Должна ли быть у бизнеса социальная ответственность кроме соблюдения законов и уплаты налогов

Задачей этой главы станет рассмотрение взглядов предпринимателей и простых граждан на социальную ответственность бизнеса в России в настоящее время, а также выявление внешних и внутренних составляющих социальной ответственности.

Долгое время в России о социальной ответственности бизнеса рассуждали только теоретики и некоторые крупные бизнесмены, практическая деятельность которых значительно отличалась от, выдвигаемых ими, взглядов на социальные проблемы, проблемы морали и этики бизнеса.

Социально-экономические преобразования проходят в нашей стране на протяжении двух десятилетий. За эти годы условия деятельности организаций очень изменились. Преобладающей становится частная форма собственности. В этих условиях развитие российского бизнеса, от части, зависит от того, насколько адекватно он воспринимает практику социальной ответственности.

В настоящее время государство сформулировало достаточно жесткие требования социальной ответственности. Российская власть интерпретирует социальную ответственность, как «плату» за приватизацию, в результате которой собственность государства была передана частным владельцам практически за бесценок.

Почему у бизнеса должна быть социальная ответственность? Говорит Губерния. 03/08/2021. GuberniaTV

Многие российские предприятия начинают внедрять в свою деятельность принципы социальной ответственности. Но большинство предпринимателей убеждены в том, что они никому ничего не должны, Анохин Н.Г. Социальная ответственность бизнеса в условиях современной России: теория и практика: Материалы заседания «круглого стола» / Под общ.ред. В.С. Комаровского, Н.А.

Волгина, М.: Изд-во «РАГС» — 2005. С.27. поэтому усиление социальной ответственности в большей степени обусловлено давлением государства. Однако, некоторые компании все же осознают эффективность социально ответственного ведения бизнеса. Предприниматель, функционируя в обществе, находится в зависимости от него, поэтому он должен заботиться не только о развитии своего бизнеса, но и в некоторой степени удовлетворять запросы населения.

В России социальная ответственность в полном объеме оценена малым количеством компаний. Но даже эти компании не уделяют достаточного внимания вопросам экологии и проблемам окружающих их сообществ. Естественно, решение всех этих проблем потребует дополнительных затрат, но все же такая деятельность необходима компаниям для улучшения отношений с властью, партнерами, привлечения новых инвесторов и талантливых сотрудников.

Таким образом, социальная ответственность становится одной из главных составных частей ведения бизнеса. Вокруг данной деятельности образуется множество различных мнений. В 2007г. Всероссийский центр изучения общественного мнения проводил социологические исследования в 40 субъектах РФ по поводу оценок, взглядов, ожиданий в области социальной ответственности.

Социальная ответственность бизнеса: взгляд предпринимателей и наемных работников. Пресс-выпуск ВЦИОМ №884 от 26.02.08г. По данным этих исследований только 2% предпринимателей считают, что в России высокий уровень социальной ответственности бизнеса, тогда как 31% считают его низким. Оценки уровня социальной ответственности предпринимателей и граждан существенно различаются. Простых граждан, считающих этот уровень низким, оказалось в 2,5 раза больше, чем предпринимателей.

Должен ли бизнес быть социально ответственным?

Большинство предпринимателей, по данным исследований, сутью социальной ответственности считают выполнение основных функций бизнеса (выплата заработной платы во время, уплата налогов, предоставление рабочих мест), но не принятие на себя решения социальных проблем. Предприятия считают наиболее важными такие направления социальной ответственности, как предоставление новых рабочих мест, дополнительных социальных гарантий своим сотрудникам, а также обеспечение возможности повышения квалификации. Население же ждет от бизнеса в первую очередь помощи социально незащищенным группам (пенсионерам, инвалидам), а уже потом предоставления рабочих мест. Большинство опросов показывает, что в России к социальной ответственности сейчас относятся крайне скептически.

Читайте также:  Идеи малого бизнеса на кубани

А. Чирикова выделяет три основные модели взаимодействия власти и общества в вопросах социальной политики: Чирикова А. Бизнес, как субъект социальной политики в современной России// Общество и экономика. 2006. №9. С.110.

  • § Административное принуждение. Власть требует от бизнеса определенных вложений в социальные программы, в случае отказа власть может применить санкции по отношению бизнеса к ресурсам, которые контролируются властью.
  • § Торг вокруг условий поддержки бизнесом социальных программ и проектов власти. Предмет торга — направления и масштабы расходов бизнеса и способы их компенсации властью.
  • § Невмешательство. Бизнес осуществляет социальную политику независимо от власти, власть в свою очередь не вмешивается в этот процесс.

Предприниматели считают, что социальная ответственность должна основываться на добровольных началах, не должно присутствовать никакого давления со стороны государства. В противном случае такую деятельность, по мнению большинства опрошенных, нельзя называть социальной ответственностью.

Сейчас социальная ответственность бизнеса в России все больше концентрируется на образовании. Предприятия увеличивают инвестиции в профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации своих сотрудников. Инвестиции в образование являются одним из важнейших видов инвестиций в рамках социальной ответственности бизнеса, так как появление новых технологий, оборудования и материалов требуют постоянного повышения уровня знаний.

Валитов Ш.М. отмечает, что для внутренней социальной политики на российских предприятиях характерны некоторые особнности: Валитов Ш.М., Мальгин В.А. Взаимодействие власти и бизнеса: сущность, новые формы и тенденции, социальная ответственность. М.: Издательство «Экономика», 2009. С.195.

  • § Корпорации пока не могут установить какие-либо единые правила социально ответственного поведения, поэтому каждая отдельная фирма проводит такую социальную политику, на которую у нее хватает средств;
  • § При определении направленности внутренней социальной ответственности значение имеют личные взгляды менеджмента, а не пожелания персонала. Профсоюзные организации сейчас довольно ослаблены, поэтому они тоже не оказывают значительного влияния на этот процесс;
  • § Частная собственность не позволяет местной власти воздействовать на администрации корпораций по вопросам социальной ответственности. В таких условиях некоторые компании даже пытаются урезать программы социальной ответственности.

Несмотря на сложности ведения компаниями социально ответственной политики, руководства этих компаний должны осознавать, что такая политика улучшает их положение на рынке.

В современных условиях для российского бизнеса внешняя социальная ответственность имеет не меньшее значение, чем внутренняя. Она должна стать основой благоприятных отношений с окружающим сообществом. Также внешняя социальная ответственность оказывает положительное влияние на взаимоотношения с властями — региональными и местными. Важно, чтобы компании понимали, что такие социальные программы должны проводиться постоянно и системно, а не от случая к случаю. Наиболее заметным направлением во внешней социальной ответственности является участие корпораций в масштабных социальных проектах, которые связаны со строительством объектов социальной инфраструктуры (медицинские учреждения, школы, храмы).

Читайте также:  Евангелист в бизнесе кто это

Необходимо подчеркнуть, что пока в России нет определенных рамок внешней социальной ответственности, поэтому её формы могут варьировать в зависимости от материальных возможностей компании. Без определенной модели и институциональной основы сложно обеспечить эффективность социальной ответственности бизнеса в такой большой стране, как Россия. Выбор стратегий социально ответственного поведения должен опираться в первую очередь на потребности окружающего сообщества, моральные и этические ценности, стремление сохранить природу.

Таким образом, развитие социальной ответственности бизнеса напрямую зависит от государства, оно должно поддерживать бизнес и активно участвовать в решении социальных проблем. Становление социальной ответственности бизнеса очень сложный и длительный процесс, который возможен только при условиях плодотворного сотрудничества бизнеса и власти.

Источник: studwood.net

Что хотите найти?

МОСКВА, 11 ноября 2004 г. К очередному Съезду РСПП Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) решил выяснить представления россиян о социально ответственном бизнесе.

Опрос показал, что россияне считают бизнес социально ответственным в том случае, если он:

· выполняет обязательства перед работниками и государством (этот показатель отметили 34% опрошенных),

· производит качественную продукцию (27%),

· выполняет деловые обязательства перед клиентами и партнерами (25%),

· создает новые рабочие места (23%),

· финансирует социальные программы для сотрудников (20%).

Заметно реже встречается мнение, что предприниматели обязаны учитывать интересы местного населения (12) и участвовать в местных социальных программах (11).

В наименьшей степени важны для социальной ответственности, на взгляд россиян, непричастность к коррупции (8%), точное соблюдение законов (7%), благотворительность (7%) и сотрудничество с профсоюзами (4%).

Респонденты со средним и, особенно, с высшим образованием чаще опрошенных с начальным образованием акцентируют внимание на выполнении деловых обязательств компаний перед клиентами и партнерами, производстве качественной продукции и финансировании социальных программ для сотрудников, включающих повышение квалификации. Респонденты со средним образованием чаще других опрошенных полагают, что бизнес должен выполнять обязательства перед работниками и государством, а также создавать новые рабочие места. Среди респондентов с разными доходами создание новых рабочих мест чаще других считают важным опрошенные с душевыми доходами менее 1500 рублей в месяц, а выполнение деловых обязательств перед клиентами и партнерами – респонденты с доходами более 5001 рублей.

Как сделать бизнес социально ответственным?

Чтобы бизнес стал более социально ответственным, государству следует разработать систему поощрений, — полагают 27% респондентов. Еще 25% считают, что нужно разработать систему показателей, по которой бизнес будет отчитываться о своей социальной работе, и контролировать ее выполнение. Кроме того, государству необходимо рекомендуют самому проявлять социальную ответственность (20%), а также вывести бизнес из «тени» и последовательно бороться с теми, кто уклоняется от уплаты налогов (по 17%).

Читайте также:  Бизнес правила для приложений

Реже респонденты полагают, что государству нужно разработать этический кодекс ведения бизнеса и стимулировать его исполнение (14%); создать специальный фонд, в который бы предприниматели вкладывали средства, и эти деньги тратились бы на социальные программы (10%).

К непопулярным среди россиян можно отнести идею проведения показательных процессов против отдельных компаний и бизнесменов (6%). Не даст результата и прямо противоположный подход — освобождение бизнеса от «излишнего» внимания со стороны государства, силовых структур, различных проверяющих (6%).

Молодежь заметно чаще старших возрастных групп респондентов считает, что важно поощрять социально ответственных предпринимателей, создавая для них налоговые льготы, обеспечивая государственными заказами и т.п. На необходимости создать систему показателей для отчета предпринимателей о своей социальной деятельности и обеспечить контроль за их исполнением чаще фиксируют внимание респонденты среднего возраста – 35–44 лет. Опрошенные из наиболее обеспеченной группы – с доходами более 5001 рубля в месяц – чаще других полагают, что прежде всего само государство должно быть социально ответственным, а предпринимателям нужен этический кодекс для предпринимателей, подкрепленный стимулами для его исполнения.

Поможет ли социальная отчетность?

В настоящее время некоторые банки и компании составляют отчеты о своей социальной деятельности, где указывают, какие социальные программы они поддерживают и сколько средств на них расходуют. В ходе опроса выяснялось мнение россиян о том, для чего банки и компании пишут подобные отчеты.

Чаще всего респонденты полагают, что это делается для того, чтобы создать себе благоприятный имидж перед властными и бизнес-структурами (37%), чтобы создать себе рекламу и получить некоторые преимущества перед конкурентами (30%). Еще 18% респондентов полагают, что цель таких отчетов – информировать общество о своих социальных программах, и 12% считают, что цель – улучшить отношение работников к своей компании.

Меньшинство респондентов оценила публикацию таких отчетов как попытку утаить истинное положение дел – скрыть экономические трудности, с которыми столкнулась компания (12%), или отвлечь внимание от неблагоприятных последствий своей деятельности для здоровья людей и экологии (10%).

Стремление улучшить отношение к компании со стороны ее работников чаще других отмечают респонденты с душевыми доходами свыше 5001 рубля в месяц, а на желание компаний информировать общество о социальных программах чаще других акцентируют внимание «середнячки» — опрошенные с доходами 3001–5000 рублей в месяц.

(Сумма цифр в столбцах может превышать 100%, поскольку допускалось до 3-х ответов.)

Источник: wciom.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин