Действующие предприниматели являются субъектами

Субъекты предпринимательского права — это лица, непосредственно ведущие предпринимательскую деятельность, а также РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые в лице органов власти регулируют и контролируют эту деятельность.

Основным субъектом предпринимательского права является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

Государство, муниципальные образования непосредственно не осуществляют предпринимательскую деятельность — не производят товары, не выполняют работы (услуги) аналогично тому, как это делают индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, а также занимающиеся предпринимательской деятельностью некоммерческие организации. Подобная деятельность производится публично-правовыми образованиями опосредованно через создаваемые ими унитарные предприятия.

Вместе с тем государство, муниципальные образования, являясь собственниками принадлежащего им имущества, распоряжаются им, например в процессе приватизации, передают в аренду, передают участки недр инвесторам на основе соглашений о разделе продукции и иным образом используют его, получая доходы от такого использования.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства?

Государство, муниципальные образования реализуют свою правосубъектность через органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления. При этом, независимо от вида правоотношения (по осуществлению предпринимательской деятельности или регулированию таковой), субъектом правоотношения является публичное образование — РФ, субъект РФ, муниципальное образование. При этом, за незаконные действия государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц ответственность в форме возмещения убытков перед предпринимателями несут Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование: убытки возмещаются за счет принадлежащего им на праве собственности имущества (казны), главным образом за счет средств бюджета соответствующего уровня (ст. ст. 16, 126 ГК).

Деятельность государства в сфере экономики многообразна. Государство одновременно действует:

а) как федеральный собственник и представитель интересов всего общества (например, обеспечивая поступления в федеральный бюджет налогов и сборов);

б) как республика, входящая в состав РФ, являющаяся собственником своего имущества и, соответственно, выражающая интересы республики;

в) в качестве краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся собственниками закрепленного за ними государственного имущества и выражающих интересы населения их территорий;

г) в качестве автономной области и автономных округов, являющихся собственниками своих имущественных фондов и выражающих интересы населения их территорий.

Все указанные территориальные единицы являются субъектами РФ (ст. 5 Конституции РФ).

Разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами, определение предмета их совместного ведения регулируются ст. ст. 71 — 73 Конституции РФ.

Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130 Конституции РФ).

Урок №12 Преимущества субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим

В науке предпринимательского права принято различать понятия «субъект предпринимательского права» и «субъект предпринимательской деятельности». Субъекты предпринимательского права – носители прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности. К субъектам предпринимательской деятельности необходимо относить индивидуальных предпринимателей, коммерческие организации, некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в рамках ст. 50 ГК РФ. К ним также относят коллективные образования, не обладающие статусом юридического лица (ФПГ, холдинги и др.), филиалы, представительства.

Субъекты предпринимательского права обладают рядом признаков.

1. Регистрация в установленном законом порядке или легитимация иным способом.

Субъекты предпринимательской деятельности должны быть зарегистрированы в установленном порядке и приобрести статус юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Статус РФ, республик, входящих в ее состав, определен Конституцией РФ, конституциями республик, и в какой-либо дополнительной легитимации они не нуждаются.

Статус краев, областей в соответствии со ст. 66 Конституции РФ определяется уставами регионов, утверждаемыми представительными (законодательными) органами регионов.

Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими своего устава, который принимается непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления. Устав подлежит регистрации в порядке, установленном законом.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

2. Обладание комплексной правосубъектностью, которая охватывает как частно-правовые, так и публичноправовые аспекты предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательского права могут участвовать и участвуют как в гражданских, так и публичных правоотношениях. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях через свои органы, а в установленных случаях от их имени выступают граждане и юридические лица (ст. 125 ГК РФ). В публичных правоотношениях — в сфере регулирования и контроля за предпринимательской деятельностью — действуют, в пределах их компетенции, государственные органы и органы местного самоуправления.

Правосубъектность необходимо отличать от хозяйственной компетенции:

а) правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью) обладают граждане, юридические лица, публичные образования. Хозяйственной компетенцией обладают органы государственной и муниципальной власти и органы юридического лица. Например, ст. 91 ГК РФ говорит об исключительной компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью;

в) права и обязанности, составляющие правосубъектность, непередаваемы (отчуждать можно субъективные права, но не права как элементы правоспособности). Полномочия, составляющие хозяйственную компетенцию, в случаях, предусмотренных законом и учредительными документами, могут передаваться другим органам, например, вопросы неисключительной компетенции собрания участников общества с ограниченной ответственностью могут быть переданы совету директоров, исполнительному органу общества (п. 3 ст. 91 ГК РФ).

Выделяют общую, ограниченную, специальную и исключительную гражданскую правоспособность субъектов предпринимательской деятельности.

Наличие общей правоспособности предоставляет субъектам возможность иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом (ст. 49 ГК РФ).

Субъект может ограничить правоспособность в учредительных документах — возникает ограниченная правоспособность. Сделки, совершенные в противоречие с целями деятельности, определенно ограниченными в учредительных документах, являются оспоримыми (ст. 173 ГК РФ).

Некоторые субъекты обладают специальной правоспособностью, т.е. могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (унитарные предприятия, некоммерческие организации).

Исключительной правоспособностью обладают субъекты, осуществляющие такие указанные в законе виды деятельности, которые являются единственно возможными для них. При этом какие-либо другие виды деятельности запрещены. Исключительной правоспособностью обладают, например, страховщики, банки и другие кредитные организации, аудиторские организации, акционерные инвестиционные фонды, фондовые биржи.

Сделки, совершенные в противоречие с требованиями специальной и ограниченной правоспособности, ничтожны (ст. 168 ГК РФ).

3. Наличие обособленного имущества, принадлежащего субъекту на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления). Для осуществления предпринимательской деятельности может использоваться и арендуемое имущество. Однако в случае банкротства арендуемое имущество не входит в конкурсную массу, на него не обращается взыскание по требованиям кредиторов. Соответственно, для банков, иных кредиторов, инвесторов предпочтительнее иметь дело с организацией, обладающей собственным имуществом в размере, гарантирующем имущественные интересы кредиторов.

Обособленное имущество учитывается организацией на самостоятельном балансе.

4. Самостоятельная имущественная ответственность. Обособленное имущество является основой самостоятельной имущественной ответственности субъекта предпринимательского права.

Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника. Исключения из этого правила могут предусматриваться законом или учредительными документами.

Например, по обязательствам товариществ субсидиарную ответственность несут полные товарищи (ст. ст. 69, 75 ГК РФ); собственник (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК РФ).

Основой построения классификации субъектов предпринимательского права могут выступать различные критерии.

1. Характер выполняемых функций. По этому критерию выделяются:

— субъекты, непосредственно ведущие предпринимательскую деятельность (индивидуальные предприниматели, коммерческие организации и занимающиеся предпринимательской деятельностью некоммерческие организации). Предприниматели реализуют комплекс функций: привлечение и использование материальных, трудовых и иных ресурсов, организацию производства, управление персоналом и организацией в целом, продажу произведенных товаров и др. Предпринимательская деятельность представляет собой единство производственной и организационной (управленческой) функций;

— субъекты, которые одновременно руководят деятельностью других организаций. К таковым относятся осуществляющие предпринимательскую деятельность организации, которые одновременно являются основными по отношению к дочерним обществам и указания которых являются обязательными для дочерних (ст. 105 ГК РФ). Основное общество (товарищество) считается имеющим право давать дочернему обществу обязательные для него указания только в случае, когда это предусмотрено в договоре с дочерним обществом или уставе дочернего общества (п. 3 ст. 6 Закона об акционерных обществах);

— публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования), одной из целей деятельности которых являются регулирование и контроль за предпринимательской деятельностью. Вместе с тем, они могут быть и участниками гражданских правоотношений.

2. Форма собственности, на базе которой действуют субъекты предпринимательского права. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Все коммерческие организации, кроме унитарных предприятий, все некоммерческие организации, кроме учреждений, являются собственниками своего имущества.

Унитарные предприятия действуют на базе государственной или муниципальной собственности.

3. Правовой статус субъектов может быть определен:

Читайте также:  Как подать отчетность ИП в налоговую в электронном виде

— только ГК РФ (товарищества)

— ГК РФ и другими законами (например, ФЗ «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Субъекты предпринимательской деятельности можно классифицировать также в зависимости от: наличия или отсутствия статуса юридического лица; гражданской правоспособности субъекта (общая, ограниченная, специальная, исключительная); характера объединения предпринимателей: на организационной или договорной (простое товарищество, ФПГ) основе.

