Что такое лицензия ИП РБ

Курсовая работа: 38 страниц, 29 источников литературы.

ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ТОРГОВЛЯ, ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ, ЛИЦЕНЗИЯ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ, ТРЕБОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Объектом исследования являются правовые отношения в области лицензирования субъектов хозяйствования.

Предметом исследования выступают методологические, теоретические и прикладные аспекты правового регулирования лицензирования субъектов хозяйствования.

Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов лицензирования субъектов хозяйствования.

Задачи исследования : исследование правовой природы и сущности лицензирования; изучение правовое регулирования лицензирования субъектов хозяйствования в Республике Беларусь; характеристика особенностей лицензирования субъектов хозяйствования.

Методы исследования : сравнительно-правовой, статистический, системный, дидактический, анализ, синтез.

Образовательная лицензия для ООО

Элементы научной новизныполученных результатов : предложения по совершенствованию законодательства в изучаемой сфере.

Область возможного практического применения: правотворческая и правоприменительная деятельность.

Правовая значимость заключается в раскрытие основных направления совершенствования законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности.

ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8

1.1 Особенности правового регулирования лицензирования в Республики Беларусь 18

1.2 Порядок лицензирования в Республики Беларусь 28

ГЛАВА 2 : ОСОБЕННОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК) 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

ВВЕДЕНИЕ

Роль государства в рыночной экономике — основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.

При этом правительство преследует такие цели: минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики; создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка; обеспечение социальной защиты населения. Для достижения указанных целей правительство использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые, налоговые инструменты. Одним из таких инструментов является лицензирование.

Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому гражданину право на выбор рода занятий в соответствии с призванием, способностями и с учетом общественных потребностей. Ограничение этого права, как и других прав граждан, допускается только в случаях, предусмотренных законом [1, ст.23].

Штраф за отсутствие лицензии на образовательную деятельность

Таким образом, Конституция Республики Беларусь предусматривает равное для всех право осуществления хозяйственной деятельности, если она не запрещена законом. При отсутствии в законодательных актах запрета на занятие определенным видом деятельности субъекты хозяйственной деятельности вправе осуществлять в соответствии с целями и предметом деятельности, указанными в учредительных документах юридического лица, либо в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Работа содержит 1 файл

Лицензирование предпринимательской деятельности в РБ

Важнейшим условием успешной деятельности субъектов хозяйствования является гарантия стабильности и предсказуемости правил регулирования налоговых отношений, условий создания и прекращения деятельности субъектов хозяйствования, а также осуществления отдельных видов деятельности и, в частности, лицензирования.

Порядок получения лицензии. Общие положения.

Документы, необходимые для получения лицензии.

Для получения лицензии соискатель лицензии должен подать в соответствующий лицензирующий орган:
1. заявление о выдаче лицензии
2. копии учредительных документов (устава) юридического лица, за исключением учредительных документов иностранного юридического лица, свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя без нотариального засвидетельствования;
3. копию извещения налогового органа о присвоении учетного номера налогоплательщика;
4. документ об уплате лицензионного сбора за рассмотрение заявления;
5. выписку из торгового реестра страны пребывания (происхождения) или иной документ, подтверждающий регистрацию (для иностранного юридического лица). Документы, представляемые иностранными юридическими лицами, должны быть переведены на белорусский или русский язык и удостоверены в установленном порядке.

Заявление о выдаче лицензии должно содержать:
— для юридического лица — наименования и места его нахождения;
— для физического лица — фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);
— указание на лицензируемый вид деятельности (работ либо услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять.

Лицензирующим органам запрещено требовать иные документы, нежели те, что указаны выше и те документы, необходимость предоставления которых предусмотрена положением о лицензировании данного конкретного вида деятельности.

Отметим, что при получении лицензии соискателю необходимо иметь при себе 1) документ об уплате лицензионного сбора за выдачу лицензии; 2) удостоверение — руководителю юридического лица; свидетельство о государственной регистрации — индивидуальным предпринимателям; паспорта — физическим лицам, ходатайствующим о предоставлении ему права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью; паспорта и доверенности — уполномоченным представителям юридического лица, индивидуального предпринимателя или физического лица.

В случае отсутствия у руководителя юридического лица или у индивидуального предпринимателя указанных документов предъявляются паспорт и или документ, подтверждающий их полномочия.

При выдаче лицензии соискатель лицензии должен быть ознакомлен с законодательством, устанавливающим лицензионные требования и условия для данного вида деятельности, о чем делается отметка в лицензии.

Плата за выдачу лицензии.

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности для получения лицензии соискатель лицензии обязан уплатить два вида лицензионных сборов:
1. лицензионный сбор за рассмотрение лицензирующим органом заявления с приложением необходимых документов для получения лицензии, продления срока ее действия в размере 10 евро;
2. лицензионный сбор за собственно выдачу лицензии — в размере 90 евро.

Соответственно, в случае принятия решения об отказе в выдаче лицензии лицензионный сбор за рассмотрение заявления о выдаче лицензии в размере 10 евро не возвращается.

Как уже отмечалось, за внесение изменений или дополнений в лицензию, за исключением случаев внесения их в связи с изменением законодательства, продление срока действия лицензии, выдачу ее дубликата взимается лицензионный сбор в размере 50 процентов платы за выдачу лицензии.

За выдачу утраченной заверенной лицензирующим органом копии лицензии взимается плата в размере 5 евро.

Указанные платежи производятся в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь на первое число месяца, в котором соискатель лицензии обратился в лицензирующий орган с соответствующим заявлением и предоставлением необходимых документов.

Лицензионный сбор вносится на специальный счет налогового органа по месту нахождения лицензирующего органа и зачисляется в соответствующий бюджет.

Лицензионный сбор не взимается:
1. за возобновление действия лицензии;
2. за заверение лицензирующим органом копии лицензии, кроме случаев утраты лицензиаром заверенных копий.

О проведении проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии установленным законодательством лицензионным требованиям и условиям.

Не имеют право осуществлять экспертизу юридические и физические лица, находящиеся в гражданско- правовых и трудовых отношениях с соискателем лицензии. При обнаружении таких фактов экспертиза признается недействительной.

П. 11 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности устанавливает, что срок проведения проверки (экспертизы) не может превышать 15 дней.

Для проведения экспертизы, кроме решения лицензирующего органа необходимо заключить следующие договора:
— договор между лицензирующим органом и соискателем лицензии;
— договор между лицензирующим органом и экспертом.

При этом, если соискатель лицензии откажется от заключения договора на проведения экспертизы, то лицензирующий орган вправе принять решение о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Важно, что расходы по проведению экспертизы оплачиваются соискателем и лицензирующим органом в равных долях, что должно найти отражение в указанных выше договорах.

Отметим также, что в соответствии с п. 9 Положения соискатель лицензии имеет право:
— присутствовать при проведении экспертизы и давать необходимые для эксперта пояснения;
— представлять дополнительные документы;
— знакомиться с результатами экспертизы.

Сроки выдачи лицензии.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято в месячный срок со дня подачи заявления и других предусмотренных законодательством документов. Однако лицензирующий орган в случаях, предусмотренных Положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии, вправе назначить проведение проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. В этом случае месячный срок рассмотрения лицензии может быть продлен на время, необходимое для проведения экспертизы. Срок проведения экспертизы не может быть более 15 дней. Таким образом, максимальный срок принятия решения о выдаче либо отказе в выдаче лицензии с учетом возможного проведения экспертизы может составить 1,5 месяца.

Лицензия представляет собой оформленный в простой письменной форме на бланке строгой отчетности документ, который должен содержать:
— наименование органа, выдавшего лицензию;
— регистрационный номер лицензии;
— номер и дату принятия решения о выдаче лицензии;
— срок действия лицензии;
— сведения о лицензиате (наименование и место нахождения юридического лица, фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, которому выдается лицензия, наименование регистрирующего органа, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, учетный номер налогоплательщика);
— наименование вида деятельности;
— указание работ и услуг (особых требований и условий), если они определены положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии;
— сведения об обособленных подразделениях (филиалах);
— отметку об ознакомлении соискателя лицензии с законодательством, определяющим лицензионные требования и условия осуществления вида деятельности.

Лицензия подписывается в порядке, определенном положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии, и заверяется гербовой печатью. При наличии у лицензиата обособленных подразделений (филиалов), осуществляющих лицензируемый вид деятельности, лицензирующий орган заверяет лицензиату копии лицензии по количеству таких подразделений (филиалов).

Читайте также:  Список документов для оформления соц контракта для самозанятых

В случае утраты лицензии лицензиату может быть выдан ее дубликат. Для получения дубликата лицензии лицензиат обязан представить в соответствующий лицензирующий орган:
— заявление на получение дубликата;
— копию объявления об утрате лицензии, размещенного в одном из печатных средств массовой информации;
— документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за выдачу дубликата.

Дубликат лицензии выдается в течение 10 дней со дня представления указанных документов. За выдачу дубликата взимается лицензионный сбор в размере 50 процентов платы за выдачу лицензии.

В случае утраты копии лицензии, заверенной лицензирующим органом, лицензиату может быть выдана другая копия. Для ее получения лицензиат обязан представить в соответствующий лицензирующий орган:
— заявление на получение копии лицензии;
— документ об уплате лицензионного сбора за выдачу копии лицензии.

Копия лицензии, заверенная лицензирующим органом, выдается в течение 10 дней со дня представления указанных документов. За выдачу копии лицензии, заверенной лицензирующим органом, взимается лицензионный сбор в сумме, эквивалентной 5 евро.

Лицензиат также обязан в месячный срок обратиться в лицензирующий орган для внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в лицензию, выдачи ее копии в порядке, установленном Положением в случаях смены собственника, изменения наименования (фирменного наименования), места нахождения юридического лица, фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, получившего лицензию, изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в лицензию, иных сведений, указанных в лицензии.

Лицензия выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет. Этот срок по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Срок действия лицензии должен быть указан в положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии. Срок ее действия исчисляется с даты принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче.

Курсовая работа: 38 страниц, 29 источников литературы.

ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ТОРГОВЛЯ, ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ, ЛИЦЕНЗИЯ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ, ТРЕБОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Объектом исследования являются правовые отношения в области лицензирования субъектов хозяйствования.

Предметом исследования выступают методологические, теоретические и прикладные аспекты правового регулирования лицензирования субъектов хозяйствования.

Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов лицензирования субъектов хозяйствования.

Задачи исследования : исследование правовой природы и сущности лицензирования; изучение правовое регулирования лицензирования субъектов хозяйствования в Республике Беларусь; характеристика особенностей лицензирования субъектов хозяйствования.

Методы исследования : сравнительно-правовой, статистический, системный, дидактический, анализ, синтез.

Элементы научной новизныполученных результатов : предложения по совершенствованию законодательства в изучаемой сфере.

Область возможного практического применения: правотворческая и правоприменительная деятельность.

Правовая значимость заключается в раскрытие основных направления совершенствования законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности.

ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8

1.1 Особенности правового регулирования лицензирования в Республики Беларусь 18

1.2 Порядок лицензирования в Республики Беларусь 28

ГЛАВА 2 : ОСОБЕННОСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК) 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

ВВЕДЕНИЕ

Роль государства в рыночной экономике — основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.

При этом правительство преследует такие цели: минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики; создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка; обеспечение социальной защиты населения. Для достижения указанных целей правительство использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые, налоговые инструменты. Одним из таких инструментов является лицензирование.

Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому гражданину право на выбор рода занятий в соответствии с призванием, способностями и с учетом общественных потребностей. Ограничение этого права, как и других прав граждан, допускается только в случаях, предусмотренных законом [1, ст.23].

Таким образом, Конституция Республики Беларусь предусматривает равное для всех право осуществления хозяйственной деятельности, если она не запрещена законом. При отсутствии в законодательных актах запрета на занятие определенным видом деятельности субъекты хозяйственной деятельности вправе осуществлять в соответствии с целями и предметом деятельности, указанными в учредительных документах юридического лица, либо в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

  • Мнимые и притворные сделки реферат
  • Живопись древнего китая реферат
  • Создание и политическое развитие речи посполитой реферат
  • Идеализированное проектирование в организации производства реферат
  • Ли де форест реферат

Источник: obrazovanie-gid.ru

Лицензирование предпринимательской деятельности

Конституция Республики Беларусь предусматривает равное для всех право осуществления хозяйственной деятельности, если она не запрещена законом. В настоящее время, специального закона, содержащего запрещенные виды деятельности не существует.

При отсутствии в законодательных актах запрета на занятие определенным видом деятельности субъекты хозяйственной деятельности вправе осуществлять в соответствии с целями и предметом деятельности, указанными в учредительных документах либо в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 29.1 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, в учредительных документах субъектов хозяйственной деятельности должны содержаться только те виды деятельности, которыми он вправе (обязан) заниматься. Однако, для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, кроме государственной регистрации в качестве субъекта хозяйственной деятельности, необходимо получить разрешение (лицензию). Лицензия представляет собой официальный документ, содержащий специальную санкцию (разрешение) уполномоченного органа исполнительной власти и свидетельствующий о наличии у субъекта хозяйствования права на осуществление указанного в ней вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.

Законодательством определены критерии отнесения отдельных видов деятельности к подлежащим лицензированию – предметом лицензирования являются такие виды деятельности, которые могут быть наносить вред интересам Республики Беларусь, природной среде или угрожать здоровью людей.

Законодательство о лицензировании носит общий характер по регулированию лицензионной деятельности субъектов хозяйствования, к таковым относятся:

— Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 1991 г. № 386 «О порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности и государственной регистрации предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица»;

— Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1995 г. № 456 «О перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии).

Лицензирование специальных видов деятельности, например деятельность банков и небанковских финансово-кредитных организаций осуществляется в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь, страховая деятельность – Законом Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. «О страховании» и др. [49].

Виды лицензируемой деятельности условно можно подразделить на три основные группы: в первую входят виды деятельности, которые не ограничены количественными и качественными показателями, которые имеют длительный характер (например, деятельность, связанная со строительством объектов); второй вид деятельности – деятельность, исчерпывающаяся однократным действием и имеющая количественные критерии (например, перевод валютных ценностей за рубеж); третий вид – объединяет в себе первый и второй виды деятельности (например, внешнеторговая деятельность).

В Перечень лицензируемых видов деятельности входят порядка 150 видов лицензируемой деятельности, однако в каждом виде имеются большое количество подвидов. В качестве примера можно при вести медицинскую деятельность, законодательство нам указывает на порядка 300 подвидов медицинской деятельности, которые подлежат лицензированию.

Законодательством могут быть установлены особенности лицензирования смежных видов деятельности. Так, выдача лицензии на адвокатскую деятельность, не требует, для оказания юридических услуг субъектам хозяйствования, получения лицензии на оказание юридических услуг.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1995 г. № 456 существует около 50 органов выдающих лицензии. Это министерства, государственные комитеты, иные ведомства, местные исполнительные и распорядительные органы, а также подчиненные Правительству Республики Беларусь объединения (учреждения), такие как, Белорусский Союз предприятий бытового обслуживания, Белорусский государственный энергетический концерн и другие. Лицензии на осуществление операций в банковский и иной связанной с этой деятельностью, выдает Национальный банк Республики Беларусь.

Для осуществления отдельных видов деятельности, законодательством могут быть предусмотрены требования к организационно-правовой форме субъекта хозяйствования. Так, например, в соответствие со статьей 70 Банковского кодекса Республики Беларусь, банки могут создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия [13].

Страховые общества должны быть созданы в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (ст.6 Закона Республики Беларусь от 3 июля 1993 г. «О страховании»)[49].

Кроме того, необходимо иметь ввиду, что осуществление определенных видов лицензируемой деятельности исключает возможность заниматься другими видами предпринимательской деятельности. Так, например товарная биржа не имеет права заниматься иными видами предпринимательской деятельности, кроме деятельности связанной с организацией и проведением биржевых торгов (ст. 3 Закона Республики Беларусь от 13 марта 1992 г. «О товарных биржах»)[30].

Необходимо заметить, что осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, необходимо также на основе полученного разрешения (лицензии) для тех видов деятельности, на которые ее получение обязательно. Следовательно, если гражданин имеет лицензию на определенный вид деятельности, то он должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если эта деятельность предполагает регистрацию. Однако следует иметь ввиду что, некоторые виды деятельности подлежат лицензированию, но для осуществления их законодательство не требует гражданину регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Так, например, образовательная деятельность, фармакология и другие.

Читайте также:  Как ИП выплачивает зарплату работникам

С целью осуществления государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности, государственными органами, выдающими лицензии создаются реестры лицензиатов. В них отражаются данные о субъекте, которому выдана лицензия, срок ее действия, была ли она приостановлена, прекращена и другая информация.

Порядок и условия получения лицензии установлены в «Положении о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности».

Общий порядок получения лицензии устанавливается для субъектов зарегистрированных на территории Республики Беларусь в качестве таковых, а также для субъектов осуществляющих на этой территории свою хозяйственную деятельность. Для получения лицензии субъект хозяйствования должен представить в лицензирующий орган следующие документы:

заявление установленного образца;

копии учредительных документов или свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

документ, подтверждающий внесение платы за выдачу лицензии.

При этом необходимо иметь в виду, что органы, выдающие лицензии могут устанавливать свои требования к порядку выдачи лицензии.

Решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней с момента подачи всех необходимых документов. Однако, орган выдающий лицензии, может назначить экспертизу для проверки деятельности субъекта хозяйствования, которая проводится за счет заявителя, в порядке предусмотренном Министерством финансов Республики Беларусь. В случае назначения экспертизы, максимальный срок принятия решения о выдаче лицензии не должен превышать 60 дней. Субъекту хозяйствования в 5-дневный срок после принятия решения должна быть выдана лицензия.

Срок действия лицензии устанавливается органом, выдавшим ее, но этот срок не может превышать 5 лет. В случае отказа в выдаче лицензии, должен быть дан мотивированный ответ в письменной форме. Этот отказ субъект хозяйствования может обжаловать в суд или хозяйственный суд по месту нахождения лицензирующего органа. Не допускается отказ в выдаче лицензии по мотивам нецелесообразности данного вида деятельности.

Лицензия представляет собой документ строгой отчетности, в котором содержатся следующие реквизиты:

наименование органа, выдавшего лицензию;

наименование и адрес субъекта хозяйствования или фамилия, имя, отчество гражданина осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

наименование вида деятельности, на который выдана лицензия;

особые условия и правила ее осуществления;

регистрационный номер лицензии;

дата выдачи и срок действия.

Лицензия оформляется в двух экземплярах, один из них передается заявителю, а другой остается у органа, выдавшего ее, заверяется печатью соответствующего лицензирующего органа. К лицензии может прилагаться лицензионная карта, в качестве приложения, если у субъекта осуществляющего лицензируемый вид деятельности имеются филиалы или представительства. Если субъект хозяйствования желает заниматься несколькими видами деятельности, то он должен получить на каждый из них индивидуальную лицензию. Плата за выдачу лицензии определена общими положениями о выдаче лицензий. Для различных видов деятельности органы, выдающие лицензии, могут устанавливать различные ставки за выдачу лицензии.

Действие лицензии прекращается в следствие:

— истечения срока ее действия;

— ликвидации (реорганизации) юридического лица;

— смерти физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем.

Существуют такие понятия, как приостановление и аннулирование (принудительное прекращение) действия лицензии выданной субъекту хозяйственной деятельности.

Приостановление действия лицензии означает, временное лишение субъекта хозяйствования, права осуществлять указанный вид деятельности, что может последовать за допущенные нарушения в деятельности субъекта хозяйствования, до особого распоряжения лицензирующего органа о возобновлении ее действия. Приостановление действия лицензии осуществляется по решению органа, выдавшего ее, либо по представлению органов, осуществляющих надзор за деятельностью субъектов хозяйствования.

Действие лицензии может приостанавливаться до устранения допущенных нарушений или на определенный срок. Этот срок в общих правилах не предусмотрен, здесь необходимо руководствоваться законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. Так, например, срок приостановления действия лицензии на оказание риэлтерских услуг не может превышать 3 месяцев. Срок приостановления действия лицензии засчитывается в общий срок действия лицензии и не может превышать его. Лицензирующий орган вправе, без приостановления действия лицензии, также дать предписание субъекту хозяйствования об устранении нарушений.

Аннулирование действия лицензии означат, что возобновить ее действия субъект хозяйствования может лишь в случае ее последующего получения в общем порядке. Однако это не означает, что он может на следующий день после ее аннулирования вновь получить лицензию. Законодательством, в зависимости от вида лицензируемой деятельности, устанавливаются репрессивные сроки, в течение которых субъект, нарушивший правила осуществления соответствующего вида деятельности, лишается права на получение новой лицензии. Аннулирование происходит вследствие повторных или грубых нарушений лицензируемого вида деятельности, а также без предупреждения орган, выдавший лицензию, может аннулировать ее, если результатом деятельности субъекта хозяйствования возникнет опасность аварий, катастроф, угроза гибели людей или нанесение ущерба их здоровью, другие тяжелые последствия.

После лишения субъекта хозяйствования права пользования лицензией, она должна быть возвращена органу выдавшему ее.

Законодательство предусматривает ряд мер ответственности в случае осуществления лицензируемого вида деятельности без надлежащего разрешения (лицензии):

— ликвидации субъекта хозяйствования. Это осуществляется по решению органа, осуществляющего регистрацию или суда;

— признание сделок совершенных субъектом хозяйствования, недействительными.

Законом Республики Беларусь от 20 декабря 1991г. «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» предусмотрена финансовая ответственность субъекта хозяйствования, за осуществление деятельности без лицензии, которая устанавливает, что полученные от занятия такой деятельностью доходы и штраф в размере полученного дохода подлежат внесению в бюджет [44].

Кроме того, Кодекс об административных нарушениях Республики Беларусь предусматривает административную ответственность за нарушение связанные с осуществление предпринимательской деятельности, в частности за осуществление лицензируемого вида деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), на что указывает статья 154 Кодекса. Ответственность предусмотрена в виде наложения штрафа в размере от двадцати до пятидесяти минимальных заработных плат, с конфискацией изготовленной или реализуемой в пункте продажи продукции (товаров), а также денежной выручки, полученной от ее реализации, других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушений, либо без конфискации.

Статьей 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь также предусмотрена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), она будет наступать в случае получения от нее дохода, который в 250 и более раз превышает размер минимальной заработной платы, установленный на день совершения преступления [19].

Источник: megaobuchalka.ru

Лицензирование предпринимательской деятельности в РБ

Порядок получения лицензии. Общие положения.
Для получения лицензии соискатель лицензии должен выполнить ряд требований и условий, которые в общем виде представлены в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 N 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности»и конкретизированы применительно к отдельным видам лицензируемой деятельности в специальных нормативно-правовых актах. Для получения лицензии необходимо:
1. Выполнить специальные требования и условия, предусмотренные законодательными актами, регулирующими конкретный вид лицензируемой деятельности. (Об этом см. в разделе Особенности лицензирования отдельных видов деятельности).
2. Предоставить в компетентные государственные органы предусмотренные законодательством документы, необходимые для решения вопроса о предоставлении лицензии.
3. Внести плату (лицензионный сбор) за рассмотрение заявления о выдаче лицензии и за выдачу лицензии.

Работа содержит 1 файл

Лицензирование предпринимательской деятельности в РБ

Важнейшим условием успешной деятельности субъектов хозяйствования является гарантия стабильности и предсказуемости правил регулирования налоговых отношений, условий создания и прекращения деятельности субъектов хозяйствования, а также осуществления отдельных видов деятельности и, в частности, лицензирования.

Порядок получения лицензии. Общие положения.

Для получения лицензии соискатель лицензии должен выполнить ряд требований и условий, которые в общем виде представлены в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 N 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности»и конкретизированы применительно к отдельным видам лицензируемой деятельности в специальных нормативно-правовых актах. Для получения лицензии необходимо:
1. Выполнить специальные требования и условия, предусмотренные законодательными актами, регулирующими конкретный вид лицензируемой деятельности. (Об этом см. в разделе Особенности лицензирования отдельных видов деятельности).
2. Предоставить в компетентные государственные органы предусмотренные законодательством документы, необходимые для решения вопроса о предоставлении лицензии.
3. Внести плату (лицензионный сбор) за рассмотрение заявления о выдаче лицензии и за выдачу лицензии.

Документы, необходимые для получения лицензии.

Для получения лицензии соискатель лицензии должен подать в соответствующий лицензирующий орган:
1. заявление о выдаче лицензии
2. копии учредительных документов (устава) юридического лица, за исключением учредительных документов иностранного юридического лица, свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя без нотариального засвидетельствования;
3. копию извещения налогового органа о присвоении учетного номера налогоплательщика;
4. документ об уплате лицензионного сбора за рассмотрение заявления;
5. выписку из торгового реестра страны пребывания (происхождения) или иной документ, подтверждающий регистрацию (для иностранного юридического лица). Документы, представляемые иностранными юридическими лицами, должны быть переведены на белорусский или русский язык и удостоверены в установленном порядке.

Заявление о выдаче лицензии должно содержать:
— для юридического лица — наименования и места его нахождения;
— для физического лица — фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);
— указание на лицензируемый вид деятельности (работ либо услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять.

Читайте также:  Открыть группу продленного дня как ИП

Лицензирующим органам запрещено требовать иные документы, нежели те, что указаны выше и те документы, необходимость предоставления которых предусмотрена положением о лицензировании данного конкретного вида деятельности.

Отметим, что при получении лицензии соискателю необходимо иметь при себе 1) документ об уплате лицензионного сбора за выдачу лицензии; 2) удостоверение — руководителю юридического лица; свидетельство о государственной регистрации — индивидуальным предпринимателям; паспорта — физическим лицам, ходатайствующим о предоставлении ему права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью; паспорта и доверенности — уполномоченным представителям юридического лица, индивидуального предпринимателя или физического лица.

В случае отсутствия у руководителя юридического лица или у индивидуального предпринимателя указанных документов предъявляются паспорт и или документ, подтверждающий их полномочия.

При выдаче лицензии соискатель лицензии должен быть ознакомлен с законодательством, устанавливающим лицензионные требования и условия для данного вида деятельности, о чем делается отметка в лицензии.

Плата за выдачу лицензии.

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности для получения лицензии соискатель лицензии обязан уплатить два вида лицензионных сборов:
1. лицензионный сбор за рассмотрение лицензирующим органом заявления с приложением необходимых документов для получения лицензии, продления срока ее действия в размере 10 евро;
2. лицензионный сбор за собственно выдачу лицензии — в размере 90 евро.

Соответственно, в случае принятия решения об отказе в выдаче лицензии лицензионный сбор за рассмотрение заявления о выдаче лицензии в размере 10 евро не возвращается.

Как уже отмечалось, за внесение изменений или дополнений в лицензию, за исключением случаев внесения их в связи с изменением законодательства, продление срока действия лицензии, выдачу ее дубликата взимается лицензионный сбор в размере 50 процентов платы за выдачу лицензии.

За выдачу утраченной заверенной лицензирующим органом копии лицензии взимается плата в размере 5 евро.

Указанные платежи производятся в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь на первое число месяца, в котором соискатель лицензии обратился в лицензирующий орган с соответствующим заявлением и предоставлением необходимых документов.

Лицензионный сбор вносится на специальный счет налогового органа по месту нахождения лицензирующего органа и зачисляется в соответствующий бюджет.

Лицензионный сбор не взимается:
1. за возобновление действия лицензии;
2. за заверение лицензирующим органом копии лицензии, кроме случаев утраты лицензиаром заверенных копий.

О проведении проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии установленным законодательством лицензионным требованиям и условиям.

Как уже отмечалось, к соискателю лицензии могут предъявляться специальные лицензионные требования и условия, предусмотренные соответствующим положением о лицензировании данного вида деятельности. В числе таких требований и условий могут быть, к примеру, специальные требования к профессиональной квалификации соискателей лицензии (может предусматриваться необходимость аттестации сотрудников), к материально-технической базе соискателя (наличие офиса, оргтехники и т.д.) и другие требования (об этом см. в разделе Особенности лицензирования отдельных видов деятельности).

Для установления соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованием и условиям может проводиться проверка и (или) экспертиза. Нормативным актом, регулирующим порядок и условия проведения проверки и экспертизы является Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 г. № 1382 «Об утверждении положения о порядке проведения проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям».

Так, данным Положением устанавливается, что проверка проводится на предмет соответствия представленных соискателем лицензии документов лицензионным требованиям и условиям. Решение о назначении проверки принимается лицензирующим органом и сама проверка также проводится лицензирующим органом. Экспертиза проводится в том случае, если для оценки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям требуются специальные познания в науке, технике и иных сферах деятельности, а также в случаях, предусмотренных в положениях о лицензировании вида деятельности, утверждаемых постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. Экспертиза назначается лицензирующим органом и проводится либо лицензирующим органом, либо юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы, имеющим в своем составе специалистов соответствующей квалификации, или физическим лицом соответствующей специальности и квалификации, что должно быть подтверждено дипломом, аттестатом, свидетельством, удостоверяющим получение надлежащего образования, документами, удостоверяющими стаж работы по определенной специальности, при наличии допуска для проведения определенных видов экспертиз.

