Экономической целесообразности бизнеса это

В условиях развития рыночной экономики в России формирование значительного объема частного капитала в целях обеспечения устойчивой доходности влечет потребность диверсификации вложений и инвестирования в формах, гарантирующих максимальную защищенность рисков предпринимательской деятельности.

Именно поэтому нормативное регулирование инвестиционной деятельности не утрачивает своей актуальности, что подтверждается принятием за последние годы ряда нормативных актов, регулирующих взаимоотношения государства и муниципалитетов и частных инвесторов.

Основные аспекты такого взаимодействия определены Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1] (далее — Закон № 224-ФЗ), целью которого является создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации и повышения качества товаров, работ, услуг, организация обеспечения которыми потребителей относится к вопросам ведения органов государственной власти, органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 1).

Как налоговая поймёт о дроблении бизнеса и что за это будет?

Согласно п. 1 ст. 3 Закона № 224-ФЗ государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство — это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного и частного партнеров, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с данным Законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

Одним из механизмов реализации государственно-частного партнерства (ГЧП) или публично-частного партнерства (ПЧП) являются концессионные соглашения, отношения в сфере которых отнесены к регулированию Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»[2] (далее — Закон о концессионных соглашениях).

Концессия как форма инвестиционного сотрудничества и распределения рисков между сторонами не нова для России.

В 20-х годах ХХ-го века в период глубокого экономического кризиса в советской России при переходе к Новой экономической политике (НЭП) и формировании многоукладной экономики зарубежные концессионные предприятия имели первоочередное значение для восстановления народного хозяйства.

Концессии рассматривались как наиболее приемлемые договорные формы сотрудничества между советским правительством и иностранным инвестором, в рамках которых предпринимателю предоставлялись определенные гарантии при эксплуатации предприятий, а государство, участвуя в получении части дохода и приобретая продукцию предприятия, решало экономические и социальные проблемы страны.

23 ноября 1920 года был подписан декрет «Об общих экономических и юридических условиях концессий». В нем определялись общие принципы организации концессий. В частности, правительство РСФСР гарантировало, что «вложенное в предприятие имущество концессионеров не будет подвергаться ни национализации, ни конфискации, ни реквизиции». Иностранному инвестору гарантировалась также «недопустимость одностороннего изменения какими-либо распоряжениями или декретами правительства условий концессионного договора».[3]

Целесообразность финансового анализа

Проводимые в области концессионных соглашений исследования свидетельствуют о том, что концессии отличались высокой степенью рентабельности, которая в среднем в перерабатывающих отраслях составляла 100 % и достигала порой 400 % на инвестированный из-за границы капитал.[4]

В условиях плановой экономики, жестко централизованного управления в советской России был сформирован административно-правовой механизм, позволивший успешно использовать элементы рыночной экономики в виде концессий.

Имеющийся опыт стимулирования инвестиционной деятельности, а также анализ причин, послуживших прекращению использования концессионных соглашений, может быть актуален и в настоящее время.

Принятый в 2005 году Закон о концессионных соглашениях расширил возможности реализации инвестиционных проектов с использованием государственного и муниципального имущества c привлечением частных инвестиций, в т.ч. в инфраструктурные отрасли.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В результате реализации концессионного соглашения, используя публичную собственность, инвестор осуществляет возврат инвестиций за счет сбора платы с конечных потребителей, что следует из ч. 7 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях, что существенно отличает эту модель взаимодействия публичного и частного партнеров от других механизмов ГЧП.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях к числу объектов концессионного соглашения относятся объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях).

Привлекательность для частного инвестора использования публичного имущества путем заключений концессионного соглашения подтверждается положительной динамикой статистики заключения концессионных соглашений на территории Хабаровского края.

По данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на территории субъекта по состоянию на 2019 год действовало 47 концессионных соглашений, из которых 31 соглашение в сфере теплоснабжения и водоснабжения.

Вместе с тем, правоприменительная практика позволяет обратить внимание на возникающие проблемы в реализации нормативно установленных механизмов инвестиционной деятельности.

Арбитражная практика рассмотрения споров является «лакмусовой бумажной» наиболее проблемных вопросов указанного механизма публично-частного партнерства.

На одном из таких проблемных аспектов хотелось бы остановиться.

