Ситуация с рисками, представлявшая серьезную угрозу для банков 15 лет назад, сейчас характерна для компаний всех отраслей. Многочисленные риски этой категории мы называем стратегическими: речь при этом идет о внешних событиях и тенденциях, способных воспрепятствовать росту бизнеса компании и ударить по ее акционерной стоимости.
Aдриан Сливоцки (Adrian J. Slywotzky) – управляющий директор компании Mercer Management Consulting, один из авторов книги «Как добиться роста, когда рынок не растет» (How to Grow When Markets Don’t). Джон Джик (John Drzik) – президент компании Mercer Oliver Wyman, специализирующейся на финансовом консалтинге.
В начале 90-х во время латиноамериканского долгового кризиса, краха рынка недвижимости и общей экономической рецессии, доля обанкротившихся банков в США стала самой высокой после Великой депрессии. Десятью годами позже, когда экономика снова оказалась в кризисе в результате краха интернет-компаний, банки чувствовали себя прекрасно — число «плохих» кредитов сокращалось, прибыли оставались стабильными.
Выявили риск в бизнесе? Что делать? Первое правило!
Столь благоприятная перемена объясняется тем, что банкам удалось разработать новые инструменты для противостояния рискам, попутно создав совершенно новую дисциплину – управление финансовыми рисками. Был предложен механизм кредитных баллов, банки научились перераспределять свои финансовые риски. Сегодня действующие в банковском секторе правила требуют, чтобы участники рынка использовали финансовые модели, дающие количественную оценку коммерческих рисков.
Ситуация с рисками, представлявшая серьезную угрозу для банков 15 лет назад, сейчас характерна для компаний всех отраслей. Многочисленные риски этой категории мы называем стратегическими: речь при этом идет о внешних событиях и тенденциях, способных воспрепятствовать росту бизнеса компании и ударить по ее акционерной стоимости.
Посмотрим на проблему шире
В сфере управления корпоративными рисками в последние годы наблюдался значительный прогресс. Руководители финансовых служб научились количественно оценивать и учитывать широкий спектр рисков: финансовых, «материальных» (в частности, экологические катастрофы) и операционных (сбои компьютерных систем). Между тем гораздо более серьезные, стратегические риски пока остаются за кадром.
Стратегические риски в бизнесе очень многообразны. Появляется новая революционная технология, и целый ряд продуктов устаревает, какой-нибудь из ваших брендов становится нежизнеспособным. А резкая смена предпочтений потребителей приводит к преобразованию целой отрасли.
Чтобы противостоять подобным рискам, надо тщательно готовиться к ним. Разумеется, ни одна компания не в состоянии предугадать все возможные опасности. Тем важнее уделять внимание неприятностям, которые можно предотвратить. Если риск в равной степени угрожает всем компаниям отрасли, участники рынка, раньше других принявшие превентивные меры, могут получить значительное конкурентное преимущество. Более того, не исключено, что анализ стратегических рисков позволит выявить дополнительные источники роста бизнеса.
ТИПЫ РИСКА | Кредит в Бизнесе
Риски и контрмеры
САМЫЙ ГЛАВНЫЙ РИСК В БИЗНЕСЕ
НЕОПРАВДАВШИЕСЯ НАДЕЖДЫ НА НОВЫЙ ТОВАР — реальность в бизнесе. Чуть более половины новых товаров могут пережить пятилетний рубеж, а большинство идей не доходит даже до стадии апробирования на рынке. Самый большой риск в бизнесе — это риск «невостребованности» товара или услуги.
В среднем лишь 1 из 13 проектов берется за основу концепции нового товара. А из расходов на создание и продвижение новинок оправдывается примерно половина или немного больше. Вместе с тем существует предположение, что если половина ассортимента оказывается невостребованной, то предприятие лучше закрыть. Отсюда можно сделать простой вывод: ПРОБЛЕМА состоит в том, чтобы создавать товары, которые люди хотят покупать, и делать это быстрее, чем делают другие.
«Наша задача, — отмечал А. Морита, один из бывших руководителей всем известной фирмы «Сони», — сделать собственные товары устаревшими прежде, чем это сделают конкуренты».
Фирмы-победители располагают абсолютным преимуществом на рынке, поскольку:
- • берут на себя труд изучать конкурентов;
- • поручают работу группам, в состав которых входят специалисты
различных служб (маркетинг, дизайн, производство, снабжение);
• разрабатывают и выводят на рынок новые товары очень быстро.
Подсчитано, что успешные фирмы не менее половины своих доходов имеют от товаров, появившихся в течение последних пяти лет. У аутсайдеров на новые товары приходится не более 11% объемов продаж.
Компания «ЗМ» четко реализует принцип — минимум 25% годового оборота должны обеспечивать товары, появившиеся не более чем пять лет назад.
Оправдывает себя стремление к дифференциации, т.е. созданию четко идентифицируемых различий между собственным товаром и товаром конкурентов. «Дифференцируйся или умирай», — до такой степени драматизирует ситуацию Дж. Траут.
Просто отличия не годятся — очевидно, что это должны быть такие отличия, которых хочет КЛИЕНТ. Японцы расшифровывают понятие «отличительное преимущество товара» прежде всего как его высшее качество и надежность, затем как наличие сервисной поддержки и уж не как ценовые выгоды.
Они считают, что в большинстве случаев неудачи с новыми товарами можно объяснить ошибками в оценке рыночной ситуации. Если не знаешь клиента, то вывод на рынок нового товара — это лотерея. Изучение рынка — это сбор вчерашней информации. Более правильный курс — это понимание системы основных ценностей потенциальных клиентов.
Изучение «образа жизни», исповедуемое компанией «Сони», может быть ключом к пониманию современных тенденций. Возникло даже понятие «очеловечивание товара» — рассмотрение его с точки зрения всех аспектов стиля жизни и среды обитания будущего пользователя данного товара.
Кто знает лучше, каким должен быть автомобиль: те, кто их делает, или те, кто их эксплуатирует, или, может быть, те, кто являются пассажирами? Ответ на первый взгляд неочевиден, если не учитывать, что основные и наиболее значимые идеи инноваций приходят чаще всего извне, от самих клиентов.
Поэтому задача повышения успеха новых разработок является ключевой. Сделать эффективным процесс разработки и продвижения новинок — значит умножить свою прибыль.
«Дженерал Электрик» выходила на рынок железнодорожной техники США через проведение семинаров прямо у заказчиков, составляя вместе с клиентами перечни желаемых свойств новых локомотивов. Затем эти перечни разделили на две группы: что могла бы взять на себя фирма и что лучше могли бы сделать сами заказчики. Естественно, что предложенные фирмой изделия были встречены ими впоследствии более чем благосклонно.
Вместе с тем, если 10 из 10 новых товаров попадают «в точку», это тоже может означать, что что-то делается не так, например: нежелание рисковать в освоении новых сфер деятельности, а именно с таким риском и связаны самые громкие истории успеха.
Источник: studref.com
Что такое риск
Что такое риск и насколько точно рассчитывается его вероятность и последствия? Именно ответу на этот вопрос мы и посвятили данную статью.
Сам термин риск используется в различных сферах, но предусмотреть и оценить риски прежде всего пытаются в экономике, и именно на этом строятся рыночные отношения.
И даже если риски наносят неэкономический ущерб (здоровью, технике и т.п.), то все равно принято оценивать их в денежном эквиваленте. Поэтому сегодня главный акцент мы сделаем именно на экономической подоплеке данного вопроса.
Риск — это.
Термин «risk» имеет одинаковое значение во многих европейских языках, и означает возможную опасность наступления неблагоприятного исхода.
Это понятие имеет греческие корни, и образовано от слова risikon, что значит «утес» или «опасность».
Словом риск характеризуется ситуация, исход которой точно не определён, а последствия её при этом могут быть неблагоприятными. Предполагается, что в такой ситуации невозможно точно рассчитать вероятность благоприятного исхода.
Чаще под понятием «риск» понимают именно вероятность потерь, хотя правильным будет понимание любого результата, который будет отличаться от ожидаемого. То есть, возможен как риск убытков и неприятностей, так и риск получения сверхприбыли.
Виды рисков
Определений у этого термина много, они зависят от того, какие именно возможны потери, как они измеряются и оцениваются.
В том случае, если оценка потерь ясна, например, жизнь человека, степень риска не оценивается, она считается максимальной. Оценивается только вероятность наступления ситуации риска.
Наиболее часто встречаются такие классификации рисков:
- Технический. Вероятность поломки или отказа устройства (оборудования, техники) за заданный период работы потенциально опасного объекта.
- Возможный территориальный риск. Частота аварийных ситуаций на данной территории. Разновидность — экологический риск, как вероятность негативных изменений в окружающей среде.
- Коллективный. Опасность для определённой группы людей. Разновидностью можно считать профессиональный риск.
- Приемлемый риск. Под ним понимается компромисс (что это такое?) между желаемым уровнем безопасности и возможными способами его достижения.
Причины возникновения
Есть три группы причин возникновения рисков:
- Неполная информация, как внешняя, так и внутренняя. Для этих причин особенно важен фактор времени. Если решение рассчитывается поздно, появляется больше возможностей для появления неучтённых событий. Следовательно, риск возрастает.
- Лицо (лица), ответственное за принятие решения, имеет ограниченные способности, в принятии и обработке информации.
- На ситуацию влияют внешние силы, влияние при этом может быть случайным или целенаправленным.
Современная наука – экономика полагает, что любая финансовая деятельность находится в зоне риска, а управление этой деятельностью – это управление рисками и попытки найти их приемлемый – рациональный уровень.
Экономический риск
Он всегда измеряется в денежном выражении. Однако в эту группу рисков входят не только те, что приводят к денежным потерям напрямую. Сюда же входит неэкономический ущерб, если его можно оценить в денежном выражении.
Оценка в денежном измерении, во-первых, естественна для бизнеса, а во-вторых, позволяет управлять им. Например, риск утраты здоровья в результате несчастного случая имеет неэкономическую природу. Но при выражении в денежной форме: затрат на лечение, страховые выплаты, может быть отнесён к экономическим.
То же и с потерей предприятием репутации из-за невозврата кредита. Она станет экономическим риском, когда отрицательно повлияет на развитие бизнеса.
Обратная сторона свободы предпринимательства — это усиление риска.
В условиях рыночных отношений приходится внедрять технические новшества, новые технологии, принимать нестандартные решения, что усиливает риск.
Так что, одно из основных правил предпринимателя — предвидеть риск, и не избегать его, а снижать до как можно более низкого уровня.
Риск в финансовой сфере — это возможное, но нежелательное воздействие результатов или последствий каких-то определённых событий на имеющийся актив (что это?).
При профессиональных оценках риска вероятность такого события оценивают вместе с обстоятельствами, возникающими при его наступлении. Но в случае рыночных активов, точнее, активов, которые оценивает рынок, все возможные события сразу же суммарно отражаются на цене актива. Следовательно, риск наступает, когда меняется цена.
Функции риска
Чтобы лучше понять, что такое риск, следует разобраться, какие функции он выполняет.
У стимулирующей функции есть две стороны – конструктивная и деструктивная.
Конструктив состоит в том, что риск при решении экономических задач, особенно в сфере инвестиций, – это катализатор. Деструктивная сторона в том, что необоснованные риски – прямой путь к авантюризму.
Ещё одна функция — защитная.
Люди издавна ищут средства защиты от неожиданных и нежелательных последствий. В экономике это выражается в страховании рисков в создании страховых резервных фондов, например.
С социально-правовой точки зрения, функция риска во внедрении в законодательство категорий, связанных с правомерностью риска.
Возможные последствия
Экономические риски делятся на три категории по последствиям:
- допустимые. Потери хоть и будут, но размеры ожидаемой прибыли они не превысят;
- критические. Потери точно превысят ожидаемую прибыль, и могут даже привести к потере всех вложенных средств;
- катастрофические. Потери могут привести к полной неплатёжеспособности предприятия, или же имеется прямая опасность экологической катастрофы или угроза жизни людей.
Заключение
В общем и целом, риск — это сочетание вероятности и последствий наступления событий, оценивающихся как неблагоприятные.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Бытует мнение, что человек, который не рискует никогда не добьется успеха. Однако, как показывает практика, гораздо правильнее тщательно рассчитывать и взвешивать свои поступки, а не действовать на удачу.
Тот, кто достиг успеха в финансовой сфере, непременно рисковал, впрочем те, кто потерпели крах, рисковали не меньше. Здесь вопрос в том, чем мы готовы рискнуть ради возможности обогатиться? Кто-то может поставить на кон всё своё состояние, а кто-то поставит сумму не превышающую карманных расходов.
С другой стороны, мы не всегда взвешиваем свои риски, к примеру, садясь в автомобиль, разве мы изучаем статистику смертельных ДТП?
Ваш комментарий или отзыв
Источник: ktonanovenkogo.ru