Индивидуальный предприниматель (ИП) — это физическое лицо, осуществляющее на свой страх и риск предпринимательскую деятельность, зарегистрированное в установленном законом порядке.
По сравнению с другими формами осуществления деятельности с целью извлечения прибыли, индивидуальное предпринимательство проще в управлении, а с 01.01.2019 — ещё и бесплатно для открытия.
Процедура регистрации лица как ИП тоже не доставит трудностей начинающему предпринимателю, а при необходимости, если ваше дело не принесло ожидаемой прибыли, вы можете в короткие сроки закрыть своё предприятие.
ИП имеет право участвовать в госзакупках, как и любой другой участник рынка. Тем не менее с этим связаны определённые особенности и ограничения:
- для аккредитации ИП требуется гораздо меньший набор документов, чем юридическим лицам;
- ИП не могут выполнять государственные заказы в сфере обороны п. 3 ст. 3 275-ФЗ;
- по всем долгам ИП отвечает личным имуществом, что является серьёзным фактором риска;
- индивидуальный предприниматель имеет право на льготы, причитающиеся субъектам малого бизнеса;
- возможность перехода на упрощённую систему налогообложения.
Таким образом, ИП является полноценным участником закупок со своими послаблениями в силу положения в предпринимательской сфере.
44-ФЗ | Закупки у единственного поставщика. Дробление закупок — судебная и административная практика
Участие ИП в госзакупках по 44-ФЗ существенно экономит средства на открытие дела, а также на составление документации, да и возможность освобождения от уплаты НДС тоже является приятным преимуществом перед другими формами деятельности.
Единственный недостаток связан с ответственностью индивидуальных предпринимателей — в случае возникновения задолженности, отвечать придётся в том числе и личным имуществом.
В целом открытие ИП для госзакупок — это хорошее решение для тех, кто начинает свой путь в этой сфере.
Выбор системы налогообложения
Какую систему налогообложения выбрать для ИП — госзакупки ставят каждого начинающего предпринимателя перед сложным выбором.
Перед началом работы ИП необходимо решить, по какой системе налогообложения осуществлять свою деятельность. Стоит учитывать, что в соответствии с налоговым законодательством, существует два режима СНО: общий и специальный.
Общий режим налогообложения (ОСНО) — не самый лучший вариант для начинающих предпринимателей, так как помимо сложностей ведения отчётности, ИП столкнётся с выплатой тех налогов, от которых многие специальные режимы налогообложения освобождают предпринимателя.
Но такая СНО может применяться к любым ИП без ограничений. Налогом в данном случае облагаются доходы лица (от 13 до 30%), добавленная стоимость (от 0 до 20%) и среднегодовая стоимость имущества (до 2%).
Отчётность в этой системе одна из самых сложных — 3-НДФЛ по итогам года плюс ежеквартальная декларация по НДС.
Таким образом, предприниматель много времени и сил будет тратить на составление документации, а также тратить немало средств на уплату НДС.
Определение направление деятельности Компании или Индивидуального Предпринимателя
Следующий вариант — приоритетный для индивидуальных предпринимателей — это упрощённая система налогообложения (УСН).
Здесь возможны два варианта использования:
- доходы — 6%.
- доходы минус расходы — 15%.
На усмотрение региональных властей эти ставки могут быть снижены.
В первом случае ИП платит налог 6% со всего заработанного им в течение года, во втором — налог уплачивается с суммы, составляющей разницу между доходами и расходами. Отчётность составляет налоговая декларация по итогам года. При наличии доходов, ИП может выплачивать взносы поквартально, а по итогам года производить окончательный расчёт.
Ввиду наличия двух способов налогообложения по УСП, встаёт вопрос о том, какой же выбрать. У каждого из них свои преимущества и недостатки.
Для ведения отчётности по системе «Доходы» вам не придётся собирать подтверждающие документы и подсчитывать расходы — достаточно просто оплатить 6% со всех приходящих в течение года сумм. Это проще, чем система «Доходы минус расходы», по которой вам необходимо подсчитывать, сколько вы потратили, а также обосновывать то, что эти расходы были необходимы.
Тем не менее для участия в тендерах вторая система более предпочтительна.
Дело в том, что не все тендеры обладают высокой рентабельностью. В том случае, если ваши вложения окупятся менее, чем на 50% строит выбирать именно систему налогообложения по расходам. На первых порах большинство ваших тендеров не будут высокоокупаемыми, до того как вы заработаете определённый опыт и репутацию в сфере закупок, поэтому такой выбор будет оптимальным, так как он снижает некоторые риски. Впрочем, для участия в аукционах с высокой окупаемостью, подойдёт и налогообложение по доходам. Таким образом, госзакупки для ИП по УСН несут в себе наименьшее количество рисков и наибольшую выгоду.
Для ИП по УСН существуют некоторые ограничения — совокупный доход за год не должен превышать 150 млн рублей, а количество сотрудников — 100 человек.
Следующий специальный режим налогообложения — это единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Суть данной системы заключается в том, что вы платите налог с установленной законом суммы для осуществляемого вам вида деятельности.
Так как доходы — это не постоянная величина, такая система не всегда является выгодной, поскольку часто ведёт к переплатам со стороны ИП. Да и ежеквартальная отчётность в данном случае скорее недостаток, чем преимущество.
Данная СНО применяется только по отношению к некоторым видам деятельности, причём регионы могут самостоятельно расширить этот перечень. Число наёмных работников не должно превышать 100 человек.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — это СНО для сельхозпроизводителей, количество сотрудников которых не превышает 300 человек. Налог уплачивается с разницы между доходами и расходами, а также с НДС до 20% в размере 6%. От НДС можно получить освобождение. Таким образом, в сельскохозяйственной сфере деятельности такая система налогообложения также подойдёт для участия в тендерах.
Патентная система налогообложения (ПСН) — это режим налогообложения для предпринимателей, с доходами менее 60 млн рублей в год и числом наёмных работников менее 15. Налог в размере 6% уплачивается с потенциально возможного дохода предпринимателя, который определяется законодателем.
В некоторых регионах (Крым и Севастополь) ставка может быть снижена до 0% для поддержки местного бизнеса, однако, для остальных регионов эта система налогообложения не самая выгодная по тем же причинам, что и ЕНВД, поскольку иногда вы можете заработать меньше, чем должны были по мнению законодателя.
Тем не менее ведение отчётности для таких предпринимателей тоже довольно простое — декларацию сдавать не надо, важно только вести книгу учёта доходов. А также ИП необходимо покупать патент на срок от 1 до 12 месяцев календарного года для осуществления деятельности.
Последний вариант выбора СНО для ИП — это налог на профессиональный доход (НПД). Эта СНО может применяться в отношении предпринимателей без наёмных работников, доходы которых не превышают 2,4 млн рублей в год, реализующих товары собственного изготовления или оказывающих работы или услуги. Налогом облагается выручка — 4% от дохода, полученного с физических лиц и 6% — с организаций. Отчётность сдавать не требуется, налоги уплачиваются на основании уведомлений от ИФНС.
Анализируя каждую из представленных систем, можно сделать вывод о том, что лучшим выбором является УСН по системе «Доходы минус расходы». Если вы уверены в том, что ваши тендеры будут обладать высокой ликвидностью, можете выбрать систему «Доходы». Если по каким-то причинам ваше ИП не подходит под требования УСН, то выбирайте систему налогообложения, опираясь на возможные риски.
При необходимости ИП может совмещать системы налогообложение, при этом ведение отчётности по каждой из них обязательно, иначе предпринимателя ожидают крупные штрафы. ЕНВД и ПСН могут быть совмещены с любым из специальных режимов, в то время как ЕСНХ и УСН совмещаются только с ЕНВД и ПСН.
Исключение составляет НПД — данная система не совмещается ни с одним из указанных режимов.
Как участвовать
Участие в торгах ИП не таит в себе особых сложностей.
1. Вам необходимо подготовить следующие документы:
- решение об одобрении крупной сделки;
- документы, подтверждающие полномочия генерального директора;
- уставные документы.
При необходимости также необходимо подготовить лицензию и свидетельство СРО.
2. ИП понадобится пройти аккредитацию на торговой площадке и получить ЭЦП.
3. Остаётся найти подходящий тендер на официальном портале госзакупок или воспользоваться услугами одной из электронных площадок для участия в торгах.
Также предпринимателю может понадобиться открыть спецсчёт для обеспечения заявок по 44-ФЗ.
Об этом стоит позаботиться заранее. После этого можно собирать необходимые документы и готовить заявку для участия в аукционе. Результаты тендера публикуются на сайте ЕИС, с ними может ознакомиться любой желающий.
В случае вашей победы вам останется ознакомиться с контрактом и, в случае отсутствия разногласий, подписать его.
Инструкция как участвовать в госзакупках ИП достаточно проста. Главное — это заранее подготовиться к торгам и учесть все риски, в таком случае у вас не возникнет проблем во время и после аукциона.
Источник: tendr.guru
Запрос предложений
Запрос предложений — один из самых популярных способов проведения компанией закупок. Основная положительная особенность этого способа состоит в его открытости, а также в неограниченности по количеству потенциальных участников. Суть процесса состоит в трезвой оценке всех поступающих предложений по различным факторам, среди которых выделяется соответствие требованиям заказчика, а также финансовая привлекательность сотрудничества с тем или иным контрагентом.
Программа «Корпос: управление закупками для 1С» позволяет автоматизировать документооборот закупочной деятельности. Встроенный набор шаблонов и настройка бизнес-процессов значительно упростит подготовку пакета документов и сократит количество ошибок.
Разница между запросом предложений и коммерческим предложением
Как показывает практика, многие путают эти способы друг с другом из-за их схожести в ряде моментов. Поиск коммерческих предложений помогает мониторить рынок в поиске максимальной выгоды, а также в определении начальной стоимости, с которой могут стартовать участники торгов. Правила запроса предложений, не дают права в одностороннем порядке увеличивать цену, заявленную на начальном этапе.
Для определения начальной максимальной цены договора или контракта используются различные способы. Чаще всего стороны, участвующие в сделках такого рода, пользуются методикой сопоставления актуальных рыночных цен на момент времени, когда начинается процесс запроса. Суть простая — из нескольких коммерческих предложений от разных поставщиков уточняются цены и перечень товаров, работ или услуг. При совпадении номенклатуры, но разной стоимости, формируется среднее арифметическое, которое и становится актуальной ценой.
Ответственность за недобросовестное предложение
Основные положения процесса определяются и регламентируются требованиями № 223-ФЗ. В процессе, когда оформляется запрос, каждая компания, подающая заявку и устанавливающая в ней цену, в случае, когда предложение с её стороны будет признано максимально выгодным среди всех остальных, может быть выбрана для последующего заключения договора. При этом, если он на каком-либо этапе откажется от сделки, будет уклоняться от заключения соглашения или попытается в одностороннем порядке изменить условия, то компания может быть внесена в специальный реестр недобросовестных поставщиков товаров, работ или услуг, выбраться из которого после этого крайне сложно.
Нахождение в составе этого реестра часто негативно влияет на работу компании и желание партнеров иметь с ней дела. Ведь перед подписанием документов и на всех стадиях заключения контракта или договора контрагенты изучаются крайне внимательно и со всех возможных сторон.
Законодательное обеспечение
Основным нормативным актом, который регулирует как сам процесс формирования запроса , так и моменты, связанные с организацией закупок товаров, услуг или работ у поставщиков, является федеральный закон № 223 от 18.07.2011 года. Попадающие под действие этого закона заказчики должны, руководствуясь положениям этого ФЗ, разработать актуальное для своего рода деятельности и специфики работы внутреннее «Положение о закупках».
В соответствии с требованиями №223-ФЗ в этом нормативном документе должны быть прописаны все процедуры, применяемые им в процессах, связанных с поиском и выбором поставщиков товаров и услуг, а также условия, которые используются при выборе контрагента. Законодательно определены следующие варианты — аукционы, конкурсы или запрос предложений на оказание услуг, предоставление работ или продажу товаров.
Последний из способов не является при этом основным. Есть право на сравнение цен, предлагаемых различными компаниями и сервисами, установленное в законе. В плане проведения официальных закупок обязательно должны быть зафиксированы все методы, используемые в качестве способов определения и выбора поставщика. Такой план должен в полной мере соответствовать требования № 223-ФЗ и иных нормативных актов, действующих в этой сфере — к примеру, постановлению Правительства РФ № 908, регулирующего правила и порядок размещения сведений о закупках в Единой информационной системе.
Преимущества способа выбора поставщика путём сбора предложений
Открытая или закрытая формы запроса у поставщиков является выгодным вариантом. Вот причины, которые обуславливают выбор именно этого способа:
- От торгов он отличается тем, что не регулируется нормами и положениями ГК РФ, а конкретно ст. 447-449. Поэтому нет обязанности в подписании договора на поставку с тем поставщиком, который стал победителем благодаря предложенным условиям.
- Во внутреннем положении можно устанавливать собственный регламент процедур.
- Есть право в любой момент отказаться от закупки без штрафных санкций.
- Период подачи заявок в письменной форме также определяется заказчиком — это позволяет быстро выбрать нужного контрагента и не затягивать подписание договора.
Организация закупки
В случае участия в тендере на торговой площадке в сети важно, чтобы на ней было размещено актуальное положение о закупках. В этом документе указываются требования к услугам, работам или товарам, которые приобретаются, а также алгоритм ознакомления с прайс-листами потенциальных контрагентов.
Положение обязательно должно включать в себя следующие пункты: форма составления поставщиками предложений и формат подаваемых заявок, требования к ним, порядок отказа от закупок, необходимость и сумма обеспечения подаваемой заявки, критерии выбора победителя при наличии нескольких участников, последствия, по которым закупка может быть определена не состоявшейся на официальной основе, сроки выбора победителя и подписания с ним контракта, а также иные моменты, могущие быть полезными при выборе контрагента из нескольких кандидатов.
Обязательно нужно учитывать не только требования специализированных законов и нормативных актов, но и не забывать про антимонопольное законодательство.
Когда используется рассматриваемый способ определения поставщика, выставляются критерии для потенциальных участников, которые могут подавать заявки. Чаще всего они не ограничиваются финансовой составляющей.
Одно из основных требований к этому процессу — строгое соблюдение установленных законом сроков, выделяемых на оформление запроса и последующий выбор коммерческого партнера. Есть всего 20 календарных дней на размещение информации о начале процедуры выбора поставщика данным методом и до подписания контракта с победителем.