Что такое политический риск в международном бизнесе

Политический риск (на англ. political risk) — это вероятность возникновения потерь вследствие политических решений/изменений.

К политическим рискам относятся:

  • невозможность осуществления деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внутриполитической ситуации в стране, национализации, конфискации и предприятий, введения эмбарго, из-за отказа нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства и т.п.;
  • введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война и т.д.);
  • неблагоприятное изменение налогового законодательства;
  • запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа. В этом случае обязательно перед экспортерами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения.

Уровни политических рисков

Уровень риска — это количественная оценка ситуации (отражающая степень неопределенности в принятии решений) с учетом ущерба, обусловленного возможными нежелательными последствиями принимаемых решений. Практически уровень риска характеризует степень ответственности или безответственности того, кто выбирает пути решения задачи.

Высокая ликвидность vs. политические риски

На практике оценки политического риска даются для различных временных горизонтов, выбор которых определяется спецификой решений, требующих учета оценок риска.

Политический риск оценивается на различных уровнях: глобальном, региональном (по группам стран), национальном, по отдельным регионам внутри некоторых стран (по краям, областям, республикам, например, в России). В последние годы вырос интерес к глобальному риску.

Это видно, в частности, из тематики дискуссий на ежегодных конференциях Совета по управлению риском международного бизнеса. Это нашло отражение в тенденциях, связанных со стремлениями некоторых влиятельных кругов Запада к «глобальной координации» отношений между странами. Усилились тенденции к созданию «мирового поля доверия».

Однако здесь велика опасность усиления «уязвимости» некоторых государств от тех, кто будет контролировать это «поле» и определять нормы, которым должны следовать участники событий. В целом можно ожидать, что чем больше будет возрастать «координация» на глобальном уровне в сфере экономики, тем в большей степени будет снижаться уровень политической организованности на глобальном уровне за счет появления все большего числа малых государств, не находящих для себя места «под солнцем» в результате распада бывших великих держав. Уровень политического риска при этом должен повышаться.

Рейтинг политического риска стран мира

При оценке политического риска на национальном уровне обычно используются сравнительные данные, когда количественные оценки, характеризующие уровень риска по стране, преобразуются в соответствующие рейтинги.

Рейтинг страны — это ее место в общей совокупности сравнительных стран, отражающее степень желательности состояния соответствующей обстановки. Иногда говорят о различиях «политического климата». Трудность состоит в том, что рейтинги обычно привязаны к конкретному числу рассматриваемых стран (а их число не является постоянным).

Читайте также:  Дробление бизнеса законная оптимизация или налоговое

Управление HR рисками. Что это такое, как оценить HR риски и подготовить компанию к ним?

На практике рейтинг страны определяется с учетом ее места в группе стран, которые упорядочены в определенной последовательности с учетом соответствующих оценок уровня политического риска, которые определяются в баллах. Чаще всего используется 100-балльная шкала, где страны с минимальным уровнем политического риска получают наибольшие оценки в баллах. Политологи, которые привлекаются для оценки уровня политического риска при их использовании на практике, часто пользуются методами оценки риска, основанными на применении вероятностных моделей. Вероятностные оценки трансформируются в балльные, на основе которых определяется рейтинг страны (или другой стратегической зоны деятельности).

Оценки уровня политического риска и соответствующие рейтинги стран публикуются в периодической печати, например, в издаваемом в Лондоне журнале «Euromoney».

  • Euromoney (см. рейтинг)

Источник: www.financialguide.ru

Политический риск

Финансовый менеджмент

Политический риск — это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики.

Таким образом, политический риск связан с возможными изменениями в курсе правительства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности. Учет данного вида риска особенно важен в странах с неустоявшимся законодательством, отсутствием традиций и культуры предпринимательства.

Политические риски можно разделить на четыре группы:

  • риск национализации и экспроприации без адекватной компенсации:
  • риск трансферта, связанный с возможными ограничениями на конвертирование какой-либо валюты;
  • риск разрыва контракта из-за действий властей страны, в которой находится компания-контрагент;
  • риск военных действий и гражданских беспорядков, в результате которых предпринимательские фирмы могут понести большие убытки и даже обанкротиться.

Виды политических рисков

Политический риск условно можно также подразделить на страновой, региональный, международный.

Под страновым политическим риском следует понимать нестабильность внутриполитической обстановки страны, оказывающей влияние на результаты деятельности предпринимательских фирм, в связи с чем возрастает риск ухудшения финансового состояния фирм, вплоть до их банкротства. Особенно это отражается на предприятиях различных форм малого бизнеса.

Под региональным политическим риском понимается нестабильность политической обстановки в определенном регионе, которая влияет на результаты деятельности предпринимательских фирм; в частности, это может быть вероятность потерь из-за военных действий в данном регионе, а также вмешательства в предпринимательскую деятельность региональных органов управления.

Учет международного политического риска важен для предпринимателей, имеющих выход на международный рынок или зарубежных партнеров по бизнесу.

Поскольку на политические риски предприниматель не может оказывать непосредственного влияния, гак как их возникновение не зависит от результатов его деятельности, политический риск следует относить к группе внешних, или объективных, рисков.

Читайте также:  Бизнес счет ИП это

Источник: www.grandars.ru

Управление политическими рисками

Управление политическими рисками – это управленческий процесс, призванный минимизировать или предотвратить негативное воздействие политических рисков на осуществление определенной деятельности или реализацию определенных проектов.

Сущность политических рисков

В практике управления политическими рисками нет единого подхода к определению их содержания. Специалисты дают разные определения политическим рискам. В частности, кратким психологическим словарем политический риск определяется в качестве ситуативной характеристики деятельности, выражающейся в неопределенности исхода этой деятельности и возможности наступления неблагоприятных последствий при успешном ее разрешении.

Политические риски, как и любые иные риски, в первую очередь, обоснованы выбором из возможных альтернатив, вероятностью наступления того или иного результата по итогам этого выбора и условностью оценки принимаемых человеком решений.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Также под политическими рисками можно понимать вероятность наступления нежелательных последствий по результатам принятия решений, включая сферу международного бизнеса, или поиска способов стабилизации внутригосударственной обстановки в политическом, экономическом и социальном плане.

Американский исследователь Ч. Кеннеди под политическим риском понимает совокупность рыночных факторов, в том числе экономических, культурных, социальных и собственно политических. Причем в его представлении политические риски обусловлены не только кризисными явлениями, но и изменением законодательства, сменой политической власти и так далее. В структуре политического риска он выделяет макрориск, который оказывает воздействие на все структуры в государстве, и микрориск, отличающийся отраслевой направленностью.

Политические риски представляют собой совокупность факторов политического характера, оказывающих или способных оказать влияние на экономические субъекты.

Классификация политических рисков

В составе политических рисков можно выделить три основные группы:

«Управление политическими рисками»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

  • во-первых, инвестиционные политические риски, обусловленные конвертируемостью национальной валюты, экспроприацией собственности, политическим насилием. В условиях таких рисков инвесторы некомфортно себя чувствует на территории других государств, особенно если они характеризуются политической нестабильностью и низким инвестиционным рейтингом;
  • во-вторых, риски, обусловленные изменением законодательства. Перманентное изменение законодательства может оказывать существенное воздействие на осуществление любой деятельности;
  • в-третьих, квазиполитические риски, то есть риски, которые связаны с проблемами контрактных споров, обусловленных политической или коммерческой подоплекой.

Специфика управления политическими рисками

Управление политическими рисками представляет собой использование различных управленческих инструментов, направленных на сведение к минимуму или полную нейтрализацию негативных последствий принимаемых политических решений и политических событий.

Читайте также:  Dell модели для бизнеса

В основе управления политическими рисками находится ряд принципов, к числу которых можно отнести следующие:

  • во-первых, максимизация. Данный принцип характеризует стремление к максимальному охвату управлением всех возможных сфер возникновения политических рисков;
  • во-вторых, минимизация. Данный принцип выражается в стремлении управления к сокращению политических рисков до минимума, а также сокращению влияния политических рисков на деятельность;
  • в-третьих, адекватность реакции. Сущность данного принципа подразумевает необходимость своевременного и соответствующего реагирования на изменения, возникающие под влиянием политических рисков;
  • в-четвертых, принятие. Данный принцип подразумевает понимание необходимости принятия решений в условиях политических рисков, имеющих неизбежный характер.

Процесс управления политическими рисками можно разделить на ряд последовательных процедур, к числу которых относятся:

  • во-первых, процедура планирования управления политическими рисками. Данная процедура подразумевает осуществление выбора из возможных вариантов подходов к управлению политическими рисками и планирование деятельности субъекта управления по реализации управления политическими рисками;
  • во-вторых, процедура идентификации политических рисков. Данная процедура состоит в определении политических рисков, способных оказывать влияние на проекты, а также в документировании характеристик политических рисков;
  • в-третьих, процедура качественной оценки политических рисков. Данная процедура обеспечивает оценку политического риска и условий его возникновения для последующего определения их возможного влияния на определенные проекты или деятельность;
  • в-четвертых, процедура количественной оценки политических рисков. Данная процедура обеспечивает оценку возможных последствий воздействия рисков на определенный проект или деятельность;
  • в-пятых, процедура планирования реагирования на политические риски. Данная процедура определяет методы и инструменты, позволяющие ослабить возможные последствия воздействия политических рисков;
  • в-шестых, процедура мониторинга и контроля политических рисков. Данная процедура обеспечивает постоянное отслеживание динамики политических рисков с целью минимизации возможных негативных последствий.

Замечание 1

Процедуры управления политическими рисками находятся во взаимодействии друг с другом, иными процедурами.

Основа управления политическими рисками обеспечивает планирование этого управления. Процесс планирования в этом случае представляет собой принятие решений, направленных на применение и планирование управления политическими рисками в рамках конкретной деятельности или условий проекта. Процесс управления на этом этапе может включать в себя принятие решений по организация управления политическими рисками, обеспечение кадрами процедур управления этими рисками, выбор методологии управления, временного интервала мониторинга политических рисков и так далее.

В управлении рисками особое значение имеет их идентификации, поскольку от этого процесса максимально зависит успешность реализации той или иной деятельности. Эффективность идентификации политических рисков обеспечивается регулярностью их мониторинга.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин