В этой статье мы рассмотрим, что такое экономические вузы и почему они важны для будущих профессионалов.
Экономические вузы — преимущества, влияние на карьеру обновлено: 18 мая, 2023
Источник: nauchniestati.ru
Экономическое образование как инструмент самореализации и финансового благополучия: соотношение желаемого и реального
Хрусталева, О. А. Экономическое образование как инструмент самореализации и финансового благополучия: соотношение желаемого и реального / О. А. Хрусталева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 968-970. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25845/ (дата обращения: 03.06.2023).
В последние годы у выпускников российских школ наблюдается большая заинтересованность в получении высшего образования [2]. Это обусловлено сложившейся ситуацией, когда для получения практически любой должности, работодатель требует от работника наличие определенного уровня образования или же отдает такому работнику явное предпочтение. Вследствие этого, люди стремятся получить высшее образование, которое, в свою очередь, служит в качестве социального лифта и автоматически повышает социальный статус человека в обществе. Однако из всех направлений обучения наибольшим спросом пользуются гуманитарные направления, в особенности небывалый успех и популярность приобрели специальности экономической направленности.
Образование и его роль в моей жизни и бизнесе
Сейчас уже практически не осталось высших образовательных учреждений, в которых бы не было направления «Экономика». При этом специализироваться на данной направлении могут и непрофильные вузы (институты авиации, технические вузы и т. д.), помимо этого, создано огромное число негосударственных экономических вузов.
Профессия экономиста всегда была довольно востребованной, однако, количество таких специалистов и людей, желающих обучаться экономике, было не столь значительным. В советские годы наблюдался пик подъема производственной сферы, поэтому наиболее востребованными специальностями были инженеры, химики, технологи, слесари и т. д. Эти профессии считались престижными и хорошо оплачивались.
С началом же становления рыночной экономики, Россия начала переживать глубокий экономический кризис, сопровождающийся деградацией существующего производства: многие заводы и фабрики закрылись, произошло сокращение рабочих кадров. На российский рынок начали поставляться импортные товары, значительную долю начал занимать иностранный капитал, происходило активное становление рыночных отношений. В условиях такого социально-экономического кризиса люди пытались понять, как приспособиться к новым условиям. Учитывая активное развитие финансово-экономического, банковского сектора, сферы продаж, люди начали быстро переквалифицироваться в работников экономической сферы или стали открывать свой бизнес, приносящий немалый доход. Работники промышленности уже не пользовались популярностью у работодателей, так как страна перешла на другой путь социально-экономического развития.
Сергей Гуриев | Бизнес-образование в Европе, США, России и странах СНГ
Осознав, что в новых условиях работать в экономической сфере довольно прибыльно, множество людей разных возрастов и статусов последовали за теми, кто уже добился успеха: теперь бывшие работники заводов поменяли свою работу на банки, страховые компании, торговлю, бизнес, предпринимательство и т. д., родители старались направить своих детей поступать на экономические специальности. Таким образом, люди поступали на экономические специальности, не задумываясь о своих личных интересах.
На сегодняшний день считается, что рынок перенасыщен экономическими кадрами, в связи с этим поднимается вопрос о нехватке технических кадров и создаются благоприятные условия для работы инженеров. Но люди не торопятся работать по техническим специальностям, потому что, согласно сохранившемуся мнению, технические специальности остаются невостребованными.
Такой конкретный выбор образования люди чаще всего объясняют тем, что именно экономическое образование может дать больше шансов стать успешным человеком. При этом люди не очень задумываются о качестве этого образования, своих личных интересах.
На принятие решения о получении высшего экономического образования влияют следующие факторы:
Требование времени. Необходимость в экономических кадрах возникла в связи с развитием рыночной экономики, сокращением производства, необходимостью управления финансовыми потоками.
Давление со стороны родителей, родственников, друзей. Родители также часто способствуют тому, чтобы их ребенок получил экономическую направленность.
Влияние СМИ. Часто выбор связан с навязанным мнением в СМИ относительно того, что многие успешные люди и общественные деятели по специальности являются экономистами.
Влияние рекламы. Также выбору способствует реклама — на рекламных буклетах экономисты обычно представлены успешными людьми, руководителями фирм.
Влияние Запада. В западных странах очень развиты такие профессии как менеджер, управляющий и т. п.
Таким образом, желание получить экономическое образование связано больше с некой иллюзией, нежели с реальными интересами человека. Очень часто наблюдается ситуация, когда студенты экономических факультетов жалуются на учебу: им это неинтересно, мнение престижности экономического образования часто навязывает общество, родители, СМИ. Очень мало людей, которые действительно были заинтересованы в данной сфере и могли бы посвятить изучению экономике значительную часть своего времени, чтобы стать хорошим специалистом.
Проблема исследования заключается в некорректном восприятии современным человеком сложившегося в обществе предположения, согласно которому у человека с высшим экономическим образованием больше шансов устроиться на высокооплачиваемую работу и самореализоваться в деловой сфере и бизнесе в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции.
Объект исследования: мнения людей старше 21 года, разного социального статуса, возраста, получивших экономическое образование или имеющих в своем окружении людей с законченным экономическим образованием и проработавших на любой должности несколько лет.
Предмет исследования: соотношение ожиданий и результатов от получения высшего экономического образования.
Цель исследования: выявление взаимосвязи между полученным экономическим образованием и дальнейшим успехом в карьере путем опроса людей, получивших экономическое образование и проработавших несколько лет, и людей, которые знают, как складывается карьера после получения экономического образования.
Задачи исследования:
- Выяснить какие факторы влияют на принятие решения о получении высшего экономического образования;
- Определить перспективы и востребованность экономических специальностей;
- Определить и соотнести оптимальный доход и доход, получаемый экономистом;
- Выяснить, что влияет на карьерный успех;
- Оценить структуру потребления материальных благ и услуг у людей с экономическим образованием;
- Выявить результаты получения экономического образования.
Гипотеза: люди выбирают экономическое образование, надеясь на то, что в дальнейшем это автоматически поможет им организовать свое дело или производство или, полагая, что такое образование даст конкурентное преимущество при устройстве на работу и карьерном росте. Однако не всегда успех зависит от образования. Важное место занимают личные качества человека — его стремления, умения и способности — именно они и определяют успешность человека.
Результаты исследования. Относительно целей получения экономического образования, по результатам проведенного опроса, было установлено, что большая часть людей (80 %) считает экономические специальности перспективными в настоящее время. Однако здесь необходимо ввести пояснение: 40 % опрошенных считает экономические специальности перспективными в связи с тем, что в современном мире большое значение играет развитие рыночных отношений и, следовательно, человек с экономическим образованием легко сможет найти работу. Остальные 40 % считают, что экономические специальности не перспективны в той или иной мере: 26,7 % людей считают, что перспективны далеко не все экономические специальности, остальные 13,3 % полагают, что важнее всего личностные качества. И, наконец, 20 % людей не считают экономические специальности перспективными вообще.
При этом 73,3 % опрошенных считают, что экономические специальности востребованы, но только за счет нехватки квалифицированных кадров (востребованность со стороны работодателя), простоты обучения и чрезмерной идеализации своего будущего (востребованность со стороны обучаемого).
Большая часть людей связывает стремление получить экономическое образование в связи с чрезмерной идеализацией своего будущего, связанной с получением высокооплачиваемой работы и успехом в деловой сфере и бизнесе.
Относительно реальных результатов получения экономического образования можно отметить, что в большинстве случаев опрошенные указали, что люди с экономическим образованием работают рядовыми экономистами, менеджерами, бухгалтерами со средней зарплатой 35000–50000 рублей, что считается оптимальным доходом среди опрошенных. Также здесь следует отметить то, что 6,7 % опрошенных указали оптимальный доход 25000–35000 рублей, в то время как 13,3 % людей указали этот диапазон в качестве зарплаты экономиста. Доход свыше 50000 рублей считают оптимальным 20 % опрошенных и 13,3 % людей указали такую зарплату для экономиста. Таким образом, зарплата экономиста колеблется на уровне среднего и, по мнению опрошенных, она будет скорее ниже оптимального уровня.
Анализируя взаимосвязь между полученным экономическим образованием и успехом на работе, можно установить, что экономическое образование играет не очень важную роль при построении успешной карьеры: большая часть людей ответила, что при устройстве на определенные должности может потребоваться экономическое образование, но в дальнейшем работодатель оценивает уже личностные качества сотрудника. Около 30 % опрошенных сказали, что при устройстве на работу экономическое образование вообще не играет никакой роли. Если взять во внимание достижение работником карьерных вершин, то здесь более половины людей отметили, что для построения успешной карьеры требуется получение дополнительных знаний и умений, выходящих за рамки образовательного процесса, а около 30 % людей ответили, что экономическое образование вообще не играет никакой роли при достижении успехов в работе.
Относительно оценки качества уровня экономического образования от престижности вуза закономерности не прослеживается: вуз лишь формирует жизненные принципы, способен помочь принять правильное решение, сформировать цели, но в остальном все зависит от того, чего хочет сам человек, как он воспринимает информацию, как реализует ее в реальной жизни — так считают более половины опрошенных. Около 30 % людей вообще не связывают качество образования и престижность вуза, делая упор сугубо на личные качества человека. Однако опрашиваемые отметили, что без образования невозможно построить карьеру, но важна не специальность, а уровень образования (высшее, среднее специальное и т. д.).
Потребление товаров и услуг у людей с экономическим образованием оптимальное, но мало отличающееся от потребления людей с другим типом образования — так считают 66,7 % опрошенных. Однако 20 % людей считают, что люди с экономическим образованием могут позволить себе больше, чем остальные, но при этом только 6,7 % признали, что качество этих товаров очень хорошее, 73 % полагают, что эти товары обычного качества, то есть их могут позволить себе люди и с другим типом образования и со средним достатком.
В настоящее время, при актуальности экономического образования, 60 % опрошенных не хотят получать экономическое образование, так как в этом нет необходимости.
Таким образом, получение высшего экономического образования является актуальным в настоящее время, однако, оно не влияет на карьерный рост и достаток. Получение высшего образования является необходимым в настоящее время, но важна не получаемая специальность, а уровень образования. Высшее образование играет существенную роль в успешности человека, но настоящее образование — это не наличие «корочек». Образование — это способность правильно мыслить, планировать свои действия и грамотно воспринимать поступающую информацию.
- В «РГ» подвели итоги вступительной кампании 2015 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2015/08/10/rektori.html (дата обращения: 12.01.2016);
- Профессия экономист: обзор и подробное описание. [Электронный ресурс]. URL: http://edunews.ru/professii/obzor/Ekonomicheskie/economist.html (дата обращения: 12.01.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): экономическое образование, высшее экономическое образование, специальность, высшее образование, получение, оптимальный доход, рыночная экономика, уровень образования, часть людей, высокооплачиваемая работа.
Источник: moluch.ru
Зачем компаниям вообще нужны экономисты
Экономистам неплохо платят. На рынке труда в Москве сейчас специалисты 25-27 лет , которые способны отвечать хотя бы на какие-то вопросы на собеседовании, просят 80-100 тысяч рублей, если экономист вообще ничего не соображает и работал в колхозе, где складывал в екселе три цифры, он просит 50 тысяч. И предприятия набирают много экономистов. Блоки экономики и финансов сопоставимы по численности с блоками снабжения материально-техническими ресурсами. И если необходимость блока снабжения для предприятия не вызывает вопросов, то зачем всем нам экономисты – вопрос дискуссионный.
Я, конечно, сама экономист и у меня есть много фантазий на счет того, зачем я нужна бизнесу. Однако, я часто имею дело со студентами экономических факультетов, они приходят к нам на практику, и я всегда спрашиваю студентов об их профессии – понимают ли они, чем собираются заниматься, и какова их задача на предприятии. Студенты абсолютно всегда в ответ таращат на меня глаза, некоторые пытаются выкручиваться и воспроизводят какой-нибудь произвольный набор просто слов вперемешку с экономическими терминами, а потом признаются, что не знают.
В двух компаниях, где я работала мне доводилось участвовать в опросах бизнес-блоков о блоках-сервисах. Как вы думаете, чем занимается блок экономики и финансов, в чем от него польза? Ответы как правило оскорбляют мое профессиональное достоинство: экономисты рисуют какие-то таблички и что-то считают. Если продолжить эту беседу, то абсолютное большинство производственников или коммерсов предложит уволить всех экономистов и получить от этого прибыль.
Если задать такой вопрос молодым практикующим экономистам – скажут про эффективность бизнеса и обеспечение менеджмента информацией для принятия решений. Это они уже на конференциях и корпоративных обучающих курсах наслушались.
Опытные же экономисты, уже утратившие иллюзии и более менее понявшие, чем живет предприятие, всегда готовы признать, что их деятельность зачастую неэффективна, хаотична, направлена на рутинные трудоемкие, никому ненужные процедуры (а именно этим является современная отчетность). И опытные экономисты очень часто согласятся с коммерсами и производственниками – нас можно разогнать и бизнес даже не заметит.
И будут не правы.
У нашей профессии и в наших буднях много проблем, некомпетентности и неэффективных операций, однако, это точно временное явление и вызвано оно пережитыми несколькими десятилетиями кризиса «социалистического» способа производства и экономического образования. Скорее всего.
Хотелось бы думать, что экономические ВУЗы в ближайшее время наладят связи с бизнесом и смогут готовить специалистов с глубокими знаниями для конкретных задач. А практикующие экономисты вдохновятся своей работой и сформируют практические подходы, которые по-настоящему создавали бы добавочную стоимость. Наша работа аналитическая. Мы лучше других знаем, что для управления предметом, необходимо о нем думать: анализировать, собирать его в кучу, потом декомпозировать, рассматривать его части, классифицировать их, распутывать их взаимосвязи — овладевать его природой и воздействовать на него.
Анализируя наши задачи на предприятии на самом базовом уровне можно размышлять классически:
1. Предприятие осуществляет производство, используя средства производства: земля, капитал, труд, предпринимательский талант.
2. Наша цель – получить прибыль. Ее можно максимизировать, увеличивая выручку и снижая себестоимость.
3. Подумаем в сторону снижения себестоимости. Себестоимость зависит от стоимости владения средствами производства.
4. Наша работа должна быть направлена на анализ стоимости владения средствами производства. Проанализируем, увидим возможности для оптимизации – снизим себестоимость. И мы полезны бизнесу.
5. Вы владеете или арендуете землю? Вы давно анализировали альтернативу покупки/аренды?
6. В порядке ли ваш капитал – активы? Вы давно выгружали из ERP перечень объектов основных средств и раздумывали над ним? Все ли здания используются, и не простаивает ли что-то пустым с подключенными коммуникациями? Может, пора что-то сносить или сдавать в аренду?
Как у вас с учетом основных средств? Если вы сейчас захотите вывести на аутсорсинг какую-нибудь функцию и вам необходимо будет отдать аутсорсеру, например, эстакаду налива продукта, вы сможете сразу выдать перечень основных средств из учета, или у вас там бардак? Вы можете сказать, сколько стоит обслуживание разных видов насосов и какой из них выбрать при следующей покупке?
Много ли запасов у вас сгнило в этом году, потому что в прошлом году вы закупили лишнее для ремонта?
Давно ли вы проводили факторный анализ норм потребления сырья и основных материалов? Регулярно ли ваши технологи проводят опытные пробеги с новыми реагентами или вы уже 10 лет пользуетесь одним пакетом? А как все устроено на соседнем производстве?
Какую дебиторку вы считаете просроченной? Почему она у вас есть?
У вас на счетах есть деньги, они приносят вам доход?
7. Как дела с использованием труда? Приходилось ли вам анализировать производительность труда на вашем предприятии? У нас у всех есть проблема – нет базы для сравнения, однако, можно анализировать динамику показателей. Давно ли вы считали фондоотдачу или рентабельность затрат на персонал? Боюсь, что фондоотдача осталась только в нафталиновых учебниках, а современные экономисты кроме EBITDA ни один показатель не используют.
Знаете ли вы оптимальна ли численность персонала ваших вспомогательных производств? Или, если речь, например, о компании, которая занимается оценкой недвижимости, то придумали ли вы показатели эффективности для своих оценщиков – например, количество отчетов об оценке в неделю?
Сколько стоит труд привлеченного персонала? Вы знаете, какова численность регулярно привлекаемого персонала подрядчиков на вашей площадке? Анализировали ли вы их производительность? Сравнивали ли стоимость их человеко-часа со стоимостью человеко-часа ваших собственных сил?
Эффективно ли вы закупаете разовые услуги? Как вы анализируете эту эффективность?
Признаюсь, что я точно в своей работе упускаю большую часть этих вопросов. Могу о них раздумывать только теоретически на досуге и мне никогда не хватает времени и сил на их основательную проработку.
Например, никогда не было времени на наведение порядка в учете основных средств или запасов. Мы зачастую реализуем небольшие инвестиционные проекты как капитальный ремонт, и у нас в учете теряются некоторые основные средства. У нас нет инвентарных номеров на половине объектов движимого имущества, и при этом ежегодные инвентаризации всегда успешны. И мы вот уже пять лет не можем завершить внедрение модуля учета технического обслуживания и ремонта в нашей ERP и наконец уже анализировать эти затраты в разрезе основных средств. А для фондоемкого производственного предприятия это важно, так как это весомая потенциально управляемая часть наших затрат.
При этом мое подразделение успешно практикует факторный анализ переменных затрат, анализ стоимости услуг подрядчиков и аутсорсеров, и мы начали осваивать риск-анализ, анализ производительности труда и анализ бизнес-процессов.
Источник: dzen.ru