Для бухгалтеров можно использовать профессиональный стандарт «Бухгалтер», в котором подробно описаны трудовые функции бухгалтера и соответствующий этим функциям уровень (подуровень) квалификации (Приказ Минтрудсоцразвития РФ). В профстандарте установлены категории: бухгалтер, бухгалтер II категории, бухгалтер I категории.
Как составить должностную инструкцию на бухгалтера?
Должностная инструкция (далее по тексту – ДИ) определяет должностные обязанности, права и ответственность бухгалтера.
В своей деятельности бухгалтер руководствуется:
- законодательными актами, постановлениями, распоряжениями, приказами, руководящими, методическими и нормативными материалами по организации бухучета имущества, обязательств и хозяйственных операций и составлению отчетности;
- локальными нормативными актами, в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка;
- приказами (распоряжениями) генерального директора компании и главного бухгалтера;
- настоящей должностной инструкцией.
Какие разделы содержит ДИ?
ДИ, как правило, состоит из нескольких разделов.
1 раздел ДИ содержит общие положения.
В этом разделе приводятся требования к образованию и стажу бухгалтера. Например, на должность бухгалтера назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или среднее профессиональное образование (непрофильное) – программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки и опыт работы не менее одного года в области учета и контроля (при отсутствии профильного образования).
В общем разделе также прописывается набор минимальных знаний, которыми должен обладать бухгалтер.
В этом же разделе необходимо указать, кому непосредственно подчиняется бухгалтер. Это может быть как начальник отдела или бюро бухгалтерии, так и непосредственно главный бухгалтер. Все зависит от структуры бухгалтерии компании. Если компания небольшая, то бухгалтер может подчиняться напрямую директору.
В общем разделе указывается, на кого возлагаются обязанности на период временного отсутствия бухгалтера.
2 раздел ДИ посвящен должностным обязанностям бухгалтера.
Как правило, на крупных предприятиях функционал бухгалтера распределен по «участкам».
Все о дивидендах. Для бухгалтера и директора.
Например, трудовые функции бухгалтера по «первичке» согласно профстандарту сводятся к следующему:
- составление (оформление) первичных учетных документов;
- прием первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта;
- выявление случаев нарушения ответственными лицами графика документооборота и порядка представления в бухгалтерскую службу первичных учетных документов и информирование об этом руководителя бухгалтерской службы;
- проверка первичных учетных документов в отношении формы, полноты оформления, реквизитов;
- систематизация первичных учетных документов текущего отчетного периода в соответствии с учетной политикой;
- составление на основе первичных учетных документов сводных учетных документов;
- подготовка первичных учетных документов для передачи в архив;
- изготовление копий первичных учетных документов, в том числе в случае их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством РФ;
- обеспечение данными для проведения инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта в соответствии с учетной политикой экономического субъекта.
Для того чтобы выполнять обозначенные функции бухгалтер должен уметь:
- составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы;
- осуществлять комплексную проверку первичных учетных документов;
- пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой;
- обеспечивать сохранность первичных учетных документов до передачи их в архив.
Для исполнения своих должностных обязанностей бухгалтер наделяется правами.
В 3 разделе ДИ приводятся права бухгалтера.
Например, бухгалтер имеет право:
- требовать от своего непосредственного руководителя – главного бухгалтера содействия в исполнении должностных обязанностей и реализации прав;
- повышать свою квалификацию;
- запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от работников отчеты и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей;
- представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности;
- получать от работников информацию, необходимую для ведения своей деятельности.
Правам бухгалтера корреспондирует и ответственность.
В 4 разделе ДИ указывается ответственность, которую несет бухгалтер.
В разделе 5 ДИ приводится режим работы.
Можно ограничиться общей фразой. Например, режим работы бухгалтера определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в компании.
Источник: rosco.su
Должностная инструкция бухгалтера
В должностной инструкции бухгалтера содержатся основные требования к лицу, выполняющему работу по этой профессии, а также права и обязанности работника.
Зачем нужна должностная инструкция
Оговоримся сразу, что должностная инструкция не является обязательным документом, и необходимость ее составления каждый работодатель определяет сам. Трудовые обязанности работника и основные положения дисциплины труда в организации могут быть оговорены и другими локальными нормативными актами, в числе которых:
- трудовой договор;
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- положения о структурных подразделениях;
- иные инструкции и положения, непосредственно относящиеся к обязанностям, выполняемым работником.
В соответствии с требованиями ст.68 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работника с локальными актами, непосредственно оговаривающими его трудовые функции, еще до момента заключения трудового договора.
Должностная инструкция, как «сборник» прав и обязанностей работника позволяет работодателю сэкономить время на ознакомление. Работнику ДИ так же удобна тем, что права и обязанности собраны в одном месте.
Разработка ДИ
Разрабатывают должностные инструкции на работников их непосредственные руководители. По сложившейся практике инструкции должны быть максимально конкретизированы и разработаны — если организация решила оговаривать права и обязанности работника ими — на каждую имеющуюся в штатном расписании должность.
Так, в случае с бухгалтером это могут быть:
- должностная инструкция бухгалтера-кассира;
- должностная инструкция ведущего бухгалтера;
- должностная инструкция бухгалтера по материалам (по ТМЦ);
- должностная инструкция бухгалтера по реализации и так далее.
Для разработки инструкции могут быть привлечены и другие лица, как правило, в порядке согласования. Так, в разработке ДИ на бухгалтера могут принимать участие:
- специалист юридического отдела — как лицо, согласующее инструкцию на предмет соответствия законодательству;
- сотрудник отдела делопроизводства — как лицо, отвечающее за правильность оформления инструкции согласно установленным в организации правилам оформления документов, а также правила орфографии и пунктуации.
Руководитель может определить и иных лиц, ответственных за разработку инструкции, путем издания приказа о разработке должностной инструкции. В приказе также определяются и сроки разработки документа
Разделы должностной инструкции
При разработке должностной инструкции бухгалтера мы рекомендуем опираться на следующую типовую структуру:
- «Общие сведения»;
- «Функциональные (должностные) обязанности»;
- «Права»;
- «Ответственность».
Рассмотрим разделы подробнее.
Общие сведения
Этот раздел содержит основную информацию о должности, для которой разработана инструкция:
- группу персонала, к которой она относится (специалист);
- порядок приема на работу;
- требования к образованию, специализации, дополнительному обучению, стажу, если таковые предъявляются;
- место должности в структуре подразделения (непосредственная и прямая подчиненность);
- перечень документов, которыми должен руководствоваться бухгалтер в своей деятельности.
Здесь же могут быть кратко перечислены нормативные акты, на основании которых разработана сама инструкция.
Обязанности
В данном разделе перечисляются обязанности бухгалтера с учетом конкретной должности, для которой разрабатывается инструкция:
- ведение бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей, зарплаты, реализации, основных средств и так далее, отражение их перемещения;
- перечисление налогов и сборов в бюджет;
- ведение бухгалтерской документации, составление отчетности;
- оформление средств в бухучете;
- выдача заработной платы в кассе предприятия, средств подотчет;
- составление расчетных калькуляций себестоимости товаров и услуг и так далее.
Права
Исходя из круга поручаемых бухгалтеру обязанностей, определяются и его права. Так, бухгалтер имеет право:
- запрашивать у руководителей других подразделений сведения, необходимые для верного отражения движения средств в бухучете;
- вносить предложения по оптимизации документооборота;
- защищать свои интересы;
- требовать от работодателя и непосредственного руководителя обеспечения его рабочего места всем необходимым для работы (ПК, канцтовары, программное обеспечение и т.п.).
Ответственность
В данном разделе оговаривается ответственность бухгалтера за неисполнение или некачественное исполнение его должностных обязанностей. Достаточно общей фразы об ответственности без перечисления конкретных статей и видов наказания.
Утверждение и ознакомление
Чтобы должностная инструкция обрела юридическую силу, она должна быть утверждена руководителем организации. Делается это изданием соответствующего приказа (как его составить, мы рассказали тут). После подписания приказа в инструкцию вносятся его дата и номер («утверждена приказом генерального директора от _______ года №____»). Сама инструкция регистрируется в журнале регистрации ДИ, после чего с ней под подпись ознакомляются работники.
Рабочая копия или один из оригиналов инструкции выдаются работнику на руки. С момента ознакомления требования инструкции становятся для работника обязательными к исполнению.
Источник: zakonius.ru
Должностные обязанности бухгалтеров по участкам, примеры:
В крупных организациях создаются целые отделы, где рядовые бухгалтера работают по нескольким направлениям – работа с ТМЦ и ведение склада, учет затрат на производство и оценка себестоимости продукции, кассовые операции и операции по счетам в банках, учет начислений по заработной плате, работа с дебиторской задолженностью, учет налогообложения и т.д.
Главный бухгалтер отвечает в целом за бухгалтерский учет и финансовую деятельность компании, разрабатывает экономическую политику, составляет налоговые и финансовые отчеты, руководит отделами бухгалтерии. В небольших компаниях все обязанности по учету финансов может выполнять бухгалтер в единственном лице.
Главной задачей бухгалтерской службы является выстраивание стратегий безубыточной хозяйственной деятельности с учетом и контролем финансового состояния организации, с предоставлением достоверной информации руководителям и собственникам, а также, по необходимости, контрагентам, партнерам, кредитующим банковским организациям.
- учет имущества и хозяйственных операций компании (производственные затраты, результаты деятельности, расчеты с партнерами, оплата услуг, основные средства и т.п.);
- обработка первичных документов по участкам учета бухгалтерии для дальнейшей счетной обработки;
- учет себестоимости производимой продукции, предоставляемых услуг, выявление источников неэффективных затрат;
- распределение операций движения денежных средств, имущества организации, основных средств по счетам бухгалтерского учета;
- начисление и перечисление налогов и сборов в бюджеты федерального и регионального значения, регулярных платежей в банки, оплаты труда сотрудникам, других выплат, а также отчисление средств на выплату премий работникам;
- составление и предоставление отчетности по участкам бухгалтерского учета по запросу работодателя;
- разработка и внедрение действенных регламентов для эффективного документооборота (планирование движения денежных средств, порядок учета ТМЦ и т.п.);
- работа с базой данных информации бухгалтерского учета (формирование, своевременная корректировка);
- подготовка и передача отработанных документов в архив.
В зависимости от направления, в котором работает рядовой бухгалтер, меняются его функции. Должностные обязанности наиболее востребованных специалистов в сфере бухгалтерского учета предоставлены далее.
- организация и учет кассовых операций, операций по приему, выдаче и хранению денежных средств;
- ведение кассовой книги и первичной документации по кассовым операциям, подготовка документов к счётной обработке;
- участие в проведении инвентаризаций;
- обеспечение сохранности денежных средств, находящихся в кассе, ККТ и прочих материальных ценностей;
- прием и проверка первичной документации, обеспечение ее сохранности;
- работа по учету товарно-материальных ценностей компании, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, занесение информации по движениям имущества на счета бухгалтерского учета.
- начисление заработной платы на основании табелей учета рабочего времени, листков временной нетрудоспособности, других документов, касающихся выплат сотрудникам организации;
- начисление и перечисление страховых взносов в государственные
- внебюджетные социальные фонды, оплаты труда сотрудников, других выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование сотрудников организации;
- подготовка периодической отчетности по налогам и взносам с суммы выплат
- сотрудникам в установленные сроки, обеспечение хранения документов по своему участку, с последующей сдачей их в архив.
- подготовка и предоставление информации, сводных таблиц, реестров по учету заработной платы по запросу руководителей.
- прием и обработка первичных документов по учету хозяйственной деятельности организации, проверка их на правильное оформление, полноту заполнения реквизитов;
- контроль выполнения должностными лицами сроков документооборота в части предоставления бухгалтерских документов, информирование главного бухгалтера о нарушениях сроков сдачи;
- подготовка сводных данных по первичной документации для проведения инвентаризации обязательств и активов компании;
- сохранность первичных учетных документов, систематизация и хранение документов в соответствии с требованиями регламентов компании, с последующей сдачей их в архив.
- ведение бухгалтерского учета по расчетам с партнерами;
- приемка и проверка первичной документации, заполняемой при расчетах с контрагентами;
- подготовка реестров дебиторской и кредиторской задолженности, которая образуется во время расчетов с поставщиками;
- ведение и проверка расчетов, предоставление данных о них уполномоченным должностным лицам;
- инвентаризация ТМЦ, принятых от поставщиков, заполнение сопутствующей документации;
- заполнение книги покупок и продаж с предоставлением отчетности в установленные сроки.
- учет ТМЦ, оприходование материалов, расчет фактической себестоимости материалов организации в соответствии с требованиями законодательства;
- прием и обработка первичной документации в отношении данного участка бухучета, подготовка к дальнейшей счетной обработке;
- внесение данных по операциям учета материалов на счета бухгалтерского учета;
- составление сводных отчетов по фактической себестоимости материалов с учетом всех затрат;
- подготовка отчетов по своему участку, хранение первичных документов, оформление и подготовка для передачи в архив;
- анализ, составление сводных таблиц и другой информации по запросу руководителей;
- формирование, своевременная корректировка базы данных своего участка бухучета.
Источник: ohranatrud-ua.ru