Класс реальных собственников, с одной стороны, формируется при разгосударствлении собственности, с другой, — путем стимулирования развития малого и частного предпринимательства. Существование в стране малого бизнеса и частного предпринимательства означает появление среднего класса, способствующего нормализации экономической и политической ситуации в обществе. Малый бизнес и предпринимательство — это деятельность, направленная на насыщение рынка необходимыми потребительскими товарами и услугами, а также на получение прибыли. Это — создание новых рабочих мест, обеспечение занятости населения, основной источник доходов населения.
Как показывает опыт стран, достигших преимущественного положения в мировой экономике, они поднимали уровень жизни населения путем развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Например, доля малого и среднего бизнеса во внутреннем валовом продукте стран — членов Евросоюза составляет 67%, в Германии — 65%, в США — 52%. В Японии 80% занятого населения, в странах Европейского Союза — 70% трудятся в отраслях малого бизнеса и частного предпринимательства.
Технолог акадан бомба таклиф 3 500 $ га бизнес станок
Учитывая опыт развитых стран мира, в Узбекистане обращается большое внимание на развитие малого бизнеса и предпринимательства как одного из стратегических направлений экономических реформ.
Каждый гражданин Узбекистана имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность путем создания, купли-продажи или реорганизации предприятий. Для осуществления своей деятельности предприниматель вправе привлекать на добровольной основе собственность и денежные средства других юридических и физических лиц, самостоятельно нанимать и увольнять работников и обязан выплачивать налоги со своих доходов.
• частное (личное) предпринимательство;
• предпринимательство с привлечением наемного труда;
• коллективное или совместное предпринимательство, осуществляемое несколькими гражданами и юридическими лицами.
В республике был создан рынок недвижимости, и малые предприятия продавались гражданам на аукционных торгах и на конкурсной основе.
Указ Президента от 5 января 1995 г. «Об инициативе в частном предпринимательстве и ее стимулировании» дал новый толчок разгосударствлению и приватизации собственности, формированию класса собственников. Согласно этому указу, 50% средств от приватизации государственной собственности направлялось на развитие малого бизнеса.
Принятый 21 декабря 1995 г. Закон Республики Узбекистан «О развитии малого и частного предпринимательства» наметил основные направления стимулирования данного сектора экономики на государственном и территориальном уровне. На государственном уровне для осуществления частного предпринимательства были созданы нормативно-правовые основы, необходимая инфраструктура и условия. На территориальном (областном, городском, районном) уровне предпринимателям были предоставлены льготы по налогообложению, для развития этого сектора были разработаны территориальные программы и принимались меры по их осуществлению.
Узбекистан! Работать больше не нужно,посадил и жди! Миллионы долларов на корнях !Каврак!
В июле 1995 г. был образован Фонд по поддержке частного предпринимательства и малого бизнеса (Бизнес-фонд), в марте 1996 г. — Палата товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана и ее территориальные филиалы. Для поддержки малого бизнеса только Бизнес-фондом была оказана финансовая помощь в размере 10 млрд. сум, были открыты курсы по повышению квалификации предпринимателей. Развитию среднего и малого бизнеса способствуют и Ассоциация дехканских и фермерских хозяйств, ассоциация «Хунарманд», Ассоциация женщин-предпринимателей.
Для развития малого бизнеса привлекаются кредитные ресурсы иностранных инвесторов и авторитетных мировых банков, в том числе Европейского банка реконструкции и развития, Германского банка развития, Азиатского банка развития, Международной финансовой корпорации и других международных финансовых организаций. В целях оказания помощи и консультирования предпринимателей и бизнесменов при содействии Немецкого общества технической помощи был открыт Центр по поддержке малого бизнеса в Узбекистане, а Комиссии Европейского сообщества — Центр практических связей. Работающие в Центральной Азии Фонд предпринимательства США и инвестиционный фонд Великобритании снабжают узбекистанских предпринимателей необходимой информацией. По состоянию на 1 января 2003 г. размер привлеченных за прошедшие годы кредитных ресурсов составил 450 млн. долларов США, из них освоено 345,8 млн. (в том числе в 2002 г. — 87 млн.).
В результате принятых мер по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса их количество возрастало год за годом. Если в 1992-1996 гг. было зарегистрировано около 85 тыс. малых предприятий, то к началу 2001 г. их количество составляло более 190 тыс., в том числе функционирующих — 149,3 тыс., из них 63% были заняты в сфере производства.
Функционирующие средние и малые предприятия, микрофирмы по состоянию на 1 января 2001 года:
Общее количество 149, 3 тыс.
Средние предприятия 6,4 тыс.
Малые предприятия 20,4 тыс.
Микрофирмы 122,5 тыс.
Занято людей 4 462,7 тыс.
22 августа 2001 г. Кабинет Министров Республики Узбекистан принял постановление «О проведении государственной регистрации субъектов предпринимательства и совершенствование системы их учета». На основании этого постановления был создан Республиканский координационный совет по стимулированию развития малого и среднего бизнеса.
Был применен новый, упрощенный, порядок проведения государственной регистрации и учета субъектов предпринимательства на местах. В городах и районах были созданы подразделения по проведению государственной регистрации субъектов предпринимательства, они были обеспечены отдельными зданиями и необходимым оборудованием.
Коммерческие банки за счет своих средств только в 2001 году выделили кредит в размере 144,3 млрд. сум. для предприятий малого и среднего бизнеса. Через Республиканскую товарно-сырьевую биржу, Агропромышленную биржу и объединение «Узулгуржисавдо» им были проданы материально-технические средства.
В целях защиты законных прав и интересов предприятии и хозяйствующих субъектов была внедрена «Тетрадь регистрации проверок». Субъектам малого и среднего бизнеса предоставлена свобода внешнеэкономической деятельности, им разрешено экспортировать за наличную иностранную валюту свою продукцию.
В 2001-2002 гг. был создан механизм устранения незаконного вмешательства в деятельность субъектов малого и среднего бизнеса, восстановления их нарушенных прав и привлечения к судебной ответственности виновных. Материальный и моральный ущерб, нанесенный предпринимателям, взыскивается с виновных должностных лиц.
По исковым заявлениям Министерства юстиции республики и его органов на местах в 2002 году судами были взысканы в пользу предпринимателей 9 млрд. сум. В отношении 2 300 должностных лиц были применены дисциплинарные меры взыскания, 290 из которых были освобождены от занимаемой должности.
В результате число незаконных проверок и случаев вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов резко сократилось. Если в 2001 году было зарегистрировано 1 450 случаев незаконных проверок, то в 2002 году их число составило 157, т. е. сократилось в 10 раз. Эти меры послужили новым толчком для развития малого и среднего бизнеса. В 2001 году было продано на 65,5 млрд. сум продукции, изготовленной субъектами малого и среднего бизнеса. В 2002 году было создано около 38 тысяч микрофирм и предприятий малого и среднего бизнеса.
По состоянию на 1 января 2004 г. число созданных и функционирующих в республике предприятий малого бизнеса составило более 277 тыс., из них 168,6 тыс. являются микрофирмами. В 2004 году за счет развития малого бизнеса и частного предпринимательства было создано 427,6 тыс. новых рабочих мест. В 2005 году количество объектов малого бизнеса превысило 310 тыс.
Если в 1991 году доля предприятий малого бизнеса и частного предпринимательства во внутреннем валовом продукте страны составляла 1,5%, то в 2005 году она увеличилась до 38,2%. 65% населения, занятого в сфере производства страны, или 6,4 млн. человек, трудились на предприятиях малого бизнеса и частного предпринимательства. Это свидетельствует о том, что в Узбекистане формируется средний класс.
Согласно статье 53 Конституции Республики Узбекистан, основу экономики Узбекистана, направленной на развитие рыночных отношений, составляет собственность в ее различных формах. Учитывая приоритет прав потребителей, государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, равноправие и правовую защиту всех форм собственности.
Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Источник: testhistory.ru
Малый бизнес узбекистана: государственное регулирование ради развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / PRIVATE ENTERPRISE / ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННЫЙ ПРОДУКТ / GROSS DOMESTIC PRODUCT / СУБЪЕКТ МАЛОГО БИЗНЕСА / СТРУКТУРА МАЛОГО БИЗНЕСА / SMALL BUSINESS STRUCTURE / SMALL BUSINESS SUBJECT
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Югай Александр Борисович
В статье рассмотрены основные процессы формирования и развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане. Определено место малого бизнеса в национальной экономике страны и значение его нормативно-правового регулирования.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Югай Александр Борисович
Основные тенденции формирования и развития инновационной экономики в Республике Узбекистан
современное состояние малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане
Состояние нормативно-правовой базы и ее влияние на развитие малого бизнеса в республике Узбекистан
Развитие предпринимательства в сельском хозяйстве Узбекистана
Влияние информационных инноваций на эффективность развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Small Business of Uzbekistan: Government Regulation for the Purpose of Development
In the article the main process of forming and development of small business and private enterprise in Uzbekistan are considered. The place of small business in the national economy of the country and the meaning of its normative legal regulation are defined.
Текст научной работы на тему «Малый бизнес узбекистана: государственное регулирование ради развития»
Югай Александр Борисович
малый бизнес узбекистана: государственное регулирование
В статье рассмотрены основные процессы формирования и развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане. Определено место малого бизнеса в национальной экономике страны и значение его нормативно-правового регулирования.
Ключевые слова: малый бизнес, частное предпринимательство, валовый внутренный продукт, субъект малого бизнеса, структура малого бизнеса
С целью создания гарантий и условий для свободного участия и заинтересованности граждан в предпринимательской деятельности, повышения их деловой активности, а также защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, в 2000 году была принята новая редакция Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», В нем, в частности, отмечается; предпринимательской деятельностью (предпринимательством) является инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, направленная на получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность,
Субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства
К субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства относятся (7):
1) индивидуальные предприниматели;
2) микрофирмы со среднегодовой численностью работников, занятых в производственных отраслях, — не более двадцати человек, в сфере услуг и других непроизводственных отраслях — не более десяти человек, в оптовой, розничной торговле и общественном питании — не более пяти человек;
3) малые предприятия со среднегодовой численностью работников, занятых в отраслях:
— легкой и пищевой промышленности, металлообработки и приборостроения, деревообрабатывающей, мебельной промышленности, промышленнос-
ти строительных материалов, а также прочей промышленно-производствен-ной сферы, предусмотренной законодательством, — не более ста человек;
— машиностроения, металлургии, топливно-энергетической и химической промышленности, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, строительства и прочей промышленно-производственной сферы, предусмотренной законодательством — не более пятидесяти человек;
— науки, научного обслуживания, транспорта, связи, сферы услуг (кроме страховых компаний), торговли и общественного питания и другой непроизводственной сферы — не более двадцати пяти человек.
Таким образом, среднегодовая численность работников субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства определяется в порядке, установленном законодательством при этом учитывается и количество лиц, принятых на работу по совместительству, договорам подряда, иным договорам гражданско-правового характера, работающих на унитарных (дочерних) предприятиях, в представительствах и филиалах (3, 5, 7].
Роль малого бизнеса в развитии экономики Узбекистана
В результате успешно осуществленных реформ малый бизнес и частное предпринимательство сегодня играют ключевую роль в модернизации национальной экономики страны о чем нагляно свидетельствуют данные, приведенные в табл. (см. на с. 179). Как видно из табл., промышленной продукции возрос с 244,0 млрд сум в 2000 году до 8742,7 млрд сум в 2011 году, при этом за последние 12 лет темпы роста в среднем составили
35-45%. Объем инвестиций со стороны субъектов хозяйствования также увеличивается с каждым годом. Так, если в 2000 году он был равен 114,8 млрд сум, то в 2011 году этот показатель достиг 5788,4 млрд сум и его рост за этот период составил более, чем 50 раз. Такую же положительную тенденцию роста можно отметить в строительстве, розничной торговле, оказании платных услуг и др. Объем экспорта субъ-ек-тами малого бизнеса и частного предпринимательства также возрастает с каждым годом, но, вместе с тем, с их стороны увеличивается и объем импорта (7].
В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 12.05.2011 года, за № ПП-1529с 1 июня 2011 года минимальный размер уставного фонда (уставного капитала) для вновь создаваемых обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью должен быть не менее сорокакратного размера минимальной заработной платы, установленной законодательством на дату представления документов для государственной регистрации.
Проведенные исследования показали, что за годы независимости в Узбекистане создана прочная законодательная база, закрепляющая приоритет частной собственности — основы рыночной экономики. Сформированы благоприятный деловой климат и надежные правовые гарантии ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства как важнейшего фактора формирования среднего класса собственников, устойчивого развития экономики страны, создания новых рабочих мест и роста доходов населения. В результате, за последние десять лет доля малого бизнеса и частного
Основные показатели малого бизнеса и частного предпринимательства по отраслям экономики страны
2000* 2001* 2002* 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Объем промышленной продукции 244,0 355,1 690,6 659,6 892,1 1104,8 1589,3 2432,4 3489,5 5072,3 7295,8 8742,7
Объем инвестиций 114,8 177,6 248,4 363,2 493,7 760,0 1070,9 1396,3 2352,5 2966,6 4366,3 5788,4
Объем строительства 149,0 230,4 306,8 331,9 556,4 739,2 1009,8 1514,2 2090,0 2995,9 4381,5 6513,8
Объем розничной торговли 760,3 1148,5 1500,8 1818,5 2025,6 2437,0 3406,7 4618,1 6099,7 8070,8 11006,7 13295,0
Объем платных услуг 114,7 186,3 285,5 429,7 595,6 855,2 1114,7 1522,2 2245,6 2834,9 3690,4 4893,9
Объем всех услуг — — — — — — — 6202,7 8534,7 11182,1 14971,7 19016,0
Объем грузооборота, млн т 46,8 54,7 75,5 87,4 118,6 156,8 187,3 258,7 315,3 379,2 443,9 483,3
Объем пассажирооборота, млн пасс. 972,9 1083,8 1231,9 1507,0 1895,0 2490,4 2803,0 3412,3 4017,8 4358,8 4686,7 5077,4
Объем экспорта, млн долл. США 334,3 293,6 224,3 272,1 354,4 325,8 683,8 1333,5 1419,8 1723,6 1774,4 2827,5
Объем импорта, млн долл. США 807,4 845,0 675,7 997,9 1249,3 1379,9 1626,5 2155,0 3460,4 4011,2 3224,7 3934,6
Количество занятых, тыс. человек 4467,1 4733,0 4994,1 5436,7 5974,9 6602,5 7234,1 7743,1 8071,1 8370,1 8639,3 8913,5
.. .разработан и внедрен механизм по масштабному
вовлечению субъектов малого бизнеса и частного
предпринимательства в процесс государственных закупок
предпринимательства в структуре ВВП страны возросла с 31,0% в 2000 году до 54,0% в 2011 году, общий уровень занятости в различных отраслях экономики за те же годы увеличился с 49,7% до 74,8% (см. табл. на с. 185), В целом доля доходов от предпринимательской деятельности составляет свыше 47% от совокупных доходов населения (1, 7),
Если рассматривать по отраслям национальной экономики страны, то в 2011 году доля малого бизнеса и частного предпринимательства в сельском хозяйстве составила 97,9%, производимой продукции, промышленности -21,0%, сфере инвестиций — 31,6%, строительстве — 69,0%, торговле — 47,0%, оказании платных услуг — 46,4%, грузообороте — 42,0%, пассажирообороте — 81,3%, экспорте — 18,8% и импорте -37,4%,
Был существенно упрощен и стал более прозрачным порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства и их подключения к инженерно-коммуникационным сетям, Так, в два раза сокращены ставки государственной пошлины за регистрацию, значительно расширен перечень видов деятельности, по которым предельная среднегодовая
численность работников малых предприятий увеличена до ста человек, разработан и внедрен механизм по масштабному вовлечению субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в процесс государственных закупок,
Целевые программы и динамика роста
Реализация мер в рамках государственной программы «Год малого бизнеса и частного предпринимательства» стимулировала создание в 2011 году 35,0 тыс, новых предприятий (без фермерских хозяйств) малого бизнеса и частного предпринимательства, В том же году указанными субъектами было произведено 54,0% от общего объема ВВП страны, что на 1,5% больше, чем за весь 2010 год, Доля малых предприятий и микрофирм в производстве ВВП в 2011 году составила 33,7%, против 32,7% в 2010 году,
Как явствует на основе данных, представленных на рис. (см. на с. 181), доля малого бизнеса и частного предпринимательства в сельском хозяйстве в 2011 году составила 97,9%, строительстве — 69,0% и сфере пассажирообо-рота — 81,3 %, здесь то есть наблюдается динамика роста, Относительно низкой в том же году была доля малого бизнеса в промышленности — 21,0 %, экспорте — 18 и инвестициях — 31,6 %, Субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства в 2011 году (7):
— обеспечена занятость 8913,5 тыс, человек, или 74,8% всех занятых в экономике, в том числе в индивидуальном секторе было занято 6575,1 тыс, человек, на малых предприятиях и микрофирмах — 2338,4 тыс, человек;
— произведено промышленной продукции на 8742,7 млрд сум (21,0% всего
промышленного производства республики), что составило 123,3% по отношению к уровню за весь 2010 год;
— освоено инвестиций на 5788,4 млрд сум (31,6% от общего объема освоенных инвестиций в республике), что составило 117,5% по отношению к уровню 2010 года.;
— выполнено строительных работ на 6513,8 млрд сум (69,0% от общего объема строительных работ), или 138,9% по отношению к уровню 2010 года;
— обеспечен рост грузооборота автомобильного транспорта на 8,2% (77,9% от общего объема грузооборота республики), пассажирооборота — на 10,0% (86,3% от общего объема пасса-жирооборота);
— освоено 47,0% от общего объема розничного товарооборота республики, что составило 13295,0 млрд сум (рост на 8,4%), платных услуг, соответственно, 46,4% и 4893,9 млрд сум (14,1%);
— экспортировано продукции на 2827,6 млн долл. США (18,8% от общего объема экспорта), или 158,6% по отноше-
нию к уровню 2010 года, импортировано объемов на 3934,6 млн долл. США (37,4% от объема всего импорта), или 119,7% по отношению к уровню 2010 года.
Упрощение всех видов отчетности и разрешительных процедур
В целях кардинального улучшения деловой среды, создания максимально благоприятных условий для деятельности субъектов предпринимательства за счет ликвидации бюрократических барьеров, сокращения и упрощения лицензионных и разрешительных процедур, коренного совершенствования системы отчетности и порядка ее представления в соответствии с требованиями рыночной экономики, международными нормами и стандартами, был принят Указ Президента Республики Узбекистан от 16.07.2012 № УП-4453 «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур» (1).
^ Малые предприятия и микрофирмы; 0 Индивидуальный бизнес; □ Дехканские хозяйства.
Рис. Структура малого бизнеса и частного предпринимательства (% к ВВП)
На основании данного указа в установленные сроки сокращается количество государственной статистической, финансовой, налоговой и других видов отчетности за счет их упразднения и объединения дублирующих форм, а также периодичности их представления; отменяется представление на ежемесячной основе налоговой отчетности по всем видам налогов и другим обязательным платежам, за исключением налога на сверхприбыль; микро-фирмы заполняют статистическую отчетность на годичной основе с ежеквартальным проведением органами статистики выборочных обследований по соответствующим направлениям и сферам деятельности.
Таким образом, можно констатировать, что для создания и развития субъектов малого бизнеса в Узбекистане созданы все необходимые нормативно-правовые и организационные условия.
1. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-4453 «О мерах по кар-
динальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур» от 16.07.2012 // Собрание законодательства Республики Узбекистан. — 2012. — № 29. — С. 327.
2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 245 с.
3. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий. — М.: Юнити, 2005. — 400 с.
4. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 288 с.
5. Лапуста М. Г., Старостин М.Л. Малое предпринимательство. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 320 с.
6. Питере Т.Д, Уотерман Р.Х. В поисках совершенства: уроки самых успешных компаний Америки. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. — 558 с.
7. Официальный сайт Государственного комитета по статистики Республики Узбекистан (Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.stat.uz.
Alexander B. Yugay
Doctoral Applicant, IT and Management Department, Tashkent State University of Economics, director, «Alex», LLC
Small Business of Uzbekistan: Government Regulation for the Purpose of Development
In the article the main process of forming and development of small business and private enterprise in Uzbekistan are considered. The place of small business in the national economy of the country and the meaning of its normative legal regulation are defined.
Keywords: small business, private enterprise, gross domestic product, small business subject, small business structure
Источник: cyberleninka.ru
Роль и значение малого бизнеса и частного предпринимательства в экономике Узбекистана
Сатторкулов, О. Т. Роль и значение малого бизнеса и частного предпринимательства в экономике Узбекистана / О. Т. Сатторкулов, Б. Б. Тошбоев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 455-458. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16234/ (дата обращения: 29.05.2023).
Со дня провозглашения независимости нашей страной проводятся масштабные реформы и мероприятия для всестороннего развития малого бизнеса и частного предпринимательства.
«В результате принятых мер по стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства в истекшем году создано свыше 20 тысяч новых субъектов малого бизнеса без учета фермерских и дехканских хозяйств, а их общее количество составило свыше 195 тысяч, что в 2 раза больше по сравнению с 2000 годом. Доля малого бизнеса и частного предпринимательства в формировании ВВП выросла за период с 2000 года с 31 процента до 56 процентов, а в производстве промышленной продукции — с 12,9 до 31,1 процента. В истекшем 2014 году в экспортную деятельность вовлечено свыше 500 новых предприятий, прежде всего субъектов малого бизнеса, внешнеторговый баланс определился с положительным сальдо в 180 миллионов долларов, золотовалютные резервы возросли на 1,6 миллиарда долларов». [1,с.2]
Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников — владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик экономики Узбекистана. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Развитие малого предпринимательства Узбекистана способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, что и является основой социально-экономических реформ.
Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы, что очень важно для Узбекистана. В результате реализации региональных программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения в 2014 году в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства было создано более 480 тысяч новых рабочих мест, или каждое второе. В настоящее время в этой сфере экономики трудится более 76,5 процента всего занятого населения против 49,7 процента в 2000 году. [1,с.2]
Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству. Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни Узбекистана определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, в ней сосредоточена большая часть экономически активного населения. Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса и т. п. Важнейшими особенностями малого предпринимательства являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Ещё одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики Узбекистана.
Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Как показал анализ, в Узбекистане, этому сектору свойственны определенная доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в конкурентной борьбе.
На наш взгляд, целесообразно создать определённую систему, где предусматриваются санкции за явные нарушения либо ненадлежащее исполнение правовых норм. Особую роль в малом предпринимательстве играет контроль над выполнением законодательства и реформирование экономики должно базироваться на полноценном правовом пространстве. При этом в абсолютно равном положении перед судебными и арбитражными инстанциями должны быть все. В Узбекистане разработаны отраслевые и региональные программы приоритетного развития предпринимательства и они успешно реализуются.
В индустриально развитых странах ядром малого предпринимательства выступают не посредники, а руководители малых инновационных фирм, задействованных в высоких наукоёмких технологиях. За рубежом, в первую очередь в США, этот венчурный, рисковый сектор является не только главным двигателем научно-технического прогресса и основным «мотором» экономики, но и наиболее прибыльной сферой деятельности.
Соответственно все наши программы развития малого и частного бизнеса следовало бы жёстче привязать к потенциалу, которым располагает наша страна — реальному сектору, академической и отраслевой науке, строительному комплексу и сфере услуг. Важным фактором создания нового благоприятного инвестиционного климата является нормативно-правовая база, соответствующая мировому опыту и стандартам.
Но не менее важен и морально-этический аспект вопроса. Многим нашим предпринимателям следует пересмотреть своё отношение к инвестициям не как к безвозмездному подарку от государства или зарубежного мецената: это капитал, который надо отработать и вернуть с прибылью. Без инвестиций не возможна надёжная работа малого предпринимательства, которая считается наиболее продвинутым в системе рыночных координат. На сегодняшний день одним из ключевых факторов стимулирования частного предпринимательства является расширение льготного кредитования в данной сфере. Коммерческими банками Республики Узбекистана в 2014 году выделено субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства кредитов на сумму свыше 9 триллионов сумов, или в 1,3 раза больше, чем в предыдущем году, в том числе микрокредитов — в размере около 2 триллионов сумов, с ростом на 39 процентов. За последние пять лет объем кредитования малого бизнеса увеличился почти в 5 раз. [1,с.2]
Международные финансовые институты, такие как Азиатский банк развития, Всемирный банк, Международная финансовая корпорация, Исламский банк развития, структуры ООН, страны Арабской координационной группы, правительства Южной Кореи, Китая, Германии и США выделили свыше 145 млн. долларов кредитных ресурсов для финансирования малого бизнеса и частного предпринимательства. Также следует особо отметить создание Фонда поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства при Национальном банке внешнеэкономической деятельности РУ в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2013 года № ПП-2022 «О дополнительных мерах по поддержке экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства». В 2014 году фондом оказаны юридические, финансовые и организационные услуги 2 тысячам 400 субъектам предпринимательства по продвижению их товаров и услуг на внешние рынки. При содействии фонда субъектами предпринимательства заключены экспортные контракты в размере 1,25 миллиарда долларов, из которых в истекшем году осуществлен экспорт товаров на сумму более 840 миллионов долларов. Активную поддержку со стороны фонда получают предприниматели в изучении внешних рынков и поиске зарубежных партнеров, участии в международных тендерных торгах, а также составлении экспортных контрактов, получении международных сертификатов, разрешительных документов и по таможенному оформлению. Разумеется, всяческой поддержки заслуживают меры по улучшению деловой среды и созданию еще более благоприятных условий для развития малого бизнеса и частного предпринимательства. [1,с.2]
Также в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 26 ноября 2010 года № ПП-1438 «О приоритетных направлениях дальнейшего реформирования и повышения устойчивости финансово-банковской системы республики в 2011–2015 годах и достижения высоких международных рейтинговых показателей» было принято решение о проведении комплексных мероприятий, в том числе и расширение объемов кредитования субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в 2011–2015 годах в 2,7 раза, то есть ежегодно на сумму не менее 29–30 % к показателю предыдущего года. [2,с.33]
На сегодняшний момент, главный предмет дискуссии — как и за счёт каких средств осуществить программу реструктуризации малого предпринимательства.
Безотлагательное решение требуют проблемы создания стабильной налоговой системы. До тех пор, пока предприниматель не будет иметь чётких законодательных гарантий непоявления завтра новых налогов, он будет прятать доходы, занижая тем самым уровень сбора налогов. Однако правительственные инициативы по либерализации налоговой политики, безусловно, заслуживают поддержки.
Но эффект они дадут лишь при одновременном проведении реструктуризации долгов и налоговой амнистии. Сегодня много говорится об усовершенствовании инфраструктуры сбора налогов. Мера необходимая, хотя и сопряжённая с немалыми затратами. Есть и обратная сторона медали: предприниматели должны быть уверены в том, что налоги с них взимаются по справедливости, а собранные средства расходуются разумно. Кроме того, нужно понимать, что разумная и справедливая налоговая реформа на первых порах приведёт не к увеличению, а к уменьшению общих доходов казны.
Ничто так не затрудняет деятельность предприятия, как отсутствие систематической, надёжной и полной информации, всесторонне характеризующей конъюнктуру рынков. Сегодня товаропроизводители и торговые посредники вынуждены пользоваться отрывочными данными, почерпнутыми из рекламных материалов. Именно поэтому необходимо создание национальной и региональных информационно — коммерческих сетей и центров, банков информации, которые должны быть обеспечены инструктивными и методическими материалами.
Информационные центры будут концентрировать сведения о реквизитах предприятий и организаций, динамике цен, в том числе о мировых ценах на те, или иные продукции, страховых тарифах, валютных курсах, сроках проведения выставок, ярмарок и аукционов. Это лишь некоторые из мер, поддержки малого предпринимательства, которые могут реально повысить уровень развития последних.
Однако не следует забывать, что усилия и действия правительства требует взвешенности и осторожности при практическом осуществлении мер поддержки. В подавляющем своём большинстве предприниматели положительно воспринимают идеи усиления государственного регулирования экономических процессов в нашей стране. При этом главная цель государства — устранение перекосов в развитии рыночной системы хозяйствования, а не реставрация. Нельзя допустить, чтобы все новации свелись к очередной волне регламентации.
В последние годы много сделано в создании необходимых условий и благоприятной среды для развития частного предпринимательства, ведения бизнеса, широкого привлечения в экономику отечественных и иностранных инвестиций. Особое внимание было уделено сфере демократизации и либерализации экономики, созданию эффективных механизмов поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства. В соответствии с законами «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», «О конкуренции», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» (в новой редакции) и другими актами законодательства последовательно сокращались перечень, виды разрешительных процедур, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, Достаточно сказать, что только за последние годы отменено свыше 160, или 44 процента, разрешительных процедур, на 19 или 25 процентов, сокращено количество видов деятельности, подлежащих лицензированию. В 1,5–2 раза сокращены формы и периодичность предоставления субъектами предпринимательства статистической, налоговой и финансовой отчетности в государственные органы. Следует отметить, что затраты при прохождении разрешительных процедур для субъектов предпринимательства снижены расчетно в 8 раз, отменена плата за открытие счетов в банках, приняты и другие меры. [3,с.2]
Узбекистан в 2014 году по рейтингу, характеризующему условия ведения бизнеса, поднялся на восемь позиций, а по налогообложению — на 61 позицию. По оценке ПРООН, Узбекистан вошел в первую десятку стран по количеству проведенных реформ в области облегчения ведения бизнеса за последний год. Однако надо признать, что современное состояние деловой среды и условия ведения бизнеса в Узбекистане в полной мере не отвечают требованиям и принципам свободной рыночной экономики, общепринятым международным нормам. Наши предприниматели по-прежнему сталкиваются с неустойчивым энергоснабжением, неразвитостью производственной и дорожной инфраструктуры в сельской местности, большим количеством проводимых проверок, а также со слабой исполнительской дисциплиной на местах.
Развитию малому предпринимательству будет способствовать дальнейшее совершенствование системы налогообложения, повышение контроля по выполнению региональных программ поддержки малого предпринимательства, совершенствование механизмов страхования рисков малого предпринимательства, самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.), широкий доступ малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий, решение организационных проблем взаимодействия малого бизнеса с рынком и государственными структурами, устранение административных барьер на пути развития малого предпринимательства. Для решения данных проблем необходимо: совершенствование нормативно-правовых актов в сфере налогообложения, государственного контроля и использования государственной собственности, развитие рынка ценных бумаг малых предприятий, создание условий для дальнейшего удешевления кредитных ресурсов, обеспечение гарантийных механизмов кредитно-инвестиционной поддержки малых предприятий, предусматривающих организацию национальной системы гарантирования частных инвестиций в сферу малого бизнеса и их экономическую защиту, широкое участие малых предприятий в поставках продукции для государственных нужд и инвестиционных конкурсах, финансируемых из бюджета развития страны. Широкое распространение получает внедрение принципа «одно окно» при регистрации собственности, выделении земельных участков, получении лицензий на занятие отдельными видами деятельности, выдаче разрешений на строительство, подключении к сетям электроснабжения.
Значительно упрощен механизм предоставления субъектами малого бизнеса статистической и налоговой отчетности. В настоящее время до 98 процентов субъектов предпринимательства сдают налоговую и статистическую отчетность, оформляют таможенные декларации в бесконтактной форме — в электронном виде. Важным решением в системе мер по стимулированию развития малого бизнеса в трудоемких отраслях промышленности, таких, как легкая, пищевая и производство строительных материалов, стало увеличение предельной численности работников со 100 до 200 человек. Значительно расширен доступ частных предпринимателей к сырьевым ресурсам, прежде всего за счет увеличения объемов их реализации на биржевых и ярмарочных торгах. Так, в 2014 году ими было закуплено на Республиканской товарно-сырьевой бирже сырья и материалов почти на 3 триллиона сумов, или в 1,6 раза больше, чем в 2013 году. Наряду с этим через биржевые торги они реализовали собственную продукцию в объеме 1 триллион 500 миллиардов сумов, или с ростом к прошлому году в 1,7 раза. [1,с.2]
Тем не менее, отечественный малый бизнес имеет большие перспективы развития, хотя в сравнении с промышленно развитыми странами масштабы развития малого бизнеса, в нашей стране существенно ниже. Это не могло быть иначе, так как по существу на путь рыночных преобразований Узбекистан вступил лишь 24 года назад.
Как ведущий сектор рыночной экономики предприятия малого бизнеса определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, благодаря чему абсолютное большинство развитых стран всемерно поощряют деятельность малого бизнеса. Данный факт подтверждает, что малый бизнес как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам страны. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Предприятия малого бизнеса включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство.
Важнейшим приоритетом на протяжении всего независимого развития страны являлось создание благоприятных условий, оказание поддержки развитию малого бизнеса и частного предпринимательства. Малое предпринимательство на всем протяжении становления нового государства стало важным фактором обеспечения занятости и источником стабильных доходов населения.
1. Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача.// Народное слово, № 11. 17.01.2015.
2. Мухторова Д. Современные тренды на рынке банковских услуг для малого бизнеса. //Рынок, деньги и кредит. № 7.2014.
3. Каримов И. А. Наша главная цель — решительное продвижение по пути развития, демократического обновления и модернизации страны.//Народное слово. № 237, 06.12.2014.
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, частное предпринимательство, малое предпринимательство, Узбекистан, субъект предпринимательства, предпринимательская деятельность, процент, деловая среда, стимулирование развития, США.
Источник: moluch.ru