Бюрократия – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффек-ным способом.
Чаще всего теория бюрократии сводится к трем основным направлениям:
1) Макса Вебера, или теория рациональной бюрократии;
3) восточной (имперской, азиатской, китайской).
Наибольшую разработку получила веберовская теория, которая составила фундамент современной практики гос. управления во многих странах.
Основные характеристики бюрократии, сформулированные М. Вебером:
а) компетентность каждого бюрократического уровня четко регламентирована (зафиксирована нормативно);б) иерархия организации бюрократической структуры основывается на твердо установленных принципах должностной субординации;
в) вся формальная внутренняя организационная деят-ть (распространение информации, принятие решений, подготовка приказов и т.п.) осуществляется в форме письменных док-тов, подлежащих дальнейшему хранению;
г) все должностные лица должны быть хорошими специалистам в сфере администрирования, т.е. быть компетентными не только в сфере своих професс. обязанностей, но и в области норм, правил и процедур деят-ти бюрократической орг-ции в целом.
Бюрократия
М. Вебер,считал, что бюрократическая организация представляет собой самую совершенную в техническом отношении организационную форму управления.
Современные теории бюрократии исходят в основном из веберовской концепции, дополнив ее: — необходимостью учета субъективного фактора (речь идет о об учете соц.-психологических аспектов поведения управленцев), который М. Вебер. Он считал, что они должны быть беспристрастны); — во-вторых, идеей самоуправления, т.е. участия населения в управлении обществом.
Для марксистской концепции теории бюрократии характерно отрицание ценности и соц. полезности бюрократии как системы упр-ния. В марксистской лит-ре бюрократия предстает как абсолютное зло, как явление, чуждое трудящимся и непригодное для социал-ского гос-тва. Марксистское учение, отождествляет бюрократию и бюрократизм. По мнению К. Маркса, для бюрократии характерен уход от общения с людьми, изучения действительности в сферу бумаготворчества, следовательно, общение бюрократа с внешним миром происходит посредством различного рода формальных предписаний и инструкций.
Имперская модель теории бюрократии наиболее полно воплотилась в азиатских странах, поэтому ее принято называть восточной. Ее примером служит китайская система бюрократии, иногда называют китайской.
Основные принципы имперской модели сводятся к следующему. Император являлся единственным собственником всех земель страны. Подданные считались членами одной большой семьи во главе с императором. Чиновники выступали управителями императорской собственности, поэтому их главное назначение состояло в обеспечении власти императора, а не в служении обществу. Отсюда при занятии должности проверялась готовность претендента поддерживать стабильность власти императора.
Школа научного управления. Теория рациональной бюрократии М. Вебера.
Механизм подчинения китайских чиновников власти императора состоял в: отсутствие у них узкой специализации, поэтому всегда одного можно было заменить др.; избыток претендентов на чиновничьи должности; фин. зависимость от жалованья; ограниченность перспектив служебной карьеры; тщательный контроль за чиновниками посредством секретной службы; отсутствие гарантий от произвольных увольнений и перемещений и пр. Китайская система просуществовала более двух тысячелетий. Восточная система управления не была публичной службой, поскольку все чиновничество работало на обеспечение нужд центральной власти.
Следует различать бюрократию и бюрократизм. Последний порожден негативными чертами бюрократической орг-ции, которые состоят в следующем:
1) отрыв аппарата управления от общества; 2) чиновники превращаются в самостоятельную силу; 3) чиновник не может быть абсолютно беспристрастным при выполнении управленческих полномочий; 4) в бюрократической организации заложен антидемократизм; 5) бюрократическая модель ведет к бессмысленному формализму; 6) расширение деятельности государственного аппарата, увеличение его штатов осложняют контроль над ним. Следовательно, снижается ответственность чиновников, растет их безнаказанность. 7) желание скрыть свои дела под видом секретности и посредством закрытия каналов коммуникации. Это направлено на стремление выйти из-под контроля общества и обеспечить монополию власти.
Гос. служба является и останется одним из главных институтов гос-ва. В любом современном обществе аппарат гос. управления практически полностью построен на бюрократических принципах.
Современная концепция бюрократии С конца 20-х гг XX в. параллельно начала становитися школа человеческих отношений, которая делала акцент на организации как человеческой системе, на социальных и социально-психологических аспектах поведения ее членов.
Социально-политическую сущность бюрократии М. Вебер определял через онтологическую (логическую) потребность общества в соц. организации, структурированности и упорядочении и видел глубокую внутреннюю связь процесса бюрократизации с процессом огосударствления собственности. Однако подобные процессы порождают угрозу исчезновения элементов свободы в экономической, правовой и др. сферах. Гос. бюрократия начинает вмешиваться во внутрихозяйственное управление предприятий.
Во второй половине XX века такой подход к исследованию бюрократии был подвергнут серьезной критике. Так, амер. социолог Т. отметил противоречие между компетентностью, профессионализмом и положением управленца в бюрократической иерархии. Компетентный специалист и бюрократ имеют различные основания властвования.
Власть первого основывается на признании его опыта, знания и талантов, следовательно, подчинение добровольно, власть второго основывается на приказе. Т.о., наблюдается базовое противоречие между административной властью, основой которой является иерархия и властью специалиста. Следовательно, концепция идеальной бюрократии не может служить качественной методологией для теории гос. управления без ее корректировки.
Еще одно негативное проявление бюрократизации — возникновение «тенденции к монополии», которое выражается в стремлении индивидов внутри сохранить завоеванное место, ограничивать доступ к кругу своего влияния и контакты с соседними слоями.
С точки зрения франц. соц. М. Крозье, в современных условиях наиболее приемлемым считает вовлечения граждан в дела соц. организаций является рациональное, сознательное участие. Современный динамический процесс соц. изменений требует принципиально новых качеств от профессиональных гос. служащих и руководителей. Они должны владеть современными методами и средствами реформирования гос. организаций, обладать способностями, управлять инновативными процессами, преодолевать соц. и организационную инертность бюрократических структур.
Произведенный анализ бюрократического управления позволяет сделать вывод о том, что функциональное предназначение гос. аппарата заключается в организации гос. управления на основе общеобязательных, регламентированных правом процедур, призванных обеспечивать баланс интересов индивида и общества в целом. Дисфункции (нарушение) гос. аппарата приводят к неэффективности гос. управления, к ущемлению прав и свобод личности.
Управленческое решение (УР) – это сознательный волевой акт субъекта управления, принятый им в соответствии с закрепленной компетенцией, в процессе управленческой деят-ти и направленный на урегулирование подведомственных отношений. Управленческое решение — основной инструмент воздействия работников муниципальной службы на управляемый объект.
Субъектами УР: законодательные органы гос. власти и суб. Фед., руководители и отдельные специалисты (имеющие соответствующие полномочия). Объект УР — система или операция.
Основные этапы процесса разработки управленческого решения.
1 этап – подготовка к разработке УР.
— получение информации о ситуации. Информация должна быть достоверной, достаточно полной, но не избыточной. Аналитический материал должен готовиться специалистами.
— о пределение целей должно осуществляться при непосредственном участии лица принимающего решение.
— разработка оценочной системы ситуации. В состав оценочной системы должны входить: критерии; система показателей; принципы проведения сравнительной оценки вариантов УР и их выбора.
— анализ управленческой ситуации предполагает выявление факторов, опред-щих динамику ее развития.
— задача диагностики ситуации состоит в выделении ее ключевых проблем и характера их влияния.
— разработка прогноза развития ситуации. Большое значение имеет представление предполагаемых результатов управл-кого воздействия, что достигается в результате разработки прогноза развития ситуации.
Этап – разработка УР.
— сбор альтернативных вариантов решений. Широко распространены такие процедуры как метод аналогов, мозговой атаки, синтеза УР и т.п.
— при отборе основных вариантов необходимо руководствоваться уровнем сравнительной оценки и требованием отсутствия дублирования.
— При разработке сценариев развития ситуации целесообразно рассмотреть различные варианты динамики изменения основных факторов развития ситуации.
— Экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий. Задача – дать оценку реализуемости рассматриваемых вариантов управл-ских воздействий и достижения поставленных целей.
Этап – принятия решения.
— к оллективные экспертизы оценки обеспечивают лучшую обоснованность и эффек-сть принимаемых УР. Методы: мозговой атаки, комиссий и др.
— принятия решения лицом, принимающим решение. По результатам экспертиз альтернативных вариантов, с учетом дополнительной информации и своего мнения, принимающее решение лицо, принимает УР. Оно может отличаться от всех предложенных вариантов.
— разработки плана действий. Переход к реализации принятого решения требует согласования действий и ресурсов по времени и месту. Это достигается за счет планирования реализации принятого УР. Планы необходимо корректировать в процессе реализации УР. В основе этого – возможность изменения внешних и внутренних условий, законодательства, конъюнктуры, стратегии предприятия и т.п.
Этап – реализация УР,, и
— д оведение решения до исполнителей является одним из важнейших элементов организации выполнения решения. Осуществляется посредством постановки задач лицом, принимающим решение в виде приказа, распоряжения, указания и т.п. При этом руководитель должен убедиться в точности понимания принятого решения.
— наделение исполнителей ресурсами. Эффек-ть реализации принятого решения во многом зависит от своевременного обеспечения исполнителей для решения конкретных задач ресурсами.
— делегирование полномочий. Каждый исполнитель должен быть наделен определенными полномочиями и обладать некоторой свободой действий на случай непредвиденного изменения условий реализации решения. Необходимо определить ситуации, в которых исполнитель имеет право принятия ситуативных решений, являющихся прерогативой более высокого уровня управления.
— координацию действий исполнителей на всех участках реализации решения.. Эффек-сть реализации УР определяется так же согласованностью действий всех исполнителей.
Источник: infopedia.su
Бюрократия: понятие, примеры, виды, признаки, происхождение
Бюрократия – это система управления, для которой характерны разделение обязанностей и полномочий, строгие правила работы, вертикальная иерархия и обезличенные взаимоотношения между сотрудниками. Её главная особенность – многоуровневая структура, на каждом уровне которой находятся чиновники с определёнными специализациями, полномочиями и компетенциями.
Вертикальную иерархию бюрократии проще всего представить в виде многоступенчатой пирамиды. На нижнем уровне находятся простые чиновники и работники, занимающиеся повседневными делами. Все они подчинены своим непосредственным руководителям, находящимся на следующем уровне. Те в свою очередь подчиняются руководителям более высокого звена, и так вплоть до главного руководителя или руководящего органа, находящегося на вершине «пирамиды».
Термин «бюрократия» образован из двух слов: французского bureau (бюро) и греческого κράτος (власть). То есть, буквально его можно перевести как «канцелярская власть». Автором термина считается Жак Венсан (1712-1759), а главным популяризатором – Макс Вебер (1864-1920).
Изначально бюрократия задумывалась как система, которая обеспечит максимальную эффективность управленческих процессов. Однако на практике она часто приводит к неоправданным задержкам в любых процессах, из-за чего о ней обычно говорят с иронией. И всё же сегодня это основной способ организации государственной власти, а также управления в большинстве крупных коммерческих и некоммерческих организаций.
Признаки бюрократии
Первым детально исследовать данную модель управления начал немецкий социолог Макс Вебер. Изучая, что представляет собой типичная организация с бюрократическим управлением, он выделил такие признаки бюрократии как:
- Вертикальная иерархия.Для бюрократических компаний характерна иерархическая структура, напоминающая пирамиду. На нижнем уровне находится большинство сотрудников, выполняющих определённую работу. На самом верхнем уровне – высшее руководство компании (директор или совет директоров). На промежуточных уровнях находятся руководители, управляющие теми, кто ниже, и подчиняющиеся тем, кто выше.
- Специализация и разделение компетенций. Каждый работник имеет свою сферу ответственности, свои обязанности и полномочия, которые не пересекаются с обязанностями и полномочиями других сотрудников. Благодаря этому никому не приходится выполнять работу, для которой ему не хватает знаний или навыков.
- Чёткие правила. Важным признаком бюрократии является наличие строгих правил, которых должны придерживаться все сотрудники. Это позволяет сделать все процессы внутри компании стабильными и предсказуемыми.
- Обезличенность взаимоотношений. Идеальная бюрократия подразумевает, что между сотрудниками не существует личных отношений. Каждый выполняет свою работу, для которой он подходит лучше всего по объективным критериям. Если сотрудник не справляется, никто не делает ему поблажек только потому, что «человек хороший».
Несложно заметить, что на эти особенности бюрократии часто делается акцент в антиутопиях. Обычно в таких произведениях существует некая «машина зла», обезличенная, «бездушная», лишённая всяких чувств и сострадания, но очень устойчивая благодаря чётким правилам и иерархической структуре.
Это показывает, что в современной культуре бюрократия воспринимается как негативное явление. Макс Вебер, наоборот, считал бюрократическую модель очень эффективной и перспективной, практически идеальной для крупных организаций и государств.
Виды и примеры бюрократии
Исследователи выделяют три основных формы бюрократии:
- Классическая. Эта форма подразумевает, что на каждом уровне бюрократической иерархии находятся хорошие управленцы. Им не обязательно понимать все особенности сферы деятельности организации. Но они должны хорошо решать организационные задачи. Эта форма встречается в министерствах, где все сотрудники являются чиновниками и не занимаются деятельностью, которую курируют. Главная проблема классической бюрократии заключается в долгом согласовании серьёзных решений.
- Профессиональная. Эта форма подразумевает, что на вершине бюрократической иерархии находится специалист, хорошо разбирающийся в тонкостях работы организации. Она распространена, например, в больницах. Главврач и заведующие отделениями обычно являются опытными врачами, которые, занимая руководящие должности, продолжают лечить пациентов. Главный недостаток такой формы заключается в затратах на переподготовку специалистов.
- Адхократия. Это «гибкая бюрократия», приспособленная под конкретную организацию. Иерархия в ней не такая чёткая, отношения менее формальные, а сотрудники с нижних уровней могут принимать управленческие решения самостоятельно. Это делает компанию более гибкой и позволяет ей быстро реагировать на меняющиеся условия. Такая форма бюрократии встречается, например, в юридических фирмах и научно-исследовательских организациях.
Негативные последствия бюрократии
Бюрократическая модель управления призвана оптимизировать деятельность организаций, делать их более слаженными, эффективными и устойчивыми. Однако у неё есть ряд недостатков, которые могут приводить к серьёзным негативным последствиям:
- Обезличивание. Для чиновника каждый человек выглядит не как личность, а как папка с бумагами. С одной стороны, такой подход способствует равноправию, поскольку личные симпатии управленца ни на что не влияют. В то же время бюрократическая машина лишает людей их уникальности, обезличивает их, меняет отношение к ним. Грубо говоря, чиновник может просто поставить печать «Отказать», не задумываясь, как это влияет на судьбу человека.
- Ритуализм. Термин «бюрократический ритуализм» предложил американский социолог Роберт Мертон (1910-2003). Он означает, что в бюрократии считается важным соблюдение «ритуалов», даже если оно ставит под угрозу достижение целей. Например, нередко доходит до того, что к моменту согласования важное решение теряет актуальность. И даже если с самого начала очевидно, что это произойдёт, от «ритуалов» никто не отказывается.
- Инерция. Бюрократия – это инертная система, которая стремится поддерживать своё существование даже после достижения поставленных целей. То есть, рано или поздно может возникнуть ситуация, в которой бюрократическая машина занята лишь самосохранением. И вместо того, чтобы приносить пользу стране или организации, она начинает потреблять ресурсы. В таких условиях эффективность управленческих процессов снижается и расцветает коррупция.
История развития бюрократии
Современные исследователи считают, что первые формы бюрократии возникли одновременно с появлением письменности в Древнем Египте и Древнем Шумере. Довольно сложные бюрократические аппараты существовали в Древнем Китае, Римской империи и Византии. В средние века в европейских странах бюрократическую машину возглавлял король, кроме того, собственная бюрократия существовала внутри церкви.
Социально-политическое устройство средневековых европейских государств постепенно менялось, они становились более централизованными, а вместе с тем усиливалась и бюрократия. Впоследствии в большинстве стран тем или иным путём власть перешла к демократическим правительствам. Однако данный переход не подразумевал отказа от бюрократических методов правления, они просто приобрели другую форму.
Довольно интересным примером являются США. После провозглашения независимости в конце 18 века уровень бюрократии в Штатах был очень низким. Это было молодое государство с новой конституцией, которое изначально стремилось ввести новые принципы управления. Благодаря этому оно долго сопротивлялось внедрению бюрократии. Но со временем государственная власть в США бюрократизировалась и превратилась в сложно устроенную «машину» с отчетливой вертикальной иерархией.
До перехода к капиталистической экономике бюрократия существовала преимущественно в политической сфере жизни общества. Однако после того, как большинство стран перешло к капиталистическим отношениям, бюрократия пришла и в экономическую сферу. С тех пор она претерпела множество изменений. В период расцвета монополий и олигополий бюрократия стала неотъемлемым атрибутом крупных корпораций.
В настоящее время о бюрократии чаще всего вспоминают в негативном ключе, считая её препятствием для развития. Однако важно понимать, что с научной точки зрения у неё есть и преимущества. В частности, она способна обеспечить высокий уровень слаженности работы внутри крупной организации. Поэтому не нужно думать, что в будущем не будет бюрократии. В то же время можно рассчитывать, что благодаря техническим достижениям удастся минимизировать негативные последствия, к которым она приводит.
Заключение
Наверное, не существует человека, который никогда в жизни не сталкивался бы с бюрократическими проволочками. Из-за этого бюрократию обычно воспринимают как крайне негативное явление, доставляющее массу неудобств и не приносящее никакой пользы. Большинство людей произносит это слово с иронией, чтобы подчеркнуть, что «во всём, как обычно, виноваты бюрократы».
Такое отношение не лишено оснований, и всё же у бюрократии есть и плюсы. Не нужно забывать, что Макс Вебер изначально описывал её как перспективную систему, которая позволит значительно повысить эффективность процессов управления в крупных организациях. Вебер рассматривал бюрократию как идеал, к которому должна стремиться каждая компания и каждое государство.
Источник: dnevnik-znaniy.ru
Различные концепции и трактовки бюрократии: теория и практика
Бюрократия – это форма организации управления, характеризующаяся высоким уровнем унификации и стандартизации всех управленческих процессов, обеспечивающих снижение влияния субъективных факторов на процесс управления.
Государственное управление напрямую связано с бюрократическими процессами, которые в острой форме могут достигать глубоко отрицательного состояния – бюрократизма.
В наиболее общем понимание концепции бюрократии можно разделить на три вида:
- концепцию бюрократии Вебера и Вильсона;
- азиатскую концепцию бюрократии;
- реалистическую концепцию бюрократии.
Концепция бюрократии Вебера и Вильсона
Концепция рациональной бюрократии была разработана в начале XX века немецким социологом Максом Вебером. До появления бюрократического способа организации управления существовала патриархальная система средневековой администрации, в рамках которой обычный рядовой человек, не имеющий и денежных средств связей, не мог добиться справедливости никаким иным способом. Патриархальная система характеризовалась отсутствием ограничений на сроки рассмотрения дел, единым порядком их производства, подведомственности и так далее. На принятие решений влияли не объективные факторы, а статус просителя.
Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой
Эти недостатки патриархальной системы управления привели к формированию ее альтернативы в виде бюрократической системы. Для данной системы управления в ее идеальном понимании характерно ведение дел и принятие решений беспристрастными компетентными исполнителями, действующими согласно законодательству и утвержденным процедурам, освобождающим их и просителей от субъективности.
В бюрократической системе господствует общеобязательные регламентированные процедуры, исполнение которых находится вне зависимости от того, кто является их исполнителем и по отношению к кому их реализуют. Все действия подчиняются единому порядку. В основе принятия решений находится их унификация.
В общем виде к характеристикам бюрократической системы можно отнести следующие:
- во-первых, зафиксированная нормативная компетентность любого бюрократического уровня за счет его регламентация;
- во-вторых, иерархичность бюрократической системы, твердо ориентированной на должностную субординацию;
- в-третьих, документальное оформление всех формальных внутриорганизационных действий с организацией последующего хранения документов;
- в-четвертых, формирование высококвалифицированного, компетентного коллектива.
«Различные концепции и трактовки бюрократии: теория и практика»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Наибольшее развитие эта концепция бюрократии получила в конце XIX века в период президентства в Соединенных Штатах Америки Вудро Вильсона. Вильсон внедрял следующие принципы управления политической системой:
- во-первых, формирование единого управляющего центра, обеспечивающего эффективность и ответственность управляющей системы;
- во-вторых, наличие структурного сходства современных правительств;
- в-третьих, необходимость отделения политики от управления;
- в-четвертых, обязательность профессионализма служащих;
- в-пятых, использование организационной иерархии в качестве обязательного условия административной и финансовой эффективности;
- в-шестых, наличие хорошей администрации как обязательного условия модернизации общества.
Сущность «имперской» или «азиатской» концепции бюрократии
Становление и развитие «имперской» или «азиатской» концепции бюрократии произошло в азиатских империях. Наиболее ярким примером является китайская концепция бюрократии, являющаяся по сути образцом государственной службы. Эта концепция была обусловлена исторической практикой отсутствия частной собственности на землю, в результате чего действия чиновников сводились к служению императору, интересы которого равнялись интересам государства.
Для данной концепции бюрократии характерны следующие особенности:
- широкая специализация чиновников, обеспечивающая их взаимозаменяемость;
- высокая востребованность государственной службы у населения, обеспечивающая огромный кадровый резерв;
- ограниченная возможность карьерного роста;
- наличие личной зависимости чиновников от высшего руководства, преимущественно императора;
- применение жестких мер, направленных на искоренение неформальных связей чиновников друг с другом;
- наличие финансовой зависимости чиновников от императора.
Замечание 1
В той или иной мере данная концепция бюрократии применяется и в современном управлении азиатскими странами.
Сущность реалистической концепции бюрократии
Реалистическая концепция бюрократии является наиболее современной и господствуют странах развитой демократии. В отношении реалистической модели можно сказать, что она является модернизацией веберовской модели бюрократии.
Безусловно, развитие этой модели оказалась под влиянием революционных идей в управлении, характерных для 60-70-хх годов XX века. Эти идеи критически рассматривали стремление представления в бюрократии в качестве высшей формой организации управления, позволяющей достигать наибольшей эффективности. В период критики появились такие концепции как «отзывчивая администрация», полицентризм, «плоские» управленческие структуры и так далее.
В настоящее время считается невозможным построение эффективной административной системы управления государством без учета культурных и этических факторов. Государственная служба разворачивается в сторону населения, в рамках этой концепции гражданин выступает в качестве клиента органов государственного управления, утратившего статус просителя и получившего статус наделенного правами потребителя.
Реалистичная бюрократия осуществляется в соответствии со следующими принципами: децентрализация, сокращение чиновников, ограничение иерархичности власти, отзывчивость, открытость власти, оценка политической роли бюрократических процессов, рост внимания к морально-этическим и культурным аспектам государственной службы.
Источник: spravochnick.ru