Управляющие организации прибегают к разделению бизнеса, чтобы оптимизировать налоги. Но уже сложилась отрицательная судебная практика по делам, связанным с дроблением бизнеса.
Расскажем, с чего всё началось, какие схемы используют управляющие организации и к чему это может привести.
Полный текст статьи
доступен только подписчикам
Подписаться бесплатно
У меня уже есть подписка
Статьи по теме
Лицензирование управляющих компаний ЖКХ. Как не потерять бизнес?
Как известно, до 1 мая 2015 года управляющие компании (УК) должны пройти лицензирование или прекратить свою деятельность. Тема очень насущная, поэтому без лишних вступлений сразу к делу.О чем в э…
2 февраля 2015
Доходы управляющей компании
Мы продолжаем цикл статей под общим названием “Отчёт управляющей компании за 2015 год”. И сегодня поговорим о том, что такое доходы управляющей компании, из чего они скалываются, где учиты…
4 ноября 2015
УК в форме некоммерческого партнёрства
В основном управляющие компании создаются в форме общества с ограниченной ответственностью. Бывают также УК в организационно-правовой форме открытых и закрытых акционерных обществ. Но ещё реже попадаю…
Источник: roskvartal.ru
Чем грозит «дробление бизнеса»: последствия и риски
Иллюстрация: Everett Collection/Shutterstock
Генеральный директор группы компаний «Системэнерго», независимый бизнес-консультант
Разрешено все, что не запрещено — такой постулат закреплен в наших головах с самого детства. Но далеко не всегда все сводится к прямым запретам. Уверен, что многие начинающие предприниматели даже не задумываются о последствиях «дробления бизнеса», так как не ассоциируют этот процесс с чем-то незаконным. Действительно, на первых порах, когда оборот и масштабы компании сравнительно малы, можно получить некую налоговую выгоду. Но когда бизнес вырастет, эти «невинные» манипуляции могут обернуться вполне реальным уголовным делом.
Я убежден, что самая главная ошибка в бизнесе — думать, что ты умнее всех и знаешь все. Такая модель поведения характерна для амбициозных новичков, уверенных в своем интеллектуальном превосходстве в том числе над представителями фискальных органов. Любопытное наблюдение: подавляющее большинство таких «знатоков» — «технари-интроверты», не получившие никакого дополнительного образования.
Если вы не из них, то этот материал с большой долей вероятности поможет вам избежать типовых ошибок. В нем будут рассмотрены тезисы «как точно делать нельзя» со ссылками на реальные постановления. И если вы нашли похожие схемы у себя в бизнесе, вам стоит задуматься.
ТОП-7 признаков взаимосвязи
1. Руководители или учредители контрагентов являются бывшими сотрудниками компании или родственниками владельца.
Это самая распространенная ошибка, особенно часто встречающаяся в сферах строительства и продаж. Для наглядности предположим, что вы — собственник некой развивающейся строительной компании. В какой-то момент вы выходите на определенный оборот и понимаете, что уже не хотите строить сами. Тогда вы предлагаете своему сотруднику или родственнику создать новую компанию на УСН и выполнять необходимые работы. Тем самым вы попадаете под критерий «взаимосвязанные лица».
Конечно, можно в суде производить реконструкцию сделки и доказывать, что если бы вы сами занимались строительством, вышло бы дороже ввиду больших административных расходов, покупки специальных механизмов и так далее. Но, поверьте, суды и налоговые органы на это смотрят под другим углом. Они считают, что вы занижаете налоговую базу по прибыли.
В результате вы получите увеличение налоговой базы на «сумму актов взаимозависимых лиц», а сверху — штраф и пени. Для полноты картины рекомендую ознакомиться, например, с Постановлением от 22 января 2018 года по делу № А05-9428/2016.
2. Наличие единого центра принятия решений.
- Сдача налоговых отчетов с одного IP-адреса, что свидетельствует о едином ведении налогового/бухгалтерского учета;
- Идентичные юридические адреса и телефоны заказчика и исполнителя;
- Хранение договоров/юридических документов/отчетов в одном помещении со своим контрагентом.
3. Наличие единого сайта, логотипа.
Если вы по какой-то причине решили разместить его на сайте своих партнеров, это может быть расценено ФНС как «дробление бизнеса». Также если вы даете права на использование своего логотипа какой-либо компании и не оформляете юридические отношения по использованию его, знайте: это лишний повод для того, чтобы придраться к вам.
4. Отсутствие у вашего подрядчика основных средств и трудовых ресурсов для выполнения работ.
Это расценивается как имитация расходов с получением налоговой выгоды. Эта ситуация характерна для случаев, когда руководители организаций «растят» смену компании, которая подбирается к верхней границе УСН. Они заключают контракты/договоры на компании без штата и оборотных средств, тем самым занижая налоговую базу по НДС.
5. Наличие задолженности внутри компании.
Это тоже может расцениваться как «дробление бизнеса». Самый вопиющий случай рассмотрен в деле от 4 июля 2018 года № А59-2443/2017. Компания на ОСН была должна подрядчикам на УСН более миллиарда рублей. И если бы она погасила долг, то подрядчики потеряли бы возможность находиться на специальном режиме налогообложения.
6. Злоупотребление возможностями по договорам цессии и переуступки прав требования, а также несение части затрат за контрагента.
Все это негативно расценивается ФНС. Это свойственно для случаев, когда затраты с НДС несет одна компания на ОСН (концентрация расходов с НДС в одной точке) и не перевыставляет их субарендаторам–взаимосвязанным лицам.
7. Единые представители в налоговых органах.
Один человек с доверенностью возит ответы на запросы из ФНС от разных контрагентов. Если вы считаете, что эта информация нигде не хранится, то вы ошибаетесь и можете жестоко за это поплатиться. Был случай в адвокатской практике, когда предъявлялись не только доверенности, но и фото с проходной, доказывающие наличие взаимосвязи между компаниями. И пусть все они находятся на ОСН, расходы взаимосвязанных лиц нельзя применять к налоговому учету.
Настоятельно рекомендую руководителям позаботиться о своем будущем и обратить внимание на ряд вопросов, указанных в конце Письма, нацеленных на выявление людей, организовавших «схему». Если вы встретите их в налоговом запросе, знайте: это тревожный звоночек, говорящий о том, что, возможно, вы находитесь под прицелом аналитического отдела, решающего, проводить ли выездную налоговую проверку или нет. Поэтому советую прописать в должностных инструкциях ответы на эти вопросы. Тогда каждый будет заниматься своим делом, в какой-то степени разгружая руководителя.
Но если случилось так, что налоговая все-таки произвела камеральную проверку и выявила нарушения, — не отчаивайтесь, а внимательно изучите механизмы оспаривания. Когда на руках есть акт камеральной проверки, необходимо решить, что с ним делать. Есть два варианта:
- Идти в арбитражный суд.
- Оспаривать решение в вышестоящем налоговом органе.
Рассмотрим второй пункт. После составления акта камеральной проверки его можно и нужно обжаловать как в Управлении ФНС России по субъектам РФ, так и в Федеральной налоговой службе (ФНС России). Таким образом, существует множество инстанций для оспаривания решения территориальной налоговой инспекции.
Источник: delovoymir.biz