В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.
2. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).
3. Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.
4. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица.
Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.
Финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом.
Хозяйственное право. Лекция 2. Виды юридических лиц и их организационно-правовые особенности.
Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ.
5. Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами.
6. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.
Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке.
7. Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.
Комментарий к статье 66
1. Хозяйственные товарищества и общества являются наиболее распространенными видами коммерческих юридических лиц.
Хозяйственные товарищества — исторически первая форма объединения лиц, а также их имущественных взносов для участия в предпринимательской деятельности. Товарищество создается и действует на основании договора. Личность участников имеет существенное значение для товарищества, так как товарищи непосредственно участвуют в деятельности организации. С развитием гражданского оборота появились хозяйственные общества, в которых требуется лишь имущественное участие (внесение вклада в уставный капитал), ответственность участников по долгам созданного ими юридического лица ограничена пределами внесенного вклада.
ГК различает две разновидности хозяйственных товариществ — полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество) и три разновидности хозяйственных обществ — общество с дополнительной ответственностью, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество. Ни в каких других формах товарищества и общества создаваться не могут.
Экономика 10 класс (Урок№11 — Формы организации бизнеса.)
Правовое положение хозяйственных товариществ определено нормами разд. 2 и 3 § 2 гл. 4 ГК. Принятия никаких специальных законов, регулирующих статус товариществ, не предусматривается. Поскольку взаимоотношения в хозяйственных обществах более сложны, нежели в хозяйственных товариществах, ГК содержит лишь общие нормы, касающиеся статуса хозяйственных обществ.
Более подробно их правовое положение определяется Законом об обществах с ограниченной ответственностью и Законом об акционерных обществах. Принятия специального закона об обществах с дополнительной ответственностью не предусмотрено, поскольку они имеют значительное сходство с обществами с ограниченной ответственностью и к ним применяются правила ГК об обществах с ограниченной ответственностью с учетом особенностей, установленных ст. 95 ГК.
2. В п. 1 комментируемой статьи дано единое определение хозяйственных обществ и товариществ. На основании данного определения можно выделить общие признаки, присущие хозяйственным товариществам и обществам. Во-первых, и товарищества, и общества являются организациями, т.е. юридическими лицами, и, соответственно, обладают всеми признаками юридического лица, предусмотренными ст.
48 ГК. Во-вторых, общей является цель создания товариществ и обществ — систематическое занятие деятельностью, направленной на извлечение прибыли. В-третьих, имущественная база хозяйственных товариществ и обществ формируется изначально за счет вкладов учредителей (участников). Эти вклады составляют уставный (складочный) капитал рассматриваемых организаций.
В-четвертых, имущество, полученное от участников, а также приобретенное в процессе деятельности товарищества или общества, принадлежит ему на праве собственности. Учредители (участники) на имущество хозяйственных обществ и товариществ права собственности не имеют. Они приобретают в отношении товарищества или общества обязательственные права.
Несмотря на отмеченное сходство, товарищества и общества имеют ряд существенных различий. Поскольку товарищество является договорным объединением, оно не может быть создано одним лицом. У хозяйственного общества может быть один учредитель (ст. 7 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, п. 6 ст. 98 ГК).
Одним из основных отличий товарищества от общества является то, что участники товарищества несут субсидиарную ответственность по его долгам. Ответственность участников хозяйственных обществ (за исключением общества с дополнительной ответственностью) по долгам созданного ими юридического лица ограничена размером вклада в уставный капитал.
Различие в характере ответственности, а также необходимость личного участия полного товарища в делах товарищества обусловливают и иные различия, касающиеся создания и деятельности хозяйственных обществ и товариществ и возможности участия в них. Так, поскольку в хозяйственных обществах основной гарантией прав кредиторов является уставный капитал, законодательство устанавливает его минимальный размер (ст.
26 Закона об акционерных обществах, ст. 14 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Минимальный размер складочного капитала хозяйственного товарищества законом не устанавливается, интересы кредиторов в данном случае гарантируются возможностью возложения на участников субсидиарной ответственности по долгам товарищества.
Кроме того, различается правовой статус участников хозяйственных обществ и товариществ. Если в хозяйственных обществах могут участвовать любые субъекты гражданского оборота, за исключением тех, кому это прямо запрещено (например, не могут по общему правилу быть участниками хозяйственных обществ государственные органы и органы местного самоуправления), то участниками хозяйственных товариществ могут быть только индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Некоммерческие организации, даже наделенные правом заниматься предпринимательской деятельностью в пределах, необходимых для достижения уставных целей, государство и муниципальные образования, а также физические лица, не имеющие статуса предпринимателя, быть участниками хозяйственных товариществ не могут. Наличие статуса предпринимателя требуется участникам товариществ, поскольку они принимают личное участие в деятельности товарищества. Лица, не имеющие статуса предпринимателя, могут быть только вкладчиками в товариществе на вере, поскольку последние участвуют в товариществе лишь своим имущественным вкладом.
Различно решается для хозяйственных обществ и товариществ вопрос о возможности участия одного лица одновременно в нескольких обществах или товариществах. Допускается участие лица только в одном товариществе в качестве полного товарища (п. 2 ст. 69, п. 3 ст. 82 ГК).
Возможность участия одного лица одновременно в нескольких хозяйственных обществах не ограничивается, равно как и возможность быть вкладчиком в нескольких товариществах на вере. Разрешено также одновременно быть участником хозяйственного общества и товарищества либо участвовать в качестве полного товарища в одном товариществе и в качестве вкладчика в другом.
Поскольку личность участника для товариществ имеет существенное значение, в товариществах более сложный, чем в обществах, порядок передачи участником своего права на участие в товариществе другим лицам. Изменение состава участников, а также выход участника по общему правилу влекут за собой ликвидацию товарищества (ст. 81 ГК). Изменение состава участников хозяйственного общества не влияет на его существование.
3. В комментируемой статье указывается на возможность ограничения или запрета отдельным категориям субъектов участвовать в хозяйственных обществах и товариществах. Так, например, согласно ст. 11 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (далее — Закон об основах госслужбы) государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц и, соответственно, быть полным товарищем в хозяйственном товариществе. Согласно ст. 8 Закона о Центральном банке Банк России не вправе участвовать в капиталах или являться членом коммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990.
Определенные ограничения установлены на участие в хозяйственных обществах и товариществах для организаций, не являющихся собственниками закрепленного за ними имущества. Согласно ст. 6 Закона об унитарных предприятиях решение об участии унитарного предприятия в коммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.
Финансируемые собственником учреждения как некоммерческие организации не могут быть полными товарищами в хозяйственных товариществах. Их участие в качестве вкладчиков товариществ на вере, а также в хозяйственных обществах возможно лишь с разрешения собственника, за исключением случаев распоряжения собственными доходами (п. 2 ст. 298 ГК). Кроме того, поскольку некоммерческие организации и унитарные предприятия наделены специальной правоспособностью, они имеют право участвовать в рамках, допустимых законодательством, в хозяйственных обществах и товариществах, только если это соответствует их уставным целям.
4. В товариществах и обществах за счет вкладов учредителей в обязательном порядке формируется уставный (складочный) капитал. В качестве вклада в уставный (складочный) капитал может выступать любое имущество, подлежащее денежной оценке.
Согласно п. 17 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 6/8 вкладом не может быть объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая программу для ЭВМ, и т.п.) или ноу-хау. Однако в качестве вклада может быть признано право пользования таким объектом, передаваемое обществу или товариществу в соответствии с лицензионным договором, который должен быть зарегистрирован в порядке, предусмотренном законодательством.
Законодательством могут устанавливаться определенные ограничения на внесение вкладов в уставный капитал в неденежной форме. Например, Закон о банках устанавливает предельные размеры неденежных вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, вносимого в оплату уставного капитала (ст. 11).
Виды имущества, которое не может быть вкладом в уставный капитал общества, могут быть определены учредительными документами (п. 2 ст. 15 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
5. По общему правилу участники сами производят оценку вклада. Однако в случаях, установленных законом, должен привлекаться независимый оценщик. Привлечение независимого оценщика предусматривается, к примеру, при внесении вкладов неденежными средствами (п. 3 ст. 34 Закона об акционерных обществах).
Также проведение оценки обязательно, когда в качестве вклада в уставный или складочный капитал передается имущество, принадлежащее полностью или частично Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям (ст. 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» ; далее — Закон об оценочной деятельности).
———————————
СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.
Участники хозяйственного общества или товарищества могут привлечь независимого оценщика и в том случае, когда проведение независимой оценки не является обязательным. Право физических и юридических лиц на проведение независимой оценки закреплено в ст. 6 названного Закона. Если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта, либо в договоре об оценке не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, устанавливается его рыночная стоимость.
6. Имущество, внесенное учредителем (участником) в уставный (складочный) капитал хозяйственного товарищества или хозяйственного общества, принадлежит соответственно товариществу или обществу на праве собственности. Исключение составляют лишь случаи, когда в учредительных документах хозяйственного товарищества (хозяйственного общества) содержатся положения, свидетельствующие о том, что в уставный (складочный) капитал учредителем (участником) передавалось не имущество в натуре, а лишь права владения и (или) пользования соответствующим имуществом.
Условия учредительного договора хозяйственного товарищества или устава хозяйственного общества, предусматривающие право учредителя (участника) изъять внесенное им в качестве вклада имущество в натуре при выходе из состава хозяйственного товарищества или хозяйственного общества, должны признаваться недействительными, за исключением случаев, когда такая возможность предусмотрена законом.
7. Единственной разновидностью юридических лиц, наделенных правом выпуска акций в соответствии с действующим законодательством, является акционерное общество. Соответственно, все остальные хозяйственные товарищества и общества, а также иные организации этого делать не вправе.
Источник: www.zonazakona.ru
Клуб студентов «Технарь». Уникальный сайт с дипломами и курсовыми для технарей.
1. Российское предпринимательское право является:
А. Базовой отраслью права
Б. Комплексной отраслью права
В. Специальной отраслью права
2. Российское предпринимательское право регулирует:
А. Общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением предпринимательской деятельности;
Б. Гражданско-правовые, налоговые, трудовые и административно-правовые отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности
В. Общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;
3. Закон, в котором дается определение предпринимательской деятельности:
А. Гражданский кодекс РФ
Б. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»
В. «О государственной регистрации юридических лиц»
4. Российское предпринимательское право включает в себя институты:
А. Конституционного и гражданского права
Б. Административного и гражданского права
В. Гражданского и финансового права
5. В российском предпринимательском праве применяются следующие методы правового регулирования:
А. Метод властных предписаний и метод рекомендаций
Б. Метод автономных решений (метод согласования)
В. Все перечисленные
6. Источником российского предпринимательского права не является:
А. Обычай делового оборота
Б. Международный договор РФ
В. Судебный прецедент
7. Обычай делового оборота применяется:
А. В целях преодоления пробела в законодательстве
Б. В случаях, когда стороны договорятся о его применении
В. В случаях, прямо указанных в законодательстве
8. Какой нормативно-правовой акт закрепляет основные принципы осуществления предпринимательской деятельности?
А. Конституция РФ
Б. Гражданский кодекс РФ
В. Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности»
9. Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:
А. Абсолютные вещные правоотношения; абсолютно-относительные вещные правоотношения; абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности
Б. Абсолютные вещные правоотношения; абсолютно-относительные вещные правоотношения; абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности; неимущественные предпринимательские правоотношения; хозяйственные обязательства.
В. Абсолютные вещные правоотношения; хозяйственные обязательства.
10. Правоотношения, которые складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. называются: А. хозяйственные обязательства
Б. абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
В. Неимущественные предпринимательские правоотношения
11. Подразделение коммерческой организации получает наибольшую самостоятельность в хозяйственном обороте, если оно образовано как: А. Представительство
Б. Филиал
В. Отделение
12. Филиалом является:
А. Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства
Б. Обособленное подразделение юридического лица, представляющее интересы юридического лица, осуществляющее их защиту, а также выполняющее иные функции некоммерческого характера
В. Юридическое лицо, имеющее в хозяйственном ведении обособленное имущество, отвечающее по своим обязательствам этим имуществом, расположенное вне места нахождения своего учредителя и являющееся его дочерней организацией
13. Товарная биржа является субъектом:
А. Специальной компетенции
Б, Ограниченной компетенции
В. Исключительной компетенции
14. В уставном капитале малого предприятия доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций не может превышать:
А. 10 %
Б. 20 %
В. 25 %
15. К организационно-правовым формам юридических лиц, согласно российского гражданского законодательства, относятся:
А. Филиал
Б. Холдинг
В. Унитарное предприятие
16. Государственное унитарное предприятие является субъектом
А. Исключительной компетенции
Б. Специальной компетенции
В. Ограниченной компетенции
17. Два индивидуальных предпринимателя вправе создать:
А. Любые виды хозяйственных товариществ и обществ
Б. Любые виды хозяйственных товариществ и обществ, а также производственный кооператив
В. Полное товарищество, любые виды хозяйственных обществ
18. Учредители юридического лица несут субсидиарную ответственность по его обязательствам:
А.В производственном кооперативе
Б. В обществе с дополнительной ответственностью
В. Во всех перечисленных формах
19. К числу хозяйственных объединений относятся:
А. Полное товарищество
Б. Простое товарищество
В. Нет правильного ответа
20. Четверо граждан вправе создать:
А. Производственный кооператив, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество
Б. Любой вид хозяйственных обществ
В. Любой вид хозяйственных товариществ
21. К числу учредительных документов общества с дополнительной ответственностью относят:
А. Устав
Б. Учредительный договор
В. Устав и учредительный договор
22. Граждане, ограниченные в дееспособности, заниматься предпринимательской деятельностью:
А. Вправе с согласия попечителя
Б. Вправе с разрешения регистрирующего органа
В. Не вправе
23. В течение какого времени регистрирующий орган обязан зарегистрировать вновь создаваемое юридическое лицо
А. 5 рабочих дней
Б. 7 рабочих дней
В. 10 дней
24. Государственной регистрации не подлежит:
А. Прекращение предпринимательской деятельности гражданина
Б. Изменение характера деятельности индивидуального предпринимателя
В. Внесение изменений в учредительные документы юридических лиц
25. При какой форме реорганизации не возникает нового юридического лица?
А. Преобразование
Б. Присоединение
В. Слияние
Скачано: 3 Коментариев: 0
Некоторые похожие работы:
Спеши, предложение ограничено !
Источник: c-stud.ru
Статья 66 ГК РФ (действующая редакция). Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах
1. Хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу.
Объем правомочий участников хозяйственного общества определяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Иной объем правомочий участников непубличного хозяйственного общества может быть предусмотрен уставом общества, а также корпоративным договором при условии внесения сведений о наличии такого договора и о предусмотренном им объеме правомочий участников общества в единый государственный реестр юридических лиц.
2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.
Хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом.
3. Хозяйственные товарищества могут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества).
4. Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.
5. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.
Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица, а также публично-правовые образования (статья 125).
6. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах.
Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере с разрешения собственника имущества учреждения, если иное не установлено законом.
Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий лиц в хозяйственных товариществах и обществах.
Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных законом.
7. Особенности правового положения кредитных организаций, страховых организаций, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий), а также права и обязанности их участников определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.
Комментарий к Ст. 66 ГК РФ
1. Как уже отмечалось, в ГК РФ предлагается исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций. При этом хозяйственные общества и товарищества среди коммерческих организаций занимают доминирующее положение.
Пять из семи видов коммерческих организаций представляют собой хозяйственные общества и товарищества, в том числе полные товарищества, товарищества на вере, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью. Безусловно, участники гражданско-правового оборота при регистрации приоритет отдают обществам с ограниченной ответственностью и акционерным обществам. По данным Федеральной налоговой службы , на 1 января 2010 г. в Едином государственном реестре юридических лиц было зарегистрировано 195892 акционерных общества, 3242594 общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью. По сравнению с данными на 1 января 2008 г. число зарегистрированных обществ с ограниченной и с дополнительной ответственностью увеличилось более чем на 20% (на 1 января 2008 г. это число составляло 2615804).
Комментируемая статья определяет основные положения о хозяйственных товариществах и обществах. Общими признаками хозяйственных товариществ и обществ являются:
— разделение уставного (складочного) капитала на доли (вклады);
— общие признаки формирования уставного (складочного) капитала;
— хозяйственные товарищества и общества являются коммерческими организациями;
— полученная прибыль распределяется между участниками юридического лица;
— участники не обладают вещными правами на внесенные вклады. Эти права носят обязательственный или, по мнению некоторых специалистов, корпоративный характер (см. комментарий к ст. 67 ГК);
— общие виды прав и обязанностей участников;
— некоторые особенности порядка управления и др.
Различия в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ заключаются в следующем:
— хозяйственные общества представляют собой объединения капиталов, и личное участие акционеров и других участников в деятельности общества не требуется, хозяйственные товарищества представляют собой объединения труда, личное участие полных товарищей в деятельности полного товарищества и товарищества на вере имеет важное значение;
— для хозяйственных обществ в отличие от товариществ устанавливается требование к минимальному размеру уставного капитала;
— участники товариществ (за исключением вкладчиков) несут субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица в отличие от хозяйственных обществ, где ограниченную ответственность несут только участники общества с дополнительной ответственностью;
— учредительным документом товарищества является учредительный договор, для общества необходим устав, правовая природа отношений в товариществе носит договорный характер, в связи с чем число участников не может быть менее двух, хозяйственное общество может быть учреждено одним лицом;
— для хозяйственных товариществ предусмотрены более жесткие ограничения по субъектному составу и др.
2. В п. п. 2, 3 перечислены исчерпывающим образом виды хозяйственных обществ и товариществ. В Концепции развития гражданского законодательства РФ отмечается нецелесообразность сохранения в гражданском законодательстве обществ с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК), поскольку их правовой статус практически полностью определяется положениями законодательства об обществах с ограниченной ответственностью. Возложение на участников такого общества дополнительной ответственности по долгам юридического лица не требует закрепления в законе особой организационно-правовой формы, а может быть санкционировано на уровне устава. Кроме того, необходимо учитывать, что такая организационно-правовая форма практически не создается.
3. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает ограничения для участников хозяйственных товариществ и обществ. Так, в качестве полных товарищей могут выступать лишь индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, и некоммерческие организации могут выступать в качестве вкладчиков в товариществе на вере и участниками хозяйственных обществ.
Государственные органы и органы местного самоуправления могут выступать в качестве участников хозяйственных обществ и вкладчиков в товариществе на вере только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством. Так, Определением ВАС РФ от 30 октября 2009 г. N ВАС-14202/09 по делу N А10-1907/08 был признан правомерным вывод судов о незаконности участия муниципального комитета в его создании и действий по внесению муниципального имущества в уставный капитал, поскольку хозяйственное общество было создано не в порядке приватизации.
О возможности участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственных обществах и товариществах говорится, в частности, в ст. 68 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , согласно которой представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться при учреждении открытых акционерных обществ, в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ, и определяется ст. 25 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации госимущества).
———————————
Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
Собрание законодательства РФ. 2002. N 4. Ст. 251.
Пункт 2 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает ограничения и для гражданских госслужащих. В случае если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Порядок передачи и особенности такого управления законодательством не определены.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
Особое внимание уделено участию учреждений в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчиков. Как отмечается в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» , финансируемые собственниками учреждения могут быть учредителями (участниками) хозяйственных обществ с разрешения собственника, в том числе с использованием для этих целей доходов учреждения от разрешенной ему деятельности (п. 4 ст. 66 и п. 2 ст. 298 ГК).
———————————
Вестник ВАС РФ. 2004. N 1.
Что касается автономных учреждений, то они также вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя либо участника только с согласия своего учредителя (п. 6 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).
Исключение из общего правила о получении разрешения собственника предусмотрено Федеральным законом от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» , которым внесены соответствующие изменения в Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» , Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и др. Так, например, высшим учебным заведениям, являющимся бюджетными образовательными учреждениями, предоставляется право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям. При этом уведомление о создании хозяйственного общества должно быть направлено высшим учебным заведением, являющимся бюджетным образовательным учреждением, в течение семи дней с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2009. N 31. Ст. 3923.
Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут выступать в качестве учредителей (участников) акционерных обществ (за исключением кредитных организаций, учредителями (участниками) которых они не могут быть) с использованием в этих целях принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления имущества только с согласия собственника имущества (ст. ст. 6 и 20 Закона об унитарных предприятиях).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут выступать покупателями имущества приватизируемых государственных и муниципальных предприятий, в том числе акций обществ, создаваемых на базе таких предприятий.
4. Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает виды имущества, которые могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал.
Вкладом в уставный капитал могут быть и имущественные права, которые в соответствии со ст. 128 ГК РФ входят в понятие имущества. В некоторых случаях оборот имущественных прав ограничен.
Например, некоторые виды прав на результаты интеллектуальной деятельности не могут быть вкладом в уставный капитал, несмотря на их связи с материальным носителем объекта, например право следования, право доступа. Так, п. 6 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не допускает внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом РФ, а также арендатор по договору аренды участка лесного фонда или по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.
Собрание законодательства РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.
5. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества подлежит независимой экспертной оценке в случаях, предусмотренных законом, в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности). Проведение такой оценки предусмотрено как при создании хозяйственного общества вновь, так и при реорганизации, в ходе приватизации.
———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.
Проведение денежной оценки предусмотрено, в частности, п. 3 ст. 34, ст. 77 Закона об акционерных обществах, ст. 12 Закона о приватизации госимущества, п. 2 ст. 15 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.
Согласно последнему, если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем 20 тыс. руб., в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик при условии, что иное не предусмотрено федеральным законом. Статья 8 Закона об оценочной деятельности требует проведения оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Федерации или муниципальным образованиям, при внесении их в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц.
Согласно п. 3 ст. 34 Закона об акционерных обществах при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик, если иное не установлено законом. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров (наблюдательным советом), не может быть выше величины оценки, которая проведена независимым оценщиком.
При этом в п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30 мая 2005 г. N 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» разъяснено, что если в соответствии с законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность величины стоимости объекта оценки, указанной независимым оценщиком (в том числе когда законом или иным нормативным актом установлено, что объект не может быть оценен ниже или выше стоимости, названной в отчете независимого оценщика), то в случае совершения сделки (издания государственным органом акта, принятия должностным лицом или органом управления юридического лица решения) по цене, не соответствующей стоимости, приведенной в отчете независимого оценщика, такие сделка и акт государственного органа должны признаваться судом недействительными, решение должностного лица — незаконным, решение органа юридического лица — не имеющим юридической силы. Если законом или иным нормативным актом установлено лишь обязательное привлечение независимого оценщика (обязательное проведение независимым оценщиком оценки объекта), непривлечение независимого оценщика само по себе не является основанием для признания судом по мотивам нарушения требований закона сделки и акта государственного органа недействительными, решения должностного лица — незаконным, решения органа юридического лица — не имеющим юридической силы.
———————————
Вестник ВАС РФ. 2005. N 7.
При создании хозяйственного общества бюджетными учреждениями в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества по лицензионному договору, утверждается решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества, принимаемым всеми учредителями (участниками) хозяйственного общества единогласно. Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли или акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества, оплачиваемых таким вкладом, составляет более чем 500 тыс. рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.
Источник: stgkrf.ru
