой организации. Она не является простым набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом.

Этика бизнеса как область знаний сформировалась в 70-е годы XX в. в США. Между научным сообществом и деловым миром в это время возникало все большее согласие по вопросу необходимости повышения «этического сознания» профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций. Некоторые специалисты указывали на необходимость повышения «ответственности корпораций перед обществом». Другие обращали особое внимание на участившиеся случаи коррупции среди как правительственной бюрократии, так и ответственных лиц различных корпораций.

Этика бизнеса 1 лекция

К началу 80-х годов такая область знаний, как этика бизнеса, стала важнейшим предметом изучения для специалистов. По этике бизнеса было издано множество книг, и большинство школ бизнеса в США включили её в свои учебные программы.

Каковы причины повышения внимания к этике бизнеса?

  • Необходимость повышения качества этического сознания связана с тем, что экономика в масштабе корпорации создает мощные экономические стимулы для роста корпораций по горизонтали и вертикали.
  • Второе изменение в организации современного бизнеса — это информационная революция. С одной стороны, значительно больше людей во всем мире в настоящее время имеют самый широкий доступ к источникам информации, чем когда-либо за всю историю человечества. С другой — использование компьютера допускает массовую концентрацию сугубо личной информации о людях и об их привычках. Такой сбор и централизация подобной информации могут быть использованы весьма конструктивно, например, для расширения демократических процессов в обществе и лучшего осознания запросов и потребностей людей, или же для использования этой важной информации в личных целях отдельных субъектов.
  • необходимость этичных отношений в децентрализованных структурах, ответственных за принятие решений, и
  • необходимость вписать экономику переходного периода и её институты в не соответствующие им исторические и культурные условия.

В условиях централизованной экономики имело смысл следовать правилам бюрократической игры, что приводило к проявлению нечестности, безответственности и отсутствию взаимного доверия в суждениях о людях. Такие качества, как нечестность и недоверие, в условиях централизованной системы принятия ответственных решений фактически становились результатом приспособленческого поведения людей. Эти особенности считались многими рациональными качествами в условиях централизованной системы. Однако наличие этих качеств должно считаться нерациональным в условиях экономики, основанной на рыночных отношениях. Следовательно, любая трансформируемая экономика должна создавать также и этическую инфраструктуру для новых экономических институтов.

Политическая и этическая культура человека, действующего в сфере свободного предпринимательства, должна соответствовать следующим требованиям, пишут исследователи Мишаткина Т. и Порус В.

1. Политическая компетентность, основанная на знании и понимании: а) политических теорий, б) политической истории, в) реальной политической ситуации в обществе.

2. Вариативность, гибкость мышления, проявляющиеся прежде всего в широте политических взглядов, критическом отношении к политическим догмам и стереотипам, в отказе от трафаретов, идеологических мифологем.

3. Толерантность, терпимость к инакомыслию, основывающаяся на понимании инакомыслия как необходимого компонента и условия гражданской активности.

4. Способность и готовность к отказу от индивидуального и группового эгоизма, проявляющегося: во властно-бюрократическом эгоизме, выражающемся в стремлении удерживать власть любой ценой, несмотря на очевидную несостоятельность своей практики, идеологии, целей и средств; в национальном эгоизме, требующем исключительных прав для одного народа в ущерб правам других народов и общечеловеческим интересам; в эгоизме отдельных коллективов и групп (конфессиональных, профессиональных, возрастных и др.), обосновывающих свои права на особые выгоды и привилегии и добивающихся этих прав, несмотря на обострение социальной и экономической напряженности и др.

Необходимо подчеркнуть, что важность изучения этики бизнеса при подготовке профессиональных бизнесменов трудно переоценить. Оно помогает не только сформулировать нужные этические ценности для каждого человека и свободнее ориентироваться профессиональным бизнесменам в сложных проблемах, возникающих при принятии решений, но и создать этическую инфраструктуру, которая должна сделать возможным введение и работу рыночной экономики и рыночных отношений. Более того, освещение взаимосвязи между этими этическими ценностями и деятельностью экономических институтов при изучении курса этики бизнеса может помочь построить более жизнеспособные экономические институты в условиях трансформируемой экономики.

Целью этики бизнеса — повышение качества этического сознания профессионалов бизнеса и менеджмента, усвоение ими основных ценностных ориентаций и этических стандартов бизнеса, овладение инструментарием для анализа и принятия этических решений в конкретных ситуациях деловой жизни.
2. Структура этики бизнеса

  • взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой,
  • проблема социальной ответственности бизнеса,
  • вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений,
  • способы повышения этического уровня организации,
  • влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и некоторые другие.

Современные исследователи делят этику бизнеса на макроэтику и микроэтику.

Под макроэтикой понимается та часть этики бизнеса, которая рассматривает специфику моральных отношений между как макросубъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом в целом, так и его частями.

Под микроэтикой — исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и её работниками, а также держателями акций.

В системе моральных отношений между макросубъектами специалисты выделяют два уровня: горизонтальный и вертикальный. На горизонтальном уровне рассматривают моральные отношения между субъектами, обладающими одинаковыми характеристиками, между различными корпорациями; на вертикальном — моральные отношения между субъектами, обладающими разными характеристиками и свойствами.

К этому уровню принадлежат отношения между корпорациями и государством, между корпорациями и обществом в целом (или его частью) и между корпорациями и окружающей средой.

Этика бизнеса имеет отношение и к формированию экономических институтов, и к функционированию профессионалов бизнеса. Экономические институты общества неизбежно вторгаются в область морали, и с этой точки зрения значение макроуровня этики бизнеса трудно переоценить. На макроуровне иногда бывает трудно сказать, где кончается этика бизнеса и начинается экономическая теория.

Читайте также:  Тип обслуживания бизнес ланча

С одной стороны, для этики бизнеса нужно знание экономической теории, если разрабатываются полезные советы для тех, кто определяет политику. С другой стороны, экономический анализ не может быть целостным без привлечения социальных и моральных ценностей. И если этик иногда рассуждает как экономист, а экономист — как этик, это и будет проявлением взаимодействия двух дисциплин при решении проблем, которые стоят перед деловыми людьми.

3. Основные концепции в этике бизнеса

В этике бизнеса сложились четыре основных подхода к моральным проблемам бизнеса, опирающихся на четыре этических направления.

Религиозная этика. В его основе лежит ориентация на абсолютные нравственные ценности, берущие свое начало в иудео-христианской традиции: «Не лги», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй против ближнего своего» и др.

При решении любых моральных проблем человек с необходимостью должен опираться на некоторые абсолютные нравственные ценности, все же прямое использование религиозной этики в бизнесе имеет определенные ограничения, считают исследователи Петрунин Ю. и Борисов В. Во-первых, глобализация современного бизнеса приводит к тому, что агентами деловых отношений становятся люди, принадлежащие к различным религиозным традициям. Более того, в значительной степени современная культура является светской по своему характеру.

Во-вторых, абсолютные нравственные ценности мало что могут дать человеку в ситуации конкретного нравственного выбора. Для этого бизнесмен, даже и опирающийся на религиозные нравственные ценности, нуждается в некотором этическом инструментарии, который мог бы помочь ему проанализировать и решить сложнейшие проблемы современной предпринимательской практики.

Теория утилитаризма. Основателем теории традиционного утилитаризма считают Иеремию Бентама (1748—1832). В своих трудах Бентам разрабатывал методику поиска объективных критериев измерения ценностей, которая должна была обеспечить возможность простого и удовлетворительного с экономической точки зрения определения адекватности социальной политики и общественного законодательства. По его мнению, наиболее эффективными критериями могли служить степень соответствия образа действия и существующих законов и степень полезности и вредности деятельности (по данным оценки ее последствий).

Какое-либо действие является правомерным с этической точки зрения в том, и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого.

Теория утилитаризма привлекательна во многих отношениях. Её положения согласуются с критериями, которые используются для интуитивной оценки моральности поведения. Так, в случае, когда человек пытается объяснить, почему он морально обязан совершить ту или иную акцию, он часто руководствуется соображениями о пользе или вреде, которые его действия могут принести другим людям. Соображения морали требуют учета интересов всех окружающих наравне с собственными интересами.

Пример. Сторонник теории утилитаризма может доказать, что лгать нехорошо потому, что ложь приведет к убыли общественного благосостояния. Когда люди лгут друг другу, они в меньшей мере способны доверять и сотрудничать. А чем меньше интенсивность доверия и сотрудничества, тем ниже общее благосостояние.

Правдивость в общении — позитивный фактор, ибо укрепляет доверие и усиливает сотрудничество, тем самым способствуя укреплению благосостояния. В целом можно утверждать, что лучшее правило — говорить правду и воздерживаться от лжи (?). Можно задать вопрос: какова нравственная мотивация «лжи во спасение»?

В рамках этой теории правомерным считается такой образ действий, который дает возможность производить максимум прибыли при минимуме расходов.

Практическое применение положений теории утилитаризма связано с целым рядом проблем, основная из которых состоит в необходимости количественного определения общественной полезности.

Один из аспектов этой проблемы: как измерить полезный эффект различных действий по отношению к разным людям и сопоставить полученные результаты, опираясь на соображения утилитаризма? Как узнать, насколько большую или меньшую полезность будет иметь, например, повышение в должности?

Второй аспект проблемы состоит в том, что в некоторых случаях прибыль и расходы измерению не поддаются. Как, например, измерить ценность здоровья и самой жизни?

Третий аспект проблемы связан с тем обстоятельством, что во многих случаях отсутствует возможность прогнозирования размеров прибыли и расходов. Какова истинная ценность информации о Вселенной? Как измерить эту ценность и сопоставить её с ценностью таких дел, как возведение дополнительного корпуса в местной больнице или дома для бедных?

Наиболее гибкий способ количественного измерения прибыли и расходов, сопутствующих принятию решения, базируется на использовании денежного эквивалента. В принципе это означает, что ценность, которую данный объект имеет для данного лица, можно определить по той цене, которую данное лицо готово уплатить за указанную вещь.

В результате, рыночная цена может служить общим количественным показателем объема прибыли и расходов, связанных с принятием решения.

Деонтическая этика. Теория утилитаризма оказывается малоэффективной и неадекватной в ситуациях, требующих анализа с позиций права. С понятием права приходится сталкиваться каждому бизнесмену. Термин «право» используется для описания нормированного отношения человека к чему-либо.

Право является мощным инструментом социальной регуляции, и его назначение состоит в том, чтобы обеспечивать для индивида возможность свободного выбора цели или рода деятельности и гарантировать этот выбор, защищая его. Наиболее важным среди различного рода прав являются так называемые моральные права (или права человека). Это права, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми. Моральные права имеют три особенности.

  • Они тесно связаны с обязанностями.
  • Моральные права обеспечивают возможность индивидуального
  • Моральные права образуют базу для оправдания образа действий одних лиц и для защиты и помощи другим лицам.

1. Моральные права являются отражением требований морали,

предъявляемых к отдельному индивиду, тогда как моральные нормы утилитаризма по своей сути коллективны.

2. Права образуют базу нормативов, используя которые можно отвергнуть любые попытки апеллировать к таким критериям, как общественная полезность и количественные факторы.

В современной формулировке деонтический подход к оценке этичности поступка звучит так: действие является морально оправданным для данного лица в том, и только в том случае, если причина, по которой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали бы так же. («А что, если бы все поступали так же?», «А что, если бы я был на его месте?», «А что, если бы с тобой поступили так же?»).

Читайте также:  Как открыть бизнес по тюнингу автомобилей

Этика справедливости. Этика справедливости исходит из положения, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основные ценности для её представителей — человеческое равенство и справедливость как его выражение. Вследствие этого моральным долгом, как он понимается в этике справедливости, является подчинение закону, который должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий.

Сложность, подчеркивают исследователи в том, что существует несколько отличающихся друг от друга представлений о справедливости.

