Экономическая культура предпринимателей как фактор становления рыночного хозяйства

Переход от управленческой к предпринимательской экономике, осуществившийся за последние десятилетия в развитых странах мира, потребовал анализа предпринимательства как социокультурного феномена. Выделилась специальная область психологии бизнеса – психология предпринимательства. Эта область получила широкое распространение за рубежом и позволила создать «портрет» типичного предпринимателя, выявить условия осуществления предпринимательской карьеры и разработать методы оценки предпринимательских качеств личности. При этом анализировались условия максимального раскрытия творческих способностей человека, способы достижения успеха в сфере проявления деловой активности.

Центральными в исследованиях оказывались не чисто экономические, а личностные проблемы, исследовалась именно психология предпринимателя, его система ценностей, способность к саморегуляции и самоконтролю, а от изучения психологии управления ученые перешли к анализу особенностей поведения человека в трудовой деятельности [14, с. 3].

Предпринимательство. Урок 3. История становления и культура предпринимательства. Часть 1

Переход к рыночной экономике в России вызвал на первых порах настороженное, подчас откровенно негативное отношение к предпринимательской деятельности и личности так называемых «новых русских», носителей идеологии рынка. Первая причина такого отношения – деформация гуманистических позиций: подавление, нивелирование индивидуальности в период тоталитаризма стало в современных условиях своеобразным тормозом в развитии понимания, что на смену проблемы приспособления человека к определенной социальной организации пришла проблема воплощения, самореализации личности в хозяйственной системе.

Другая причина настороженного отношения к предпринимательству – трактовка его сущности в общественно-политической литературе. На протяжении многих десятилетий это понятие или вообще отсутствовало в толковых и специальных словарях, или имело негативную трактовку как явления, свойственного только капиталистическому миру, связанного с ловкачеством и обманом.

А вот как трактуется это понятие в словаре исконного русского языка В.И. Даля: «Предпринимать – затевать, решаться исполнить какое-либо дело, приступать к совершению чего-либо значительного». Сегодня мы возвращаемся к этой позитивной характеристике. Президент Волжской академии бизнеса и менеджмента Р.Г. Маннапов характеризует предпринимательскую деятельность так: «Предпринимательство – это энергия, которая идет изнутри, вырывается у деловых людей для достижения коммерческих результатов… Предприниматели – это люди в деловом мире, умеющие увидеть перспективные возможности, способные получить необходимый капитал, готовые идти на риск, принимая на себя ответственность как за успех, так и за провал…» [15, с. 3–5].

Ограничение сферой коммерческой деятельности характерно для оценки феномена предпринимательства в экономической литературе, поскольку здесь его оценивают как вид экономической деятельности. С позиций культурологии представляется целесообразным более широкий подход к явлению: рассмотрение предпринимательства и как вида деятельности, и как стиля жизни, и как уровня трудовой активности.

Рыночная экономика. Видеоурок по обществознанию 8 класс

Интересна в этой связи трактовка типологии форм деловой активности, предложенная И.Э. Мусаэляном и Ю.О. Сливицким. Начиная с минимального уровня, они выделяют трудовое функционирование, профессионализм и предпринимательство.

Трудовое функционирование – это достаточно активная деятельность на определенном трудовом посту при ведущем мотиве ответственности перед другими. Процесс труда в этом случае выступает как обязанность, необходимость. Трудовое функционирование может характеризовать этап начального освоения профессии, адаптации в профессиональной деятельности.

Профессионализм – это уровень, когда профессия становится формой собственной жизни. Человек на этом уровне – подлинный субъект труда, его активность воплощена в профессиональной сфере, в отрыве от которой он «чахнет», «гаснет». Профессионализм – это форма самоопределения индивида через трудовую деятельность, когда он освобождается от чувства несвободы в труде.

Предпринимательство – это прежде всего новаторство. Предприниматель – творец собственного дела. Подобно изобретателю, он действует в условиях высокой неопределенности. Перед изобретателем, ученым стоит задача поиска нового принципа, идеи, конструкции; предприниматель часто эту идею уже имеет, его задача – ее творческое воплощение.

Такое определение тем более обоснованно, поскольку ведущей в содержании деятельности предпринимателя является работа с людьми: он должен доказать им жизненность своего замысла, свою финансовую состоятельность; выбрать инвесторов, партнеров, подходящих по складу характера и манере вести дела; сформировать команду компетентных специалистов; контролировать и корректировать деятельность всей команды [14, с. 5–7].

Зарубежный опыт исследования психологии предпринимательства достаточно продуктивен, но прямое перенесение его в нашу действительность невозможно, так как отечественный предприниматель формируется в условиях другой экономики (переходного периода), другой социальной среды (подчас враждебно настроенной к его деятельности), иной историко-культурной ситуации, для которой характерно влияние исторической инерции [16, с. 38].

Историческая инерция проявляется в том, что изменения, связанные с реформами, осуществляются в ситуации, когда общество морально и психологически к ним слабо подготовлено. Новый стиль жизни начал формироваться раньше и интенсивнее, чем содержательные стороны общественного бытия.

Инерция проявляется в росте утилитаризма в массовом сознании, т. е. в такой системе ценностей, когда окружающий мир, природа, люди воспринимаются только как средство достижения цели. Утилитаризм обнаруживается в стремлении к достижению обеспеченного положения, обладанию престижными вещами как самоцели. Цивилизованный рынок как культурологическое явление не отвергает утилитаризм, но предполагает так называемый «продвинутый утилитаризм», когда потребности в благах сочетаются с потребностями в адекватных видах деятельности, а стремление заработать – со стремлением много для этого работать [16, с. 40–41].

Проявление негативных явлений в предпринимательской деятельности нередко связывают с тем, что на пути к цивилизованному рынку мы проходим тернистый путь, на котором больше рытвин и ухабов, чем позитивного движения вперед. Деятели науки и культуры все чаще и настойчивее напоминают о традициях предпринимательства дореволюционной России, предлагая обратиться к опыту Третьяковых, Морозовых, Мамонтовых, для которых служение России, ее прогрессу было главным мотивом деятельности, и «продолжать их дело».

Подаренное П.М. Третьяковым собрание картин, положивших начало Третьяковской галерее; поддержка С.Т. Морозовым деятельности Художественного театра; создание С.И. Мамонтовым частной русской оперы – все это славные страницы деятельности российских меценатов, вложивших свой труд и средства в развитие культуры России.

Во все времена богатые и преуспевающие жертвовали средства на помощь неимущим как выполнение патерналистских обязательств или признание заслуг в служении религии. В России, где благотворительность и меценатство были особенно развиты, концепция «социального служения» предпринимательства приобрела особое значение. Российские предприниматели и купцы долго не могли завоевать признания и добиться соответствующего их финансовым возможностям влияния из-за непрестижности коммерческой деятельности.

П.М. Третьяков писал, что стремился «наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также к обществу (народу) в каких-то полезных учреждениях» [17, с. 252]. В известной мере подобная позиция российских предпринимателей определялась этическими традициями, ценностными отношениями, сложившимися в их среде. Многие ведущие предпринимательские династии, известные не только своей экономической деятельностью, но и вкладом в российскую науку и культуру, принадлежали к старообрядцам, для которых были характерны традиционно высокое трудолюбие, общинная взаимовыручка и поддержка, чувство ответственности за судьбы своего народа.

Вместе с тем в мировой литературе, в мемуарах российских предпринимателей, например П.П. Рябушинского, обращается внимание на поколенческую драму буржуа. Вспомним произведения Т. Драйзера, Т. Манна, М. Горького. Первое поколение – сильные характеры, дерзкие, предприимчивые, готовые идти на риск.

По происхождению они чаще всего из народных глубин: крестьянства, купечества, мещанства. Второе поколение – своеобразный симбиоз предпринимателя и чиновника, без былой удали старшего поколения. Третье поколение или уходит из своего сословия, или вырождается, превращаясь в безвольную, безответственную богему, поскольку получает в наследство все в готовом виде.

Эволюция предпринимательства в современной России совсем иная, в чем-то даже противоположная. Первое поколение нередко называют номенклатурными капиталистами. Свое богатство они получили в наследство вместе с властью: это бывшие партийные и комсомольские функционеры, которым не понадобилось тратить силы и рисковать, чтобы нажить первоначальный капитал. Это тоже своего рода «богема», не столько накапливающая капитал, сколько проматывающая доставшееся ей наследство советского хозяйства.

Именно это поколение вызвало наиболее негативное, настороженное восприятие в массовом сознании. Но появилось второе поколение. Оно формировалось из среды научной интеллигенции, молодых, талантливых, предприимчивых людей, технически грамотных, способных осваивать новые, в том числе информационные, технологии, находить адекватное применение своим творческим способностям и вести за собой благодаря знаниям в области экономики, техники, информатики. У этого поколения предпринимателей другие ценности и ориентиры.

Для первого поколения «новых русских», которым важно было «отмыть» деньги, добытые отнюдь не упорным трудом, характерна импонирующая определенной части населения широта натуры. Они занимаются демонстративной благотворительностью, создают всевозможные фонды, центры, университеты. Но эта «широта натуры» – не альтруизм и не меценатство российских промышленников, которые руководствовались прогрессивными идеями служения отечеству. Для таких «благотворителей» главная идея – реабилитация сомнительным путем полученного богатства и снижение налогообложения.

Читайте также:  Как сменить ИП на валдберис

Для второго поколения главное – реализация предпринимательской идеи, установление для этого продуктивных контактов. Именно в этой среде проявляется продвинутый утилитаризм, когда стремление реализовать инновационный проект, дающий прибыль, сочетается с убежденностью в необходимости активно действовать, проявлять работоспособность, высокую культуру, энергию и изобретательность.

Во втором поколении предпринимателей есть, правда, категория людей, о которых можно сказать, что они включились в предпринимательскую деятельность не по убеждению, а поневоле. Бизнес для них – не смысл жизни, а выход из сложной социально-экономической ситуации. Они осваивают рыночное поведение вынужденно, под влиянием обстоятельств. При изменении социально-экономической ситуации одни могут вернуться к своей прежней профессиональной деятельности, а другие – стать предпринимателями по убеждению.

Третье, ожидаемое, поколение – это слой будущих предпринимателей, которые уже осознали ценность образования, глубоких знаний, с интересом и готовностью осваивают информационную культуру. Этому поколению особенно важно привить вкус к творческому поиску, чувство собственного достоинства и преданности делу, понимание социальной ответственности предпринимателя. Существует, правда, точка зрения, что социальная ответственность бизнеса сама по себе, изолированно от нравственной культуры общества не существует: не может быть ответственного и нравственного бизнеса там, где понятия долга и ответственности девальвированы, снижена значимость альтруистических ценностей, социальное служение не воспринимается как престижная и сфера деятельности [18, с. 338].

Тем более ответственной становится подготовка к предпринимательской деятельности будущих поколений россиян. Им необходимы знания по правовым, нравственным, экономическим основам предпринимательской деятельности. Для них предпринимательство должно стать стилем жизни, в какой бы сфере они ни проявляли поисковую активность и творчество.

Но все ли могут быть предпринимателями? И всех ли надо готовить к этому виду деятельности? Подготовка к предпринимательству как стилю жизни рассчитана не на избранных, она предполагает прежде всего развитие приоритетных в современных условиях личностных качеств: деловитости, творческой активности, готовности к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора, гибкости и мобильности, целеустремленности и настойчивости в достижении цели, ответственности за нравственно ценный выбор средств достижения цели. Эти качества необходимы всем для успешной социальной и профессиональной самореализации и чувства комфортности в сложных условиях переходного периода, в условиях рыночной экономики.

Не менее значимо внимательное изучение индивидуальных особенностей взрослых граждан, обратившихся в службу занятости или центр психологической поддержки в связи с изменившейся ситуацией на рынке рабочей силы. Среди вариантов переквалификации все чаще привлекают курсы по подготовке к малому бизнесу, к индивидуальной предпринимательской деятельности. Очевидно, в содержании переподготовки наряду с практической подготовкой должна осуществляться и нравственно-психологическая ориентация. Только тогда можно будет рассчитывать на постепенное формирование культуры предпринимательской деятельности, предполагающей социальную ответственность за судьбу России, за социальный и экономический прогресс.

С позиций культуры нельзя согласиться с утверждением Э. Шострома, автора книги «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор», что экономика и нравственность несовместимы [19]. Полемизируя с подобной позицией, Б. и X. Швальбе приводят слова, особенно актуально звучащие сегодня: «Поле напряжения, возникающее между рентабельностью и гуманностью, может сохранить свою силу лишь в том случае, если мы перестанем однобоко предъявлять повышенные требования к экономике и рентабельности, а обратимся к собственной ответственности за гуманность наших поступков – каждый на своем месте» [20, с. 34].

Цитируемая и рекомендуемая литература

1. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

2. Новикова Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция? М., 1976.

3. Библер B.C. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989. № 6.

4. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Мысль, 1974.

5. Маркарян Э.А. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.

6. Зеленое Л.А. Система культуры личности // Культура личности и ее значение для НТП. Н. Новгород, 1985.

7. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М.: ЭКОМ, 1992.

8. Слово писателя. М.: Мысль, 1987.

9. О духовно-культурных основах модернизации России // Политические исследования. 2003. № 2.

10. Коган Л.И. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988.

11. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: Магистр, 1998.

12. Грейсон Дж., О’Дейл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика. 1991.

13. Соколова Г.Н. Труд и профессиональная культура. Минск: Изд-во БГУ, 1980.

14. Мусаэлян И.Э., Сливицкий Ю.О. Психология предпринимательства – новая область отечественной психологической науки // Вестник МГУ. Сер. «Психология». 1995. № 1.

15. Маннапов Р.Г. Малый бизнес. Ключи к успеху. Тольятти, 1992.

16. Пригожий А.И. Деловая культура: сравнительный анализ // Социологические исследования. 1995. № 9.

17. Боткин А. Павел Максимович Третьяков в жизни и в искусстве. М. 1991.

18. Ахиезер А.С., Пригожий А.И. Культура и реформа // Вопросы философии. 1994. № 7–8.

19. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск: Изд-во БГУ, 1992.

20. Швальбе Б., Швальбе X. Личность. Карьера. Успех. М.: Прогресс-Интер, 1993.

План семинарского занятия

1. Практический смысл деятельности ого подхода к анализу содержания культуры.

2. Социальные противоречия, сдерживающие утверждение и развитие культуры предпринимательской деятельности.

3. Специфика предпринимательства как вида деятельности, трудовой активности и стиля жизни.

4. Культура труда как основа профессиональной культуры личности.

Темы рефератов

2. Судьбы культуры в условиях социально-экономических преобразований.

3. Этические основы российского предпринимательства второй половины XX века.

4. Трудовая этика как проявление культуры профессиональной деятельности.

5. Переоценка ценностей и профессиональная этика в переходный период.

6. Социокультурные традиции и социальная ответственность бизнеса.

7. Анализ формирования и проявления профессиональной культуры в избранной вами профессии.

8. Взаимосвязь культуры труда с другими проявлениями культуры личности.

9. Культура деятельности как предпосылка профессионального мастерства.

10. Уровневый подход к формированию культуры предпринимательской деятельности.

11. Особенности профессиональной этики в избранной вами сфере трудовой деятельности.

12. Объективные и субъективные факторы становления культуры преобразовательной деятельности.

13. Сущность коллективизма и индивидуализма с позиций культуры преобразовательной деятельности.

Глава 13

Культура общения

Источник: cyberpedia.su

Конспект урока по экономике «Основы предпринимательства»
план-конспект урока на тему

Урок по экономике в системе НПО по теме «Основы предпринимательства». Раскрываются понятие и функции предпринимательства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предмет: « Экономические и правовые основы профессиональной деятельности»

Тема урока «Основы предпринимательства»

Цель урока – дать понятие предпринимательства и выяснить его основные функции. Ознакомиться с задачами государства и Астраханской области по формированию социально-ориентированной рыночной экономики.

— способствовать развитию у учащихся аналитического и логического мышления;

— формирование адекватного отношения учащихся к предпринимательству, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Тип урока — урок усвоения знаний на основе имеющихся

Вид урока – беседа.

1.1. Проверка наличия учащихся на уроке

1.2. Объявление темы и целей урока

Понятие и функции предпринимательства

1. Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещенную законом. Предпринимательство развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений. Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII в.

Постепенно и в науке стала «отпочковываться» особая область познания — теория предпринимательства*. Выработанная учеными периодизация этой теории отражает динамику реального предпринимательства.

* См. об этом: Шумпетер И. Теория экономического развития (исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита и цикла конъюнктуры). М., 1982; Гинс Г.К. Предприниматель. М., 1992; Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993; Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.

М., 1994; Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994; Экономика и организация рыночного хозяйства. Учебное пособие. М., 1995; Агапцов С.А. Предпринимательский потенциал промышленности.

Волгоград, 1997.

Начальный этап охватывает XVIII — конец XIX в. Он отмечен отсутствием целостной самостоятельной системы взглядов на предпринимательство. Р. Кантильон был первым, кто обратил внимание на новое явление и ввел в оборот само понятие «предприниматель», т. е. человек, который способен выполнять функцию, отличную от собственника. Позднее в работах А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса предприниматель определяется как функционирующий в процессе воспроизводства капиталист. Его роль заключается в присвоении прибыли, созданной рабочей силой.

Читайте также:  Могут ли арестовать счет самозанятого

Первым российским автором, исследовавшим предпринимательство, можно считать И.Т. Посошкова, издавшего в 1724 г. свой знаменитый предназначавшийся императору труд — «Книгу о скудости и богатстве» (переиздана в Москве в 1937 г.). В этой работе И.Т. Посошков рассматривает предпринимательство в качестве решающего условия социально-экономического развития России, повышения благосостояния государства и его граждан, как главный элемент гражданского возрождения России и источник сильной государственной власти. Рост реального российского предпринимательства в те годы проходил под определяющим влиянием трех факторов: введения в 1653 г. первого Торгового устава, преобразований во время царствования Петра I, отмены крепостного права в 1861 г.

После отмены крепостного права особенно заметное позитивное влияние на предпринимательство оказали две правовые акции. Во-первых, меры по дальнейшему преодолению неравенства сословий в правах на занятие предпринимательской деятельностью. Согласно Положению от 8 января 1863 г. «О пошлинах на право торговли и других промыслов» остались только две купеческие гильдии. Классификация промышленных предприятий стала проводиться по экономическим признакам: техническому оборудованию и числу рабочих*.

* См.: Рындзюнскгш. П.Г. Утверждение капитализма в России. М., 1978. С. 232 и далее.

Во-вторых, меры по инициированию процесса становления и развития банковской системы. Данный процесс сопровождался строгим правительственным контролем над банковским делом. Это нашло выражение, прежде всего, в том, что правительством утверждались уставы банков, где определялись виды деятельности, которой мог заниматься банк, порядок ведения учета и отчетности.

Характерно, что банки функционировали на основе принципа гласности. В частности, они были обязаны периодически публиковать информацию о состоянии своих счетов и об итогах работы за год. В середине 80-х гг. были определены процедуры закрытия банков в случае потери ими всех или части своих капиталов.

Второй этап — от начала до середины XX в. — характеризуется появлением целостных концепций предпринимательства. Первым сделал попытку определения предпринимательства как основного фактора экономического развития, основанного на нововведениях, И. Шумпетер, рассматривавший предпринимательство в качестве инновационной деятельности.

Право собственности на имущество не является для него признаком предпринимателя. И. Шумпетер подчеркивал, что массовое появление предпринимателей служит единственной причиной подъема экономики. Подобной точки зрения придерживались и некоторые другие авторы. В частности, И. Тюнен определяет предпринимателя как претендента на рискованный и непредсказуемый доход. Ф. Найт, развивая концепцию И. Тюнена, определил предпринимательскую прибыль как доход за несение бремени неопределенности.

В нашей стране после Октябрьской революции 1917 г. проблемы предпринимательства находят свое отражение в работах В.И. Ленина, И.В. Сталина, Н. И. Бухарина, где оно рассматривалось как угроза социалистическому строю. Одновременно допускалось развитие социалистической предприимчивости и социалистического соревнования как факторов успешного хозяйствования.

Третий этап начинается с 60-х гг. XX в. и продолжается по настоящее время. Он характеризуется всесторонней разработкой концепции предпринимательства как основного фактора рыночных процессов. В исследованиях Л. Мизеса, Ф. Хайека, И. Кирцнера и других предпринимательство объясняется как реакция предпринимателя на потенциальные источники выгоды. Сущность предпринимательства рассматривается с разных позиций — экономической, социальной, управленческой, личностной.

2. В экономической литературе выделяются три основные функции предпринимательства.

Первая функция — ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы экономические ресурсы — факторы производства. К ним относятся, как отмечалось, прежде всего естественные ресурсы — земля, полезные ископаемые, леса и воды.

Важными являются инвестиционные ресурсы — машины, оборудование, инструменты, транспорт, другие средства, используемые для производства товаров и услуг и доставки их потребителю, а также собственно финансовые ресурсы. Третий вид ресурсов — это человеческие трудовые ресурсы. Они определяются качественным и количественным составом рабочей силы, ее квалификацией, специализацией, уровнем занятости и т.п.

За последнее время в теории и на практике все чаще акцент делается на значимости еще одного ресурса — предпринимательской способности. Предприниматель, берущий на себя инициативу новаторского, нетрадиционного соединения факторов производства — земли, капитала, труда, — способствует росту производства товаров и услуг, повышению эффективности экономики.

Добивается он этого, осуществляя вторую функцию предпринимательства — организаторскую. Предприниматель использует свои способности, чтобы обеспечить такое соединение и комбинирование факторов производства, которое наилучшим образом приведет к достижению цели, получению высокого дохода.

Третья функция предпринимательства — творческая, связанная с новаторством. Ее значение особенно возрастает в условиях современного научно-технического прогресса. В связи с усилением функции, связанной с инновациями, создается новый экономический климат для предпринимательства.

Растет рынок научно-технических разработок, или венчурного предпринимательства, занятого внедрением новинок техники и технологий. Развивается информационная инфраструктура предпринимательства, расширяется доступ к полезной информации, укрепляются патентно-лицензионные службы, сеть банковских информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительной техники. В развитых странах делается ставка на информационный бизнес (Япония), на новые технологии (Германия, Франция), на наращивание интеллектуального потенциала (США).

2. Предпринимательская деятельность в Астраханской области. (самостоятельно – интернет)

3. Задачи государства и Астраханской области по формированию социально-ориентированной рыночной экономики. (самостоятельно – интернет)

Источник: nsportal.ru

Сущность и значение культуры предпринимательства

Существуют различные трактовки понятия «культура предпринимательства». Так, Р. Роюттингер считает, что культура предпринимательства — это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях. Представления о ценностях позволяют ответить на вопрос, что является важным для предприятия, а убеждения позволяют понять, как должно функционировать предприятие и как им следует управлять.

1.Сущность и значение культуры предпринимательства…………………………..2
1.1 Деловая и профессиональная этика………………………………………….4
1.2Деловые отношения — важнейшая часть культуры предпринимательства.6
2.Сущность предпринимательской тайны………………………………………9
2.1 Формирование сведений, составляющих предпринимательскую тайну. 11
2.2 Основные элементы механизма защиты предпринимательской тайны….13
3. Практическое задание………………………………………………………. 15
Список использованной литературы………………………………

1.Сущность и значение культуры предпринимательства…………………………. .2

1.1 Деловая и профессиональная этика………………………………………….4

1.2Деловые отношения — важнейшая часть культуры предпринимательства.6

2.Сущность предпринимательской тайны………………………………………9

2.1 Формирование сведений, составляющих предпринимательскую тайну. 11

2.2 Основные элементы механизма защиты предпринимательской тайны….13

Список использованной литературы…………………………………………. 20

1.Сущность и значение культуры предпринимательства

Важную роль в функционировании предприятия, фирмы играет культура предпринимательства. Она не только обеспечивает высокий престиж предприятию, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг, и, следовательно, увеличению доходов.

Существуют различные трактовки понятия «культура предпринимательства». Так, Р. Роюттингер считает, что культура предпринимательства — это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях. Представления о ценностях позволяют ответить на вопрос, что является важным для предприятия, а убеждения позволяют понять, как должно функционировать предприятие и как им следует управлять.

Менеджеры О. Нойбергер и А. Компа к организационной культуре относят сумму убеждений, ценностей, правил, которые делают предприятие единственным в своем роде.

Наиболее полное и развернутое определение дает В.Д. Козлов, отмечая, что культура предпринимательства «есть система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства данной организационной структуры, стиля руководства, показаний удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятиями и перспективами развития»,

Таким образом, культура организации предпринимательской деятельности определяет климат, стиль взаимоотношений, ценности предприятия.

Назначение культуры предпринимательства связано с решением двух основных проблем: выживанием в данной социально-экономической среде и обеспечением внутренней интеграции для достижения поставленных целей. На каждом крупном предприятии отделы, управления, администрации имеют разные субкультуры, повторяющие структуру самого предприятия.

Различие обусловливается многообразием отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Это может быть культура выгодных сделок, инновационная, административная культура и т.д. Наличие различных культур, субкультур может привести к напряженности, столкновениям. Поэтому важной задачей для любого предприятия являются сближение и интеграция различных организационных частей предприятия, имеющих свои различные субкультуры.

Следовательно, в зависимости от отрасли, региона, истории предприятия, людей, каждое предприятие имеет свою культуру.

Б, Карлоф выделил десять основных признаков культуры организации предпринимательской деятельности:

* социальна, так как на ее формирование влияют все или большинство работников фирмы;

* регулирует поведение членов коллектива;

* осознанно или неосознанно принимается всеми работниками;

* основана на соблюдении традиций;

* многогранна, т.е. ее нельзя постичь с помощью одного какого-либо подхода;

Читайте также:  Код местонахождения в декларации по УСН

* осознаваема и не осознаваема;

* находится в постоянном развитии.

Необходимо иметь в виду, что, прежде чем приступить к формированию культуры того или иного предприятия, следует твердо уяснить его систему ценностей и убеждений.

Так, в компании «Форд Мотор» система ценностей заключается в трех понятиях: народ, товары, прибыль. Убеждения, позволяющие сделать вывод, как должно функционировать предприятие, как достигается успех, таковы:

* качество — это главное;

* постоянное совершенствование — залог успеха;

* торговцы и поставщики — партнеры предприятия;

* заинтересованность (участие) сотрудников в прибыли;

* в деле нашей социальной и общественной целостности нет компромиссов.

Вместе с тем не следует думать, что культурой предпринимательства можно манипулировать. Она складывается годами, динамична, постоянно совершенствуется.

Культуру предприятия можно считать слабой в следующих случаях:

* отсутствует ясное представление о системе ценностей и средства х достижения целей;

* отсутствуют стратегические цели;

* отсутствуют тактические цели (в результате возникают противоречия);

* отдельные части организации не могут прийти к согласию, существуют различные точки зрения;

* руководители ничего не делают для развития общего понимания ценностей, общих убеждений.

1.1 Деловая и профессиональная этика

Данные опросов свидетельствуют, что во всем мире возрастает интерес к этическим проблемам. В странах с развитыми рыночными отношениями является общепринятым, что вопросы деловой этики, социальной ответственности беспокоят предпринимателя так же, как и эффективность производства.

Во всем мире благодаря экономическим и социальным переменам большое значение приобретают моральные и этические нормы жизни общества: право на человеческое достоинство, право на достойные условия труда, право на здоровую окружающую среду, обилие духовных благ, свободу личности, социальную связь между людьми, справедливость, сведение к минимуму конфликтов внутри общества, активное участие всех граждан в общественной жизни, право каждого гражданина на участие в принятии решений, возможность получения образования и др.

Для реализации данных ценностей необходим высокий уровень развития производительных сил, культуры. Если сфера материального производства недостаточно развита, то реализация ряда идеалов менее предпочтительна, чем производство дополнительного количества материальных благ. Без восстановления нравственных основ общества невозможно создать платформу для перестройки экономики.

В период перехода от тоталитарной системы к формированию демократических институтов и рыночной экономики важно проанализировать соотношение экономики и этики, моральных и экономических ценностей.

Мораль — форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Различают корпоративную, предпринимательскую и другие виды этики.

Этика — система норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению друг к другу и обществу в целом.

Этические нормы поведения фирмы во взаимоотношениях с государством, покупателями, поставщиками, работниками изучает корпоративная этика. Многие фирмы Запада имеют собственные этические кодексы. При этом они исходят из того, что высокие этические стандарты обеспечивают стабильную прибыль.

Важную роль в формировании деловой этики, а также в выявлении и устранении неэтичных методов бизнеса играет общественность. Вопросы этики обсуждаются в прессе, на телевидении, в обществах потребителей, различных ассоциациях и т. п.

Профессиональная этика отражает особенности нравственного сознания, поведения и взаимоотношений людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности. Профессиональная этика определяет этические принципы и нормы поведения людей в рамках определенного вида трудовой деятельности. Поэтому выделяют различные виды этики, в том числе педагогическую, медицинскую, воинскую, управленческую.

Решающими условиями успеха являются трудолюбие, профессиональное мастерство, талант. Для активизации перечисленных качеств важны нравственный подход и высокий уровень нравственного сознания. Важным в профессиональной этике является объективное и доброжелательное отношение к людям, к их профессиональному мнению, служебным притязаниям. Реальное проявление профессиональной порядочности — единство слова и дела.

1.2Деловые отношения — важнейшая часть культуры предпринимательства

В процессе предпринимательской деятельности определенному человеку или группе людей приходится принимать решения по конкретным вопросам. При этом на поведение человека влияют характер решаемых задач и уровень культуры делового общения, соответствующий общей культуре предпринимательской деятельности. Деловое общение ведется по определенным правилам, являющимся важным средством повышения его эффективности. К числу таких правил относятся: этикет, согласование взаимодействия и самоподачи.

Правила этикета определяют порядок общения и представления (младшего старшему и т. д.), способы именования (по должности, званию, фамилии), выбор формы обращения (Вы, ты) и т. д. Каждая деталь этих правил, а их существует множество — от умения вести себя за столом, умения одеваться со вкусом и в соответствии с ситуацией до формулы приветствия и прощания, — отработана и выверена годами. Выполнение правил этикета является обязательным, поскольку нарушивший их теряет статус полноправного участника общения. Например, один крупный предприниматель из России явился на переговоры с представителями итальянской фирмы в белых ботинках, чем шокировал их. Такой поступок может привести к мысли о том, что предприниматель — один из нуворишей, так как он незнаком с правилами хорошего тона, что, возможно, это его первые серьезные деловые переговоры. Следовательно, как быстро он разбогател, то так же быстро может разориться, т.е. иметь дело с ним опасно.

Правила согласования взаимодействия предполагают, например, что, вступая в деловой разговор, необходимо соблюдать такие требования: высказываться не больше и не меньше, чем требуется в данный момент; не отклоняться от темы, выражаться четко; стараться, чтобы высказывания соответствовали истине.

Правила самоподачи связаны с индивидуальным успехом участников. Довольно подробно они описаны в книге Дейла Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей».

Техника общения — совокупность средств (приемов), используемых людьми для достижения желаемого эффекта в общении. Эти средства бывают словесные (вербальные) и несловесные (невербальные), в том числе мимика, позы, жесты, тон, взгляд, интонация речи, а также пространственно-временная организация. Специалисты в области коммуникации отмечают, что владение невербальными приемами более желательно и эффективно. Исследования показывают, что невербальные реакции в меньшей степени контролируются сознанием, чем словесные высказывания.

Технику общения принято разделять на технику поведения и технику слушания.

Критерием коммуникабельности является умение слушать ч задавать вопросы, поскольку в процессе слушания решаются две важнейшие функции: восприятие информации и осуществление обратной связи, т.е. передача говорящему информации о том, как воспринимается его речь и поведение. Исследования показали, что умеют выслушивать собеседника спокойно и целенаправленно не более 10% людей.

Умение задавать вопросы — это искусство. Множество конфликтов и недоразумений может возникнуть в результате не заданных своевременно вопросов. Отказаться посредством вопросов выяснить намерения собеседника — значит открыть путь догадкам и умозрительным построениям, не всегда верным.

В процессе контакта важную роль играет проявление эмоций, манеры и жесты партнеров. Понимание жестов позволяет более точно определить позицию собеседника, может предупредить о том, как изменить свое поведение для достижения нужного результата. Для повышения компетенции необходимо осваивать язык жестов, поскольку поведение, мимика, жесты не одинаковы у различных этнических групп, народов. Так, «ноль», образованный большим и указательным пальцем, американцем воспринимается как «все нормально», в Японии он означает «деньги», а в Португалии этот жест считается неприличным. На Ближнем Востоке не принято подавать деньги, подарки, еду левой рукой, так как у исповедующих ислам она считается нечистой.

Эффективность общения зависит и от его пространственно-временной организации. Так, следует считаться с местом, где происходит беседа (служебное помещение, общественное, личное), со временем (рабочее время или свободное). Важным элементом установления контакта является также учет расстояния между собеседниками.

Так, установлено, что жители США обычно разговаривают стоя на расстоянии не ближе 60 см друг от друга, а латино-американцы — почти вплотную. Жители США обычно работают в больших помещениях, при открытых дверях. Так, небоскреб Фордовского фонда построен из стекла и бетона, он просматривается насквозь. Немцы же считают распахнутую дверь высшей степенью беспорядка.

2.Сущность предпринимательской тайны

Предпринимательская деятельность во всех сферах экономики неразрывно связана с получением, накоплением, хранением и использованием различных сведений, характеризующих как саму предпринимательскую фирму, так и связанных с нею хозяйствующих партнеров. Обеспечение сохранности информации о деятельности фирмы, всех ее факторах развития является условием выживания фирмы в рыночной конкурентной среде, в какой-то степени рискового развития.

Конкуренты фирмы могут осуществлять различные формы получения достоверной информации о ее деятельности, чтобы добиться лучших успехов на рынке. В законодательных актах не сформулировано понятие предпринимательской тайны, а дана характеристика государственной, служебной, коммерческой, банковской и военной тайны.

Источник: www.myunivercity.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин