Под должностной инструкцией в кадровом делопроизводстве понимается документ, который упорядочивает и регламентирует обязанности работника на конкретной должности, а также объём полномочий, которыми он наделён для выполнения трудовой функции. Она не является обязательной, однако, позволяет дополнительно урегулировать некоторые вопросы, обычно не отражающиеся в трудовом договоре. Кроме того, если договор заключается конкретным работником и действует от его приёма на работу и до увольнения, то должностная инструкция касается всех сотрудников на определённой должности.
Обязательных требований к оформлению и структуре должностной инструкции закон не содержит, однако, как правило, любая инструкция состоит из следующих разделов:
- Общие положения.
- Должностные обязанности.
- Права работника на этой должности.
- Ответственность, которую он несёт.
При необходимости могут добавляться и другие разделы: взаимосвязь по должности (кому именно сотрудник подчиняется и кем может руководить), требования по квалификации и т. д.
Продавец продовольственных товаров
Общие положения
В этом разделе должностной инструкции указывается, к какой категории относится продавец (всегда – к категории рабочих), кто именно принимает его на работу или увольняет, кому он подчиняется и кем руководит (в том случае, если он, например, является старшим продавцом и вправе давать указания нижестоящим работникам). В том случае, если инструкция не содержит особого раздела об уровне квалификации, именно здесь указывается, какие у него должны быть образование и рабочий стаж.
Кроме того, здесь же указывается перечень норм, которыми продавец должен руководствоваться в своей работе. К их числу относятся:
- Нормы гражданского законодательства (ГК РФ в части, касающейся купли-продажи товаров, Закон РФ «О защите прав потребителей» и т. д.).
- Устав предприятия.
- Правила трудового распорядка, утверждённые и введённые в действие в организации.
- Правила техники безопасности.
- Действующие распоряжения руководства и т. д.
Также в общих положениях указываются и требования к навыкам, которыми должен обладать продавец. Их точный перечень зависит от вида продаваемых товаров и особенностей организации работы, но в инструкции должно быть отражено, как минимум, следующее:
- Навыки коммуникации с коллегами и покупателями.
- Владение техническими средствами, которыми оснащено рабочее место (кассовый аппарат, сканер штрих-кодов и т. п.).
- Знание характеристик и номенклатуры продаваемой продукции.
Образец должностной инструкции продавца непродовольственных товаров можно посмотреть по ссылке.
Должностные обязанности
Обязанности продавца зависят от порядка работы магазина и могут довольно сильно различаться в зависимости от места трудовой деятельности. Однако есть общие моменты, которые в должностной инструкции будут присутствовать всегда. К их числу относятся:
- Предоставление покупателям информации о товарах.
- Содержание рабочего места в чистоте.
- Оформление документов на проданный товар. Как минимум, должен выдаваться чек, а при продаже технически сложной продукции могут оформляться техпаспорт, гарантийный талон и т. д.
- Слежение за тем, чтобы в продаже находился только качественный товар, а также информирование руководства предприятия об обнаруженном браке.
- Ведение кассовых книг и другой документации, связанной с продажей непродовольственных товаров.
- Размещение товара по видам на полках.
- Информирование руководства о необходимости ремонтировать или заменять неисправное торговое оборудование или инвентарь.
При необходимости должностная инструкция может быть дополнена и другими обязанностями, которые возлагаются на продавца.
Права продавца
Для того чтобы исполнять свои обязанности, продавец должен быть наделён и определёнными правами. Обычно в должностную инструкцию включается следующее:
- Получать информацию о тех решениях и распоряжениях руководства предприятия, которые касаются его профессиональной деятельности.
- Подавать заявления, касающиеся возможных улучшений работы.
- Запрашивать у руководства и других сотрудников фирмы информацию, необходимую для осуществления продаж товара.
- Получать документацию, инвентарь и оборудование, необходимые для осуществления трудовой деятельности.
- Отказаться от выполнения работы, если обнаружено нарушение техники безопасности, угрожающее жизни или здоровью как сотрудника, так и покупателей.
Это лишь ориентировочный перечень. При необходимости количество прав может быть расширено.
Однако указывать в инструкции те права, которые и без того закреплены трудовым законодательством, не имеет смысла: юридическая сила законодательных актов и без того выше, чем у любых локальных, принятых на предприятии.
Ответственность
Завершающим разделом инструкции является тот, в котором описывается ответственность продавца за нарушение им своих трудовых обязанностей. Здесь составители инструкции могут использовать два подхода:
- Указать, за что конкретно отвечает продавец (например, за нанесение материального ущерба предприятию, за неисполнение распоряжений и т. д.).
- Перечислить виды ответственности, к которым может привлекаться продавец (например, дисциплинарная – при нарушении должностных обязанностей, материальная – при утрате ценностей, уголовная – при совершении преступлений и т. д.).
Какой конкретно способ использовать, зависит от желания руководства предприятия. Однако необходимо указать, как минимум, что продавец отвечает за сохранность товара и потому в случае недостачи будет нести за неё материальную ответственность.
Источник: zakonguru.com
Должностная инструкция продавца продовольственных товаров 4-го разряда
Документ относится к группе «Должностная инструкция». Рекомендуем сохранить ссылку на эту страницу в своем социальном профиле или скачать файл в удобном вам формате.
Составлена в _____ экз. Утверждаю _______________________________ (инициалы, фамилия) _________________________________ _______________________________ (наименование работодателя, (руководитель или иное лицо, _________________________________ _______________________________ его организационно-правовая уполномоченное утверждать _________________________________ _______________________________ форма, адрес, телефон, адрес должностную инструкцию) _________________________________ электронной почты, ОГРН, ИНН/КПП) «__»___________ ____ г. «__»___________ ____ г. N _______ М.П.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ продавца продовольственных товаров 4-го разряда
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Продавца продовольственных товаров 4-го разряда (далее — «Продавца») в _______________.
1.2. Продавец назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя _______________.
1.3. Продавец подчиняется непосредственно _______________.
1.4. На должность Продавца назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование.
1.5. Продавец должен знать:
— порядок приема продовольственных товаров от поставщиков;
— государственные стандарты и технические условия на продаваемые товары, тару и их маркировку;
— правила установления брака продовольственных товаров;
— простейшие лабораторные методы определения качества продовольственных товаров;
— правила взятия проб и отбора образцов для определения пищевой пригодности продовольственных товаров;
— принципы оформления оконных витрин;
— порядок проведения инвентаризации, составления и оформления товарных отчетов, актов на брак, недостачу, пересортицу товаров и приемо-сдаточных актов при передаче материальных ценностей;
— прогрессивные формы и методы обслуживания покупателей.
1.6. В своей деятельности Продавец руководствуется:
— нормативными актами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;
— правилами внутреннего трудового распорядка;
— приказами и распоряжениями руководителя Организации и непосредственного руководителя;
— настоящей должностной инструкцией;
— правилами по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.
1.7. В период временного отсутствия Продавца его обязанности возлагаются на _______________.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
2.1. Продавец осуществляет следующие виды работ:
2.1.1. Обслуживание покупателей.
2.1.2. Получение товаров со склада, определение их качества по органолептическим признакам, отбор образцов для лабораторного анализа.
2.1.3. Составление заявок на ремонт торгово-технологического оборудования.
2.1.4. Составление товарных отчетов, актов на брак, недостачу, пересортицу товаров и приемо-сдаточных актов при передаче материальных ценностей.
2.1.5. Участие в проведении инвентаризации.
2.1.6. Разрешение спорных вопросов с покупателями в отсутствие представителей администрации.
2.1.7. Руководство работой продавцов более низкой квалификации.
3. ПРАВА
Продавец имеет право:
3.1. Требовать от руководства Организации оказания содействия в исполнении своих обязанностей.
3.2. Повышать свою квалификацию.
3.3. Знакомиться с проектами решений руководства Организации, касающихся его деятельности.
3.4. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.
3.5. Получать от работников Организации информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Продавец несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в соответствии с действующим трудовым законодательством.
4.2. За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, — в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.
4.3. За причинение материального ущерба — в соответствии с действующим законодательством.
5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ
5.1. Режим работы Продавца определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Организации.
5.2. В соответствии с _______________ работодатель проводит оценку эффективности деятельности Продавца. Комплекс мероприятий по оценке эффективности утвержден _______________ и включает в себя:
Должностная инструкция разработана на основании _______________________ __________________________________________________________________________. (наименование, номер и дата документа) Руководитель структурного подразделения _____________________________ _____________________ (инициалы, фамилия) (подпись) «__»___________ ____ г. Согласовано: юридическая служба _____________________________ _____________________ (инициалы, фамилия) (подпись) «__»___________ ____ г. С инструкцией ознакомлен: (или: инструкцию получил) _____________________________ _____________________ (инициалы, фамилия) (подпись) «__»___________ ____ г.
Источник: blank-obrazets.ru
ГЛАВБУХ-ИНФО
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.
1. Общие положения
1.1. Продавец-кассир относится к категории специалистов.
1.2. Продавец-кассир назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании / директора магазина.
1.3. Продавец-кассир подчиняется непосредственно директору магазина / заведующему секцией.
1.4. На время отсутствия продавца-кассира его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность родавца-кассира назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: образование — высшее или среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности не менее года, знание контрольно-кассовой машины, ПК, , в том числе уметь пользоваться компьютерными программами учета товаров, наличие медицинской книжки.
1.6. Продавец-кассир руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ, в т.ч. Законом о защите прав потребителей;
— Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.
2. Должностные обязанности продавца-кассира
Продавец-кассир выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Обслуживает клиентов на кассе и ведет кассовые документы.
2.2. Обеспечивает сохранность денежных средств.
2.3. После закрытия магазина для клиентов сверяет наличные в кассе, в случае ошибки выявляет и устраняет ее; заполняет книгу кассира-операциониста.
2.4. Контролирует запасы кассовой ленты для ККМ, приходных и расходных ордеров, шпагата, пломб и сопроводительных ведомостей для инкассации.
2.5. Следит за наличием достаточного количества товара в торговом зале и при необходимости пополняет его.
2.6. Помогает покупателям при выборе товара, дает консультации покупателям по ассортименту товаров, предлагаемых к продаже в магазине, по потребительским свойствам и особенностям товаров.
2.7. Принимает участие в стимулировании продаж определенных видов товара, в рекламных акциях магазина: обращает внимание покупателей на заданный товар путем размещения его на самых просматриваемых местах, путем дополнительных консультаций покупателей по особенностям и преимуществам данного товара и иным способом.
2.8. Следит за наличием ценников на товар, их верным размещением и правильным указанием всей информации в ценнике (наименование товара, цена, вес и т.д.). Продавец наклеивает ценники, подготовленные и переданные ему товароведом или директором: после приемки и расстановки товара; после обновления цен; в случае обнаружение несоответствия ценника требованиям правил торговли; в других случаях по указанию директора или товароведа.
2.9. Участвует в инвентаризации.
2.10. Разрешает спорные вопросы с покупателями в отсутствие представителей администрации.
2.11. Участвует в проводимых для продавцов занятиях (обучении) по повышению уровня знаний по свойствам и особенностям продукции, мерчендайзингу товаров, работе на кассе и других знаний и навыков, необходимых в работе.
2.12. Участвует в проводимых в магазине собраниях коллектива.
2.13. Информирует директора магазина обо всех внештатных ситуациях в своей работе.
Продавец обязан выполнять иные, не описанные в данной должностной инструкции, распоряжения администрации, вызванные производственной необходимостью.
3. Права продавца-кассира
Продавец-кассир имеет право:
3.1. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.
3.2. Докладывать вышестоящему руководству о всех выявленных недостатках в пределах своей компетенции.
3.3. Требовать от руководства обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
3.4. Принимать решения в пределах своей компетенции.
4. Ответственность продавца-кассира
Продавец-кассир несет материальную ответственность за сохранность вверенных ему для продажи и работы имущества и других материальных ценностей и денежных средств.
Кроме того, продавец-кассир несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.
СКАЧАТЬ | Должностная инструкция продавца-кассира | 36 Kb |
Источник: glavbuh-info.ru