I. Эгалитаризм. Согласно теории эгалитаризма (от фр. egalite — равенство), между людьми нет никаких различий, которые могли бы оправдать возможность неравного к ним отношения. Согласно этой теории, блага и тяготы должны распределяться между людьми по следующему принципу: «Каждый человек должен получать равную долю тягот и благ». Следовательно, считают они, распределение благ должно производиться равномерно.

II. «Капиталистическая» справедливость — распределение благ должно осуществляться с учётом индивидуального вклада в общее дело группы (фирмы, общества, человечества).

III. «Коммунистическая» справедливость — трудовые обязанности должны распределяться в соответствии со способностями, а блага — в соответствии с потребностями.

IV. Концепция Д. Ролза, (1971 г., «Теория справедливости»). Американский учёный сформулировал понимание справедливости, основанное на принципах:

1. каждый человек имеет равное право на наиболее широкие свободы, совместимые с аналогичными свободами других людей;

2. неравенство по социально-экономическим параметрам должно быть таким, чтобы:

а) «принцип равной свободы», обеспечить максимум прибыли для наименее привилегированных лиц;

б) учреждения и должностные лица, являющиеся носителями власти, были бы доступны в равной мере для каждого.

Фундаментальные свободы включают свободу избирать, свободу совести, слова и др., а также свободу обладать собственностью и свободу не быть объектом произвольного ареста.

Нельзя не согласиться с исследователями в том, что моральные проблемы деловой жизни настолько сложны и многообразны, что решить их, исходя из позиций только одного направления, весьма сложно. В различных ситуациях и по отношению к различным субъектам бизнесмен может опираться на различные этические принципы и ценности. Данная ситуация есть результат развития современной культуры. В современном обществе равноправно сосуществуют различные этические системы, что предполагает различную этическую оценку одних и тех же явлений в сфере бизнеса.

  1. Философия бизнеса помогает не только сформулировать нужные этические ценности для каждого человека и свободнее ориентироваться профессиональным бизнесменам в сложных проблемах, возникающих при принятии решений, но и создать этическую инфраструктуру, которая должна сделать возможным введение и работу рыночной экономики и рыночных отношений.
  2. С одной стороны, для этики бизнеса необходимо знание экономической теории, с другой стороны, экономический анализ не может быть целостным без привлечения социальных и моральных ценностей.
  3. Четыре основных подхода в этике бизнеса к моральным проблемам бизнеса, опирающихся на четыре этических направления: религиозная этика, теория утилитаризма, деонтическая этика, этика справедливости.
  4. В современном обществе равноправно сосуществуют различные этические системы, что предполагает различную этическую оценку одних и тех же явлений в сфере бизнеса.
  5. Этика бизнеса предполагает и включает в себя широкий круг социокультурных требований и оснований. Нравственные ориентиры предпринимателя — как и любого другого человека — должны определяться такими ценностями, как свобода, ответственность, честь, долг, достоинство, совесть.

Дополнительная литература к материалам лекции

Источник: psihdocs.ru

Этика бизнеса

Этика бизнеса (коммерческой, предпринимательской, будь – что другой разрешенной законом деятельности ради прибыли) есть составной этики делового отношения. Эти отношения охватывают не только производственную, организационную, правовую сферы, а и семейную при распределении наследства, общем приобретении жилья, транспортных средств или работая в одной организации. Бізнесова деятельность – это сфера профессиональной деятельности, исследования моральных аспектов которой актуализировалось на теренах Украины в связи с переходом на рыночную экономику.

Вообще этика делового отношения исследует без личностные, практически – утилитарные отношения людей с целью их гармонизации, согласовывает их с моральными требованиями. Проблемный круг этики бизнеса есть вужчим и конкретнішим, чем этики делового отношения, поскольку его научные интересы ограничены сферой предпринимательской, коммерческой деятельности.

Итак, этика бизнеса – составная этики делового отношения, которое исследует особенности функционирования и развития морали в сфере предпринимательской, коммерческой деятельности и формулирует для этой сферы соответствующие рекомендации.

Сферы применения этики бизнеса:

— справедливость конкретных законов и актов относительно бизнеса;

— гармоническое соотношение интересов собственника и наемного работника, работодателя и работника, фирмы и потребителя;

— проблема «бедность масс – богатство немногих»;

— сосуществование больших фирм и средних и малых предприятий;

— конкуренция в бизнесе;

— правдивость, гуманность рекламы;

— экологические аспекты предпринимательской деятельности;

— отрицательные влияния аморалізму в бизнесе на духовный мир личности (искажения человеческих отношений, деградация, примітивізація личности и т.п.).

Предпринимательская деятельность подлежит действия всех законов и принципов общечеловеческой и профессиональной морали. Тем не менее, в ней существуют особые отношения, которые через значительную распространенность бізнесової деятельности в обществе имеют большое влияние на общую общественную мораль.

Основными для этики бизнеса можно считать такие задачи:

— укрощения негуманных страстей и инстинктов, которые возникают у предпринимателей (здирництво, корыстолюбие,жадность и т.п.);

— гуманизация государственной экономической политики;

— внедрения принципа гуманизма в деловые отношения бизнесменов;

— ориентация бизнесменов на умение подчинять собственные интересы общим (национальным, государственным, общечеловеческим);

— создания общественной мысли идеала предпринимателя, для которого общечеловеческие моральные нормы являются незыблемыми за будь – которое обстоятельств;

— осмысления новых форм предпринимательской деятельности из позиций нравственности.

Важным участком применения моральных критериев и оценочных суждений есть менеджмент (англ. – управления, управления), то есть система управления деятельности людей в той или другой области жизни общества.

Эта сфера человеческой деятельности есть атрибутом будь – что этапа развития общества. Управления являются проявлением общих закономерностей природы, в которой процессы организации и самоорганизации обеспечивают достижение более высоких стадий эволюции. В обществе организация осуществляется благодаря целенаправленной сознательной деятельности людей. В этом процессе всегда действуют два состава, которые составляют основу структуры управления: «руководитель – подчиненный». Как и в каждом участке человеческих отношений, здесь есть действующими общечеловеческие моральные нормы.

Читайте также:  Влияние интернет технологий на бизнес

На протяжении истории человечества разные формы взаимоотношений в системе управления изменяли одна одну, сосуществовали между собою и дополняли одна одну. К разным формам управления применялись неодинаковые моральные требования. Так, для авторитарного управления характерными есть: решительность, безкомпромісність, даже жестокость.

Такой руководитель не считается с желаниями подчиненных, их инициативами. Указанные качества считались в минувшему и кое-где и ныне положительными с моральной точки зрения, ведь именно они обеспечивали эффективность организации дела и управления. Толерантность, сочувствия, другие моральные добродетели в такой системе воспринимались как отрицательные, как проявление слабости.

Другой тип управления – путем умелого дежурства суровости и поощрения («кнута и пряника») предусматривает более широкое применение моральных добродетелей в взаимоотношениях между руководителем и подчиненным. Суровость и жестокость авторитарного типа смягчается благодаря принципу справедливости, которая оправдывает как твердость, так и поощрения.

В современном управлении наиболее распространенным типом руководителя есть менеджер. Здесь идется язык о воплощение идеи «неявного», «скрытого» управления. В таком управлении роль положительных моральных ценностей значительно возрастает сравнительно с предыдущими типами управления.

Менеджер в своей деятельности ориентируется на личность человека, а не на его функцию в обществе. Подчиненные должны знать и ощущать, что они являются важными участниками деятельности фирмы или предприятия. Они могут подавать альтернативные идеи или решение относительно тех идей, которые предлагает руководитель.

Очень важной чертой менеджера сегодня есть компетентность, которая предусматривает, что он должен быть осведомленной в деле, которым руководит, иметь специальные управленческие знания, талант управленца и знать толк в человеческой психологии. Большинство людей, в том числе и менеджеров, поднимаются востоками успеха, пока они не достигают уровня компетентности. Применения моральных критериев к деятельности менеджера разрешает создать модель управления, в которой принципы гуманизма, справедливости, равноправия становятся атрибутами эффективного менеджмента.

