Движение товара от поставщика к покупателю сопровождается товаросопроводительными и транспортными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов. К таковым, в частности, относятся товарная накладная по форме N ТОРГ-12 и (при автомобильных перевозках, на которых в дальнейшем делается акцент в статье) товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме N 1-Т.
В отношении последней, кстати, частенько возникают вопросы, начиная от оформления данного документа и заканчивая его наличием (как таковым). Поясним. Допустим, доставка товаров осуществлена продавцом (покупатель транспортировку не оплачивал) или договором купли-продажи предусмотрен самовывоз товара (в доставке задействован собственный транспорт покупателя). Будет ли покупатель в подобных случаях обладателем ТТН? Вправе ли контролеры при отсутствии указанного документа отказать организации в вычете «входного» НДС (разумеется, если налог имел место и прочие условия получения налогового вычета соблюдены)?
Зачем и кому нужна ТТН
Наличие ТТН для налогового вычета обязательно не всегда
Нормы законодательства и примеры судебных решений
Организации, осуществляющие перевозки грузов на собственных и арендуемых автомобилях (далее — транспортные организации), обязаны оформлять ТТН. Таково требование п. 2 Инструкции «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» (Инструкция Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983). А п. 6 указанного документа установлено, что ТТН является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.
На необходимость выписывать ТТН при доставке товара автомобильным транспортом указано и в Методических рекомендациях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (п. 2.1.2), и в Методических указаниях по бухгалтерскому учету МПЗ (п. 49).
В соответствии со ст. 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается.
Исходя из указанных документов, делаем вывод: ТТН (форма N 1-Т) обязательна к применению отправителями и получателями грузов. Иными словами, этот документ составляется грузоотправителем при доставке им груза по заказу покупателя. Он служит основанием для расчетов между сторонами договора перевозки. Кроме того, на основании ТТН, составляемой, как правило, в четырех экземплярах, производится списание и оприходование товарных ценностей.
К сведению. Первый экземпляр ТТН остается у грузоотправителя и предназначается для списания ТМЦ; второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю; второй — сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования ТМЦ у получателя груза; третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации — владельцу автотранспорта.
Что важнее ТТН или ТрН при ПЕРЕВОЗКАХ ГРУЗА. 2020
Если же покупатель заказчиком перевозки не является, наличие ТТН у него не обязательно. Принятие на учет ТМЦ в этом случае возможно и на основании других документов, в частности товарной накладной по форме N ТОРГ-12.
К сведению. Товарная накладная составляется в двух экземплярах, первый из которых остается у организации, сдающей ТМЦ, являясь основанием для их списания, а второй передается сторонней организации (покупателю) и является основанием для оприходования этих ценностей.
Аналогичная точка зрения, кстати, выражена в Письмах Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/42, от 15.06.2010 N 03-03-06/1/413 (Указанные Письма, говорят финансисты (ссылаясь на Письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138), носят информационно-разъяснительный характер и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, в них изложенной): если организация-покупатель не оплачивает транспортировку товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров может служить оформленная ТТН (форма N 1-Т) либо товарная накладная (форма N ТОРГ-12), а также в Письме от 18.08.2009 N ШС-20-3/1195, в котором главное налоговое ведомство страны указало: действующая в настоящее время форма товарно-транспортной накладной N 1-Т обязательна к применению юридическими лицами, являющимися отправителями и получателями грузов. При этом она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. Если покупатель заказчиком перевозки не является, то действующий порядок наличия товарно-транспортной накладной у получателя груза (покупателя) не предусматривает.
Казалось бы, все логично и вопросов возникать не должно. Тем не менее контролеров на местах отсутствие ТТН (в том числе по вышеперечисленным причинам) настораживает. И не факт, что при проверке они не сочтут это основанием для отказа в налоговом вычете (мол, нарушено обязательное условие — документальное подтверждение принятия товаров на учет).
Примеры из арбитражной практики имеются в изобилии. Есть как положительные (в пользу налогоплательщика), так и отрицательные (заканчивающиеся победой налоговиков) решения.
Так, ФАС ЗСО в Постановлении от 11.03.2011 по делу N А27-6755/2010 указал: материалами дела не подтверждается, что налогоплательщик выступал заказчиком перевозки, следовательно, отсутствие у него ТТН не является нарушением законодательства, влекущим признание расходов на приобретение товаров и налоговые вычеты необоснованными. Первичным учетным документом, служащим основанием для оприходования полученных обществом товаров, являлась товарная накладная формы N ТОРГ-12. Следовательно, общество правомерно включило затраты по сделкам с рассматриваемыми контрагентами в расходы по налогу на прибыль и применило вычеты по НДС.
Другой пример — Постановление ФАС МО от 21.02.2011 N КА-А40/316-11. Поскольку по условиям контракта доставку оборудования на склад покупателя производил продавец, судами не принята ссылка налогового органа на непредставление обществом ТТН по форме N 1-Т, при том что заявителем представлены товарные накладные формы N ТОРГ-12, подтверждающие поставку оборудования. На основании исследования указанных документов арбитры пришли к выводу о документальном подтверждении вычетов по НДС.
В Постановлении от 16.09.2010 по делу N А55-30158/2009 ФАС ПО указал: в связи с тем что в рассматриваемом случае покупатель не участвует в отношениях по перевозке груза, наличие или отсутствие ТТН как оправдательных документов юридического значения для него не имеет. Представление ТТН при наличии товарных накладных по форме N ТОРГ-12 не является обязательным и в силу того, что по настоящему делу не оценивается обоснованность вычетов по НДС в связи с осуществлением перевозки товаров.
Отметим также: в указанном решении арбитры сослались на Письмо N ШС-20-3/1195, в котором, как было отмечено выше, сделан вывод о том, что принятие на учет ТМЦ возможно и на основании товарной накладной по форме N ТОРГ-12.
Вывод Президиума ВАС РФ
Особо хочется остановиться еще на одном, наиболее значимом, судебном решении, в котором указанной проблеме дал оценку Президиум ВАС РФ. Мы говорим о Постановлении от 09.12.2010 N 8835/10.
А начиналось дело весьма неблагоприятно для налогоплательщика. Одна за другой налоговые инстанции становились на сторону налоговиков, подчеркивая, что ТТН является единственным документом, служащим основанием не только для списания ТМЦ грузоотправителем и оприходования их грузополучателем, но и для принятия товара на учет в целях реализации права на применение налогового вычета в соответствии со ст. ст. 171, 172 НК РФ.
Но уверенный в своей правоте налогоплательщик не сдавался — дело дошло до высшей инстанции. Президиум ВАС РФ указал на то, что при рассмотрении дела судами не учтены следующие моменты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия указанных товаров (работ, услуг) на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации; в противном случае (при подаче не предусмотренного унифицированной формой документа) учетная «первичка» должна содержать определенные п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете обязательные реквизиты.
Товарная накладная (форма N ТОРГ-12), содержащаяся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, применяется для оформления продажи (отпуска) ТМЦ сторонней организации. Представленные заявителем товарные накладные по форме N ТОРГ-12 содержат сведения о грузоотправителе, грузополучателе, поставщике, плательщике, наименовании товара, его количестве и цене, а также указание на должности лиц, отпустивших и принявших товар, их подписи и тем самым подтверждают факт отгрузки товара.
Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 установлены требования по заполнению и содержанию товарной накладной по форме N ТОРГ-12, при этом наличие ТТН по форме N 1-Т по учету торговых операций не предусматривается.
Кстати, ТТН является документом, определяющим взаимоотношения по выполнению перевозки грузов и служащим для учета транспортной работы и расчетов с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов. В данном случае общество осуществило операции по приобретению товаров, не выступая в качестве заказчика по договору перевозки.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что непредставление товарно-транспортных накладных обществом свидетельствует об отсутствии правовых оснований для применения налогового вычета по операции приобретения товара, не основан на действующем законодательстве и не соответствует установленным судом обстоятельствам.
И все-таки.
Как видим, Президиум ВАС РФ встал на сторону организации, и это важно, поскольку арбитражная практика по аналогичным спорам должна пойти по благоприятному для налогоплательщиков пути. Иными словами, мнение Президиума ВАС РФ поможет избежать необоснованных выводов со стороны налоговиков и судебных органов. В рассматриваемом случае право собственности на товар переходит к покупателю в момент предоставления товара на складе продавца (поставщика), а оправдательным документом, подтверждающим данный факт (переход права собственности на приобретаемый товар), является товарная накладная по форме N ТОРГ-12. Поскольку по договору перевозки заказчика нет, требование ТТН при самовывозе невозможно. А раз так, то и вычет «входного» НДС (при соблюдении прочих условий) правомерен.
К сведению. Покупателю могут отказать в применении вычета налога по счету-фактуре, выставленному до оформления первичных документов, подтверждающих отгрузку товаров. Об этом сказано в Письме Минфина России от 17.02.2011 N 03-07-08/44.
В то же время хочется отметить, что каждый спор имеет свой «окрас» и не исключено, что отсутствие ТТН налоговый орган использует для доказывания получения организацией необоснованной налоговой выгоды из-за невозможности реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53. Иными словами, если налогоплательщик реально принимает участие в схеме с возмещением НДС, стоит ли рассчитывать на положительный исход дела? Возможно, в схеме он и «не замешан», однако подтвердить реальность хозяйственных операций с контрагентами не может (согласитесь, что тоже странно). Не исключено, что при таких обстоятельствах судьи займут сторону налоговиков. Приведем пример.
В Постановлении от 24.08.2010 по делу N А19-29237/09 ФАС ВСО поддержал налоговый орган, причем немалую роль в принятии такого решения сыграло не столько отсутствие ТТН по форме N 1-Т, сколько другие («обрамляющие ситуацию») моменты. В частности, организация не смогла подтвердить реальность хозяйственных операций с контрагентами, причем довод общества о том, что при выборе последних оно действовало с должной осмотрительностью и осторожностью и не может нести ответственность за действия третьих лиц, судом кассационной инстанции принят не был, поскольку в доказательство сделок с контрагентами общество не представило всех необходимых документов.
В подтверждение заявленных расходов и вычетов по поставщикам общество представило договоры поставки, счета-фактуры, товарные накладные, платежные поручения. Однако эти документы были подписаны неуполномоченными лицами (одно из них при допросе показало, что отношения к деятельности организации не имеет, роспись ставило на пустых листах, а ксерокопию паспорта предоставило за вознаграждение; допрос второго лица в связи с неустановлением его местонахождения не произведен).
В счетах-фактурах и товарных накладных по перечисленным поставщикам общество указано грузополучателем, а контрагенты — грузоотправителями. Суды установили, что в отношении последних налогоплательщиком не подтверждена доставка товара (ТТН от поставщиков не представлены).
Общество пыталось доказать, что отсутствие ТТН не может свидетельствовать об отсутствии отношений общества с контрагентами. Факт поставки товаров подтверждается имеющимися в материалах дела иными доказательствами, а именно показаниями свидетеля Л., письмом ЗАО, договором об организации перевозок с ЗАО, актами оказанных услуг. Однако ссылка общества на акты оказанных услуг судом кассационной инстанции отклоняется, так как в соответствии с материалами проверки данные акты не позволяют произвести детализацию услуг по заявкам, поставщикам и товарам.
Кроме того, согласно материалам выездной налоговой проверки контрагентами общества (поставщиками товара) в проверяемый период налоговая отчетность не представлялась либо представлялась без отражения оборотов, организации по адресам регистрации не находятся.
Оценив обстоятельства в совокупности, арбитражные суды сделали вывод о том, что заявленная обществом налоговая выгода по перечисленным поставщикам является необоснованной.
Таким образом, суд поддержал налоговиков, причем Определением ВАС РФ от 23.12.2010 N ВАС-16852/10 было отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
Впрочем, дела могут обстоять и иначе (см., например, Постановление ФАС СЗО от 09.02.2011 по делу N А21-13459/2010), если факты, указывающие на недобросовестность налогоплательщика и направленность его деятельности на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС из бюджета, в ходе проверки не будут установлены.
Как следует из материалов дела, общество (на основании заключенного с ООО «ТПК» договора купли-продажи) осуществляло закупки товара и реализовывало его в дальнейшем на экспорт.
Доставка товара в адрес общества осуществлялась на основании заключенных им с транспортными компаниями договоров на оказание автотранспортных услуг.
Суд апелляционной инстанции установил, что заявителем представлены документы (договор купли-продажи и дополнительные соглашения к нему, спецификации, акты, товарные накладные по форме N ТОРГ-12, счета-фактуры), подтверждающие факты приобретения товара на внутреннем рынке у ООО «ТПК», принятия этого товара на учет и уплаты НДС поставщику.
В подтверждение реального движения товара от поставщика обществу представлены договоры на оказание автотранспортных услуг с транспортными компаниями, заявки, акты оказанных услуг.
Тот факт, что товар доставлялся силами и средствами третьих лиц, не свидетельствует о том, что последние являются грузоотправителями, а только подтверждает, что перевозка товара осуществлялась этими компаниями. Поэтому довод инспекции о недостоверности сведений о грузоотправителе в представленных обществом товарных накладных правомерно отклонен судом апелляционной инстанции. К тому же, поскольку общество осуществляет операции по купле-продаже товаров и не выполняет работы по их перевозке, первичными документами для него являются не товарно-транспортные, а товарные накладные.
Доводы инспекции о недобросовестности общества и направленности его деятельности на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС из бюджета рассматривались судом апелляционной инстанции и были им отклонены как документально не подтвержденные.
При отсутствии доказательств несовершения хозяйственных операций (создания «искусственной цепочки»), в связи с которыми заявлено право на налоговый вычет, вывод о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о недостоверности (противоречивости) сведений, может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора (в том числе с основаниями, по которым налогоплательщиком был выбран соответствующий контрагент), а также иных обстоятельств, приведенных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53.
Из материалов дела не усматривается, что в ходе проверки налоговым органом в отношении налогоплательщика были установлены эти обстоятельства.
Таким образом, ФАС СЗО определил: выводы суда апелляционной инстанции основаны на материалах дела, правовых и фактических оснований с ними не согласиться не усматривается.
Источник: pnalog.ru
Порядок оформления ТТН, правила ее подписания и проставления печатей
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:
- транспортной накладной
- Заполнить и распечатать документ онлайн (это очень удобно)
В 2021 форма транспортной накладной изменилась. Действует новая редакция правил перевозки грузов автотранспортом (постановление Правительства от 12.12.2017 № 1529). Теперь они регулируют грузоперевозки тяжеловесными или крупногабаритными транспортными средствами (а не транспортировку тяжеловесных или крупногабаритных грузов, как раньше). Вместе с правилами обновились и формы соответствующих документов.
В разделе 13 транспортной накладной теперь указывается маршрут движения тяжеловесного, или крупногабаритного, или перевозящего опасный груз транспорта. Аналогичные изменения — в разделе 15. Теперь в нем приводится стоимость услуг перевозчика и порядок расчета платы за перевозку опасных грузов или грузов, перевозимых тяжеловесным или крупногабаритным транспортом. Как заполнить транспортную накладную? Образец с измененными разделами — ниже.
А с 1 января 2021 года в документ добавили некоторые показатели, которых не было ранее:
- В разделе 1 «Грузоотправитель» предусмотрено место для отметки о том, что грузоотправителем является экспедитор.
- Добавлен раздел 1а, в котором при необходимости можно будет указать сведения о клиенте.
- В разделе 3 «Груз» потребуется, помимо прочего, указать объявленную стоимость (ценность) груза и реквизиты документа, подтверждающего отгрузку товаров.
- В раздел 6 «Прием груза» нужно будет дополнительно внести сведения о лице, от которого забирается груз. Потребуется проставить подпись этого лица, а также при необходимости подпись перевозчика.
По какой форме оформлять транспортную накладную
Транспортные расходы подтвердит только транспортная накладная по форме из приложения № 4 к Правилам перевозки (утв. Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272).
Транспортная накладная состоит из 17 разделов. В ней указывают сведения о грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике, грузе, транспортном средстве, стоимости услуг транспортной компании и сопроводительных документах.
Выписывают транспортную накладную в трех экземплярах – по одному для перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя. Вместе с тем компании могут договориться составлять ТН в четырех экземплярах. Тогда четвертый экземпляр с подписью покупателя перевозчик передаст поставщику. Этот документ подтвердит приемку груза покупателем. И на его основании поставщик оплатит услуги перевозчика.
Чем ТТН отличается от ТН?
До введения транспортной накладной (ТН) применялся другой документ: товарно-транспортная накладная (ТТН). Однако после того, как в практику вошла первая, отмены второй не произошло. Сейчас используются оба документа: и ТН, и ТТН. В чем разница между ними?
Товарно-транспортная накладная (ТТН):
- Служит для учета движения товаров между продавцом и покупателем.
- Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
- Включает два раздела: товарный и транспортный. В них указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки.
- Служит основанием для (а) расчетов за грузоперевозку автотранспортом, (б) списания товаров отправителем и оприходования их получателем.
- Заполняется в четырех экземплярах. Более подробно о правилах выдачи ТТН, бланк и образец — здесь >>
Транспортная накладная (ТН):
- Подтверждает заключение договора грузоперевозки.
- Подтверждает правомерность перевозки.
- Включает только транспортный раздел. Он содержит сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, условиях перевозки, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на нее.
- Включает сведения о таре, используемой для грузоперевозки, о способе упаковки, о маркировке, о грузовых местах: их массе, объеме, размерах. В ТТН нет этой информации.
- Включает указания грузоотправителя о нужных параметрах автомобиля, данные об условиях перевозки, о фактическом состоянии груза, пломб, тары и упаковки, оговорки и замечания перевозчика. В ТТН эти сведения не указываются.
- Не включает номеров телефонов юрлиц (отправителей, получателей, перевозчиков), но содержит номера лиц, ответственных за перевозку.
- Не требует подписей должностных лиц, разрешивших отпуск груза, и лиц, отпустивших груз. Также не нужна подпись бухгалтера, главного или старшего. В ТТН должны быть все эти подписи — в товарном разделе.
- Не включает сведений о плательщике — наименования, адреса, банковских реквизитов, — в отличие от ТТН.
- Служит основанием для расчетов за перевозку груза автотранспортом.
- Подтверждает расходы на автоперевозку.
- Не может служить основанием для оприходования ТМЦ покупателем и для списания их поставщиком. В ТН нет раздела с нужной информацией: не приводится цена за единицу товара и общая стоимость всех перевозимых товаров. Можно указать только объявленную стоимость груза. Тогда в случае недостачи или порчи товара по вине перевозчика можно будет рассчитать сумму компенсации.
- Заполняется в трех экземплярах. Инструкция по оформлению транспортной накладной, пример заполнения и пустой бланк на 2021 год — ниже.
Если вы выписываете ТН, для списания и оприходования ТМЦ нужно выписать также товарную накладную ТОРГ-12. В ней есть необходимая информация о товаре: цена за единицу, количество и наименование.
Получите документ бесплатно!
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:
- Скачать список товаров, которые можно продавать на карантине, и другие нормативные акты по работе бизнеса
- Скачать полный список пострадавших от коронавируса отраслей и таблицу с новыми сроками уплаты налогов
- Заполнять и печатать документы онлайн — это очень удобно
Правила заполнения транспортной накладной 2021
В 2021 форма транспортной накладной заполняется в соответствии с обновленными Правилами перевозки грузов:
- Грузоотправитель должен заполнить в документе пункты 1-6 и 16 («Грузоотправитель», «Грузополучатель», «Наименование груза», «Сопроводительные документы на груз», «Указания грузоотправителя», «Прием груза», «Дата составления, подписи сторон»).
- Грузоперевозчик должен определить (по согласованию с отправителем) условия транспортировки. Он заполняет (в своей части) пункты 8-11, 13, 15, 16 ТН («Условия перевозки», «Информация о принятии заказа к исполнению», «Перевозчик», «Транспортное средство», «Прочие условия», «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы», «Дата составления, подписи сторон»).
При транспортировке опасных грузов или при использовании крупногабаритного или тяжеловесного транспорта в пункте 13 при необходимости указываются сведения о маршруте следования, а также о номере, дате и сроке действия специального разрешения.
Необходимость формирования товарно-транспортной накладной
Бланк 1-Т является подтверждением договора о транспортировки груза, с его помощью определяются условия перевозки товара, а также фиксируется информация о стоимости перевозки. Когда оформляется указанный вид документа? При транспортировке абсолютно любых товарно-материальных ценностей посредством автомобильного транспорта.
Процедура оформления ТТН — важный процесс формирования этого документа, требующий определенных знаний. Составляя эту бумагу, водитель доказывает факт перевоза груза. К тому же, благодаря наличию 1-Т, становится проще вести учетную деятельность доставки товара, как поставщику, так и покупателю.
О том, в каких случаях оформляется ТТН и для чего она нужна, говорится здесь.
накладной на перевозку груза
Хотите забыть о проблемах с оформлением новой транспортной накладной раз и навсегда? Интернет-сервис МойСклад специально для вас разработал систему автоматического заполнения и печати всех необходимых бухгалтерских документов. Для работы с ним вам потребуется только компьютер с принтером и доступ в интернет. И вы сможете оформлять и печатать документы в любое время суток и из любого места, где бы вы ни находились.
Более 1 500 000 компаний уже печатают счета, накладные и другие документы в сервисе МойСклад Начать использовать
Транспортная накладная: кто должен выписывать?
В общем случае — грузоотправитель, если иное не предусмотрено договором перевозки. Но это может быть неудобно, так как отправитель, заполнив свою часть документа, должен будет передать оригинал водителю вместе с грузом.
Тот, вместо того чтобы везти товар напрямую получателю, должен будет сначала съездить в офис компании-перевозчика с транспортной накладной, чтобы ее заполнили ответственные лица. И только после этого водитель займется доставкой груза. Удобнее предусмотреть в договоре, что транспортную накладную оформит грузоперевозчик. Тогда транспортная компания заполняет свою часть бланка в своем офисе, оригинал передается водителю, и тот отвозит его грузоотправителю, выезжая за грузом.
ТН или ТТН: какой документ выдавать?
Сейчас одновременно действуют формы ТН и ТТН. В чем разница — читайте выше. Вкратце: ТТН содержит сведения о товаре, необходимые для списания и оприходования, что избавляет от необходимости выдавать форму ТОРГ-12. Однако в ТН больше детальных сведений о транспортировке груза. Какой документ выдавать — зависит от конкретной ситуации:
- Чтобы обосновать затраты на перевозку товаров, когда привлекается третья сторона: ТТН или ТН. Любая из этих форм подтверждает факт осуществления затрат на автоперевозку.
- Чтобы подтвердить правомерность перевозки грузов: ТТН или ТН. Подойдет любая форма.
- Чтобы осуществить списание и оприходование товаров: ТТН (или ТН + ТОРГ-12).
- Когда поставщик сам осуществляет доставку покупателю: ТН.
- Когда покупатель сам забирает товары со склада поставщика: не нужна ни ТТН, ни ТН. Если доставка не входит в договор, то для оприходования достаточно товарной накладной по форме № ТОРГ-12, а для обоснования расходов на ГСМ и расчета зарплаты водителю можно использовать путевой лист.
- При перевозке любого алкоголя и спиртосодержащей продукции: и ТН, и ТТН. Только ТТН может служить сопроводительным документом к алкогольной продукции, подтверждающим легальность ее производства и оборота. ТТН (товарно-транспортная накладная): и образец заполнения на 2021 год >>
Когда необходимо оформлять ТТН и транспортную накладную
Ответ:
ТН необходимо оформить, когда товар покупателю доставляет:
- транспортная компания;
- продавец (поставщик) собственным транспортом, при условии что стоимость доставки в договоре купли-продажи (поставки) указана отдельно от цены товара. В таком случае договор является смешанным, содержащим элементы договора купли-продажи (поставки) и договора перевозки (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Если стоимость доставки товаров в договоре поставки отдельно не указана (включена в стоимость товаров), оформлять ТН не нужно.
Товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме № 1-Т — это первичный учетный документ, предназначение которого изначально было предусмотрено для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозку автотранспортом (Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78).
По действующим сейчас требованиям перевозка грузов должна оформляться транспортной накладной, а продажа (отпуск, отгрузка) ТМЦ — товарной накладной или УПД, поскольку там нет лишнего после появления ТН транспортного раздела. Таким образом, необходимости в применении ТТН нет.
Есть только одно исключение: ТТН обязательно составляется при перевозке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции любыми видами транспорта. Это требование пп. 1 п. 1 ст. 10.2 закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, Разъяснения Росалкогольрегулирования от 08.07.2011. При этом не играет роли, кто его перевозит — грузоотправитель, перевозчик или покупатель.
Дело в том, что ТТН является одним из сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота этой продукции. То есть ТТН нужно оформлять на любое перемещении такого груза, в том числе между обособками организации (п. 2 Письма Росалкогольрегулирования от 31.01.2017 № 2148/03-04, Письмо Минфина России от 03.05.2018 № 03-14-07/29684).
ТТН оформляет лицо, отгружающее этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пусть даже с одного склада на другой в пределах своей компании. При этом, составление ТТН при перевозке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не освобождает от оформления транспортной накладной, если заключается договор на перевозку груза автотранспортом.
Таким образом, ТН необходима для подтверждения расходов в виде договорной стоимости товаров. Вместо ТН в качестве огрузочного документа может быть оформлена и ТТН. Такой накладной можно подтвердить расходы в виде договорной стоимости товаров, поскольку в ней есть товарный раздел.
Расходы на доставку товаров ТТН подтвердить не получится (Письма Минфина России от 23.04.2013 № 03-03-06/1/14014, от 30.04.2013 № 03-03-06/1/15213).
При ответе на вопрос: «Необходима ли ТН (или ТТН по форме № 1-Т) для обоснования транспортных услуг сторонних организаций?» — следует отметить следующее.
ФНС РФ отмечает, что статьей 2 закона № 259-ФЗ определено, что перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, является ТН. Таким образом, в сфере регулирования перевозок автомобильным транспортом законодательство устанавливает специальные требования в отношении форм первичных учетных документов, необходимых для такого рода операций.
Однако имеется судебная практика, из которой следует, что расходы на транспортные услуги подтверждаются ТТН. Так, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.04.2016 № Ф02-1543/2016 (см. также постановления АС Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 № Ф08-1621/2016, АС Уральского округа от 25.03.2016 № Ф09-1688/16, АС Волго-Вятского округа от 31.08.2015 № Ф01-3201/2015 и др.) суд пришел к выводу о получении необоснованной налоговой выгоды, в том числе по причине отсутствия товарно-транспортных накладных, свидетельствующих о перевозке груза контрагентом налогоплательщику.
В Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 № Ф08-1621/2016 суд пришел к выводу о невозможности осуществления контрагентами перевозки спорного товара в том числе и по причине непредставления налогоплательщиком ТТН (см. также постановления АС Северо-Западного округа от 24.07.2015 № Ф07-4560/2015, АС Уральского округа от 17.06.2015 № Ф09-3157/15).
А в Постановлении ФАС Уральского округа от 13.03.2013 № Ф09-1048/13 суд отказал налогоплательщику в учете расходов на транспортные услуги при отсутствии ТТН.
Если доставка осуществляется покупателем собственным транспортом (на условиях самовывоза), то в этой ситуации также необходимо отметить две позиции.
1. При самовывозе ТН (ТТН) необязательна (письма Минфина РФ от 22.12.2011 № 03-03-10/123, от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540, от 17.08.2011 № 03-03-06/1/500 и др.)
Вывод подтверждается судебной практикой (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14.06.2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2012 № А78-190/2012) — отсутствие ТТН не свидетельствует о невозможности учесть расходы на приобретение товаров. Налогоплательщик не был заказчиком по договору перевозки, а получил товар непосредственно на складе поставщика.
В Постановлении ФАС Уральского округа от 23.04.2012 № Ф09-2412/12 ИФНС утверждала, что общество не доказало реальности поставки товаров, так как не представило ТТН. Суд признал данный довод необоснованным и указал, что у налогоплательщика отсутствует обязанность по представлению ТТН, поскольку имеется накладная № ТОРГ-12. Кроме того, налогоплательщик представил путевые листы, подтверждающие доставку товара собственным транспортом.
2. Если доставка товара осуществляется самовывозом, то ТН (ТТН) обязательна.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28.09.2011 № А13-8941/2010 судом указано, что по условиям договора поставка товаров осуществлялась на условиях франко-склада поставщика, что означает доставку товаров силами самого покупателя. Суд сделал вывод, что в данном случае оформление ТТН обязательно.
В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2010 по делу № А33-18030/2009 судом указано, что ТТН является единственным документом, служащим для списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Суд отклонил доводы общества о том, что, поскольку оно доставляло товар от продавца самовывозом, ТТН не составлялись.
ТТН (ТН) покупателю не нужна, если условиями договора поставки предусмотрено, что продавец доставляет товар своим транспортом, а доставка не выделена отдельно в документах. В этом случае наличие товарной накладной по форме № ТОРГ-12 либо УПД является достаточным условием для отражения прихода товара в учете. Позиция ФНС РФ такая же – ТТН не нужна, если покупатель перевозку не заказывал. Оприходовать товар можно по накладной ТОРГ-12 или УПД (письма ФНС РФ от 18.08.09 № ШС-20-3/1195, УФНС РФ по г. Москве от 01.11.2011 № 16-15/105706).
Таким образом, можно сделать вывод о неоднозначности позиций по рассматриваемому вопросу.
Ответ подготовлен службой правового консалтинга компании РУНА
Источник: novapochta.ru
Что такое ТТН и как правильно заполнять товарно-транспортные накладные
Коммерческие грузоперевозки, доставка товаров осуществляется регулярно и в больших объёмах. При этом процесс транспортировки обязательно сопровождается разными документами. Вне зависимости от того, какой вид транспорта используется, на каждую доставку должна быть оформлена товарно-транспортная накладная. Или просто ТТН.
С позиции контролирующих органов, которые занимаются регулировкой легальности перевозок, ТТН считается ключевым документом. При его оформлении важно не допускать ошибок, а также предоставлять лишь подлинные сведения. С особенностями оформления товарно-транспортных накладных нужно разобраться более детально.
Что это за документ
ТТН относится к категории документов первичного учёта. Используется для контроля взаимодействия между организациями. Эта бумага требуется для оформления доставки, а также для проведения расчётов. Заполнять накладную нужно предельно внимательно. Даже мелкая ошибка может привести к серьёзным штрафам, поскольку ответственного привлекут за ненадлежащее заполнение обязательной сопроводительной документации.
Помимо ТТН, существует также и ТН. То есть транспортная накладная. И это разные виды документов, которые часто используются совместно, но являются независимыми друг от друга. Так что называть товарно-транспортную накладную просто транспортной накладной некорректно.
ТТН оформляется по унифицированной форме No 1-Т. Это стандартный шаблон, который без проблем можно найти в сети. Такой документ фактически выступает как доказательство взаимного сотрудничества между компаниями, а также при наличии посредников между ними.
Кто отвечает за оформление
Говоря о товарно-транспортных накладных образца 2021 года, никаких изменений в официально утверждённую форму внесено не было. Поэтому можно смело использовать шаблоны прошлых лет.
Важный вопрос заключается в том, на кого возлагается товарно-транспортная накладная при организации грузоперевозок. Тут нужно отталкиваться от того, в каком формате осуществляют перевозку груза. Ведь перевозимый товар может доставляться разными способами.
Вообще право на заполнение есть у 3 сторон:
- грузоотправитель;
- грузополучатель;
- транспортная компания.
Основным считается именно отправитель груза. У него есть законное право составить ТТН в любом случае. Это утверждено правительственным постановлением No272 от 15.04.2011 года. В пункте No6 этого документа говорится о том, что именно у грузоотправителя есть право на внесение данных в накладную, а также на её оформление.
Но и транспортная компания, а точнее её уполномоченный представитель, потенциально может взять на себя такие обязанности. Это возможно только при условии, что доставка продукции осуществляется через посредника. В этом ситуации с перевозчиком подписывают договор с нанимателем. И заказчик может оформить документ, дающий право грузоперевозчику заполнять и подписывать накладную.
Что же касается получателя груза, то есть покупателя, то он имеет право заполнять ТТН, если именно грузополучатель выступает стороной, которая заключила договор с грузоперевозчиком. Когда транспортную компанию нанимает не грузоотправитель, а грузополучатель, тогда на него и возлагается оформление ТТН.
Когда нужно оформлять
ТТН нужно обязательно составить как подтверждение выполненных обязательств по грузоперевозке в 3 ситуациях:
- транзитная доставка;
- перевозка через посредника;
- наличие нескольких получателей груза.
Но также существуют ситуации, когда в ТТН нет необходимости. Это касается самовывоза товара покупателем.
Чтобы документально подтвердить факт самостоятельной отгрузки товара, покупателю достаточно прибыть на склад отправителя и оформить другой вид накладной. Речь идёт о ТОРГ-12. При этом соглашение о грузоперевозке также не требуется.
Можно ли использовать один бланк на несколько перевозок
Как уже стало понятно, для перевозки груза обычно требуется товарная накладная. Но ещё актуально узнать, можно ли задействовать всего один бланк, чтобы выполнить несколько перевозок товара.
Нет, так делать нельзя. Каждая отправка груза требует оформления отдельной ТТН установленного образца. То есть 1 накладная на несколько грузоперевозок применяться не может. Даже при условии, что одинаковый груз доставляют в несколько конечных пунктов, принадлежащих различным заказчикам. Тут для каждой партии нужно составить собственную ТТН.
Структура документа
За основу можно взять любой образец, поскольку форма унифицирована и каждая товарно-транспортная обязательная накладная будет иметь одинаковую структуру. Только информация в ней будет разная, в зависимости от особенностей доставляемого товара и прочих нюансов.
Как уже говорилось, у формы образца 2021 года никаких изменений не произошло. Поэтому используется ранее утверждённый бланк, с помощью которого и оформляется товарно-транспортная накладная.
Чтобы систематизировать вносимые данные, весь документ разделили на 2 раздела. В первой части указывается следующая информация:
- наименование товара;
- габариты поклажи;
- качественные характеристики;
- компания, отправляющая товар;
- получатель груза.
Поскольку здесь содержится информация про товар, его параметры и характеристики, то такой раздел именуют товарным. Опираясь на товарные сведения из ТТН, грузоотправитель снимает продукцию со своего баланса, а получатель подтверждает факт прихода новой партии. Второй раздел служит для отображения таких данных:
- транспорт для перевозки;
- характеристики ТС (марка, грузоподъёмность, госномер и так далее);
- информация о перевозчике;
- данные о водителе;
- маршрут;
- временные рамки для доставки;
- пункты выгрузки;
- информация про рейс.
Здесь же основная часть данных связана с тем, какое транспортное средство используется. Поэтому раздел считается транспортным. На основании этой информации определяют стоимость транспортировки, а также осуществляются расчёты между сторонами договора.
Бланк товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) в формате Excel доступен для скачивания здесь, а в формате Word – здесь.
Правила и порядок оформления
Чтобы товарно-транспортная накладная, то есть ТТН для перевозки различного груза не создавала никому проблем и при этом обеспечивала всей необходимой информацией, при заполнении нужно учитывать действующие правила и требования.
Помимо двух разделов, в документ также вносится общая для всех участников сделки информация.
- Номер документа. Прописывается в шапке формы. У каждой поставки свой номер. Его назначает компания, заполняющая ТТН, исходя из собственного документооборота.
- Дата заполнения. Нужно указать дату, когда была составлена накладная. Предварительно заполнять документ нельзя. Поэтому дата составления и дата отгрузки должны совпадать.
- Данные о компании. Речь идёт о предприятии, которое отвечает за отправку товара со склада. Нужно указывать полное название организации, её юридический и фактический адрес, плюс контактную информацию.
- Сведения о грузополучателе. Здесь также пишут полное название, юридический, фактический адрес отгрузки, контактные данные.
- Информация о посреднике. Если в доставке принимают участие посредники, их данные также нужно указать в накладной.
- Данные о компании, которая оплачивает услуги посредников. Нужно полное название предприятие, юридический адрес и реквизиты для платежей.
- Код ОКПО. Отмечать этот код нужно для каждого из участников грузоперевозки. Этот номер присваивается ещё на этапе создания организации. Его нужно прописывать во всех документах.
Заполнив общие пункты, можно переходить к товарной и транспортной части документа.
Товарная часть
В принципе с заполнением товарно-транспортных накладных можно справиться своими силами. Но те, кто делает это впервые, наверняка столкнуться с определёнными сложностями. Поэтому есть смысл обратиться за помощью к квалифицированным и опытным специалистам.
Все сведения об отправляемом товаре имеются у отправителя. Поэтому в его обязательства входит заполнение этого раздела. Заполнять графы следует последовательно, ничего не пропуская. Спешка здесь лишь будет мешать. Исправления не допускаются.
Как и использование корректора. Самыми важными считаются столбцы с 1 до 4. Важно, чтобы все данные в них были максимально точными.
- Первый столбец. Здесь нужно указать код внутреннего номенклатурного ряда компании, если в организации используется соответствующая классификация. Если нумерации нет, тогда можно просто указать номер загруженного наименования. Для каждого наименования отдельная строка.
- Столбцы 2 и 3. Это артикулы и другие значения, которые используются для систематизации продукции у компании отправителя груза.
- Столбец 4. Тут следует вписать значения количества единиц загруженной продукции в используемый транспорт. Для каждого артикула своё количество. Во всех документах эти данные должны быть одинаковые.
Оставшиеся графы считаются равными по своей значимости. В них указывается такая информация:
- стоимость одной единицы товара;
- утверждённое полное название продукции;
- количественные значения в литрах, килограммах и так далее;
- количество грузовых мест, предоставленных для перевозки;
- общая стоимость всего отправляемого товара;
- тип упаковки;
- дополнительная нумерация, если такая предусмотрена.
Убедитесь, что внесённые в ТТН данные совпадают с информацией в других сопроводительных документах. Обратите внимание на количество грузовых мест. Даже когда партия одного видав продукции весит всего несколько килограммов, всё равно сведения указываются тоннажем.
В товарном разделе есть также специальный пункт дополнительные листы. Здесь нужно прописью указать все приложения, которые идут к ТТН. Это сертификаты качества, лицензия, сертификат на продукты и так далее.
В дополнительных листах пишут:
- общее количество загруженных в ТС типов продукции;
- количество занимаемых грузовых мест;
- общий вес всего товара;
- объявленная стоимость всей продукции.
Поскольку при заполнении некоторые столбцы и строки остаются пустыми, их рекомендуется заполнить обычным прочерком. Так можно избежать внесения лишних данных из-за невнимательности.
В товарной части также после заполненной таблицы нужно поставить подписи уполномоченных лиц с расшифровкой. Грузоотправитель ставит собственную подпись лишь в том случае, если он самостоятельно выполняет отгрузку продукции со склада. Во всех остальных случаях подписи ставят только лица, уполномоченные для отгрузки и принятия товара.
Если перевозка осуществляется посредником, тогда и подпись будет ставить его уполномоченный представитель. Оставлять такой документ без подписи не рекомендуется. Это чревато дополнительными проблемами и разбирательствами.
Транспортная часть
Здесь следует указать такие сведения:
- временные ограничения для доставки;
- данные о компании, которая осуществляет перевозку;
- сведения о транспортном средстве;
- порядковый присвоенный номер документа (соответствующий столбец находится с правой стороны формы);
- данные о компании, когда будет оплачивать грузоперевозку;
- информация о водителе (полное ФИО, номер водительских прав);
- тип транспортной услуги (писать следует коммерческая);
- данные о пункте назначения и разгрузки продукции;
- адрес переадресовки, если это необходимо;
- сведения о прицепе, полуприцепе;
- данные о повреждении пломбы, если такое произошло;
- информация о доставляемой продукции (в соответствии с данными из товарного раздела);
- дополнительные сопроводительные документы;
- подписи уполномоченных лиц.
Разумеется, придётся также заполнить и таблицу, в которую заносятся данные о погрузочно-разгрузочных работах. Здесь нужно указать сведения о:
- отправителе;
- получателе;
- способе погрузки;
- дате отправления транспорта с продукцией;
- дате прибытия на место для разгрузки;
- подписи должностных лиц.
При наличии пустых ячеек в них следует поставить прочерки. Это защитит от ошибок при заполнении, а также исключит возможность заполнить эти ячейки другими лицами.
Представителю грузоперевозчика, то есть водителю, выделяется отдельная таблица. В неё нужно внести основные данные про рейс. Это пройденное количество километров, вынужденные простои, стоимость доставки. Здесь же следует указать все внештатные ситуации, полученные штрафы и другие непредвиденные расходы в процессе грузоперевозки.
Последняя таблица, расположенная внизу, заполняется представителем отдела расчёта, либо бухгалтером. Здесь определяется стоимость перевозки и таксировка.
В завершении заполненную ТТН нужно тщательно проверить на предмет возможного наличия ошибок, отсутствия необходимых подписей и печатей. Если всё в порядке, тогда рейс оплачивается.
А вы когда-то заполняли ТТН? Было ли это сложно сделать самостоятельно? С какими трудностями столкнулись? Стоит ли доверять оформление накладной специалистам?
Источник: lawtrans.ru