Знак качества в нашей стране имеет давнюю историю, однако полного доверия к нему в советское время не было, как нет и сейчас. Он воспринимается потребителями как некий дополнительный бонус, но никак не гарантия качества товара. Для того, чтобы это качество получить, надо обращать внимание на совсем другие вещи.
Обновленный Знак качества действует в России уже несколько лет, и весьма успешно. По данным Роскачества, в 2019 году более 50 новых товаров получили Знаки качества, а более 30 продлили уже действующую маркировку. «Покупатели голосуют рублем за такие продукты, торговые сети отдают им приоритетные места на полках, в результате чего производителям приходится постоянно повышать качество выпускаемой продукции», — отметил руководитель Роскачества Максим Протасов.
Возродить позабытый советский символ было решено в 2013 году. Тогда Минпромторг провел конкурс, на котором победил знак, нарисованный дизайнером Дмитрием Мордвинцевым. Он представляет собой прямую (а не перевернутую, как в советском прототипе!) букву К в пятиугольнике. Новый Знак качества присваивает Роскачество, причем для производителей это абсолютно бесплатно.
Екатерина Ульянова. О переходе прав на товарный знак ИП при прекращении и возобновлении статуса ИП
Современный российский знак качества выдается лучшим отечественным товарам на основании независимых испытаний АНО «Российская система качества», рассказал директор по продуктам и инновациям финтех-маркетплейса VR_Bank Михаил Петров. «Сама организация появилась сравнительно недавно на основании распоряжения правительства РФ в 2015 году. Это не маркетинговый ход, а еще один критерий для выбора в пользу конкретного товара в сравнении с другими», — полагает он.
ВСЕ ДЕЛО В ДОВЕРИИ
Параллельно существуют и другие знаки, обозначающие соответствие отраслевым или региональным требованиям качества, а также экологичность товара. Как правило, их присуждают государственные и общественные организации.
Однако из всего этого многообразия доверять стоит лишь Знаку качества, да и то лишь в определенной степени, считают эксперты. «В нашей стране он наиболее достоверен. Это связано с тем, что методология его присуждения сильно отличается – все остальные организации, кроме Роскачества, делают это за деньги. Компания заказывает исследование и платит за него, получая вожделенный знак, тогда как новый Знак качества выдают за счет бюджета РФ», — говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
На прочие знаки внимания обращать не стоит – они за долгие годы себя дискредитировали. На упаковках полно обманных заявлений о пользе, качестве и экологической чистоте товара, что подрывает доверие к подобному маркетингу в целом, считают эксперты.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Однако полного доверия не было и к советскому прототипу знака. Его история началась в 1960-е годы, когда страна полностью вернулась к мирной жизни. Однако большая часть промышленности продолжала обслуживать ВПК, и даже там, несмотря на все преференции, качество большинства образцов советской продукции не могло конкурировать с западными аналогами. Что было говорить о товарах народного потребления, производство которых и вовсе финансировалось по остаточному принципу.
Товарный знак: на ООО или ИП
Надежды на совесть производителей не оставалось, и было решено ввести нематериальное стимулирование. В 1967 году вышло положение о государственном знаке качества, который присваивался только товарам высшего качества.
О том, что имели в виду создатели знака, ведутся споры и по сей день. Его общая форма – пятиугольник – явно отсылает к пятиконечной звезде, главному геральдическому символу СССР. Вписанные внутрь две галочки, по разным версиям, являются перевернутой буквой К, символом весов и циркуля либо стилизованным изображением человека.
Решение о присвоении знака принимала специальная аттестационная комиссия раз в два-три года. Первым в истории его был удостоен электродвигатель Завода имени Ильича. Однако, вопреки надеждам создателей, особого стимула делать хорошие товары у производителей Знак качества не вызвал. А во времена позднего СССР гораздо больше доверия у покупателей вызывала надпись Made in USSR – она означала, что товар сделан на экспорт. Вот тогда уровень качества действительно был близок к европейскому. «Могут же, когда захотят», — говорили счастливые обладатели экспортной продукции.
По мнению Янина, это связано с тем, что и в те времена Знак качества порой появлялся на откровенно плохих товарах – стиральные машинки, холодильники, пылесосы и даже автомобили ломались сразу после покупки и постоянно требовали ремонта. Процент брака в потребительском секторе был чрезвычайно высок высок. Но люди, хоть и не имели выбора, понимали, что так быть не должно.
БИЗНЕС И НИЧЕГО ЛИЧНОГО
Сегодня большинство игроков рынка просто не хотят играть в эти игры со знаком качества. «Большие компании справедливо считают, что их марка сама является гарантией добросовестности и высокого качества продукции. На самом деле, молодое поколение сейчас находится во власти брендов, и название, например, марки Pampers говорит для них само за себя, без каких-то дополнительных «кружочков» и наклеек», — считает он.
Какие-то надежды на «кружочки» возлагают небольшие предприятия – они могут заказать необходимое исследование у любой частной компании и, потратив деньги, получить вожделенный сертификат. Но здесь больше маркетинга, чем реальной заботы о качестве, и потребители это понимают.
Поэтому при покупке товаров следует обращать внимание на множество других вещей, а вовсе не на знаки и медали. По словам Петрова, все зависит от типа продукции и от того, где вы ее приобретаете.
«Основные — экологические знаки, штрих-код для того чтобы узнать кем и в какой стране произведен товар, состав товара в котором можно найти запрещенные пищевые добавки и конечно срок годности. QR-код, если он присутствует на товаре, делается для удобства прочтения информации о товаре на экране вашего смартфона, например. Также его еще используют для размещения информации о различных акциях для клиентов и начисления бонусов или получения кэшбэка за покупки этого товара», — рассказал он.
А КАК У НИХ?
Система маркировки товара в Европе, где, собственно, она и появилась, заслуживает больше доверия, но тоже далеко не идеальна. Одним из старейших знаков качества считается британский кайтмарк (Kitemark). С 1903 года его присваивает Британский институт стандартов (British Standards Institution, BSI). Изначально кайтмарк представлял собой марку британских стандартов для трамвайных рельсов, а затем распространился и на другие товары.
«Согласно опросам потребителей, это один из наиболее узнаваемых символов качества и безопасности в мире, которому доверяет 88% взрослого населения Великобритании, а также принимает большинство национальных регуляторов», — говорит директор по глобальной сертификации продукции BSI Гари Фентон.
В странах Евросоюза используется СЕ-mark, который представляет собой буквы С и Е, расположенные на касающихся друг друга окружностях. Он является обязательным для всех товаров, продающихся на европейском рынке, и означает, что изделие соответствует нормам и требованиям ЕС.
Интересно, что на товарах, производимых в Китае, ставят очень похожий символ – те же буквы С и Е, но расположенные ближе к друг другу. Это знак — China Export – означает лишь страну происхождения товара, но никаких гарантий соответствия стандартам качества не дает.
«Заграничным знакам можно и нужно доверять. CE-mark, Woolmark и Der Grune Punkt имеют хорошую и долгую репутационную историю. Но в любом случае для начала следует ознакомиться с информацией о знаках качества в конкретной стране для принятия объективного решения», — считает Петров.
Итак, подделок и агрессивного маркетинга хватает и за рубежом. Поэтому самый надежный контролер качества – в голове покупателя, а производителя может стимулировать по-настоящему лишь наличие реальной конкуренции.
Источник: russretail.ru
Всё для маркировки Честный Знак
Маркировка Честный Знак – это технология идентификации и слежения за производимой и ввозимой продукцией. Основана на наличии уникального кода, зафиксированного в системе производителем или импортёром.
Цель: Сокращение оборотов «теневого» рынка и защита от подделок и контрафакта.
Как работать в системе
И производитель и продавец должны иметь личный кабинет на портале Честный Знак. Он активируется после регистрации. Для работы потребуется ЭП и электронный документооборот.
Если товарная группа предполагает маркировку остатков, то сделать это может тот, у кого продукция находится на хранении. Генерация баркодов бесплатна только для складских остатков. Для новых изделий она обойдется в несколько десятков копеек за штуку.
Производитель / Импортёр | Продавец |
Описывает свои товары в личном кабинете ГС1 РУС | Подтверждает приёмку на сервисе |
Запрашивает двухмерные коды Data Matrix к каждой единице и наносит на упаковку | Заносит в онлайн-кассу товар, указывая его принадлежность к маркированному |
Указывает коды в электронных УПД | Осуществляет списание, путём считывания Data Matrix при продаже |
Важно понимать, что наклейка или бирка должны надёжно фиксироваться, не выцветать и быть устойчивы к механическим воздействиям. Выполнение этих требований зависит от качества расходного материала. Лучше всего использовать термотрансферные этикетки и соответствующий по составу риббон .
Источник: kkm74.ru
Знаки соответствия стандартам качества
Знаки соответствия сертификации. Данные знаки указывают на соответствие товара тому или иному стандарту, требованиям сертификационных организаций и т.д. Они бывают национальными, международными, отраслевыми или специально предназначенными для определенной группы товаров. Все промышленно развитые страны, а также международные организации и компании имеют свои знаки соответствия. Использование знаков соответствия в России регулируется специальными Правилами Госстандарта.
Отечественные знаки соответсвия стандартам качества
Знак ГОСТ Р
«Сделано в России»
Знак качества «Сделано в России»
100 лучших товаров России
100 лучших товаров России
Народная Марка
Экологически безопасный продукт
Экологически безопасный продукт
Государственный Знак Качества СССР
Государственный Знак Качества СССР
Знаки соответствия стандартам качества принятые в СНГ
Знак соответствия БелСТ. Республика Беларусь.
Сертификат качества Украины — УкрСЕПРО
УкрСЕПРО — Сертификат качества Украины,
Маркировка экологических стандартов
знак ‘Листок жизни’
Листок жизни
— российская программа экомаркировки, разработчиком которой является НП ‘Санкт-Петербургский Экологический союз’.
знак ‘Green Seal’
Зеленая Печать
Знак
‘Голубой ангел’
Знак ‘Голубой ангел’
Знак ‘Цветок ЕС’
Знак Miljomarkt — Скандинавский лебедь
— обозначает соответствие товара жестким скандинавским экологическим нормативам. Экологический сертификационный символ, введенный четырьмя Скандинавскими странами (Швецией, Норвегией, Финляндией и Исландией) в 1990 году. Обозначает соответствие товара жестким скандинавским экологическим нормативам.
Знак — ‘Экологический выбор’
‘Ресайклинг’
‘Der Grune Punkt’ — ‘Зеленая Точка’
‘Der Grune Punkt’ —
Название этого знака переводится с немецкого как «Зеленая точка».Вопреки распространенному мнению, этот знак не означает, что продукт или его часть были изготовленны из переработанных материалов или хотя бы пригодны для переработки.
На самом деле, знак ставится на свою продукцию компаниями, которые оказывают финансовую помощь германской программе переработки отходов «Eco Emballage» (Экологическая Упаковка») и включены в ее систему утилизации. Т.о. за пределами Германии знак никакого положительного смысла не несет, а в случае, когда он ставится на отечественные продукты местными производителями — и вовсе абсурден.
Зарубежные и международные стандарты
качества товаров и услуг
Стандарты ISO —
Организация по стандартизации «International Organization for Standardization» — это международная организация, которая занимается выпуском стандартов. Создана в 1946 году. СССР был организатором, одним из 25 стран участниц и постоянным членом руководящих органов. Россия, как правопреемник, так же является членом ИСО.
ISO 90 Certified
ISO 9 Quality Assurance
ISO 9 Certified
CE-mark — «Сonformite Europeenne»
переводится как «Европейское Соответствие». СЕ маркировка указывает на соответствие продукции требованиям европейских регламентов, в качестве которых выступают директивы ЕС, имеющие силу закона в государствах-членах Евросоюза. Потребитель должен знать, что СЕ — это не знак качества, а гарантия безопасности того или иного вида продукции. СЕ маркировка обязательна для всех поступающих на европейский рынок товаров, подпадающих под директивы ЕС, в то время как сертификация продукции на соответствие стандартам качества является добровольной.
Источник: mozp.org