Pivot (или разворот) — изменение направления работы стартапа/бизнеса, когда основатели понимают, что прежняя модель перестала быть эффективной и вы зашли в тупик. В идеальном варианте, стартапер изначально должен понимать, что придется делать пивоты и учитывать их в плане развития компании.
59 просмотров
Решение о том, что пора делать “разворот” наступает всегда по одной причине — ваша бизнес-модель просто перестает работать или вовсе никогда не работала. Возникает вопрос: “Что делать дальше?”. Закрывать бизнес или полностью менять сферу деятельности — слишком рискованное решение. Гораздо лучше найти рычаги, точки роста из того, что уже есть.
Как есть варианты для разворота?
- выход на новую аудиторию, рынок;
- создание продукта из существующей фичи;
- смена коммерческой политики, например: изменение тарифов, переход с системы с подписками на единоразовые платежи, получать деньги не с подписок, а с трафика;
- смена технологии продукта;
- концентрация на одной, самой прибыльной функции и отбрасывание остальных;
- расширение функций, создание дополнительных продуктов для повышения продаж.
В любом случае, если что-то пошло не так, как вы планировали, правильный пивот (или даже несколько пивотов) поможет вам выйти из ситуации победителем и сохранить компанию.
Про разворот в разделительной полосе
Каких ошибок надо избегать при совершении пивота
Своевременность
Наступает такой момент, когда деньги начинают заканчиваться и вы вдруг осознаете, что прибыли у вас нет, и с таким темпом вам осталось пара месяцев. Всегда отслеживайте, на какой срок у вас остались инвестиции, чтобы не пропустить момент для разворота. Зачастую, такая ситуация может возникнуть из-за страха у основателей перед переменами и слепой верой в свой продукт.
Конкуренция
Вы запустили свой стартап и только потом обнаружили, что конкурентов на рынке очень много. Можно попробовать биться с ними за каждого клиента, но на сколько у вас хватит сил и, самое главное, средств, чтобы конкурировать со старыми игроками. Реальное решение в этой ситуации — выделить определенную часть рынка/аудитории и работать только с ней.
Слишком крутой поворот
Вы приняли решение: “Надо сделать пивот!” — и полностью изменили бизнес-модель, план, рынок. У вас всегда должна быть основная цель, миссия, от которой вы можете отклоняться, но не менять ее полностью.
Слишком частые повороты
Нельзя слишком часто менять направление, вы просто потеряете вашу основную цель. Развороты должны быть редкими и точными.
Может и не надо?
Возможно, вам не нужен никакой пивот, ваши проблемы точечные и решаются обычными средствами. Решение о развороте должно быть четким, когда все понимают, что компания рушится и необходимы глобальные изменения.
Не буду писать про всем известные YouTube, Groupon, Slack и др.
Лучше рассмотрим сервис аренды жилья для путешественников Tripping.com.
Изначально стартап был задуман как социальная сеть, где путешественники и местные жители могли найти друг друга для встречи, общения и культурного обмена. Компания была основана в 2010 году. Месяц спустя у них были участники из 150 стран.
Урок 8.2: Повороты и развороты
Присоединение было бесплатным; компания планировала зарабатывать деньги в качестве партнера для крупных туристических сайтов — когда участник бронировал авиабилеты, номера в отелях или аренду автомобилей, Tripping.com получал скидку. Но этого не произошло; не было никакого интереса к бронированию авиабилетов, номеров в гостиницах или аренде автомобилей. Они не смогли монетизировать свою базу пользователей из-за отсутствия платежеспособной аудитории. Тут и начался поиск решения.
Поиск проблемы на рынке
В то время, было довольно сложно найти и забронировать жилье из другой точки света и цены на одну и ту же позицию, в разных источниках, отличались. Эта была глобальная проблема. Пришла идея объединить все места для аренды на одной платформе, так, чтобы можно было посмотреть все варианты и выбрать самое дешевое предложение.
Они приступили к работе над созданием системы метапоиска (для чего потребовалась новая команда инженеров) и начали убеждать сайты путешествий, такие как HomeAway и TripAdvisor, регистрироваться и делиться своими объявлениями. Тем временем они сохранили жизнь созданной ими социальной сети, но в 2012 сообщество все же закрыли.
Вскоре арендный бизнес начал развиваться. Tripping.com быстро рос, подписавшись на список партнеров по всему миру, поскольку рынок аренды на время отпуска стоимостью 100 миллиардов долларов стал одним из самых быстрорастущих сегментов в сфере путешествий. Только в 2016 году Tripping.com заработал на бронировании 500 миллионов долларов.
Статья была подготовлена в рамках прохождения программы Product Manager в ProductUniversity
Источник: vc.ru
Что такое Pivot в стартапе: примеры вдохновляющих историй «разворотов»
Всем, кто задумывается о создании своего стартапа, известна суровая статистика: 99% стартапов не выживает. Идеи оказываются не нужны рынку, клиент оказывается не готов платить, экономика не сходится, уровень сервиса не достаточен: и нет способа все это предугадать, можно только проверить на собственном опыте. Но есть хороший способ не упасть в бездну к 99% стартапов: вовремя сделать разворот и продолжить работу уже над новой концепцией. Этот маневр называется пивот (pivot) — и в свое время он спас не одну компанию, выросшую в итоге до «единорога».
Что такое Pivot — анализ текущей бизнес модели и текущего состояния прибыли, гипотезы и сам разворот в развитии.
Pivot («пивот») — это разворот бизнес модели, значительное изменение в процессах бизнеса и логике получения прибыли с целью протестировать новое направления развития. Pivot может проверять фундаментальную гипотезу о продукте, бизнес-модели или механизме роста.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Что такое пивот
Это принципиальный разворот бизнес модели, когда вы начинаете работать совсем по–новому или используете другие ориентиры для бизнеса (например, другая целевая аудитория или другой продукт),
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Зачем нужен пивот
Если ваша текущая бизнес модель является убыточной или недостаточно прибыльной, чтобы вы могли развиваться — вам нужен пивот.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Как сделать пивот
Проанализируйте свой бизнес и выявите узкие места, которые не позволяют вам расти и масштабироваться. Набросайте гипотезы о том, что вы можете делать иначе. Начните делать эксперименты, чтобы выяснить, куда вам нужно двигаться на самом деле.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
PIVOT — контекст применимости
Можно. И даже нужно
Хотим начать с примера из реальной жизни. Случались ли в вашей жизни «крутые повороты»? Быть может это была новая для вас работа, новое хобби или же абсолютно новый круг общения?
Так вот. Со стартапами тоже самое. Зарождающийся бизнес — это своего рода отдельный живой организм, которому, порой, нужны резкие изменения для будущего роста. Эти изменения как раз и есть Pivot, о котором расскажем дальше.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Pivot — ключевое понятие в бизнесе
Пивот (от англ. pivot — вращаться) — смена курса деятельности стартапа, с целью «нащупать» новые возможности для развития.
Вы просто не представляете, сколько годных стартапов прекратили свою работу проигнорировав эту палочку–выручалочку. На наш взгляд, пивот — это незаменимая часть построения любого бизнеса. Редко кому удается с первого раза найти правильный вектор движения. Мы, конечно, верим в ваши силы, но всё таки рекомендуем познакомиться с этим понятием поближе.
Ведь, сами посудите, что лучше: окончательно прекратить развитие стартапа из–за возникших проблем (а без них не бывает) или же пойти новым путём? Вовремя понять, что пора пробовать что–то ещё — это залог успеха. Да, потраченные средства, силы и время имеют место, но поверьте, это не впустую. Переменам быть!
Даже Конфуций об этом говорил:
Продакт–менеджер
Долгосрочная программа
Обучение с нуля профессии «Продакт–менеджер» в IT на реальных рыночных кейсах. Передадим вам практический коммерческий опыт и подготовим к трудоустройству.