Что такое государственное регулирование бизнеса

Функционирование любого государства непосредственно связано с выполнением публичных функций, то есть воздействием на общественные процессы. Осуществление им публичной власти сочетается с его трактовкой как социально-политической организации, реализующей свою деятельность в интересах общества. В последнее время в ряде стран государство стали рассматривать не столько в роли выразителя публичной власти, покровителя, сколько в виде публичной службы. Оно служит обществу и гражданам, их интересам подчинены все государственные функции [4; 8]. Однако следует отметить, что, сколько бы не абсолютизировалось и идеализировалось его значение, оно всего лишь аппарат, создаваемый обществом для решения каких-либо определенных целей.

Рассматривая государство с точки зрения теории управления, В.И. Кнорринг [2; 39-44] указывает на то, что оно является сложной открытой системой, обладающей свойствами целенаправленной адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней среды и способностью к самоуправлению, саморегуляции своего развития.

Государственное регулирование малого бизнеса

Управляющее воздействие государства, как высшей иерархической структуры, реализуется прямыми связями с управляемой системой. Только государство обеспечивает национальную оборону, охрану общественного порядка, развитие фундаментальных наук, единую систему энергоснабжения и топливной базы, реализует программы по защите окружающей среды. Государство как экономический субъект и распорядитель бюджетных средств осуществляет прямое финансовое воздействие на особо важные отрасли экономики, стимулируя развитие целевых комплексных программ экономического развития и определяя в целом социальную политику. Контроль выполнения, адекватность реакции на управляющее воздействие определяются информацией, поступающей по каналам обратной связи.

Роль государства как субъекта предпринимательской активности может быть различной и зависит от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, которые ставит перед собой государство. Можно однозначно утверждать, что нигде в современном мире предпринимательство не может развиваться без самого активного участия и поддержки государства. Во всех индустриально развитых странах государственное регулирование присутствует в тех или иных формах, масштабах и является важнейшим элементом рыночной экономики, при этом формы государственного воздействия на экономику различны и изменяются в зависимости от исторических традиций страны, условий развития экономики, национального характера народа [3; 82-83]. В этой связи возникает необходимость проведения анализа системы экономических функций современного государства в рыночном хозяйстве, так как без него достаточно сложно сформировать адекватное категориальное представление о роли государства в развитии предпринимательской деятельности.

В советский период государственное предпринимательство органично вписывалось в существование и функционирование системы государственных монополий и реализовывалось в создании государственного сектора, охватывая все ключевые отрасли общественного производства. Управление государственным сектором осуществлялось через централизованное распределение ресурсов, закупку товаров и услуг, планирование и прогнозирование экономики. Государство, создавая и организуя функционирование государственного сектора экономики, выполняло те же функции по регулированию частного сектора (существующего в зачаточном состоянии), что и по регулированию общественного воспроизводства в целом.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

В условиях переходной российской экономики государству отводились лишь четыре основные функции: разработка хозяйственного законодательства и контроль за выполнением законов и соблюдением контрактов, защита прав собственников; регулирование денежного обращения (эмиссия денег в установленных законом пределах) и финансово-кредитной системы в целом (установление базового ссудного процента, правил выпуска и обращения ценных бумаг, деятельности банков и финансовых компаний); обеспечение свободы конкуренции (антимонопольное законодательство, развитие этики бизнеса и т.д.); защита национальной безопасности (границ, окружающей среды и природных ресурсов, здоровья нации и ее способности к культурному и нравственному развитию, науки, образования, правопорядка и т.д.). Роль государства преимущественно сводилась к формированию и защите частной (негосударственной) собственности, оно же при этом выступало гарантом экономической свободы и ответственности. В этот период времени недооценивалась роль государства как предпринимателя, производителя общественных благ и услуг.

Изменения, произошедшие в стране, поменяли взгляды на экономические функции современного государства. В более поздний период преобладающим становится другой подход к оценке государства и выполнению им функций по управлению экономикой, который выражался в синтезе представлений о роли государства, существующего в дореформенной плановой экономике, и рыночных принципов и ограничении целей, степени и сфер активности государства.

Новое значение приобрели государство и государственное предпринимательство по причине необходимости реформирования экономики и повышения эффективности ее функционирования в трансформирующейся рыночной среде, а также в свете решения новых политических и социальных задач, обеспечивающих стабильность и динамичность развития России. Определение методологии государственных реформ означало правильный выбор их целей и средств достижения. В этом плане можно выделить комплексный характер проводимой административной реформы, которая позволила отразить эволюцию функций государства в различных сферах общественной жизни, обеспечив перестройку системы исполнительной власти. Она была направлена на повышение эффективности управления государственными и муниципальными органами и другими объектами управления — предприятиями, организациями и учреждениями, также обеспечивали улучшение взаимоотношений между публичными властями и населением, гражданами.

Переход к рыночным отношениям обусловил появление и расширение коммерциализации ряда функций, выполняемых государством. Это касалось функций, которые привнесли в процесс государственного управления принципы рыночной экономики. СВ.

Аникеев дал положительную оценку этому явлению, указав на то, что «коммерциализация отдельных государственных функций может быть результатом общего изменения концепции государственного управления, а может быть неким дополнительным элементом к уже сложившейся системе, позволяющим «точечно» повысить эффективность государственного управления» [1; 126]. В этих условиях перед современным российским обществом и государством встали задачи создания эффективного механизма управления экономическими и социальными процессами и особенно развитием предпринимательства.

Решая названные задачи необходимо использовался комплексный, системный подход и учитывающий многогранность, предопределенность детерминистических связей экономических, социальных, политических, правовых, духовных, нравственных и иных основ функционирования российского общества. Гармонизация интересов между государством, обществом и бизнесом стала ключевым моментом в повышении эффективности общественного производства.

В то же время Ю.А. Тихомиров отмечал, что имело место противоборство интересов в отношениях между государством (госструктурами) и экономическими субъектами, которое, по его мнению, «выражается и в преувеличенной самостоятельности и безответственности последних за ведение корпоративных дел, и в слабых механизмах корпоративного управления, и в низком уровне государственного управления, и в бессистемности государственного контроля. Экономические структуры нередко предают забвению государственные интересы» [4; 21]. Усложнило создание эффективного механизма государственного управления наличие широкого спектра экономических и социальных интересов, которое требовало систематических усилий по согласованию. Это поиск не только компромиссов, но и выработка глубокого понимания публичных и частных интересов, их приоритетов в решении множества разноплановых и разнообразных задач.

Анализ основных моделей взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов позволил сформулировать ряд принципов и положений построения взаимоотношений государства и бизнеса в рыночной экономике [1; 110-111], которые могут быть представлены следующим образом:

  • принцип разделения и спецификации прав собственности и экономической власти между государством и бизнесом;
  • принцип поддержки позитивных тенденций развития бизнеса (создание благоприятных условий для отечественного производителя, мелкого бизнеса);
  • принцип партнерства в современной выработке ряда общих правил игры на рынке и контроле за их соблюдением;
  • принцип гуманизма и оказание совместной поддержки (сорегулирования) в решении глобальных проблем;
  • принцип многообразия применяемых методов регулирования этих взаимоотношений в зависимости от целей и задач (санкций, поощрений, стимулирования и ограничения);
  • принцип четкого разделения прав и обязанностей взаимодействующих сторон, относительная их стабильность и минимальная независимость от личных особенностей носителей власти;
  • знание и учет корпоративных норм, правил, свойственных негосударственным структурам, использование правовых норм.
  1. Аникеев, СВ. Развитие партнерских взаимоотношений государства и бизнеса: теория, методология, практика. [Текст]: Диссертация на соискание ученой степени д.э.н. / СВ. Аникеев — Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2004. — 392 с.
  2. Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления [Текст]: Учебник для вузов. — 3-е изд., изм. и доп. / В.И. Кнорринг — М.: Норма, 2007. — 544 с.
  3. Ручкина, Г.Ф. Теоретические основы финансово-правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации. [Текст] / Г.Ф. Ручкина — М.: ИД «Юриспруденция», 2004. -416 с.
  4. Тихомиров, Ю.А. Социальная ориентация административной реформы [Текст] / Отв. Ред. Е.Г. Ясин. Кн. 3 //Модернизация экономики России: Социальный контекст: В 4 кн. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. — С. 5-27.
Читайте также:  Черный лебедь в бизнесе что это такое

Работа представлена на IV общероссийскую научную конференцию «Современные проблемы науки и образования», г. Москва, 17-19 февраля 2009 г. Поступила в редакцию 10.02.2009 г.

Источник: science-education.ru

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики

Котлярова, К. В. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики / К. В. Котлярова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 421-424. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33565/ (дата обращения: 28.05.2023).

Широкоизвестный факт, что государство контролирует и вносит свои коррективы во все сферы деятельности, окружающие нас повсеместно, чему исключением не является и предпринимательская деятельность.

Основной цель регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства является обеспечение условий, необходимых для бесперебойного функционирования внутренней экономики, а также достижения постоянного участия организаций в международном разделении труда с целью извлечения от этого выгод, оптимальных для ведения бизнеса.

Государственное регулирование деятельности организаций представляет собой воздействие государства на них путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства предпринимателями и применения мер стимулирования и ответственности в случае нарушения этих требований.

Через государственное регулирование правительство и Центральный банк оказывают прямое воздействие на совокупный спрос и предложение, а через них уже на темпы экономического роста, занятость населения и на общий уровень цен. Основная задача государственного регулирования— ориентация воспроизводственного процесса на заранее предусмотренный вариант социально-экономического развития страны.

При осуществлении процессов в области регулирования предпринимательской деятельности государство использует систему методов и инструментов, изменяя подходы в зависимости от содержания поставленных задач, опыта решения аналогичных проблем, своих финансовых возможностей.

Существует административное, экономическое, правовое государственное регулирование. Посредством этих методов и инструментов осуществляется систематический контроль над валютным курсом, ценами, процентом и другими макроэкономическими показателями.

Административное регулирование охватывает квотирование, контингентирование, лицензирование и аккредитацию.

Правовое регулирование заключается в установлении «правил игры» для организаций, а также ответственности за нарушение этих правил. Субъектами регулирования являются орган законодательной, судебной, исполнительной властей, построенные по иерархическим принципам. Недобросовестная конкуренция на рынках, соблюдение экологической безопасности, своевременное предоставление декларации о доходах и уплату налогов в порядке и размерах, определяемых законодательством РФ, соблюдение требований стандартизации и сертификации продукции, работ и услуг и многое другое, связанное с созданием и деятельностью организаций находится под контролем правового регулирования. Нарушение этих обязанностей влечет ответственность предпринимателя, которая выражается в наступлении для него неблагоприятных имущественных последствий.

Экономическое регулирование может быть двух видов: косвенное (налоговое, амортизационное, таможенное, кредитно-денежное, валютное) и прямое (государственные субсидии, государственное предпринимательство и программирование).

Прямое регулирование государства заключается в использовании мер запрета, разрешения или принуждения. К прямым методам относятся такие, как государственные инвестиции, субсидии, кредиты, ценовое регулирование.

К административным регуляторам следует отнести такие неэкономические средства государственного регулирования, как правительственное убеждение (например, покупать преимущественно товары не импортного производства, тем самым поддерживая отечественного производителя и т. п.).

Важным инструментом прямого регулирования являются антимонопольная политика государства и государственное программирование. Последнее представляет собой механизм формирования и реализации комплекса мероприятий по решению крупной народно-хозяйственной проблемы размещения производства важнейшей продукции посредством контрактного финансирования госзаказов на предприятиях различных форм собственности на конкурсной (договорной) основе.

Под косвенными регуляторами выступают таможенные тарифы, индикативное планирование, манипулирование налоговым гнетом и др.

В мировой практике определился целый ряд концепций регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, которые и будут рассмотрены ниже.

Концепция развития производства (со стороны предложения). Главным здесь является стимулирование развития производительных сил и структурной перестройки фирм, допускающее несбалансированность воспроизводственного процесса. Концепция сбалансированного развития воспроизводства (задача правительства — поддержание равномерного роста различных отраслей при максимально возможной его сбалансированности).

Концепция стимулирования роста производства со стороны спроса (ключевая задача — достижение устойчивого уровня превышения совокупного спроса над уровнем совокупным предложением для ускорения темпов прироста ВВП, обеспечения полной занятости при допущении умеренной инфляции).

Концепция импортозамещения — применяется в тех случаях, когда на рынке преобладают товары импортного производства, когда низкая конкурентоспособность национальной продукции на мировом рынке. Реализация данной концепции оправдывается необходимостью ослабления зависимости экономики страны от импорта. На деле чаще всего осуществление импортозамещения приводит к консервации отставания национальной экономики.

Концепция стимулирования роста со стороны экспортных отраслей.

Широкое применение данной концепции наблюдается в странах, где значительная доля продукции направляется на экспорт. Основная задача здесь — повышение эффективности производства в отраслях, ориентированных на экспорт, с целью обеспечения высокой конкурентоспособности экспортной продукции на мировом рынке и проведения внешнеэкономической экспансии.

Для создания допустимых условий для предпринимательской деятельности, государство должно проводить соответствующую экономическую политику, которая складывается из фискальной, инвестиционной, научно-технической, ценовой, кредитно-денежной, амортизационной и других видов политик, при реализации которых оно в комплексе использует как экономические, так и административные методы.

Роль фискальной политики главным образом заключается в сглаживании возникших экономических трудностей. Под фискальной политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета; повышение эффективности функционирования всей национальной экономики; обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика влияет на предпринимательскую деятельность посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги

и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на деятельность хозяйствующих субъектов. [1, с. 251]

Читайте также:  Как быть мамой и бизнес леди

Суть кредитно-денежной политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентную ставку, а они в свою очередь — на потребительский и инвестиционный спрос. Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет Центральный банк. Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования предпринимательства, центральный банк достигает стабильного развития на внутреннем рынке, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.

Валютная политика — совокупность государственных мер в области внешнеэкономических связей, направленных на достижение стратегических задач и текущих целей страны, поддержание внутреннего и внешнего равновесия. При этом валютная политика всегда определяется валютно-экономическим положением внутри страны и ее местом в системе мирового хозяйства.

Валютное регулирование осуществляется государством посредством использования определенных инструментов, которые представляют собой конкретные организационные и экономические меры, с помощью которых государство воздействует на соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутри страны и на состояние ее платежного баланса. Содержание инструментов и механизм их использования формируются под определенным воздействием реальной макроэкономической ситуации, целей микроэкономической политики и действующего в стране законодательства. Так, к инструментам валютного регулирования относятся применяемые правительством квоты, устанавливаемые лимиты, вводимые штрафные санкции, валютные интервенции и т. д. [2, с. 474]

Структурная политика предполагает обеспечение сбалансированного развития страны и ее регионов, решение задач повышения эффективности производства и удовлетворения потребностей общества. При этом главным ориентиром всегда являлась экономическая пропорция между накоплением и потреблением.

В реальное время структурная политика тесно взаимодействует с инвестиционной и инновационной политиками и направлена на государственную поддержку тех или иных отраслей народного хозяйства, отсталым регионам, где расположены крупные предприятия, успешно функционирующие ранее, теперь обанкротившиеся, монополиям, приносящий основной доход государству, такие как газо- и нефтедобывающие и перерабатывающие, атомные предприятия.

Из вышесказанного следует, что государственное регулирование решает различные задачи, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

  1. Мырзалиев Б. С. Государственное регулирование экономики/ Учебник. — Алматы: «Нұр-Пресс», 2007. — 522 с.
  2. Романовский М. В. Финансы денежное обращение и кредит / М. В. Романовский, О. В. Врублевская. Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2006. — 543 с.

Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, государственное регулирование, фискальная политика, центральный банк, экономический рост, валютная политика, валютное регулирование, воспроизводственный процесс, денежное обращение, импортное производство.

Источник: moluch.ru

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Эффективность функционирования рыночного механизма и роль в нем предпринимательства в немалой степени зависят от пределов, форм и методов государственного вмешательства в экономику. Однако некоторыми учеными государственное регулирование предпринимательской деятельности понимается упрощенно. Так, под государственным регулированием предпринимательской деятельности понимают прежде всего формирование той внешней среды, в рамках которой данная деятельность протекает и которая включает, по крайней мере, следующие основные элементы:
1) объективные тенденции, складывающиеся на рынках ресурсов и рынках продуктов и формирующие экономическую конъюнктуру данных рынков (отражающие прежде всего темпы инфляции, уровень процентной ставки, налогообложения, динамику занятости и т.п.);
2) инфраструктура рыночного хозяйства, включающая государственные и частные финансово-кредитные, законодательные и иные институты, которые правительство призвано формировать и совершенствовать в целях недопущения вакуума координации воспроизводства;
3) общественные отношения — политические, социально-культурные, правовые, развитие которых должно находиться под неусыпным вниманием государства, что требует, в частности, четкого правового регулирования сферы предпринимательства, всемерного укрепления его политических предпосылок, самого общественного статуса.

Между тем государственное регулирование предпринимательской деятельности, во-первых, не ограничивается сферой малого бизнеса, во-вторых, выражается не обязательно в его поддержке. Напротив, основания для государственного вмешательства в экономику лежат преимущественно в сфере публичных интересов. «Мера государственного воздействия и его пределы при вмешательстве в дела предпринимателя определяются необходимостью и достаточностью сохранения существенных элементов рыночного регулирования экономики в сочетании с корректировкой экономического развития в нужном обществу направлении. Эти пределы должны быть точно намечены и закреплены в нормах хозяйственного права». Специалисты в области предпринимательского права отмечают, что государственное регулирование рыночной экономики может быть как прямым, так и косвенным.

К основным, т.е. приоритетным, сферам государственного регулирования специалисты относят:

— антимонопольное законодательство с признанием ряда естественных монополий и монопольное регулирование с сохранением государственных монополий на отдельные виды деятельности;

— валютные ограничения в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле;

— регулирование тарифов и цен (в основном на продукцию и услуги естественных монополий);

— защиту прав потребителя;

— экспорт товаров и технологий двойного назначения;

— государственное содействие частному предпринимательству.

Представляется, что под основными направлениями государственного регулирования предпринимательской деятельности следует понимать те конкретные сферы, в которых государственное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов является необходимым и правомерным для достижения баланса между интересами общества в целом и законными интересами хозяйствующих субъектов. Этой генеральной цели подчинен ряд первоочередных задач:

а) обеспечения государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

б) формирования государственного бюджета;

в) защиты окружающей среды и пользования природными ресурсами;

г) обеспечения занятости населения;

д) обеспечения безопасности и обороны страны;

е) реализации свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;

ж) соблюдения правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.

Закрепляя право на свободу предпринимательской деятельности, Конституция Российской Федерации формулирует его в качестве права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34).

Как подчеркнули Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 1 июля 1996 года N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в силу ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 ГК ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании Федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Руководствуясь этими соображениями, государство определяет сферы, в которых осуществление предпринимательской деятельности вообще запрещено (например, торговля людьми, эксплуатация проституции и т.п.) либо ограничено (например, виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с производством, торговлей или ремонтом оружия и т.п.).

Читайте также:  Денежная оценка стоимости бизнеса для конкретного инвестора это

Определение приоритетов в хозяйственной деятельности как форма государственного воздействия на экономику с целью обеспечения комплексного экономического развития Российской Федерации, ее субъектов и регионов осуществляется путем планирования. Плановая деятельность ведется в территориальном и отраслевом аспектах в форме планов-программ экономического и социального развития, которые носят преимущественно рекомендательный характер для хозяйствующих субъектов.

Гарантией конституционного права на свободу предпринимательства является установление в Российской Федерации регистрационного порядка образования субъектов предпринимательской деятельности (ст. 23 и 51 ГК РФ), в соответствии с которым гражданин или коммерческая организация вправе с момента государственной регистрации свободно заниматься любым соответствующим регистрационным документам видом предпринимательской деятельности, относительно которого государством не установлено запрета или ограничений.

Вместе с тем для осуществления некоторых видов деятельности недостаточно только государственной регистрации, а необходимо получение специального разрешения (лицензии). Перечень таких видов деятельности содержится в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ), а также в нормативных правовых актах о лицензировании банковской, внешнеторговой, таможенной деятельности, деятельности по охране окружающей среды, деятельности, связанной с использованием природных ресурсов, а также некоторых других видов деятельности. Одним из методов государственного воздействия на экономику является осуществление текущего публичного (со стороны государства и органов местного самоуправления) контроля за предпринимательской деятельностью. Механизм такого контроля включает большое число контролирующих органов, начиная с контролирующих муниципальных органов и заканчивая Госстандартом России и Счетной палатой Российской Федерации, и призван обеспечивать осуществление разрешенной предпринимательской деятельности в соответствии с законом и уставными задачами хозяйствующего субъекта.

Одним из элементов установленного государством порядка осуществления предпринимательской деятельности является порядок прекращения такой деятельности путем реорганизации или ликвидации (добровольной или принудительной) субъектов хозяйственной деятельности.

Правовые основы государственной ценовой политики в условиях рынка заложены Указом Президента России от 3 декабря 1991 г. «О мерах по либерализации цен» и в настоящее время определяются Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (с последующими изменениями и дополнениями) и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» (с последующими изменениями и дополнениями).

Придерживаясь последовательного курса либерализации цен как необходимой предпосылки развития рыночных отношений, названные нормативные акты устанавливают, что государственному регулированию подлежат в основном цены на продукцию естественных монополий, определенных Федеральным законом «О естественных монополиях». Перечни товаров, работ и услуг, цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию, утверждаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время утверждены три таких перечня:

1) Перечень продукции, товаров и услуг, цены на которые регулируются Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти;

2) Перечень продукции, товаров и услуг, цены на которые регулируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) Перечень услуг в сфере транспорта, снабжения и сбыта, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (этот перечень носит не директивный, а дозволительный характер).

Директивное государственное регулирование осуществляется путем установления:
— фиксированных цен (тарифов);
— предельных цен (тарифов);
— предельных коэффициентов изменения цен;
— предельных размеров снабженческо-бытовых и торговых надбавок;
— предельного уровня рентабельности;
— декларирования изменения цен.

Добросовестная конкуренция предпринимателей, являясь базовым механизмом рыночных отношений, побуждает хозяйствующих субъектов к здоровому соперничеству, что и способствует достижению наилучших экономических показателей. «Она не позволяет экономической власти концентрироваться в одних руках, препятствует злоупотреблениям этой властью и позволяет обеспечить открытость рынков, защитив общество от необоснованных монополий».

Правовые основы поддержки конкуренции как особого направления деятельности государства заложены в Конституции Российской Федерации, которая допускает известные ограничения действий хозяйствующих субъектов в целях защиты интересов других предпринимателей и всего общества (п. 3 ст. 55).

Следует иметь в виду, что поддержка конкуренции как специальная государственная деятельность направлена на то, чтобы гарантировать:

а) наличие добросовестной конкуренции;

б) пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Нормативную базу для защиты конкуренции как направления государственного регулирования предпринимательской деятельности составляет Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Под налоговым воздействием на хозяйственную деятельность понимается производимое в соответствии с законом отчуждение собственности юридических и физических лиц в форме налога или сбора с целью регулирования, стимулирования хозяйственной деятельности и с фискальной целью, а также контроль за соблюдением установленных законом правил и процедур.

По мнению отдельных авторов, государственное регулирование предпринимательской деятельности в форме налогового воздействия характеризуется такими признаками, как обязательность (обязанность уплачивать законно установленные налоги вытекает из Конституции РФ), безвозмездность (взыскание налога не порождает обязанности государства компенсировать налогоплательщику налоговые расходы), безвозвратность (переход права собственности на сумму налога от налогоплательщика к государству является абсолютным) и чисто экономический характер (налоговое воздействие не носит характера наказания, не связано с правонарушениями).

Представляется, что приведенные признаки не в полной мере характеризуют объем налогового воздействия на предпринимательство. Их перечень следует дополнить указанием на пропорциональность как признак налогового регулирования предпринимательской деятельности. Он состоит в том, что размер налогов, взыскиваемых с предпринимателей, является дифференцированным и находится в прямой зависимости от размеров доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность является, с одной стороны, видом межгосударственного сотрудничества, а с другой стороны, видом предпринимательской деятельности, связанной с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров, капитала, технологий, работ, услуг, информации с целью извлечения прибыли. Такая двойственная природа внешнеэкономической деятельности определяет не только преимущественное положение государства на поле этой деятельности, но и его регулирующую роль в воздействии на осуществление предпринимательской деятельности всеми другими хозяйствующими субъектами.

Регулирующее воздействие государства на внешнеэкономическую деятельность осуществляется путем создания системы государственных органов, в компетенцию которых входит решение многочисленных вопросов внешнеэкономической деятельности, нормативного определения предмета их ведения, путем определения сфер деятельности, в которых допускается предпринимательская деятельность негосударственных субъектов, и порядка осуществления такой деятельности как в форме экспорта собственной продукции, так и в форме торгового посредничества, а также путем установления квот и тарифов на внешнеэкономическую деятельность и форм государственного контроля за осуществлением внешнеэкономической деятельности всеми хозяйствующими субъектами.

Помимо рассмотренных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые с известной долей условности можно отнести к основным, существуют и иные направления и формы государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов: обеспечение качества товаров (работ, услуг), охрана окружающей среды, выполнение правил санитарно-гигиенической, противопожарной и иной безопасности и т.д.

Источник: www.urprofy.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин