Чтобы распоряжаться собственным расчетным счетом в качестве индивидуального предпринимателя, вам потребуется освоить процесс составления и отправки в банк платежных документов, в частности — платежных поручений, на основании которых сотрудник банка будет отправлять деньги с вашего счета в адрес получателя.
Если составленное вами платежное поручение будет содержать ошибки, то перечисление денежных средств либо затянется, либо не состоится вовсе, либо деньги будут отправлены не тому получателю. Поэтому к заполнению платежных поручений ИП необходимо относиться предельно внимательно.
Нередко шибки при заполнении платежных поручений возникают у начинающих предпринимателей, так как зачастую они самостоятельно, без помощи бухгалтера, заполняют платежки и учатся на собственных ошибках. Именно для таких ИП и предназначена данная статья – она позволит избежать грубых ошибок и сэкономит время.
Если вы открыли счет в небольшом банке, то есть большая вероятность получить консультацию непосредственно у операциониста, контролирующего правильность заполнения платежного поручения — он расскажет вам какие данные и в каких графах указывать. А вот если вы обслуживаетесь в крупном банке, то узнать почему отвергнута ваша платежка можно только по коду ошибки, который не всегда информативен для неопытного бухгалтера.
Как заполнить платежное поручение ?
Обязательные реквизиты платежного поручения
Платежное поручение – это ничто иное, как распоряжение, которое владелец счета (в нашем случае предприниматель) отправляет автоматически или приносит лично в банк, с целью перепоручить банку обязанность по перечислению средств в адрес получателя, указанного в документе. Банк проверяет правильность составления платежного поручения ИП или юридического лица и при наличии на его счете необходимой суммы переводит средства в банк получатель платежа.
- Наименование и код расчетного документа («Платежное поручение», «0101060»).
- Индивидуальный номер и дата составления.
- Наименование и ИНН плательщика и получателя платежа.
- Наименование и данные банка (БИК, кор.счет, адрес местонахождения) плательщика и получателя.
- Назначение платежа.
- Сумма цифрой и прописью.
- Очередность платежа и вид операции.
- Подпись и печать ответственных лиц.
Составленное платежное поручение имеет ограниченный срок действия- 10 дней с даты его составления. В платежке нельзя делать исправлений. Независимо от указанной в платежном поручении суммы, банк обязан принять его и исполнить как только на счете плательщика окажется сумма, необходимая для платежа.
Поле «Сумма» в платежных поручениях заполняется с разделителем «-» при наличии копеек, и оканчивается на «=», если копеек нет. То есть корректно это поле будет выглядеть так – «1000-24» (с копейками) или «1000=» (если копеек нет). В сумме прописью количество копеек указывается только при их наличии.
Особенности платежных поручений ИП
В качестве унифицированной формы платежного поручения, полностью соответствующей требованиям, Центральный Банк утвердил форму 0401060, которая используется как ИП, так и юридическим лицами. Но платежное поручение ИП имеет некоторые особенности, о которых необходимо помнить:
- ИНН индивидуального предпринимателя длиннее на 1 символ;
- счет ИП начинается с последовательности цифр 40802;
- в наименовании плательщика обязательно обозначит его статус в платежном поручении — «ИП» или полностью – «индивидуальный предприниматель» (в зависимости от требований банка). Такое же требование относится и к получателю-предпринимателю;
- так как индивидуальные предприниматели не имеют КПП, то в соответствующую графу вписывается «0».
При автоматизированном заполнении платежек, с помощью интернет-банка или бухгалтерской программы, иногда поле КПП контролируется, поэтому вместо одного 0 необходимо поставить 9 нолей, чтобы платежное поручение ИП прошло автоматический контроль.
Контроль платежных поручений
Составить платежное поручение можно как при помощи специализированной бухгалтерской программы (например, 1С), при помощи интернет-бухгалтерий (таких как « Бухгалтерия.Контур » или «Мое дело»), при помощи интернет-банка или клиент-банка, предоставляемого обслуживающим вас банком. В крайнем случае, всегда можно скачать бланк платежного поручения для ИП, заполнить платежку при помощи обычного печатного редактора и отнести в банк лично.
Имейте в виду, что стоимость обработки платежного поручения переданного в автоматическом режиме и доставленного вами лично на бумаге будет разной, так как в первом случае участие сотрудников банка минимализируется. Уточнить разницу стоимости вы можете в тарифах вашего банка на расчетно-кассовое обслуживание.
Любое, составленное при помощи программного обеспечения платежное поручение ИП и отправленное им в банк, проходит несколько ступеней контроля:
- Автоматизированный контроль на уровне бухгалтерской программы или интернет-банка в которых заполняется платежка. Как правило, контролируется количество знаков в цифровых полях, ключевой разряд в расчетных счетах, корректность указанного БИК банка, отсутствие пустых полей в поручении.
- Повторный автоматизированный контроль в процессе передачи платежного поручения ИП в банковскую систему.
- Контроль платежки операционистом – на этом этапе сотрудник банка контролирует правильность заполнения полей. Основное внимание уделяется назначению платежа, которое заполняется в соответствии с требованиями банка.
- Автоматизированный контроль на межбанковском уровне, вовремя передачи платежки в банк-получатель.
Таким образом, правильно составленное платежное поручение – это залог своевременного поступления перечисленных вами средств. В связи с большим количеством цифровых полей не рекомендуем заполнять платежные поручения ИП «от руки», так как велика вероятность ошибки. Используйте бухгалтерские программы, имеющие встроенный алгоритмы контроля правильности заполнения полей платежки.
![]()
Бланк платежного поручения
Источник: www.burokratam-net.ru
Инструкция: реквизиты для платежного поручения в 2023 году
Платежным поручением называют финансовый документ, на основании которого производятся взаиморасчеты между организациями. Он составляется на бланке по форме ОКУД 0401060, заполнять который необходимо в строгом соответствии с законодательно утвержденными нормами.
В Положении Банка России № 762-П от 29.06.2021 указано, что такое реквизиты платежных документов, — это данные, на основании которых заполняется поручение для расчетов с контрагентами и органами бюджетной системы РФ. Положением № 762-П закреплен бланк этого документа. А в Приказе Минфина РФ №107н от 12.11.2013 утвержден порядок заполнения платежки.
Какие реквизиты используют в платежных поручениях
Чтобы отправить оплату контрагенту или бюджетным органам (внебюджетным фондам), необходимо определить обязательные реквизиты платежного поручения по нормам Минфина и ЦБ. Каждому полю соответствует свое значение.

Собрали в таблице, какие реквизиты обязательно указывать в платежном поручении в 2023 году:
| Общие | ||
| 3, 4 | Номер и дата документа | Порядковая нумерация, дата строго соответствует дню формирования |
| 5 | Вид платежа | Как направляется поручение — электронно, почтой и т. п. |
| 6, 7 | Сумма оплаты | Указывается сумма цифрами и прописью |
| 8, 9 | Данные плательщика | Наименование и банковский счет плательщика |
| 10-12 | Сведения о банке плательщика | Название банка, его БИК и коррсчет |
| 16, 17 | Данные получателя платежа | Наименование и банковский счет организации-получателя |
| 13-15 | Сведения о банке получателя | Название, БИК и коррсчет банка получателя |
| 60, 102 | ИНН, КПП | ИНН и КПП плательщика |
| 61, 103 | ИНН, КПП | ИНН и КПП получателя |
| 18 | Вид операции | Во всех ПП указывается значение «01» |
| 24 | Назначение платежа | Расписывается цель и основание проводимой оплаты |
| Перечень и описание реквизитов платежного поручения по расчетам в бюджет | ||
| 101 | Статус плательщика | Значения берутся из Приказа Минфина РФ № 107н от 12.11.2013 (приложение № 5) с учетом изменений, вступивших в силу с 01.10.2021 по Приказу Минфина №199н от 14.09.2020 |
| 104 | Код бюджетной классификации | КБК проставляются в соответствии с Приказами Минфина РФ № 85н от 06.06.2019 и № 99н от 08.06.2020 |
| 105 | ОКТМО | Код местонахождения в соответствии с классификацией территорий |
| 106 | Основание | Для бюджетных расчетов основания берутся из Приказа Минфина РФ № 107н (приложение № 2) либо ставится значение 0, с учетом изменений, вступивших в силу с 01.10.2021 по Приказу Минфина № 199н от 14.09.2020 |
| 107 | Налоговый период | Указывается период возникновения обязательства |
| 108 | Документ-основание | Название регистра, по которому совершается оплата (требование, договор), с учетом изменений, вступивших в силу с 01.10.2021 по Приказу Минфина № 199н от 14.09.2020 |
| 109 | Дата документа-основания | Число, которым датировано требование, договор и т. п. |
| Какие реквизиты должен иметь банковский документ по расчетам с поставщиками и исполнителями | ||
| 21 | Очередность | Для взаиморасчетов с поставщиками — значение 5 |
| 24 | Назначение | В обязательном порядке указывается наименование товаров, работ или услуг, за которые осуществляется оплата, и данные документов-оснований — номера и даты контрактов, счетов, счетов-фактур, товарных накладных, актов выполненных работ. Также необходимо отметить, аванс это или окончательный расчет, и дать информацию об НДС или его отсутствии |
Таким образом, наименование платежных реквизитов — это регистрационные сведения об организации (наименование, ИНН, КПП), банковские данные (номер счета и сведения о банке) и, в случае взаиморасчетов с поставщиками, номер, дата и сумма счета или информация о заключенном сторонами договоре.
Бухгалтеру на заметку: платежные реквизиты у бюджетных организаций аналогичны данным коммерческих предприятий, но в графе «Наименование» необходимо указать лицевой счет бюджетной организации в Казначействе.
Вот новые правила:
- в поле 13 указываем новое название банка получателя;
- в поле 14 отражаем измененный БИК банка получателя;
- в поле 15 заполняем номер счета банка получателя из состава единого казначейского счета;
- в поле 17 вписываем номер казначейского счета.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как заполнить платежку по налогам и взносам. Используйте эти инструкции бесплатно.
Получите бесплатный доступ , чтобы прочитать.
Ошибки в реквизитах и как их исправить
При допущении неточности или ошибочных данных исполнителю придется уточнять оплату либо проводить возврат денежных средств. Самая распространенная ошибка — неверное указание назначения платежа. Но у плательщика есть возможность исправления — уточнить реквизиты, написав обращение в банк в свободной форме. Подписать уточняющее письмо должны те же лица, которые расписывались в ошибочной платежке.
Если в платежном поручении неверно сформировано назначение для налогового трансферта, то исполнителю необходимо организовать с территориальной ИФНС сверку, самостоятельно оформить акт, подписать и направить его в налоговую инспекцию.
Если завышена сумма платежа в бюджет, то исполнитель пишет в налоговую заявление с просьбой зачесть переплату в счет будущих периодов или на возврат. Если оплата занижена, то исправить это уже нельзя. Единственный вариант — сформировать новую платежку и доплатить недостающую сумму.
Если в платежном поручении в налоговую неправильно указан статус плательщика, исполнитель направляет заявление в ИФНС о переводе денежных средств путем зачета с ошибочного кода на верный.
Какие ошибки в реквизитах нельзя исправить
Чтобы не ошибиться в платежах, следует знать, в каком формате отправлять свои реквизиты на оплату контрагенту: в письменном виде, заверив письмо подписью директора и главного бухгалтера.
В платежке невозможно исправить такие ошибки:
- неверный счет получателя;
- неправильное наименование банка.
В обоих случаях придется возвращать произведенный трансферт и выставлять платежное поручение повторно, выплачивая пени за просроченный период оплаты.
Ответ на вопрос, важен ли КПП банка при перечислении денег, — нет. Идентификация банка происходит автоматически при внесении в соответствующее поле значения БИК.
А вот ошибки в КБК для налоговой подлежат исправлению. Для корректировки плательщик отправляет письменное заявление об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ). Особый порядок уточнения действует для ФСС: если неправильно указали первые три цифры кода бюджетной классификации, такая ошибка не подлежит исправлению (пп. 4 п. 7 ст. 26.1, ст.
26.11 125-ФЗ от 24.07.1998). Если первые 3 цифры верные, а ошибка допущена в остальных 17 цифрах идентификатора, деньги придут в ФСС. В таком случае плательщику необходимо направить письмо об уточнении платежа.
Об авторе статьи

Задорожнева Александра
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Источник: gosuchetnik.ru
