Статьей 4 п. 7 ФЗ от 26 июля 2006 № 135 «О защите конкуренции» она определяется в качестве соперничества определенных субъектов хозяйствования (фирм, предприятий, компаний, организаций), в ходе которого действия каждого могут исключать или ограничивать возможность других в одностороннем порядке влиять на общие условия обращения продукции на определенных товарных рынках.
Конкуренция представляет собой борьбу производителей или поставщиков, предприятий, организаций за максимально выгодные условия выпуска и продажи продукции, оказания услуг, выполнения работ для достижения лучшего результата коммерческой деятельности.
Рыночная система в виде основного содержания конкуренции предполагает борьбу за покупателей, включая максимальное удовлетворение его потребностей. Также это может быть борьба за рыночную долю, успех которой зависит от степени качества и цен на продукцию.
47 Конституционные права и свободы человека и гражданина
При наличии свободной конкуренции рост доходов одних предприятий способен сопровождаться разорением других, концентрируется и централизуется производство и капитал, что приводит к формированию монополий и захвату ими власти на рынках. По этой причине, чтобы этого не происходило, используется антимонопольное законодательство в качестве инструмента поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
Опыт развитых рыночных государств в области создания и использования антимонопольного законодательства отражает необходимость этой формы регулирования рыночных отношений со стороны государства Европейские страны считают конкуренцию одной из основ построения свободной экономики, что получило свое развитие после того, как были ликвидированы средневековые наследственные и сословные привилегии.
Во Франции средневековую систему цехов ликвидировали в 1789 году. в Англии это произошло после отмены законов об ученичестве в 1813 году. Примерно в это же время окончательно цеха были ликвидированы в Германии. В Российской империи не существовала подобная западноевропейская система цехов, а сдерживание развития конкуренции происходило через крепостное право, отмененное в 1861 году. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года содержало наказание и заключение в тюрьму за картельные сговоры, выражающиеся «непомерным возвышением цен на жизненные припасы».
Юридическая литература относит создание первого закона, запрещающего монопольные соглашения, к Канаде (1889 г.), к США (закон Шермана).
В соответствии с американским законом Шермана, который широко известен как Хартия экономической свободы (1890 г.) формирование монополий — это преступление. Оно влекло за собой уголовное наказание в виде штрафа до 5 000 долларов (впоследствии его повысили до 50 000 долларов), тюремного заключения (до 1 года). В дальнейшем по этому образцу принимались законы в Австралии и Новой Зеландии. В европейских государствах антимонопольное законодательство сформировалось в 1930-х гг. (в Бельгии в 1935 г., в Нидерландах в 1935 г., в Дании в 1937 г.).
Важные права гражданина РФ / На что имеет право гражданин РФ?
В это время в нашем государстве существовало социалистическое общество, где действовала плановая государственная экономика. В 1990 годы становление антимонопольной политики осуществляется при наличии условий безудержной либерализации экономики страны. При использовании субъектами предпринимательства различных методов и способов конкуренции на товарных рынках органы власти в государстве должны учитывать тенденции его монополизации, включая масштаб и характер злоупотребления доминирующим положением, последствия недобросовестной конкуренции. По этой причине целью государственной политики может являться формирование и использование организационных и правовых основ защиты конкуренции.
Законы, регулирующие отношения на товарных рынках
Сегодня среди большого числа норм законодательства РФ, которые участвуют в регулировании отношений на товарных рынках, выделяются нормы общего характера, представленные нормами конституционного, гражданского, уголовного и административного права.
В группу конституционного права включены нормы:
- Конституция РФ (ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 34), где говорится о поддержке конкуренции со стороны государства и недопущении экономической деятельности, сконцентрированной на монополизации и недобросовестной конкуренции;
- ГК РФ (п. 1 ст. 10, п. 2-3 ст. 57, п. 1 ст. 1033), где устанавливается недопущение использования гражданских прав для ограничения конкуренции, включая злоупотребления доминирующим положением на рынках. Статья 57 подчеркивает, что реорганизацию отдельных видов предприятий необходимо проводить на основе согласия (включая согласие со стороны антимонопольного органа). Статья 1033 ГК РФ приводит условия договора коммерческой концессии, которые ограничивают права сторон в случае, когда они вступают в противоречие с антимонопольным законодательством;
- УК РФ, содержащий запрет на целый ряд деяний, которые могут направлять на недопущение, устранение или ограничение конкуренции через заключение соглашений или согласованные действия, которые ограничивают конкуренцию, установление монопольно высоких или низких цен; необоснованный отказ или уклонение от заключения договоров; ограничение доступа на рынок. Это работает в случае, когда деяния способны причинить крупный ущерб лицам, предприятиям или государству либо влекут извлечение дохода в крупном размере. За подобные действия кроме больших штрафов предусматривается определенный уровень уголовной ответственности;
- КоАП РФ, устанавливающий ответственность за сроки законных предписаний (решений, постановлений, представления) органа (должностных лиц), который осуществляет государственный надзор (контроль), об устранении законодательных нарушений. Статья 19.8 формирует ответственность за то, что в федеральный антимонопольный орган не было предоставлено ходатайство, уведомление (заявление), которые предусмотрены антимонопольным законодательством. Также карается и предоставление заведомо ложной информации;
- ФЗ «О защите конкуренции» в виде общих норм ограничительного характера.
В России подобный Закон становится вторым, который формирует антимонопольное законодательство. Именно он определяет организационные и основы права в сфере защиты конкуренции, включая предупреждение и пресечение монопольной деятельности (исключается недобросовестная конкуренция); недопущение, ограничение, устранение конкуренции федеральными органами исполнительной власти, власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и др. Цели Закона состоят в обеспечении единого экономического пространства, свободного перемещения продукции, свободы экономической деятельности в нашей стране, защите конкуренции, формировании условий эффективной работы товарных рынков.
Законы, регулирующие разрешенные виды деятельности на товарных рынках
Отдельно принято рассматривать законы, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении на товарных рынках разрешенной деятельности:
- ФЗ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», включающий правила общего и специального характера, которые формируют качественные параметры рекламы, включая цель не допустить монополистическую деятельность; запрет на недобросовестное и недостоверное использование рекламы;
- Законы РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», от 20 февраля 1992 года № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»;
- ФЗ от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и др.
ФАС России поставила цель изменения отечественной конкурентной среды. Пакет законодательных инициатив ФАС уделяет особое внимание естественным монополиям и торговым сетям. В соответствии с мнением руководителя ФАС, ФЗ «О естественных монополиях» совершенно архаичен, он мешает использовать закон о конкуренции по отношению к естественным монополиям. В рамках статистик, естественные монополии, такие, как ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», заняли 2 место по числу нарушений антимонопольного законодательства после органов власти. В целом на чиновников пришлось около 50 % нарушений.
Это говорит о том, что отсутствие закона об основе государственного регулирования торговлей на протяжении долгого периода негативным образом отразилось на совершенствовании конкуренции российских предприятий и организаций торговли.
Отдельно следует обратить внимание на подзаконные акты, которые принимаются на уровне Президента и Правительства РФ. Именно с их помощью происходит установление статуса федерального антимонопольного органа, включая его территориальные подразделения. В эту группу можно включить нормативные акты, в которых установлены перспективные программы (вопросы государственных заказов, прогнозные планы приватизации очередного года, полномочия антимонопольного органа и др.).
Также отдельно выделяются нормативные акты, которые издает сам федеральный антимонопольный орган. Основной пример здесь представлен приказом ФАС России «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральная антимонопольная служба», приказ «Об утверждении административного регламента ФАС службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ». В целях развития конкурентной среды ФАС в нашей стране производит разработку правил недискриминационного доступа к услуге транспортировки нефти и нефтепродуктов; аэропортов, речных и морских портов, железнодорожного транспорта; почтовой связи и др.
Система норм, которые участвуют в регулировании отношений в области ограничения монополий и пресечения недобросовестной конкуренции, концентрируется в большом числе актов различного уровня. Все они имеют разную сферу регулирования. По этой причине научная литература не случайно по отношению ко всем подобным актам применяет понятие «антимонопольное законодательство».
Источник: zaochnik-com.com
Статья 10 ГК РФ. Пределы осуществления гражданских прав
Признаётся ли сделка, имеющая цель ограничение конкуренции, ничтожной?
Согласно 166 статье ГК РФ сделка может быть ничтожна:
- сама по себе (из-за ошибки при заключении);
- по законным основаниям;
- в силу признания этого судом (оспорена).
Ст 168 ГК РФ гласит, что нарушающая закон сделка является оспоримой, если из закона не вытекает применение других последствий нарушения, несвязанных с недействительностью сделки. А значит сделку, идущую вразрез с требованиями закона, можно признать ничтожной. Пункт 1 ст.
10 ГК РФ называет недопустимым осуществление гражданских прав с намерениями причинить вред другому лицу, а также при стремлении достичь заведомо противоправной цели. Занимать доминирующее положение на рынке законно. Каждая компания стремится быть лучше своих конкурентов, и те фирмы, которым это удается, могут стать едва ли не единственными монополистами в своей отрасли.
Но законом запрещается злоупотребление таким доминирующим положением и использование своих прав в целях ограничения конкуренции. А значит статьёй 10 ГК РФ сделки, ограничивающие конкуренцию, прямо запрещены. Хотя нормами рассматриваемой статьи, как и кодексом в целом, прямо не оговорена возможность признания недействительности сделки, совершенной с целью ограничить конкуренцию на рынке, суд вправе признать такую сделку ничтожной. Ведь она нарушает запрет установленный п 1 ст 10 ГК РФ, а значит является оспоримой.
Общие сведения
Согласно ст. 10 УК, если закон смягчает санкцию, устраняет преступность содеянного, улучшает положение субъекта, совершившего посягательство, он наделяется обратной силой. Его положения распространяются на граждан, причастных к соответствующему преступлению, до введения его в действие. К ним в том числе относят лиц, которые отбывают наказание или уже отбыли его, но судимость с них не снята.
Если закон устанавливает преступность содеянного, усиливает санкцию, ухудшает положение гражданина, он не обладает обратной силой.
Как устанавливает 2 часть 10 статьи, если положениями закона наказание, которое лицо отбывает, смягчается, то оно должно быть сокращено в пределах, установленных новым правовым актом.
Вправе ли арбитражный суд без заявления стороны процесса применять положения ст. 10 ГК РФ?
Данная статья не допускает действий граждан и юрлиц, совершаемых с явными намерениями причинения кому-либо вреда, а также прочие злоупотребления правом. П 2 ст. 10 ГК РФ прямо указывает, что арбитражный суд может дать отказ лицу в защите прав, если оно осуществляло их с нарушением приведенной выше нормы. Арбитражные суды используют нормы указанной статьи, а также все остальные нормы гражданского права, вне зависимости от заявления сторон арбитражного процесса. Поэтому, принимая решения, арбитражный суд вправе применять нормы ст 10 ГК РФ, даже если они не заявлены стороной процесса.
На сколько лет депортируют иностранца, осуждённого по ч. 2 ст 18.10 КоАП РФ?
Добрый день. На сколько лет депортируют иностранца, осуждённого по ч. 2 ст 18.10 КоАП РФ?
Адвокат Антонов А.П.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».
Остались вопросы к адвокату? Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Спорный момент
В юридической литературе ведутся дискуссии о том, к какому закону следует относить акт, смягчающий и ужесточающий наказание одновременно. Речь, в частности, идет о положениях, уменьшающих минимальный размер основной или дополнительной санкции и при этом увеличивающих максимальный предел либо действующих наоборот.
На практике используется следующий подход. Если по новому правовому акту может назначаться более мягкая мера, то он обладает обратной силой в части, улучшающей положение гражданина. Те положения, которые ужесточают ответственность, применению не подлежат, а санкция гражданину вменяется по ранее действовавшему закону.
Рассмотрим пример. Допустим, прежний закон устанавливал за деяние 5-8 лет тюрьмы. В новом нормативном акте санкция была изменена на 3-10 лет. Суд, таким образом, получил абстрактную возможность лишить субъекта свободы менее чем на 5 лет, то есть смягчить санкцию, или вменить все 10 лет, т. е. ужесточить ответственность.
Однако, как устанавливается ст. 10, ухудшение положения гражданина не допускается, поскольку противоречит принципам гуманизма законодательства. Соответственно, обратная сила указанного выше нормативного акта действует только в части, смягчающей ответственность, т. е. суд вправе вменить преступнику не менее 3-х, но не более 8 лет тюрьмы.
Исключения
Правовое положение субъекта, согласно ст. 10 УК, не может ухудшиться, если после преступления, совершенного им, был введен в действие новый закон, закрепляющий ужесточение наказания. В таких ситуациях применяется прежний нормативный акт, действовавший в момент деяния. Так, не обладают обратной силой положения прежнего Кодекса о нарушении неприкосновенности личной жизни, противоправном получении кредитных средств, неправомерных действиях в случае банкротства в отношении преступлений, совершенных до 01.01.1997 г. Это связано с тем, что закон 1960 года не закреплял наказания за эти деяния.
Смягчение наказания
В 1996 г. в новом УК впервые в качестве смягчающих факторов были указаны:
- Обоснованный риск.
- Выполнение распоряжения/приказа.
- Принуждение (психическое/физическое).
Наказание может смягчаться путем снижения минимального, максимального или и того, и другого предела санкции. Более мягкими признаются законы:
- Не изменяющие пределов основной санкции, но исключающие обязательное вменение дополнительного наказания или назначение его, но в более мягкой форме.
- Изменяющие в сторону понижения пределов наказаний, предусмотренных Особенной частью.
- Предусматривающие возможность суда по своему усмотрению назначить дополнительную санкцию, в отличие от ранее действовавших норм, закреплявших обязательность ее вменения.
Порядок применения таких нормативных актов закрепляет 2 часть ст. 10 УК.
Устранение преступности содеянного
В положениях ст. 10 УК используется несколько специфических понятий. Одним из них является устранение преступности содеянного.
Закон, декриминализующий посягательство, представляет собой такой правовой акт, в соответствии с которым деяние, ранее являвшееся преступлением, перестает таким быть. Оно переносится в разряд дисциплинарных, административных, аморальных, гражданских проступков либо вообще не упоминается или поощряется правовыми нормами.
Положения закона, устраняющие преступность содеянного, могут исключить из УК статью, устанавливающую наказание за него, изменить диспозицию нормы, ввести в нее новые элементы, только при наличии которых субъект может привлекаться к ответственности.
Кроме того, декриминализация может осуществляться посредством введения в Общую часть УК новых норм. К примеру, они могут устанавливать неизвестные ранее либо расширять традиционные условия, исключающие преступность. Нормы также могут предусматривать основания для освобождения лица от ответственности, ранее не закрепленные в законе.
Дополнительно
Отдельно стоит сказать об обратной силе «промежуточных» законов. Так называют акты, действующие после смягчения прежнего закона, но до ужесточения нового.
К примеру, в момент преступления за него устанавливалась санкция до 6 лет тюрьмы, при привлечении виновного гражданина к ответственности – до 5, а в момент принятия судом решения – до 7. Основываясь на принципе гуманизма, судебная инстанция должна применить «промежуточный» нормативный акт как наиболее либеральный, улучшающий положение субъекта.
Источник: uganka.ru
Понятие и виды злоупотребления правом в сфере предпринимательства
Злоупотребление правом есть такая форма реализации права в противоречии с его назначением, посредством которой субъект причиняет вред другим участникам правоотношений.
Не вызывает сомнения тот факт, что злоупотреблять можно лишь субъективным правом, под которым следует понимать не только различные права и свободы, но и властные или должностные полномочия, недобросовестное использование которых наиболее часто встречается в практике.
Поэтому субъектами, злоупотребляющими своими правами, могут быть:
- 1) носители конституционных прав и свобод (граждане, политические партии, средства массовой информации);
- 2) предприятия, учреждения, организации (например, предприятие — монополист, злоупотребляющий доминирующим положением на рынке);
- 3) государственные органы и их должностные лица.
Исследование законодательства, регламентирующего поведение (деятельность) вышеуказанных субъектов, дает возможность классифицировать различного рода злоупотребления правом на правомерные, законодательно ограничиваемые и противоправные.
В первом случае субъект, злоупотребляя правом, не нарушает правовых предписаний и, следовательно, не посягает на чьи-либо права и законные интересы, а затрудняет их осуществление, ограничивает возможность их реализации другими субъектами права.
Правомерное злоупотребление правом причиняет вред неохраняемым законом отношениям, поэтому такие злоупотребления в зависимости от конкретных обстоятельств можно рассматривать как аморальные или нецелесообразные.
Таким образом, злоупотребление правом происходит при реализации субъектом своих прав в виде использования правовых предписаний. Поскольку субъектом соблюдаются запрещающие нормы, он не совершает правонарушений и не подлежит юридической ответственности.
Второй вид злоупотреблений правом — законодательно ограничиваемые злоупотребления. В данном случае возможность употребления прав во зло ограничивается предписаниями закона, которые не содержат санкций (следовательно, злоупотребляющий правом не может быть привлечен к юридической ответственности), а направлены на то, чтобы:
- 1. Воспрепятствовать злоупотреблению правом в какой-либо сфере общественных отношений. Например, ст. 10 ГК РФ («Пределы осуществления гражданских прав») предписывает: «Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случае несоблюдения вышеуказанных требований суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права».
- 2. Исключить дальнейшую возможность конкретного субъекта злоупотреблять своим субъективным правом.
- 3. Ограничить целенаправленное злоупотребление правом.
Злоупотребления правом второго вида признаются законодателем нежелательными, поскольку они могут причинить вред охраняемым законом отношениям. Правовыми последствиями, наступающими за совершение таких злоупотреблений, являются лишение лица конкретного субъективного права либо отказ в защите принадлежащих ему прав.
Третий вид злоупотребления правом — неправомерное злоупотребление, которое необходимо рассматривать как одну из форм противоправного и наказуемого деяния.