- расходы на приобретение (сооружение, изготовление), а также достройку (дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств;
- затраты на приобретение или самостоятельное создание нематериальных активов;
- материальные расходы, в том числе расходы на покупку сырья и материалов;
- расходы на оплату труда;
- стоимость покупных товаров, приобретенных для перепродажи;
- суммы входного НДС, уплаченные поставщикам;
- другие налоги и сборы, уплаченные в соответствии с законодательством. Исключение составляет сам единый налог по УСН, а также НДС, выделенный в счетах-фактурах по инициативе самого «упрощенца»;
- расходы на техобслуживание ККТ и вывоз твердых бытовых отходов;
- расходы на обязательное страхование сотрудников, имущества, ответственности и т. д.
По итогам года налоговую базу дополнительно можно уменьшить на убытки прошлых лет (п. 7 ст. 346.18 НК РФ). В течение года никакие убытки не учитывайте.
Суммы, не указанные в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ, к налоговому учету при УСН принимать нельзя. Компании учитывают такие траты только в бухучете.
Помимо того, что понесенные затраты поименованы в указанном списке, должны соблюдаться еще и другие условия для учета. Так, все расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).
Расходы, поименованные в пункте 2 статьи 346.16 НК РФ (например, материальные и на оплату труда), можно признать при расчете налога, если они соответствуют требованиям, предусмотренным главой 25 НК РФ. При этом все расходы на УСН учитываются по мере их оплаты, то есть кассовым методом.
Если говорить сухим языком закона: датой признания расхода является день прекращения обязательств организации (день выплаты денег из кассы или перечисления их с банковского счета, выбытия имущества и т. д.). Дополнительные особые правила действуют в отношении расходов на покупку товаров.
Их стоимость включается в расходы только при одновременном выполнении трех условий: они приняты на учет (произведена поставка), оплачены поставщику и реализованы на сторону (подп. 2 п. 2 ст. 346.17, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). При этом – важно! – получение оплаты от покупателя не требуется.
Внимание: торговцы Москвы с 1 июля 2015 года несут такой дополнительный расход как торговый сбор. Так вот на объекте доходы минус расходы фактически уплаченные суммы торгового сбора включаются в состав расходов на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Причем, если помимо торговли «упрощенец» занимается другими видами деятельности, вести какой-либо специальный раздельный учет доходов и расходов, как это требуется на объекте УСН доходы, не нужно. Всю сумму торгового сбора разрешается учесть при расчете «упрощенного» налога по всему бизнесу в целом (письма Минфина России от 23.07.2015 № 03-11-09/42494, от 30.10.2015 № 03-11-06/2/62729).
Источник: taxpravo.ru
Что входит в расходы УСН и как их оптимизировать?
Упрощенная система налогообложения (УСН) позволяет малым и средним предпринимателям упростить налоговые процедуры и снизить затраты на бухгалтерское обслуживание. Однако, чтобы правильно рассчитать сумму налоговых платежей по УСН, необходимо понимать, какие расходы входят в базу налогообложения.
В расходы УСН могут входить следующие затраты:
— Затраты на производство или приобретение товаров (сырья, материалов, запасных частей и т.д.);
— Расходы на оплату труда персонала;
— Налоги и сборы;
— Расходы на аренду помещений для бизнеса;
— Расходы на услуги связи, интернета и т.д.;
— Расходы на электроэнергию, воду, отопление и т.д.;
— Прочие затраты, связанные с ведением бизнеса (реклама, офисные расходы и т.д.).
Однако, не все расходы входят в базу налогообложения по УСН. Например, расходы на государственные пошлины, юридические услуги, банковское обслуживание и т.д. необходимо учитывать отдельно и не учитывать при расчете налоговых платежей по УСН.
Чтобы оптимизировать расходы по УСН, предпринимателю следует уделить внимание следующим моментам:
— Оптимизация процессов производства или закупки товаров;
— Сокращение количества штатных работников и перевод на удаленный формат работы;
— Поиск альтернативных поставщиков услуг связи, интернета и т.д.;
— Совместное использование офисных помещений с другими компаниями;
— Внедрение энергосберегающих технологий для снижения затрат на электроэнергию, воду, отопление и т.д.
Таким образом, чтобы эффективно использовать УСН и снизить налоговые платежи, предпринимателям необходимо правильно понимать, какие затраты входят в расходы УСН и как их можно оптимизировать. В результате этого можно значительно снизить общие затраты на бизнес и повысить его конкурентоспособность на рынке.
Источник: formtime.ru
УСН: расходы, как и какие можно провести
Как известно, субъектам малого бизнеса (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), для упрощения документооборота и порядка расчета налоговых платежей, предусмотрены специальные режимы налогообложения. Одним из этих режимов является упрощенная система налогообложения (УСН), объектами налогообложения при которой могут быть как «доходы», так и «доходы, уменьшенные на величину расходов», именно при втором варианте нужно обращать особое внимание на корректность и полноту составленных документов, подтверждающих расходы. В данной статье мы рассмотрим основные принципы правильного документального подтверждения расходов на УСН.
01. Доходная и расходная часть на УСН определяются кассовым методом
Доходы возникают только после фактического поступления денег на расчетный счет или в кассу, либо после фактического получения имущества. Также доход будет при погашении задолженности иным способом (зачет, отступное и т.п.). Не очень приятной особенностью такого подхода является то, что авансы, полученные налогоплательщиком, при кассовом методе включаются в доходы на дату их поступления на счет или в кассу.
Расходы при кассовом методе также признаются только после их фактической оплаты. Расходы должны быть оплачены, то есть должны иметься платежные документы – платежные поручения, выписки банка, товарные чеки, кассовые чеки.
При этом оплатой товара, работ, услуг считается прекращение встречного обязательства их приобретателя перед продавцом – то есть наличие подтверждающего документа (п. 3 ст. 273 НК РФ). Таким образом авансы, уплаченные налогоплательщиком, в расходы не включаются. Это еще одна не слишком приятная особенность кассового метода.
02. Перечень расходов на УСН закрытый
Он определен в п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ, расходы должны соответствовать критериям, установленным ст. 252 НК РФ, а именно — экономическая обоснованность, их документальное подтверждение, направленность на получение доходов.
03. Расходы на должны быть документально подтверждены
Документально подтвержденными расходами признаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Первичные документы либо должны быть составлены по утвержденным законодательством формам, либо по самостоятельно разработанным формам, но обязательно они должны содержать следующие реквизиты:
Для удобства рассмотрения правильности оформления документов, классифицируем расходы на следующие группы:
- расходы на оплату услуг;
- материальные расходы;
- расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов;
- расходы на оплату труда;
- прочие расходы.
3.1 Расходы на оплату услуг
Согласно ст. 38 НК РФ, услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Для корректности оформления и принятия к учету данных расходов следует помнить, что для определения и описания сути оказываемой услуги составляется договор на оказание услуг, в нем же прописывается порядок её оказания и дата подписания сторонами акта о принятии оказанных услуг, и помимо этого помогает определить – к какому периоду отнести ту или иную услугу, либо расходы будут распределяться пропорционально – в течение всего срока действия договора (например, при договоре аренды).
Таким образом, у нас получается два обязательных документа:
- письменно составленный договор,
- акт оказанных услуг (необязателен только, в случае заключения договора аренды).
Для акта не предусмотрено специально разработанной унифицированной формы, поэтому организации могут использовать самостоятельно разработанные формы, содержащие обязательные реквизиты первичного документа.
3.2 Расходы на приобретение материалов
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ материальные расходы (в т.ч. расходы на приобретение сырья и материалов) признаются в момент оплаты задолженности поставщику через банковский счет, либо путем выплаты денег из кассы, а при ином способе погашения задолженности (перевод долга, отступные) — в момент такого погашения. Обратим внимание, что расходы на оплату услуг сопутствующих приобретению материальных ценностей, либо осуществлению основного вида деятельности так же учитываются в этой группе расходов, порядок их документального оформления мы рассмотрели в предыдущем пункте.
Основанием для принятия к учету служит:
- договор, товарная накладная (форма ТОРГ-12), оформленная продавцом;
- авансовый отчет подотчетного лица, с приложением к нему товарных чеков, накладных на отпуск материальных ценностей, и документов подтверждающих их оплату;
- договора на оказание услуги и акты, свидетельствующие о факте оказания услуги.
К материальным, могут быть отнесены расходы:
- на приобретение товаров, предназначенных для перепродажи;
- на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ;
- на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ.
- на приобретение моющих и чистящих средств для мытья пола, чистки стен и окон и т.п.
- на приобретение материалов для упаковки реализуемых товаров и расходы на приобретение спецодежды и инвентаря. В связи с этим расходы магазинов на приобретение материалов, используемых для упаковки товаров, а также расходы на приобретение спецодежды для грузчиков и продавцов могут учитываться при определении налоговой базы по единому налогу.
- расходы на оплату услуг по выдаче гигиенического сертификата, медицинских книжек работникам, проведению медицинского осмотра персонала и прочее.
Кроме того, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, транспортно-экспедиционные расходы, а также транспортные расходы, связанные с доставкой товара с таможенного склада на склад покупателю, которые учитываются в составе материальных расходов (Письмо Минфина России от 15.04.2010 N 03-11-06/2/59).
Стоимость вышеперечисленного имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию – то есть при оформлении акта списания материалов, отгрузки товаров, либо при оформлении требования-накладной по передаче материалов в производство.
Помимо этого, в составе расходов могут учитываться обязательные платежи и сборы, например — платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы. Для принятия к учету таких расходов достаточно оформленного в свободной форме бухгалтерского расчета.
3.3 Расходы на приобретение основных средств
Отдельный порядок учета предусмотрен для расходов на приобретение основных средств. Так, налогоплательщики могут уменьшать полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств и приобретение нематериальных активов. К основным средствам (ОС) относится имущество, используемое в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей, не предназначенное для дальнейшей перепродажи (ст. 257 НК РФ).
К нематериальным активам (НМА) относится имущество, не имеющее материально-вещественной формы, используемое в хозяйственной деятельности сроком более 12 месяцев, например, компьютерные программы, патенты, лицензии, авторские права и проч.
Документом подтверждающим приобретение основных средств (НМА) является либо товарная накладная (по форме ТОРГ-12), либо акт приема-передачи ценностей (свободная форма). Документом подтверждающим принятие объекта к учету служит акт ввода в эксплуатацию (форма ОС-1 – для основных средств, для НМА – свободная форма). Оплата подтверждается в общем порядке – на основании имеющихся платежных документов, или документов о перезачёте долга, уступки права требования. В составе расходов основное средство (нематериальный актив) учитывается только после оплаты (либо частичной оплаты), в порядке предусмотренном п. 3 ст. 346.16 части 2 НК РФ – этот порядок определяет какая часть от стоимости имущества включается в расходы, в зависимости от срока его полезного использования.
3.4 Расходы на оплату труда
Для подтверждения расходов на оплату труда, налогоплательщик должен составить штатное расписание, заключить трудовые договора с сотрудниками, разработать положение о премировании (если будут выплачиваться премиальные) либо локальные акты, предусматривающие различные дополнительные выплаты сотрудникам, оформлять приказы при формировании дополнительных начислений.
Начисление заработной платы оформляется в расчетной ведомости (предусмотрена унифицированная форма Т-49, Т-51). Выплата заработной платы производится либо наличными через кассу и оформляется через платежную ведомость (можно пользоваться унифицированной формой Т-53), либо путем перечисления денег с расчетного счета работодателя на банковский счет работника.
К прочим расходам можно отнести, например судебные расходы и арбитражные сборы; вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»; плата за предоставление информации о зарегистрированных правах; и прочее. При оформлении подобных расходов нет четких требований к формам первичных документов, в связи с этим, рекомендуем использовать свободные формы расчетов, либо самостоятельно оформленные справки с расчетом стоимости расходов.
Еще на эту тему:
Фирммейкер, июнь 2013 (следим за актуальностью)
Дина Ермакова
При использовании материала ссылка на статью обязательна
Ведём бухгалтерию — простую и сложную
Знаем всё о расходах на УСН )
Источник: firmmaker.ru