Для объекта какой категории юридические лица и индивидуальные предприниматели

Недро.вики — горная энциклопедия may not look as expected in this version of Internet Explorer. We recommend you upgrade to a newer version of Internet Explorer or switch to a browser like Firefox or Chrome.

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду

Материал из Недро.вики — горная энциклопедия

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (ОНВОС) — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Кому необходимо подать заявку о постановке объекта НВОС на государственный учет

В соответствии с требованиями статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны поставить на государственный учет эксплуатируемые ими объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС).

Актуализация постановки на учет объекта НВОС и смена владельца (пошаговая инструкция)

Объекты НВОС делятся по степени негативного воздействия на окружающую среду на I-IV категории, критерии определения категорий объектов НВОС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Постановка на государственный учет объектов, которые не соответствуют ни одной из категории объектов НВОС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, не предусмотрена.

Категория присваивается объекту НВОС при его постановке на государственный учет в государственный реестр федерального или регионального уровня и документально подтверждается свидетельством о постановке объекта НВОС на государственный учет, которое выдается соответствующим территориальным органом Росприроднадзора (для федеральных объектов) или уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (для региональных объектов).

Уровень государственного реестра (федеральный или региональный), в который будет поставлен объект НВОС на учет, определяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.

Исходя из установленной объекту НВОС категории негативного воздействия определяются:

  • размер платы за негативное воздействие на окружающую среду (статья 16 Закона № 7-ФЗ);
  • нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также обязанность по утверждению планов мероприятий по охране окружающей среды или программ повышения экологической эффективности (статьи 22-27 Закона № 7-ФЗ);
  • обязанность хозяйствующих субъектов по утверждению программ производственного экологического контроля (статья 67 Закона № 7-ФЗ);
  • обязанность хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты НВОС I категории, по применению наилучших доступных технологий (статья 28 Закона № 7-ФЗ).

Объект НВОС может включать несколько источников негативного воздействия (в т. ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности. В случае, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более производственных территориях, удаленных друг от друга на значительное расстояние (в том числе находящихся в разных муниципальных образованиях) и не связанных трубопроводами, железными дорогами или иначе (технически), необходимо ставить на государственный учет два и более производственных объектов с соответствующим представлением заявки на каждый объект.

Категории объектов НВОС

Согласно п. 19 Правил, в случае если объект расположен в пределах территории 2 и более субъектов Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку о постановке объекта на учет в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению.

Вместе с тем, при постановке на учет объектов НВОС (особенно линейных) Росприроднадзор рекомендует определять границы объекта НВОС в рамках муниципальных образований, а не субъектов Российской Федерации в целом.

Что не является объектом НВОС?

Необходимо отметить, что в соответствии с данными выше определениями имеющиеся на балансе организации отдельные единицы оборудования не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов НВОС. Земельные участки к объектам НВОС также не относятся.

В случае, если объект не соответствует Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии № 1029), такой объект не является объектом НВОС и не подлежит постановке на государственный учет в соответствии с положениями ст.69 Закона № 7-ФЗ.

Одновременно Росприроднадзор уведомляет, что вопросы исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду не связаны напрямую с определением объекта НВОС, поэтому подготовка соответствующих отчетов и внесение платы осуществляется в соответствии с п.1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ и требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

О постановке строящихся объектов на государственный учет как объектов НВОС

В соответствии с действующим законодательством объекты капитального строительства подлежат постановке на государственный учет после их ввода в эксплуатацию. Минприроды России обращает внимание, что при строительстве объектов необходимо соблюдение установленных законодательством природоохранных требований, включая получение разрешительной документации в области обращения с отходами и в случае осуществления выбросов, сбросов в окружающую среду, а также выполнение предусмотренных проектной документацией природоохранных мероприятий (письмо Минприроды России от 28.10.2016 № 12-50/8692-ОГ, размещено в системе Консультант Плюс). По вопросу постановки на учет строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, необходимо обратить внимание, что внесение в реестр строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, не предусмотрено (письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», размещено в системе Консультант Плюс).

Читайте также:  ИП установка двери входной

Об уровне поднадзорности

Уровень поднадзорности объекта НВОС (федеральный или региональный), определяется согласно Критериям № 903. Таким образом, объект относящийся к IV категории объекта НВОС (согласно Критериям № 1029), но соответствующий хотя бы одному из Критериев № 903, является объектом федерального государственного экологического надзора и подлежит постановке на государственный учет соответствующим территориальным органом Росприроднадзора. Исключение составляет соответствие объекта пункту 3″б» Критериев № 903, так как объектом земельных отношений является собственно земельный участок, который не является объектом НВОС (см.выше).

Учитывая, что Постановление № 903 имеет большую юридическую силу, чем приказы Минприроды России об утверждении перечней объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащие федеральному государственному надзору, при определении органа исполнительной власти, уполномоченного на постановку на учет объектов НВОС, необходимо руководствоваться именно Постановление № 903. Обращаем внимание, что категорирование и определение уровня поднадзорности предусмотрено для объектов НВОС, а не для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целом. В связи с изложенным, одним юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем могут эксплуатироваться объекты НВОС разного уровня надзора и разных категорий.

Некоторые вопросы категорирования объектов НВОС по Критериям № 1029

В соответствии с п. 24 Правил: «В случае если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду».

Определение категории объекта НВОС осуществляется при его постановке юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на государственный учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном Законом № 7-ФЗ (статьи 69 и 69.2) и Правилами. Категория может быть изменена на этапе рассмотрения заявки.

Учитывая, что объекты НВОС III-ей категории в соответствии с положениями Законом № 7-ФЗ представляют большую опасность для окружающей среды, чем объекты IV-ой категории, признаком отнесения объекта к III-ей категории является превышение уровней негативного воздействия, указанных в разделе IV Критериев.

О применении подп. «а» п. 6 Критериев № 1029

Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее – Перечень ЗВ) утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р. Классы опасности загрязняющих веществ установлены постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2003 № 114 «О введении в действие ГН 2.1.6.1338-03», в том числе для бенз/а/пирена установлен I класс опасности.

Данное загрязняющее вещество образуется при сгорании углеводородного жидкого, твёрдого и газообразного топлива, таким образом, в случае эксплуатации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем отопительного котла минимальной мощности, не смотря на отсутствие на объекте иных источников выбросов и сбросов, данный объект соответствует III категория объекта НВОС Критериев № 1029.

Вместе с тем уровень негативного воздействия на окружающую среду от такого объекта НВОС может равняться или быть ниже, чем у объектов IV категории, в связи с изложенным присвоение таким объектам III категории объектов НВОС будет противоречить положениям статьи 4.2. Закона № 7-ФЗ.

Данные о выбросах, сбросах, отходах – разрешения или факт?

В связи с необходимостью наличия в государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду достоверных данных Росприроднадзор полагает, при заполнении сведений в форме Заявки в части указания фактических данных по выбросам (за исключением радиоактивных загрязняющих веществ), сбросам, отходам могут использоваться данные:

  • федерального статистического наблюдения по формам № 2-ТП (воздух), № 2-ТП (водхоз) и № 2-ТП (отходы);
  • производственного экологического контроля;
  • отчетности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Источник: nedro.wiki

Как определить к какой категории Вы относитесь:

I категория -объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий :

  • Комплексное экологическое разрешение (КЭР) :

— для объектов, которые включены в утвержденный перечень Минприроды России 300 объектов, обязаны обратиться в Росприроднадзор с заявкой на получение КЭР в период с 01.01.19г.-31.12.22г. (на основании ч.6 ст.11 Закона №219-ФЗ).

— для объектов не включенных в перечень Минприроды России, обязаны получить КЭР до 01.01.25г. (на основании ч.7 ст. 11 Закона №219-ФЗ);

  • Разработка технологических нормативов (расчет НДВ/НДС)– нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологические показатели НДТ (в составе КЭР);
  • ВСВ/ВСС – включается в заявку на получение КЭР фактические показатели объема выбросов загрязняющих веществ для установления ВСВ комплексным экологическим разрешением на период поэтапного достижения допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов;
  • Разработать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (НООЛР) на основании комплексного экологического разрешения (на основании п.3 ст.3 Закона №219-ФЗ);
  • Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ;
  • Программа повышения экологической эффективности на период поэтапного достижения НДВ и технологических нормативов;
  • Программа ПЭК и отчет о ПЭК;
  • Оснащение стационарных источников выбросов автоматическими системами измерения;
  • Правила эксплуатации установок очистки газа (ПЭУ);
Читайте также:  Увеличение налога для самозанятых

II категория — объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду :

  • Декларация о воздействии на окружающую среду обязательна (на основании п.1 и 2 ст. 31.2 Закона №7-ФЗ);
  • Производить расчет нормативов допустимых выбросов (НДВ) в составе приложения к декларации о воздействии на окружающую среду (на основании п. 2 и 3 ст.22 ФЗ №7);
  • Производить расчет нормативов допустимых сбросов (НДС) в составе приложения к декларации о воздействии на окружающую среду (на основании п. 2 и 3 ст.22 ФЗ №7);
  • ВСВ/ВСС – подается заявка на получение разрешения на временные выбросы;
  • Разработать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (НООЛР) в составе декларации о воздействии на окружающую среду (на основании п.4 ст.18 Закона №89-ФЗ);
  • Производственный экологический контроль (ПЭК);
  • Отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК;
  • Комплексное экологическое разрешение (КЭР)
  • Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ;
  • План мероприятий по охране окружающей среды на период поэтапного достижения НДВ и нормативов вредного физического воздействия;
  • Правила эксплуатации установок очистки газа (ПЭУ);

III категория — объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду :

  • Расчет нормативов допустимых выбросов (НДВ) в отношении веществ I, II классов опасности (на основании п.4 ст.22 Закона №7-ФЗ);
  • Расчет нормативов допустимых сбросов (НДС) в отношении веществ I, II классов опасности (на основании п.4 ст.22 Закона №7-ФЗ);
  • Плата за НВОС (объем и масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением веществ I,II класса опасности;
  • Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов предоставляется в уведомительном порядке (на основании п.5 ст.18 Закона №89-ФЗ, п.5 ст.3 Закона №219-ФЗ);
  • Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух всех веществ (а не только I, II классов опасности) (на основании п. 11 ст. 15 Закона №96-ФЗ);
  • Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ ;
  • План мероприятий по охране окружающей среды на период поэтапного достижения НДВ и нормативов вредного физического воздействия;
  • Производственный экологический контроль (ПЭК);
  • Отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК;
  • Правила эксплуатации установок очистки газа (ПЭУ);

IV категория — объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду :

Наличие одновременно следующих критериев :

  • Отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • Отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод либо наличие сброса загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд;
  • Есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, в составе которых отсутствуют радиоактивные вещества и вещества I и II классов опасности.
  • Масса загрязняющих веществ в выбросах не превышает 10 т в год;
  • Постановка на учет объекта НВОС в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации объекта обязательна (30 дней для актуализации учетных сведений);
  • Плата за НВОС не требуется (на основании ст. 16.1. ФЗ №7).
  • ПЭК не разрабатывается (на основании ч.2 ст.67. ФЗ №7);
  • ПДВ и НДС не нужно разрабатывать (на основании п.5 ст.22 ФЗ №219 от 21.07.14г.);
  • Разработка ПНООЛР и сдача отчетности по обращению с опасными отходами не требуется (на основании п.2,6 ст.3 ФЗ №219);
  • Сдача декларации о воздействии на окружающую среду не требуется (на основании п.8 ст.31.2 ФЗ №219);
  • Разработка плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности не требуется;
  • Паспорт на отходы I-IV классов опасности обязателен (на основании ст.14 ФЗ №89);
  • Назначить сотрудников, ответственных за экологическую безопасность и безопасное обращение с отходами (согласно внутренним приказам и должностным инструкциям). Ответственные лица должны иметь документы о дополнительном образовании или повышении квалификации в соответствующих областях (на основании ст.15 ФЗ №89);
  • Журнал учета образующихся и принимаемых отходов с отражением их дальнейшей передачи обязателен;
  • Статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) обязательна (на основании ст. 19 Закона №89-ФЗ);
  • Статистическая отчетность по форме 2-ТП (воздух) не обязательна (на основании ст.21 Закона №96-ФЗ);
  • С 1 января 2019 года плановые проверки не проводятся (на основании ч.9 ст.65 Закона №7-ФЗ);
  • Платежи за НВОС при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов);
  • Инвентаризация выбросов обязательна (на основании ст. 22 Закона №96-ФЗ);
  • Учет в области обращения с отходами (на основании ст. 19 Закона №89-ФЗ);

Бескатегорийные объекты:

  • Плата за НВОС (за размещение отходов не ТКО) обязательна (на основании ч.1 ст.161 Закона №7-ФЗ);
  • Декларация о плате обязательна:
  • ПЭК не требуется (на основании ч.2 ст.67. ФЗ №7);
  • Инвентаризация источников выбросов не обязательна (на основании ст. 22 Закона №96-ФЗ);
  • Статистическая отчетность по форме 2-ТП (воздух) не обязательна (на основании ст.21 Закона №96-ФЗ);
  • Паспорт на отходы I-IV классов опасности обязателен (на основании ст.14 ФЗ №89);
  • Учет в области обращения с отходами (на основании ст. 19 Закона №89-ФЗ);
  • Статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) обязательна (на основании ст. 19 Закона №89-ФЗ);
  • С 1 января 2019 года плановые проверки не проводятся (на основании ч.9 ст.65 Закона №7-ФЗ);
Читайте также:  Налоговая запросила документы у ИП

Источник: ekogarant96.ru

Разработка комплексного экологического разрешения (КЭР)

Олег Валерьевич

Ст. 11 п.6 ФЗ «Об охране окружающей среды» гласис «Юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.».

Для кого нужен КЭР?

  • КЭР получают юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.
  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить комплексное экологическое разрешение.
  • Для объектов II категории предприятия не обязаны получать КЭР, но должны подавать декларацию о воздействии на окружающую среду (ст. 31.2 Закона «Об охране окружающей среды»). При этом предприятия имеют право получить КЭР при наличии отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (НДТ) (п. 12 ст. 31.1, п. 1 ст. 31.2 ФЗ 7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»).
  • Комплексное экологическое разрешение (КЭР) выдается на отдельный объект I категории или II категории в соответствии с пунктом 12 статьи 31.1 ФЗ 7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», в том числе линейный объект на основании заявки, подаваемой в территориальный орган исполнительной власти.
  • Категория объекта определяется на основании Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, а также на объекты, планируемые к вводу в эксплуатацию.

Для кого нужен КЭР?

  • Комплексное экологическое разрешение выдается уполномоченным органом после рассмотрения заявки на ее получение.
  • Уполномоченными на выдачу комплексных экологических разрешений являются территориальные органы Росприроднадзора.
  • КЭР выдается в месячный срок на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования комплексного экологического разрешения.
  • Разработан проект федерального закона, которым для получения КЭР проведение государственной экологической экспертизы материалов, его обосновывающих не требуется, при комплектности материалов заявки на получение КЭР и соблюдении требований к заполнению заявки КЭР выдается в течение 3 месяцев с даты регистрации заявки в территориальном органе Росприроднадзора.
  • КЭР выдается сроком на 7 лет (п. 13 ст. 31.1 ФЗ 7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»).
  • Госпошлина за выдачу КЭР составляет 9 500 руб.

Этапы получения КЭР

  1. Проведение инвентаризации источников выбросов Расчет нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
  2. Расчет технологических нормативов.
  3. Проведение инвентаризации отходов. Расчет нормативов образования отходов производства и потребления.
  4. Расчет нормативов допустимых выбросов и сбросов.
  5. Разработка программы повышения экологической эффективности (далее — ППЭЭ) (при необходимости, в случае превышения нормативов) и согласование с Заказчиком. Согласование ППЭЭ в Межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности (подготовка сопроводительных документов, направление и сопровождение при согласовании).
  6. Разработка и утверждение у Заказчика программы создания системы автоматического контроля.
  7. Разработка программы производственного экологического контроля (ПЭК) на объект негативного воздействия и утверждение ее у Заказчика.
  8. Формирование и подача от имени Заказчика заявки на получение комплексного экологического разрешения в уполномоченный Правительством Российской федерации федеральный орган исполнительной власти.
  9. Сопровождение разработанной документации на всех этапах согласования и устранение замечаний Заказчика/уполномоченных государственных органов, выставленных при рассмотрении разработанных и оформленных разрешительных документов.

Стоимость КЭР

  • Цена подачи заявки на КЭР в Росприроднадзор – от 50 000 руб. * стоимость определена для формирования пакета документов на КЭР, заполнение заявки, подача всех материалов в Управление Росприроднадзора.
  • Стоимость разработки КЭР — по запросу. (с учетом разработки проектных материалов и прохождении экспертизы в Управлении Росприроднадзора)

Цена разработки комплексного экологического разрешения будет формироваться индивидуально для каждого предприятия.

Для определения стоимости КЭР нам нужна следующая информация:

  1. Перечень источников ЗВ;
  2. Перечень отходов;
  3. Сведения из проекта НДС (при наличии);
  4. Кол-во площадок, на которых расположено производство;
  5. Адрес предприятия.

КЭР рассматривают по принципу «единого окна» в следующих ведомствах:

  1. Росприроднадзор.
  2. Минприроды (если объект располагается в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения или охранных зон этих территорий);
  3. Минпромторг (проводит оценку применяемых технологий НДТ);
  4. Роспотребнадзор (разбирает соответствие НДВ, НДС высокотоксичных веществ I, II классов опасности, и их расчетов санитарно-эпидемиологическим требованиям);
  5. Росрыболовство (рассматривает на соответствие НДС веществ I, II классов опасности, а также расчеты — на предмет соответствия требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов);
  6. Росводресурсы (оценивает в части непревышения НДС веществ I, II классов опасности над установленными нормативами допустимого воздействия на водные объекты на основании статистических сведений)

Источник: www.systemaeco.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин