При передаче товара по товарной накладной стороны иногда исходят из того, что если представитель получающей стороны (покупателя) имеет печать, то доверенность не нужна.
Однако попытки взыскать оплату по такой накладной через суд могут оказаться неудачными. Суд будет выяснять, является ли работником предприятия лицо, подписавшее накладную и принявшее товар. Если да – то тогда поставщику в большинстве случаев удастся взыскать оплату по рассматриваемой накладной.
Если нет и при этом поставщик не имеет доверенности от покупателя на лицо, подписавшее товарную накладную, то тогда суд будет исходить из того, что товар поставлен ненадлежащему лицу. То, что печать при этом была подлинной, правового значения иметь не будет. А потому требование оплатить товар неправомерно.
Обосновывается это ссылками на статью 312 ГК РФ и статью 65 АПК РФ. Согласно статье 312 ГК РФ в общем случае поставщик вправе при поставке потребовать доказательств того, что исполнение принимается самим покупателем или управомоченным им лицом и несет риск последствий непредъявления такого требования. Согласно статье 65 АПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается.
Нужна ли печать для ИП в 2020 году или можно работать без печати
По смыслу статей 312 ГК РФ 65 АПК РФ при возникновении спора по вопросу надлежащего исполнения бремя доказывания возлагается в нашем случае на поставщика.
Следовательно, поставщику необходимо для перестраховки требовать доверенность на представителя покупателя, который принимает товар.
Судебная практика: Определение ВАС РФ от 2 марта 2010 года № ВАС-1633/10. Суд по указанному делу отклонил ссылку заявителя на неоднократное использование при оформлении квитанций подлинной печати общества в подтверждение наличия у инженера надлежащих полномочий.
Постановление ФАС СКО от 02.03.2012 по делу № А53-11519/2011. Суд указал, что представленная товарная накладная не подтверждает факт поставки и принятия товара истцом, поскольку лицо, получившее груз, не является работником последнего и доверенности на данное лицо истцом не выдавалось. При этом денежные суммы, перечисленные на расчетный счет, являются лишь предоплатой за поставку товара по договору.
Последние новости
- Консультации по законодательству Аргентины 08.08.2023
- Залили квартиру – с кого требовать компенсацию? 31.07.2023
- Собственникам многоквартирного дома удалось отстоять смену УК в суде 31.07.2023
- Суд признал отношения с ИП трудовыми 18.10.2021
- Суд удовлетворил требования нашего клиента о взыскании денег 06.01.2021
Источник: rusyaev.ru
Как оформлять документы, если ИП работает без печати
Печать – это популярный атрибут делового документооборота. До сих пор, несмотря на активное распространение электронных подписей, обычные печати и штампы широко используются на практике. Но если в отношении печатей юридических лиц закон устанавливает хоть какие-то нормы, то про печати ИП речь вообще нигде не идет.
Доверенность от Предпринимателя как её оформить?
Например, закон № 82-ФЗ от 06.04.2015 перевел печать ООО из обязательных атрибутов в добровольные. Если общество по-прежнему использует печать, то сведения об этом должны быть указаны в уставе. Аналогичного закона про индивидуальных предпринимателей нет, поэтому и возникает вопрос: может ли ИП работать без печати?
Функции печати
Не так давно печать была обязательным реквизитом многих документов: деклараций, отчетов, справок, первичной документации и т.д. Записи в трудовую книжку тоже вносились только с печатью работодателя. Без печати нельзя было оформить документы строгой отчетности, такие, как БСО и кассовые ордера.
Но после отмены печатей для обществ с ограниченной ответственностью требования к ее наличию на документах существенно изменились. Сначала обязанность проставлять штампы отменила Федеральная налоговая служба. Из деклараций и другой отчетности исчезло поле «Место печати».
Затем изменения были внесены в порядок ведения трудовых книжек, а сейчас они вообще переведены в электронный формат. Изменили свои требования и банки, поэтому при открытии расчетного счета оттиск на карточке клиента проставляется только при наличии печати.
В 2021 году фактически не осталось ситуаций, при которых нормативный акт обязывает ее использовать. Но печать все еще нужна при оформлении приходного кассового ордера, котировочной заявки на торгах, заключении договора двойного складского свидетельства.
Если же говорить о том, выполняет ли печать ИП свою идентификационную и защитную функцию, то ответ будет отрицательным. Причин тому несколько. Во-первых, штампы коммерческих субъектов нигде официально не регистрируют. Реестр ведется только для гербовых печатей. Во-вторых, требований к шаблону нет, поэтому на оттиске может отражаться любая информация.
В-третьих, производители печатей не обязаны запрашивать документы, подтверждающие статус индивидуального предпринимателя.
Фактически, в руках мошенников поддельная печать ИП может, наоборот, скомпрометировать предпринимателя. Такие дела приходится разбирать в судах. Например, в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.10.15 N 08АП-5755/2015 указано, что «печать не является способом идентификации физического лица, ведущего предпринимательскую деятельность».
Тем не менее, многие партнеры по сделке и сейчас настаивают на том, чтобы подписи сторон были скреплены печатями. Конечно, с этим можно спорить, однако если контрагенты не договорятся по всем существенным вопросам, то есть риск, что договор так и не будет заключен.
Как оформлять документы без печати
Итак, мы выяснили, что печать для деятельности индивидуального предпринимателя не является обязательной. Более того, она не выполняет функцию защиты или идентификации. Но если работает ИП без печати, как подписывать документы?
У предпринимателя нет директора, который выступает от имени ИП, поэтому все документы по бизнесу он заверяет просто своей личной подписью. Сверить образец подписи можно с другими документами, например, с паспортом предпринимателя.
Но если печать ИП все-таки используется, то ее оттиск проставляется на всех документах без исключения. Поэтому контрагенты и опасаются работать с предпринимателем без печати, ведь может оказаться, что на других документах она стоит. В таком случае легитимность бумаг, на которых нет оттиска, может оказаться под сомнением.
Сведения о наличии печати ООО, как мы уже говорили, должны быть занесены в устав. Поэтому партнеру компании достаточно запросить копию учредительного документа, чтобы выяснить этот вопрос. Предприниматель же может доказать отсутствие печати письмом или уведомлением в свободной форме.
Письмо адресуется на имя лица, запросившего эту информацию, и содержит одно-два предложения. Например, так: «Уведомляю, что я, ИП Иванов Иван Иванович, не использую печать в своей деятельности, так как соответствующая обязанность законом не установлена. Все документы, имеющие отношение к моей предпринимательской деятельности, заверяю личной подписью с момента регистрации.»
Источник: www.malyi-biznes.ru
Нотариат
В других случаях нотариальное заверение доверенности, выдаваемой ИП своему доверенному лицу, формально не требуется, но остается на усмотрение самого индивидуального предпринимателя. (Лучше, конечно же, все-таки подобное заверение сделать, так как, к примеру, в ФНС без соответствующим образом оформленной доверенности постороннее лицо не может сделать от имени и в интересах ИП практически ничего).
Вопросы оформления доверенности, выдаваемой индивидуальным предпринимателем
Во-первых, индивидуальный предприниматель по закону может обладать штатом сотрудников, однако, доверенность от предприятия (ИП) может быть выписана исключительно самим предпринимателем — никто другой от лица ИП действовать не может.
Простая доверенность выписывается на обычном листе А4 или же на фирменном бланке организации, если таковой есть. Она должна содержать следующую информацию:
- дату выписки;
- дату окончания действия;
- ФИО доверенного лица;
- наименование доверителя;
- перечень доверяемых полномочий;
- подпись первого лица (в случае ИП – самого индивидуального предпринимателя) с расшифровкой;
- оттиск печати (если она оформлена). ИП по закону может не иметь печати, и в этом случае доверенность, к примеру, выписанная от руки, на мятом тетрадном листке, без печати, но с подписью и со всеми включенными данными, указанными выше, юридически будет абсолютно действительной.
Не допускаются никакие ошибки, помарки, исправления, зачеркивания и кляксы. Текст должен быть читаемым, а почерк распознаваемым.
Но это обычная доверенность. В случае, если нужен нотариально заверенный документ, то он оформляется уже на бланках государственного образца, которыми располагают все нотариусы. Такие бланки выдаются им с соблюдением мер строгой отчетности, так как у каждого бланка имеется свой уникальный номер. Саму доверенность канцелярия нотариуса составит самостоятельно по имеющимся шаблонам, которые полностью соответствуют требованиям законодательства. От доверителя только потребуется сообщить, какие именно полномочия передаются.
Нотариальная доверенность содержит следующие данные и реквизиты:
- дата составления;
- дата истечения срока действия;
- полное название доверителя;
- ФИО доверенного лица;
- перечисление доверяемых полномочий;
- указание, возможно ли передоверие в рамках данной доверенности.
Следует отметить, что доверенность можно отозвать. Эта процедура также осуществляется у нотариуса, однако, она весьма трудоемка, так как потом нужно будет разослать данный отзыв во все инстанции, куда может обратиться доверенное лицо с еще не истекшей, отозванной, но при этом не отобранной у него доверенностью. Так что лучше не доверять никому ничего на долгий срок.
Передоверие в рамках первоначальной доверенности, именуемой по закону главной, возможно только в том случае, если в тексте главного документа указано данное право. При этом совершенно не важно, как именно оформлена главная доверенность – «от руки» или же нотариально!
Срок документа, оформляющего передоверие, не может превышать срока действия главной доверенности. Более того, с точки зрения логики желательно даже оставлять между ними некий временной зазор.
Когда индивидуальному предпринимателю стоит оформлять доверенность
Сам бланк нотариальной доверенности добавляет серьезности комплекту документов, который он сопровождает. Такая доверенность во многом облегчает прохождение доверенным лицом предпринимателя административных процедур (даже в том случае, когда и если нотариальное заверение и не требуется вовсе). Перечислим же случаи, когда нотариальная доверенность по закону реально востребована:
- Ситуация отпуска.
В условиях, когда хочется отдохнуть от дел и освободить от хлопот свое сознание, возникает опасность навредить бизнес-процессам, при которых требуется личная подпись или же присутствие первого лица. Поэтому заранее (перед отъездом) следует внимательно вспомнить все случаи, когда такое вмешательство требуется и записать их на бумаге. После этого следует договориться с лицом замещающим и передать ему в рамках нотариальной доверенности все эти полномочия. Тогда во время отдыха производственный процесс не «заглохнет».
- Ситуация командировки.
Доверенность, выписанная нотариусом, действующим в российской юрисдикции, действительна на всей территории РФ. Так что, если сам индивидуальный предприниматель не может покинуть город, где зарегистрировано его ИП, чтобы например, заключить договор в другом регионе, то он запросто может выписать нотариальную доверенность на своего сотрудника и отправить его в тот регион с данным заданием.
Вообще, чем серьезней оформление сопроводительных документов (а доверенность – это как раз такой документ), тем выше статус доверенного лица и уровень мероприятия, даже вне зависимости от того, какие именно полномочия в рамках выданной доверенности передаются.
В деятельности любого предпринимателя обязательно возникнет ситуация, требующая предоставления доверенности. Так что лучше будет позаботиться об этом заранее: выбрать доверенного человека и определиться со списком возможных передаваемых полномочий.
Хватит ли одной или доверенностей мало не бывает
Обычно доверенность делается, чтобы передать по ней 1-5 видов полномочий. И при этом все они имеют отношение к некой теме, которую предприниматель не может или не хочет вести сам.
Существует также понятие генеральной доверенности. По ней передаются полномочия по целому кластеру возможных действий. Но если и этого мало, то тогда с доверенным лицом (или же организацией) рекомендуется заключить целый договор, например, на представление интересов первого лица (ИП) в период его отсутствия или же по требования доверителя. В таком договоре должны быть четко указаны:
- возможный перечень доверяемых полномочий;
- инструменты контроля доверителем качества выполняемых с помощью передаваемых полномочий действий;
- штрафные санкции.
Но нужно отдавать себе отчет в том, что заранее всего не предусмотришь, в частности, невозможно точно определить, какие полномочия нужно будет передать в рамках такого договора на представительство или же в рамках генеральной доверенности. Поэтому доверенностей субъектами предпринимательства выписывается много и часто.
Что можно поручить в рамках доверенности
Полномочия практически по всем аспектам финансово-хозяйственной деятельности (в том числе, при взаимодействии с госорганами) могут быть переданы предпринимателем по доверенности третьему лицу.
Однако кое-что передать, в соответствии с законом и логикой, невозможно. Речь идет о любых действиях, связанных с уголовным расследованием – здесь уже ИП придется все делать самостоятельно.
Почему нотариальное заверение лучше?
Как уже отмечалось выше, доверенность, которую индивидуальный предприниматель выписывает на случайном клочке чистой бумаги, вписывает в нее все обязательные реквизиты и должным образом оформляет собственной подписью (и печатью, если есть), юридически является вполне состоятельным (значимым) документом.
Однако далеко не все предприниматели читали данный материал и не всегда внимательно заполняют выписываемые доверенности, в результате чего допускают ошибки: от орфографических до семантических (смысловых), делая выписанный документ ничтожным.
Обращение к нотариусу полностью устраняет данную угрозу, плюс к тому, нотариально заверенный документ добавляет солидности, поднимает уровень решаемого вопроса и статус человека, ее предоставившего. Так что обращением к нотариусу по данному вопросу рекомендуется не пренебрегать!
Источник: www.urbuh-company.ru