Соглашение подряда
Согласно ст. 702 Гражданского кодекса РФ, договор подряда относится к своего рода соглашению, которое заключается между заказчиком и подрядчиком, и подразумевает под собой проведение соответствующего типа деятельности. Стоит учитывать, что результат проведенных работ обязательно должен быть материальным и он подлежит последующей сдаче заказчику. Оформление подобного документа нужно проводить обязательно при заказе на производство определенного предмета, его обработку, переработку и т. д.
Очень важно понимать, что в отличие от типичного трудового договора, подобное соглашение оформляется на осуществление соответствующей деятельности или на предоставление услуг. Этот тип трудовых отношений не дает права подрядчику на предоставление льгот. Законодательство вполне подразумевает оформление соглашения подряда просто в устной форме, но это может быть возможным, если с двух сторон выступают физические лица, а также стоимость проведения сделки не должна превышать 10 тыс. руб.
Экономия на налогах: договор подряда вместо трудового
В противном случае заключается письменное соглашение между ИП, которое не предполагает обязательного заверения у нотариуса.
Условия составления
Условия подобного договора, который заключается между ИП, должны быть очень четко и грамотно прописаны. Основополагающими пунктами, которые отмечаются в составляемом документе, считаются сроки проведения подряда и сам предмет оформления бумаги. В подобном документе указывается, что должно быть результатом проведенных работ и каким образом этот итог выполняется. Поэтому в части, где описывается предмет оформляемого соглашения, должны быть такие пункты:
В соответствии с законодательством подобное соглашение с индивидуальным предпринимателем должно содержать определенные сроки начала проведения работы и ее окончания. Помимо всего прочего, обе стороны могут прописать промежуточные сроки, которые предусматривают время завершения прописанных этапов.
Очень важно понимать, что стоимость проведения деятельности по оформленному соглашению не включена в список важнейших условий при отсутствии этого пункта в тексте соглашения. В подобном случае оплата проводится по средней стоимости, которая установлена за проведение подобного типа работ. Но все же при оформлении соглашения этот нюанс лучше предусмотреть и оговорить или строго зафиксированную сумму, или порядок проведения расчета. В противном случае обе стороны могут столкнуться с непредвиденными расходами.
Проведение работ по договору подряда
Индивидуальный предприниматель может быть прописан в соглашении как подрядчик, так и как заказчик. При этом ИП вправе браться за проведение всей оплачиваемой деятельности по договору любое количество раз. Статус ИП дает возможность проводить подрядные виды работ на постоянной основе.
Соглашение между предприятием и ИП предусматривается теми же нормативами законодательства, что и контракты, которые заключаются между физическими лицами. В частности, договор с ИП должен включать в себя информацию о предмете проведения подрядных работ, сроках их осуществления и результате. Другие условия оформления документа вносятся по усмотрению обеих сторон.
Ответственность сторон
При оформлении договора нужно внести условия досудебного и судебного решения споров. Во время последних необходимо организовать претензионную работу. Подобный подход дает обеим сторонам отрезок времени для осуществления разрешения возникшего конфликта без обязательного судебного вмешательства.
Кроме того, в договоре прописывается объем и тип санкций за каждое нарушение условия действующего соглашения. Но при этом нужно обязательно соблюдать правила применения каждого из типов наступления ответственности, которые предусмотрены законодательством.
Сторона, допустившая нарушение договора, просто обязана возместить понесенные другой стороной настоящие убытки и потерянную выгоду. В оформляемом соглашении могут быть прописаны границы возмещения убытка строго зафиксированной суммой или процентным соотношением от общей стоимости осуществленной деятельности. Согласно существующему законодательству, проценты насчитываются за просрочку выполнения материальных обязательств по соглашению.
Подрядчик имеет право потребовать исчисление процентов в случае невыплаты аванса. Заказчик же может начислять последние, если подрядчик не своевременно отчитался за ранее предоставленные в пользование материалы и не возвратил излишки или не компенсировал их стоимость.
Стоит заметить, что проценты за использование предоставленных материальных средств могут взыскаться сторонами вне зависимости от того, прописано это в соглашении или нет. Взыскание штрафных санкций проводится, только если имеется соответствующий пункт соглашения при допущении одной из сторон несоблюдения договора. Участники могут сами рассчитывать размер штрафов, но при этом нужно понимать, что суд имеет право ограничить сумму назначенной неустойки.
Составление соглашения подряда
Прежде чем составлять договор подряда, стоит просмотреть образец подобного типичного договора. Оформление стандартного соглашения между ИП не требует наличия специализированного образования или познаний, достаточно только скачать готовый бланк и заполнить его в соответствии с пунктами.
При желании стороны могут включать в составляемый договор собственные изменения и дополнения. Главное, чтобы все основополагающие условия, которые прописываются в подобном документе, не противоречили существующему законодательству.
Договор предполагает продолжительное действие, в случае если он был заключен на длительное время, и предусматривает проведение множества типов работ. Таким образом, вполне возможны соглашения, количество которых неограниченно.
Грамотно составленный договор подряда поможет обеспечить полную защиту от возникновения неприятных моментов и даст возможность при необходимости быстро урегулировать все возникающие спорные вопросы.
Соглашение подряда оформляется в случае, когда в результате проведения работы получаются материальные или товарные ценности. В подобном договоре тщательно указываются все условия и оговаривается ответственность обеих сторон.
В шапке оформляемого документа нужно точно указать, между кем он заключается. При оформлении договора с ИП следует взять копию свидетельства о регистрации последнего. В таком случае есть возможность исключить допущение ошибки при составлении договора.
После шапки описывается сам предмет оформления бумаги. В этом пункте нужно тщательно прописать все, что исполнитель обязуется произвести. Подобная часть должна быть максимально точной. В ней нужно дополнительно указать то, в какое именно время работа будет приниматься заказчиком. Необходимо отметить критерии приема готовой работы.
Следующей частью нужно прописать все обязанности и права сторон. Затем идет порядок и способ оплаты осуществленной работы. В этом отрывке нужно прописать, каким именно методом будет производиться окончательный расчет. После этого требуется определиться со сроками проведения оплаты.
В заключение обязательно нужно прописать условия расторжения соглашения. Все пункты оформляемого договора обязательно должны быть согласованы обеими сторонами.
Источник: vseobip.ru
Правила составления договора подряда с ИП
Индивидуальные предприниматели (ИП) должны вести свою деятельность в соответствии с законом. А закон требует, чтобы вся деятельность ИП была прозрачна. При этом прозрачность обеспечивается документированием действий предпринимателя во избежание обвинений в финансовых нарушениях.
Одной из сфер, требующей такого документирования, является оформление договоров подряда, когда ИП выполняет для заказчика определенные виды работ.
Суть договора подряда и как он регулируется законом
Начнем с того, что договоры подряда регулируются Гражданским Кодексом (ГК), а именно — В каких случаях заключается
В качестве примера заключения ДП между заказчиком и подрядчиком можно привести следующие виды работ:
- строительные (возведение зданий, сооружений, капитальных и некапитальных объектов и т. д.);
- отделочные (внешняя и внутренняя отделка домов, зданий и сооружений);
- ремонтные (в различных сферах);
- монтажные (в том числе общестроительные, электромонтажные и т. п.);
- пошив одежды, обуви и т. д.
Например, замена окон в квартире будет проводиться по договору подряда. Также по ДП будет проводиться замена электропроводки, сантехники или обоев. Ремонт авто- мототехники или бытовой электроники также будет осуществляться по подряду. И, кстати, такие договоры заключают на разовые работы. В противном случае они будут выглядеть как трудовые договоры.
Виды договоров подряда
Что еще необходимо отметить? Существует множество видов подряда. Однако закон отдельно выделил следующие виды:
- бытовой;
- строительный;
- на проектные и изыскательные работы;
- подряды для муниципальных и государственных нужд.
Рассмотрим каждый из них.
Бытовой — это договор, который заключается между заказчиком физлицом (обычным гражданином) и подрядчиком, в качестве которого выступает какая-либо организация (например, ООО), ИП или самозанятый без статуса ИП. Выполняемые по бытовому ДП работы производятся для восполнения личных нужд гражданина.
Например, ремонт ноутбука или стиральной машинки будет производиться по бытовому ДП.
Строительный — это договор, в котором подрядчиками выступают компании или ИП, при условии, что они члены саморегулируемой организации (СРО). Членство в СРО подтверждает наличие у компании или ИП специальных знаний. Именно такое членство дает право на выполнение серьезных строительных работ — нового строительства, капитального ремонта или реконструкции.
Подряды на проектные и изыскательные работы — это также особый вид договоров, по которым подрядчиком могут быть члены СРО — компании или ИП.
Например, перед любым строительством необходимо составить проект, смету и осуществить исследование того места, где предполагается строительство. Для всего этого необходимо обладать специальными знаниями. Поэтому такие подряды вынесены в отдельный вид.
Для муниципальных и государственных нужд. В таких ДП заказчиками являются государственные органы и муниципалитеты. А подрядчиками — как правило, является бизнес. В этих случаях средства выделяются из бюджета.
Что включить в договор на выполнение работ с ИП
Что относится к существенным условиям
Существенными условиями договора подряда является:
- предмет договора;
- сроки выполнения работ.
Однако и остальные условия являются немаловажными:
- стоимость работ и порядок оплаты;
- порядок сдачи и приемки работ;
- права и обязанности сторон;
- ответственность сторон.
Как правильно прописать стороны
В договоре стороны должны быть четко идентифицированы. Для этого в договоре указываются:
- для ИП — ФИО, ОГРНИП, паспортные данные, ИНН, адрес;
- для граждан (физлиц) — ФИО, паспортные данные, СНИЛС, ИНН, адрес регистрации;
- для юрлиц — наименование компании, адрес, ОГРН, ИНН, ФИО руководителя.
Что выступает предметом договора
Как правило, это указывается непосредственно в тексте договора. Однако это может быть вынесено и в отдельное приложение к ДП.
Срок выполнения работ
Существенным условием является срок выполнения работ по договору подряда. При отсутствии сроков, договор могут признать недействительным.
Сами сроки в договоре прописываются как:
- точные даты начала работы и её окончания;
- дата начала работы, а также период её выполнения в календарных или рабочих днях.
Еще один вариант — указать сроки в приложении к договору, когда предполагается поэтапное выполнение работ.
Стоимость и порядок оплаты
Стоимость в ДП определяется по согласованию сторон и зависит от вида работ, их содержания и объема. Также в стоимость может входить эксплуатация оборудования и техники, материалы и т. д. Стоимость возможно определить в виде сметы, которую прикладывают к договору.
Интересный момент — определяя стоимость работ, необходимо четко зафиксировать, включает ли цена сумму НДС. В противном случае подрядчик вправе взыскать налог сверх цены договора ( Налогообложение
Порядок сдачи и приемки работ
В ДП в обязательном порядке оговариваются права сторон, а также их обязанности относительно друг друга. Например, может быть указано, что заказчик вправе проверять ход и качество выполняемой работы на всех её этапах, не вмешиваясь в деятельность подрядчика ( лицензии, разрешения и допуски, необходимые для выполнения работ. Или в течение 10 дней со дня подписания акта сдачи-приемки выполненных работ вывезти с места производства работ принадлежащее ему имущество.
В конечном итоге права и обязанности сторон зависят от вида ДП и выполняемых работ.
Ответственность сторон
В этом пункте прописываются санкции за нарушения условий. В частности, для подрядчика это могут быть штрафы, пени и неустойки за нарушение сроков сдачи работы. А для заказчика это также могут быть денежные штрафы, но уже за несвоевременную оплату подрядчику выполненных работ.
Каких пунктов не должно быть в договоре и чем грозит их наличие
- подрядчик должен соблюдать режим работы или иные правила компании заказчика — эти правила и режим работы обязаны соблюдать сотрудники заказчика, принятые по трудовому договору;
- на подрядчика распространяются гарантии или социальные обязательства со стороны заказчика — под эти гарантии попадают только сотрудники заказчика, принятые по трудовому договору;
- подрядчик направляется/может быть направлен (или уже находится) в командировку — командировка является предметом трудового договора;
- оплата проводится фиксированными платежами в одно и то же время (это может быть похоже на получение зарплаты и аванса).
Способы подписания договора
Способов подписания ДП всего два. Первый — традиционный, когда договор оформляется в письменном виде, и подписи сторон ставятся на бумаге. При этом договор может подписать доверенное лицо контрагента. Полномочия доверенного лица подтверждаются нотариально оформленной доверенностью.
Второй вариант подписания — дистанционный. В этом случае стороны могут подписать свой экземпляр договора и обменяться сканами подписанных документов. Впоследствии подписанные бумажные оригиналы пересылаются по почте друг другу и подписываются. Этот способ является небыстрым, поскольку бумажные оригиналы могут идти несколько рабочих дней.
Более оперативно подписывать документы электронной цифровой подписью (ЭЦП). В этом случае на подписание уйдет всего несколько минут. Однако стороны должны иметь действующее соглашение об электронном документообороте между собой.
Изменение условий
Любое изменение договора оформляется дополнительным соглашением, которое подписывается каждой стороной. При этом сторона, вносящая изменения, предлагает другой стороне согласовать предлагаемые изменения.
Расторжение
Существует два основных способа расторжения ДП — по соглашению сторон и через суд, когда соглашения достичь не удалось.
Если обе стороны приходят к согласию относительно расторжения ДП, то он расторгается в досудебном порядке. В противном случае несогласная сторона может обратиться в суд для разрешения сложившейся ситуации.
ДП можно также расторгнуть и в одностороннем порядке. Однако такое право имеется только у заказчика — он в любое время до сдачи результатов может отказаться от исполнения договора без объяснения причин, оплатив уже выполненную подрядчиком часть работ (статья 717 ГК).
Также заказчик вправе отказаться от ДП, если подрядчик явно не уложится в установленные сроки (статья 715 ГК).
Заключение
Подводя итог можно отметить, что ИП вправе заключать ДП в качестве подрядчика с организациями, другими ИП и частными лицами (в том числе самозанятыми). При этом всегда должен быть оформлен письменный договор — то есть документ, юридически закрепляющий сделку между сторонами.
Больше полезных статей для предпринимателей:
- Как выбрать лучший банк для бизнеса;
- Особенности уплаты налога на имущество на УСН;
- Как можно подписывать документы без печати;
- За чаще всего выписывают штрафы предпринимателям;
- Можно ли приостановить деятельность на время;
- Сколько нужно хранить документы;
- Когда нужно платить НДС.
Источник: sorokin.club