Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т. д.
Информационный продукт – это совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.
Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.
Услуга – это вид деятельности, направленный на удовлетворение человеческой потребности, в процессе которой не создается новый продукт, но изменяется качество существующего.
Информационная услуга – это услуга, ориентированная на удовлетворение информационных потребностей человека путем предоставления информационных продуктов. В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.
Информационные системы и технологии. Кем я буду и где я буду работать
При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами – предоставляющей и потребляющей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение.
Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте. Под базой данных понимают совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания данных, хранения данных и манипулирования данными.
Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т. п. С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и соответственно расширяется круг информационных услуг.
Рассмотрим классификацию баз данных с позиций их использования для систематизации информационных услуг и продуктов.
Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические.
Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.
Небиблиографические базы данных имеют множество видов:
· справочные базы данных содержат информацию о различных объектах и явлениях, например: адреса, расписания движения, телефоны магазинов и т. п.;
· базы данных полного текста содержат первичную информацию, например: статьи, журналы, брошюры и т. п.;
Информационные ресурсы | Информатика 10-11 класс #38 | Инфоурок
· числовые базы данных содержат количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например: химические и физические данные, статистические и демографические данные и т. п.;
· текстово-числовые базы данных содержат описания объектов и их характеристики, например, по промышленной продукции, фирмам, странам и т. п.;
· финансовые базы данных содержат финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами и т. п.;
· юридические базы данных содержат правовые документы по отраслям, регионам, странам.
Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг представлена на рис.
Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции: библиографических и других указателей, реферативных сборников, обзорных изданий, справочных изданий. Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, причем предоставление возможности такой работы также является услугой.
Ретроспективный поиск информации – это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файлов.
Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает выдачу не только первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия.
Традиционные услуги научно-технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя:
· подготовку обзоров в виде рукописей;
· подготовку переводов текстов.
Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря
· все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей;
· высокой оперативности предоставления услуг;
· возможности отказа от собственных информационных систем.
Рис. 1.1. Основные виды информационных услуг
Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей.
В основном эти услуги предоставляются специальными организациями, называемыми вычислительными центрами коллективного пользования, располагающими мощными ЭВМ с внешней памятью более сотен гигабайтов и лазерными принтерами. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам. Схемы оплаты могут быть разными, но в основном это почасовая оплата, зависящая от объема получаемой информации.
Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом:
· непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде, в противном случае следует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями;
· косвенный доступ включает в себя организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям;
· услуга загрузки (downloading) позволяет получить на свой персональный компьютер результаты поиска в центральной базе данных для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных;
· регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.
В сферу подготовки и оказания информационных услуг входят:
· связь (телефонная, телекоммуникационная), служащая для предоставления информационных услуг в форме передачи данных;
· обработка данных в вычислительных центрах;
· разработка информационных систем;
· разработка информационных технологий.
Источник: libraryno.ru
Код ОКВЭД 63.11.1
63.11.1: Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов
- J — Раздел «Деятельность в области информации и связи»
- 63 — Класс «Деятельность в области информационных технологий»
- 63.1 — Подкласс «Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации, деятельность порталов в информационно-коммуникационной сети Интернет»
- 63.11 — Группа «Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность»
- 63.11.1 — Подгруппа «Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов»
Эта группировка включает :
— проектирование и разработку баз данных (разработку концепций, структуры, состава баз данных);
— реализацию разработанных баз данных;
— формирование и ведение баз данных, в том числе сбор данных из одного или более источников, а также ввод, верификацию и актуализацию данных;
— администрирование баз данных, в том числе обеспечение возможности доступа к базе данных в режиме непосредственного или телекоммуникационного доступа;
— поиск данных, их отбор и сортировку по запросам, предоставление отобранных данных пользователям, в том числе в режиме непосредственного доступа;
— создание информационных ресурсов различных уровней (федеральных, ведомственных, корпоративных, ресурсов предприятий);
— разработку, адаптацию, модификацию баз данных, установку, тестирование и сопровождение баз данных
Эта группировка не включает :
— разработку программного обеспечения для работы с базами данных, см. ОКВЭД 62
Тип: Подгруппа
Подгруппа 63.11.1 не содержит никаких нижестоящих кодов.
Источник: assistentus.ru
Что такое информационные ресурсы и информационные технологии?
Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает сведения, разъяснения, изложение. Несмотря на широкое распространение этого термина, понятие информации является одним из самых дискуссионных в науке. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:
- в обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше»;
- в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов;
- в кибернетике под информацией понимает ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы (Н. Винер).
Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём сообщения.
В каком виде существует информация?
Информация может существовать в виде:
- текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
- световых или звуковых сигналов;
- радиоволн;
- электрических и нервных импульсов;
- магнитных записей;
- жестов и мимики;
- запахов и вкусовых ощущений;
- хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д.
Что можно делать с информацией?
- создавать;
- передавать;
- воспринимать;
- иcпользовать;
- запоминать;
- принимать;
- копировать;
- формализовать;
- распространять;
- преобразовывать;
- комбинировать;
- обрабатывать;
- делить на части;
- упрощать;
- собирать;
- хранить;
- искать;
- измерять;
- разрушать;
- и др.
Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.
Какими свойствами обладает информация?
Что такое обработка информации?
Обработка информации — получение одних информационных объектов из других информационных объектов путем выполнения некоторых алгоритмов |
Обработка является одной из основных операций, выполняемых над информацией, и главным средством увеличения объёма и разнообразия информации.
Средства обработки информации — это всевозможные устройства и системы, созданные человечеством, и в первую очередь, компьютер — универсальная машина для обработки информации.
Компьютеры обрабатывают информацию путем выполнения некоторых алгоритмов.
Живые организмы и растения обрабатывают информацию с помощью своих органов и систем.
Что такое информационные ресурсы и информационные технологии?
Информационные ресурсы — это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство. |
Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др.
Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.
Информационная технология — это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации. |
В настоящее время термин «информационная технология» употребляется в связи с использованием компьютеров для обработки информации. Информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи и, отчасти, — бытовую электронику, телевидение и радиовещание.
Они находят применение в промышленности, торговле, управлении, банковской системе, образовании, здравоохранении, медицине и науке, транспорте и связи, сельском хозяйстве, системе социального обеспечения, служат подспорьем людям различных профессий и домохозяйкам.
Информационная техника представляет собой материальную основу информационной технологии, с помощью которой осуществляется сбор, хранение, передача и обработка информации. До середины XIX века, когда доминирующими были процессы сбора и накопления информации, основу информационной техники составляли перо, чернильница и бумага.
Коммуникация (связь) осуществлялась путем направления пакетов (депеш). На смену «ручной» информационной технике в конце XIX века пришла «механическая» (пишущая машинка, телефон, телеграф и др.), что послужило базой для принципиальных изменений в технологии обработки информации. Понадобилось еще много лет, чтобы перейти от запоминания и передачи информации к ее переработке. Это стало возможно с появлением во второй половине нашего столетия такой информационной техники, как электронные вычислительные машины, положившие начало «компьютерной технологии».
Древние греки считали, что технология (techne — мастерство + togos — учение) — это мастерство (искусство) делать вещи. Более емкое определение это понятие приобрело в процессе индустриализации общества.
Технология — это совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов.
Технологиям управляемых процессов свойственны упорядоченность и организованность, которые противопоставляются стихийным процессам. Исторически термин «технология» возник в сфере материального производства. Информационную технологию в данном контексте можно считать технологией использования программно-аппаратных средств вычислительной техники в данной предметной области.
Информационная технология — это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.
Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:
· предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные;
· целью процесса является получение информации;
· средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;
· процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;
· выбор управляющих воздействий на процессы должен осуществляться лицами, принимающими решение;
· критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота.
Источник: poisk-ru.ru