По форме организации предпринимательской деятельности различаются индивидуальные предприниматели — физические лица и организации — юридические лица.

Субъектов предпринимательской деятельности различают также в зависимости от осуществляемого ими вида деятельности, что предопределяет специфику налогового режима, мер государственной поддержки.

Организации, имеющие статус юридического лица, можно также классифицировать:

— по цели деятельности – на коммерческие и некоммерческие;

— по соотношению прав на имущество организации:

а) организации, на имущество которых их учредители имеют право собственности (государственные и муниципальные предприятия и финансируемые собственником учреждения),

б) организации — собственники имущества, по отношению к которым учредители (участники) имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы),

в) юридические лица, по отношению к которым их учредители (участники) не имеют имущественных прав — ни вещных, ни обязательственных (общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды);

— в зависимости от того, может ли имущество организации быть распределено по вкладам (корпоративные организации) или является неделимым (унитарные предприятия);

— по организационно-правовой форме;

— в зависимости от количества работников (при соблюдении иных критериев, установленных ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ») различают средние, малые и микропредприятия;

— в зависимости от источника финансирования — организации, действующие на основе самофинансирования (существуют за счет собственных, заемных средств) и находящиеся на смешанном финансировании. Например, учреждения финансируются собственником по смете. Одновременно учреждение, занимающееся предпринимательской деятельностью, имеет доходы и финансирует свои потребности за счет этих доходов, которыми учреждение вправе самостоятельно распоряжаться (ст. 298 ГК РФ);

— по месту, занимаемому на рынке товаров и услуг, выделяются субъекты, работающие в условиях естественной монополии, и занимающие доминирующее положение на рынке. По отношению к первой категории монополистов осуществляется государственное регулирование цен, определяются потребители, подлежащие обязательному обслуживанию, и (или) устанавливается минимальный уровень их обеспечения (в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребности в товарах и услугах субъекта естественной монополии). В отношении второй категории осуществляется контроль за тем, чтобы не было злоупотребления доминирующим положением на рынке товаров и услуг, пресекаются согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию;

— по степени зависимости одной организации от другой различаются основные, дочерние и зависимые хозяйственные общества (ст. ст. 105, 106 ГК РФ);

— по наличию в уставном капитале организации доли государства, муниципальных образований выделяются организации с такой долей, превышающей 25%. В их отношении действует особый правовой режим. В частности, они не могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, не могут быть покупателями государственного и муниципального имущества в процессе приватизации (ст. 5 ФЗ от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»);

— в зависимости от наличия в уставном капитале иностранных инвестиций существуют организации с определенной долей иностранных инвесторов, организации, уставный капитал которых полностью сформирован за счет средств иностранных инвесторов, и хозяйственные общества и товарищества без иностранного участия.

Встречаются и иные варианты классификации субъектов предпринимательского права, в частности, подразделение их в зависимости от роли, выполняемой каждым из них в экономике, на:

— коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия);

— филиалы, представительства и иные структурные подразделения коммерческих организаций;

— производственно-хозяйственные комплексы (финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги), простые товарищества и иные объединения предпринимателей без образования юридического лица;

— лиц, являющихся частью инфраструктуры рынка и участвующих в создании иных (правовых, политических, организационных) условий функционирования экономики (в частности, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, хедж-фонды, саморегулируемые организации и иные объединения предпринимателей, органы государственной власти и местного самоуправления).

Источник: infopedia.su

Действующие предприниматели являются субъектами

12+ ISSN 2313-4852

Субъекты прав использования наименований мест происхождения товаров

04 Декабря 2015

В.С. Знаменская,
аспирант ФГБОУ ВПО Российская государственная академия
интеллектуальной собственности (РГАИС)

«Журнал Суда по интеллектуальным правам», № 10, декабрь 2015 г., с. 33-36

В соответствии с п. 1 ст. 1518 ГК РФ обладателями права использования наименования места происхождения товара (далее – НМПТ) могут быть юридические лица или граждане.

Указание граждан как возможных субъектов права на НМПТ обусловлено высоким значением людского фактора в формировании определенных НМПТ, под которым понимается мастерство, опыт, традиции людей, которые без образования юридического лица могут являться субъектами права на результат их творческой деятельности.

Следует отметить, что НМПТ идентифицирует товары, многие из которых изготавливаются кустарным способом (например, Вологодское кружево, Гжель, Хохлома, Жостово). Как правило, кустарное производство представляет собой мелкосерийное производство с применением ручного труда, первоначальной целью такого производства является удовлетворение нужд собственного хозяйства кустарей, и уже в следующую очередь — реализация изготавливаемого товара на рынке 1 .

Юридические лица и индивидуальные предприниматели являются субъектами предпринимательской деятельности, под которой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Изготовление кустарным способом товаров, обладающих особыми свойствами, может не иметь систематический характер и осуществляться, как отмечено выше, не в коммерческих целях, а для удовлетворения личных нужд мастера и его окружения. Для осуществления такого рода деятельности не требуется получение статуса индивидуального предпринимателя. Поэтому под гражданами – обладателями права использования НМПТ в ст. 1518 ГК РФ понимаются как физические лица, так и физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя.

В связи с этим нельзя согласиться с выводом о том, что «правообладателями исключительного права на НМПТ и товарный знак в соответствии с требованиями закона могут быть не любые физические лица, а лишь имеющие статус индивидуального предпринимателя, либо юридические лица — профессиональные участники гражданско-правовых отношений» 2 .

К аналогичному мнению пришли другие авторы, отметившие, что заявка может быть подана любым гражданином, в том числе и гражданином, не являющимся индивидуальным предпринимателем, а также не проживающим на территории данного географического объекта 3 .

Следует отметить, что, несмотря на закрепленную законодательством потенциальную возможность регистрации НМПТ на имя физического лица, не имеющего статус предпринимателя, практика регистрации НМПТ на имя гражданина к настоящему моменту отсутствует.

При рассмотрении вопроса предоставления на территории России правовой охраны зарубежным НМПТ установлено следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 1517 ГК РФ допускается регистрация наименований географических объектов, расположенных в иностранных государствах, в качестве НМПТ, если такое наименование охраняется в стране происхождения товара.

Субъектами права на использование НМПТ иностранного происхождения являются лица, право которых на использование этого наименования охраняется в стране происхождения. И согласно абз. 6 п. 5 ст. 1522 ГК РФ при подаче заявки в Роспатент необходимо представить соответствующий охранный документ, подтверждающий право заявителя на заявленное НМПТ в стране происхождения товара.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 1518 ГК РФ лицу, зарегистрировавшему НМПТ в России, предоставляется право использования этого НМПТ, удостоверяемое свидетельством, при условии, что производимый этим лицом товар отвечает требованиям п. 1 ст. 1516 ГК РФ. Следует отметить, что положения п. 1 ст. 1516 ГК РФ, кроме определения объекта, содержат также требования к субъекту права, а именно, право использования НМПТ может быть признано за производителем такого товара.

Таким образом, из взаимного толкования ст. 1516 и 1518 ГК РФ только производитель может являться субъектом права на НМПТ. Данное обстоятельство, как показывает практика Роспатента, является препятствием для регистрации зарубежных НМПТ, субъектами прав на которые на территории своей страны являются ассоциации, консорциумы, не являющиеся производителями товара, обладающего особыми свойствами, но действующие в интересах производителя и потребителя. Такие организации, учреждения, консорциумы, ассоциации, объединения выполняют экономическую (финансовая поддержка), контролирующую (контроль за поддержанием и соблюдением особых свойств товара), охранительную функции и функцию по продвижению товара и деятельности его производителя (-ей) и одновременно являются обладателями охранных документов на зарегистрированные на территории своей страны PDO (Protected Designation of Origin), соответствующие регламентированному российским законодательством НМПТ, и PGI (Protected Geographical Indication), понимаемому как квалифицированное указание происхождение (географическое указание).

С учетом существующих формулировок упомянутых выше норм многие названия товаров, поступающих на российский рынок из-за рубежа и обладающих особым качеством и репутацией, могут не получить правовую охрану на территории России, что создает определенные сложности в обеспечении защиты от подделок и недобросовестного использования этих названий. Например, Лиссабонским соглашением охраняется наименование спиртного напитка «Tequila» (рег. № 669 от 06.03.1978 г.), наименование изделий народных промыслов «Talavera» (рег. № 833 от 17.07.1998 г.), правообладатель указанных НМПТ — Правительство Мексики, не являющееся производителем и изготовителем товаров.

Читайте также:  Дают ли кредит самозанятым в Сбербанке

Между тем российский реестр НМПТ содержит наименования, зарегистрированные на имя организаций, осуществляющих контроль качества продукта и исследование его свойств, как например:

— свидетельство № 130/1 на право использования НМПТ «GRANA PADANO» выдано Консорциуму, контролирующему его изготовление, но не осуществляющему производство сыра (Консорциопер ла Тутела дел Формаджжио Грана Падано);

— свидетельство № 131/1 на право использования НМПТ «PARMIDGANO REGGIANO» выдано Консорцио дел Формаджо «Пармиджано-Реджано» (Consorzio del Formaggio Parmigiano Reggiano — Консорциум производителей сыра пармиджано реджано), контролирующему производство сыра Parmidgano Reggiano 4 ;

— свидетельство № 133/1 на право использования НМПТ «DOURO» выдано ИНСТИТУТУ ДУС ВИНЬОС ДУ ДОРУ Э ДУ ПОРТУ (порт. Instituto dos Vinhos do Douro e Porto), именуемому как Институт портвейна — государственное межпрофессиональное научное учреждение Португалии, занимающемуся исследованиями, содействием производству, разработкой методов контроля, контролем производства вин в регионе Дору, преимущественно портвейна 5 .

Таким образом, несмотря на ограничительные требования российского законодательства, регистрирующий орган признает необходимость регистрации НМПТ, охраняемых за рубежом, вне зависимости от того, является ли субъект права производителем или нет.

Таким образом, выявлено наличие расхождения в нормативном регулировании вопроса субъектов права на НМПТ в России и практического правоприменения, формирующего необходимость следующих уточнений:

— ст. 1516 ГК РФ, в частности, последнее предложение абз. 1 п. 1 ст. 1516 ГК РФ предлагается изложить в следующей редакции:

«На использование этого наименования может быть признано право (статьи 1229 и 1519 ГК РФ) производителей такого товара, а также иных лиц, права которых на такое наименование охраняются в стране происхождения товара».

Следует отметить, что использование НМПТ на товаре лицом, не являющимся производителем данного товара, способно вводить в заблуждение, потребителя относительно производителя товара. Вместе с тем, с учетом практики зарубежных стран, использование НМПТ не производителем товара в рекламных целях, при продвижении товара фактического производителя с указанием наименования предприятия-изготовителя не способно вводить в заблуждение потребителя и такое использование, по мнению автора, должно быть регламентировано законом.

Необходимо предусмотреть возможность получения охраны в России для зарубежных НМПТ не только производителями товаров – иностранными компаниями, но и лицами, действующими в интересах производителя, но не являющимися производителями товара (имеются в виду зарубежные организации типа консорциумов). Для этой цели необходимо уточнить норму п. 2 ст. 1517 ГК РФ следующим образом:

«Государственная регистрация в качестве наименования места происхождения товара наименования географического объекта, который находится в иностранном государстве, допускается, если наименование этого объекта охраняется в качестве такого наименования в стране происхождения товара. Обладателем права использования наименования указанного места происхождения товара может быть производитель, право которого на использование такого наименования охраняется в стране происхождения товара, а также лицо, не являющееся производителем, но действующее в интересах одного или нескольких производителей в стране происхождения товара, право которого на такое наименование охраняется в стране происхождения товара».

Кроме того, следует предусмотреть возможность подачи заявки на регистрацию НМПТ не только производителями – иностранными компаниями, но и лицами, действующими в интересах производителя, но не являющимися производителями товара (как уже отмечалось, имеются в виду зарубежные организации типа консорциумов). Регламентация таких действий требует дополнения п. 2 ст. 1522 ГК РФ абзацем 3 следующего содержания: «Заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара может быть подана производителем или иным лицом, действующим в интересах одного или нескольких производителей, право которого на такое наименование охраняется в стране происхождения».

По мнению автора, данные изменения представляются достаточными для устранения препятствия в регистрации НМПТ (PDO), происходящих с территории других стран, на имя субъектов, не являющихся производителями товара.

Для обеспечения надлежащей правовой охраны указаний происхождения, не соответствующих требованиям, предъявляемым к НМПТ и охраняемым за рубежом в режиме PGI, необходимо дополнить ГК РФ нормами, включающими дефиницию нового объекта интеллектуальной собственности и перечень субъектов права на этот объект. В отношении географических указаний должен быть регламентирован субъектный состав, аналогичный НМПТ.

Таким образом, помимо необходимости расширения перечня субъектов права на НМПТ в российском законодательстве, следует предусмотреть признание на территории России PGI (в качестве квалифицированного указания происхождения (географического указания)).

1 Кустарное производство [Электронный ресурс] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F3%F1%F2%E0%F0%ED%EE%E5_%EF%F0%EE%E8%E7%E2%EE%E4%F1%F2%E2%EE (дата обращения — 07.10.2015).

2 Кондратьева Е.А. Объекты интеллектуальных прав: особенности правовой охраны. М.: Статут, 2014. — 160 с.

3 Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный),п. 3 комментария к ст. 1518 ГК РФ. – М.: Экзамен, 2009.

Источник: ipcmagazine.ru

6.2. Классификация субъектов предпринимательского права

Основой классификации субъектов предпринимательского права являются следующие критерии.

1. Характер выполняемых функций. По этому критерию выделяются субъекты, непосредственно ведущие предпринимательскую деятельность (индивидуальные предприниматели, коммерческие организации и занимающиеся предпринимательской деятельностью некоммерческие организации).

Предприниматели реализуют комплекс функций: привлечение и использование материальных, трудовых и иных ресурсов, организация производства, управление персоналом и организацией в целом, продажа произведенных товаров и др. Предпринимательская деятельность представляет собой единство производственной и организационной (управленческой) функций.

Встречаются хозяйствующие субъекты, которые одновременно руководят деятельностью других организаций. К таковым относятся осуществляющие предпринимательскую деятельность организации, которые одновременно являются основными по отношению к дочерним обществам и указания которых являются обязательными для дочерних (ст. 105 ГК РФ).

Основное общество (товарищество) считается имеющим право давать дочернему обществу обязательные для него указания только в случае, когда это предусмотрено в договоре с дочерним обществом или уставе дочернего общества (п. 3 ст. 6 Закона об акционерных обществах). В отличие от хозяйствующих субъектов, главным для публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований) являются регулирование и контроль за предпринимательской деятельностью, но они могут быть и участниками гражданских правоотношений.

2. Форма собственности, на базе которой действуют субъекты предпринимательского права. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Все коммерческие организации, кроме унитарных предприятий, все некоммерческие организации, кроме учреждений, являются собственниками своего имущества.

Унитарные предприятия действуют на базе государственной или муниципальной собственности. Будучи юридическими лицами, унитарные предприятия используют государственное, муниципальное имущество на основе принадлежащих им вещных прав на имущество предприятий — права хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 114, 115 ГК РФ).

3. По форме организации предпринимательской деятельности различаются индивидуальные предприниматели — физические лица и организации — юридические лица.

4. По количеству субъектов, участвующих в предпринимательской деятельности и непосредственно присваивающих полученную прибыль, выделяются отдельные предприниматели (индивидуальные предприниматели, организации — юридические лица) и группы предпринимателей. К последним, например, можно отнести договорные объединения, не являющиеся юридическими лицами (простое товарищество, крестьянское (фермерское) хозяйство).

Различают также индивидуальных предпринимателей, действующих без создания юридического лица и коллективных предпринимателей, использующих правовую форму юридического лица. Участников полного товарищества ГК РФ прямо называет предпринимателями (ст. 69 ГК РФ). Участники хозяйственного общества в экономическом смысле осуществляют коллективное предпринимательство, однако в юридическом смысле организационно-правовой формой такого предпринимательства является хозяйственное общество — юридическое лицо. Соответственно, в хозяйственном обороте действует одно юридическое лицо — хозяйственное общество (а не коллектив, группа лиц), которое присваивает прибыль и в установленном законом и учредительными документами порядке распределяет ее между собой и своими учредителями (участниками).

5. Правовой статус хозяйствующих субъектов может быть определен только ГК РФ (товарищества) или ГК РФ и другими законами (например, Федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

6. В зависимости от количества работающих в коммерческих организациях (средняя численность работающих в отчетном периоде не превышает в соответствующей сфере экономики 30-100 человек) эти организации, при некоторых дополнительных условиях, относятся в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г.

N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»*(271) к малым предприятиям. Индивидуальные предприниматели признаны указанным Законом субъектами малого предпринимательства независимо от количества работающих у него на основе трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера.

Термин «субъекты малого предпринимательства» применяется в Законе для обозначения коммерческих организаций — малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Рассматриваемый Закон о государственной поддержке малого предпринимательства намечал ряд мер по их поддержке со стороны государства, однако далеко не все из них были реализованы*(272). Налоговый кодекс РФ (глава 26.2), регулируя переход организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек, не оперирует терминами «субъекты малого предпринимательства», «малые предприятия», хотя, конечно, речь идет именно о них. При этом, в отличие от Закона о государственной поддержке малого предпринимательства, по которому критерий численности работающих имел значение только для отнесения к малым предприятиям организаций, НК РФ — для перехода налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения устанавливает этот критерий как единый (не более 100 работающих) как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

Читайте также:  Как высчитывается зарплата у ИП

7. Виды деятельности могут предопределять положение хозяйствующего субъекта в качестве налогоплательщика. Например, организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими продукции, включая продукцию первичной переработки, составляет не менее 70%, могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном нормами главы 26.1 НК РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)».

Организации и индивидуальные предприниматели, занимающимися видами деятельности, предусмотренными главой 26.3 НК РФ (например, оказанием бытовых услуг, розничной торговлей), обязаны платить единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, если система налогообложения в виде такого налога введена законом субъекта РФ. Уплата организациями единого налога заменяет налог на прибыль, на имущество, единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, за исключением НДС, взимаемого при импорте товаров (п. 4 ст. 346.26. НК РФ).

Организации и индивидуальные предприниматели, занятые игорным бизнесом, являются плательщиками налога на игорный бизнес. Объектами налогообложения признаются: игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы (ст. 366 НК РФ).

Хозяйствующие субъекты — пользователи недр платят налог на добычу полезных ископаемых в порядке и размерах, предусмотренных нормами главы 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых».

8. Можно выделить также критерии, которые имеют значение для классификации хозяйствующих субъектов, действующих в качестве юридических лиц.

8.1. По цели деятельности они могут быть коммерческими и некоммерческими организациями (ст. 50 ГК РФ).

8.2. По содержанию правоспособности различаются организации с общей, специальной, исключительной, ограниченной самими учредителями в учредительных документах правоспособностью.

8.3. По соотношению прав на имущество учредителей (участников) организации и самой организации различаются организации:

— на имущество которых их учредители имеют право собственности. К ним относятся государственные и муниципальные предприятия и финансируемые собственником учреждения;

— организации — собственники имущества, по отношению к которым учредители (участники) имеют обязательственные права. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы;

— юридические лица, по отношению к которым их учредители (участники) не имеют имущественных прав — ни вещных, ни обязательственных.

К ним, в частности, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды.

8.4. Различаются они также по организационно-правовой форме. Коммерческие организации могут создаваться в виде хозяйственных товариществ (полные товарищества и товарищества на вере), хозяйственных обществ (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества — открытые и закрытые), производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. Перечень является закрытым.

Некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность, создаются в форме потребительских кооперативов, общественных организаций (объединений), религиозных организаций, автономных некоммерческих организаций, некоммерческих партнерств и других (перечень не является закрытым).

8.5. В зависимости от источника финансирования выделим организации, действующие на основе самофинансирования (существуют за счет собственных, заемных средств) и находящиеся на смешанном финансировании. Например, учреждения финансируются собственником по смете. Одновременно учреждение, занимающееся предпринимательской деятельностью, имеет доходы и финансирует свои потребности за счет этих доходов, которыми учреждение вправе самостоятельно распоряжаться (ст. 298 ГК РФ).

8.6. По месту, занимаемому на рынке товаров и услуг, выделяются субъекты, работающие в условиях естественной монополии, и обычные (временные) монополисты. По отношению к первой категории монополистов осуществляется государственное регулирование цен, определяются потребители, подлежащие обязательному обслуживанию, и (или) устанавливается минимальный уровень их обеспечения (в случае невозможности удовлетворения в полном объеме в товарах и услугах субъекта естественной монополии). В отношении обычных монополистов осуществляется контроль за тем, чтобы не было злоупотребления доминирующим положением на рынке товаров и услуг, пресекаются согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.

8.7. По степени зависимости одной организации от другой различаются основные и дочерние и основные и зависимые хозяйственные общества (ст. 105, 106 ГК РФ). Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Между основной организацией и дочерней существуют холдинговые отношения как отношения контроля, субординации действий участников холдинга, при которых головная компания вправе определять все важнейшие управленческие и хозяйственные решения других участников холдинга*(273).

8.8. В зависимости от структуры управления организации различаются организации простые (есть только руководитель и персонал, отсутствуют внутренние структурные подразделения организации) и сложные.

В таких организациях высший уровень исполнительных органов представлен единоличным и (или) коллегиальным органом управления, заместителями (директорами) генерального директора, действующими в соответствии с полномочиями, переданными им генеральным директором. Средний уровень управления представлен начальниками отделов, управлений, цехов, производств. Завершают цепочку руководителей бригадиры, мастера, отвечающие за конкретные участки работы непосредственно в цехах, производствах. Наличие у организации цехов, участков, отделов в уставе не отражается.

Организации могут иметь территориально и имущественно обособленные подразделения — филиалы и представительства (ст. 55 ГК РФ). Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

8.9. По наличию в уставном капитале организации доли государства, муниципальных образований выделяются организации с такой долей, превышающей 25%. На эти организации не распространяются меры государственной поддержки малого предпринимательства, предусмотренные ФЗ от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».

Они не могут быть покупателями государственного и муниципального имущества в процессе приватизации (ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

8.10. По наличию в уставном капитале иностранных инвестиций — существуют организации с определенной долей иностранных инвесторов, организации, уставный капитал которых полностью сформирован за счет средств иностранных инвесторов, и хозяйственные общества и товарищества без иностранного участия.

9. В целях защиты общих имущественных интересов, а также для координации предпринимательской деятельности коммерческие организации могут создавать объединения (ассоциации и союзы). Ассоциации и союзы являются юридическими лицами, не имеющими права осуществлять предпринимательскую деятельность. Если учредители (участники ассоциации) возлагают на нее ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) должна быть преобразована в хозяйственное общество или товарищество либо сама может создать хозяйственное общество или участвовать в нем (ст. 121 ГК РФ). Вместе с тем ассоциация участвует в обязательствах, при этом члены ассоциации несут по этим обязательствам субсидиарную ответственность в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации.

В отличие от ассоциаций (союзов), на основе договоров создаются объединения — простые товарищества, финансово-промышленные группы (ФПГ), концерны, консорциумы, пулы, которые не являются в целом юридическими лицами и не выступают как правосубъектные организации в гражданском обороте.

В простом товариществе каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей, если договором между ними не предусмотрено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками либо совместно ими всеми. В последнем случае для совершения каждой сделки требуется согласие всех товарищей (п. 1 ст. 1044 ГК РФ).

ФПГ действуют как основное и дочерние общества либо как договорное объединение юридических лиц, от имени и в интересах которых выступает специально созданная ими центральная компания. Соответственно, общие дела ведет эта компания либо основное общество (если ФПГ учреждена как основное и дочерние общества).

Основные и дочерние общества, организации, входящие в одну ФПГ и некоторые другие группы лиц, занимающие в совокупности на рынке определенного товара более 35 процентов, с точки зрения антимонопольного законодательства рассматриваются как одно лицо. Такая группа лиц включается в Реестр хозяйствующих субъектов, действующих как группа лиц исходя из их совокупной доли на рынке. При нарушении антимонопольного законодательства одним из членов доминирующей на рынке группы лиц соответствующее предписание со стороны ФАС РФ может быть дано и другим участникам группы, способным обеспечить устранение нарушений.

В отличие от группы лиц, аффилированные лица — это отдельные граждане или юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, дав понятие этих лиц, не устанавливает каких-либо правовых последствий, связанных с фактом наличия у предпринимателя аффилированных лиц.

Акционерные общества обязаны вести учет своих аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с законодательством РФ.

В концернах, консорциумах создаются органы управления, в обороте в общих интересах действует один из участников объединения по поручению других либо создаются специально управляющие компании.

Источник: knigi.news

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин