Дискриминация в бизнесе примеры

Свобода бизнеса — это хорошо. Но как далеко она простирается? Должен ли бизнес иметь право отказывать в обслуживании тем, с кем сотрудничать не хочет, например геям, религиозным людям или конспирологам? Философ Антон Тарасюк и юристка Дарья Токарева, ведущая канала Moonshine Distiller, рассказывают, что об этом думают юристы и почему всё сложнее, чем кажется.

Покупая жвачку, заказывая кофе, приобретая билеты в кино, мы заключаем контракт. При этом мы не копаемся в договорах, не тратим время на юридические тонкости. Даже ничего не подписываем.

Большинство предприятий сферы услуг работают по стандартизированным договорам, которые заключены по принципам присоединения и публичной оферты. Это означает, что:

1. договорные условия прописывает поставщик услуги, а потребитель решает, соглашаться ли на них;
2. поставщик обязан заключать договор с любым, кто отзовется.

Эти юридические конструкции забирают у нас часть свободы.

Политика ценовой дискриминации и ее последствия

Купить дешевле, продать дороже – вот вкратце принцип получения прибыли при торговле. Но как быть потребителю, когда цена на товар для разных покупателей кардинально отличается, а в другом месте его достать невозможно или экономически невыгодно? Почему ты должен платить дороже, когда за такой же товар или услугу другой платит меньше?

5. Защита от дискриминации

Ценовая политика такого рода может привести к определенным последствиям, уже исследованным в экономической теории и практике предпринимательской деятельности. Всегда ли ценовая дискриминация ограничивает конкуренцию? Разъясним, что представляет собой ценовая дискриминация, чем она чревата и в какой мере и степени ее проявления могут способствовать реализации ее целей.

Сущность дискриминации на основании цен

Латинское «discriminatio» в переводе означает «разделение», «различение». Изначально это слово не несло на себе негативных ассоциаций, которым его наделила современность. Специалисты утверждают, что в словосочетании «ценовая дискриминация» также отсутствуют отрицательные оттенки смысла, а данное слово указывает лишь на характер используемой техники, а не ущемление в правах.

В 2011 г. в отношении производителя угля было рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства, в рамках которого ФАС России, сравнивая цены по отдельным поставкам, признала в действиях поставщика угля нарушение антимонопольного законодательства в виде установления различных цен на один и тот же товар. При этом данный поставщик совместно с другими поставщиками товара были признаны коллективно занимающими доминирующее положение на товарном рынке концентратов углей (ст. 5 Закона о конкуренции). Рассматриваемый производитель угля имел долю на товарном рынке всего около 15%.
Цены производителя для отдельных потребителей в рассматриваемый период времени различались в пределах от 12,5% (декабрь 2008 г. — январь 2009 г.) до 48,3% (октябрь — ноябрь 2009 г.).
Мнение антимонопольного органа Ценовая дискриминация представляет собой установление отличающихся цен для разных потребителей или разные единицы таких же товаров при отсутствии причин, обусловленных издержками производства или реализации. ВАЖНО!

5.11 Ценовая дискриминация

Не во всех ситуациях различие в ценах говорит о дискриминации по этому основанию, так же как одинаковая цена – об ее отсутствии. Не будет считаться ценовой дискриминацией применение различных цен на товар, поставляемый в определенные регионы, в другое время, по иным артикулам и т.п. Напротив, одна и та же стоимость для клиентов, находящихся от поставщика, к примеру, на разных расстояниях, может быть признана дискриминацией по ценам. Есть ли ценовая дискриминация, если покупатели работают на одном товарном рынке?

Читайте также:  Какой источник финансирования может использовать бизнес на стадии зрелости

Зачем использовать ценовую дискриминацию

  1. Самая очевидная цель – максимизация прибыли за счет присвоения излишка потребителя – той разницы, которую составляет потенциальная готовность уплатить и реально потраченная сумма.
  2. В некоторых случаях прибыльности косвенно способствует расширение производства за счет такой дискриминации, как следствие – экономия по масштабам производства.
  3. Эта политика эффективна и в борьбе за клиента: потребитель также ищет возможность для покупки по ценам ниже среднего рыночного уровня, и дискриминация часто предоставляет ему такую возможность.

Условия для дискриминации по ценам

Благоприятная среда для того, чтобы дискриминация по ценам могла осуществляться, включает такие рыночные факторы:

  • продавец-монополист способен (имеет возможность) дифференцировать покупателей на группы относительно эластичности их спроса на данный товар, тогда он сможет поднимать цены тем группам покупателей, для кого это благо имеет большее значение, следовательно, кто может и готов заплатить больше;
  • товары не имеют права перепродаваться, то есть товар не может менять рынок (если бы это было возможно, речь шла бы о свободной конкуренции);
  • покупателей можно легко идентифицировать (как и продавцов).

К СВЕДЕНИЮ! Легче всего проводить дискриминацию по ценам в сфере услуг, они наиболее точно отвечают всем приведенным условиям. Например, цена на услуги массажиста может быть различной для тех или иных клиентов, а уже сделанный массаж нельзя вернуть или перепродать другому человеку по иной цене.

Степени ценовой дискриминации

Ценовую дискриминацию принято классифицировать на основании степени присвоения продавцом-монополистом потребительского излишка.

Первая степень – совершенная ценовая дискриминация

Продавец получает излишек потребителя полностью. Товар продается каждому потребителю по своей индивидуальной цене, причем она является максимальной, которую клиент готов уплатить скорее, чем отказаться от покупки товара. Иными словами, цена товара (услуги) равняется цене спроса на него в каждом конкретном случае. Этот вид может считаться также дискриминацией по доходам клиента.

В практике предпринимательства такая абсолютная степень дискриминации по ценам почти недостижима, потому что очень редко удается верно оценить такую субъективную величину, как индивидуальный спрос, либо нужно знать возможности и потребности всей целевой аудитории.

Примеры совершенной дискриминации

  1. Самыми близкими к этой форме дискриминации являются услуги частных специалистов с ограниченной практикой. Например, портной, шьющий вещи на заказ, знает свою клиентуру и может запросить отдельную максимальную цену с того или иного заказчика и отдельно устанавливать ее для каждого заказа.
  2. Еще одним характерным примером может выступить разделение оплаты на доступную практически любому клиенту цену «за вход», то есть право воспользоваться набором услуг или товаров, и индивидуальную цену на каждый из них по отдельности. Например, за право входа в развлекательный центр платится небольшая сумма, а каждый аттракцион в нем оплачивается отдельно. Таким образом, получается, что источник блага доступен по ценам всем, а дальнейший выбор благ каждый потребитель осуществляет по своим возможностям, чаще всего максимальным – надо же оправдать потраченные на вход средства.
Читайте также:  Блок схема бизнес процесса в excel

Вторая степень – цена зависит от объема продаж

Это практика, которую принято называть «оптом дешевле»: чем большую партию товара приобретает потребитель, тем ниже цена на каждую единицу, хотя она одинакова для всех потребителей. Такое установление цен называют многоставочным тарифом, поскольку зависимость между затратами покупателей и доходами продавца является нелинейной. Примерами такой степени дискриминации могут служить:

  • скидки;
  • дисконты;
  • надбавки к стоимости;
  • завышенные цены на новинки;
  • «гибкие» тарифы, такие как, например, цена на билет, зависящая от длительности маршрута, сезонные цены, абонементы на разные временные промежутки и т.п.

Третья степень – дорого для богатых, дешевле для менее обеспеченных

Этот вид дискриминации цен подразумевает разделение рынка на категории по степени покупательской способности. В рамках отдельно выделенной категории цены одинаковы, но они отличаются для разных сегментов потребителей. Дороже будут платить клиенты с неэластичным спросом, а дешевле – те, что в результате повышенной потребности будут приобретать большие объемы, пусть и по более низкой стоимости.

Примеры дискриминации третьей степени:

  • «детские» и «взрослые» билеты;
  • льготный проезд для детей из многодетных семей, инвалидов и некоторых других отдельно выделенных категорий населения;
  • «эконом», «бизнес-класс» и «VIP»;
  • «утренние» и «вечерние» блюда в кафе;
  • расценки гостиниц для граждан своего государства и иностранцев и др.

ВАЖНО! Эти две категории никак не должны пересекаться, нельзя допустить, чтобы клиент купил товар по ценам «для бедных» и продал его «богатым» – это должно быть невозможно по своей сути. Проанализируем вышеприведенный пример.

Приобрести детский билет можно только по предъявлении соответствующего удостоверения, а чтобы воспользоваться им, нужно этому удостоверению соответствовать. Если школьник купит детский билет, а затем перепродаст его взрослому, что само по себе маловероятно на постоянной основе, тот все равно не сможет извлечь из этого благо, так как даже при наличии документа не будет выглядеть как ребенок. Таким образом, исключена возможность пересечения «дорогого» и «дешевого» рынка билетов.

Возможные последствия ценовой дискриминации

Нельзя однозначно оценить дискриминацию по ценам как полезное или вредное явление, для нее характерны позитивные стороны и отрицательные моменты. Причем сделать вывод о том, хорошо это отразилось или плохо на продавце-монополисте или его клиентах, в каждом отдельном случае можно по-разному. Как же может влиять ценовая дискриминация на рынок и экономику страны в целом?

  1. Объем продаж «ломает» лимиты, установленные монополией, благодаря разному уровню цен они приближаются к тем, которые были бы актуальны при свободной конкуренции.
  2. Отдельные товары и услуги вообще не могли быть реализованы без дискриминации по ценам.
  3. Уравнивание дифференциации доходов между разными слоями общества (субсидии, льготы, «пенсионные» скидки, цены для обеспеченного сегмента и т.п.).
  4. Перераспределение ресурсов между отраслями (как правило, нежелательное).
Читайте также:  Примеры контрактов проекта в бизнесе

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Вследствие влияния последнего фактора государство старается держать под контролем процессы ценовой дискриминации. Некоторые ее виды в отдельных государствах запрещены законом.

В вопросах ценовой дискриминации этика и экономика не нашли общего языка и во многих случаях вынуждены вступать в конфликт.

Источник: assistentus.ru

Что такое ценовая дискриминация. Объясняем простыми словами

Ценовая дискриминация — практика продажи товара в одно и то же время разным покупателям по разной цене.

К примеру, ваш друг Петя купил билет в театр за 300 рублей, а вам предлагают билет на тот же спектакль, тот же ряд, только за 500. Это и есть ценовая дискриминация.

Ценовая дискриминация возможна при следующих условиях:

  • продавец обладает монопольной властью на рынке;
  • продавец может разделить покупателей на сегменты в зависимости от эластичности спроса;
  • покупатели не имеют возможности перепродавать товар.

К ценовой дискриминации, например, относится так называемый налог на розовое: при той же себестоимости товары, предназначенные для женщин, могут стоить дороже, чем товары для мужчин.

Онлайн-площадки для продажи товаров — удобный инструмент ценовой дискриминации. Разные категории покупателей видят разные цены в интернет-магазинах в зависимости от социально-демографических характеристик и уровня дохода.

Пример употребления на «Секрете»

«Visa предложила льготные тарифы для крупных маркетплейсов. Для магазинов с годовым объёмом транзакций на сайте в 25–150 млрд рублей будет действовать интерчейндж 1,4% при оплате через Apple Pay, Samsung Pay др. Для платежей с вводом данных карты он составит 1,5%. При годовом объёме транзакций более 150 млрд рублей межбанковская комиссия составит 1,2 и 1,3% соответственно. Льготы будут действовать, если на торговой площадке не будет ценовой дискриминации по картам Visa».

(Из новости о льготах Visa для крупных маркетплейсах.)

Нюансы

Выделяют три степени ценовой дискриминации:

  • Первой степени. Товар продаётся за максимальную стоимость, которую готов заплатить клиент. Так, например, существует среди юристов, где сумма гонорара обсуждается отдельно с каждым клиентом в зависимости от его финансовых возможностей.
  • Второй степени. Цена зависит от объёма приобретённого товара, к примеру, это покупка товара оптом или абонемент сразу на несколько посещений.
  • Третьей степени. Цена зависит от уровня дохода: скидки для студентов, пенсионеров, многодетных.

Практика

В России ценовая дискриминация запрещена для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке (доля не менее 35%) — так поддерживается конкуренция. Размер санкций зависит от того, является ли результатом дискриминационных действий ограничение конкуренции: если нет, это то должностные лица будут оштрафованы на 15 000–20 000 рублей, юридические лица — на 300 000 рублей — 1 млн руб.; если да — 25 000–50 000 рублей либо дисквалификация на срок до трех лет или 1–15% от суммы выручки соответственно.

Факт

Публичный дом в Берлине использует ценовую дискриминацию во благо экологии: клиентам дают скидку в 5 евро, если они смогут доказать, что добрались на городском транспорте или велосипеде.

Источник: secretmag.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин