Чтобы распоряжаться собственным расчетным счетом в качестве индивидуального предпринимателя, вам потребуется освоить процесс составления и отправки в банк платежных документов, в частности — платежных поручений, на основании которых сотрудник банка будет отправлять деньги с вашего счета в адрес получателя.
Если составленное вами платежное поручение будет содержать ошибки, то перечисление денежных средств либо затянется, либо не состоится вовсе, либо деньги будут отправлены не тому получателю. Поэтому к заполнению платежных поручений ИП необходимо относиться предельно внимательно.
Нередко шибки при заполнении платежных поручений возникают у начинающих предпринимателей, так как зачастую они самостоятельно, без помощи бухгалтера, заполняют платежки и учатся на собственных ошибках. Именно для таких ИП и предназначена данная статья – она позволит избежать грубых ошибок и сэкономит время.
Если вы открыли счет в небольшом банке, то есть большая вероятность получить консультацию непосредственно у операциониста, контролирующего правильность заполнения платежного поручения — он расскажет вам какие данные и в каких графах указывать. А вот если вы обслуживаетесь в крупном банке, то узнать почему отвергнута ваша платежка можно только по коду ошибки, который не всегда информативен для неопытного бухгалтера.
Как заполнить платежное поручение ?
Обязательные реквизиты платежного поручения
Платежное поручение – это ничто иное, как распоряжение, которое владелец счета (в нашем случае предприниматель) отправляет автоматически или приносит лично в банк, с целью перепоручить банку обязанность по перечислению средств в адрес получателя, указанного в документе. Банк проверяет правильность составления платежного поручения ИП или юридического лица и при наличии на его счете необходимой суммы переводит средства в банк получатель платежа.
- Наименование и код расчетного документа («Платежное поручение», «0101060»).
- Индивидуальный номер и дата составления.
- Наименование и ИНН плательщика и получателя платежа.
- Наименование и данные банка (БИК, кор.счет, адрес местонахождения) плательщика и получателя.
- Назначение платежа.
- Сумма цифрой и прописью.
- Очередность платежа и вид операции.
- Подпись и печать ответственных лиц.
Составленное платежное поручение имеет ограниченный срок действия- 10 дней с даты его составления. В платежке нельзя делать исправлений. Независимо от указанной в платежном поручении суммы, банк обязан принять его и исполнить как только на счете плательщика окажется сумма, необходимая для платежа.
Поле «Сумма» в платежных поручениях заполняется с разделителем «-» при наличии копеек, и оканчивается на «=», если копеек нет. То есть корректно это поле будет выглядеть так – «1000-24» (с копейками) или «1000=» (если копеек нет). В сумме прописью количество копеек указывается только при их наличии.
Особенности платежных поручений ИП
В качестве унифицированной формы платежного поручения, полностью соответствующей требованиям, Центральный Банк утвердил форму 0401060, которая используется как ИП, так и юридическим лицами. Но платежное поручение ИП имеет некоторые особенности, о которых необходимо помнить:
- ИНН индивидуального предпринимателя длиннее на 1 символ;
- счет ИП начинается с последовательности цифр 40802;
- в наименовании плательщика обязательно обозначит его статус в платежном поручении — «ИП» или полностью – «индивидуальный предприниматель» (в зависимости от требований банка). Такое же требование относится и к получателю-предпринимателю;
- так как индивидуальные предприниматели не имеют КПП, то в соответствующую графу вписывается «0».
При автоматизированном заполнении платежек, с помощью интернет-банка или бухгалтерской программы, иногда поле КПП контролируется, поэтому вместо одного 0 необходимо поставить 9 нолей, чтобы платежное поручение ИП прошло автоматический контроль.
Контроль платежных поручений
Составить платежное поручение можно как при помощи специализированной бухгалтерской программы (например, 1С), при помощи интернет-бухгалтерий (таких как « Бухгалтерия.Контур » или «Мое дело»), при помощи интернет-банка или клиент-банка, предоставляемого обслуживающим вас банком. В крайнем случае, всегда можно скачать бланк платежного поручения для ИП, заполнить платежку при помощи обычного печатного редактора и отнести в банк лично.
Имейте в виду, что стоимость обработки платежного поручения переданного в автоматическом режиме и доставленного вами лично на бумаге будет разной, так как в первом случае участие сотрудников банка минимализируется. Уточнить разницу стоимости вы можете в тарифах вашего банка на расчетно-кассовое обслуживание.
Любое, составленное при помощи программного обеспечения платежное поручение ИП и отправленное им в банк, проходит несколько ступеней контроля:
- Автоматизированный контроль на уровне бухгалтерской программы или интернет-банка в которых заполняется платежка. Как правило, контролируется количество знаков в цифровых полях, ключевой разряд в расчетных счетах, корректность указанного БИК банка, отсутствие пустых полей в поручении.
- Повторный автоматизированный контроль в процессе передачи платежного поручения ИП в банковскую систему.
- Контроль платежки операционистом – на этом этапе сотрудник банка контролирует правильность заполнения полей. Основное внимание уделяется назначению платежа, которое заполняется в соответствии с требованиями банка.
- Автоматизированный контроль на межбанковском уровне, вовремя передачи платежки в банк-получатель.
Таким образом, правильно составленное платежное поручение – это залог своевременного поступления перечисленных вами средств. В связи с большим количеством цифровых полей не рекомендуем заполнять платежные поручения ИП «от руки», так как велика вероятность ошибки. Используйте бухгалтерские программы, имеющие встроенный алгоритмы контроля правильности заполнения полей платежки.
Бланк платежного поручения
Источник: www.burokratam-net.ru
Инструкция: реквизиты для платежного поручения в 2023 году
Платежным поручением называют финансовый документ, на основании которого производятся взаиморасчеты между организациями. Он составляется на бланке по форме ОКУД 0401060, заполнять который необходимо в строгом соответствии с законодательно утвержденными нормами.
В Положении Банка России № 762-П от 29.06.2021 указано, что такое реквизиты платежных документов, — это данные, на основании которых заполняется поручение для расчетов с контрагентами и органами бюджетной системы РФ. Положением № 762-П закреплен бланк этого документа. А в Приказе Минфина РФ №107н от 12.11.2013 утвержден порядок заполнения платежки.
Какие реквизиты используют в платежных поручениях
Чтобы отправить оплату контрагенту или бюджетным органам (внебюджетным фондам), необходимо определить обязательные реквизиты платежного поручения по нормам Минфина и ЦБ. Каждому полю соответствует свое значение.
Собрали в таблице, какие реквизиты обязательно указывать в платежном поручении в 2023 году:
Общие | ||
3, 4 | Номер и дата документа | Порядковая нумерация, дата строго соответствует дню формирования |
5 | Вид платежа | Как направляется поручение — электронно, почтой и т. п. |
6, 7 | Сумма оплаты | Указывается сумма цифрами и прописью |
8, 9 | Данные плательщика | Наименование и банковский счет плательщика |
10-12 | Сведения о банке плательщика | Название банка, его БИК и коррсчет |
16, 17 | Данные получателя платежа | Наименование и банковский счет организации-получателя |
13-15 | Сведения о банке получателя | Название, БИК и коррсчет банка получателя |
60, 102 | ИНН, КПП | ИНН и КПП плательщика |
61, 103 | ИНН, КПП | ИНН и КПП получателя |
18 | Вид операции | Во всех ПП указывается значение «01» |
24 | Назначение платежа | Расписывается цель и основание проводимой оплаты |
Перечень и описание реквизитов платежного поручения по расчетам в бюджет | ||
101 | Статус плательщика | Значения берутся из Приказа Минфина РФ № 107н от 12.11.2013 (приложение № 5) с учетом изменений, вступивших в силу с 01.10.2021 по Приказу Минфина №199н от 14.09.2020 |
104 | Код бюджетной классификации | КБК проставляются в соответствии с Приказами Минфина РФ № 85н от 06.06.2019 и № 99н от 08.06.2020 |
105 | ОКТМО | Код местонахождения в соответствии с классификацией территорий |
106 | Основание | Для бюджетных расчетов основания берутся из Приказа Минфина РФ № 107н (приложение № 2) либо ставится значение 0, с учетом изменений, вступивших в силу с 01.10.2021 по Приказу Минфина № 199н от 14.09.2020 |
107 | Налоговый период | Указывается период возникновения обязательства |
108 | Документ-основание | Название регистра, по которому совершается оплата (требование, договор), с учетом изменений, вступивших в силу с 01.10.2021 по Приказу Минфина № 199н от 14.09.2020 |
109 | Дата документа-основания | Число, которым датировано требование, договор и т. п. |
Какие реквизиты должен иметь банковский документ по расчетам с поставщиками и исполнителями | ||
21 | Очередность | Для взаиморасчетов с поставщиками — значение 5 |
24 | Назначение | В обязательном порядке указывается наименование товаров, работ или услуг, за которые осуществляется оплата, и данные документов-оснований — номера и даты контрактов, счетов, счетов-фактур, товарных накладных, актов выполненных работ. Также необходимо отметить, аванс это или окончательный расчет, и дать информацию об НДС или его отсутствии |
Таким образом, наименование платежных реквизитов — это регистрационные сведения об организации (наименование, ИНН, КПП), банковские данные (номер счета и сведения о банке) и, в случае взаиморасчетов с поставщиками, номер, дата и сумма счета или информация о заключенном сторонами договоре.
Бухгалтеру на заметку: платежные реквизиты у бюджетных организаций аналогичны данным коммерческих предприятий, но в графе «Наименование» необходимо указать лицевой счет бюджетной организации в Казначействе.
Вот новые правила:
- в поле 13 указываем новое название банка получателя;
- в поле 14 отражаем измененный БИК банка получателя;
- в поле 15 заполняем номер счета банка получателя из состава единого казначейского счета;
- в поле 17 вписываем номер казначейского счета.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как заполнить платежку по налогам и взносам. Используйте эти инструкции бесплатно.
Получите бесплатный доступ , чтобы прочитать.
Ошибки в реквизитах и как их исправить
При допущении неточности или ошибочных данных исполнителю придется уточнять оплату либо проводить возврат денежных средств. Самая распространенная ошибка — неверное указание назначения платежа. Но у плательщика есть возможность исправления — уточнить реквизиты, написав обращение в банк в свободной форме. Подписать уточняющее письмо должны те же лица, которые расписывались в ошибочной платежке.
Если в платежном поручении неверно сформировано назначение для налогового трансферта, то исполнителю необходимо организовать с территориальной ИФНС сверку, самостоятельно оформить акт, подписать и направить его в налоговую инспекцию.
Если завышена сумма платежа в бюджет, то исполнитель пишет в налоговую заявление с просьбой зачесть переплату в счет будущих периодов или на возврат. Если оплата занижена, то исправить это уже нельзя. Единственный вариант — сформировать новую платежку и доплатить недостающую сумму.
Если в платежном поручении в налоговую неправильно указан статус плательщика, исполнитель направляет заявление в ИФНС о переводе денежных средств путем зачета с ошибочного кода на верный.
Какие ошибки в реквизитах нельзя исправить
Чтобы не ошибиться в платежах, следует знать, в каком формате отправлять свои реквизиты на оплату контрагенту: в письменном виде, заверив письмо подписью директора и главного бухгалтера.
В платежке невозможно исправить такие ошибки:
- неверный счет получателя;
- неправильное наименование банка.
В обоих случаях придется возвращать произведенный трансферт и выставлять платежное поручение повторно, выплачивая пени за просроченный период оплаты.
Ответ на вопрос, важен ли КПП банка при перечислении денег, — нет. Идентификация банка происходит автоматически при внесении в соответствующее поле значения БИК.
А вот ошибки в КБК для налоговой подлежат исправлению. Для корректировки плательщик отправляет письменное заявление об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ). Особый порядок уточнения действует для ФСС: если неправильно указали первые три цифры кода бюджетной классификации, такая ошибка не подлежит исправлению (пп. 4 п. 7 ст. 26.1, ст.
26.11 125-ФЗ от 24.07.1998). Если первые 3 цифры верные, а ошибка допущена в остальных 17 цифрах идентификатора, деньги придут в ФСС. В таком случае плательщику необходимо направить письмо об уточнении платежа.
Об авторе статьи
Задорожнева Александра
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Источник: gosuchetnik.ru