Многих индивидуальных предпринимателей волнует вопрос – должны ли они сносить на свой расчетный счет в банке все полученные ими наличные денежные средства от осуществления предпринимательской деятельности или достаточно внесения денежных средств в размере необходимом для уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Абзацем 7 п. 2 указаний Банка России от 11.03.2014 No 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее – Указание No 3210-У) определено, что юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного в соответствии с Указанием No 3210-У лимита остатка наличных денег. Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается (абз. 9 Указания No 3210-У).
В отношении индивидуальных предпринимателей вышеуказанная обязанность и ограничение отсутствует. В силу абз. 10 п. 2 Указания No 3210-У индивидуальные предприниматели лимит остатка наличных денег могут не устанавливать.
Может ли ИП забирать деньги из кассы и с расчетного счета и должен ли он оплатить НДФЛ 13%?
Таким образом, при отсутствии установленного индивидуальным предпринимателем лимита остатка наличных денежных средств у индивидуального предпринимателя отсутствует обязанность сдавать в банк полученные наличные денежные средства.
В случае установления индивидуальным предпринимателем лимита остатка наличных денег в кассе данному индивидуальному предпринимателю необходимо будет соблюдать требований Указания No 3210-У в части недопущения накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, то есть вносить полученные наличные денежные средства на свой расчетный счет в банке, несмотря на то, что данная обязанность установлена только для юридических лиц.
При этом, п. 1 Указания Банка России от 09.12.2019 No 5348-У «О правилах наличных расчетов», действие которого распространяется также и на индивидуальных предпринимателей, установлен исчерпывающий перечень целей расходования из кассы наличных денег без предварительного зачисления на банковский счет: наличные денежные средства могут быть, в том числе выданы на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Таким образом, у индивидуального предпринимателя отсутствует обязанность по внесению всех полученных за реализацию услуг наличных денежных средств на свой расчетный счет в банке. Индивидуальный предприниматель может вносить на расчетный счет в банке только сумму, необходимую для уплаты налогов и страховых взносов, а остальную сумму получать на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Однако если полученные наличные денежные средства индивидуальный предприниматель намерен использовать для целей, связанных с предпринимательской деятельностью, то без зачисления на расчетный счет они могут быть израсходованы только на:
Контроль доходов ИП: Что если принимать оплату в серую и не платить налоги?
выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;
оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
выдачу наличных денег работникам под отчет;
возврат денежных средств за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги;
выдачу займов, возврат привлеченных займов, уплату процентов и (или) неустоек (штрафов, пени) по привлеченным займам микрофинансовой организацией, ломбардом — в сумме, не превышающей 50 тысяч рублей по одному договору займа, но не более чем 1 миллион рублей в течение одного дня в расчете на микрофинансовую организацию (ее обособленное подразделение), ломбард (его обособленное подразделение);
выдачу займов, возврат привлеченных займов, возврат средств по договорам передачи личных сбережений, плату за использование денежных средств по договорам передачи личных сбережений, уплату процентов и (или) неустоек (штрафов, пени) по привлеченным займам, по договорам передачи личных сбережений, выплату сумм паенакоплений (пая) кредитным потребительским кооперативом, сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом — в сумме, не превышающей 100 тысяч рублей по каждому из перечисленных договоров, по каждому паенакоплению (паю), но не более чем 2 миллиона рублей в течение одного дня в расчете на кредитный потребительский кооператив (его обособленное подразделение), сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив (его обособленное подразделение).
Если же индивидуальный предприниматель намерен расходовать полученные от реализации услуг наличные денежные средства на иные связанные с предпринимательской деятельностью цели, их необходимо предварительно внести на расчетный счет.
Источник: gk4dk.ru
Учет денежных средств в кассе
В рознице, сфере услуг и общепите важно следить за кассовой дисциплиной: она строго регламентируется, а нарушения караются штрафами. Расскажем, какие правила при работе с наличностью важно соблюдать, как ее учитывать и избежать санкций.
Лимит наличных денег в кассе
- Лимит обозначают в распорядительном документе, чаще всего это приказ директора. С приказом знакомят под роспись всех сотрудников, которые работают с деньгами.
- Есть исключения, когда лимит можно превысить: например, в дни выдачи зарплаты или пособий. Но такие промежутки не должны превышать 5 рабочих дней.
Если организация не установила лимит кассы, но движение наличных денег по кассе есть, то никакой ответственности за это не предусмотрено. Но остутствие лимита налоговые органы расценивают не как любую сумму остатка на конец рабочего дня, а как нулевой остаток. То есть организация должна сдавать в банк все наличные.
За накопление наличных сверх лимита возможны штрафы до 5 тыс. рублей для ИП и сотрудников и до 50 тыс. рублей для юрлиц.
Важно! Малый бизнес и предприниматели могут использовать упрощенный способ учета налички и не устанавливать лимит кассы. Это касается компаний и ИП с объемом выручки до 800 млн. рублей в год, штатом до 100 сотрудников. В их уставном капитале муниципальные образования, фонды и общественные организации участвуют не более чем на 25 %, а иностранные компании — не более чем на 49 %.
Учет расходов с использованием наличных средств
В бизнесе не все можно купить за бумажные деньги. Полный список расходов, на которые можно пускать наличность, есть в Указаниях ЦБ РФ №5348-У от 09.12.2019. На некоторые траты установлен лимит, на другие нет. Например, без ограничений наличные деньги компания или ИП могут тратить на такие цели:
- выдача зарплаты, пособий, премий и любых вознаграждений сотрудникам;
- расходы на командировки;
- выплаты ИП себе самому.
Остальные расходы лимитированы:
- возврат денег покупателю при возврате товара;
- расходы на нужды магазина (канцтовары, мыло, кассовые принадлежности);
- оплата поставок товара;
- оплата клининга, коммунальных услуг, аренды и пр.
Разберем подробнее виды расходов с использованием наличности.
Оплата поставок в магазин. При расчетах с поставщиками в 2022 году в рамках одного договора сумма наличных не должна превышать 100 000 рублей. Расчеты сверх этой сумме ведут в безналичной форме. А при превышении лимита возможны штрафы до 5 тыс. рублей для должностных лиц и ИП и до 50 тыс. рублей для юрлица.
При наличной оплате полученных товаров расходы оформляют расходным кассовым ордером (РКО). Его подписывают директор и бухгалтер. Сведения по РКО заносят в кассовую книгу.
Выдача зарплаты и пособий. Лимитов по расчетам наличкой с сотрудниками нет. Для оформления таких расходов заполняют платежные ведомости.
Возврат денег покупателю. Закон требует возвращать деньги тем же путем, каким были оплачены товар или услуга: скажем, если покупатель расплатился наличкой, ему нельзя вернуть сумму на банковскую карту. Кассир делает возврат по заявлению покупателя и создает чек возврата, после чего бухгалтер составляет расходный кассовый ордер и платежное поручение.
Выдача денег под отчет. Под отчет сотрудникам выдаются наличные деньги на командировки или на хозяйственные нужды магазина, ограничений здесь нет. Схема расхода одна: сотрудник получает деньги из кассы, расходует их на оговоренные цели и отчитывается перед компанией. Все такие операции проводят по заявлению подотчетного лица или приказу по организации за подписью директора. В документе указывают:
- ФИО подотчетного лица;
- цели выдачи денег (командировка, хозяйственная необходимость);
- срок, на который сотрудник получает сумму;
- размер суммы;
- дата и подписи ответственных лиц.
Имея на руках такой документ, бухгалтер составляет РКО, делает запись в кассовой книге и после этого может выдать сотруднику деньги из кассы.
Когда сотрудник потратит деньги на указанные цели, он составляет авансовый отчет, прилагает к нему документы для подтверждения расходов: билеты, кассовые и товарные чеки и пр. После этого расход можно признать. Если сотрудник не подтвердит расходы документами, придется принять траты как доход физлица, уплатить с них НДФЛ и страховые взносы.
Если сотруднику пришлось потратить личные деньги для выполнения поставленной задачи, он пишет заявление на компенсацию расходов и тоже подтверждает его документами о расходах.
Важно! Если наличные выданы под отчет для расчетов по договорам организации или предпринимателя, лимит соблюдать нужно (п. 1, 4 Указания ЦБ от 09.12.2019 № 5348-У.)
Выдача денег ИП самому себе. Ограничений на эти траты нет. ИП может брать деньги из кассы на личные нужды, составляя расходный кассовый ордер. Закон требует только одного: не тратить эти суммы на бизнес.
Учет наличных доходов магазина
В основном, наличные средства, которые получают магазины, — это оплата товаров и услуг физлицами. Но иногда это также возвраты от поставщиков, суммы от ответчиков после судов, возмещение убытков и пр.
Приход наличности в кассу оформляют приходным кассовым ордером (ПКО) и вносят данные о ПКО в кассовую книгу. Реже поступления наличности оформляют другими дополнительными документами: накладная ТОРГ-12, акты недостачи и пр.
Упрощенный учет наличных для ИП. ИП могут работать по упрощенным правилам кассовой дисциплины. Они не обязаны создавать РКО и ПКО, вести кассовую книгу. Но если у ИП есть официально оформленные сотрудники, он должен оформлять платежные ведомости и другие бумаги, которые подтверждают выплату зарплаты (Указание ЦБ РФ №3210-У от 11.03.2014 и Указание ЦБ РФ №5348-У от 09.12.2019).
Проводки при бухгалтерском учете наличности
Учитывают наличные деньги на счете 50 “Касса”, к нему можно открывать субсчета. Приведем примеры самых частых проводок при работе с наличностью.
- Дт 50 “Касса” Кт 90 “Продажи” — покупатель оплатил наличностью товары.
- Дт 50 “Касса” Кт 71 “Расчеты с подотчетными лицами” — сотрудник вернул остаток средств после выполнения поручения или командировки.
- Дт 57 “Переводы в пути” Кт 50 “Касса” — наличность инкассировали в банк.
- Дт 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” Кт 50 “Касса” — выплатили зарплату из кассы.
- Дт 60 “Расчеты с поставщиками” Кт 50 “Касса” — оплатили поставку товаров.
Ведите учет наличных средств с помощью веб-сервиса Контур.Бухгалтерия. Система поможет оформить все необходимые документы, предложит верные проводки и правильно учтет расходы и доходы. Все новички могут тестировать Бухгалтерию бесплатно две недели.
Источник: www.b-kontur.ru
Рассказано об ошибках, которые допускают бухгалтеры, оформляя передачу денег в банк
Когда компания сдает деньги в банк для зачисления на расчетный счет через инкассаторов, то они, принимая наличные, не ставят свои подписи в расчетно-кассовом ордере (РКО). А если организация не пользуется услугами инкассаторских служб и наличные отвозит в банк один из ее работников? Как в такой ситуации оформить РКО при выдаче денег из кассы? Должны ли там быть Ф.И.О., паспортные данные и подпись этого сотрудника? В разных организациях к решению этого вопроса подходят по-разному.Рассмотрим часто применяемые способы и решим, какими можно пользоваться, а какими – нежелательно.
Способ 1. Неправильный и опасный: в РКО вообще нет упоминания о физлице, которое отвозит деньги
При таком способе строка «Выдать» остается пустой или же в ней указано название кредитной организации. В строке «Основание» пишут: «Для зачисления на расчетный счет в таком-то банке». По возвращении работника к РКО прикалывают квитанцию банка к объявлению на взнос наличными и указывают ее реквизиты в строке «Приложение».
Обычно бухгалтеры объясняют этот подход тем, что указывают в ордере проводку «Дебет 51 – Кредит 50». Она, по их мнению, не предполагает составления РКО на физлицо. То есть бухгалтеры считают, что деньги по такому ордеру выданы сразу банку, а подпись получателя заменяет приложенная квитанция кредитной организации.