Совершенно очевидно, что в условиях рыночной экономики исходя из нормативных сформулированных постулатов основной целью предпринимательской деятельности, в т.ч. осуществляемой в процессе реализации инвестиционного проекта, является получение инвестором дохода, превышающего расходы, т.е. прибыли.

Учитывая, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, именно на муниципальном уровне должен предполагаться наибольший интерес к заключению концессионных соглашений в инфраструктурных отраслях.

Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-Ф3, вступившим в силу 08.05.2013, внесены изменения в Федеральные законы от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении и водоотведении), определены особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Договоры аренды систем и (или) объектов (централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем), находящихся в муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурса на право заключения этих договоров в соответствии с требованиями гражданского законодательства, статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67, с учетом предусмотренных Законом о водоснабжении и водоотведении особенностей.

Законом о водоснабжении и водоотведении установлены особенности передачи прав владения и (или) пользования указанными объектами по договору аренды или по концессионному соглашению, заключаемых по результатам торгов.

Казалось бы, при наличии значительного объема инфраструктурных объектов, открываются необозримые просторы для заключения концессионных соглашений для частных инвесторов, порядок реализации которых является достаточно прозрачным и конкурентным.

Читайте также:  Как открыть глобальный бизнес

Однако именно законодательно установленная определенность в порядке оформления прав на использование муниципального имущества сталкивается с экономической целесообразностью деятельности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, при использовании такого имущества.

В соответствии с ч. 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В упрощенной редакции указанная статья является императивным предписанием тому, что если имущество, предлагаемое эксплуатанту, «старше» пяти лет, заключение концессионного соглашения обязательно.

С учетом указанного условия и согласно положений ст. 3 Закона о концессионных соглашениях концессионер, исходя из понятия реконструкции, за свой счет обязан произвести в отношении используемого имущества мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменение технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.

Возложение на потенциального инвестора обязанности провести перечисленные мероприятия сталкивается с отсутствием достаточного финансового потенциала предпринимателей и, как следствие, невозможностью реализации механизма концессионного соглашения.

В целях исполнения нормативно определенной публичной обязанности по организации в границах поселения обеспечения населения необходимыми коммунальными ресурсами органы местного самоуправления осуществляют передачу муниципального имущества, изыскивая наиболее приемлемые формы.

В рассмотренном Арбитражным судом Хабаровского края деле А73-18038/2019 администрация муниципального образования для выполнения своих обязательств, предусмотренных Законом № 131-Ф3, учитывая неудовлетворительное техническое состояние объектов инфраструктуры, передала объекты водоснабжения и водоотведения без проведения торгов в аренду единственной ресурсоснабжающей организации на территории, которая осуществляет обслуживание населения, путем оказания муниципальной преференции в соответствии с муниципальной программой, содержащей мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства в нарушение вышеуказанных нормативных предписаний о порядке передачи прав на муниципальное имущество посредством концессионного соглашения.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в пределах своей компетенции обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным договора аренды муниципального имущества.

Учитывая, что по муниципальным объектам водоснабжения и водоотведения, переданным в аренду, год ввода в эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения превышает 5 лет, требование Управления о признании договора аренды недействительной сделкой было арбитражным судом удовлетворено.

Решение оставлено без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций.

Как указано в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.07.2020 № Ф03-2586/2020 по делу № А73-18038/2019 действующим законодательством определена обязанность органа местного самоуправления при реализации своих полномочий по организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения разрешать эти вопросы только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в ином порядке, в случаях, прямо установленных в законе.

Согласно п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

Учитывая, что спорный договор аренды связан с использованием имущества по обеспечению населения услугами водоснабжения и водоотведения, истец на возврате имущества органу местного самоуправления (на применении реституции) не настаивал.

В силу п. 4 ст. 167 ГК РФ суд вправе не применять последствия недействительности сделки (пункт 2 настоящей статьи), если их применение будет противоречить основам правопорядка или нравственности.

Учитывая позицию истца, судом реституция не применена.

В рассматриваемом деле до принятия судебного акта Администрация муниципального образования безвозмездно передала спорное имущество в государственную собственность Хабаровского края, о чем Правительством Хабаровского края было издано соответствующее Распоряжение от 21.06.2019 № 520-рп.

Принятыми судебными актами правовые отношения сторон приведены в соответствие с законодательством.

При этом фактические хозяйственные отношения, независимо от смены собственника имущества, скорее всего, изменятся только после вложения в имущество значительных средств, возможно бюджетных, в целях создания для потенциального инвестора стартовой привлекательности и возможности заключения концессионного соглашения.

Схожая ситуация передачи муниципального имущества в аренду, а не по концессионному соглашению, установлена при рассмотрении дела № А59-2185/2019 Арбитражного суда Сахалинской области по иску заместителя прокурора Сахалинской области о признании недействительным договора аренды муниципального имущества и возложении на ответчика обязанности по передаче Комитету объектов, указанных в акте приема-передачи к договору аренды.

Договор аренды муниципального имущества был заключен администрацией муниципального образования и обществом с ограниченной ответственностью в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенных для оказания услуг по теплоснабжению, которые введены в эксплуатацию более 30 лет назад в период с 1960 по 1990 годы.

Приведенный договор был заключен по результатам проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды.

Аналогичная ситуация установлена и при рассмотрении Арбитражным судом Сахалинской области дел А59-4642/2018, А59-4643/2018.

В рассмотренных делах иск был инициирован тем, что муниципальное имущество передано в аренду, а не концессионному соглашению.

Иски судом удовлетворены, договоры аренды признаны недействительными сделками, применена реституция в виде возврата имущества муниципалитету.

Нормативная определенность обязательности поведения публичных субъектов при распоряжении принадлежащим им имуществом совершенно очевидна и подтверждена судебной практикой.

Достаточно очевидной остается в подобной ситуации как причина возникновения рассмотренных случаев, так и ответ на вопрос об экономической целесообразности для хозяйствующего субъекта принимать на себя риск нерентабельной деятельности при использовании муниципального имущества, срок эксплуатации которого превышает, и порой значительно, 5 лет, путем заключения концессионного соглашения.

Представляется, что в инвестиционном законодательстве имеется определенный пробел, который мог бы быть устранен, определением особого порядка передачи прав использования на государственные и муниципальные объекты коммунальной инфраструктуры, рентабельность использования которых значительно ниже, чем средняя по отрасли.

Оксана Левинталь, судья Арбитражного суда Хабаровского края, к.ю.н.

Подписывайтесь на информационные рассылки «КонсультантПлюс», чтобы оперативно получать важные новости законодательства и разъяснения ведомств.

Источник: consultantkhv.ru

Юридические споры об экономической целесообразности

Семен Попеску, ООО «Тэкс Хаус»
г. Санкт-Петербург Понятие «экономическая целесообразность» служит для обозначения одной из судебных доктрин — устойчивых тенденций правоприменения, которые прослеживаются в практике судов по налоговым спорам. Данная доктрина, наряду с другими, аналогичными ей, служит цели противодействия налоговым злоупотреблениям, однако используемая в ней аргументация имеет свою специфику.

В доктрине экономической целесообразности «отправной точкой» является содержащееся в Гражданском кодексе РФ определение предпринимательства (п. 1 ст. 2), а также законодательное определение расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Предпринимательская деятельность, как известно, имеет несколько признаков: самостоятельность, систематичность, рисковый характер, установленная законом регистрация и, самое главное, направленность на получение прибыли. Именно последний признак оказывается основным, когда суды, проверяя экономическую целесообразность расходов налогоплательщика, устанавливают, были ли произведенные расходы направлены на осуществление деятельности, которая привела к получению доходов, или нет.

Известно, что налоговые органы часто настаивают на неправомерности включения тех или иных затрат в состав расходов, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (или пользования правом на налоговые вычеты по НДС). В результате судами в ряде случаев принимаются решения, основанные на расчетах налоговых инспекций, доказывающих убыточность компаний на основе различных методик оценки эффективности.

Читайте также:  Верны ли суждения об источниках финансирования бизнеса

При этом часто не принимаются во внимание такие обстоятельства, как невозможность в короткие сроки получить прибыль в результате долгосрочных инвестиций в развитие либо первоначальных расходов на маркетинговые цели. Налоговые органы принимают во внимание, причем весьма формалистически, лишь один из признаков предпринимательской деятельности — направленность на извлечение прибыли.

Другой установленный законом признак — предпринимательский риск — не учитывается. Между тем, направленность на получение прибыли и фактическое ее получение — разные вещи. Предприниматель, рассчитывающий получить прибыль в результате сделки (либо совокупности сделок, определенной стратегии действий), может и не получить прибыль по тем или иным обстоятельствам.

Кроме того, деятельность, направленная на получение прибыли, не должна трактоваться слишком узко: к ней могут относиться и операции, направленные на расширение географии бизнеса, укрепление его репутации, привлечение финансирования и пр. Получается, что налоговый орган словно бы говорит предпринимателю: поскольку данное решение было нецелесообразно с точки зрения бизнеса, вас ждёт принудительная корректировка (например, перерасчет и доначисление сумм налога и взыскание пеней).

Но не секрет, что интерес фискальных органов не в том, чтобы научить бизнесменов эффективно вести свои дела, а лишь в том, чтобы увеличить размеры налоговых поступлений в бюджет. В противовес такому подходу обычно приводится правовая позиция Конституционного Суда РФ, который в своем Постановлении от 24.02.2004 № 3-П отметил, что «судебный контроль призван обеспечивать защиту прав и свобод акционеров, а не проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых советом директоров и общим собранием акционеров, которые обладают самостоятельностью и широкой дискрецией при принятии решений в сфере бизнеса.

В силу рискового характера предпринимательской деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов». Поэтому, если исходить из того, что предприниматель вправе самостоятельно принимать ключевые для своего бизнеса экономические решения, то низкая рентабельность его деятельности (или конкретной сделки), не может сама по себе служить достаточным основанием для признания затрат налогоплательщика экономически необоснованными.

Добавим, что обязанность доказывания недобросовестности налогоплательщика возлагается на налоговый орган. Аргументация налоговых органов Доводы, приводимые обычно налоговыми органами в обоснование своей позиции, могут быть разнообразны, и основываются либо на формальных признаках — обоснованности и документальной подтвержденности расходов, либо непосредственно на понимании ими экономической целесообразности.

Приведем несколько примеров, в которых имело место взаимодействие российских и иностранных (в том числе оффшорных) компаний. Пример 1. Российское ООО обратилось с заявлением о признании недействительными решения ИФНС в части начисления и предложения уплатить налоги, пени и налоговые санкции по эпизоду завышения расходов по оплате услуг, оказанных этому ООО иностранной компанией. Налоговый орган обосновывал свою позицию тем, что фактически иностранная компания не осуществляла никаких услуг, связанных с исполнением соответствующего договора; выполнение услуг иностранной компанией документально не подтверждено; оправдательных документов, подтверждающих исполнение договора, к проверке не представлено; не доказан факт участия иностранной компании в конкретных действиях по исполнению договора. Налоговый орган сделал вывод, что расходы за услуги по договору были неправомерно включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Пример 2. Налоговый орган установил занижение выручки по товарам, реализованным на экспорт по цене ниже себестоимости. Налоговый орган счел, что для российской компании, как производителя продукции, реализация на экспорт по заниженной цене является экономически нецелесообразной, поскольку противоречит понятию предпринимательской деятельности.

Пример 3. Налоговая инспекция ссылалась на то, что деятельность ООО направлена не на получение прибыли, а на возмещение из бюджета НДС, в связи с чем общество является недобросовестным налогоплательщиком. Указанный факт подтверждается тем, что фирма «XXX LIMITED», с которой у общества заключен контракт на поставку товаров, зарегистрирована в Гибралтаре, товар, приобретенный обществом у этой фирмы, поставлялся из Гибралтара, хотя произведен в других странах, преимущественно в Китае, следовательно, фирма «XXX LIMITED» фактически не является продавцом товаров, поэтому поставки китайских товаров через Гибралтар являются экономически не обоснованными; у общества и его контрагента учредителем и руководителем являются одни и те же лица, что свидетельствует об их взаимозависимости; поставщик и все организации не находятся по своим юридическим адресам; в операциях задействованы счета фирм, открытых в одном банке; в обществе числится 1 человек; сумма всех уплаченных налогов меньше суммы заявленного к возмещению НДС.

Позиции арбитражных судов Что же касается арбитражной практики по спорам, связанным с обжалованием решений налоговых органов, то в целом она складывается достаточно благоприятно для налогоплательщика. Приведем позиции, наиболее часто встречающиеся в судебных решениях. «Налоговое законодательство не использует понятия экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности.

Обоснованность расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, не может оцениваться с точки зрения целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата» (Постановление 13-го ААС от 4 апреля 2012 г. по делу № А42-2345/2010). «. участие в сделках взаимозависимых лиц не свидетельствует об экономической неоправданности расходов общества и наличии у него необоснованной налоговой выгоды, поскольку каждый налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность самостоятельно на свой риск и вправе единолично оценивать ее эффективность и целесообразность, исходя из поставленных целей» (Постановление 5-го ААС от 22 ноября 2012 г. № 05АП-8544/2012). «Экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном налоговом (отчетном) периоде, а направленностью этих расходов на получение дохода. Действия налогоплательщика предполагаются экономически оправданными и законными, если иное не доказано налоговым органом. Налоговый кодекс РФ не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиком сделки при решении вопроса о правомерности уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль с позиции экономической целесообразности, рациональности и эффективности хозяйственных взаимоотношений» (Постановление 4-го ААС от 31 января 2012 г. по делу № А10-248/2011). «. при определении экономической целесообразности осуществленных обществом операций с заемными средствами, налоговый орган должен принимать во внимание более широкие интересы бизнеса компании, не ограничиваясь отдельной сделкой, которая возможно и не повлекла в проверяемом периоде увеличение экономических показателей общества» (Постановление 9-го ААС от 13 февраля 2012 г. № 09АП-36380/2011-АК). Итак, принимая те или иные меры по уменьшению налоговой базы, в том числе путем использования иностранных (нерезидентных) структур, всегда необходимо иметь в виду (и быть готовым доказать), что конкретная сделка, ряд сделок или деятельность в целом должны отвечать принципу экономической целесообразности — то есть направлены на получение прибыли, а произведенные расходы являются обоснованными (то есть экономически оправданными), подтверждены юридически корректными документами и, опять же, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Рекомендуйте статью коллегам:

читать всем! стоит ознакомиться не интересно 14 человек проголосовало

Источник: www.audit-it.ru

Экономическая целесообразность — это. Оценка экономической целесообразности

Содержание

Содержание

  • Важные аспекты по анализируемому вопросу
  • Пример математических расчетов в рамках компании
  • Специфика проведения анализа
  • Основные факторы, влияющие на производство
  • Предполагаемые объемы продаж
  • Рынок сбыта
  • Расчеты
  • Издержки производства
  • Прогнозы по выручке и продажам
  • Заключение

Обоснование экономической целесообразности считается одним из обязательных моментов в работе любой современной компании. В зависимости от целей исследования, математический расчет осуществляется по различным математическим формулам. Под эффективностью часто понимают отношение запланированных доходов к предполагаемым затратам.

Важные аспекты по анализируемому вопросу

Если проводится грубая оценка экономической целесообразности, анализируются планируемые доходы от привлечения сбережений определенной части населения в банковские депозиты, учитывается множество допущений, которые называются степенями предосторожности. Для разумного анализа запланированной доходности потенциальные выгоды часто недооцениваются.

Пример математических расчетов в рамках компании

Важным аспектом является экономическая целесообразность деятельности создаваемой компании. Предлагаем вариант расчета проекта, связанного с переработкой отходов полиэтилена. Обоснование экономической целесообразности выполнено по формулам. Основной задачей является формирование на территории Российской Федерации производства по переработке полимерных отходов (полиэтилена).

Читайте также:  Шиповник как бизнес идея

Объем необходимых финансовых вливаний составляет 100 000 евро. Экономическая эффективность предприятия рассчитана по курсу 68,4 руб. Формирование комплексного предприятия по переработке полиэтиленовых отходов на основе инновационных технологий позволит решить проблему их планомерного захоронения на полигонах. В стране появятся новые рабочие места. Вторичное сырье, полученное в рамках переработки, превратится из формы получения убытков в эффективный вариант получения дохода.

После начала эксплуатации анализируемого комплекса дополнительные финансовые поступления поступят в бюджеты разных уровней, следовательно, бесспорна социально-экономическая состоятельность предприятия. Собранный комплекс по переработке полимерных отходов станет конкурентоспособным на мировом экономическом рынке.

Экономическая целесообразность проекта заключается в том, что срок его окупаемости ограничен 25 месяцами. Данный проект может быть реализован в любом регионе Российской Федерации, что подтверждает его уникальность и актуальность.

Специфика проведения анализа

Экономическая целесообразность производства подтверждается анализом ситуации на рынке. Мониторинг проводился на территории России, а также рассматривалась ситуация в этом секторе экономики в других странах.

В последнее время наблюдается рост цен на сырье для изготовления изделий из полиэтилена. Такая ситуация существенно снижает финансово-экономические показатели средних производств, ориентированных на создание определенного ассортимента товаров. Именно поэтому производители полиэтиленовой продукции ищут пути удешевления своей продукции.

Например, для удешевления производства используют гранулы, полученные при переработке полимерных отходов. Вторичное сырье востребовано на рынке полимеров. Экономическая целесообразность и эффективность такой деятельности подтверждается стабильностью созданных компаний.

Основные факторы, влияющие на производство

Экономическая жизнеспособность – это вероятность того, что компания получит прибыль после продажи своей продукции. Среди причин, вызывающих увеличение или снижение спроса на производимые полиэтиленовые гранулы, выделим:

  • экономическое положение страны и покупательная способность населения;
  • изменение стоимости исходного сырья;
  • появление на рынке продукции из новых термопластичных полимеров.

Как основные потребители вторичного полиэтиленового гранулята, мы выделяем несколько групп:

  • небольшие специализированные компании, производящие товары народного потребления из полиэтилена;
  • компании, поставляющие полимерное сырье на химические заводы.

Производственные планы составляют около 1200 тонн в год. Спрос на полиэтиленовые гранулы зависит от их диаметра. Поскольку наиболее популярными являются полиэтиленовые гранулы диаметром 2 мм, организованное производство будет рассчитано именно на их производство.

Предполагаемые объемы продаж

Технико-экономическая целесообразность объясняется востребованностью полимерной продукции на современном экономическом рынке. Ежемесячно планируется производить около 100 тонн гранул диаметром 2 мм. Примерно 60% от общего объема ВМС состоит из термопластичного полимера, полиэтилена. На отечественном рынке представлен полиэтилен низкой и высокой плотности. Также на современном бюджетном рынке представлены определенные подклассы этого продукта, обладающие превосходящими техническими характеристиками:

  • сверхвысокой молекулярной массой;
  • низкая линейная плотность;
  • на катализаторах (ПТЭФ);
  • бимодальный (ПБ).

Полиэтилен выпускается в виде бесцветных гранул диаметром 2-4 мм. Нерастворим в воде, органических растворителях. Полиэтилен устойчив к щелочам, органическим кислотам. Разлагается при взаимодействии с 50% азотной кислотой. Постепенно происходит разрушение, приводящее к повышенной ломкости.

Полиэтилен используют для упаковки, создания тары, полимерных труб. Те предприятия Северо-Запада ФО, которые занимаются производством пленки для упаковки, тары и мебели, смогут перейти на вторичное сырье, добившись удешевления своей продукции.

Рынок сбыта

Экономическая целесообразность – это показатель, без которого невозможно организовать новое производство. Уровень заполнения рынка вторичного сырья в РФ составляет, по разным оценкам, от 5 до 10%. Это связано с отсутствием производств, занимающихся переработкой отходов полиэтилена.

Цена импортного вторичного сырья составляет около 33 руб./кг, что значительно ниже цен на первичное сырье. При анализе предприятий, занимающихся переработкой отходов полиэтилена на Северо-Западе ФО, было выявлено несколько компаний. Большинство из них расположены в Санкт-Петербурге, ориентированы на работу по прямым договорам и производят вторичное сырье в гранулированном виде.

Расчеты

Экономическая целесообразность – важный момент, без которого невозможно начать организацию собственного производства. При расчете затрат учитывалась себестоимость произведенной продукции, наценка на полиэтилен гранулированный и уплата налоговых отчислений.

Для реализации рассматриваемого проекта необходимо арендовать нежилое помещение площадью около пятисот квадратных метров с бетонным полом, высотой потолков не менее семи метров. Арендуемое здание оборудовано водопроводом, отоплением, производственной канализацией, электроснабжением (до 300 кВт).

Также в помещении есть место для выгрузки отходов, сортировки и хранения готовых пеллет. Экономическая жизнеспособность – это оценка прибыльности компании. Учитывая, что предполагается проведение серьезных подготовительных работ по прокладке линии переработки отходов полиэтилена, целесообразно заключить договор аренды сроком на пять лет и более. Для проекта используется оборудование компании NACHI (Япония), средний срок службы которого составляет пять лет. Пуско-наладочные работы и монтаж осуществляют специалисты японской компании, определенные затраты заложены в бюджете:

1. Расходы на оплату труда специалистов, привлеченных к производству

2. Расходы по плану поездки

3. Материалы, необходимые для производства

4. Организационные расходы

5. Непредвиденные расходы компании

Издержки производства

В качестве фиксированной стоимости этого проекта будет оплата услуг сотовой связи, использование факса, Интернета. В эту же статью входит оплата коммунальных услуг, аренда современного оборудования, помещений, создание рекламных материалов. К постоянным затратам относятся получение лицензий, патентов, ежемесячная заработная плата сотрудников. Амортизацию рассчитаем линейным методом, приняв стоимость оборудования 40 965 евро (1 евро-68,35 рубля) со сроком эксплуатации 5 лет.

Амортизационные отчисления определяются по формуле:

  • где К — нормативная норма амортизации в %;
  • n – срок полезного использования основного средства, выраженный в годах.

К = (1/5) * 100 % = 20 %, амортизация: А = (2800000 * 0,2) / 12 = 46 660 руб.

Переменные затраты созданного производства связаны с материальными затратами на сырье, материалы, оплату за электроэнергию, топливо, комплектующие и другие виды.

Себестоимость: S = (VC + FC) / N = (810600 + 971380) / 100000 = 17,92 руб.

Финансово-экономический риск возможен при резком падении потребительского спроса, разработке альтернативного продукта, снижении кредитоспособности рядовых потребителей, повышении налогов и ценовой политики ближайших конкурентов.

Чтобы свести к минимуму подобные неприятные ситуации, специалисты компании должны оперативно реагировать на любые изменения, наблюдаемые в этом сегменте экономики.

Технические риски учитывают демонтаж основного оборудования, некачественное сырье, а также необходимость приобретения новых механизмов. Для минимизации данного вида риска планируется проведение профилактических работ, осуществляется контроль на каждом этапе производства.

Прогнозы по выручке и продажам

Для того, чтобы компания зарекомендовала себя на рынке, в первые месяцы работы мы планируем установить рентабельность выпускаемой продукции в пределах 40-60%. Оптовая цена за килограмм гранул полиэтилена варьируется в пределах от 25,1 до 28,7 рублей. Для реализации проекта необходимо единовременное вливание финансовых ресурсов (закупка оборудования).

Срок окупаемости проекта составляет 2,1 года при условии незначительного изменения цен на электроэнергию, аренду и коммунальные услуги.

В настоящее время возрастает интерес к детальному изучению экономической жизни в нашей стране. Благополучие людей напрямую зависит от хозяйства, правильности чистоты. Меняются представления о процессах, объектах, управлении ими со стороны компаний, общества, государства и простых граждан.

Заключение

Любой компании, которая только начинает свою финансово-хозяйственную деятельность, либо имеет опыт работы, чтобы выжить в условиях современного экономического рынка, необходимо освоить принципы ценообразования, выбрать правильную стратегию действий. В противном случае она не сможет противостоять конкуренции на внутреннем и внешнем рынках.

Для обеспечения стабильного экономического роста компания должна принимать важные решения, способствующие сокращению потерь, увеличению объемов производства и увеличению прибыльности. Компания является самостоятельным хозяйствующим субъектом, который создается в соответствии с законодательством страны для оказания услуг (выполнения работ), способствующих удовлетворению потребностей общества и получению стабильной прибыльности.

Например, для компании, занимающейся изготовлением металлоконструкций: беседок, мангалов, дачных качелей, актуально отслеживать изменение цен на используемое сырье.

Экономическая состоятельность предполагает получение собственником прибыли, обеспечение работников прожиточным минимумом и безопасными условиями труда. В зависимости от направления деятельности компании могут иметь характеристики, но для всех главным фактором является рентабельность и стабильность работы.

Источник: online-buhuchet.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин