Излишним требованиям к предпринимателям скоро сделают секир-башка. Так можно охарактеризовать смысл одной из важнейших реформ. Подготовка к ней шла больше полугода. С сентября работа вступит в горячую фазу. Уже сформированы 40 рабочих групп по различным отраслям.
Рубить планируют наотмашь. На кону экономический рост в стране, который тормозят тысячи бессмысленных требований к бизнесу.
СОВЕТСКИЕ НОРМЫ ОТМЕНЯТ ДО КОНЦА ГОДА
Конкретный план реформы еще на стадии доработки. Начнут с самых очевидных действий.
— Это отмена нормативных документов советского периода, которые полностью утратили свою актуальность. Они лежат десятилетиями, и иногда суд может на них сослаться, — пояснил на днях вице-премьер Константин Чуйченко.
— Таких актов, которые используются при проверках, порядка тысячи. Плюс около 15 тысяч нормативных актов, которые уже не действуют и фактически мертвы, но формально не отменены, — уточнил замглавы аппарата правительства Юрий Любимов.
Малому бизнесу отрежут голову / Гильотина Медведева.
Упразднить эти требования пла-нируют до конца 2019 года. А затем провести полную инвентаризацию остальных норм. С 1 января 2021 года контрольно-надзорная деятельность в стране должна будет вестись по новым правилам. Все, что не попадет в обновленные списки, автоматически утратит силу. В рабочие группы входят чиновники, эксперты и представители отраслевого бизнеса.
Дебаты будут жаркими.
— Они станут перелопачивать все подзаконное регулирование и создавать отраслевые законы, — добавил Любимов.
Елена Летучая: — А меня рестораторы боялись больше, чем ревизоров! Фото: Борис КУДРЯВОВ
ТРЕБОВАНИЙ СЛИШКОМ МНОГО
По данным правительства, сейчас в России существует 46 контрольно-надзорных ведомств, они проводят около 220 видов проверок. А общее число требований, которые описаны на тысячах страниц нормативных талмудов, — два миллиона. Соблюсти все из них не может ни один предприниматель. Как подсчитали в аппарате бизнес-омбудсмена, ежегодно все предприниматели страны проходят 10 млн проверок.
В среднем по две проверки на одну компанию в год. В большинстве случаев они заканчиваются штрафами. И это похоже на надзорный налог на бизнес.
— В прошлом году к административной ответственности было привлечено 984 тыс. юрлиц, то есть каждое четвертое юридическое лицо. Сумма штрафов дошла до 179 млрд рублей. Это уже почти фискальная мера, — сетует бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Причем страдает не только частный бизнес, но и бюджетные учреждения.
— Когда вуз многопрофильный, его проверяют все, — жаловался на международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге Николай Кропачев, ректор СПбГУ. — У нас около тысячи проверок в год. Оборудование, музеи, медицинская клиника, питание, проживание. Таких проверок бывает от трех до пяти в день.
ГИЛЬОТИНА ДЛЯ БИГ БЭГОВ И МЕШКОВ. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ БИЗНЕСА 2022. БИЗНЕС ИДЕИ 2022.
ПРОФИЛАКТИКА ВМЕСТО НАКАЗАНИЯ
Задача реформы не только в том, чтобы гильотина отсекла откровенно странные требования. Куда важнее изменить менталитет проверяющих. Сейчас они нацелены на поиск нарушений и немедленное наложение штрафов. А по-хорошему должны помогать бизнесу работать правильно и тем самым обеспечивать безопасность для потребителей. То есть не карать, а предотвращать нарушения.
Эта идея уже заложена в одном из законопроектов. Как считают составители, проверяющие должны информировать и консультировать предпринимателей, давать рекомендации, а при первой проверке не штрафовать, а выносить предупреждение. Сейчас эту лакуну занимают частные консалтинговые конторы, зачастую негласно аффилированные с проверяющими.
