Что ждут от бизнес образования

Будущее образования – одна из центральных тем, которая сегодня обсуждается в обществе на всех уровнях. Подходы, доставшиеся в наследство от планово-командной экономики, когда человек рассматривался как объект учебного процесса, давно устарели. Что придет им на смену? Как изменится место и роль традиционных образовательных институтов?

И почему продвинутое бизнес-образование немыслимо без успешного бизнеса? Своим мнением об этих вопросах поделился Сергей Славинский, консультант, маркетолог, создатель Syndicated Brands. Привожу краткую выжимку беседы.

729 просмотров
Сергей Славинский
О бездумном использовании инструментов как проблеме несистемного образования

Наверняка многие из вас слышали про «закон малинового джема» от Джеральда Вайнберга, который он сформулировал в своих «Секретах консалтинга» в 1986-м. Самое главное из правил Вайнберга звучит так: «Если хочешь научиться чему-нибудь, нужно учиться всему».

Возможно, такая формулировка смущает, но как она справедлива, если проанализировать её разумно… Типичная ситуация на примере CJM (Customer Journey Map): он прекрасно сделан. Проблема в том, что он сделан не там. Инструмент, при помощи которого мы что-то проектируем, использован в совершенно других целях. Если сравнивать эту ситуацию с использованием языка – мы знаем как сказать, но что говорить, не понимаем. Это проблема, которую решает высшая школа.

Что ждет бизнес на маркетплейсах в 2023 году? Стоит ли начинать?

Очень сложно за 5 лет научить вести бизнес, но можно научить видеть причинно-следственные связи. Когда ты не понимаешь, как функционирует экономика в целом и бизнес-единицы внутри неё, очень сложно увидеть, правильно ли ты используешь инструменты, которым точечно научился. Поэтому я агитирую за постоянное расширение кругозора, за обучение всему, что не связано с вашим профилем. Маркетинг – это нервная система бизнеса. Не понимая, как функционирует всё остальное, очень сложно заниматься одними нервами без оценки влияния на всю систему целиком.

О системном и кастомизированном обучении

Я бьюсь над этим вопросом давно. Я читал лекции в Британке, точечно в ФИНЭК, сидел в госкомиссии, попытался посмотреть на эти процессы изнутри. И с ВШЭ не сложилось опять же по тем причинам, хотя мне очень нравятся люди, которые там делают образовательную программу. Но сам подход устарел, когда студента воспринимают как объект образования, а не как субъект, безнадежно устарел.

Есть взрослые дяди и тёти, которые хорошо и точно знают, как, что и в какой последовательности тебе рассказывать. И получается односторонняя связь. Хотя казалось бы, если мы обучаем маркетингу, то уж где-где, а в образовании должен наглядно проявляться процесс взаимодействия. И опыт есть – пожалуйста, американские высшие школы, в которых не преподаватель определяет, что подойдет студентам, а студент выбирает, что ему нужно, выбирает преподавателей, когда ему учиться и когда сдавать экзамены. Эта система даёт этот результат.

Британка попыталась пойти по такому пути, когда студентам предлагается набор мнений, порой даже противоположных. Получилось собрать интересную команду, людей с репутацией, а студенты выбирали среди знаний, среди концепций, о которых мы рассказывали, вплоть до преподавателей, которых они слушали. Некоторых лекторов, которые были неубедительны, с лекций даже выгоняли.

Бизнес образование. Что такое MBA? Executive и DigitalMBA — в чем разница? Кому нужен МВА?

С одной стороны, это очень правильная история, а с другой – нужна жёсткая программа, обычная, традиционная, когда мы идём сверху вниз и говорим про что-то общее – фундаментальные вещи, и только в конце курса доходим до того, что нужно студенту. Потому и процветают все бизнес-молодости и прочие образовательные шоу, что они и отвечают на запрос потребителя, студента, сразу дают «мясо». Разворачивая этот процесс, идя от простого к сложному, мне кажется, можно получить совершенно другой результат.

О балансе теории и практики

Само разделение на практиков и теоретиков – глупость. Теория – это концентрированная практика. Да, ситуация меняется, в разные годы актуальны свои методики. Но есть теория, когда собрали опыт тысячи, десятков тысяч практиков, выделили из этого что-то общее, системное.

С другой стороны, когда мы говорим о голых моделях, есть любители прочитать книжку и начать её тут же пересказывать. Теория – сердцевинка, которая в каждом бизнесе применяется по-своему. Имея только сердцевинки от яблок, сделать ничего не получится. Любую теорию нужно доразвить, доадаптировать. Это помогают сделать знания.

Их мы получаем, имея навыки правильно их обрабатывать: как-то рассортировать, где-то проигнорировать, навык работы с огромным массивом информации, отбора наиболее важного. Этот навык даёт высшая школа.

Само разделение на практиков и теоретиков – глупость. Теория – это концентрированная практика.

Получается, с одной стороны, теория не подходит, потому что она слишком обобщённая, а практика не подходит, потому что практических знаний слишком мало. В этом колесе приходится всё время вертеться.

Возможный выход из этой дилеммы – знания по требования. То, что мы называем «эдвайзинг»: собирать теоретическую базу и адаптировать ее под бизнес клиента, создавая рабочий инструмент. Обучение через исследование. Она как раз самая интересная, объединяет и практику, и теорию, и работу с большим количеством данных, и всем тем, что дало академическое образование.

О роли преподавателя

Называть себя преподавателем может тот, кто получил образование по специальности преподавателя. Обучать – это тоже компетенция. Есть профессиональные преподаватели, которые совмещают исследовательскую работу с ораторским искусством, умением коммуницировать с аудиторией. Иначе это нельзя называть процессом обучения, это процесс обмена знаниями, дискуссия. Я – скорее рассказчик того, что я придумал, как реализовал на практике и почему это имеет смысл рассмотреть как один из подходов к решению бизнес-задач.

Консалтинг – это обучение, просто максимально кастомизирование. Фактическое получение информации. Консалтинг тоже относится к отрасли образования. Не хватает компетенций для конкуренции на рынке консалтинга – и ты уходишь на рынок привычного образования.

Пересказ чужого – это другая немного история. Очень часто мы обслуживаем ту аудиторию, которая не хочет читать книги или предпочитает лекции или видео, хочет в сжатой форме получить информации. С другой стороны, если я создал какую-то концепцию, это не означает, что я могу её круто рассказать, написать на одном листе, сделать прикольное видео, на котором я буду не занудой, не скучным. Это разный процесс, донесение знаний (что называется инфобизнесом) – берём историю и рассказываем своими словами. Вопрос: не теряет ли идея при переливании свою суть и передана ли правильно?

Читайте также:  Как начать бизнес без финансовых вложений

Проблема в том, что сейчас в основном занимаются продвижением школ, но на фоне остаются те, кто преподают. И это не случайно: через консультации можно зарабатывать на порядки больше. Учить уходят те, кто не состоялся на рынке консалтинга. Хотя консалтинг – это обучение, просто максимально кастомизирование. Фактическое получение информации.

Консалтинг тоже относится к отрасли образования. Не хватает компетенций для конкуренции на рынке консалтинга – и ты уходишь на рынок привычного образования.

Традиционно в MBA приходят систематизировать знания и завести связи, создать среду вокруг себя, таких же компетентных специалистов. Коучи, менторы – это всё присутствует, вопрос качества всегда разный и непредсказуем, проблема в том, что нет прозрачной системы оценки. В своей работе я делаю часть типично менторской работы, но для меня этот термин по-прежнему немного загадочный. Где грань между консалтингом и менторингом, сказать сложно.

Онлайн или оффлайн

Пока не было цифровых технологий, личное общение было возможно единственным способом. Когда у вас стоит огромный экран с камерой и микрофоном, во многих процессах близость физическая теряет собственный смысл. Не могу сказать, что беседа через Зум как-то теряет качественный уровень. Технологии помогают ускорить коммуникацию, сократив расстояние.

Но человеческая природа всё равно не меняется. Знания можно получить быстрее, можно больше посмотреть. Но это не дает эффекта, что, если посмотрел в 10 раз больше роликов, я автоматически стал в 10 раз умнее. Может возникнуть и обратный эффект – все станет только запутаннее. Это барьеры, которые будут существовать, они связаны с восприятием, а не технологиями.

Личное общение становится роскошью. При этом, если говорить о командной работе, аура помещения влияет, как и невербальные сигналы, реакция, которую сложно отследить в онлайн. Может быть, мы привыкнем и адаптируемся и научимся считывать это. А может, и нет.

Все самые крутые проекты я сделал вдвоём с моим украинским коллегой – и я пытаюсь вспомнить, а слышали ли мы вообще голос друг друга всё это время. По моему опыту, работа исключительно по переписке никак не сказалась на качестве взаимодействия. История этого проекта была обучением через совместное исследование. Постоянный обмен мнениями, инструментами – это же и есть процесс обучения.

Для меня один из способов обучения – активность в Facebook. Любые радикальные или ошибочные идеи дают обратную реакцию, когда они становятся публичными. Чужое мнение, реакция на наши гипотезы, где-то случайно вскрывается инсайт, а где-то оказывается, что истина, до которой ты дошёл, уже 40 лет существует.

Как выстроить процесс самообразования

Прежде чем учиться, нужно научиться учиться. Понять, какой именно для тебя именно процесс получения новых знаний наиболее понятен и эффективен. Для кого-то это работа с наставником, посещение лекций, чтение книг. Для кого-то что-то еще – у каждого свой путь. Первое и важное изменение в образовании будущего должно быть связано с выбором способа обучения.

Когда преподаватель спрашивает студента, а как тебе удобнее учиться. Способ донесения знаний должен быть наиболее эффективным в связке «учитель – ученик». Задача системного образования – удовлетворять интересы детей, подростков и взрослых, помогая им учиться, а не вбивая им знания. К примеру, когда нет оценок за экзамены, но есть консолидированная оценка за активность в процессе обучения. Не про то, что ты знаешь, а как ты понимаешь.

Всегда предпочтительно иметь некоторый личный образовательный план, стратегию, которую ты можешь в дальнейшем скорректировать. С другой стороны, понимание того, чему ты хочешь учиться и как, помогает тебе аккумулировать ресурсы, чтобы получить нужные знания и погрузиться в нужную среду. Возможно, появление осознанной стратегии обучения зависит от амбициозности ваших планов.

О роли корпоративного образования

Модель школ, которые были основаны когда-то промышленными магнатами и получали деньги на развитие от собственных благодарных учеников, когда-то сработает и у нас. Мы сразу идём к вопросу о свободном предпринимательстве, когда крупные компании, независимые от государственной поддержки, формируют свои университеты.

Даже небольшие компании сегодня очень активно занимаются просвещением собственных сотрудников, у них есть библиотеки, они отправляют сотрудников учиться активно. Мы говорим о бизнесе, который думает не только о сиюминтуной прибыли, но и рассуждает стратегически. А для этого обучает, финансирует исследования, которые думает монетизировать в будущем. Но российским компаниям для этого надо сначала заработать деньги.

Школа будущего про то, как получить знания в удобной форме, в своё время и для того, чтобы решить текущие задачи и понимать, что делать дальше. Школа будущего – это система, которая выстроена не учителями, а учениками.

Да, мы знаем много людей, которые построили бизнес без образования. Но образование даёт понятный язык общения, люди со схожим образованием понимают твои мысли без потери информации. Когда не надо объяснять, что имелось в виду, это становится конкурентным преимуществом . Всё, что связано с процессом зарабатывания денег, сформулировано как предпринимательская способность. Если такой талант есть, образование позволяет огранить его путём создания языка. Всё, что касается маркетинга и менеджмента, не выходит за рамки здравого смысла.

Как будет построено обучение в будущем

Самое важное изменение – смена ролей в образовании, когда не учитель главный, а ученик. В этой картине преподаватель пытается найти те формы образования, которые удобны, уместны, интересны, помогают ученики получить не только ответ на его вопросы (все хотят мяса), а объяснить, что за мясом будет ещё целая цепочка причинно-следственных связей.

Быть провайдером и делать это не по своей системе, а более кастомизированo. Когда мы не учим, но отвечаем на запрос об обучении. Когда есть субъект, который желает получить знания. И мы даём ему его знания по непосредственном запросу и в довесок те, которые ему пригодятся. А дальше определяем удобную форму.

Школа будущего про то, как получить знания в удобной форме, в своё время и для того, чтобы решить текущие задачи и понимать, что делать дальше. Школа будущего – это система, которая выстроена не учителями, а учениками.

Читайте также:  Рейтинг регионов малый бизнес

Бизнес-образование: прогноз на будущее

Тайм-менеджмент, кейсы, CRM-аналитика, сегментация – этими красивыми и для многих непонятными словами пестрят рекламные проспекты бизнес-школ. Зачем нужно MBA, и является ли оно билетом в мир топовых позиций и больших зарплат?

Бизнес-образование: прогноз на будущее

Мотивация людей, получающих бизнес-образование, конечно, разная. В первую очередь это приобретение новых теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выживания и развития бизнеса. И главный вопрос: может ли Россия конкурировать с западным бизнес-образованием? Пока порадовать нечем – об этом единодушно говорят все наши эксперты.

Максим Фельдман, руководитель направления по работе с клиентами Московской школы управления «СКОЛКОВО» убежден, что если под бизнес-образованием понимать высококлассные управленческие программы, то на сегодняшний день российские бизнес-школы нечасто конкурентоспособны по сравнению с такими мировыми лидерами, как Harvard, Chicago Booth, IMD или INSEAD:

– Связано это прежде всего с тем, что «задешево» сделать бизнес-образование настоящим невозможно. Например, лицензия на использование гарвардского бизнес-кейса с одним студентом и всего один раз может стоить больше $50. А в хорошей программе MBA должны быть хорошие кейсы, и их должно быть много. Среднего уровня профессор швейцарской бизнес-школы IMD стоит от $3000 в день.

При этом он может много лет являться бизнес-консультантом таких гигантов, как Shell или Coca Cola, и слово «средний» к нему применимо лишь в контексте общего уровня профессуры в IMD. А если мы говорим о таких гуру, как Майкл Портер (Michael Porter) из Гарварда, по моделям которых учатся управленцы во всем мире, то у нас имен подобного масштаба нет и не будет еще много лет. А несколько сотен студентов MBA full time, поступающих в Гарвардскую бизнес-школу каждый год, могут учиться у Портера.

Кирилл Бигай, соучредитель и управляющий партнер Preply, считает, что сейчас российские бизнес-школы вынуждены агрессивнее конкурировать за слушателей, снижая цены на обучение и переходя ускоренными темпами на современные рельсы, в частности, растет популярность онлайн-образования. Безусловно, на руку играет кризис и девальвация рубля – желающих выкладывать несколько десятков тысяч долларов за магистерские программы за рубежом становится все меньше:

– Плохо то, что пока наше бизнес-обучение не может избавиться от ярлыка второсортности. Самыми престижными все же остаются западные школы. Потенциальные работодатели это тоже прекрасно понимают.

С этим утверждением согласен и Станислав Корольков, руководитель Учебного центра Unibrains (Kokoc Group):

– Вы когда-нибудь слышали, что вуз несет ответственность перед работодателем и студентом за подготовку способного и социально успешного выпускника? Существует ли в одном из вузовских рейтингов критерий «успешность выпускников»? В нашей стране такой практики нет, а за рубежом индикатором конкурентоспособности образовательного учреждения является уровень выпускника, его зарплата через 5-10 лет после выпуска.

Некоторые бизнес-школы идут по пути интеграции с различными вузами стран, куда ориентирован рынок и политика России. К примеру, Московская школа управления «Сколково» запустила образовательную кампанию по взаимодействию с Китаем. Думаю, это положительно повлияет на отечественный рынок: в России мало специалистов, обладающих навыками и знаниями для построения стратегии работы на китайском рынке, не говоря уже об опыте работы на Востоке. Таким образом, постепенно мы начинаем подтягиваться к неоспоримым лидерам в образовательной отрасли.

Все эксперты единодушны: диплом МВА не является пропуском в топ-менеджмент.

«Как показывает практика, нередко степень МВА стремятся получить уже состоявшиеся управленцы, которые сами многому могут научить. Кто-то таким образом хочет систематизировать накопленные ранее знания «в полях», кто-то хочет получить очередную «медаль на ливрею», иногда диплом МВА необходим для подтверждения своего статуса. Кстати, большинство программ МВА в России изначально как раз были ориентированы на опытных слушателей, и не в последнюю очередь из-за высокой стоимости для рядового студента или начинающего предпринимателя. Получать диплом МВА без малейшего опыта в бизнесе или на управленческой должности можно, но насколько эффективным будет такое обучение? Как известно, теория без практики мертва», – убежден Кирилл Бигай.

– MBA давно перестал быть автоматическим пропуском в топ-менеджмент, – говорит Максим Фельдман. – В основном из-за того, что сегодня только ленивый не имеет программы MBA в своем учебном заведении. Но уровень базовых бизнес-знаний большинства российских управленцев низкий. Например, не так давно я разговаривал с генеральным директором компании с оборотом в 2 млрд рублей и персоналом около 200 сотрудников, который не смог вспомнить, ни что такое ВВП (GDP), ни из чего он состоит и как рассчитывается, ни чем EBITDA отличается от операционной прибыли компании.

Андрей Арно, главный менеджер по развитию научно-технического сотрудничества Департамента управления проектной деятельностью Российского университета кооперации, считает, что диплом МВА на сегодняшний день утратил свою актуальность. Только несколько российских вузов могут похвастаться тем, что их программа дает неоспоримые карьерные преимущества:
– Нужно понимать – когда речь заходит об МВА, сам диплом значит совсем мало, значимым является то, с кем рядом и у кого именно учился будущий топ-менеджер. Это основной критерий, поскольку МВА – это своеобразный клуб, где очень важно соблюдать требования статусности. Именно это и объясняет колоссальный разрыв в стоимости между программами нескольких ведущих бизнес-школ и множеством формальных программ, которые находятся в ассортиментной линейке ДПО любого вуза. Если вуз не может обеспечить качественный контингент слушателей, «брендовых» профессоров и преподавателей, то MBA – не более чем формальность.

Генеральный директор и совладелец бизнес-школы AMI Ирина Воронина отмечает, что в России нет full-time MBA, а значит, это не может быть пропуском в топ-менеджмент:
– А вот программа EMBA может быть билетом в General management. Другой вопрос, что в России степень MBA сильно извращена и у потребителя есть много поводов думать иначе. Хотя не везде есть отбор среди потенциальных слушателей, качество обещает желать лучшего, но заявления красивые. Наличие на рынке бессчетного количества бизнес-школ, которые предлагают МВА, и отсутствие четких критериев этого образования создали целую армию неквалифицированных менеджеров, которые чуть не взорвали рынок труда, требуя для себя конкурентной зарплаты и при этом не в состоянии ее «отработать». Будем надеяться, что Россия, как и весь мир, со временем придет к четким стандартам в области бизнес-образования.

Читайте также:  Как отключить смс уведомления Сбербанк бизнес за 60р мес

Бизнес-образование: прогноз на будущее

И снова о деньгах

Декан Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС Елена Лобанова подчеркивает, что стоимость российского бизнес-образования очень разная:

– Преобладают две крайние позиции: неадекватно низкие цены – всем понятно, что это демпинг, и неадекватно высокие цены, отражающие не столько качество обучения, сколько престиж или так называемую элитарность школы. Обе позиции вряд ли отражают реальный спрос на бизнес-образование.

При этом хотелось бы отметить, что спрос на программы бизнес-образования в ближайшее время вырастет, однако стоимость обучения будет носить скорее средневзвешенный характер, поскольку помимо спроса будет опираться, прежде всего, на фактор платежеспособности и населения, и российских компаний. Из этого следует очень важный вывод: время больших доходов от бизнес-образования прошло.

И предприятия, и физлица непременно будут вкладывать свои средства в управленческое образование, однако размер инвестиций будет ограниченным. Кроме того, в России наступает эра качественного и конкурентоспособного бизнес-образования. Бизнес-школам предстоит всерьез задуматься о масштабных инвестициях в качество и новые технологии обучения. В конечном итоге выиграет тот, кто сможет эти инвестиции осуществить, остальные окажутся под «ценовым зонтиком» победителя.

А что происходит на периферии? Алексей Охлопков, куратор аналитической службы Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH (Екатеринбург):

– Дважды в сезон мы проводим в Екатеринбурге трехдневный бизнес-курс «Остаться в живых! Все об оптимизации среднего бизнеса». Целевая аудитория – собственники и руководители среднего бизнеса, а также финансовые директора, главные бухгалтеры и начальники юридических отделов.

Мы регулярно поднимаем стоимость обучения: зимой-весной курс стоил 29 900 руб., а уже в сентябре цена равнялась 34 900 руб. В цену, помимо обучения, включены раздаточные материалы, парковка в центре города, хорошие кофе-брейки и обеды в ресторане «бизнес-класса». Аудитория бизнес-курса воспринимает повышение стоимости нормально, стандартное количество участников – 25-35 человек.

В рамках курса своими наработками и знаниями делятся консультанты по организационному и налоговому проектированию. Поэтому к нам приезжают слушатели из Казани, Новосибирска, Перми, Омска, Самары, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и других городов. У себя они такие знания получить не могут, поэтому готовы нести затраты на перелеты и проживание в Екатеринбурге. То есть востребованы именно практический опыт, серьезные актуальные наработки, обеспечивающие безопасность среднего бизнеса и позволяющие ему развиваться.

Источник: www.begin.ru

Эксперты рассказали, что произошло с бизнес-образованием в 2022 году

Рынок сократился, но это, как считают специалисты, явление временное.

Наталья Скорнякова

Наталья Скорнякова
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Газета «Коммерсантъ» опубликовала мнения экспертов о том, как изменился сегмент бизнес-образования в уходящем году. Вот несколько обозначенных тенденций.

Рынок бизнес-образования сократился

По словам президента бизнес-школы АМИ Маргариты Датской, продажи курсов, разработанных для корпоративных клиентов, упали на 10–15%. Ещё сильнее — на 30% — просели образовательные бизнес-программы, ориентированные на широкий круг учащихся.

Как отметила Маргарита, в первую очередь интерес к бизнес-образованию снизился среди IT-компаний, которые переехали за границу. Также это касается частных предпринимателей — в ситуации неопределённости они более осторожно принимают решения об обучении сотрудников.

Тем не менее Датская ожидает, что в 2023 году интерес к бизнес-образованию снова возрастёт: если сейчас реальный сектор экономики вынужден быстро развиваться в новых обстоятельствах и у многих просто нет времени на обучение, то после этой фазы стремительного роста предпринимателям понадобятся новые знания и навыки.

Запросы на тему обучения в 2022 году изменились

Среди самых востребованных тем обучения — знания, навыки и компетенции, которые помогут компании пережить трансформационный период. То есть найти новых клиентов и поставщиков, заново выстроить логистику и финансовые цепочки, улучшить межфункциональное взаимодействие в командах.

«„Поменять“, „пересмотреть“, „пересобрать“, „трансформировать“ — этому сейчас активно учат в бизнес-школах», — пояснила Мария Солопова, вице-президент по финансам агентства Progress.

А ещё вырос спрос на программы, обучающие сотрудников действовать в нестабильной ситуации вместо того, чтобы тонуть в негативных мыслях. Это, видимо, следствие повышения общей тревожности в 2022 году.

А Сергей Бекренев, президент «Европейской юридической службы», отметил спрос на обучение сотрудников правильному проживанию ошибок, потому что в это сложное время шанс оступиться выше и бизнесу нужно учиться правильно рефлексировать над неудачным опытом.

Развивать руководителей стало ещё важнее, чем раньше

Как заметила директор академии «Технологии доверия» Надежда Волкова, растут требования и к руководителям. Менеджеры компаний должны принимать эффективные решения в неопределённой ситуации и при ограниченных ресурсах. Поэтому многие организации обучают своих руководителей на комплексных программах, таких как MBA.

Маргарита Датская упомянула, что среди востребованных компетенций руководителей появилось умение поддерживать сотрудников эмоционально, следить за настроением в команде и управлять им.

Чего заказчики из бизнеса ждут от программ

По словам Екатерины Фёдоровой, заместителя директора Высшей школы производственного менеджмента по дополнительному профессиональному образованию СПбПУ, учащиеся ожидают, что обучение будет соответствовать их конкретным запросам. И хотя предложений на рынке бизнес-образования достаточно много, найти качественную программу под определённые цели не всегда легко.

Доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Оксана Васильева добавила, что в последнее время особенно востребованы короткие и практико-ориентированные программы по узким специализациям. То есть людям нужны конкретные знания и навыки, которые они смогут тут же применить для развития карьеры или собственного бизнеса.

Кстати, ранее генеральный директор компании BuroAkzent и куратор ежегодного профессионального конкурса «Тренерское мастерство» Елена Долина рассказала, как в 2022 году изменились запросы заказчиков к бизнес-тренерам. Она тоже отметила некоторое падение спроса и высказала похожие наблюдения относительно популярных тем обучения. О содержании обучения также рассказывал директор департамента корпоративного обучения Школы управления «Сколково» Денис Конанчук.

А основатель сообщества Digital Learning Павел Безяев недавно поделился своими инсайтами о том, как 2022 год повлиял на корпоративное обучение.

  • Как рынок ДПО и корпоративного обучения адаптировался к потрясениям-2022
  • 5 принципов для корпоративного обучения в непонятных новых условиях
  • Как развивать руководителей: 8 советов экспертов

Источник: skillbox.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин