Верховный Суд РФ в Обзоре от 26.02.2014 г. обобщил практику рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В частности, рассмотрены вопросы о назначении и выплатах компенсаций, покрывающих расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах
Статьей 325 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, гарантируется выплата работодателем компенсаций один раз в два года, в части:
- стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным;
- оплата стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов;
- стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
Согласно ч. 8 ст. 325 ТК РФ размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих:
Оплата проезда в отпуск для северян. Часть 2
- в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — органами местного самоуправления;
- у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Когда у работника возникает право на компенсацию
Норма, установленная ч. 1 ст. 325 ТК РФ о том, что право на компенсацию возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации, касается лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета.
Если нормативным правовым актом органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления установлены дополнительные гарантии в части вида отпуска, в период нахождения в котором работник может воспользоваться правом на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа, то правильной является позиция тех судов, которые удовлетворяли требования работников соответствующих организаций о выплате компенсаций в случае предоставления им не ежегодного оплачиваемого отпуска (например, отпуска по уходу за ребенком).
Компенсация к отпуску с последующим увольнением
Неоднозначно в судах складывается практика решения вопроса о том, компенсируются ли работнику, которому предоставлен отпуск с последующим увольнением (ст. 127 ТК РФ), расходы стоимости на оплату проезда к месту проведения отпуска и обратно. Правильной является практика тех судов, которые удовлетворяют требования указанных работников об оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Компенсация проезда к месту нахождения образовательной организации и обратно.
Работнику, которому предоставлен отпуск с последующим увольнением, компенсация оплаты стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно предоставляется и в том случае, если он возвратился из места проведения отпуска после его окончания.
Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работником организации, финансируемой из федерального бюджета, и членами его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании представленных билетов или других документов. Каких-либо ограничений для компенсации указанных расходов в зависимости от срока возвращения работника с места использования отпуска, если такой отпуск в соответствии со ст. 127 ТК РФ предоставлен работнику с последующим увольнением, законодательство не содержит. Компенсации подлежат расходы работника и в том случае, когда он вернулся после срока окончания его ежегодного оплачиваемого отпуска.
Для получения компенсации на членов семьи работник должен реализовать свое право на отпуск
Как следует из положений части второй статьи 325 ТК РФ обязанность работодателя оплатить неработающим членам семьи работника проезд к месту использования отпуска и обратно обусловлена выездом самого работника к месту отдыха, независимо от того, одновременно или в разное время используют отпуск работник и неработающие члены его семьи. Поскольку истец не выезжала в отпуск из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, то она лишена возможности получить компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно на несовершеннолетнюю дочь, т.к. право члена семьи работника производно от права самого работника. Такая практика судов является верной.
Работодатель не вправе отменить или снизить размер компенсации
Размер компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно должен соответствовать предназначению данной компенсации, то есть гарантировать работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления.
Суд указал, что отмена гарантии по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно один раз в два года, а равно установление приказом работодателя фиксированного размера выплаты ниже фактически понесенных работником расходов ухудшает правовое положение истца и нарушает требования трудового законодательства.
Компенсация расходов при использовании личного транспорта
При определении расходов на проезд личным транспортом суды исходили из представленных документов, подтверждающих затраты на проезд кратчайшим маршрутом.
В качестве доказательств произведенных истцами расходов судами принимались:
- документы, подтверждающие фактически понесенные расходы на оплату топлива (квитанции (чеки), товарные чеки автозаправочных станций о покупке топлива);
- справки автотранспортных предприятий, осуществляющих междугородные перевозки, о расстоянии кратчайшего пути следования автомобильным транспортом к месту проведения отпуска и обратно;
- справки автотранспортных предприятий о нормативном расходе топлива для транспортных средств, на которых осуществлялся выезд в отпуск;
- документы, подтверждающие факт проведения отпуска в избранном работником месте (справки, выдаваемые администрацией сельского совета, районной администрацией, квитанции гостиниц о регистрации при временном проживании и т.п.).
Для проверки правильности расчета стоимости проезда личным транспортом судами применялись Методические рекомендации норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р, исходя из которых, определяется нормативный расход топлива.
Компенсация расходов на проезд воздушным транспортом
В соответствии с абз. 1 п. 10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (утв. постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455) в случае использования работником учреждения отпуска за пределами РФ, в том числе по туристической путевке, производится компенсация расходов на проезд воздушным транспортом до ближайшего к месту пересечения границы РФ аэропорта. В случае поездки за пределы РФ воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы аэропорту работником учреждения представляется справка о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданная транспортной организацией (абзац третий пункта 10 Правил).
Исходя из данных нормативных предписаний, суды при разрешении споров о размере компенсации расходов по проезду воздушным транспортом в качестве доказательств понесенных работниками расходов принимают перевозочные документы (билеты), маршрутные квитанции, посадочные талоны, справки о стоимости перевозки по территории РФ, справки о стоимости перевозки, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданные транспортной организацией, агентом транспортной организации.
Согласно информации, представленной Минтрансом РФ (письмо от 15.02.2013 № СА-29/1585), порядок расчета транспортными организациями стоимости перелета по территории РФ при организации гражданами отдыха за пределами России действующим законодательством не определен. Вместе с тем согласно п. 5 ст.
64 Воздушного кодекса РФ плата за воздушные перевозки пассажиров устанавливается перевозчиками. В соответствии с Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утв. приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 № 155, в пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира. На основании указанных нормативных правовых актов авиакомпании устанавливают уровень тарифов и платы на воздушные перевозки с учетом наличия конкуренции на соответствующем направлении воздушных перевозок, обеспечения эффективности деятельности авиакомпаний, условий применения тарифа и других факторов. В связи с этим расчет и справка о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выдается транспортной организацией в произвольной форме, в том числе при расчете могут применяться значения ортодромических расстояний, представляемые ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Учитывая изложенное, суды при разрешении споров о размере компенсации расходов на проезд воздушным транспортом к месту отдыха и обратно могут принимать за основу расчет стоимости перевозки до границы РФ, подготовленный с применением значений ортодромических расстояний.
Источник: amnagency.ru
Прошу разъяснить порядок оплаты стоимости проезда к мету отдыха и обратно работника бюджетного учреждения.
Прошу разъяснить порядок оплаты стоимости проезда к мету отдыха и обратно работника бюджетного учреждения. Для оплаты льготного проезда мною были сданы в бухгалтерию следующие документы, авиабилеты на меня и несовершеннолетнего ребенка по маршруту Сургут-Москва (Домодедово), билет на аэроэкспресс Повелецкий вокзал-Домодедово, Москва(Домодедово) — Анталия. Остановка в пути в г.Москва составляла почти сутки. Бухгалтерия отказывается оплачивать билет на аэроэкспресс, несмотря на пункт 7 Постановления Думы ХМАО от 1 марта 2010 г. N 4676 : Расходы, подлежащие компенсации, включают в себя: 2) оплату стоимости проезда автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту и автовокзалу при наличии документов (билетов), подтверждающих расходы. Правомерно ли это?
Ответ: Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 декабря 2004 №76-оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа» (далее – Закон автономного округа №76-оз) лица, работающие в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа, расположенных на территориях автономного округа, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
В соответствии с п.1 статьи 58 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 февраля 2003 № 14-оз «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» официальное толкование вступивших в силу законов автономного округа осуществляет Дума автономного округа. Официальное толкование закона автономного округа оформляется постановлением Думы автономного округа.
Официальное толкование отдельных норм Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа» утверждено постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1 марта 2010 №4676 «Об утверждении официального толкования отдельных норм Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа» (далее – Официальное толкование).
Исходя из Вашего обращения, маршрут следования к месту использования отпуска следующий: г.Сургут – г.Москва – г.Анталия (Турция).
Пунктом 10 раздела I Официального толкования регламентировано, что в случае отсутствия прямого маршрута к месту использования отпуска и обратно работодатель компенсирует работнику стоимость проезда по всем пунктам следования независимо от времени нахождения в промежуточном пункте следования.
На основании изложенного работодатель должен компенсировать стоимость билетов по маршруту г.Сургут – г.Москва – г.Анталия (Турция) и обратно.
Учитывая, что аэропортом прилета из г.Сургута являлся аэропорт Домодедово г.Москвы и этот же аэропорт являлся аэропортом вылета в г.Анталию (Турция), стоимость билета на пригородный поезд (аэроэкспресс) по маршруту Павелецкий вокзал – аэропорт Домодедово, компенсации не подлежит, так как подпункт 2 пункта 7 раздела I Официального толкования, изложенный в Вашем обращении и установивший, что расходы, подлежащие компенсации, включают в себя оплату стоимости проезда транспортом общего пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту и автовокзалу при наличии документов (билетов), подтверждающих расходы, распространяется на ситуации, когда работник следует к железнодорожной станции, пристани, аэропорту и автовокзалу от места постоянного жительства или от места отдыха.
Источник: www.dumahmao.ru
Статья 325 ТК РФ. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно
Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.
Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членам его семьи только по основному месту работы работника.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Комментарий к статье 325 ТК РФ
1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает гарантию для лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в виде оплаты стоимости проезда к месту отпуска и обратно. При этом необходимо учитывать следующее:
— периодичность предоставления такой компенсации — 1 раз в 2 года;
— компенсация выплачивается за счет средств работодателя;
— проезд осуществляется в пределах территории Российской Федерации;
— помимо оплаты проезда компенсируется провоз багажа;
— момент возникновения права на получение указанной компенсации совпадает с моментом возникновения права на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Таким образом, ч.1 комментируемой статьи устанавливает общую гарантию для всех работников, относящихся к рассматриваемой категории (т.е. работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), независимо от организационно-правовой формы организации-работодателя.
2. Часть 2 комментируемой статьи уточняет особенности предоставления рассматриваемой компенсации для работников федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений.
Перечисленные работодатели компенсируют проезд к месту отдыха работника и обратно с учетом следующего:
— компенсируется проезд любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным. В случае проезда к месту отдыха с использованием личного транспорта рассматриваемая компенсация выплачивается в размере наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем (ч.3 комментируемой статьи);
— компенсации подлежит стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов;
— помимо предоставления компенсации проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно самого работника данная компенсация предоставляется неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником). Например, кассационным определением Мурманского областного суда от 12 января 2011 года N 33-11-2011 установлено, что исковые требования о компенсации стоимости проезда от места отдыха и обратно несовершеннолетней дочери удовлетворены, поскольку право на компенсацию расходов стоимости проезда установлено трудовым законодательством, так как несовершеннолетний ребенок относится к членам семьи работника, имеющего право на компенсацию стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно;
— компенсация членам семьи работника предоставляется независимо от времени использования отпуска;
— компенсация предоставляется по основному месту работы работника (ч.7 комментируемой статьи). Таким образом, работник не может рассчитывать на предоставление данной компенсации в случае работы по совместительству у перечисленных выше работодателей.
Рассматриваемая компенсация носит заявительный характер, то есть для ее получения работнику необходимо предоставить работодателю соответствующее заявление. Причем, согласно положениям ч.4 комментируемой статьи данное заявление должно быть представлено не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск, таким образом, у работодателя есть время для перечисления денежных средств работнику.
Законодатель предусмотрел, что составляя заявление о предоставлении соответствующей компенсации до отъезда в отпуск, работник может не знать точной суммы полагаемой ему компенсации, т.к. фактически проезд и провоз багажа могут быть на этот момент еще не оплачены. В связи с этим в заявлении указывается примерная стоимость проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов. При отсутствии проездных документов компенсация расходов производится при документальном подтверждении пребывания работника учреждения и членов его семьи в месте использования отпуска (при наличии документов, подтверждающих пребывание в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристической базе, а также в ином подобном учреждении или удостоверяющих регистрацию по месту пребывания) на основании справки транспортной организации о стоимости проезда по кратчайшему маршруту следования к месту использования отпуска и обратно в размере минимальной стоимости проезда: при наличии железнодорожного сообщения — по тарифу плацкартного вагона пассажирского поезда; при наличии только воздушного сообщения — по тарифу на перевозку воздушным транспортом в салоне экономического класса; при наличии только морского или речного сообщения — по тарифу каюты 10 группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, каюты 3 категории речного судна всех линий сообщения; при наличии только автомобильного сообщения — по тарифу автобуса общего типа (см. постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 года N 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей»).
Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 года N 455 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей.
В частности, данные Правила устанавливают, что расходы, подлежащие компенсации, включают в себя:
— оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника учреждения и обратно к месту постоянного жительства — в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не выше стоимости проезда: железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда; водным транспортом — в каюте 5 группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте 2 категории речного судна всех линий сообщения, в каюте 1 категории судна паромной переправы; воздушным транспортом — в салоне экономического класса; автомобильным транспортом — в автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси), при его отсутствии — в автобусах с мягкими откидными сиденьями;
— оплату стоимости проезда автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту и автовокзалу при наличии документов (билетов), подтверждающих расходы;
— оплату стоимости провоза багажа весом не более 30 килограммов на работника и 30 килограммов на каждого члена семьи независимо от количества багажа, разрешенного для бесплатного провоза по билету на тот вид транспорта, которым следует работник и члены его семьи, в размере документально подтвержденных расходов.
В случае если работник учреждения проводит отпуск в нескольких местах, то компенсируется стоимость проезда только к одному из этих мест (по выбору работника), а также стоимость обратного проезда от того же места к месту постоянного жительства по фактическим расходам (при условии проезда по кратчайшему маршруту следования) или на основании справки о стоимости проезда.
3. Как установлено в ч.6 комментируемой статьи, выплаты, предусмотренные данной статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
Так, например, Кассационным определением Магаданского областного суда от 3 мая 2011 года N 33-461/2011 по делу N 2-283/2011 установлено, что в иске о взыскании задолженности по оплате проезда к месту использования отпуска и обратно, процентов за нарушение срока выплаты этой суммы, денежных средств, уплаченных при сдаче авиабилетов, морального вреда отказано правомерно, поскольку работник своевременно не воспользовался правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, при этом право на оплату стоимости проезда работодателем не нарушено.
4. В отношении лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, соответствующие гарантии и компенсации устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей — коллективными договорами, ЛНА, трудовыми договорами.
Отмечается, что гарантии работникам, трудящимся у перечисленных работодателей, явно недостаточны. Они, по сравнению с работниками организаций «федерального уровня», перечисленных в ч.2 комментируемой статьи, оказались в ущемленном состоянии.
________________
См.: Шулубина С.А. Обеспечение трудовых прав работников Крайнего Севера: общие тенденции // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 4. С.44-46.
По данному поводу КС РФ указал, что работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере и осуществляющие предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обязаны устанавливать в коллективных договорах, ЛНА, принимаемых с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, или трудовых договорах компенсацию работающим у них лицам расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах территории РФ в размере, на условиях и в порядке, которые должны соответствовать целевому назначению этой компенсации. При этом размер, условия и порядок данной компенсации могут отличаться от предусматриваемых для работников организаций, финансируемых из бюджета, что может приводить к различиям в объеме дополнительных гарантий. Однако данные различия должны быть оправданными, обоснованными и соразмерными конституционно значимым целям, а именно — гарантировать работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. Компенсация может быть установлена на основе баланса интересов сторон трудового договора с учетом ее цели, а также с учетом реальных экономических возможностей работодателя, которые, однако, не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения (см. подробнее постановление КС РФ 9 февраля 2012 года N 2-П).
Как отмечает Минтруда России, нормы возмещения расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для работников организаций, относящихся к бюджетной сфере (с учетом внесенных в комментируемую статью изменений в данном контексте следует подразумевать работодателей «федерального уровня», перечисленных в ч.2 комментируемой статьи), не являются минимальными для работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (т.е. всех остальных работодателей), что предполагает установление последними любых норм возмещения указанных расходов, в том числе в размерах, меньших, чем для работников организаций, относящихся к бюджетной сфере. Вместе с тем, при определении размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно необходимо обеспечивать их соответствие предназначению данной компенсации как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. В противном случае не будет достигнута цель введения данной нормы в качестве дополнительной гарантии, направленной на реализацию конституционных прав на отдых и на охрану здоровья.
________________
Информация Минтруда России «По вопросу применения части 8 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, касающегося установления порядка определения юридическими лицами, не финансируемыми из различных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предельного размера компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно». http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/analytics/10.
Консультации и комментарии юристов по ст 325 ТК РФ
Если у вас остались вопросы по статье 325 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
Источник: otkrf.ru