«Организации, выполняющие различного рода экспертизы, исследования и обеспечивающие подготовку обосновывающих материалов для получения разрешительной документации, как правило, аффилированы с соответствующими разрешительными и надзорными органами, и их сотрудничество оказывается во всех смыслах взаимовыгодным: на каждое принятое уполномоченными органами решение имеется документ, подтверждающий его обоснованность, а искусственно созданная потребность в таких документах обеспечивает необходимый для успешного функционирования экспертных организаций денежный и клиентский поток», — говорится в докладе Центра стратегических разработок.
— У нас главное — контроль ради контроля, а не контроль ради повышения качества продукции, — сетует Анастасия Алехнович, директор Института экономики роста им. Петра Столыпина.
Бывает и так, что проверки оправданны. Но в большинстве случаев можно обойтись профилактическими мерами, а не штрафами. Фото: Алексей БУЛАТОВ
КТО РИСКУЕТ, ТОГО И НАДО ПРОВЕРЯТЬ
Еще один важный аспект, который хотят реализовать инициаторы реформы, — распределить разные виды бизнеса по степеням риска. Жесткие процедуры логично оставить только для действительно опасных отраслей (авиация, производство атомной энергии и т.п.). А для остальных снизить тотальный контроль. В этом случае наибольшая часть малого и среднего бизнеса сможет вздохнуть спокойно.
— Сейчас корреляция между требованиями и риском нулевая, — констатирует Юрий Любимов.
При этом чиновники пока ломают голову, каким образом прописать понятия высокого и среднего риска. Если отдать это решение на откуп самим проверяющим, у тех появится соблазн трактовать формулировку закона в свою пользу.
— В законопроекте Минэкономразвития остались проблемные положения, которые в определенных условиях могут стать препятствием для развития бизнеса, — заявил на днях президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин. — В новой редакции документа зафиксировано, что лицензирование и иные разрешительные режимы могут устанавливаться только в отношении высоких социально опасных рисков. И в то же время здесь нет определения, какие риски считать высокими, а какие, скажем, средними. Решение этого вопроса фактически отдается на усмотрение чиновников, что противоречит самой идее закона.
ГАЙДЛАЙНЫ ВМЕСТО НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
И наконец, чиновники и их юридические службы должны повернуться лицом к своему клиенту — бизнесу. В большинстве развитых стран принято разжевывать сложные законодательные акты, чтобы предприниматели понимали, что конкретно от них хотят. Одно дело когда нужно прочитать федеральный закон, написанный на птичьем чиновничьем языке. И совсем другое — когда есть понятное руководство к действию и пошаговая инструкция.
— Мы бы очень хотели, чтобы на вооружение был взят принципиально новый подход — создание руководств для конкретных видов отраслевых предприятий, так называемых гайдлайнов. Ресторан, завод, магазин: владелец каждого из этих объектов должен иметь на руках компактный и исчерпывающий набор обязательных требований. Для каждого предприятия набор свой, с акцентом на его особенности.
Тогда отношения с государством принимают ясный и четкий характер. Всем понятно, по каким критериям оценивать корректность и законопослушность бизнеса. Сразу резко уменьшаются и непроизводительные затраты бизнеса, и почва для коррупции, — считает бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Кстати, первый подобный опыт наконец появился. На прошлой неделе «Белую книгу» для предприятий общественного питания выпустили в Минэкономразвития. Она должна заменить ресторанам и кафе давно устаревшие СанПиНы. «КП Капитал» ознакомился с документом и удивился, насколько понятно чиновники умеют изъясняться. Могут, видимо, когда захотят.
Как отмечают в аппарате бизнес-омбудсмена, МЧС быстрее других ведомств сокращает число проверок. Фото: Алексей БУЛАТОВ
«БЕЛАЯ КНИГА» ДЛЯ РЕСТОРАНОВ
«Частота поставок каждый? раз определяется индивидуально. Поймите, с какой? скоростью продукты будут расходоваться, учитывая опыт за предыдущий? период или предполагаемый? объем спроса. В первое время пользуйтесь формулой «заказывать меньше, но чаще».
Это одна из рекомендаций, которую мы нашли в 200-страничном документе от Минэкономразвития. Читать его легко. Большой шрифт, картинки, графики, четкое разделение по темам и живая стилистика, далекая от канцелярского тона всех нормативных актов. И самое главное — там собраны не только требования надзорных органов, но и полезные советы начинающим рестораторам. Они могут сэкономить миллионы тем, кто только пробует себя в этом бизнесе.
