Вопрос: Индивидуальный предприниматель оказывает транспортные услуги и уплачивает ЕНВД. Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» индивидуальный предприниматель ведет не бухгалтерский учет, а учет физического показателя для ЕНВД (количество транспортных средств). Обязан ли индивидуальный предприниматель хранить первичные документы по оказанию транспортных услуг? Правомерно ли привлечение индивидуального предпринимателя к ответственности за непредставление запрашиваемых налоговым органом документов по транспортным услугам (акта, транспортной накладной, договора) в рамках встречной проверки?
Ответ: Индивидуальный предприниматель, который оказывает транспортные услуги и уплачивает ЕНВД, не обязан хранить первичные документы по оказанию транспортных услуг, за исключением документов, подтверждающих получение индивидуальным предпринимателем доходов в результате оказания подобных услуг. При этом привлечение индивидуального предпринимателя к ответственности за непредставление запрашиваемых налоговым органом документов по транспортным услугам (акта, транспортной накладной, договора) в рамках встречной проверки является неправомерным.
ИП ЭТО НЕ ВЫГОДНО? Открывать ли ИП вместо самозанятости на фрилансе?
Обоснование: Статьей 23 Налогового кодекса РФ определены основные обязанности налогоплательщиков вне зависимости от обстоятельства ведения или неведения ими бухгалтерского учета.
Так, в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
При этом налогоплательщики также обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность, в частности, документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, если иное не предусмотрено НК РФ (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Таким образом, налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие получение доходов, — применительно к плательщикам ЕНВД, не ведущим бухгалтерский учет.
В свою очередь, из названной нормы не следует обязанность такой категории налогоплательщиков хранить у себя все первичные документы по оказанию транспортных услуг, кроме документов, подтверждающих получение доходов, например, финансовых документов — платежных поручений, квитанций, счетов.
Относительно возможности привлечения индивидуального предпринимателя к ответственности за непредставление документов необходимо отметить следующее.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков по ведению в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
При этом согласно п. 1 ст. 346.29 НК РФ в целях применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности объектом налогообложения признается вмененный доход от предпринимательской деятельности налогоплательщика.
Фрилансер? Плати налоги! Обязательная регистрация самозанятости и ИП Зачем это нужно и что выбрать?
В свою очередь, п. 2 ст. 346.29 НК РФ установлено, что налоговой базой для исчисления суммы единого налога на вмененный доход признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
В соответствии с п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Поскольку из содержания вопроса следует, что индивидуальный предприниматель привлекается к ответственности за непредставление документов именно в рамках встречной проверки, в данной ситуации индивидуальный предприниматель не является проверяемым налогоплательщиком в правовом значении, установленном ст. 126 НК РФ, в связи с чем за непредставление документов подлежит применению п. 2 ст. 126 НК РФ.
Пунктом 2 ст. 126 НК РФ устанавливается ответственность за непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями.
Вместе с тем индивидуальный предприниматель может быть привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, в случае, если отказался представить либо не представил в установленный срок имеющиеся у него документы.
В связи с этим условием признания правомерным привлечения индивидуального предпринимателя к ответственности в данной ситуации является то, что запрашиваемые налоговым органом документы фактически имелись у индивидуального предпринимателя или должны иметься у индивидуального предпринимателя в силу закона и индивидуальный предприниматель фактически уклонился от их представления либо представил документы по истечении установленного срока.
Поскольку индивидуальный предприниматель, являясь плательщиком ЕНВД, обязан в силу закона хранить документы, подтверждающие получение дохода, именно за непредставление данных документов индивидуальный предприниматель может быть привлечен к ответственности. В то же время, поскольку такие документы, как акт, транспортная накладная, договор, не являются документами, подтверждающими получение дохода, а подтверждают лишь факт хозяйственных отношений индивидуального предпринимателя, привлечение индивидуального предпринимателя к ответственности за непредставление таких документов в рамках встречной проверки является неправомерным.
Кроме того, имеется судебно-арбитражная практика, согласно которой привлечение индивидуального предпринимателя к ответственности в данной ситуации является неправомерным, поскольку индивидуальный предприниматель является плательщиком ЕНВД, данный налоговый режим не предусматривает ведение учета доходов и расходов, соответственно, отсутствует необходимость хранения первичных документов, подтверждающих совершение хозяйственной операции (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 18.06.2013 по делу N А12-20760/2012).
А.Ю.Васильев
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
28.07.2016
Источник: soveturista77.ru
Где организовать хранение документов ИП?
Индивидуальное предпринимательство – упрощенная форма ведения бизнеса, но с точки зрения документооборота и архивного законодательства к ней предъявляются такие же строгие требования, как и к остальным. Поэтому каждому ИП важно знать все тонкости документооборота.
Хранение в офисе или на аутсорсинге?
Небольшое количество бумаг можно хранить в офисе. При этом предпринимателю придется разобраться со сроками хранения и видами документации, а также организовать архив в соответствии с требованиями законодательства.
У внеофисного хранения документов есть ряд весомых преимуществ:
- обеспечение сохранности и конфиденциального доступа к информации;
- уверенность в профессиональном и своевременном исполнении всех необходимых манипуляций с архивом, точное соблюдение установленных законодательством норм, правил, сроков;
- возможность заказать другие услуги, связанные с документооборотом и архивом.
Какие документы должен хранить ИП?
Любая организация или индивидуальный предприниматель в обязательном порядке сохраняют:
- свидетельство о регистрации, разрешительные документы, штатное расписание, годовые отчеты, КУДиР на УСН – постоянно;
- личные дела сотрудников – лицевые счета, трудовые договоры, приказы – 75 лет;
- первичную документацию – кассовые документы, хозяйственные договоры, квартальные отчеты, рабочая переписка – 5 лет;
- проекты приказов, месячные отчеты – менее 5 лет.
Все перечисленные бумажные носители информации индивидуальный предприниматель может хранить вне офиса, воспользовавшись услугами профессиональной архивной компании «ОРБ». Мы подберем для вас оптимальный вариант хранения данных – с учетом объема бумажного массива, специфики деятельности предприятия и других индивидуальных деталей. Уточните условия сотрудничества, позвонив нам по телефону либо заполнив форму обратной связи на сайте.
Источник: orbrm.ru
срок хранения договоров для ип
У меня ИП на упрощенке 6%, есть сотрудники. Какие документы мне надо хранить и сколько времени?
Зачем хранить документы
Индивидуальный предприниматель обязан хранить документы о своей работе. Речь о том, что связано с налогами, сделками и сотрудниками. Для этого несколько причин.
Документы помогают избежать штрафа налоговой. Допустим, магазин закупается у оптовой базы, на закупку должен быть договор. Если его нет, возможен штраф от 200 рублей за каждый договор. Еще у ИП должна быть книга учета расходов и доходов. Штраф за отсутствие — от 10 000 рублей.
Ответить на вопросы налоговой. Налоговая проверяет предпринимателей, чтобы убедиться: они платят налоги сколько нужно, среди них нет обнальщиков. Вот поставщик получает деньги от магазина, и налоговая может запросить договор и накладную на поставку. Вдруг поставки не было, и это фикция.
Проявить должную осмотрительность
Административный кодекс о штрафах за документы: статьи 3.4, 4.1.1, 5.27
Ответить на вопросы трудовой инспекции. Инспекция проверяет работодателей с помощью чек-листов — это списки вопросов. Ответ на вопрос — это документ. Например, по одним документам работало сорок человек, по другим — меньше. Чтобы разобраться, инспекция запрашивает трудовые договоры. Если сотрудник числился, а трудового договора нет, возможный штраф — до 50 000 рублей.
И так за каждое нарушение.
Подтвердить стаж, социальные выплаты или подготовить документы для сотрудника. Допустим, сотрудник потерял трудовую книжку и хочет ее восстановить. Для этого он обращается к прошлым работодателям, и вот тут понадобятся сведения: сколько и кем работал сотрудник.
Бухгалтерские документы — 5 лет
Бухгалтерские документы говорят, сколько вы получили и потратили. Вот примеры документы:
Бухгалтерские документы делятся на два вида: для налогового и бухгалтерского учета. Одни надо хранить четыре года, другие пять, но можно не разбираться, и все хранить пять лет.
Раньше было требование хранить подтверждение оплаты взносов за сотрудников, это в Пенсионный фонд и фонд медицинского страхования. Сейчас это не нужно. Работодатели платят взносы через банк, и если фонды чего-то не досчитаются, можно будет прислать выписку из банка.
Кадровые документы — до 75 лет
Если у вас есть сотрудники, документы на них тоже придется хранить. Сроки хранения зависят от типа документа и даты, когда сотрудник перестал работать в компании. Самый короткий срок — год, например, для графика отпусков.
Самый долгий срок хранения документов — 50 или 75 лет. Считается так: если сотрудник перестал работать в компании до 1 января 2003 года — 75 лет, после — 50 лет. Вот что надо хранить так долго:
Документы на сотрудника храните, даже если он уволился. Чтобы не запутаться, мы сделали список: какие документы и сколько хранить.
Как хранить документы
Есть закон об архивном деле — он рассказывает о правилах хранения документов. Для индивидуального предпринимателя нет особенных требований. Вот они:
Коммерческая тайна работодателя
Вот так хранятся документы у знакомого индивидуального предпринимателя:
Документы могут быть в электронном и бумажном виде. Бухгалтерские документы — в любом. Если планируете вести электронный документооборот, понадобится специальный сервис, например, «Сбис» или «1С-отчетность».
Кадровые документы должны быть в бумажном виде. Даже если у вас дистанционные сотрудники и они ставят электронную подпись, вы делаете бумажную копию трудового договора, приказов и всего остального.
Как оформить дистанционного сотрудника
Документы после закрытия ИП
Если предприниматель закрывает ИП, документы всё равно надо хранить, пока не закончился срок хранения.
Иванов закрывает ИП в 2019 году. При этом у него есть договор с поставщиком от 2018 года. Срок хранения договоров считается от последней сделки. Допустим, последняя поставка по договору — в декабре 2018 года.
Срок хранения договоров — пять лет. Значит, ИП Иванов хранит договор до 2023 года.
Бухгалтерские документы можно хранить, как угодно. Закрыли дело, забираете документы домой или сдаете в архив. Есть частные и государственные архивы, подходят любые.
Кадровые документы обязательно надо передать в архив, иначе у сотрудников могут быть проблемы с пособиями, пенсиями или стажем. Для хранения подходят муниципальный или государственный архивы.