Уберизация — замена посредников цифровыми сервисами (убер-платформами), связывающими клиентов и потребителей тех или иных услуг.
Термин произошёл от названия онлайн-сервиса по заказу такси Uber. Компания резко изменила эту индустрию: прежде возить пассажиров могли только лицензированные таксисты, их услуги стоили дорого, а вызывать их приходилось по телефону либо ловить в городе. С появлением Uber возить людей смогли не имеющие лицензии водители, пассажирам стало проще вызывать машину, а время подачи и стоимость проезда заметно упали.
Подобные вещи происходят и в других секторах экономики.
Пример употребления на «Секрете»
«С 2016 года я пристально смотрел на рынок уберизации услуг и понимал: аутсорсинг, которым я на тот момент занимался, можно быстро превратить в Uber-сервис».
(Предприниматель Андрей Яценко — об истории своего сервиса по вызову мастеров бытовых услуг.)
История
Автором термина считается председатель совета директоров французской медиагруппы Publics Морис Леви. Он впервые произнес слово «уберизация» во время интервью в конце 2014 года — так он обозначил главный тренд следующего года.
Критика
Эксперты выделяют ряд проблем, связанных с развитием уберизации:
- сложности законодательного регулирования деятельности убер-платформ;
Юридически цифровые площадки не являются поставщиками товаров и услуг, поэтому не несут никакой ответственности за них. Из-за этого тот же Uber запретили в ряде стран.
Сами площадки влиять на качество тоже не могут. Всё, что они могут предложить, — рейтинговая система оценки. Однако оценки можно и накрутить.
- негативное влияние на рынок труда.
Рост автоматизации процессов связывают с угрозой сокращения числа рабочих мест. К тому же исполнители на таких платформах не являются их работниками — это значит, что они не защищены трудовым законодательством (не могут брать больничных и не получают отпускных) и не смогут рассчитывать на пенсию.
Источник: secretmag.ru
Уберизация – что это такое?
Понятие «уберизация» применяется для обозначения одного из направлений эволюции экономики и процессов в сфере предпринимательства. Данный термин не раскрывается отечественным законодательством, его появление связывают с функционированием компании Uber (создателем сервиса по онлайн-подбору автомобиля для поездок). В масштабах отдельных сегментов рынка, экономики государства это может оказывать как положительное, так и негативное воздействие.
Уберизация – что это такое простыми словами
Для уберизации характерно применение цифровых технологий, высокая скорость обработки информации и автоматизация большинства процессов. Для расширения клиентской базы за счет максимального охвата аудитории потребителей и минимизации расходов создаются мобильные платформы (например, по быстрому поиску пользователями свободных транспортных средств для поездок в нужном направлении, или свободных гостиничных номеров для проживания). Это позволило напрямую свести покупателей и поставщиков услуг, сократить эксплуатационные расходы вследствие отказа от традиционной схемы ведения бизнеса.
Как работает уберизация, что это такое? Это компьютеризация сферы услуг, замена человеческого трудового ресурса средствами автоматизации. Для этого разрабатываются электронные площадки, пользователями которых являются поставщики и потребители услуг. Функции по сведению покупателей и продавцов, рекламе сервиса берет на себя владелец интернет-площадки, взамен он получает комиссионное вознаграждение.
Уберизация бизнеса
Цифровизация частного бизнеса и госсектора экономики в условиях роста распространения мобильных технологий неизбежна. Но это может стать причиной одномоментного высвобождения большого числа специалистов (в результате автоматизации большей части технических операций) и даже привести к упадку целых отраслей.
Положительными чертами уберизации являются:
- быстрая адаптация бизнес-системы к меняющимся условиям;
- сокращение затрат;
- повышение конкурентоспособности;
- возможность охватить максимальное число покупателей в короткие сроки.
На примере частного бизнеса уберизация услуг проявляется, например, в создании служб такси, которые работают с мобильными приложениями по онлайн-заказу транспорта. Схема состоит из трех звеньев:
- «убер», который выполняет функции администратора, посредника между продавцами и покупателями, занимается регуляторной деятельностью;
- субъекты хозяйствования, оказывающие услуги и получающие заказы через электронный сервис «убера»;
- потребители, заказывающие услуги через цифровую платформу.
Уберизация экономики предусматривает активное использование интернет-площадок для создания условий по прямому взаимодействию заказчиков услуг с их исполнителями. Непосредственные поставщики работ и услуг не являются собственниками цифровой платформы, через которую осуществляется административно-регуляторная деятельность, но они могут в полном объеме пользоваться функционалом таких приложений для увеличения собственной выгоды.
Цифровизация бизнеса требует наличия большого числа агентов, оказывающих услуги. Это условие можно выполнить в сфере логистики, транспортных перевозок, автосервисов, торговли, аренды жилья, маркетинговых исследований и т.п.
Так, уберизация в логистике направлена на сведение между собой покупателей товаров и грузоперевозчиков. Потребители получают возможность сократить сроки доставки купленных изделий, поддерживать связь с транспортным агентом и отслеживать текущее местонахождение груза. Для грузоперевозчика выгода заключается в минимизации холостых рейсов, появлении возможности эффективно планировать рабочую загрузку.
Уберизация социальных услуг
В госсекторе автоматизация услуг прослеживается на примере работы портала «Госуслуги» и сервисов налоговой службы. Граждане через эти онлайн-ресурсы могут осуществлять регистрацию разных действий, становиться или сниматься с госучета, оплачивать налоги, пошлины и услуги госорганов, заказывать справки, оформлять талоны в очереди на прием к специалистам, вести переписку с контролирующими структурами и оперативно получать информацию по имеющимся долгам перед бюджетом.
В Ханты-Мансийском АО с января 2018 года и до конца 2019 года реализуется проект по уберизации сегмента соцуслуг населению. Онлайн-портал предлагает гражданам воспользоваться возможностью заказать услуги:
- социального такси;
- сиделок;
- нянь;
- сурдопереводчиков;
- по устройству пожилых людей в семьи.
База данных ресурса аккумулирует сведения о лицах, нуждающихся в таких социальных услугах и о возможных исполнителях работ. Правовая регламентация пилотного проекта уберизации соцуслуг осуществляется через Постановление Правительства ХМАО-Югры от 22.12.2017 г. № 559-п.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Источник: spmag.ru
Короче: уберизация экономики
Одним из главных трендов 2016 года стала уберизация. Под «уберизацией» мы будем понимать влияние на сектора экономики сервисов, обеспечивающих координацию деятельности независимых агентов рынка, оптимизирующих взаимосвязи между ними. В данном случае «убер» — имя не собственное, а нарицательное, которое, подобно ксероксу, будет обозначать целый класс явлений.
Что такое уберизация?
Этот термин произошёл от названия американской компании Uber, которая разработала мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси. Приложение так и называется, Uber, и с его помощью пользователи создают запросы на поездки, которые затем напрямую переадресуются водителям, зарегистрированным в системе.
Короче, термин «уберизация» означает внедрение компьютерных интерфейсов для проведения прямых сделок между клиентами и поставщиками услуг, в обход посредников.
А давайте примеры убер-компаний?
Окей. Помимо самой компании Uber, давшей в 2009 году название всему явлению и обслуживающей ныне более 500 городов мира, можно, пожалуй, назвать ещё двух главных иностранных убер-гигантов в сфере перевозок. Во-первых, это израильский сервис Gett, открывшийся в 2010 году и работающий в более чем в 50 крупных городах по всему миру. Ну и во-вторых, компания Lyft, которая работает с 2012 года и обслуживает более 200 городов в США.
А в России работает а-ля убер-сервис «Яндекс.Такси» — он стал доступен с октября 2011 года. Он интегрирован с другими продуктами и сервисами компании «Яндекс»: водители из таксопарков, с которыми сотрудничает «Яндекс.Такси», работают по «Яндекс.Картам», а клиенты могут расплачиваться за поездки с помощью «Яндекс.Денег».
Так уберизация — это только про такси?
Нет, уберизация — глобальное явление, проникающие во все сферы бизнеса.
Так, убер-гигант гостиничной индустрии, компания Airbnb, была создана в Сан-Франциско в 2008 году (заметьте, даже раньше Uber, но «эйрбиэнбизация» — не звучит). Это онлайн-сервис для размещения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья по всему миру, который работает в более чем 34 тысячах городов из 191 страны по всему миру.
В сфере интернет-коммерции работает китайская Alibaba Group, основанная в 1999 году в Ханчжоу. Она владеет порталом Alibaba.com, где различные компании проводят свои торговые операции по схеме B2B. В 2012 году объём продаж на порталах группы Alibaba составил 1,1 трлн юаней (170 млрд долларов).
Но это всё мастодонты. А вообще убером является любой сайт, напрямую соединяющий клиента и исполнителя с помощью специального убер-интерфейса, будь то сервис по поиску репетиторов, нянь, музыкантов, поваров или даже врачей.
Стоп, что за «убер-интерфейс»? Как эта штука работает?
Убер-интерфейс хорош тем, что забирает на себя значительную часть функций посредника между клиентом и исполнителем.
Во-первых, он ищет клиента и предоставляет ему информацию о продукте. Во-вторых, он помогает договориться о сделке. В-третьих, он предоставляет обеим сторонам контроль за сделкой в ходе её исполнения. И, наконец, в четвёртых, он обеспечивает расчёты между клиентом и исполнителем.
И что круто, весь этот процесс стандартизирован с помощью интерфейса — прост, прозрачен и единообразен для каждого клиента и исполнителя. Другими словами, убер — это чёткие правила игры. И да, в этом его отличие от простой доски объявлений. Убер выполняет все вышеперечисленные функции по единым правилам, известным всем игрокам.
Что хорошего в уберизации?
Она значительно снижает издержки — и для клиента, и для исполнителя. Убер-интерфейс выполняет все взятые на себя процессы более эффективно, чем посредник, которого он замещает. При этом — и дешевле, и безопаснее.
Докажите!
Хорошо, возьмём пример с такси. Согласитесь, что исполнителю-владельцу машин выгоднее получать поток заказов, идущий через убер-сервис, и платить ему комиссию, чем содержать свою структуру, которая будет эти заказы искать, верно? А клиенту-заказчику такси удобнее и быстрее вызвать такси через убер-сервис, чем обзвонить десять диспетчерских и самому найти оптимальный вариант.
Звучит логично, но всегда есть подводные камни.
Они действительно есть. Например, законодательству очень трудно регулировать деятельность убер-сервисов, которые, парадоксально, но не являются поставщиками услуг, доступ к которым предоставляют их платформы. Так — Uber в своём пользовательском соглашении отрицает, что он перевозчик, а Airbnb — что гостиничный сервис. Поэтому они не несут ответственности за продукт, получаемый клиентом с помощью их интерфейса. По сути дела, клиенты пользуются им на свой страх и риск, ведь законодательно реализовать претензию к убер-компании очень сложно: это показывает практика судов не только в России, но и по всему миру.
Кстати о качестве — клиенту есть за что опасаться?
Вообще, качество услуг — главная болевая точка уберизации. Все убер-компании понимают это и пытаются создавать те или иные фильтры, защищающие пользователей от плохих поставщиков услуг — чаще всего это системы отзывов и оценок. Но это опять же проблема — насколько онлайн-рейтинги вообще способны заменить государственное и профессиональное регулирование? Скептики отмечают, что число хороших игроков на рынке всегда фиксированно, а увеличивая путем уберизации объем предложения услуг, мы получаем лишь всё больше и больше некачественных продуктов.
Какие ещё проблемы есть у уберов?
Другая проблема уберизации связана с её влиянием на количество рабочих мест. Критики уберизации указывают на то, что, устраняя посредников, она способствует проблеме безработицы. В случае с Uber — появление этого игрока на рынке перевозок лишает занятости всех сотрудников компаний-диспетчеров. Однако противники такой точки зрения считают, что происходит не сокращение, а перераспределение занятой рабочей силы на рынке. Так, по их мнению, Uber способствует росту объема перевозок, рынок разрастается — а значит появляются новые рабочие места, ведь нужно всё больше водителей для того, чтобы этот разросшийся рынок обслуживать.
А может ли государство как-то влиять на всю эту уберизацию?
Тут мнения специалистов делятся.
Согласно одной точке зрения, государство должно адаптироваться к уберизации — процессу, порождаемому обществом и развитием технологий — и начать правильно ей управлять. Именно государство должно решить проблемы порождаемые уберизацией — законодательную уязвимость клиентов, низкое качество услуг, негативное влияние на рынок рабочей силы. Оно же должно наладить систему стимулирования, контроля и поддержания убер-проектов, а также использовать big data, накопленные различными уберами, в формировании собственного политического курса, делая его таким образом более адекватным запросам общества.
А другая точка зрения на роль государства?
Сторонники другой концепции доказывают, что в уберизации места государству вообще нет, более того, она — начало конца всех государств. Уберизация создаст новую мировую экономическую систему — совершенно добровольную, абсолютно рыночную и открытую. Она породит сначала локальные, а затем и мировые системы госплана, который будет формироваться сам, без участия государства — без насилия, без чиновников. Утопия. Согласно этой концепции, государство — лишь один из посредников, которых убер так хорошо умеет заменять.
Короче, уберизация — это всерьез и надолго?
Короче, да. Уберизация экономики — это тренд, который кардинально и навсегда изменит систему экономических связей, производства и потребления, какой она сложилась в XX веке.
Источник: sib.fm