— Это первый конкретный результат обещанной реформы для бизнеса и объявленной регуляторной гильотины, — говорит Анастасия Татулова, владелица сети семейных ресторанов «АндерСон». — Отличается от прежних принципиально. В существующем СанПиНе регламентируется процесс работы: как именно предприниматель должен чистить картошку, готовить омлет, мыть полы, какими должны быть помещения. Новый же документ управляет результатом. Если раньше из-за устаревших требований предприниматели были лишены возможности использовать современную технику, теперь нам наконец разрешили те же посудомоечные машины. В этом сравнительно небольшом документе собраны все требования к бизнесу общепита, начиная от санитарных правил и пожарной безопасности и заканчивая правилами налогообложения и работой онлайн-касс.
«Белая книга» — сборник «рецептов», как правильно вести ресторанный бизнес. По словам главы Минэкономразвития Максима Орешкина, документ окончательно утвердят только в январе 2020 года. А пока пилотное руководство выложено в открытый доступ.
«Все, что обязательно и важно для безопасности, должно в него войти, чтобы предприниматель мог ориентироваться на один документ — заниматься своим делом, а не чтением бумаг, — прокомментировал он на своей официальной странице в Фейсбуке. — Минэкономразвития готово к обсуждению со всеми участниками: как с бизнесом, так и с профильным регулятором, чтобы сделать книгу оптимальной для всех. Давайте вместе искать компромиссы. Уже много абсурдного мы не взяли в книгу. Например, в текущих требованиях прописано, какая доля секунд должна уходить на уборку помещений. На мытье полов — 1,33 мин. на кв. м, на протирание полов — 0,856 мин. на кв. м и на подметание полов — 0,686 мин. на кв. м. Всем бы поучиться такому тайм-менеджменту, но это явно не дело надзорных органов».
Кстати, в министерстве готовят еще несколько «белых книг»: для владельцев отелей и хостелов, ретейлеров и всевозможных салонов красоты.
ЧТО ТАКОЕ «УМНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»?
Конкретный план действий в правительстве еще продумывают, но его чертеж уже есть. России в этом плане повезло. Можно использовать опыт большого числа стран и только работающие механизмы. В общих чертах последовательность действий выглядит так: сначала отрубить все устаревшие нормы и требования, а потом перейти к системе «умного регулирования».
Это уже более тонкая настройка. Помимо уже описанных выше есть парочка интересных методик, которые чиновники могли бы взять на карандаш. Жизнь вносит свои коррективы, поэтому неизбежно будут появляться новые нормы и требования. Чтобы их число в какой-то момент не достигло дореформенного, нужно заранее продумать механизм их принятия.
Во-первых, правило «один за множество». Его суть в том, что при введении новой нормы из требований к бизнесу должна исключаться даже не одна, а сразу две или даже три устаревшие нормы. Такую практику пошагово использовали в Великобритании.
Во-вторых, правило двух единых дней для вступления новых норм. Такая политика активно используется в Евросоюзе. К примеру, предприниматели знают, что все новые нормы публикуются 1 апреля и 1 октября. Тогда нет необходимости держать штат юристов и мониторить изменения законодательства в режиме онлайн.
В-третьих, минимальный период со дня принятия акта до вступления его в силу должен составлять три месяца. В этом случае у бизнесменов будет возможность подготовиться к изменениям.
ДОКУМЕНТЫ
Фундамент реформы
В основу изменений лягут два законопроекта. Первый — материальный. Он будет устанавливать требования к новым нормам и отвечать на вопрос «Что проверять?». Второй — процессуальный. Он будет регулировать действия надзорных органов и отвечать на вопрос «Как проверять?».
ПОЧЕМУ ЭТО ПЛОХО
Вывод Центра стратегических разработок (ЦСР):
Лишняя административная нагрузка мешает экономике развиваться
«Накопленный объем административной нагрузки в условиях значительного падения экспортных доходов уже не может эффективно абсорбироваться экономикой. Именно эти проблемы явились одним из ключевых факторов остановки экономического роста еще в 2013 году, и они же по завершении адаптации экономики к конъюнктурным изменениям на мировых рынках энергоресурсов не позволяют ей приблизиться даже к среднемировым темпам».
Цитата из доклада «Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего» (май 2018 года).
ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД
Светлана ЧУПШЕВА, гендиректор Агентства стратегических инициатив (АСИ):
Многие действующие нормы морально устарели
— Многие существующие регуляторные нормы не только усложняют жизнь предпринимателей, но и зачастую морально устарели и попросту бессмысленны. Например, организации общественного питания обязывают предусматривать отдельное помещение для хранения яиц и мыть посуду ветошью. И это лишь несколько примеров.
В какой-то момент эти требования превысили критическую массу, и к нам в АСИ пришли представители ресторанного бизнеса со своими предложениями. Мы пригласили Роспотребнадзор и сейчас вместе обсуждаем поправки в СанПиНы, ищем компромисс. Еще одно направление работы — упрощение норм для строительства школ.
Новые технологии делают ненужными большую часть тех ограничений, которые действуют сейчас. Отменив их, мы сможем добиться увеличения объемов строительства, ликвидации второй смены, а главное — появления современных и удобных школ шаговой доступности для всех детей. Кое-что уже удалось сделать: теперь школы могут быть ориентированы на все стороны света. Работа продолжается.
ПРОВЕРЕНО МИРОВОЙ ПРАКТИКОЙ
Меньше требований — выше рост
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рассматривает регуляторную политику наряду с монетарной и бюджетной в качестве одного из основных драйверов экономического роста. При эффективной настройке она может дать до 1,5 — 2,5% прироста ВВП в год, а также обеспечить повышение уровня занятости, производительности труда, предпринимательской и инновационной активности, существенный приток иностранных инвестиций. Эти выводы подтверждаются целым рядом исследований, опирающихся на эконометрические методы и показавших наличие статистически значимой позитивной корреляции между изменениями в регуляторной политике и ключевыми показателями экономической ситуации в стране, говорится в докладе ЦСР.
НЕПРИКАСАЕМЫЕ
Действие регуляторной гильотины не затронет:
КАК У НИХ
Термин «регуляторная гильотина» предложила международная консалтинговая компания Jacobs, Cordova ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Источник: www.kp.ru
Правительство готовит регуляторную гильотину для бизнеса
Ткаченко Павел
21 января, 2019
- Идея регуляторной гильотины
- Российская ситуация
Российские власти всерьез намерены изменить к лучшему положение российского бизнеса, сделав модель его функционирования более простой с точки зрения осуществления контроля и надзора. В последние годы высказывалось уже много предложений на эту тему, и некоторые из них – например, как «проверочные» каникулы для малого бизнеса – даже были реализованы. Однако большинство из них носило временный и фрагментарный характер, поэтому говорить о каком-либо масштабном и долгосрочном влиянии на потенциал российской экономики до сих пор не приходилось. Сейчас же дело обстоит совсем по-другому: премьер Дмитрий Медведев предложил использовать для этих целей мировой опыт, который получил звучное обозначение «регуляторная гильотина».
Идея регуляторной гильотины
- Идея регуляторной гильотины
- Российская ситуация
- Планы правительства
- Дополнительные меры
- Сроки реализации
- Последовательность реализации
- Возможные проблемы в реализации плана
Сам этот термин был предложен пятнадцать лет назад консалтинговой компанией Jacobs, Cordova
В настоящее время реформа действующего законодательства с применением этих принципов уже применена в целом ряде государств, и она показала действительно выдающиеся результаты. К этому подходу прибегли такие страны как Южная Корея, Вьетнам, Мексика, Хорватия и другие. К примеру, в Хорватии только за первые девять месяцев реализации проекта в масштабах страны была достигнута экономия, превышающая 65 миллионов долларов, — это 0,13% ВВП этого государства. Анализ полученных итогов убедил членов российского правительства в том, что на отечественной почве такой подход тоже способен дать благоприятные результаты.
Российская ситуация
К моменту старта предполагаемой реформы ситуацию в российском законодательстве, регулирующем вопросы контроля и надзора, можно описать следующим образом. На данный момент для регламентирования деятельности бизнеса в государстве действует около 9 тысяч нормативных документов. При этом некоторые из них содержат избыточные или даже противоречивые требования в отношении одного и того же вида бизнеса. Кроме того, эти документы принимались в разное время, что есть фактически отражали совершенно различные экономические реалии: к примеру, некоторые из них действуют еще со времен СССР.
Планы правительства
Идея методологии, предложенной правительством для реализации принципа «регуляторной гильотины», достаточно радикальна: в течение установленного периода будут заново рассмотрены наиболее важные нормативные документы, которые регулируют деятельность бизнеса в той или иной отрасли. При этом при их рассмотрении фактически предлагается исходит из идеи «презумпции виновности»: ведомствам, которые находят целесообразным дальнейшее сохранение той или иной нормы, придется доказывать ее необходимость – и не общими словами, а цифрами. Если доказательства будут признаны обоснованными, норму сохранят или, при необходимости, упростят. Если же нет – документ автоматически будет признан недействующим и фактически отменен.
Это, однако, не означает, что такая длительная и громоздкая процедура будет применяться к каждому из более 9 тысяч действующих документов. Ее планируется реализовать только для самых важных актов: те же, которые не пройдут процедуру дополнительного одобрения, просто будут отменены – автоматически. Предполагается, что в наибольшей сфере результаты применения такого подхода затронут самые «зарегулированные» отрасли, то есть те, для которых принято наибольшее количество документов. На сегодняшний день к ним относятся:
- строительство;
- транспортная сфера;
- экология и охрана благополучия окружающей среды;
- ветеринария;
- осуществление санитарно-эпидемиологического контроля и надзора.
Дополнительные меры
В целях обеспечения максимальной эффективности выбранного принципа правительство намеревается применить еще ряд дополнительных мер. Так, его реализация будет строиться не на формировании общей регуляторной базы, распределенной по различным ведомствам, таким как Госпожнадзор, строительный надзор и проч., а по отраслям экономической деятельности. Это означает, что будут формироваться отдельные пакеты требований, например, для сферы общественного питания, торговли, здравоохранения и проч.
Кроме этого, другие государственные ведомства также вносят свои предложения, которые должны способствовать формированию благоприятного климата для российского бизнеса. Так, Минэкономразвития уже сегодня реализует план «Трансформация делового климата», который вступил в действие с 2018 года. Он также предусматривает проведение регулярного анализа действующей нормативной базы на предмет пересмотра неэффективных позиций, однако, конечно, предполагает меньший масштаб этой деятельности.
Сроки реализации
План, озвученный премьер-министром Дмитрием Медведевым, на первый взгляд выглядит весьма амбициозным, если не сказать нереальным. Он требует, чтобы весь объем действующей правовой базы был пересмотрен уже через год. «Дедлайном» по этому проекту обозначено 1 февраля 2020 года.
Впрочем, такой масштаб проблемы вовсе не является чем-то уникальным в контексте применения рассматриваемого подхода. Так, в ходе его воплощения Южной Корее, например, удалось проанализировать более 11 тысяч правовых документов менее чем за год. Однако в Хорватии за почти аналогичный период рассмотрели только 1,4 тысячи актов. Это напрямую свидетельствует о том, насколько важной является грамотная и эффективная реализация мер по достижению поставленных целей в рамках этой деятельности.
Последовательность реализации
Поскольку сроки, отведенные на пересмотр действующих норм, весьма сжаты, выполнение операций, предусмотренных в рамках этой задачи, также должно осуществляться весьма быстро. На сегодняшний день пока представляется только ориентировочная этапность такой программы, которая, вероятно, впоследствии будет уточнена. В число основных этапов входят:
- составление номенклатуры действующих правовых норм каждым ведомством;
- определение этапности их пересмотра по ведомствам;
- подготовка общей «дорожной карты» по пересмотру нормативной базы. Ответственным за выполнение этой задачи будет назначен аппарат правительства;
- вынесение избыточных требований на отмену в виде целого пакета норм, применяемых отдельным ведомством;
- обоснование ведомством необходимости продолжения действия тех или иных норм;
- рассмотрение предложенного обоснования;
- вынесение решения по сохранению или упрощению некоторых действующих норм;
- признание недействующими и последующая отмена остальных норм, вошедших в состав пакета.
Количественных ориентиров в отношении необходимого числа нормативных документов для отдельной отрасли или ведомства в рамках реализации плана пока не выдвинуто. Исходя из логики применяемого принципа, их и не должно быть – ведь основной идеей является формирование оптимального пакета норм для каждого вида деятельности, состав которого может быть различным.
Возможные проблемы в реализации плана
На первый взгляд идея российского правительства выглядит весьма своевременной и обоснованной – с учетом достаточно богатого зарубежного опыта ее реализации, демонстрирующей впечатляющие результаты; при условии, конечно, ее правильного применения. Однако у экспертов есть вопросы как к базовым принципам «гильотины», так и к практическим моментам ее воплощения.
Так, например, одним из них является готовность государственных надзорных ведомств к переходу к работе в новом режиме. Например, МЧС уже сегодня представляет собой пример прогрессивного выполнения контрольно-надзорной деятельности: ведомство существенно оптимизировало план проведения проверок на базе риск-ориентированного подхода. Однако другие органы могут оказаться более склонными к консервативным способам выполнения своей деятельности, что затруднит выполнение поставленных задач.
Заказать расчет стоимости
Еще одной проблемой, по мнению специалистов, может стать предполагаемый итог этой деятельности. Так, с ней уже столкнулись на Украине, которая объявила о внедрении принципа «регуляторной гильотины» пять лет назад, в 2014 году. Первоначально она предполагала пройти те же этапы, которые сегодня планирует российское правительство, однако уже год спустя отказалась от этой идеи. Такое решение было связано с тем, что большое количество норм, отмененных в «пакетном» режиме, создало своеобразный правовой вакуум для целого ряда отраслей. При этом сохраненные в неизменном или упрощенном виде правовые акты оказались неспособны закрыть этот пробел в «обновленном» законодательстве.
По мнению экспертов, для решения этой безусловно важной проблемы необходимо предусмотреть соответствующий сценарий еще на стадии планирования работ. К корректировке действующих норм и, возможно, даже внедрению новых в случае возникновения таких «пробелов» необходимо привлекать ведущие научные организации, профильные вузы и экспертные сообщества. Они обеспечат сбалансированную работу над действующим законодательством, не нарушив его основной регуляторной функции.
Источник: www.centrattek.ru
Какие нормативные документы не отменили с 2021 года в рамках регуляторной гильотины
В последний день 2020 года Правительство России приняло Постановление № 2467, которое приостановило отмену некоторых нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования. Что это значит, разберемся ниже касаемо указанного Постановления от 31.12.2020 № 2467 и регуляторной гильотины 2021.
Регуляторная гильотина: изменения с 2021 года
В целях снижения излишней нагрузки на госсектор и бизнес в виде регулирующих и уже давно устаревших нормативных актов, изданных совершенно различными ведомствами, в том числе из Постановления № 2467, было решено провести так называемую регуляторную гильотину.
Понятие «регуляторная гильотина» упомянуто в ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ.
Суть это меры заключается в следующем:
Однако, дальше в статье закона указано, что Правительство РФ имеет право составить перечень нормативных актов, для которых данные требования не работают.
О чем Постановление № 2467
В последнем Постановлении 2020 года Правительство РФ как раз и утвердило такой перечень, который избежал участи «гильотины».
В перечне присутствует 1275 наименований нормативных актов различных ведомств. То есть, эти автоматически не отменены с 01.01.2021. Срок отмены для них продлен. Для некоторых он перенесен на 1 марта 2021 года. Для иных – до конца 2021 года.
Но это не означает, что они будут существовать до указанных дат в неизменном виде.
Постановление № 2467 допускает их изменение при условии разработки новых проектов аналогичных документов. То есть, они могут быть изменены в общем порядке путем издания вместо них обновленных редакций.
Подводим итоги
Регуляторная гильотина – автоматическая отмена устаревших нормативных актов по контролю и надзору – прошла не для всех. Действие многих актов продлено на разный срок в 2021 году.
Источник: buhguru.com