Непосредственно связанные с сферой морали проблемы использования такого средства управленческой деятельности, как критика ошибок и просчетов подчиненных. Критика оказывает содействие улучшению результатов деятельности определенного коллектива или отдельного работника лишь при следующих условиях:

— если подвергает критике человек, которая пользуется доверием и уважением того, кого подвергают критике;

— когда критика используется в особых случаях. А не постоянная будничным явлением;

— критические высказывания делаются в товарищеском тоне, а не пренебрежительно, неприязненно;

— подвергать критике следует больше самые идеи, а не их авторов;

— критика, в отличие от благодарности или поощрение, будет более действенной, если замечания делаются персонально, а не публично.

Демократизация общественной жизни, необходимость эффективно управлять большими человеческими сообществами, задействованными в той или другой сфере общественного распределения работы, требуют от менеджера не только осведомленности, но и таких человеческих качеств, которые делают человеческие отношения в профессиональной деятельности равноправными, толерантными и товарищескими.

Личные моральные качества менеджера:

— вежливость, уважение к подчиненных;

— чувства собственного достоинства;

— умения предрасполагать на свою сторону людей;

— критичность относительно недостатков своей работы и умение тактично и без оскорблений достоинства подвергать критике работу подчиненных;

Большую угрозу для деятельности менеджера составляет его ориентация лишь на интересы рынка, бизнеса. В такой ситуации большинство моральных добродетелей, указанных выше, не могут быть задействованы в системе менеджмента. Наконец – сдач, такое направление, хотя и эффективное на определенных этапах, приводит к кризису иd спричиняє упадок того дела, какой менеджер занимается, и его личного поражения, ведь будь – которое зло в конечном счете получает свое наказание. Поэтому менеджер, который ориентируется на перспективу, а не руководствуется временными выгодами, должен ограничивать свою деятельность в соответствии с вечными моральными ценностями и моральными требованиями современной эпохи в частности.

В сфере отечественного менеджмента ныне возникает многие проблемы, связанных с нарушением моральных норм и принципов. Это в частности несправедливость и предубежденность в отношениях между всеми агентами управленческого процесса, правовые конфликты, отрицательное влияние политических факторов, взятки, коррупция, нарушения авторских прав, дискриминация и прямые криминальные преступления. Однако менеджмент, который не старается противостоять этим отрицательным явлениям, использует их ради корыстных целей, постепенно или довольно быстро приводит к падению репутации фирмы или организации, потери доверия со стороны непосредственных пользователей, а также и их банкротства. И такое происходит значительной мерой вследствие деморализации бізнесових отношений, ведь в полностью аморальной атмосфере ни человек, ни общество, ни справа долго существовать не могут. Это очевидный факт.

Моральные ограничения деятельности менеджера:

— нельзя превращать фирму или организацию на средство удовлетворения лишь собственных или семейных интересов;

— не следует использовать средства принуждения, не считаться с интересами подчиненных;

— нельзя поднимать права работников, акционеров, торговых агентов и других участников бізнесової деятельности;

— запрещается вредить национальным интересам, интересам общества, человечества вообще.

Этика бизнеса советует менеджерам находить общий язык и учитывать на требования профессиональных объединений для сохранности социального консенсуса.

Все это свидетельствует, что этика бизнеса не может существовать и развиваться изолирован от других областей этического знания. Ее наблюдения, оценки должны питать идеями политику, право относительно усовершенствования условий функционирования бизнеса и человека и бізнесовій сфере, а также направить бизнес на согласование своей практики с интересами общества, его граждан, человечества, на подчинение ее найвимогливішим критериям морали.

Итак, профессиональная этика рассматривает пути и средства эффективного само осуществления человека в общественно выработанных видах деятельности. Профессиональная деятельность не тождественная сущности человека, тем не менее есть одним из весомых факторов проявления его творческих умений и моральных добродетелей. Найти «свою» специальность, любить свою профессию, постоянно усовершенствовать профессиональные умения – означает уважать себя в деле, то есть достойно утверждать честь профессии, утверждать свое человеческое достоинство профессиональной компетентностью.

В профессиональной деятельности человек утверждает себя как социальный субъект. Развертывания профессиональной деятельности, постоянное создание разнообразия ее видов и средств – важный фактор усовершенствования человека и человеческой жизни.

Источник: studopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин