Особенность современного VUCA-мира в том, что в нем очень быстро возникают новые явления, события — он непредсказуем и быстр. Этот мир пронизан цифровыми технологиями, которые рождаются ежеминутно и меняют все вокруг. Хотите понять, что происходит и научиться жить в этом мире? Изучите желтый уровень спиральной динамики (теории эволюционного развития систем), связанный с интеллектом, технологиями и сетевыми структурами.
Прорывные технологии ( Disruptive technologies )
Те самые технологии, которые меняют, переизобретают все , меняют рынки, имеют отношение к желтому уровню спиральной динамики. Желтые идеи, мыслительная деятельность, IT рождаются там, где разрушается то, что было ранее. Технологичный «Uber» разрушает всю предыдущую токсичную зелёную историю такси.
Прорывные технологии
«Uber» — пример платформы, изобретения желтого уровня, соединяющей пользователей и исполнителей, как и Airbnb, Amazon, Apple Store и Google Market и т.д.
ЖЕЛТЫЙ БИЗНЕС #1 ВЕСТА НА МЕХАНИКЕ CNG в такси заработала 1000 000 рублей!!!ПРОБЕГ 200 000 КМ!
Новой технологией могла бы стать, например, печать пиццы на 3D принтере, дающая возможность производить недорогой продукт.
Хороший кейс возникновения прорывной технологии – компания «Prizma», которая сделала в свое время жёлтый скачок вперед , позволяя накапливать огромные данные от других пользователей по обработке фотографий.
Технологические стартапы на желтом уровне разрушают существующие рынки. Например, изобретают инновационную технологию для производства пластмассы. В итоге ее могут делать десять человек, давая такие же объемы как завод из двух тысяч человек.
Не физический человек, а его интеллект
Это грандиозное эволюционное продвижение когнитивистики желтого уровня, осуществленное такими крупными IT-компаниями, как Google, Yandex и другими корпорациями. Хотя для них очень важно, чтобы на зелёном уровне сотрудник вписывался в их ценности, соответствовал культурному коду, все равно его «покупают», т.е. берут на работу не как человека, а как мыслящую субстанцию. На первом месте — умение думать, вклад в желтый уровень, изобретение, вижн.
Любой программист для такой корпорации – это думающая голова на ножках. У него может не быть рук, ног, он может обладать неприятной внешностью, но его с удовольствием купит большинство компаний, даже не узнав, как он выглядит и насколько ограничены его физические возможности. Главное – его мозг, чистый желтый интеллект.
Повышение прибыльности за счет технологий
Желтые технологии, приходящие к оранжевым, помогают им достигать более серьезных целей и на порядки увеличивать прибыль.
Так, например, работая с синей технологией, продавец может сделать двадцать, максимум тридцать звонков в день, не потеряв в качестве общения с клиентом. Намного более впечатляющий результат дает использование желтой технологии. Она оцифровывает алгоритм беседы, записывая каждую из реплик продавца, и робот делает звонки клиентам. Наверняка, вы сталкивались ситуацией, когда в ответ на свое «Здравствуйте» слышали механический голос и понимали, что вас не слышат, потому что это запись, а не живой человек.
С одной стороны, вы можете повесить трубку, но ловушка в том, что вы уже уловили информацию!
Важно понять, что сейчас, благодаря технократическому, техногенному, токсичному желтому развитию, переизобретению за последние сто лет практически всех возможных технологий, не осталось ни одной синей области, которая не могла бы быть революционно изменена жёлтым.
Новая культура коммуникаций
Создание цифровой среды для коммуникаций — это очень важный желтый продукт, который помогает совершить качественный скачок в бизнесе.
Желтый уровень переизобретает зеленое офлайновое сообщество в онлайне. Поэтому мы, компания Neuromap, часто говорим, что онлайн переизобретет офлайн, например, в сфере образования.
Но желтые цифровые коммуникации могут стать токсичными. Пример – Facebook, гениальное изобретение Марка Цукерберга, объединившее людей по всему миру, его частный случай корпоративный Facebook .
Но вместе с тем мы увидели и токсичные проявления, вал рекламы и отсутствие настоящего общения с тем, кто нам дорог и интересен. Из-за этого, рискуя деньгами, Марк Цукерберг был вынужден изменить политику компании в отношении приоритета новостей в ленте .
Что такое желтый пояс шести сигм?
Методология шести сигм — это структурированный подход к решению проблем с использованием данных для принятия решений с использованием потока проекта DMAIC: определение, измерение, анализ, улучшение и контроль. Различные уровни подготовки классифицируются серией поясов, аналогичных боевым искусствам: желтый, зеленый, черный и черный пояс мастера.
Желтые пояса
Желтые пояса — это чемпионы высшего звена, которые посетили однодневный обзор Six Sigma и DMAIC. Чемпионы выбирают для черных поясов и их команд проекты, над которыми они будут работать, исходя из целей компании.
Зеленые пояса
Эти ученики, решающие проблемы, проводят неделю в обучении, и перед сертификацией им необходимо решить проект. Они также служат сборщиками данных для черных поясов.
Черные пояса
Черные пояса посещают дополнительные пять недель тренировок сверх зеленых поясов с дополнительными деталями в экспериментальном дизайне. Они будут тренировать зеленые пояса через более сложные части проектов. Черные пояса — это наиболее распространенная сертификация и считается основным средством решения проблем в компании, ориентированной на шесть сигм.
Мастер черного пояса
Где пройти сертификацию
Хотя у большинства крупных компаний есть собственные внутренние программы сертификации, между компаниями нет единообразия. Черный пояс Американского общества качества (и другие пояса) быстро становится стандартом. ASQ также предлагает ремни и обучение в таких областях, как здравоохранение и сервис.
Источник: ru1.financieremedia.com
Каким будет жёлтый бизнес?
Довольно часто приходится слышать вопрос о том, каким образом реализуется бизнес на жёлтой и на бирюзовой стадии Спиральной Динамики. В этом тексте я постараюсь развернуть своё мнение на этот счёт. Предлагаю сначала вспомнить ключевое определение. В энциклопедии бизнес определяют как экономическую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от производства и продажи товаров, оказания услуг.
Вернёмся к рассмотрению эволюции такой человеческой сферы интересов, как бизнес. В контексте Спиральной Динамики я могу себе представить представить жёлтые и бирюзовые общественные организации, но мне сложно представить себе именно бизнес на втором порядке мышления в том понимании слова «бизнес», которое приведено в определении выше. Вряд ли стоит ожидать присутствия всех социальных явлений на всех струнах Спиральной Динамики — бизнеса не было на бежевой и фиолетовой струнах, если не называть бизнесом процесс дележа добычи охотников между членами одного племени.
Всякий раз при качественной трансформации субъект предыдущей стадии мышления превращается в объект для практического использования на стадии следующей. Красный вождь использует фиолетовое племя для строительства империи, синий архиепископ использует красных воинов для спасения веры, оранжевый бизнесмен использует синих бухгалтеров для оптимизации налогообложения, зелёный урбанист использует оранжевые коммерческие структуры для активизации творческой и деловой активности горожан. Бизнес как социальное явление начинается на красной струне, расцветает на оранжевой и практически полностью исчерпывает свою суть на зелёной, превращаясь из субъекта в объект, т.е. из всепоглощающей цели в качественный работающий инструмент. Бизнес как феномен центрирован вокруг оранжевого. То, что останется от «бизнеса» на жёлтом проще обозвать каким-то новым словом, потому что эта деятельность трансформируется почти до неузнаваемости — извлечение прибыли (см. определение выше) перестаёт быть главной целью организаций, красота и сложность которых эволюционировали так высоко.
Вопрос о «жёлтом бизнесе» в аудитории задаётся довольно часто. Тот факт, что мы хотим преломлять Спиральную Динамику через бизнес, а не наоборот, характеризует наши собственные ценности и фильтры восприятия. Спиральная Динамика очевидно являет собой модель существенно большего порядка, чем бизнес в качестве одного из социальных явлений. Любое из социальных явлений можно рассмотреть через наши цветные призмы, получая при этом новые понимания и находя ответы на насущные вопросы. Но вряд ли стоит рассматривать СД через призму ценностей какого-то одно социального явления, пусть весьма значимого и актуального для современности.
Преподавая своим слушателям Спиральную Динамику, я довольно часто обращаю их сознательное внимание на желание записать себя повыше, словно бы получив тем самым новый статус. Так звучит в нас оранжевая струна. Через неё Спиральная Динамика воспринимается своеобразно, в её «уровнях» тогда легко можно найти восемь поводов для высокомерия, восемь ступеней к успеху, восемь вариантов для статусных игр. И тогда, с этими фильтрами внимания, есть желание искать, находить, внедрять и совершенствовать жёлтые, бирюзовые, коралловые бизнес-процессы.
Зелёные организации из книги Фредерика Лалу очевидно являются таковыми в силу того, что собственник или тот, кто непосредственно находится у руля, уже достаточно удовлетворил свои амбиции, чтобы ставить во главу угла одно лишь извлечение прибыли. Пожалуй, одним из критериев новой парадигмы организационного устройства коммерческих организаций является некая интегральность, неразделяемая важность внешних и внутренних критериев успешности. На оранжевом мы уделяем больше внимания тому, что удаётся измерить, т.е. внешним, объективным и системным факторам — «нельзя управлять тем, что нельзя измерить». На зелёном внутренние, субъективные, личностные, тонкие формы взаимоотношений в самом коллективе и с клиентами становятся, повторюсь — неразделимо, ВРОВЕНЬ важны, наряду с материальной эффективностью.
Если начинать с этого тезиса всякий семинар о «бирюзовых» организациях, то мы получим честную, но пока ещё небольшую аудиторию бизнесменов, которые в действительности хотят делать эволюционные шаги и имеют своими целями не только материальное благополучие, которое, безусловно, важно. Вечные смыслы эти бизнесмены ценят дороже бренных вещей.
Они социально активны, неравнодушны, это взрослые, чувствующие мужчины и женщины, которым не всё равно. Они отчётливо понимают, что деньги это не столько цель, сколько средство для достижения чего-то ещё более значимого.
У такой небольшой, но весьма могущественной целевой аудитории в системе внутренней мотивации очевидно превалируют социальные, культурные, научные, исследовательские, даже духовные ориентиры. Затевать «бирюзовое» внутреннее переустройство компании ради повышения прибыли — для них является пустой тратой времени с неочевидными выгодами. При этом, что очень вероятно, прибыль в результате такого переустройства будет заметно увеличена, но не за счёт привычной оптимизации бизнес-процессов, уменьшения затрат и увеличения доходов, а за счёт невиданной для оранжевого мышления личной вовлечённости и предельной ответственности каждого сотрудника. Движение к новой организационной парадигме, вращение основной причины организационных трансформаций вокруг одной лишь темы прибыли противоречит самой идее этой новой организационной парадигмы.
Интегральная Спиральная Динамика является инновационной идеологической платформой, вмещающей в себя весь возможный опыт человечества и делающая успешные предсказания на будущее, одним из которых и явились «бирюзовые» организации Фредерика Лалу. С её помощью можно многое понять о бизнесе, сделав его гораздо эффективнее.
В этом может быть жёлтый исследовательский интерес бизнесмена, привносящего передовые представления об архитектуре сознания в дело своей жизни. Именно поэтому, как я сказал в начале — жёлтый и бирюзовый бизнес я не могу себе представить. Впрочем, жёлтые и бирюзовые цели у владельцев бизнеса, безусловно, могут быть.
Если жёлтого бизнеса не бывает, то с бизнесменами, в музыке которых отчётливо слышно звучание жёлтой струны, я знаком лично. Они учатся, исследуют новое, создают и разрушают модели реальности. Они начинали как бизнесмены и им по-прежнему интересны проекты, приносящие прибыль, но… они уже не убираются, не вмещаются в слово «бизнесмен». Они больше, богаче, счастливее, смелее, глубже. Кто они?
Самое время ввести в естественный ежедневный обиход новое слово для Homo Ludens, «человека играющего»!
Источник: spiraldynamics.pro