Не имеют право осуществлять экспертизу юридические и физические лица, находящиеся в гражданско- правовых и трудовых отношениях с соискателем лицензии. При обнаружении таких фактов экспертиза признается недействительной.

П. 11 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности устанавливает, что срок проведения проверки (экспертизы) не может превышать 15 дней.

Для проведения экспертизы, кроме решения лицензирующего органа необходимо заключить следующие договора:
— договор между лицензирующим органом и соискателем лицензии;
— договор между лицензирующим органом и экспертом.

При этом, если соискатель лицензии откажется от заключения договора на проведения экспертизы, то лицензирующий орган вправе принять решение о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Важно, что расходы по проведению экспертизы оплачиваются соискателем и лицензирующим органом в равных долях, что должно найти отражение в указанных выше договорах.

Отметим также, что в соответствии с п. 9 Положения соискатель лицензии имеет право:
— присутствовать при проведении экспертизы и давать необходимые для эксперта пояснения;
— представлять дополнительные документы;
— знакомиться с результатами экспертизы.

Сроки выдачи лицензии.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято в месячный срок со дня подачи заявления и других предусмотренных законодательством документов. Однако лицензирующий орган в случаях, предусмотренных Положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии, вправе назначить проведение проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. В этом случае месячный срок рассмотрения лицензии может быть продлен на время, необходимое для проведения экспертизы. Срок проведения экспертизы не может быть более 15 дней. Таким образом, максимальный срок принятия решения о выдаче либо отказе в выдаче лицензии с учетом возможного проведения экспертизы может составить 1,5 месяца.

Лицензия представляет собой оформленный в простой письменной форме на бланке строгой отчетности документ, который должен содержать:
— наименование органа, выдавшего лицензию;
— регистрационный номер лицензии;
— номер и дату принятия решения о выдаче лицензии;
— срок действия лицензии;
— сведения о лицензиате (наименование и место нахождения юридического лица, фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, которому выдается лицензия, наименование регистрирующего органа, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, учетный номер налогоплательщика);
— наименование вида деятельности;
— указание работ и услуг (особых требований и условий), если они определены положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии;
— сведения об обособленных подразделениях (филиалах);
— отметку об ознакомлении соискателя лицензии с законодательством, определяющим лицензионные требования и условия осуществления вида деятельности.

Лицензия подписывается в порядке, определенном положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии, и заверяется гербовой печатью. При наличии у лицензиата обособленных подразделений (филиалов), осуществляющих лицензируемый вид деятельности, лицензирующий орган заверяет лицензиату копии лицензии по количеству таких подразделений (филиалов).

В случае утраты лицензии лицензиату может быть выдан ее дубликат. Для получения дубликата лицензии лицензиат обязан представить в соответствующий лицензирующий орган:
— заявление на получение дубликата;
— копию объявления об утрате лицензии, размещенного в одном из печатных средств массовой информации;
— документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за выдачу дубликата.

Дубликат лицензии выдается в течение 10 дней со дня представления указанных документов. За выдачу дубликата взимается лицензионный сбор в размере 50 процентов платы за выдачу лицензии.

В случае утраты копии лицензии, заверенной лицензирующим органом, лицензиату может быть выдана другая копия. Для ее получения лицензиат обязан представить в соответствующий лицензирующий орган:
— заявление на получение копии лицензии;
— документ об уплате лицензионного сбора за выдачу копии лицензии.

Копия лицензии, заверенная лицензирующим органом, выдается в течение 10 дней со дня представления указанных документов. За выдачу копии лицензии, заверенной лицензирующим органом, взимается лицензионный сбор в сумме, эквивалентной 5 евро.

Лицензиат также обязан в месячный срок обратиться в лицензирующий орган для внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в лицензию, выдачи ее копии в порядке, установленном Положением в случаях смены собственника, изменения наименования (фирменного наименования), места нахождения юридического лица, фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, получившего лицензию, изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в лицензию, иных сведений, указанных в лицензии.

Лицензия выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет. Этот срок по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Срок действия лицензии должен быть указан в положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии. Срок ее действия исчисляется с даты принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче.

Источник: www.stud24.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин