Следствие понимания обществом того факта, что ОПС не только включена в процесс жизнедеятельности общества, но и становиться ее определяющим фактором на основе действий механизма обратных связей системных законов, стало изменение формы мышления субъектов хозяйствования – от утилитарного (технократического) к экологизированному (гуманизированному). Бизнес уже осознается, что решение проблемы противоречий между экономикой и экологией не имеет альтернативы, кроме его приоритета в пользу последней. Бизнесу становиться все более очевидным, что (со стратегической точки зрения) его экологическая ответственность не находится в непримиримом противоречии с получением экономического выигрыша. Напротив, реален так называемый «двойной выигрыш», когда предприятие одновременно зарабатывает и экономические дивиденды, обеспечивая тем самым сбалансированное эколого-экономическое развитие на основе экологической бизнес-этики.
Экологическая бизнес-этика, по определению Н. Пахомовой, представляет собой нормативное значение в действиях людей, устанавливает обязательные с моральных позиций нормы, касающиеся отношения предпринимателей к окружающей среде, а тем самым и к самой жизни, не только нынешних, но и будущих поколений. Базовой составляющей такого перехода является сбережение и воспроизводство природных ресурсов, которые в настоящее время выделены в специфическую экономическую категорию.
Философия экологии вашего бизнеса. Каким должен быть ваш БИЗНЕС?
При адекватном экономическом учете экологического фактора обеспечение КИПР оказывается гораздо выше наращивания природоемкости экономики, что доказали показатели экономического развития передовых стран в последние два десятилетия.
2.1.2.3 Общая схема экологизации экономики, возможность ее реализации на основе КИПР.
Системными слагаемыми экологизации всего социально-экономического уклада и развития общества, основанными на принципах новой экологической бизнес-этики, являются:
— придание природным ресурсам и всем экологическим условиям, факторам и объектам статуса экономической категории;
— подчинение экономики экологическому императиву, т.е. экологическим ограничением, основанным на экосистемных законах природы;
— отказ от затратного (экстенсивного) подхода к природопользованию, что требует перестройки природно-продуктовой вертикали, перехода к ресурсосбережению, малоотходным технологиям, диверсификации хозяйственной деятельности предприятий и др.;
— переориентация структуры потребления обществом.
Уровни экологизации экономики
В настоящее время выделяют два основных уровня (масштаба) экологизации общественного производства: в масштабах экономики страны и на уровне предприятия.
На первом уровне экологизации — в масштабах экономики страны – речь идет об использовании альтернативных вариантов решения экологических проблем. Они предполагают структурную перестройку экономики страны, ее природно-продуктовой вертикали и развитие «внеприродных отраслей». Эти варианты основываются на принципах: меньше использования природных ресурсов, меньше образования отходов, больше чистой продукции. Они реализуются путем:
ИИ в бизнесе: внедрение, команда, подводные камни и этика || ИИ для бизнеса
— стабилизации и сокращения роста производства природоэксплуатирующих и ресурсопотреляющих отраслей (горнодобывающей, лесной, сельскохозяйственной, водного хозяйства);
— быстрого роста перерабатывающих отраслей.
Эти положения характеризуются с помощью экономического структурного показателя. Для уяснения его сущности вспомним, что всю экономику можно представить в виде своеобразной пирамиды, разделенной на слои в соответствии с технологическими стадиями продвижения первичного сырья и переработки его в конечные продукты, т.е. в виде природно-продуктивной вертикали, рис. 2.4.
Задача структурной перестройки экономики заключается в сужении основания пирамиды т.е. переходе из позиции А (индустриальное общество), (рис.2.4 а), в позицию Б (постиндустриальное общество), (рис. 2.4 б):
Процесс сужения основания пирамиды и расширения ее вершины представляет собой образно говоря, процесс экологизации экономики.
Рисунок 2.4 – Структурная перспектива перестройки природно-продуктовой вертикали
1 – первичная экономика (природоэксплуатирующие отрасли: горнодобывающая, сельское хозяйство, лесная, водное хозяйство);
2 – первичная переработка сырья (получение несортамента в металлургии, получение электроэнергии, первичная деревообработка, получение муки и т.д.);
3 – углубленная (вторичная) переработка первичной продукции (металлопрокат, литье, пищевые продукты, швейные товары);
4 – конечная продукция (интеллектуальный продукт, менеджмент, продукция машиностроения).
На втором уровне – уровень промышленной деятельности предприятия – экологизации производства связывается с кардинальным ресурсосберегающим преобразование его технологических процессов, способствующим превращению открытых техногенных систем в закрытые, а также использование альтернативных источников энергии.
1) разработку новых или совершенствование действующих технологических процессов, эффективного очистного оборудования, средств автоматизации, измерений и контроля;
2) экологизацию продукции, т.е. разработку таких ее видов, при использовании которых наносится минимальный ущерб окружающей среде;
3) экологизацию производства путем создания ресурсосберегающих мало- и безотходных технологий, т.е. путем развития КИПР.
Возможность совершенствования антропогенных (техногенных) ресурсных циклов, т.е. перехода от стационарного к нестационарному потреблению природных ресурсов на основе КИПР, как инструменту реализации перечисленных выше критериев концепции УР, подтверждается практикой. Опыт показывает, что подавляющее большинство производств является ресурсорасточительными. Это означает, что резервы сокращения потребления сырья весьма велики. В то же время эти резервы далеко не всегда используются до настоящего времени. Такую возможность реализует КИПР с помощью которого совершенствуются антропогенные (техногенные) ресурсные циклы.
Источник: lektsia.com
Экологическая бизнес-этика
Ø формирует пространство экологической ответственности бизнеса как за состояние природной окружающей среды и оптимальное ресурсопользование, так и за экологическую безопасность процессов производства и потребления.
Тем самым, она дополняет систему формально-правовых требований стандартов и положений законодательства.
Мотивация компаний к реализации этических установок экологической ответственности:
Ø Влияние законодательства и стандартизация экологической сферы;
Ø Влияние стейк-холдеров (банков, страховых компаний, инвесторов, покупателей т.п.);
Ø Влияние конкурентов и партнеров, в т.ч. иностранных; информационное воздействие;
Ø Усиление социальных установок и ответственности;
Ø Морально-этические установки персонального менеджмента компании;
Ø Популярность имиджа социально и экологически ответственной компании.
Условия эффективной мотивации и усиления социально-экологической ответственности:
ü Мотивация к достижению экологических приоритетов в условиях конкурентной среды должна быть не менее сильной, чем финансовые стимулы. Реальные расхождения в этой области как раз и объясняют поведение компаний, осознающих роль и значение экологических проблем, но не предпринимающих эффективных усилий по их разрешению;
ü Осознание того, что эколого-социальная ответственность — это не только имидж, но еще и вложения, которые окупятся в долгосрочной перспективе. В этом отношении стратегическим приоритетом любого эколого ориентированного компании является переход от простого финансирования экологических программ и проектов к социально-экологическому инвестированию;
Условия эффективной мотивации и усиления социально-экологической ответственности:
ü Перевод финансирования программ на конкурсную основу по соревновательному типу с учетом привлечения и тесного взаимодействия с органами власти субъекта Федерации и местного самоуправления, а также привлечением общественности и некоммерческих организаций к совместному решению экологических проблем;
ü Для общественной оценки и адекватности отражения результатов экологической деятельности представляется необходимым распространение практики публикации экологических отчетов компаний.
Реализация этических установок экологически ответственной политики требует от компании фундаментального сдвига в принятии управленческих решений путем перехода модели пассивного (реактивного) к активному экологическому менеджменту.
5. Модели экологического менеджмента
Воспользуйтесь поиском по сайту:

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с) .
Источник: studopedia.org
Что такое экологическая этика в бизнесе? +10 Важные вопросы

Andrew Blackman Last updated Apr 21, 2018
Read Time: 12 min
Завтра — День Земли, ежегодное мероприятие, на котором 1 миллиард человек в 192 странах принимают меры по защите окружающей среды, от которой мы все зависим.
Итак, какое отношение это имеет к вашему бизнесу? Имеет, как вы узнаете в этой статье. Недавние исследования показывают, что с 1988 года только 100 компаний отвечают за 71% глобальных выбросов парниковых газов, поэтому ясно, что изменение деловой практики может оказать огромное влияние на устойчивость человеческой жизни на Земле.
Но даже если вы владеете или работаете в гораздо более мелкой компании, чем те, что в этом списке, вы все равно можете сделать, чтобы оказать положительное влияние на окружающую среду. Изучая цепочку поставок, чтобы изменить потребление энергии или способы транспортировки, небольшие изменения могут сыграть большую роль.

В этой статье мы рассмотрим экологические этические вопросы в бизнесе. Мы определим экологическую этику и объясним, как ее можно применить к деловому миру, а затем рассмотрим десять важных вопросов, на которых вы можете предпринять простые действия для улучшения окружающей среды, а не только в День Земли, но круглый год.
1. Что такое экологическая этика?
Во-первых, давайте определим термин «экологическая этика». Хотя этот термин может иметь разные значения, хорошее объяснение приводится в этой статье Laszlo Zsolnai в Университете Будапешта.
Основополагающий принцип экологической этики заключается в том, что природа имеет внутреннюю ценность. Это означает, что природа и ее части — это не просто средство для достижения своих целей, а цели и для себя.
Это звучит достаточно просто, но на самом деле это довольно радикальное изменение веков антропоцентрической мысли. На протяжении веков было легко поверить, что природа существовала для людей, для ее эксплуатации. Чем больше деревьев мы могли бы срубить и превратить в великолепные здания, тем лучше наше качество жизни. Чем больше угля мы могли бы добывать для горючего, тем больше энергии у нас было для энергетических фабрик и производства более продуктивных продуктов. И что еще хорошо, что не имеет значения, сколько мы использовали, всегда было доступно много.
Но в последние десятилетия стало ясно, что это уже не так. По мере роста нашей экономики наше влияние на окружающую среду выросло до такой степени, что мы истощаем имеющиеся ресурсы, вызывая исчезновение тысячи видов животных и изменяя климат нашей планеты.
Однако многие компании продолжали работать по традиционному пути. Экологическая этика направлена на то, чтобы поставить под сомнение основное предположение о том, что природа существует для нашей выгоды. Если природа имеет внутреннюю ценность, как это должно изменить способ использования вашей компанией энергии или упаковки ее продуктов или лечения животных? Могут быть большие последствия для бизнеса. Мы рассмотрим все это в остальной части этой статьи.
2. Каким образом экологическая этика относится к бизнесу
Почему вы должны учитывать экологическую этику в своем бизнесе? Даже если вы согласны с тем, что защита окружающей среды имеет важное значение, разве это не государственные установления? Разве бизнес не должен действовать только по мотивам увеличения прибыли? И не будет ли эта неприятная экологическая этика в конечном итоге приносить убыток?
Барьеры для рассмотрения экологической этики
Для многих малых предприятий стоимость является проблемой. Одно исследование показало, что 78% малых предприятий не имеют системы управления окружающей средой. Несмотря на это, большинство владельцев бизнеса действительно хотели уменьшить свое воздействие на окружающую среду, но были сдержаны «ограниченными ресурсами», а также другими факторами, такими как отсутствие поддержки или руководства.
Еще одним барьером является конкурентное давление. Если ваши конкуренты импортируют недорогие товары без учета экологической устойчивости, разве вы не будете в невыгодном положении, если будете настаивать на самых высоких этических стандартах?
Это действительные проблемы. Даже если бизнес не все о прибыли, ему нужно получить прибыль, чтобы выжить. И хотя некоторые экологические политики также могут оказать положительное влияние на нижнюю границу, другие могут добавить к стоимости. Важно обратить внимание на общее влияние вашего бизнеса, в том числе на положительные эффекты, на которые мы сейчас посмотрим.
Преимущества рассмотрения экологической этики
Есть много побочных преимуществ для бизнеса, который означает нечто иное, чем прибыль.
Вы можете наслаждаться положительным имиджем бренда, чтобы клиенты покупали ваши товары, даже если они немного дороже конкурирующих. Например, британская компания Brothers We Stand продает мужскую одежду, которая поставляется с полной разбивкой социальных и экологических последствий ее производства. Вы можете легко найти более дешевые рубашки из розничных сетей с более слабыми стандартами, но многие клиенты готовы платить больше за спокойствие, которое происходит от покупки чего-то в гармонии с их собственными ценностями.
Вы также можете привлечь лучших сотрудников, если вы обращаетесь к своим ценностям и позиционируете себя как отличное место для работы как по этическим, так и по финансовым причинам. Опросы показали, что тысячи, в частности, более мотивированы ценностями, чем деньгами. Рассмотрим эту статью 2015 года, в которой кратко излагаются последние исследования:
Более 50% тысяч говорят, что они будут платить зарплату, чтобы найти работу, соответствующую их значениям, а 90% хотят чтобы их навыки были хорошо использованы.
Проще говоря, для бизнес-ценностей существует четкая бизнес-значение. Об этом можно узнать в следующих уроках:
Источник: business.tutsplus.com
